ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 1990 г. N 1778-1
О ПРАВИЛАХ ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ
И ПОЛОЖЕНИИ О КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ
ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ
Президиум Верховного Совета СССР
постановляет:
Одобрить с учетом состоявшегося обмена
мнениями Правила депутатской этики и Положение о Комиссии по вопросам
депутатской этики.
Председатель
Верховного Совета СССР
А.ЛУКЬЯНОВ
Одобрены
Постановлением Президиума
Верховного Совета СССР
от 2 ноября 1990 г. N 1778-1
ПРАВИЛА ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ
На основании статьи 8 Закона СССР "О
статусе народного депутата СССР" настоящие Правила определяют нормы этики
народных депутатов СССР как в рамках Съезда народных депутатов СССР и
Верховного Совета СССР, так и вне их.
Рассмотрение и решение вопросов
депутатской этики осуществляются Комиссией по вопросам депутатской этики.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Моральными критериями поведения
народного депутата СССР должны служить идеалы добра, справедливости, гуманизма
и милосердия, выработанные опытом всего человечества.
2. Народный депутат СССР - полномочный
представитель не только своих избирателей, но и всего советского народа. В
своей деятельности он должен соблюдать безусловный приоритет общенародных
интересов, прав человека, Конституцию СССР, законы СССР, Регламент Съезда
народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, а также настоящие Правила
депутатской этики.
3. Народный депутат СССР должен в равной
мере соблюдать собственное достоинство и уважать достоинство других народных
депутатов, а также должностных лиц и граждан, с которыми он вступает в
отношения в связи с исполнением депутатских обязанностей.
4. Народный депутат СССР должен
воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать
его самого, представляемых им избирателей и законодательный орган, в состав
которого он избран.
5. В случае нарушения народным депутатом
СССР Правил депутатской этики Комиссией по вопросам депутатской этики к нему
могут применяться соответствующие меры воздействия, указанные в Положении о
Комиссии по вопросам депутатской этики.
Порядок применения этих мер воздействия
излагается в разделе IV данных Правил.
Раздел I. ПРАВИЛА
ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ
НА СЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР, В ВЕРХОВНОМ
СОВЕТЕ СССР, В КОМИТЕТАХ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
И КОМИССИЯХ ЕГО ПАЛАТ
Статья 1. Присутствие на заседаниях
Народные депутаты СССР обязаны
присутствовать на всех заседаниях Съезда народных депутатов СССР, совместных
заседаниях Верховного Совета СССР, заседаниях палат, комиссий палат и комитетов
Верховного Совета СССР, членами которых они являются.
Отсутствие депутатов на вышеуказанных
заседаниях допускается только по уважительным причинам либо с разрешения
председателей палат, соответствующих комитетов и комиссий.
Статья 2. Голосование на заседаниях
Не допускается перепоручение голосования
другому депутату или иному лицу.
Статья 3. Формы обращения депутатов
Народные депутаты СССР на заседаниях
должны обращаться официально друг к другу и ко всем лицам, участвующим в работе
Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, его комитетов и
комиссий или приглашенным в качестве гостей.
При обращениях друг к другу, а также к
иным лицам, участвующим в работе перечисленных выше органов или приглашенным в
качестве гостей, и при упоминании их в третьем лице народным депутатам
рекомендуется использовать форму: "уважаемый депутат",
"уважаемый председатель", "уважаемый министр",
"уважаемый эксперт" и т.п. с прибавлением фамилии или без нее.
Статья 4. Этика публичных выступлений
депутатов
В соответствии со
статьей 27 Регламента Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР
председательствующий, а также все лица, выступающие на Съезде народных
депутатов СССР, на заседаниях Верховного Совета СССР и его палат, комитетов и
комиссий, не должны использовать в своей речи грубые и некорректные выражения,
призывать к незаконным и насильственным действиям, допускать оскорбления в
адрес других депутатов и иных лиц.
Председательствующий в этом случае вправе
сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний, призывов и
выражений.
После второго предупреждения выступающий
лишается слова, при этом председательствующий вправе отключить микрофон.
Указанным лицам слово для повторного
выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.
Если выступающий берет слово без
разрешения председательствующего, микрофон может быть отключен без
предупреждения.
Если выступающий отклоняется от
обсуждаемой темы, председательствующий призывает его придерживаться
обсуждаемого вопроса.
Если выступающий превысил отведенное ему
для выступления время или выступает не по обсуждаемому вопросу,
председательствующий после одного предупреждения лишает его слова.
В случае нарушения изложенных в настоящей
статье правил выступлений и ведения заседаний председательствующим председатель
Комиссии по вопросам депутатской этики обязан поставить вопрос о допущенных
нарушениях на обсуждение депутатов.
Статья 5. Право депутатов на рассмотрение
обращений и на получение извинения
В случае обвинения депутата в совершении
неэтичных действий депутат имеет право требовать от Комиссии по вопросам
депутатской этики оценки предъявленных ему обвинений, а Комиссия обязана дать
такую оценку.
Депутат, считающий себя оскорбленным в
результате слов или действий другого депутата, вправе требовать публичного
извинения со стороны оскорбителя. В случае отказа в этом депутат имеет право
передать дело в Комиссию по вопросам депутатской этики, а Комиссия обязана
принять дело к рассмотрению.
Статья 6. Добросовестное выполнение
поручений
Народный депутат СССР обязан
добросовестно выполнять поручения, данные ему Съездом народных депутатов СССР,
Верховным Советом СССР, его палатами, комитетами и комиссиями.
Невыполнение этой обязанности без
уважительных причин может повлечь для народного депутата СССР соответствующие
меры воздействия.
Статья 7. Право на самоотвод
В случае выдвижения народного депутата
СССР на какую-либо выборную должность на Съезде народных депутатов СССР или в
Верховном Совете СССР и заявления им самоотвода другие народные депутаты СССР
не вправе путем голосования принуждать депутата к исполнению такой должности.
Статья 8. Право на отставку
Народный депутат СССР, назначенный на
выборную должность на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР,
его палатах, комитетах и комиссиях, имеет право требовать своей отставки с
указанной должности, основательно мотивируя ее причины перед соответствующим
собранием депутатов.
Раздел II. ПРАВИЛА
ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ
ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА СССР
С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ,
ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ И СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 9. Использование депутатами своего
статуса, бланка и получаемой информации
Народный депутат СССР не должен
использовать в личных целях преимущества своего депутатского статуса во
взаимоотношениях с государственными органами, должностными лицами, общественностью
и средствами массовой информации.
Народный депутат СССР не может
использовать предоставляемую ему государственными органами и должностными
лицами официальную служебную информацию для приобретения личной выгоды.
Народный депутат СССР обязан использовать
информацию, составляющую государственную или военную тайну, ставшую известной
ему в связи с исполнением депутатских обязанностей, только в служебных целях.
Депутат обязан использовать депутатские
бланки только для официальных запросов, писем и документов, подписанных
собственноручно.
Статья 10. Неразглашение сведений,
составляющих депутатскую тайну
Народный депутат СССР не может разглашать
сведения, которые стали ему известны благодаря осуществлению депутатских
полномочий, если эти сведения:
касаются вопросов, рассмотренных на
закрытых заседаниях Верховного Совета СССР, его комитетов и комиссий;
относятся к области охраняемой законом
тайны личной жизни депутата и стали известны в связи с рассмотрением в
Верховном Совете СССР вопроса об ограничении депутатской неприкосновенности или
о нарушении депутатом Правил депутатской этики;
составляют тайну личной жизни избирателя
или иного лица и доверены народному депутату СССР при условии их неразглашения.
Статья 11. Народный депутат СССР и
правосудие
Народный депутат СССР воздерживается от
участия в уголовном процессе в качестве общественного защитника либо
обвинителя, не выступает с публичными оценками по судебному делу до вступления
решения или приговора суда в законную силу.
Статья 12. Народный депутат СССР и органы
иностранных государств
Народные депутаты СССР, не имеющие
специальных полномочий Съезда народных депутатов СССР или Верховного Совета
СССР на представительство, могут вступать в отношения с должностными лицами и
государственными органами иностранных государств только от своего имени.
Вступая в отношения с органами
иностранных государств, в любом случае народный депутат СССР обязан защищать
интересы Советского государства, права, свободы и интересы советских граждан,
не причинять своими действиями ущерба интересам и достоинству своей страны.
Статья 13. Взаимодействие народного
депутата СССР и сотрудников его аппарата
Народный депутат СССР использует услуги
своих штатных сотрудников только для выполнения депутатских обязанностей в
строгом соответствии с трудовым законодательством СССР.
Статья 14. Обязанности народного депутата
СССР в период избирательной кампании
Народный депутат СССР при ведении своей
избирательной кампании или при содействии избирательной кампании другого лица
не должен использовать преимущества статуса народного депутата СССР.
Статья 15. Публичные выступления народных
депутатов СССР
Народный депутат СССР, выступая в
средствах массовой информации, на пресс - конференциях, митингах, во всякого
рода публичных заявлениях, комментируя деятельность государственных и общественных
органов и организаций, должностных лиц и граждан, обязан использовать только
достоверные, проверенные факты.
В случае умышленного или неосторожного
употребления в публичных критических выступлениях недостоверных либо
непроверенных фактов долг народного депутата СССР публично признать
некорректность своих высказываний и принести извинения тем организациям,
органам и лицам, чьи интересы или честь были затронуты этим выступлением.
Раздел III.
ФИНАНСОВЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К НАРОДНЫМ ДЕПУТАТАМ СССР
Статья 16. Недопустимость использования
депутатского статуса для извлечения личной выгоды
Народные депутаты СССР не должны
использовать преимущества, предоставленные им статусом народного депутата СССР,
в целях личной выгоды.
Для покрытия расходов, связанных с
выполнением депутатских обязанностей, народные депутаты СССР могут использовать
только официально выделенные и личные средства; не рекомендуется использовать
какие-либо средства и услуги посторонних лиц; официально выделенные средства
должны использоваться только по прямому назначению.
Статья 17. Ограничение получения подарков
Народные депутаты СССР не должны получать
подарки, общая стоимость которых превышает 500 рублей в год, от посторонних лиц
или учреждений, предприятий, организаций, советских и иностранных.
Подарки, переданные членам семьи
народного депутата СССР, также включаются в эту сумму, если только не доказано
отсутствие связи между фактом дарения и намерением оказать
таким образом определенное влияние на народного депутата СССР.
Статья 18. Недопустимость незаконных
льгот и привилегий
Не допускается получение народным
депутатом СССР от лиц или учреждений, предприятий, организаций, советских и
иностранных каких-либо услуг, льгот или привилегий, если только они не входят в
официальный перечень льгот и привилегий, предоставляемых народному депутату
СССР на законном основании.
Раздел IV.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИИ
ПО ВОПРОСАМ ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ
Статья 19. Компетенция Комиссии по
вопросам депутатской этики
Комиссия по вопросам депутатской этики:
дает официальное толкование Правил
депутатской этики;
систематически проводит обобщение, а
также представляет доклады и рекомендации Верховному Совету СССР по вопросам
соблюдения депутатами Правил депутатской этики;
дает консультации депутатам,
председателям палат Верховного Совета СССР, Председателю Верховного Совета СССР
в ситуациях, связанных с возможным нарушением Правил депутатской этики;
рассматривает случаи нарушения депутатами
этических правил, а также норм Закона СССР "О статусе народного депутата
СССР" и Регламента Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета
СССР, касающихся поведения депутатов;
рассматривает заявления депутатов,
указывающих на нарушение правил статьи 26 или оспаривающих применение мер,
предусмотренных в статье 27 Регламента Съезда народных депутатов СССР и
Верховного Совета СССР, а также заявления о других нарушениях Регламента;
рассматривает случаи нарушения Правил
депутатской этики;
предварительно до обсуждения на сессии
рассматривает представления прокурора, внесенные в соответствии со статьей 35
Закона СССР "О статусе народного депутата СССР" для получения
согласия Верховного Совета СССР на ограничение депутатской неприкосновенности,
и дает по ним заключения;
принимает решения о применении мер
воздействия к депутатам, нарушившим Правила депутатской этики, за исключением
нарушений, изложенных в статье 5 настоящих Правил, меры воздействия за которые
применяются председательствующим самостоятельно.
В случае неэтичного поведения должностных
лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Съездом народных депутатов СССР,
Верховным Советом СССР, вопрос об их поведении ставится на рассмотрение
народных депутатов СССР по заключению Комиссии по вопросам депутатской этики.
Статья 20. Порядок рассмотрения вопросов,
связанных с депутатской этикой, в Комиссии по вопросам депутатской этики
1. Комиссия по вопросам депутатской этики
рассматривает вопросы, связанные с нарушением правил депутатской этики:
по письменному заявлению депутата или
группы депутатов;
по письменному заявлению должностных лиц
тех органов, которые формируются Съездом народных депутатов СССР и Верховным
Советом СССР;
по собственной инициативе, если решение
об этом принято большинством ее членов, присутствующих на заседании, или
председателем Комиссии.
2. Заседание Комиссии правомочно при
наличии не менее двух третей ее членов.
3. Комиссия проводит открытые или
закрытые заседания. Вопрос о форме заседания решается большинством голосов
членов Комиссии. Заявитель и другие заинтересованные депутаты приглашаются на
заседание заранее. Им предоставляется возможность обосновать заявление и дать
свои объяснения. По ходатайству депутата или по решению Комиссии на заседание
могут быть приглашены другие лица, располагающие необходимой информацией.
4. Комиссия принимает решение
большинством голосов. Решение Комиссии может быть обжаловано в Верховный Совет
СССР.
5. Депутат вправе потребовать, чтобы
решение Комиссии по вопросу, затрагивающему его интересы, было опубликовано в
специальном бюллетене Верховного Совета СССР.
Статья 21. Решения Комиссии по вопросам
депутатской этики
Рассматривая вопрос о нарушениях
депутатской этики, Комиссия принимает постановление о наличии или отсутствии
нарушения и мерах, подлежащих применению по отношению к депутату, нарушившему
Правила депутатской этики.
По всем другим вопросам, отнесенным к ее
ведению, Комиссия по вопросам депутатской этики дает соответствующее
заключение.
В заключении, принятом по заявлению депутата
о нарушении Регламента или необоснованном применении к депутату мер,
предусмотренных статьей 27 Регламента Съезда народных депутатов СССР и
Верховного Совета СССР, могут содержаться рекомендации в адрес Председателя
Верховного Совета СССР и председателей палат Верховного Совета СССР.
Одобрено
Постановлением Президиума
Верховного Совета СССР
от 2 ноября 1990 г. N 1778-1
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ
Комиссия по вопросам депутатской этики
создается для рассмотрения вопросов, касающихся личного поведения народного
депутата СССР и нарушения им нравственных норм.
Организация и деятельность Комиссии по
вопросам депутатской этики осуществляются на основе Регламента Съезда народных
депутатов СССР и Верховного Совета СССР, законодательства СССР, регулирующего
полномочия народных депутатов СССР, и настоящего Положения.
I. Порядок и
принципы образования Комиссии
1. Съезд народных депутатов СССР или по
его поручению Верховный Совет СССР избирает из числа народных депутатов СССР
сроком на 5 лет Комиссию по вопросам депутатской этики и ее председателя.
Кандидатуры в ее состав выдвигаются народными депутатами СССР или их группами.
В Комиссию по вопросам депутатской этики не могут быть избраны председатели
палат, комиссий и комитетов Верховного Совета СССР, Председатель Совета
Министров СССР, Председатель Комитета народного контроля СССР, Генеральный
прокурор СССР, Главный государственный арбитр СССР.
II. Полномочия
Комиссии
2. В связи с обращениями народных
депутатов СССР, Председателя Верховного Совета СССР, председателей палат
Верховного Совета СССР, его комитетов, комиссий палат или избирателей Комиссия
заслушивает народного депутата СССР:
нарушившего
Регламент Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР,
законодательство СССР, регулирующее полномочия народного депутата СССР;
оскорбившего честь и достоинство других народных депутатов СССР; допустившего
нарушение нравственных норм, прервавшего выступление другого народного депутата
СССР, высказавшего необоснованные обвинения в адрес палат Верховного Совета
СССР, его комитетов, комиссий палат, групп народных депутатов СССР,
правительства, других государственных органов и общественных организаций; не выполняющего поручения Съезда народных депутатов СССР, Верховного
Совета СССР, его комитетов и комиссий палат, в состав которых он входит;
отсутствовавшего без оснований на заседаниях Съезда народных депутатов СССР,
Верховного Совета СССР, его комитетов и комиссий палат, в состав которых он
избран.
3. Комиссия не рассматривает вопросы,
входящие в компетенцию избирательных комиссий и Мандатной комиссии Съезда
народных депутатов СССР, а также суда и прокуратуры.
4. Комиссия может принимать по отношению
к народному депутату СССР следующие меры воздействия:
делать замечание на закрытом заседании;
принимать постановление о частичном или
полном лишении депутатского содержания сроком на один - три месяца, лишении его
возможности присутствовать на очередном заседании Съезда народных депутатов
СССР или Верховного Совета СССР, лишении слова на одном - пяти пленарных
заседаниях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР;
оглашать на Съезде народных депутатов СССР,
Верховном Совете СССР и через средства массовой информации факты
о нарушении депутатом норм депутатской этики;
обязать принести извинения публично или
на заседании Комиссии.
5. Народный депутат СССР обязан дать
объяснения Комиссии по рассматриваемому вопросу и вправе опротестовать принятое
в отношении его решение Комиссии перед Верховным Советом СССР или перед Съездом
народных депутатов СССР.
III. Организация
работы Комиссии
6. Заседания Комиссии созываются по мере
необходимости и являются закрытыми. В случае невозможности прибыть на заседание
член Комиссии сообщает об этом председателю Комиссии.
7. Заседание Комиссии правомочно, если на
нем присутствует две трети ее состава.
8. В пределах своих полномочий Комиссия
принимает постановления, рекомендации, которые подписываются председателем
Комиссии и являются правомочными, если за их принятие проголосовало большинство
членов Комиссии от числа присутствующих.
9. Председатель Комиссии по вопросам
депутатской этики:
организует работу Комиссии, созывает ее заседания,
председательствует на заседаниях Комиссии, дает поручения членам Комиссии;
представляет Комиссию в отношениях с
органами Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, средствами
массовой информации;
выступает с сообщениями на Съезде народных
депутатов СССР, в Верховном Совете СССР.
10. Заместители председателя и секретарь
Комиссии избираются на заседании Комиссии из числа ее членов. В отсутствие
председателя один из заместителей выполняет его полномочия.
11. Член Комиссии:
не голосует при рассмотрении Комиссией
его поведения или проступка;
может отказаться от участия в
рассмотрении какого-либо дела, представив председателю письменное объяснение
мотивов своего отказа.
Комиссия вправе принять, отклонить отказ
или предложить Верховному Совету СССР ввести временно нового члена для
рассмотрения дела, по которому был подан самоотвод.
12. Информация, полученная Комиссией, ее
постановления и рекомендации не разглашаются без решения, принятого
большинством от общего числа членов Комиссии.
13. Организационно - техническое
обслуживание Комиссии обеспечивается Секретариатом Верховного Совета СССР.