ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИКАЗ
от 19 сентября 1990 г. N 616
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целях развития психологической службы в
системе народного образования приказываю:
1. Утвердить Положение о психологической
службе в системе народного образования (Приложение).
2. Контроль за
реализацией данного Положения возложить на главного психолога Гособразования СССР т. Асмолова
А.Г.
Председатель
Г.А.ЯГОДИН
Приложение
к Приказу Гособразования
СССР
от 19 сентября 1990 г. N 616
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел 1. Общие
положения
1. Психологическая служба является
необходимым компонентом системы народного образования, обеспечивающим развитие
личностного, интеллектуального и профессионального потенциала общества.
Основные цели службы - содействие формированию подрастающего поколения,
становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах
дошкольного и школьного детства; развитие способностей и склонностей детей,
изучение особенностей их психического развития, определение психологических
причин нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений. Центральная задача психологической службы - формирование
развивающего образа жизни личности в различных учебно - воспитательных
учреждений в системе непрерывного образования.
2. Важнейшим условием эффективности
работы службы является правильное понимание психологом и педагогическими
работниками существа их профессионального взаимодействия в единой системе
образования и воспитания, взаимодополняемость позиций
психолога и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебно -
воспитательного учреждения.
3. Психологическая служба осуществляет
свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с
органами опеки и попечительства, инспекциями по делам несовершеннолетних,
представителями общественных организаций, оказывающими воспитательным
учреждениям помощь в воспитании и развитии детей и подростков. Для обеспечения
успешной работы службы необходимы творческие контакты с медицинскими
учреждениями.
4. Деятельность психологической службы в
системе народного образования обеспечивается специалистами, окончившими высшее
учебное заведение по специальности "психология" или прошедшими
переподготовку и получившими квалификацию "практический психолог"
(диплом установленного Гособразованием образца).
Раздел 2. Структура
психологической службы
в системе народного образования
1. Научно - методический центр по
практической психологии при Министерстве народного образования.
Центр создается при участии отделения
Общества психологов СССР.
2. Центр психологической помощи (Центр
психологической помощи и профориентации).
Центр может создаваться при областном
(городском, районном) Управлении (отделе) народного образования или при местном
Совете народных депутатов в установленном порядке.
3. Методист по практической психологии в
методическом кабинете при районном (городском, областном) управлении (отделе)
народного образования.
Раздел 3.
Направления деятельности психологической
службы в системе народного образования
Задачи психологической службы:
формирование развивающего образа жизни
личности в учебно - воспитательном учреждении;
обеспечение полноценного личностного,
интеллектуального и профессионального развития человека на каждом возрастном
этапе;
обеспечение индивидуального подхода к
каждому ребенку;
психолого - педагогическое изучение
детей;
профилактика и коррекция отклонения в
интеллектуальном и личностном развитии;
социально - психологическая реабилитация
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей и подростков с
отклонениями в физическом или умственном развитии;
оказание помощи детям, подросткам,
педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
консультирование родителей или лиц, их
заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного
микроклимата.
Работа практического психолога
осуществляется по следующим основным направлениям:
Психопрофилактическая работа -
формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей
психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе
с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для
полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное
предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.
В зависимости от типа учебно -
воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая
работа включает в себя:
адаптацию детей к детскому саду,
рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в
адаптационный период;
обследование детей при
переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению,
подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по
ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;
определение психологической готовности к
обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления
способностей, отклонений в развитии и их коррекции;
подготовка совместно с учителем программы
индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;
проведение психологического обследования
детей при поступлении в учреждение интернатного типа
с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и
социально - психологической реабилитации;
предупреждение психологической перегрузки
и невротических срывов у детей, вызванных условиями их жизни, обучения и
воспитания;
создание благоприятного психологического
микроклимата в учебно - воспитательном учреждении через оптимизацию форм
общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями,
консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.
Психодиагностическая работа - психолого -
педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного
детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение
причин нарушения личности и интеллекта.
Для реализации этих задач практический
психолог проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с
целью определения хода его психического развития, соответствия развития
возрастным нормам;
проводит изучение психологических
особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней
диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку,
помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;
диагносцирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном
развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения
необходимыми навыками и умениями;
проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические
причины нарушения общения.
Развивающая и психокоррекционная
работа - активное воздействие практического психолога на процесс формирования
личности ребенка. Ее задачи определяются ориентацией психологической службы на
обеспечение соответствия развития возрастным нормативам, помощь педагогическим
коллективам в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их
способностей, склонностей, становлении личности. Особое место в данном
направлении занимает работа по преодолению отклонений в развитии, нарушений в
обучении и поведении детей и подростков.
Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы практический психолог
разрабатывает и осуществляет:
программы, направленные на формирование
личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;
программы коррекции, направленные на
устранение отклонений в психическом развитии;
программы психологической помощи детям и
подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.
Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и
педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется
психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с
педагогом, родителями или лицами, их заменяющими, и выполняется последними с
помощью психолога.
Развивающая и психокоррекционная
работа может проводиться в процессе специальной работы практического психолога
с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с
участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.
Психолого - педагогическая коррекция
осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются
следствием органического поражения центральной нервной системы или психического
заболевания.
Консультативная работа - консультирование
администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения
и воспитания детей;
консультирование детей, родителей, лиц,
их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при
поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;
консультирование работников учреждений интернатного типа для детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по вопросам социально - психологической реабилитации
детей;
проведение совместных консультаций
работников учебно - воспитательных учреждений для детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (школы - интернаты, детские дома), педагогов
школ, в которых обучаются эти дети, представителей шефствующих организаций с
целью обеспечения преемственности в работе с детьми;
проведение индивидуальных и групповых
консультаций детей по проблемам обучения, развития, жизненного и
профессионального самоопределения, взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.;
консультирование администрации учреждения
при составлении плана учебно - воспитательных мероприятий с учетом
как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией
жизни, обучения и воспитания в каждом конкретном учреждении.
Раздел 4. Права и
обязанности работника
психологической службы
Работник психологической службы в системе
народного образования обязан:
руководствоваться соответствующими
директивными и нормативными документами Совета Министров СССР, Гособразования СССР, настоящим Положением, и другими
документами, регламентирующими деятельность службы;
рассматривать вопросы и принимать решения
строго в границах своей профессиональной компетенции;
знать новейшие достижения психологической
науки, применять современные научно обоснованные методы диагностики,
развивающей, психокоррекционной,
психопрофилактической работы;
препятствовать проведению диагностической,
психокоррекционной и других видов работ лицами, не
обладающими соответствующей профессиональной подготовкой;
в решении всех вопросов исходить только
из интересов ребенка, его полноценного развития;
хранить профессиональную тайну, не
распространять сведения, полученные в результате диагностической или
коррекционной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или
его окружающим;
оказывать необходимую помощь
администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем,
связанных с обеспечением полноценного психического развития детей,
индивидуального подхода к ребенку, оказывать необходимую и возможную помощь
детям в решении их индивидуальных проблем;
работать в тесном контакте с
администрацией и педагогическим коллективом учреждения;
по запросам администрации подготавливать
необходимые материалы для психолого - медико - педагогических консультаций;
участвовать в рассмотрении спорных
вопросов воспитания детей (выбор формы устройства, передача на воспитание
одному из родителей и др.);
выполнять распоряжения администрации
учреждения образования, управления (отдела) образования, если эти распоряжения
не находятся в противоречии с психологической наукой и если их выполнение
обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных знаний.
Работник психологической службы имеет
право:
определять приоритетные направления
работы с учетом конкретных условий учебно - воспитательного учреждения;
формулировать конкретные задачи работы с
детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об
очередном проведении различных видов работ;
отказываться от выполнения распоряжений
администрации в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат принципам или
задачам его работы, определенным настоящим Положением;
знакомиться с документацией учебно -
воспитательного учреждения, обращаться с запросами в медицинские учреждения;
участвовать с правом совещательного
голоса в работе различных органов и комиссий, решающих судьбу детей. В случае несогласия с принятым решением обратиться в вышестоящую
инстанцию и довести свое мнение;
участвовать в разработке новых методов
психодиагностики, психокоррекции и других видов
работ, оценке их эффективности, проводить в учебно - воспитательном учреждении
групповые и индивидуальные психологические исследования и эксперименты для
исследовательских целей, выступать с обобщением опыта своей работы в научных и
научно - популярных журналах и пр.;
обращаться в случае
необходимости через руководство с ходатайствами в соответствующие организации
по вопросам, связанным с защитой интересов ребенка (изменение режима
работы родителей или лиц, их заменяющих, санаторное обеспечение и т.п.);
обращаться в центры психологической
помощи и профориентации по вопросам профессионального самоопределения
школьников и другим вопросам, связанным с защитой интересов ребенка.