23 ноября 1990 года N 374-1
РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ
Статья 1. Земельная реформа имеет целью
перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития
различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики,
рационального использования и охраны земель на территории РСФСР. В ходе реформы
осуществляется наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений,
объединений и товариществ с закреплением их прав на землю в порядке,
установленном законодательством РСФСР.
Проведение земельной реформы возлагается
на местные Советы народных депутатов, Государственный комитет РСФСР по
земельной реформе совместно с Министерством сельского хозяйства и
продовольствия РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР с участием других
заинтересованных министерств и ведомств.
На Государственный комитет РСФСР по
земельной реформе возлагаются землеустроительная, организационная, контрольная
и консультативная функции по проведению земельной реформы.
Статья 2. Монополия государства на землю
на территории РСФСР отменяется. Вводятся две основные формы собственности на
землю - государственная и частная.
Государственная собственность на землю
выступает в виде федеральной собственности РСФСР и собственности республик,
входящих в состав РСФСР.
Право распоряжения землей, находящейся в
государственной собственности, передается Советам народных депутатов в
соответствии с их компетенцией.
Частная собственность на землю
реализуется в виде индивидуальной и коллективно - долевой собственности
граждан.
Статья 3. В государственную собственность
РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, закрепляются земли под объектами,
принадлежащими соответственно РСФСР и республикам, входящим в ее состав.
Для общесоюзных целей земли могут
предоставляться Союзу ССР на условиях и в порядке, устанавливаемых Союзным договором,
законодательством РСФСР и республик, входящих в ее состав.
Земли, находящиеся в собственности
республик, входящих в состав РСФСР, могут предоставляться РСФСР на условиях и в
порядке, устанавливаемых договором между ними и законодательством
соответствующей республики.
Статья 4. В частную индивидуальную
собственность граждан могут передаваться земли для ведения личного подсобного и
крестьянского хозяйства, садоводства, животноводства, а также под здания и
сооружения для индивидуальной предпринимательской деятельности, строительства и
обслуживания жилого дома, дач, гаражей.
Возврат земельных участков бывшим
собственникам земли и их наследникам не допускается, они могут получить землю в
собственность на общих основаниях.
Иностранным гражданам земля в
собственность не передается.
В коллективно -
долевую собственность граждан могут передаваться земли колхозов, других
кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том
числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных
предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и
других государственных сельскохозяйственных предприятий, а также земли для
ведения коллективного садоводства, животноводства, коллективного дачного
строительства. Каждый член
коллектива при выходе из него с целью организации крестьянского хозяйства имеет
право получить свою долю в виде земельного участка.
Статья 5. Наряду с передачей земли
гражданам в собственность она по их желанию может быть передана им в аренду.
Статья 6. Предприятиям, учреждениям,
организациям земля предоставляется в постоянное владение либо в аренду.
Статья 7. До юридического закрепления
земель в собственность владение, пользование, в том числе в аренду, за
гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в течение 2-х лет с
начала реформы сохраняется установленное ранее право пользования земельными
участками. По истечении этого срока названное право утрачивается.
Статья 8. При проведении земельной
реформы передача земли в частную собственность гражданам производится советами
народных депутатов за плату и бесплатно.
Для крестьянского хозяйства земля
передается в собственность граждан бесплатно в пределах средней земельной доли,
сложившейся в данном административном районе, в расчете на одного работающего в
сельском хозяйстве. Дополнительная площадь для ведения крестьянского хозяйства
до предельных норм, устанавливаемых в республике, крае, области, может быть
получена за плату. Настоящий порядок распространяется и на случаи образования
коллективно - долевой собственности на землю.
Для ведения личного подсобного хозяйства,
строительства и обслуживания жилого дома земельные участки передаются в
собственность граждан бесплатно в пределах норм, устанавливаемых сельскими,
поселковыми, городскими Советами народных депутатов.
Для ведения садоводства и животноводства в
собственность граждан бесплатно передаются все ранее предоставленные земли, а
также малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли.
Для строительства дач и гаражей, а также
под здания и сооружения для индивидуальной предпринимательской деятельности в
частную собственность гражданам бесплатно передаются земельные участки,
предоставленные до введения в действие настоящего Закона, в пределах норм,
вновь устанавливаемых сельскими, поселковыми, городскими Советами народных
депутатов. За плату передаются в собственность земли, предоставленные после
введения в действие настоящего Закона, и земельные участки, предоставленные
ранее сверх вновь устанавливаемых норм.
Статья 9. В течение первых пяти лет после
передачи земли в собственность граждан ее продажа разрешается только
соответствующим Советам народных депутатов. По истечении данного срока сделки
по купле - продаже земли совершаются на договорной основе под контролем местных
Советов народных депутатов.
Статья 10. Собственники земли, землевладельцы
и арендаторы самостоятельно хозяйствуют на земле, распоряжаются произведенной
продукцией и доходами от ее реализации. Вмешательство в хозяйственную
деятельность со стороны государственных, хозяйственных и других органов и
организаций запрещается. Настоящее положение не затрагивает предусмотренных
законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР, прав
государственных и иных органов по осуществлению контроля за
деятельностью собственников земли, землевладельцев и арендаторов. В случае
издания государственным или иным органом акта, не соответствующего его
компетенции, либо с нарушением требований законодательства, собственник земли,
землевладелец и арендатор вправе обратиться в суд или арбитраж с заявлением о
признании такого акта недействительным полностью или частично.
Статья 11. Использование земли в РСФСР
является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме
арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом в соответствии с
законодательством РСФСР.
Земельный налог вносится на специальный
счет местных Советов народных депутатов и используется на цели, связанные с
организацией использования и охраны земель, повышением их плодородия, ведением
земельного кадастра и землеустройства, инженерным и социальным обустройством
территории. Часть средств в соответствии с
законодательными актами РСФСР может централизоваться в бюджеты областей, краев,
автономных округов, автономных областей, республик, входящих в состав
Российской Федерации.
За земли, переданные в аренду, взимается
арендная плата, размеры которой определяются договорами в порядке,
устанавливаемом законодательством РСФСР.
Статья 12. Для проведения операций,
связанных с оценкой, куплей, продажей земель, создается Российский земельный
банк.
Статья 13. Собственники земли,
землевладельцы и арендаторы поощряются за улучшение качества земель, повышение
плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда, производства
экологически чистой продукции за счет средств бюджетов местных Советов народных
депутатов. Одновременно на них возлагаются в порядке, устанавливаемом
законодательством РСФСР, административная и уголовная ответственность за
нарушение земельного законодательства, загрязнение и порчу земель, снижение их
плодородия.
Статья 14. В процессе осуществления
земельной реформы решениями Советов народных депутатов может быть изъята и
передана в специальный земельный фонд для последующего перераспределения и
наделения земельными участками часть земель, используемых не по целевому
назначению, неэффективно используемых, а также выбывших из оборота или
переведенных в менее ценные угодья.
Из этих фондов в первоочередном порядке
выделяются земли для организации крестьянских хозяйств, ведения личного
подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.
Статья 15. Местными Советами народных
депутатов для рассмотрения вопросов, связанных с земельными отношениями,
создаются депутатские земельные комиссии, работающие в тесном взаимодействии с
местными органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе.
Статья 16. Земельная реформа проводится
поэтапно. На первом ее этапе осуществляется закрепление земель в федеративную
собственность РСФСР и собственность республик, входящих в ее состав, и
закрепление за местными Советами народных депутатов прав по распоряжению землей
в пределах границ соответствующих административно - территориальных
образований. Одновременно происходят уточнение административных границ,
выявление потребности в земле граждан, предприятий, учреждений и организаций, формирование
специального фонда земель для их последующего перераспределения, установление
ставок земельного налога и цены земли.
На втором этапе местными Советами
народных депутатов и органами Государственного комитета РСФСР по земельной
реформе осуществляются передача и закрепление земель в собственность, владение,
пользование, в том числе в аренду, гражданам, предприятиям, организациями и
учреждениям.
Статья 17. Настоящий Закон вступает в
силу с момента его принятия.
Председатель
Верховного Совета РСФСР
Б.Н.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом
Советов РСФСР
23 ноября
1990 года
N 374-1