МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 19 июля 1990 г. N 298
О ДЕЙСТВИЯХ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
С целью упорядочения действий учреждений санэпидслужбы и научно-исследовательских институтов
гигиенического профиля в чрезвычайных ситуациях и принятия неотложных мер
приказываю:
1. Возложить на Всесоюзный
научно-исследовательский институт профилактической токсикологии и дезинфекции (ВНИИПТиД) Минздрава СССР головные функции по организации
санитарно-профилактических мероприятий, их координации при чрезвычайных
ситуациях.
2. Директору ВНИИПТиД
Минздрава СССР (т. Прокопенко Ю.И.) организовать в составе института
лабораторию чрезвычайных ситуаций. Срок - 01.08.90.
3. Директору ВНИИПТиД
Минздрава СССР (т. Прокопенко Ю.И.), главному врачу СЭС Минздрава СССР (т.
Подольский В.М.) разработать проект положения о функциях подведомственных
учреждений в качестве головных по организации и проведению
санитарно-профилактических мероприятий при чрезвычайных ситуациях и представить
в Минздрав СССР до 01.08.90.
4. Главному врачу СЭС Минздрава СССР (т.
Подольский В.М.):
- образовать санитарно-профилактический
отряд из высококвалифицированных специалистов для организации и оперативного
проведения мероприятий в чрезвычайных ситуациях, разработать положение о
санитарно-профилактическом отряде и представить на утверждение в Главное
санитарно-профилактическое управление Минздрава СССР до 01.08.90;
- совместно с головными организациями
(санэпидстанции полной готовности, центры индикации и диагностики) организовать
систему подготовки кадров.
5. Директорам ВНИИПТиД
Минздрава СССР (т. Прокопенко Ю.И.), НИИГТиПЗ АМН
СССР (т. Измеров Н.Ф.), НИИОКГ им. А.Н. Сысина АМН СССР (т. Сидоренко Г.И.), Института питания АМН
СССР (т. Волгарев М.Н.), ВНИИГИНТОКС Минздрава СССР
(т. Мотузинский В.П.), НИИ токсикометрии
Минздрава СССР (т. Проданчук Н.Г.):
- образовать и утвердить состав из
ведущих сотрудников института, бригад экстренной санитарно-профилактической
помощи в соответствии с основными направлениями деятельности института для
проведения оперативного эпидемиологического расследования, анализа и разработки
санитарно-профилактических мероприятий в чрезвычайных ситуациях и представить
во ВНИИПТиД Минздрава СССР до 01.08.90;
- разработать положение о бригаде
экстренной санитарно-профилактической помощи и представить в Главное
санитарно-профилактическое управление Минздрава СССР до 01.08.90;
- составить перечень оборудования,
приборов и реактивов бригад экстренной санитарно-профилактической помощи по
направлениям для выполнения необходимого объема исследований в чрезвычайных
ситуациях (с учетом возможности их транспортировки, работы в автономных условиях).
Срок - 01.09.90. ВНИИПТиД Минздрава СССР обобщить и
представить сводную заявку в Главное санитарно-профилактическое управление
Минздрава СССР для реализации. Срок - 01.10.90.
6. Начальнику II Главного управления
Минздрава СССР (т. Самородов В.А.), главному врачу
СЭС Минздрава СССР (т. Подольский В.М.) определить зоны обслуживания головных
санэпидстанций полной готовности в соответствии с расположением региональных
центров экстренной медицинской помощи. Срок - 01.09.90.
7. Начальнику Главного санитарно-профилактического
управления Минздрава СССР (т. Чибураев В.И.),
начальнику III Главного управления при Минздраве СССР (т. Шульженко Е.Б.),
начальнику II Главного управления Минздрава СССР (т. Самородов
В.А.) разработать и представить на утверждение положение о взаимодействии
подведомственных учреждений и организаций, координации их действий в
чрезвычайных ситуациях. Срок - 01.11.90.
8. Министрам здравоохранения союзных
республик:
- обязать
руководителей местных органов здравоохранения немедленно информировать о
происшедшей чрезвычайной ситуации Всесоюзный центр экстренной медицинской
помощи при Институте хирургии им. А.В. Вишневского АМН СССР и
Специализированный центр экстренной медицинской помощи в системе Третьего
Главного управления при Минздраве СССР;
- образовать бригады экстренной
санитарно-профилактической помощи из ведущих сотрудников подведомственных
институтов санитарно-гигиенического профиля и учреждений санэпидслужбы.
Оснастить бригады аппаратурой и приборами с учетом их транспортировки и работы
в автономных условиях.
9. Главным государственным санитарным
врачам союзных республик, с учетом возможного характера чрезвычайных ситуаций
на обслуживаемой территории, подготовить и направить в СЭС Минздрава СССР
заявки на приборы, оборудование и реактивы для работы в чрезвычайных ситуациях.
10. Утверждаю:
- "Типовые действия руководителя
санитарно-эпидемиологической службы в чрезвычайных ситуациях: областной,
городской, районный уровень" (Приложение N 1);
- "Основные принципы деятельности
санитарно-эпидемиологической службы в чрезвычайных ситуациях" (Приложение
N 2);
- Примерный перечень оборудования бригад
экстренной санитарно-профилактической помощи" (Приложение N 3).
11. Контроль за
выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра - Главного
государственного санитарного врача СССР т. Кондрусева
А.И.
Первый заместитель Министра
В.Г.СЕРГЕЕВ
Приложение N 1
к Приказу Минздрава СССР
от 19 июля 1990 г. N 298
ТИПОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ: ОБЛАСТНОЙ, ГОРОДСКОЙ, РАЙОННЫЙ УРОВЕНЬ
I. Период до
чрезвычайной ситуации
Подготовка плана мероприятий на случай
возникновения чрезвычайной ситуации с назначением ответственных лиц по
направлениям деятельности.
Проверка утвержденного плана не реже 1
раза в квартал. При необходимости - его корректировка.
Обучение персонала санэпидстанции в
соответствии с их ролью и обязанностями, содержащимися в плане. Периодическое
проведение учений (периодичность устанавливается в зависимости от конкретных
условий и характера прогнозируемой ситуации).
Налаживание координационных связей с
другими общественными и государственными службами в рамках регионального штаба
по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
II. Период
чрезвычайной ситуации
Немедленно прибыть на место, оценить
обстановку, собрать информацию, связаться с региональным штабом и доложить
ситуацию. В соответствии с оценкой задействовать соответствующие разделы плана
мероприятий:
- санитарно-гигиенические подразделения;
- лабораторные службы
(микробиологическая, химико-токсикологическая);
- оценка складывающейся эпидемиологической
ситуации.
О принятых мерах и прогностических
оценках информировать штаб. В случае необходимости запросить необходимую помощь
(транспорт, оборудование, реактивы, людские резервы).
Координировать работу отдельных
подразделений. Задействовать систему внутриорганизационного общения между
группами, действующими на станции и на выезде.
Постоянно оценивать текущую ситуацию и
результаты деятельности сотрудников, общие ресурсы и потребности отдельных
подразделений.
При необходимости укреплять подразделения
службы, находящиеся в наиболее напряженных условиях, за счет перераспределения
сил и средств.
Наиболее общими приоритетными
направлениями деятельности санэпидслужбы при
возникновении чрезвычайной ситуации могут быть:
- оценка наличия и пригодности источников
питьевого водоснабжения;
- наличие и безопасность продуктов
питания;
- оценка альтернативных методов
уничтожения отходов и канализационных стоков;
- контроль состояния мест питания,
пунктов оказания помощи пострадавшим;
- контроль численности грызунов;
- участие в проведении химической
разведки;
- оценка предполагаемых методов
дегазации;
- согласование вопросов, связанных со
сбором и захоронением погибших животных;
- координация вопросов, связанных с
захоронением трупов;
- координация действий с представителями
штаба и служб информации по вопросам распространения сведений об опасности и
альтернативных методах смягчения обстановки среди населения;
- регулярная информация регионального
штаба о проведенной работе и складывающейся обстановке.
III. Период после
чрезвычайной ситуации
Свертывание деятельности подразделений
службы в чрезвычайных ситуациях и возвращение к нормальной работе.
Освобождение дополнительно
задействованных людских ресурсов, транспорта, оборудования.
Анализ деятельности отдельных
подразделений и конкретных лиц с целью использования полученного опыта в
дальнейшем.
В конкретных условиях необходима
разработка подобного документа, учитывающего характер возможной чрезвычайной
ситуации (землетрясение, авария на химическом заводе, складе горючих
материалов, энергосиловой станции, транспортном узле и т.д.).
Аналогичный порядок и объем деятельности
должен быть разработан и для каждого руководителя подразделения санэпидстанции.
Начальник Главного
санитарно-профилактического
управления Минздрава СССР
В.И.ЧИБУРАЕВ
Приложение N 2
к Приказу Минздрава СССР
от 19 июля 1990 г. N 298
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
1. Прогнозирование возможных аварий
(катастроф), стихийных бедствий на конкретном объекте
(промышленно-производственном) или в регионе.
Целевое ориентирование: исключение, по
возможности, возникновения случаев промышленно-производственных катастроф,
проведение профилактических мероприятий по уменьшению санитарных потерь в
очагах чрезвычайных ситуаций при стихийных бедствиях.
Организационные формы реализации:
- осуществление государственного
санитарного надзора на объектах в соответствии с Постановлением Совета
Министров СССР от 31 мая 1973 г. N 361 "О государственном санитарном
надзоре в СССР", действующей инструкцией к поручению Совета Министров СССР
от 21 декабря 1982 г. N ПП-28400;
- система слежения за данными
ведомственного систематического наблюдения за состоянием среды на объектах;
- взаимоинформация
о состоянии среды на объектах (Госкомприрода СССР, Госкомгидромет СССР, Мингео СССР
и др.);
- разработка и осуществление комплексной
программы НИР и ОКР по обоснованию эколого-нормативных
систем биомониторинга и экологическому картографированию, а также по
прогнозированию экологических бедствий и катастроф, разработке приборов для
автоматической и полуавтоматической индикации поражающих факторов (факторов
загрязнения воздуха, пищевых продуктов, воды, почвы).
2. Планирование организации
санитарно-профилактического обеспечения работающих и населения на случай
аварий, катастроф, стихийных бедствий и др.:
- определение
(теоретический расчет) величины и структуры возможных последствий в ожидаемых
очагах бедствий конкретного промышленно-производственного объекта и региона в
целом исходя из поражающего фактора;
- теоретический расчет необходимых сил и
средств для оказания санитарно-профилактической помощи
населению в соответствии с расчетами последствий и санитарных потерь, порядок
пополнения недостающего имущества и прибытия сил и средств усиления учреждений санэпидслужбы.
Организационные формы реализации:
- расчетные таблицы величины и структуры
ожидаемых последствий, включая санитарные потери на производственно-промышленных
и других объектах с повышенной степенью риска возникновения чрезвычайных
ситуаций;
- то же - для региона и населения,
проживающего в зонах возможного бедствия;
- расчетные таблицы потребных сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
применительно к каждому конкретному очагу;
- создание резерва (запаса) приборов,
оборудования, реактивов и медикаментов, решение кадровой проблемы для работы в очагах исходя из вышеупомянутых расчетов.
3. Координация действий
санитарно-эпидемиологической службы страны в условиях чрезвычайных ситуаций:
- Всесоюзный научно-практический центр
экстренной медицинской помощи при Институте хирургии им. А.В. Вишневского АМН
СССР;
- Специализированный научно-практический
центр экстренной медицинской помощи в системе Третьего Главного управления при
Минздраве СССР;
- Новосибирский региональный центр
экстренной медицинской помощи;
- Ташкентский региональный центр
экстренной медицинской помощи;
- Хабаровский региональный центр
экстренной медицинской помощи;
- Киевский региональный центр экстренной
медицинской помощи;
- ВНИИ профилактической токсикологии и
дезинфекции Минздрава СССР;
- Санитарно-эпидемиологическая станция
Минздрава СССР;
- головные санитарно-эпидемиологические
станции полной готовности.
Организационные формы реализации:
- издание приказа Минздрава СССР о
действиях санитарно-эпидемиологической службы страны в условиях чрезвычайных
ситуаций;
- создание из ведущих специалистов НИИ
гигиенического профиля бригад экстренной санитарно-профилактической помощи;
- усиление санитарно-профилактической
помощи в чрезвычайных ситуациях региональными центрами индикации и диагностики;
- обеспечение готовности головных
санитарно-эпидемиологических станций полной готовности для немедленного
проведения санитарно-профилактических мероприятий, для непосредственной работы
в очагах поражения с <...> оснащением.
4. Взаимодействие органов и учреждений
санитарно-профилактической службы Минздрава СССР с ведомственными
медико-санитарными службами по вопросам обеспечения помощи населению в очагах
поражения.
Организационная форма реализации:
В соответствии с Постановлением Совета
Министров СССР от 07.04.90 N 339 предусматривается разработка согласованных
<...> взаимодействия (взаимоинформация, маневр
медицинскими силами и средствами) органов и учреждений системы Минздрава СССР с
аналогичными структурными подразделениями Гражданской обороны, МО СССР, МПС и
других ведомств.
5. Эшелонированность
и очередность оказания санитарно-профилактической помощи пострадавшему
населению на объектах и в очагах поражения.
Организационные формы реализации:
последовательность, характер и объем
санитарно-профилактической помощи пострадавшим на объектах
(промышленно-производственные предприятия) и в очагах поражения определяются
складывающейся оперативно-тактической и санитарно-эпидемиологической
обстановкой в очаге.
Примерная последовательность по характеру
помощи в очаге:
- санитарно-гигиеническая и
эпидемиологическая разведка;
- проведение санитарно-профилактических и
противоэпидемических мероприятий.
6. Специальная подготовка сотрудников
санитарно-эпидемиологических учреждений страны для работы в чрезвычайных
ситуациях. Обучение и тренировка работающих на промышленно-производственных
объектах и населения действиям и поведению в очагах бедствий.
Организационная форма реализации:
- систематическое проведение
учебно-тренировочных занятий с персоналом СЭС полной готовности, бригад
экстренной санитарно-профилактической помощи НИИ по специальным планам в
условиях, приближенных к реальным;
- организация санитарно-просветительной
работы (с учебно-тренировочными занятиями) со всем взрослым населением,
школьниками по правилам поведения в зонах бедствия.
Начальник Главного
санитарно-профилактического
управления Минздрава СССР
В.И.ЧИБУРАЕВ
Приложение N 3
к Приказу Минздрава СССР
от 19 июля 1990 г. N 298
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОБОРУДОВАНИЯ БРИГАД ЭКСТРЕННОЙ
САНИТАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1. Шуттель-аппарат
типа АВУ-6с
2. Мельница ЭКМ-3у
3. Распылитель стеклянный с грушей
4. Центрифуга настольная ОПН-8 (ОПН-3)
5. Иономер
ЭВ-74
6. Иономеры с
комплектом ионселективных электродов (типа Н-135)
7. Иономер
портативный
8. Портативный хроматограф Дзержинского
ОКБА ХПН-4
8. Весы технохимические с комплектом гирь
2 класса
10. Прибор переносной для определения
ртути
11. Газоанализаторы с набором
индикаторных трубок Гх-4, Гх-5
12. Газоанализаторы УГ-3, УГ-4 с
комплектом индикаторных трубок
13. Приборы для отбора проб воздуха М-822-н,
ЭА-1
14. Электроплитка
15. Наборы хроматографических
камер
16. Распылитель (пульверизатор)
17. Насос вакуумный МВ-ЦМ-10
18. Микроскопы типа МБИ, Биолом
19. Камера Фукс-Розенталя
20. Весы аптечные с набором разновесов
21. Гомогенизатор мягких тканей РТ-1
22. Микрошприцы
"Гамильтон" 1 мкл, 10 мкл,
5 мкл, 100 мкл (США)
23. Автосамплеры
"Жильсон" (Франция) на 5 мл и 10 мл
24. Респираторы ШБ-1
"Лепесток", ШБ "Лепесток-АПАН"
25. Противогазы защитные
26. Очки защитные
27. Очиститель воды типа
"Родник"
28. Костюм х/б
28. Нательное белье х/б
29. Белье утепленное х/б
30. Носки шерстяные, носки х/б
31. Шапочка х/б
32. Куртка на утепленной прокладке
33. Перчатки х/б
белые
34. Ботинки кожаные рабочие, сапоги
резиновые
35. Комбинезоны х/б
36. Бахилы прорезиненные
37. Унты меховые
38. Шапки-ушанки с кожаным верхом
39. Костюм меховой
40. Руковицы
зимние меховые
41. Перчатки анатомические резиновые
42. Халаты белые х/б
43. Полотенца белые х/б
44. Спальные мешки
Начальник Главного
санитарно-профилактического
управления Минздрава СССР
В.И.ЧИБУРАЕВ