Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения СССР
В.Н.ГИНЬКО
15 ноября 1990 г. N ЦТ/4827
Согласовано
Президиум ЦК профсоюза рабочих
железнодорожного транспорта
и транспортного строительства
Постановление
от 5 ноября 1990 г. N 2.31
ПРАВИЛА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА БАЗАХ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила устанавливают
требования техники безопасности и производственной санитарии к организации
работ на базах твердого топлива железных дорог.
Требования настоящих Правил обязательны
для выполнения руководящими работниками всех уровней управления МПС и железных
дорог по кругу ведения.
1.2. Безопасность труда при работах на
базах твердого топлива должна обеспечиваться в соответствии с требованиями
настоящих Правил, ГОСТ 12.3.002-75 и других стандартов ССБТ и
нормативно-технических документов, перечисленных в обязательном Приложении N 1.
1.3. Оборудование, применяемое при
работах на базах твердого топлива, должно соответствовать требованиям ГОСТ
12.2.003-74.
1.4. Дополнительные требования
безопасности труда, обусловленные местными условиями в организации и проведении
работ на базах твердого топлива, должны устанавливаться в инструкциях
предприятия по охране труда для рабочих различных профессий, которые
составляются на основе Типовой инструкции (ЦТК-8/1 от 09.06.85).
1.5. При работах на базах твердого
топлива должны быть предусмотрены меры защиты работающих и окружающей среды от
возможного воздействия опасных и вредных производственных факторов по ГОСТ
12.0.003-74, указанных в справочном Приложении N 2, а также пожароопасных
факторов по ГОСТ 12.1.004-85. Концентрации веществ, обладающих вредными
свойствами, и уровни физических опасных и вредных производственных факторов на
рабочих местах не должны превышать предельно допустимых значений, установленных
соответствующими стандартами и санитарными нормами.
1.6. Начальники служб локомотивного хозяйства
железных дорог и их заместители, начальники локомотивных отделов отделений
дорог и их заместители, начальники локомотивных депо, в подчинении которых
находятся базы топлива, начальники баз топлива обязаны обеспечить:
организацию работы и контроль выполнения
мероприятий по охране труда;
внедрение комплексной механизации и
автоматизации, совершенствование проведения работ;
организацию обучения и проверки знаний по
охране труда руководящего, инженерно-технического персонала и работников баз
твердого топлива;
внедрение современных средств техники
безопасности и пожарной безопасности, системы предупредительной сигнализации,
устройств дистанционного управления, противопожарной автоматики, средств
изоляции и герметизации источников пылевыделения, распространения шума и
вибрации, других вредных факторов;
выполнение требований санитарно-бытового
и медицинского обслуживания работающего персонала;
техническое обслуживание и ремонт
оборудования, устройств, сооружений и помещений баз топлива для содержания их в
исправном состоянии, обеспечивающем безопасность труда, модернизацию
существующего оборудования с целью улучшения условий труда;
внедрение государственных стандартов
безопасности труда, в соответствии с которыми должны производиться работы на
базах твердого топлива, и контроль за их соблюдением;
разработку и внедрение инструкций
предприятий по охране труда при производстве работ на базах твердого топлива,
обслуживании оборудования и устройств.
Кроме того, начальники баз топлива и их
заместители, дежурные по базе, по кругу своих обязанностей должны:
в установленные сроки проверять
техническое состояние оборудования, защитных средств, предохранительных
устройств, пожарного оборудования и инвентаря, инструмента и рабочих мест,
территории базы на их соответствие требованиям безопасности труда;
контролировать применение работниками
установленной спецодежды, спецобуви и других средств
индивидуальной защиты;
организовывать производство работ таким
образом, чтобы обеспечивались безопасные и здоровые условия труда для всех
участников этих работ;
периодически инструктировать подчиненных
работников о правильных и безопасных приемах труда и контролировать соблюдение
работниками требований техники безопасности, пожарной безопасности и
производственной санитарии.
2. ТРЕБОВАНИЯ К
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ
2.1. Погрузка, выгрузка, штабелевание и хранение твердого топлива.
2.1.1. Погрузочно-разгрузочные
работы должны производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.009-76,
ГОСТ 22235-76*, настоящих Правил, Правил устройства и безопасной эксплуатации
грузоподъемных кранов, утвержденных Министерством путей сообщения,
Министерством транспортного строительства и Президиумом ЦК профсоюза рабочих ж.д. транспорта и транспортного строительства, а также
действующих Правил техники безопасности и производственной санитарии при
погрузочно-разгрузочных работах на ж.д. транспорте и
Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, утвержденных
Министерством путей сообщения.
2.1.2. Погрузка и выгрузка твердого
топлива (угля, брикета, дров) должны выполняться, как правило, механизированным
способом при помощи подъемно-транспортного оборудования.
2.1.3. Погрузка и выгрузка твердого
топлива из открытого подвижного состава железнодорожным краном должны
производиться по сигналам и под наблюдением стропальщика, который должен
находиться в зоне видимости машиниста крана в безопасном месте, обеспечивающем
хорошую видимость операций, производимых краном.
2.1.4. Во время выгрузки твердого топлива
стропальщик и рабочие не должны находиться под стрелой крана.
2.1.5. Укладка угля в штабеля должна
производиться в зависимости от склонности угля к самонагреванию, особенностей
склада, средств механизации, емкости штабеля.
2.1.6. Формирование штабеля угля должно
производиться наращиванием его высоты путем полной укладки угля одновременно по
всей длине подштабельной площади правильной формы с
естественным углом откоса.
Запрещается длительно хранить уголь в
бесформенных кучах.
2.1.7. При укладке угля в штабель с
помощью грейферного крана необходимо раскрывать грейфер с углем на высоте не
более 2 м над поверхностью угля и не более 0,5 - 1 м над поверхностью штабеля
при выгрузке дров.
2.1.8. Погрузка и выгрузка смерзшегося
угля или слипшегося брикета должны производиться под руководством дежурного по
базе или бригадира с применением пневматического инструмента, виброрыхлителей или других механизмов.
2.1.9. Запрещается выбирать уголь в
нижней части штабеля, оставляя верхнюю в нависающем
положении, грозящем обрушением.
2.1.10. Зачистка полувагона от остатков
угля или брикета должна производиться при отведенной стреле крана.
2.1.11. При разгрузке угля из полувагонов
люки следует открывать специальными приспособлениями, позволяющими работающим
находиться на безопасном расстоянии, а закрывать при помощи специальных люкоподъемников или других приспособлений.
При разгрузке угля из полувагонов на
повышенных путях, расположенных на высоте более 2,5 м, люки следует открывать
со специальных переносных (передвижных) мостиков.
2.1.12. При необходимости пробивки угля в
бункерах эти работы должны производиться с помощью шеста с использованием
лестницы, предохранительных поясов и страхующих канатов для спуска в бункер.
Работа выполняется бригадой в составе не менее 2 человек.
2.1.13. Формирование и разборка штабелей
дров должны производиться с помощью грузоподъемных механизмов, оснащенных
механическими бревнозахватами (челюстными лесозахватами), саморасцепляющимися
стропами или другими приспособлениями, обеспечивающими безопасное ведение
работ.
2.1.14. Погрузка и разгрузка дров вручную
допускается только при малых объемах работ и с соблюдением установленных норм
переноски тяжестей. Работа вручную должна выполняться не менее чем двумя
грузчиками.
2.1.15. Не допускается формировать и
разбирать штабели дров, а также выполнять погрузочно-разгрузочные работы при
ветре 6 баллов (9,9 - 12,4 м/с) и более, ливневом дожде, густом снегопаде,
тумане, когда видимость не превышает 50 м, и других чрезвычайных ситуациях.
2.1.16. Перед укладкой дров площадка под
штабель должна быть очищена от снега, коры, щепы, старой древесины, мусора и
уплотнена.
2.1.17. При формировании штабелей дров
необходимо соблюдать следующие требования:
бревна и прокладки следует укладывать
симметрично продольной оси штабеля;
расстояние между прокладками по ширине
штабеля должно быть на 0,5 м меньше длины самых коротких бревен;
междурядные прокладки по высоте штабеля
следует располагать в одной вертикальной плоскости;
концы прокладок, укладываемых вдоль
штабеля в одну нитку, должны перекрываться не менее чем на 1 м;
прокладки следует прирубать к бревнам в
ряду, чтобы обеспечивать возможно более плотное
взаимное прилегание их;
глубина зарубок не должна превышать 1/3
толщины прокладок;
высота слоев между прокладками для ели и
других пород с шероховатой прочной корой должна быть не более 1,2 м; для сосны
и других пород с гладкой непрочной корой - не более 0,9 м; для бревен смешанных
пород - не более 1,0 м;
для прокладок в нижней половине штабеля
следует использовать бревна со здоровой древесиной, толщиной не менее 0,18 м;
высота штабелей должна быть не более полуторной длины укладываемых бревен;
минимальная длина штабелей должна быть не
менее четырехкратной их высоты;
наибольшая высота беспрокладочных
(плотных) штабелей не должна превышать 8 м;
крайние бревна в концах штабелей должны
закатываться в ложа, вырубленные на концах прокладок, глубиной не более
половины их толщины.
2.1.18. В конце штабелей должны быть
устройства (подпорные стойки, связующие прокладки и др.), исключающие
произвольное обрушение (раскатывание) бревен. При отсутствии таких устройств
уклон в концах штабелей не должен превышать 30 - 35°.
2.1.19. Разделка дров на базах топлива
должна производиться механизированным способом.
2.1.20. Пуск и остановка механической
пилы должны производиться только одним работником, специально назначенным для
ее обслуживания.
2.1.21. Работы с бензомоторной пилой
должны производиться в соответствии с инструкцией по ее эксплуатации.
2.1.22. Установка и работа крана на
расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередачи производится
только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия такой работы.
Порядок выдачи наряда-допуска устанавливается приказом по депо (базе).
2.1.23. Запрещается производить работы
грузоподъемными кранами на электрифицированных железнодорожных путях без снятия
напряжения и без заземления участка контактной сети в зоне погрузки и выгрузки.
Снятие напряжения и заземление контактной
сети производят работники энергоучастка.
2.1.24. Работа грузоподъемных кранов на
путях, соседних с электрифицированными, или на путях, где имеется подвеска
воздушных осветительных проводов, может производиться только при условии, чтобы
ни одна часть крана (стрела, трос) не приближалась в процессе работы ближе чем на 2 м к находящимся под напряжением проводам или
частям контактной сети.
В случае невозможности соблюдения
указанных условий напряжение с проводов должно быть снято или установлено
временное ограждение с тем, чтобы кран не мог приблизиться к проводам поднятой
стрелой.
2.2. Производство маневров на путях баз
твердого топлива.
2.2.1. Производство маневров должно
производиться в соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой
работе на железных дорогах Союза ССР, Правилами технической эксплуатации
железных дорог Союза ССР и Инструкцией по сигнализации на железных дорогах
Союза ССР.
Ответственным за подготовку маневрового
маршрута является дежурный по базе. Разрешение на въезд на территорию базы
твердого топлива дает дежурный по базе по согласованию с дежурным по станции.
2.2.2. Подача подвижного состава на базу
топлива может производиться только с разрешения и в присутствии начальника
склада (его заместителя, дежурного по базе, старшего по смене).
Маневровой работой на базах топлива
должен руководить работник, имеющий на это право, предоставленное руководством
вышестоящих подразделений (локомотивный отдел отделения дороги, служба
локомотивного хозяйства).
2.2.3. При расстановке вагонов на
территории базы топлива сцепление, расцепление вагонов производит составитель
или составительская бригада.
2.2.4. Расцепка вагонов на повышенных
разгрузочных путях и эстакадах должна производиться после остановки вагонов.
Для подъема составителя на повышенный
путь или эстакаду на складе топлива должны применяться переносные лестницы.
Вагоны на повышенных разгрузочных путях и
эстакадах следует расцеплять только после их установки.
Отцепка локомотива от подвижного состава
на разгрузочных эстакадах и повышенных путях разрешается только после
закрепления вагонов тормозными башмаками, количество которых определяется
согласно приложению 2 Инструкции по движению поездов и маневровой работе на
железных дорогах Союза СССР.
2.2.5. Скорость передвижения вагонов на
путях разгрузочной эстакады или повышенного разгрузочного пути не должна
превышать 3 км/ч.
2.2.6. Перед началом передвижения вагонов
руководитель работ должен убедиться в отсутствии препятствий для передвижения,
а также предупредить рабочих, находящихся около вагонов, о начале маневров.
2.2.7. На базах топлива, где нет
маневровых тяговых средств, разрешается передвижение железнодорожными кранами
двух порожних или одного груженого полувагона со скоростью не более 5 км/ч по внутрискладским путям, расположенным на площадках или
уклоне не круче 0,0025, а вагонов, оборудованных роликовыми подшипниками, -
только на горизонтальных путях.
Сцепление и расцепление полувагонов с
краном производит работник, специально обученный для этой цели.
2.2.8. Допускается перемещать вагоны
специальной лебедкой.
2.2.9. Проезд крана по
электрифицированным путям или путям, над которыми имеется подвеска
осветительных проводов, допускается при стреле, установленной вдоль пути и
опущенной до уровня крыши кабины крана.
3. ТРЕБОВАНИЯ К
ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ТЕРРИТОРИЯМ, ЗДАНИЯМ,
ПОМЕЩЕНИЯМ, УСТРОЙСТВАМ И СООРУЖЕНИЯМ
3.1. Территория, здания и помещения.
3.1.1. Движение транспортных средств и
маршруты безопасного прохода персонала на территории базы должны быть
организованы по схеме с установкой дорожных знаков и знаков безопасности по ОСТ
32.4-76. Схема должна быть утверждена начальником депо или локомотивного отдела
отделения дороги.
Схема маршрутов проездов и проходов
должна быть вывешена в дежурном помещении базы топлива на видном месте.
Пути передвижения
автомобильного транспорта и работников по территории базы должны быть по
возможности короткими, число пересечений - минимальным. Скорость передвижения автотранспорта на территории базы не должна
превышать 5 км/ч.
В местах проездов и переходов через
железнодорожные пути должны быть устроены настилы в уровень с головками рельсов
и установлены предупредительные знаки по ОСТ 32.4-76.
Ворота базы должны иметь
знаки негабаритности и ограждены в закрытом
положении освещаемым запрещающим сигналом.
3.1.2. Базы твердого топлива должны быть
размещены не ближе 300 м от жилых домов.
3.1.3. Территория базы топлива должна
содержаться в чистоте.
В зимнее время пути должны быть очищены
от снега и наледи на расстоянии не менее 2 м от наружной грани головки рельса с
обеих сторон.
Проходы для людей и проезды для
автотранспорта, при необходимости, должны посыпаться песком.
Территория базы топлива должна быть
озеленена, при этом зеленые насаждения размещаются таким образом, чтобы не
нарушалась видимость сигналов при движении по складским путям.
3.1.4. Штабеля угля (брикета) следует
располагать на расстоянии не менее 50 м до производственных и вспомогательных
зданий и помещений.
3.1.5. Пожарные проезды между штабелями
должны быть не менее 6 м; проходы между штабелями - не менее 2 м, расстояние от
штабеля до складов горючих и смазочных материалов - не менее 60 м.
3.1.6. Штабеля дров должны быть уложены и
закреплены за пределами габарита приближения строений.
3.1.7. На эксплуатируемых базах твердого
топлива, имеющих пути, по которым производится движение подвижного состава и
маневровая работа, основание штабелей угля должно располагаться не ближе 2,0 м
от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса при высоте штабеля до 1,2 м
и не ближе 2,5 - при большей высоте.
3.1.8. На базах топлива, где не
производится маневровая работа с подвижным составом, основания штабелей угля
могут быть расположены на расстоянии не ближе 1,25 м от наружной грани головки
ближайшего к грузу рельса.
3.1.9. Ямы, канавы и другие углубления,
устраиваемые на территории базы для технических целей, должны иметь настилы или
ограждения на высоту не менее 1 м, с отступлением от края не менее 0,75 м.
Временные ямы и траншеи, вырытые для
производства ремонта, должны ограждаться, а по окончании ремонта должны быть
засыпаны.
3.1.10. Территория базы топлива должна
быть ограждена.
3.1.11. Категорически запрещается
использовать пути склада топлива для отстоя подвижного состава.
3.1.12. Для отпуска топлива на бытовые
нужды населению на складе топлива должно быть отведено специальное место с
необходимыми обустройствами и механизмами.
3.1.13. Эксплуатация водоотводных,
канализационных и очистных сооружений и сетей должна производиться согласно
ГОСТ 12.3.006-75.
3.1.14. Здания и помещения должны
содержаться в исправном состоянии и чистоте. В зимнее время крыши и карнизы
зданий должны своевременно очищаться от снега и наледей.
3.1.15. На углеподающих
эстакадах в местах засыпки угля и пересыпки его с одного агрегата на другой
должны быть устроены защитные кожуха для улавливания пыли и устроена вытяжная
вентиляция.
3.1.16. Состояние воздушной среды рабочей
зоны в производственных помещениях должно соответствовать требованиям ГОСТ
12.1.005-88.
3.1.17. Помещения для машинистов
электродвигателей (бывших мотористов угольных эстакад), расположенные в I, II и
III климатических районах, должны быть утеплены и иметь обогревательные
приборы. Окна должны иметь двойное остекление. Расположение окон должно
обеспечивать хорошую видимость зоны работы.
3.1.18. Полы в помещениях базы топлива
должны иметь ровную, удобную для очистки поверхности.
3.1.19. Естественное и искусственное
освещение помещений и территории базы должны соответствовать требованиям СНиП
II-4-79 и ОСТ 32.9-81.
3.1.20. В помещениях и на территории баз
топлива должны быть обеспечены противопожарные мероприятия в соответствии с
ГОСТ 12.1.004-85, 12.4.009-83, СНиП 2.01.02-85, СН 473-75 и Правилами пожарной
безопасности на железнодорожном транспорте.
3.1.21. В штабеле угля для замера
температуры должны быть вертикально установлены металлические трубы диаметром
25 - 50 мм в шахматном порядке на расстоянии 25 м одна от другой. Концы труб
должны находиться от нижнего основания штабеля на расстоянии 1/4 высоты
штабеля.
3.1.22. Систематически, не реже 1 раза в
месяц, следует проверять температуру в штабеле путем опускания термометра на 15
- 20 минут в металлическую трубу.
При температуре до 40 °C проверять каждые
10 дней, свыше 40 °C - ежедневно.
Результаты замера температуры должны
заноситься в журнал контроля за температурой угля в
каждой трубе.
Опасным очагом самонагревания и
самовозгорания угля считается участок штабеля с температурой 60 °C и выше.
3.1.23. Штабеля угля или отдельные
участки, подвергшиеся самонагреванию до температуры свыше 60 °C или
самовозгоранию, подлежат немедленному освежению (замене) независимо от
установленных для них сроков хранения.
3.1.24. Чистка паровозных топок,
поддувал, а также продувка котлов паровозов на территории базы топлива не
допускается.
Запрещается также чистка, мойка, обтирка
локомотивов и проба песочниц на территории базы топлива.
3.1.25. Все работы на территории базы,
связанные с применением огня, должны производиться только с письменного
разрешения начальника базы с предварительным согласованием этих работ с
пожарной охраной.
3.1.26. Места для распиловки дров должны
быть под крышей (навесом).
3.1.27. Подъездные пути без топлива
должны содержаться в технически исправном состоянии.
3.2. Сооружения и устройства.
3.2.1. Для подъема и схода обслуживающего
персонала с разгрузочных эстакад и повышенных путей должны быть устроены
лестницы с перилами в начале, в конце разгрузочного пути и в промежутке через
каждые 100 м. Ширина лестниц - не менее 0,7 м.
3.2.2. Тупиковые разгрузочные пути должны
иметь рельсовые упоры, дополнительно ограждаемые тормозными башмаками.
3.2.3. Деревянные полы на эстакадах, их
наклонных плоскостях должны быть всегда в исправном состоянии.
3.2.4. Вдоль канатов, транспортеров и
т.п., идущих внизу эстакады, и по самой эстакаде должны быть устроены тротуары
шириной не менее 0,8 м, если тротуар служит только для прохода, и не менее 1,2
м, если с него производятся работы.
Тротуар, расположенный между двумя
канатами, транспортерами и т.п., должен быть шириной не менее 1 м, при назначении
его только для прохода, и не менее 1,5 м - для работы.
Во всех местах, где это не препятствует
технологическому процессу, высотой не менее 0,9 м, нижняя часть которых на
высоту 140 мм должна выполняться сплошной.
3.2.5. В местах перевалки угля должна
устанавливаться герметическая электроарматура.
3.2.6. На всех эстакадах со стороны
подхода паровозов должны быть вывешены световые сигнальные таблички с размером
букв 150 мм следующего содержания: "Тихий ход", "Дай
свисток", "Закрой поддувало и сифон", "При открытых
затворах не подъезжай".
3.2.7. На угольных эстакадах запрещается
пользоваться переносными светильниками без защитных сеток.
3.2.8. Перед спуском людей в шахты и
скиповые ямы подъемник (скип) должен быть остановлен, кабина или скип
заклинены, предохранители сняты.
3.2.9. Для подъема (спуска) рабочих на
верхнюю площадку кустового бункера должны быть лестницы с поручнями.
Верхняя площадка кустового бункера должна
иметь перила высотой не менее 0,9 м, нижняя часть которых на высоту 140 мм
должна выполняться сплошной.
3.2.10. На всех кустовых бункерах со
стороны подхода паровозов должны быть вывешены световые сигнальные таблички с
надписью "На тендере не стоять".
3.2.11. Затвор кустового бункера или
загрузочной воронки-бункера должен легко открываться и закрываться, при этом
усилие для открывания или закрывания затворов на рукоятке ручной лебедки не
должно превышать 50 Н (5 кгс).
3.2.12. Для предупреждения самооткрывания затвора кустового бункера в случае обрыва
каната обязательно должен быть установлен ловитель затвора специальной
конструкции.
3.2.13. За состоянием бункерных затворов
эстакад, кустовых бункеров и загрузочных воронок-бункеров должен быть
установлен контроль. Особое внимание должно уделяться состоянию канатов,
рычагов управления, шарнирных соединений, лотков, противовесов и предохранительных
приспособлений.
3.2.14. Освидетельствование затворов
производится не реже одного раза в квартал специальной комиссией в составе
начальника топливной базы, инженера локомотивного отдела отделения дороги и
машиниста электродвигателей (бывшего моториста угольной эстакады). Результат
освидетельствования записывается в книгу осмотра. Такая книга должна быть общей
для всех затворов эстакады.
4. ТРЕБОВАНИЯ К
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ
И ИНСТРУМЕНТУ
4.1. Технологическое оборудование и
инструмент должны соответствовать стандартам и техническим условиям. Каждый
станок цеха должен иметь технический паспорт. Нестандартизованное
оборудование должно быть снабжено принципиальными схемами.
4.2. Эксплуатируемое оборудование должно
быть в исправном состоянии. Перед началом эксплуатации (при установке), в
дальнейшем периодически в установленные сроки оборудование должно осматриваться
и проходить соответствующие испытания и планово-профилактический ремонт.
На все технологическое оборудование
должны быть инструкции по эксплуатации, содержащие требования по безопасности
обслуживания.
4.3. Технологическое оборудование,
которое может служить источником опасности для работающих, поверхности
ограждений и других защитных устройств, а также пожарной техники должны быть
окрашены в сигнальные цвета в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76.
4.4. Устройство, содержание и
эксплуатация электрических установок должны соответствовать ГОСТ 12.1.019-79,
12.2.007.14-75, Правилам устройства электроустановок, Правилам технической
эксплуатации электроустановок потребителей и Правилам техники безопасности при
эксплуатации электроустановок потребителей.
4.5. Электрооборудование, а также
оборудование и механизмы, которые могут оказаться под напряжением (корпуса
электродвигателей, защитные кожухи рубильников и т.п.), должны иметь заземление
(зануление) в соответствии с правилами, указанными в
п. 4.4. Заземление должно быть хорошо видно, за исключением случаев,
оговоренных в стандартах и правилах.
4.6. Все производственное оборудование
должно отвечать требованиям ГОСТ 12.2.003-74, деревообрабатывающее оборудование
- ГОСТ 12.2.026.0-77.
4.7. Грузоподъемные механизмы, съемные
грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты) должны
эксплуатироваться и испытываться в соответствии с действующими Правилами
устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными
Министерством путей сообщения, Министерством транспортного строительства и
Президиумом ЦК профсоюза рабочих ж.д. транспорта и транспортного строительства.
4.8. Эксплуатация деревообрабатывающего
оборудования должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТ
12.3.011-77, 12.3.007-75.
4.9. Диск механической пилы должен быть
закрыт до рабочей части прочным предохранительным кожухом, а ременная передача
- ограждающими сетками.
После окончания работы на механической
пиле и электропилах электрический провод со штепсельной вилкой должен быть
убран в специальный ящик и закрыт на замок.
4.10. У колющей стороны клина
механического колуна должно быть установлено и надежно укреплено предохранительное
кольцо.
4.11. Бензомоторные пилы должны храниться
в несгораемом помещении или в металлическом ящике, если хранение производится в
деревянном помещении.
4.12. Рукоятки угольных лопат
изготовляются из прочных пород дерева. Они должны быть тщательно пригнаны по
месту, чисто отстроганы и надежно укреплены.
4.13. Приспособления и инструменты должны
быть закреплены за определенными лицами, которые обязаны содержать их в
исправном состоянии и хранить в установленных местах.
4.14. Предохранительные пояса должны
соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.089-80.
Канаты для спуска рабочих и бункера
подвергаются испытанию на прочность статической нагрузкой в 200 кгс. Для этого
к подвешенному на всю длину канату прикрепляется груз в 200 кгс
и канат остается в таком положении в течение 15 мин. После снятия груза на
канате не должно быть никаких повреждений. Испытания проводятся ежеквартально.
4.15. Переносные лестницы должны
соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.012-75.
5.
САНИТАРНО-БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ
РАБОТНИКОВ БАЗЫ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА
5.1. Санитарно-бытовые помещения и
устройства на базах твердого топлива должны соответствовать требованиям СНиП
2.09.04-87, Инструкции по проектированию вспомогательных зданий и помещений
предприятий железнодорожного транспорта и Перечня основных профессий работников
железнодорожного транспорта с указанием групп производственных процессов и
необходимых санитарно-бытовых помещений и устройств, утвержденных Министерством
путей сообщения.
5.2. Санитарно-бытовые помещения должны
содержаться в чистоте и порядке.
5.3. На базе должна быть
доброкачественная питьевая вода (кипяченая и охлажденная или, при наличии на
это разрешения органов санитарного надзора, сырая).
5.4. Рабочие должны обеспечиваться и
работать в специальной одежде и обуви, а при необходимости использовать
респираторы. Стропальщики должны работать в сигнальных жилетах.
5.5. Администрация должна обеспечить
своевременную химическую чистку и ремонт спецодежды и спецобуви.
6. ПОРЯДОК ДОПУСКА
РАБОТНИКОВ К УЧАСТИЮ
В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ
6.1. К работе на подъемно-транспортных
средствах допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления этими
средствами. Водители автомашин должны иметь удостоверения, выданные
Госавтоинспекцией.
6.2. К погрузочно-разгрузочным работам
допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование,
курс обучения и проверку знаний по безопасности труда, пожарной безопасности.
Стропальщики должны иметь удостоверения, выданные квалификационной комиссией. В
дальнейшем этот персонал должен проходить периодический медицинский осмотр в
сроки, установленные Министерством здравоохранения СССР, и повторную проверку
знаний не реже одного раза в 12 месяцев.
6.3. К работе по распиловке на
механической пиле, с бензомоторными и электропилами допускаются лица не моложе
18 лет, прошедшие медицинские освидетельствование, специальное обучение
правилам работы по распиловке, инструктаж и проверку знаний по правилам
эксплуатации, техники безопасности и пожарной безопасности.
6.4. Обучение, инструктаж и проверка
знаний по охране труда должны производиться в соответствии с Положением об
организации обучения и проверки знаний по охране труда работников
ж.д. транспорта.
Срок стажировки (работа в качестве
дублера) для экипировщиков должен быть не менее 3
смен (дежурств), для дежурных помощников начальника базы - не менее 2 смен
(дежурств).
6.5. К обслуживанию электроустановок
допускается специально обученный персонал, имеющий соответствующую группу по
электробезопасности.
7. КОНТРОЛЬ
ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
7.1. Контроль состояния воздуха рабочей
зоны - по ГОСТ 12.1.005-88, уровня шума на рабочих местах - по ГОСТ
12.1.003-83, уровня вибрации - по ГОСТ 12.1.012-78, уровня искусственного
освещения - по ОСТ 32.9-81.
Периодичность контроля устанавливает
администрация базы по согласованию с санитарно-эпидемиологической станцией.
7.2. Контроль электробезопасности следует
проводить согласно требованиям Правил технической эксплуатации электроустановок
потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок
потребителей.
7.3. Средства индивидуальной защиты работающих должны подвергаться периодическим осмотрам и
проверкам в сроки, установленные нормативно-технической документацией на
соответствующие средства.
7.4. Контроль выполнения безопасных
приемов труда производят должностные лица по кругу ведения и профсоюзная
организация базы.
Приложение 1
(обязательное)
ПЕРЕЧЕНЬ
СТАНДАРТОВ И ДРУГИХ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
ДОКУМЕНТОВ
ПО БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА, В СООТВЕТСТВИИ С КОТОРЫМИ
ДОЛЖНЫ
ПРОИЗВОДИТЬСЯ РАБОТЫ НА БАЗАХ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
ГОСТ 12.0.003-74. ССБТ. Опасные и вредные
производственные факторы. Классификация.
ГОСТ 12.1.003-83. ССБТ. Шум. Общие
требования безопасности.
ГОСТ 12.1.004-85. ССБТ. Пожарная
безопасность. Общие требования.
ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие
санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
ГОСТ 12.1.012-78. ССБТ. Вибрация. Общие
требования безопасности.
ГОСТ 12.1.019-79. ССБТ. Электробезопасность.
Общие требования.
ГОСТ 12.2.003-74. ССБТ. Оборудование
производственное. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.2.007-14-75. ССБТ. Кабели и
кабельная арматура. Требования безопасности.
ГОСТ 12.2.012-75. ССБТ. Приспособления по
обеспечению безопасного производства работ. Общие требования.
ГОСТ 12.2.026.0-77. ССБТ. Оборудование
деревообрабатывающее. Общие требования безопасности к конструкции.
ГОСТ 12.3.002-75. ССБТ. Процессы
производственные. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.3.006-75. ССБТ. Эксплуатация
водопроводных и канализационных сооружений и сетей. Общие требования
безопасности.
ГОСТ 12.3.007-75. ССБТ. Деревообработка.
Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.3.009-76. ССБТ. Работы
погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности.
ГОСТ 12.3.001-77. ССБТ. Лесопиление.
Требования безопасности.
ГОСТ 12.4.009-83. ССБТ. Пожарная техника
для защиты объектов. Общие требования.
ГОСТ 12.4.026-76. Цвета сигнальные и
знаки безопасности.
ГОСТ 12.4.089-80. ССБТ. Строительство.
Пояса предохранительные. Общие технические требования.
ГОСТ 22235-76*. Вагоны грузовые
магистральные железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению
сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ.
ОСТ 32.4-76. Знаки безопасности на объектах
железнодорожного транспорта.
ОСТ 32.9-81. ССБТ. Нормы искусственного
освещения объектов железнодорожного транспорта.
Положение об организации обучения и
проверки знаний по охране труда работников железнодорожного транспорта от
10.07.89 ЦРБ/4707.
Правила устройства электроустановок.
Глава 5.4. Глава 6.2, 6.3, утвержденные Минэнерго СССР 01.06.85.
Правила технической эксплуатации
электроустановок потребителей и Правила техники безопасности при эксплуатации
электроустановок потребителей, утв. Главгосэнергонадзором
21.12.84.
Правила устройства и безопасной
эксплуатации грузоподъемных кранов от 28.03.73 ЦТ/3106.
Правила техники безопасности и
производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах на
железнодорожном транспорте от 26.12.74 ЦМ/3219.
Правила безопасности для работников
железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях от 10.09.75 ЦЭ/3288.
Правила пожарной безопасности на
железнодорожном транспорте от 27.12.78 ЦУО/3725.
Правила технической эксплуатации железных
дорог Союза ССР от 02.01.86 ЦТех/4345.
Инструкция по сигнализации на железных
дорогах Союза ССР от 02.01.86 ЦТех/4346.
Инструкция по движению поездов и
маневровой работе на железных дорогах Союза ССР от 05.03.86 ЦД/4367.
СН 473-75. Противопожарные нормы
проектирования складов лесных материалов.
СНиП 2.09.04-87. Административные и
бытовые здания.
СНиП II-4-79. Нормы проектирования.
Естественное и искусственное освещение.
СНиП 2.01.02-85. Противопожарные нормы.
Инструкция по проектированию
вспомогательных зданий и помещений предприятий железнодорожного транспорта. ВСН
от 14.07.82 ЦУВС/4097.
Типовая инструкция по охране труда для
рабочих складов топлива железных дорог. ЦТК-8/1.
Приложение 2
(справочное)
ПЕРЕЧЕНЬ
ОПАСНЫХ И ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ
ПО ГОСТ 12.0.003-74, ВОЗДЕЙСТВИЮ КОТОРЫХ МОГУТ
ПОДВЕРГАТЬСЯ РАБОТНИКИ БАЗ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА
Группа физических факторов:
движущиеся машины и механизмы;
незащищенные подвижные элементы
производственного оборудования, двигающиеся изделия, заготовки, материалы;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура
воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная влажность
воздуха;
повышенная или пониженная подвижность
воздуха;
повышенный уровень вибрации и шума;
повышенный уровень напряжения в
электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
повышенный уровень статического
электричества;
недостаточная освещенность рабочей зоны.
Группа психофизиологических факторов:
физические перегрузки; нервно-психические перегрузки; работа на высоте.
ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА ПРОФСОЮЗА
РАБОЧИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
И ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 1990 г. N 2.31
О СОГЛАСОВАНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
НА БАЗАХ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Президиум ЦК профсоюза постановляет:
Согласовать Правила по охране труда на
базах твердого топлива железных дорог.
Председатель ЦК профсоюза
И.А.ШИНКЕВИЧ