КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 26 октября 1990 г. N 11 (2-1)
О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПО ВОПРОСАМ ПРОПИСКИ ГРАЖДАН
Комитет конституционного надзора СССР,
рассмотрев по собственной инициативе вопрос о соответствии законодательства о
прописке положениям Конституции СССР, законов СССР и международным
обязательствам СССР о правах человека, установил, что действующие положения о
прописке существенно ограничивают граждан в свободе передвижения, выборе места
жительства, работы, получении образования и реализации других прав.
Согласно законодательству о прописке
граждане СССР обязаны прописываться по месту жительства. Основанная на этом
общем положении система прописки, во-первых, обязывает граждан получать
разрешение органов внутренних дел или других органов на проживание в данной
местности и, во-вторых, обеспечивает регистрацию передвижения и проживания
граждан, в том числе удостоверение места их постоянного или временного
проживания.
Регистрация и учет граждан по месту их
жительства не являются отступлением от положений законов СССР и общепризнанных
международно - правовых норм о правах человека. Что же
касается разрешительного порядка прописки, то положение о нем находится в
противоречии со статьей 9 Основ гражданского законодательства Союза ССР и
союзных республик, согласно которой граждане могут в соответствии с законом
избирать род занятий и местожительство, а также положениями о праве граждан на
свободу передвижения и свободу выбора себе местожительства в пределах
территории страны, провозглашенными и закрепленными в основных
международных актах о правах человека: Всеобщей
декларации прав человека (статья 13) и Международном пакте о гражданских и
политических правах 1966 года (статья 12). В Международном пакте
подчеркивается, что эти свободы "не могут быть объектом никаких
ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны
государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или
нравственности населения или прав и свобод других и совместимых с признаваемыми
в настоящем Пакте другими правами".
Введение ограничений прав граждан на
свободу передвижения и выбора местожительства связано с установлением правил,
нарушающих и другие основные права граждан. К таким правилам относятся:
а) правила, запрещающие руководителям
предприятий, организаций и учреждений принимать на работу лиц, не прописанных в
данной местности;
б) правила, запрещающие производить прием
в высшие и средние специальные учебные заведения и профессионально -
технические училища Москвы и ряда других городов иногородних граждан в
количестве большем, чем они могут быть обеспечены общежитиями или жилой
площадью у близких родственников. Указанные правила противоречат принципу
равенства всех граждан СССР в получении образования, закрепленному статьями 34
и 45 Конституции СССР и статьей 4 Основ законодательства Союза ССР и союзных
республик о народном образовании, а также принципу одинаковой доступности
образования, признанному в международных актах о правах человека;
в) правила, запрещающие прописку супругов
и членов их семей на жилую площадь супруга, проживающего в Москве, Ленинграде и
Киеве в общежитии, независимо от его характера, или в качестве временного
жильца, или в качестве поднанимателя на жилой площади другого лица. Данные правила, применение
которых ведет к длительному разделению семей, противоречат статье 53
Конституции СССР, статье 11 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик
о браке и семье, а также соответствующим положениям международных актов о
правах человека.
Исходя из необходимости приведения
нормативных актов о прописке в соответствие с конституционными и международно -
правовыми положениями о правах человека,
руководствуясь статьей 124 Конституции
СССР, статьями 12 и 18 Закона СССР "О конституционном надзоре в
СССР",
Комитет конституционного надзора СССР
пришел к заключению:
1. Положения о прописке, обязывающие
граждан получать разрешение органов внутренних дел или других государственных
органов на проживание во всех населенных пунктах на территории СССР,
ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу выбора
местожительства. Эти ограничения, кроме тех, которые необходимы для охраны
государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или
нравственности населения или прав и свобод других лиц, должны быть устранены из
законодательства путем его поэтапного пересмотра с целью замены разрешительного
порядка прописки регистрационным в процессе перехода к рыночным отношениям,
создания рынка жилья и рабочей силы.
2. Не соответствуют Конституции СССР,
законам СССР, международным актам, нарушают закрепленные ими права и свободы
граждан и на основании статьи 124 Конституции СССР и статьи 21 Закона СССР "О
конституционном надзоре в СССР" теряют силу с момента принятия настоящего Заключения следующие положения нормативных актов по вопросам
прописки:
подпункты
"г" и "д" пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от
25 июня 1964 г. N 585 "Об утверждении Положения о прописке и выписке
населения в городе Москве", согласно которым запрещено принимать в высшие,
средние специальные учебные заведения и профессионально - технические училища
Москвы иногородних граждан в количестве большем, чем они могут быть обеспечены
общежитиями, за исключением определяющихся на время учебы в высших учебных заведениях к близким родственникам при наличии у них
нормы жилой площади, предусмотренной для студенческих общежитий;
подпункт
"а" пункта 5 Постановления Совета Министров СССР от 4 октября 1962 г.
N 1063 "О частичном изменении порядка прописки граждан в Москве" - в
части, запрещающей прописку супругов и членов их семей на жилую площадь другого
супруга, проживающего в общежитии семейного типа или в качестве временного
жильца, или в качестве поднанимателя на жилой площади другого лица, а также
Постановление Совета Министров
СССР от 24 января 1963 г. N 116 "О распространении на город Ленинград
ограничений в прописке граждан, установленных Постановлением Совета Министров
СССР от 4 октября 1962 г. N 1063 для города Москвы"; подпункт
"б" пункта 9 Положения о прописке и выписке населения в городе
Москве, утвержденного Постановлением Совета Министров от 25 июня 1964 г. N 585;
последний абзац пункта 9 Постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974
г. N 678 "О некоторых вопросах прописки граждан"; последний абзац
подпункта "а" пункта 1 Постановления Совета Министров СССР от 6
августа 1985 г. N 737 "О некоторых ограничениях прописки граждан в городе
Киеве" - в части, предусматривающей аналогичный запрет на прописку в
городах Ленинграде и Киеве супругов и членов их семей на соответствующую жилую
площадь другого супруга;
пункт 27 Положения о паспортной системе в
СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г.
N 677, предусматривающий обязанность лиц, которым отказано в прописке в
населенном пункте, куда они прибыли, выбыть из этого населенного пункта в
7-дневный срок.
Заместитель Председателя Комитета
конституционного надзора СССР
Б.ЛАЗАРЕВ