МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР
УКАЗАНИЕ
от 5 октября 1990 г. N 1-150-У
О ПОРЯДКЕ ПЕРЕРАСЧЕТА И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ
С 1 ЯНВАРЯ 1991 Г. В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНАМИ СССР
"О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН В СССР" И
"О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
Министерство
социального обеспечения РСФСР направляет для использования в практической
работе Методическое письмо Управления пенсионного обеспечения Госкомтруда СССР
от 14 сентября 1990 г. N 3071-МК "О порядке перерасчета и выплаты пенсий с
1 января 1991 года в соответствии с Законами СССР "О пенсионном
обеспечении граждан в СССР" и "О пенсионном обеспечении
военнослужащих".
И.о. Министра
С.С.ИВЧЕНКОВ
Приложение
к указанию МСО РСФСР
от 5 октября 1990 г. N 1-150-У
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ТРУДУ
И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
от 14 сентября 1990 г. N 3071-МК
О ПОРЯДКЕ ПЕРЕРАСЧЕТА И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ
С 1 ЯНВАРЯ 1991 Г. В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНАМИ СССР
"О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН В СССР" И
"О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
С 1 января 1991 г. перерасчету в
соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР"
<*> подлежат:
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуется Закон от
15 мая 1990 г.
пенсии по инвалидности, назначенные
инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных
с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их
последствиями;
пенсии по случаю потери кормильца,
назначенные детям - круглым сиротам;
все виды пенсий, назначенные матерям,
имеющим детей-инвалидов (инвалидов с детства I и II групп);
все виды пенсий, назначенные участникам
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
пенсии по возрасту, назначенные рабочим и
служащим угольной, металлургической и других отраслей промышленности и
строительства, для которых установлены повышенные максимальные размеры.
Для остальных категорий граждан на данном
этапе Закон от 15 мая 1990 г. вводится только в части норм:
определяющих минимальные размеры пенсий и
назначение социальных пенсий;
не касающихся других размеров трудовых
пенсий.
По существу это означает, что до 1 января
1992 г. не применяются следующие две группы статей названного Закона <*>:
--------------------------------
<*> Не относится к тем категориям
пенсионеров, для которых Закон от 15 мая 1990 г. действует ранее этой даты.
а) Статьи, содержащие нормы, касающиеся
размеров пенсий:
20 - 22, 31 - 35, 47 (часть I), 49 - 52,
61, 67 (кроме норм, предусматривающих зачет в стаж времени работы после
назначения пенсии и нахождения на инвалидности), 69, 70 (в отношении тружеников
тыла), 71, 73, 76 - 93, 95, 96 (кроме норм, предусматривающих начисление
районных коэффициентов к минимальным размерам пенсий), 106.
б) Статьи, действие которых
распространяется на новые назначения пенсий и перерасчет ранее назначенных
пенсий, поскольку они содержат новые нормы по сравнению с действующим
законодательством (хотя и не касающиеся размеров пенсий):
3, 14 (кроме абзацев 16 - 18 и 20), 16
(часть II), 18, 27, 30, 38, 40, 44, 60, 63 - 66, 103, 117.
С 1 января 1991 г. перерасчету в
соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих"
<*> подлежат:
--------------------------------
<*> В дальнейшем именуется Закон от
28 апреля 1990 г.
пенсии по
инвалидности, назначенные бывшим военнослужащим, лицам начальствующего и
рядового состава органов внутренних дел, ставшим инвалидами вследствие увечья,
полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением
обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не
связанного с пребыванием на фронте или выполнением интернационального долга в
странах, ведущих боевые действия;
пенсии по случаю потери кормильца,
назначенные членам семей военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава
органов внутренних дел, умерших вследствие указанных выше причин.
1. Общие правила
перерасчета пенсий
1.1.
Гарантированное повышение пенсий в зависимости
от количества лет нахождения на пенсии
1.1.1. При перерасчете пенсий в
соответствии с Законами от 28 апреля 1990 г. и от 15 мая 1990 г. производится
обязательное сравнение нового размера пенсии, полученного в результате
перерасчета по нормам названных Законов, с прежним размером этой пенсии,
установленной по ранее действовавшему законодательству.
В том случае, если
новый размер не превысит прежний или превысит его на меньшую сумму, чем
предусмотрено пунктами 2 и 3 Постановлений Верховного Совета СССР о порядке
введения в действие Законов от 28 апреля 1990 г. и от 15 мая 1990 г., то к
прежнему размеру начисляется от 5 до 40 руб. в зависимости от количества полных
лет нахождения на пенсии:
5 и менее лет - 5 руб.;
менее 10 лет - 10 руб.;
менее 15 лет - 15 руб.;
менее 20 лет - 20 руб.;
менее 25 лет - 30 руб.;
25 и более лет - 40 руб.
Это означает, что новый размер пенсии
устанавливается не в фактически рассчитанной сумме, а путем начисления к
прежнему размеру указанного гарантированного повышения.
1.1.2. В зависимости от срока введения в
действие Закона от 15 мая 1990 г. имеются особенности в начислении гарантированного
повышения пенсии.
Для тех пенсионеров, в отношении которых
названный Закон начнет действовать с 1 января 1991 г., гарантированное
повышение применяется одновременно с перерасчетом по нормам нового пенсионного
законодательства.
Что касается других пенсионеров, которые
получат право на такой перерасчет с 1 января 1992 г., то их пенсии, назначенные
до 1 января 1991 г., с этой даты повышаются на 5 - 40 руб., независимо от вида
и размера этих пенсий.
Гарантированное
повышение указанных пенсий должно быть зачтено при их последующем перерасчете с
1 января 1992 г. по стажу, заработку и другим основаниям, предусмотренным
Законом от 15 мая 1990 г. Если фактическое повышение пенсии при перерасчете
окажется менее гарантированного, то после 1 января 1992 года выплата пенсии
продолжится в том размере, в котором она была установлена с 1 января 1991 г.
1.1.3. Гарантированное повышение на 5 -
40 руб. применяется к размеру пенсии, исчисленному с учетом установленных
Законами от 28 апреля 1990 г. и от 15 мая 1990 г. надбавок и других повышений.
Сверх указанного повышения к пенсии может
начисляться только повышение, полагающееся инвалидам с детства вследствие
ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми
действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями.
1.1.4. При наступлении обстоятельств,
влекущих прекращение выплаты надбавки на уход или на нетрудоспособных членов
семьи, не имеющих права на социальную пенсию, пенсия пересматривается без
надбавки.
Однако ее размер не может быть ниже пенсии,
получаемой до введения Закона от 15 мая 1990 г., и с учетом гарантированного
повышения на 5 - 40 руб.
При утрате права на
надбавку на уход в связи с изменением группы
инвалидности гарантированное повышение на 5 - 40 руб. начисляется к размеру
пенсии, который мог бы быть назначен пенсионеру до введения названного Закона
по ранее действовавшему законодательству по этой группе инвалидности.
1.1.5. Пенсии,
подлежащие перерасчету по нормам нового пенсионного законодательства с 1 января
1992 г., могут быть до этой даты пересчитаны по действующему в настоящее время
законодательству из более высокого заработка за 2 года работы после назначения
пенсии, а такие в связи с начислением надбавок на нетрудоспособных членов семьи
или на стаж и усилением группы инвалидности. При этом повышение на 5 -
40 руб., установленное к данной пенсии с 1 января 1991 г., начисляется к новому
размеру пенсии, полученному в результате такого перерасчета.
1.1.6. Гарантированное повышение на 5 -
40 руб. начисляется к пенсиям, назначенным до введения в действие нового
пенсионного законодательства. Поэтому, если пенсионеру с 1 января 1991 года или
позднее этой даты впервые назначается пенсия или он
переходит на пенсию другого вида, то такая пенсия повышению на 5 - 40 руб. не
подлежит.
Однако при восстановлении с 1 января 1991
г. или позднее этой даты ранее назначавшейся ему
пенсии повышение на 5 - 40 руб. применяется к размеру пенсии, восстановленной
по действующему в настоящее время законодательству.
1.1.7. В связи с
введением с 1 января 1991 г. повышения пенсий на 5 - 40 руб. в зависимости от
количества лет нахождения на пенсии механизм повышений "старых"
пенсий, установленный в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 22 мая 1985 г. "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения рабочих,
служащих, членов колхозов и их семей", с этой даты не применяется.
1.1.8. К пенсиям, назначенным при
неполном стаже работы, повышение на 5 - 40 руб. устанавливается в полном
размере, а не пропорционально имеющемуся стажу.
1.2. Определение
заработка для перерасчета пенсий
1.2.1. При применении статьи 126 Закона
от 15 мая 1990 г. под заработком, из которого исчислена пенсия, следует
понимать заработок (в том числе оклад по должности - для соответствующих
категорий пенсионеров), принятый для определения размера пенсии, установленной
данному пенсионеру к моменту перерасчета по нормам названного Закона. При этом
не имеет значения, производилась ли ему фактическая выплата этой пенсии.
1.2.2. В том случае, если пенсионер
представит для перерасчета пенсии заработок за любые 5 лет работы подряд из
последних 15 лет работы перед первоначальным назначением пенсии или введением
названного Закона для соответствующей категории пенсионеров, то при определении
суммы среднемесячного заработка учитываются выплаты, которые по ранее
действующему законодательству исключались из подсчета пенсии.
2. Порядок
перерасчета пенсий инвалидам с детства
вследствие ранения, контузии или увечья, связанных
с боевыми действиями в период Великой
Отечественной войны
либо с их последствиями
2.1. К таким инвалидам относятся лица, у
которых в выписках из актов освидетельствования во ВТЭК причина инвалидности
определяется как "инвалидность с детства вследствие ранения
(соответственно - контузии или увечья), связанного с боевыми действиями в
период Великой Отечественной войны".
Причинная связь инвалидности с указанными
обстоятельствами, имевшими место непосредственно во время Великой Отечественной
войны или в более поздний период времени, устанавливается ВТЭК как по прямым
последствиям ранения (контузии), так и по различным их осложнениям и отдаленным
последствиям.
Для этого необходимо на основании
медицинских документов лечебно-профилактических учреждений и врачебно-трудовых
экспертных комиссий подтвердить обстоятельства повреждения здоровья, приведшего
к инвалидности.
При отсутствии медицинских документов во
внимание могут быть приняты свидетельские показания не менее двух свидетелей,
которые имеют документы, подтверждающие возможность их нахождения в районе
получения ранения (контузии).
Установление указанных обстоятельств
осуществляется по запросам органов социального обеспечения комиссией по
назначению пенсий (по месту жительства инвалида или свидетелей) с участием
врача-эксперта. На основании протокола опроса свидетелей ВТЭК определяет
причину инвалидности. Протокол опроса свидетелей приобщается к пенсионному
делу.
2.2. Перерасчет пенсий по инвалидности,
назначенных указанным лицам, рекомендуется производить в следующей
последовательности.
Вначале производится расчет нового
размера пенсии по инвалидности в соответствии со статьей 31 Закона от 15 мая
1990 г. (инвалидам I и II групп - 55% заработка, но не менее 100% минимальной
заработной платы, инвалидам III группы - 30% заработка, но не менее 50%
минимальной заработной платы).
Если у инвалидов I и II групп имеется трудовой
стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту, в том числе на льготных
условиях, то пенсия по инвалидности может быть установлена в размере пенсии по
возрасту при соответствующем стаже работы (статья 20 Закона от 15 мая 1990 г.).
После этого к основному размеру пенсии, в
том числе минимальному, начисляются следующие надбавки, установленные для
пенсий по инвалидности:
неработающим инвалидам I и II групп,
имеющим на своем иждивении нетрудоспособных членов семьи, - на каждого
нетрудоспособного члена семьи в размере социальной пенсии, предусмотренной для
соответствующей категории нетрудоспособных;
инвалидам I группы (кроме инвалидов I
группы по зрению), а также одиноким инвалидам II группы, нуждающимся в
посторонней помощи, - на уход за ними в размере 50% минимальной пенсии по
возрасту; инвалидам I группы по зрению - на уход за ними в размере 100%
минимальной пенсии по возрасту.
Что касается надбавок, предусмотренных к
пенсии по возрасту, то они к пенсии по инвалидности, исчисленной в размере
пенсии по возрасту, не устанавливаются.
Затем полученная сумма проверяется на
гарантированное повышение пенсии в порядке, изложенном в пункте 1.1.1
настоящего письма.
В конце расчета пенсия повышается на 15%
минимальной пенсии по возрасту.
Пример. Инвалид с детства II группы
вследствие увечья, связанного с боевыми действиями в период Великой
Отечественной войны, является получателем пенсии по инвалидности с 5 июля 1965
г. Пенсия была исчислена при трудовом стаже 45 лет из заработка 95 руб. в
размере 82 руб. 56 коп.
С 1 января 1991 г. пенсия по инвалидности
ему должна быть установлена в размере 133 руб. 06 коп. Расчет пенсии произведен
следующим образом:
1) 55% от 95 руб. = 52 руб. 25 коп., поэтому основной размер пенсии по инвалидности установлен
в размере минимальной заработной платы 70 руб.;
2) поскольку инвалид имеет трудовой стаж
45 лет, основной размер пенсии по инвалидности целесообразно установить в
размере пенсии по возрасту: 75% от 95 руб. = 71 руб. 25 коп.;
3) 71 руб. 25 коп. + 35 руб. (надбавка на
уход одинокому инвалиду II группы, нуждающемуся в посторонней помощи, в размере
социальной пенсии - 50% от минимальной пенсии по возрасту) = 106 руб. 25 коп.;
4) новый размер (106 руб. 25 коп.)
оказался выше прежнего размера (82 руб. 56 коп.) на 23 руб. 69 коп. Однако
инвалид находится на пенсии более 25 лет, поэтому сумма повышения должна
составить 40 руб. Таким образом, новый размер пенсии следует установить в сумме
122 руб. 56 коп. (82 руб. 56 коп. + 40 руб.);
5) 122 руб. 56 коп. + 10 руб. 50 коп. (повышение по пункту 3
Постановления от 15 мая 1990 г. в размере 15% минимальной пенсии по возрасту) =
133 руб. 06 коп.
3. Порядок
перерасчета пенсий детям - круглым сиротам
3.1. Перерасчету подлежат пенсии по
случаю потери кормильца, назначенные семьям, в состав которых входят дети,
потерявшие обоих родителей, или дети одинокой матери, имевшей право на
государственное пособие.
Дети, у которых один родитель умер, а
другой лишен родительских прав, круглыми сиротами не являются, поскольку такие
лица не освобождаются от обязанностей по содержанию нетрудоспособных детей.
3.2. Перерасчет пенсий по случаю потери
кормильца детям - круглым сиротам осуществляется в следующем порядке.
Вначале производится расчет нового
размера пенсии в соответствии со статьей 47 Закона от 15 мая 1990 г. или
статьями 40 (пункт "б") и 41 Закона от 28 апреля 1990 г. (30%
заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не менее двукратного размера социальной пенсии).
В том случае, если в состав получателей
этой пенсии входят и другие нетрудоспособные лица, не относящиеся к детям -
круглым сиротам, то с 1 января 1991 г. часть пенсии, приходящаяся на указанных
лиц, не может быть менее социальной пенсии в
зависимости от категории нетрудоспособного.
Если в результате перерасчета сумма, на
которую увеличилась пенсия, не достигнет гарантированного повышения от 5 до 40
рублей, то это повышение исчисляется к общей сумме ранее получаемой пенсии по
случаю потери кормильца.
В конце расчета общая сумма пенсии по
случаю потери кормильца, в состав которых входят инвалиды с детства вследствие
ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой
Отечественной войны либо с их последствиями, повышается на 15% минимальной
пенсии по возрасту.
При выделении доли этой пенсии сумма
гарантированного повышения на 5 - 40 руб. делится между получателями пенсии
поровну, а повышение на 15% минимальной пенсии по возрасту начисляется только к
доле указанного инвалида.
Пример. Пенсия по случаю потери кормильца
выплачивается с 17 ноября 1986 г. на двух членов семьи, находившихся на
иждивении умершей одинокой матери (ее сын в возрасте 8 лет и мать в возрасте 55
лет), из заработка 100 руб. в размере 55 руб.
С 1 января 1991 г. пенсия по случаю
потери кормильца должна быть установлена в размере 105 руб. Расчет пенсии
произведен следующим образом.
1) Часть пенсии, полагающаяся круглому
сироте, составляет 30% от 100 руб. = 30 руб., поэтому пенсия по случаю потери
кормильца ему должна быть установлена в размере 70 руб. (двукратный размер
социальной пенсии);
2) часть пенсии, полагающаяся другому
члену семьи, повышается до нового минимального размера 35 руб. (50% минимальной
пенсии по возрасту);
3) итого: 70 руб. + 35 руб. = 105 руб.
Таким образом, новый размер (105 руб.) оказался выше прежнего размера (55 руб.)
на 50 руб., то есть превысил гарантированное повышение пенсии 5 руб. (при
нахождении на пенсии 4 года). Поэтому рассчитанный размер остается без
изменений.
4. Порядок
перерасчета пенсий матерям детей-инвалидов
и инвалидов с детства I и II групп
4.1. К указанным лицам относятся матери,
имеющие детей-инвалидов до 16 лет либо детей старше 16 лет, являющихся
инвалидами с детства I и II групп.
Для приобретения права на перерасчет
пенсии с 1 января 1991 г. по нормам Закона от 15 мая 1990 г. не имеет значения
длительность воспитания ребенка, а также жив ли он к моменту перерасчета.
Что касается назначения пенсий таким
матерям после 1 января 1991 г., то в этих случаях применяется статья 18
названного Закона (т.е. для приобретения права на пенсию по возрасту по
достижении 50 лет требуется, чтобы мать воспитала ребенка-инвалида до
восьмилетнего возраста).
4.2. Матерям, имеющим детей - инвалидов с
детства III группы, также может быть произведен перерасчет пенсии с 1 января
1991 г., если до признания ребенка инвалидом III группы она имела право на
получение на него пособия, установленного для детей-инвалидов до 16 лет.
4.3. Пенсии, установленные до 1 января
1991 г. матерям, имеющим детей-инвалидов до 16 лет (инвалидов с детства I и II
групп), пересчитываются по стажу, заработку и другим основаниям,
предусмотренным Законом от 15 мая 1990 г., с применением в необходимых случаях
гарантированного повышения пенсии на 5 - 40 рублей.
При этом время осуществления ухода за
ребенком-инвалидом до 16 лет и инвалидом I группы (в том числе с детства)
засчитывается в трудовой стаж (статья 67 Закона от 15 мая 1990 г.).
Указанные периоды устанавливаются
комиссиями по назначению пенсий на основании:
акта обследования фактических
обстоятельств осуществления ухода;
документов, удостоверяющих нахождение на
инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов) и возраст (для
детей-инвалидов).
Акт обследования фактических обстоятельств
осуществления ухода составляется отделом социального обеспечения на основании:
сведений, полученных от жилищных органов, сельских (поселковых) Советов
народных депутатов; опроса лиц, за которыми осуществлялся уход, и их соседей;
других данных.
В качестве документов, подтверждающих
нахождение на инвалидности, могут приниматься: выписка из акта
освидетельствования во ВТЭК, медицинское заключение, пенсионное удостоверение,
удостоверения получателя пособия; справка отдела социального обеспечения и другие.
В качестве документов, удостоверяющих
возраст, могут приниматься: выписка из паспорта, свидетельство о рождении,
справка жилищных органов и другие.
5. Порядок
перерасчета пенсий участникам ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской АЭС
5.1. К таким
пенсионерам относятся лица, которые в период с 26 апреля 1986 г. по 1 января
1988 г. выполняли работы, связанные с ликвидацией последствий аварии на
Чернобыльской АЭС, независимо от характера и продолжительности этих работ, и
располагают соответствующими документами (запись в трудовой книжке,
командировочное удостоверение, справка с места работы и другие).
5.2. Пенсии,
назначенные указанным лицам, пересчитываются по стажу, заработку и другим
основаниям, предусмотренным Законом от 15 мая 1990 г., с применением в
необходимых случаях гарантированного повышения пенсии на 5 - 40 руб. При этом
время работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
засчитывается в трудовой стаж, в том числе дающий право на увеличение пенсии в
соответствии со статьей 20 названного Закона, в тройном размере
(Постановление Госкомтруда СССР от 1 июня 1989 г. N 167).
6. Порядок
перерасчета пенсий, назначенных работникам
отдельных отраслей народного хозяйства
6.1. Право на
перерасчет пенсий с 1 января 1991 г. приобретают отдельные категории рабочих и
служащих угольной, металлургической и других отраслей промышленности и
строительства, проработавшие не менее 15 или свыше 20 лет на определенных видах
работ, дающих право на получение пенсий по старости в повышенных и максимальных
размерах (соответственно 140 и 160 руб.).
К таким пенсионерам
относятся лица, которым до указанной даты были назначены пенсии по старости в
повышенных максимальных размерах (в том числе с учетом 20% надбавки за трудовой
стаж), а также в обычных максимальных размерах в связи с тем, что они не приобрели
право на пенсию в повышенном максимальном размере из-за существующих
ограничений (для получения пенсии в повышенном максимальном размере необходимо было проработать после издания соответствующего нормативного акта на
работе, дающей право на этот максимальный размер, не менее 2 лет).
6.2. В том случае, если пенсия в
повышенном максимальном размере исчислена из заработка за 2 года работы после
возвращения на работу, дающую право на этот размер пенсии, то по желанию
пенсионера допускается перерасчет из заработка, из которого первоначально была
назначена эта пенсия. Такой перерасчет осуществляется по мере обращения
пенсионера в органы социального обеспечения со дня установления ему пенсии в
повышенном максимальном размере.
6.3. Перерасчет пенсий, указанных в
пункте 6.1 настоящего письма, производится в соответствии со статьями 20 и 22
Закона от 15 мая 1990 г. в размере 55% заработка. Сверх того, пенсия
увеличивается на 1% заработка за каждый полный год
общего трудового стажа сверх 25 - 20 лет и льготного стажа (пункт "а"
статьи 14 и статьи 15 Закона от 15 мая 1990 г.) сверх 10 - 7,5 лет
соответственно для мужчин и женщин. Если после перерасчета новый размер пенсии
не превысит прежний или превысит его менее чем на 5 - 40 руб. (в зависимости от
количества лет нахождения на пенсии), то к прежнему размеру пенсии начисляется
указанное повышение 5 - 40 руб.
6.4. В отношении пенсионеров, которым с 1
января 1991 г. отменены ограничения в праве на повышенные максимальные размеры
пенсий, повышение на 5 - 40 руб. применяется к размеру их пенсии, выплачиваемой
до 1 января 1991 г.
6.5. В период до 1 января 1992 г.
пересчитанная пенсия, в том числе с учетом повышения на 5 - 40 руб.,
выплачивается в пределах до 210 руб. Указанный предел определяется без
применения двойного коэффициента.
Пример N 1. Пенсия по возрасту по Списку
N 1, назначенная с 10 мая 1983 г., выплачивается в повышенном максимальном
размере 140 руб. (заработок 240 руб.; общий стаж 25 лет; непрерывный стаж 16
лет; стаж, дающий право на пенсию в повышенном максимальном размере, 16 лет).
С 1 января 1991 г. пенсия по возрасту
должна быть установлена в размере 150 руб. Расчет произведен следующим образом:
1) 61% (55% при общем стаже - 25 лет + 6%
при льготном стаже работы по Списку N 1 - 16 лет) от 240 руб. = 146 руб. 40 коп.;
2) новый размер (146 руб. 40 коп.)
оказался выше прежнего размера на 6 руб. 40 коп. Однако пенсионер находится на
пенсии 7 лет, поэтому сумма повышения должна составить 10 руб. Таким образом,
новый размер пенсии следует установить в сумме 150 руб. (140 руб. + 10 руб.).
Пример N 2. Пенсия по
возрасту по Списку N 1 назначена с 1 октября 1970 г. из заработка 300 руб. в
обычном максимальном размере 120 руб. С 1 июля 1984 г. после того, как
пенсионер отработал 2 года на работах, дающих право на повышенный максимальный
размер пенсии, ему произведен перерасчет пенсии из заработка 220 руб. при общем
стаже 24 года, непрерывном стаже 17 лет и льготном стаже
23 года в размере 133 руб. 10 коп.
С 1 января 1991 г. пенсия по возрасту
должна быть установлена в размере 201 руб. 96 коп. Расчет произведен следующим
образом:
1) 68% (55% + 13% при льготном стаже
работы по Списку N 1 - 23 года) от 297 руб. (заработок 300 руб., исчисленный по
регрессивной шкале) = 201 руб. 96 коп.;
2) новый размер (201 руб. 96 коп.) оказался
выше прежнего размера, полагавшегося ему из заработка 300 руб. (160 руб.), на
41 руб. 96 коп., то есть превысил гарантированное
повышение пенсии - 30 руб. (при нахождении на пенсии свыше 20 лет). Поэтому
рассчитанный размер остается без изменений.
Кроме того, пенсионеру следует доплатить
разницу между 160 руб. (пенсия из заработка 300 руб.) и 133 руб. 10 коп. (пенсия из заработка 220 руб.) за
период с 1 июля 1984 г. по 1 января 1991 г.
Пример N 3. Пенсия по возрасту по Списку
N 1, назначенная с 1 декабря 1989 г., выплачивается в повышенном максимальном
размере 160 руб. (заработок 400 руб.; общий стаж 35 лет; стаж, дающий право на
пенсию в повышенном максимальном размере, 26 лет). На иждивении пенсионера
находится престарелая мать (возраст 56 лет).
С 1 января 1991 г. пенсия по возрасту
должна быть установлена в размере 210 руб. (фактический размер пенсии составит
315 руб. 87 коп.). Расчет произведен следующим образом:
1) 75% (65% при общем стаже - 35 лет +
16% при льготном стаже по Списку N 1 - 26 лет, однако не более 75%) от 374 руб.
50 коп. (заработок 400 руб., исчисленный по регрессивной шкале) = 280 руб. 87
коп.;
2) 280 руб. 87 коп. (основной размер
пенсии) + 35 руб. (надбавка на нетрудоспособного члена семьи) = 315 руб. 87 коп.;
3) новый размер (315 руб. 87 коп.)
оказался выше прежнего размера (160 руб.) на 155 руб. 87 коп.,
то есть превысил гарантированное повышение пенсии - 5 руб. (при
нахождении на пенсии менее 5 лет). Однако до 1 января 1992 г. пенсии следует
выплачивать не в фактически рассчитанной сумме, а в размере 210 руб. С 1 января
1992 г. выплата пенсии может производиться в размере 315 руб. 87 коп.
Пример N 4. Пенсия по возрасту по Списку
N 1 назначена с 20 февраля 1974 г. в обычном максимальном размере 120 руб. из
заработка 270 руб. (общий стаж 25 лет; непрерывный стаж 20 лет; стаж, дающий
право на повышенный максимальный размер пенсии, 21 год). В связи с тем, что
пенсионер не отработал 2 лет на работах, дающих право на повышенный
максимальный размер пенсии, после издания соответствующего нормативного акта
пенсия в размере 160 руб. ему не устанавливалась.
С 1 января 1991 г. пенсия по возрасту
должна быть установлена в размере 173 руб. 20 коп. Расчет произведен следующим
образом:
1) 66% (55% при общем стаже 25 лет + 11%
при льготном стаже работы по Списку N 1 - 21 год) от 270 руб. = 178 руб. 20 коп.;
2) новый размер (178 руб. 20 коп.)
оказался выше прежнего размера (120 руб.) на 58 руб. 20 коп.,
то есть превысил гарантированное повышение - 20 руб. (при нахождении на
пенсии 16 лет), полагающееся к пенсии 120 руб. (а не 160 руб.). Поэтому
рассчитанный размер остается без изменений.
7. Повышение
минимальных размеров пенсий
7.1. С 1 января 1991 г. все виды пенсий,
предусмотренные Законом от 15 мая 1990 г., не могут быть ниже размеров,
установленных названным Законом.
Это не означает, что в отношении граждан,
которым назначены минимальные пенсии, новое пенсионное законодательство
вводится в полном объеме.
Данное положение практически коснется
пенсий по инвалидности III группы и по случаю потери кормильца, поскольку
минимальные размеры других пенсий были повышены с 1 октября 1989 г. в
соответствии с Законом СССР от 1 августа 1989 г. "О неотложных мерах по
улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения".
7.2. Следует иметь в виду, что пенсии,
установленные в настоящее время в минимальных размерах, при применении
гарантированного повышения на 5 - 40 руб. могут превышать новые минимальные
размеры пенсий.
Сверх указанного повышения пенсии по
случаю потери кормильца, назначенные инвалидам с детства вследствие ранения,
контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в
период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, увеличиваются на
15% минимальной пенсии по возрасту.
7.3. При определении минимальных размеров
пенсий в местностях, где установлены районные коэффициенты, на период
проживания в этих местностях должны применяться коэффициенты, действующие в
данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
8. Назначение
социальных пенсий
8.1. Назначение социальных пенсий
осуществляется в соответствии со статьями 119 - 123 Закона от 15 мая 1990 г.
Надбавки и повышения, в том числе повышение
на 5 - 40 руб., к социальным пенсиям не устанавливаются.
8.2. С 1 января 1991 г. получатели
пособий из средств местного бюджета, инвалидов с детства I и II группы,
детей-инвалидов до 16 лет, а также пособий, назначаемых на детей вдовам,
которые не приобрели право на пенсию по случаю потери
кормильца, должны быть переведены на социальные пенсии (без истребования от них
соответствующего заявления).
8.3. При наличии одновременно права на
социальную пенсию и надбавку на нетрудоспособного члена семьи к пенсии, по
выбору пенсионера, ему может быть сохранена начисленная надбавка либо назначена
на этого члена семьи социальная пенсия.
В случае назначения социальной пенсии
гарантированное повышение на 5 - 40 руб. производится к прежнему размеру пенсии
с исключением надбавки на этого нетрудоспособного члена семьи.
9. Порядок выплаты
пенсий
9.1. Новый порядок выплаты пенсий
работающим пенсионерам, предусмотренный статьями 24 и 62 Закона от 15 мая 1990
г., вводится в действие с 1 января 1991 г. (кроме тех категорий пенсионеров,
для которых названный Закон вводится в полном объеме с 1 октября 1990 г.).
9.2. Правила выплаты пенсий по возрасту,
установленные для лиц, работающих по срочному трудовому договору, применяются
также к работникам, занимающим выборные должности.
9.3. Работающим пенсионерам (кроме лиц,
перечисленных в части I статьи 24 Закона от 15 мая 1990 г.), не заключившим
срочный трудовой договор, с 1 января 1991 г. выплата пенсии на основании
указанной статьи не производится. Однако в период до <...> июля 1993 г.
во всех случаях пенсии выплачиваются в размерах, не ниже предусмотренных
законодательством до введения в действие названного Закона.
10. Организация
работы по перерасчету пенсий
10.1. Для обеспечения своевременного
перерасчета пенсий с 1 января 1991 г. необходимо организовать оперативное
выявление пенсионеров, имеющих право на такой перерасчет, и уточнение у них
сведений, влияющих на размер пенсий.
Рекомендации по проведению этой работы
даны в Методических материалах Управления пенсионного обеспечения Госкомтруда
СССР от 15 июня 1990 г. N 856-10.
10.2. Решение о признании инвалида II
группы одиноким и нуждающимся в посторонней помощи для установления ему к
пенсии надбавки на уход принимает комиссия по назначению
пенсий с учетом сложившейся на местах практики при постановке на обслуживание
отделением социальной помощи, а также других условий. К числу таких лиц могут
быть отнесены инвалиды, которые не проживают совместно с трудоспособными
родственниками, обязанными по закону их содержать, и испытывают затруднения в
самостоятельном обслуживании.
Начальник Управления
пенсионного обеспечения
Госкомтруда СССР
Ю.З.ЛЮБЛИН