| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 13 сентября 1990 г. N 2-8

 

О НЕСООТВЕТСТВИИ НОРМ УГОЛОВНОГО

И УГОЛОВНО - ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ

ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕР

АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ ИЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО

ВОЗДЕЙСТВИЯ, КОНСТИТУЦИИ СССР И МЕЖДУНАРОДНЫМ

АКТАМ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

 

Статья 43 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и статья 5.1 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик предусматривают возможность освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего деяние, содержащее признаки преступления, не представляющего большой общественной опасности, если будет признано, что его исправление и перевоспитание возможно без применения уголовного наказания. В этом случае производство по уголовному делу подлежит прекращению, а к лицу применяются меры административного взыскания или общественного воздействия. В соответствии с этими нормами решения о прекращении уголовного дела, констатирующие виновность лица в совершении такого деяния, могут приниматься и широко принимаются на стадии предварительного расследования. По государственному учету согласно параграфу 12 Инструкции о едином учете преступлений, утвержденной Генеральным прокурором СССР 30 декабря 1985 г. N 59/11, лица, в отношении которых по указанным основаниям прекращены уголовные дела, считаются совершившими преступления.

Признавая, что только неукоснительное соблюдение принципа презумпции невиновности обеспечивает правовую защиту личности от необоснованного обвинения в совершении преступления;

основываясь на положениях статьи 160 Конституции СССР, закрепившей принцип, в соответствии с которым никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда и в соответствии с законом, и на пункте 2 статьи 14 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве, установившем, что обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда;

учитывая пункт 2 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, устанавливающий, что каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону;

принимая во внимание пункт 1 статьи 11 Всеобщей декларации прав человека, провозгласивший, что каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем главного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты;

считая, что нормы уголовного и уголовно - процессуального законодательства, позволяющие признавать лицо виновным в совершении преступления и освобождать его от уголовной ответственности с применением мер административного взыскания или общественного воздействия без рассмотрения дела в суде и вынесения приговора, не отвечают принципу презумпции невиновности;

руководствуясь статьями 12 и 18 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР",

Комитет конституционного надзора СССР пришел к следующему заключению:

1. Статья 43 Основ уголовного законодательства ССР и союзных республик, статья 5.1 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик в части, дающей возможность признавать лицо виновным в совершении преступления без рассмотрения дела в суде, не соответствуют положениям статьи 160 Конституции СССР. Указанное несоответствие должно быть устранено в процессе обновления Верховным Советом СССР уголовного и уголовно - процессуального законодательства.

2. Параграф 12 Инструкции о едином учете преступлений, утвержденной Генеральным прокурором СССР 30 декабря 1985 г. N 59/11, в части, предусматривающей учет в качестве совершивших преступления лиц, уголовные дела в отношении которых прекращены в связи с изменением обстановки, применением к виновному мер административного взыскания, передачей дела в товарищеский суд, в комиссию по делам несовершеннолетних или передачей виновного на поруки, не соответствует Конституции СССР и законам СССР и на основании статьи 124 Конституции СССР и статьи 21 Закона СССР "О конституционном надзоре в СССР" утрачивает силу с момента принятия настоящего заключения.

 

Председатель Комитета

конституционного надзора СССР

С.АЛЕКСЕЕВ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024