Утверждаю
Начальник Главного
Управления охраны
материнства и детства
И.А.ЛЕШКЕВИЧ
9 января 1991 года
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
(СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации составлены
сотрудниками кафедры пропедевтики детских болезней
Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени педиатрического медицинского
института.
Настоящие Методические рекомендации
предназначены для педиатров, врачей-специалистов поликлинического звена, врачей
школьно-дошкольных учреждений, а также организаторов здравоохранения.
АННОТАЦИЯ
Анализ развития
педиатрической науки за последние 20 лет показывает синтезирование
индивидуального подхода к оценке здоровья ребенка с широким внедрением
автоматизированных систем, позволяющих как увеличить охват постоянным
мониторингом, так и повысить объективность в выделении доклинических признаков
заболевания с формированием групп риска по различным нозологическим формам.
Подход к решению
задач индивидуальной оценки здоровья может быть различным: определения профиля
здоровья ребенка с установлением потребности в консультации специалистов и
комплекса оздоровительных мероприятий; выбор консультации специалистов путем
прямого контакта матери с перечнем вопросом по наиболее распространенным
специальностям и немедленного направления на консультацию с определением
тактики дальнейшего ведения непосредственно консультирующим специалистом.
Если пойти путем определения профиля
здоровья, то ребенок должен получить бальную оценку по каждому из обследуемых
специалистов и в первую очередь обратиться к тому, у которого балл выше. При
таком подходе возможны ошибки, связанные с приоритетностью выбора специалистов,
так как уровень бальной оценки не всегда отражает истинную потребность в
консультации. Кроме этого, при определении профиля здоровья время обследования
значительно увеличивается.
В системе альтернативных ответов мать не
контактирует со специалистом, к которому у нее нет жалоб. Выбор специалиста
определяется применением решающих правил по жалобам матери. Как сами решающие
правила, так и вопросы, на которые отвечают родители, должны быть многократно
верифицированы, а сами родители обладать достаточным уровнем санитарной культуры.
В противном случае не избежать значительных ошибочных решений.
Данные методические рекомендации
представляют автоматизированную структуру управления профилактическими
осмотрами, методику выделения групп риска по различным нозологическим формам.
Показано, что данная система позволяет:
- быстро и эффективно проводить сбор
информации о состоянии здоровья детского контингента;
- автоматизированно
выявлять группы риска по 12-ти ведущим специальностям;
- проводить динамическое наблюдение за
группами риска;
- быстро и удобно формировать различные
типы отчетных документов о текущем формировании базы данных.
Настоящая автоматизированная система скрининг-диагностики не предусматривает изменения
существующих медицинских документов и перестройки всей системы работы детских
поликлиник.
В разработку методических рекомендаций
включен опыт использования системы в г. Ленинграде, Ленинградской области, г.
Новгороде, Новгородской области, г. Мозырь Гомельской области и в г. Воронеже.
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с Приказом МЗ СССР от
30.05.1986 N 770 о всеобщей диспансеризации детского населения создана
автоматизированная система скрининг-диагностики
"САНУС":
- как эффективное средство для проведения
массовых профилактических осмотров. Система ориентирована как на работу со здоровыми
детьми, так и с больными, которая включает в себя следующие блоки (подсистемы):
- "Б1"
- блок общих сведений о ребенке и скрининг-анкета опроса родителей; -
заполняется родителями;
- "Б2"
- блок данных доврачебного обследования ребенка; - заполняется медперсоналом
(оператором ПЭВМ);
- "Б3" - блок информации о
результатах осмотра ребенка специалистами и тактике дальнейшего обследования
ребенка; - заполняется медперсоналом (оператором ПЭВМ).
Данная структура информации соответствует
экспертной врачебной оценке состояния здоровья ребенка.
Автоматизированная система
"САНУС" реализует следующие функциональные возможности:
- создание базы данных о состоянии
здоровья детских контингентов (школа, детский сад, детское население
микрорайона и т.д.);
- выявление детей, принадлежащих к группе
риска по 12-ти ведущим специальностям;
- оценку физического развития детей на
основании данных антропометрии;
- формализацию заключений специалистов;
- генерирование необходимой отчетной
документации.
Ключевым элементом системы является
скрининг-анкета для опроса родителей ребенка, позволяющая эффективно выявлять в
обследуемом контингенте детей, группы риска по 12-ти ведущим специальностям.
Скрининг-анкета содержит:
- сведения о предшествующих наблюдениях
ребенка специалистами;
- данные о наследственных факторах риска;
- анамнестического сведения;
- скрининг-блоки
по 12-ти специальностям.
Разработанные решающие правила позволяют
на основании ответов родителей сделать заключение о необходимости направления
ребенка на консультацию к специалисту. Каждый из родителей отвечает на вопросы
анкеты следующих специалистов:
- педиатр;
- невропатолог;
- отоларинголог;
- аллерголог;
- гастроэнтеролог;
- кардиоревматолог;
- онколог;
- хирург/ортопед;
- офтальмолог;
- стоматолог;
- нефролог;
- дерматолог;
- эндокринолог.
Формирование базы
данных
В зависимости от способа проведения
массового профилактического осмотра детского контингента возможны два пути
формирования базы данных:
1. Скрининг-анкетирование родителей,
доврачебное обследование детей и консультативный прием врачей-специалистов разорваны во времени. В этом случае информация в базу данных
вводится поэтапно. Этот путь наиболее рационален при проведении
профилактических осмотров в школьно-дошкольных учреждениях, когда осмотр
проходит без присутствия родителей.
2. При "поточном" методе
проведения осмотра все три этапа осуществляются последовательно без разрыва во
времени. В такой ситуации база данных формируется по окончании обследования на
основании специальных форм, заполненных в процессе обследования родителями и
медицинскими работниками.
Второй путь чаще применяется при профосмотре детей сотрудников промышленных предприятий,
регионов и т.д. там, где на прием они идут с родителями.
"Поточный" метод предполагает
введение информации в базу данных следующим образом:
Блок "Б1"
заполняется родителями ребенка в режиме диалога с ПЭВМ. По окончании опроса
родители получают листинг с перечнем специалистов, в консультации которых
нуждается их ребенок, а также справку для каждого из специалистов с
перечислением всех жалоб, на которые врачу следует обратить внимание при
осмотре ребенка.
Блок "Б2"
и блок "Б3" вносятся в базу данных оператором ПЭВМ или медицинским
персоналом в режиме диалога с ПЭВМ по окончании соответствующего этапа
обследования.
По формированию базы данных определяется
круг необходимого инструментального и лабораторного обследования с целью
постановки точного диагноза и выработки тактики дальнейшего ведения.
Использование эндоскопической и ультразвуковой диагностической аппаратуры
повышает надежность диагноза и постоянно контролирует работу специалистов.
Система скрининг-диагностики
"САНУС" обладает внутренним и внешним контролем. Внутренний контроль
осуществляется последовательной работой специалистов, постоянным обращением к
общей части анкеты. Постановка вопросов специалистов строится таким образом,
что ряд положений встречается у разных специалистов в несколько измененных
формах, это позволяет контролировать как правильность ответов родителей, так и
работу специалистов. Кроме того, заключительный осмотр педиатра, с
установлением основного и сопутствующего диагнозов, позволяет оценить
качественную сторону пройденного профилактического осмотра. Выработанная в ходе
обследования тактика дальнейшего обследования и оздоровления является
переходным элементом в системе внешнего контроля.
Под факторами внешнего контроля мы
понимаем суммационные количественные оценки процента
расхождения диагноза, снижения потерь рабочего времени, связанные с уходом за
больным ребенком, снижение удельного веса группы частоболеющих
детей.
Все результаты профилактического осмотра
дублируются в отрывном талоне анкеты и остаются у родителей, что помогает
контролировать правильность заключительного диагноза и осуществлять
преемственность между различными звеньями медицинской службы.
Система скрининг-диагностики
в диалоговом режиме может работать в детской поликлинике при первичном
обращении ребенка, как доврачебный фильтр, и при поступлении ребенка на
стационарное лечение, как ориентир оптимального выбора специалистов, ускорения
сроков обследования. При обследовании больших детских контингентов резко повышается
потребность в стационарном лечении и обследовании. Как правило, госпитализация
детей в обычные соматические стационары носит частный характер и не решает
проблемы быстрого обследования. Мы рекомендуем использовать дневные стационары
и стационары кратковременного пребывания, так как при сформированной базе
данных просто решается вопрос о потребности детей в госпитализации.
По завершении формирования базы данных использователь имеет возможность:
- корректировать информацию в базе
данных;
- сортировать файлы базы данных;
- дополнять и обновлять информацию в базе
данных;
- генерировать требующуюся отчетную
документацию.
Автоматизированная система
"САНУС" легко реагирует на изменение задач профилактического осмотра.
При этом могут вводиться в анкету новые блоки. Это, в частности, применялось
нами при исследовании причинно-значимых вредных факторов внешней среды.
Сформированная база данных может служить
исходным материалом в формировании региональных таблиц оценки физического
развития детей, изучении возрастно-половых закономерностей заболеваемости
детей, изменении режима работы школьно-дошкольных учреждений и т.д.
Элементы системы
I Модуль:
- осуществляет заполнение блока "Б1" базы данных в режиме диалога с родителями ребенка;
- формирует на печатающем устройстве ПЭВМ
листинг с перечнем жалоб родителей по каждой из 12-ти специальностей;
- формирует на печатающем устройстве ПЭВМ
листинг с перечнем специалистов, в консультации которых нуждается ребенок.
II Модуль:
- осуществляет заполнение блоков "Б1" - "Б3" базы данных в режиме работы
оператора ПЭВМ;
- ввод скрининг-анкет-опроса родителей;
- ввод блока доврачебного обследования
ребенка;
- ввод результатов врачебного
обследования ребенка.
III Модуль:
- позволяет редактировать файлы базы
данных;
- реализует сервисные функции для файлов
базы данных;
- упорядочивание файлов базы данных;
- поиск информации по ключу;
- поиск записей;
- удаление записей.
IV Модуль:
- формирует списки детей, направленных на
консультацию к специалисту;
- производит оценку физического развития
ребенка на основании результатов доврачебного обследования;
- формирует справки по результатам
врачебного обследования о заболеваемости детского контингента с раскладкой по
диагнозам;
- формирует списки детей по тактике их
ведения с учетом конкретной патологии;
- формирует списки детей по группам
здоровья.
Требования к
конфигурации ПЭВМ
Система реализована на языке
программирования "Турбо Паскаль" 5,0 и предназначена для эксплуатации
на IBM - совместных ПЭВМ типа РС/ХТ/АТ в том числе на
отечественных ПЭВМ типа ЕС-1840/41/42 и Искра - 1030/М.
Минимальная конфигурация ПЭВМ,
необходимая для успешного функционирования системы:
- процессор типа "ИНТЕЛ"
8086/8088 или его аналоги;
- стационарный графический монитор и
графический адаптер (МГА или ГГА); поддерживающий работу с русским шрифтом;
- ОЗУ объемом не менее 512 Кбайт;
- НЖМД типа "ВИНЧЕСТЕР" объемом
не менее 10 Мбайт;
- печатающее устройство типа
"ЕПСОН" или его аналоги; поддерживающее работу с русским шрифтом;
- Ос типа "МС ДДС" 3,00 и выше.
Результаты
апробации системы
Опыт работы кафедры
пропедевтики детских болезней Ленинградского Ордена Трудового Красного Знамени
педиатрического медицинского института с контингентами детей сотрудников
промышленных предприятий, школ, детских садов с применением системы
скрининг-диагностики "САНУС" для более чем 30000 детей
свидетельствует:
- о существенном снижении объема работ и
времени, затрачиваемых узкими специалистами при массовых осмотрах детского
населения;
- о высокой эффективности использования
системы, позволяющей выявлять по меньшей мере в 3 - 4
раза большее число детей групп риска и больных, подлежащих дальнейшему
наблюдению;
- о наличии быстрого эффекта по
результатам профилактического осмотра в снижении заболеваемости детей и
уменьшении случаев трудопотерь в связи с уходом за
больным ребенком на 15 - 20% за счет проведения ближайших оздоровительных
мероприятии среди выявленных групп риска и больных детей;
- о снижении трудопотерь
до 40% по уходу за больными детьми при выполнении всей целенаправленной
программы лечебно-профилактических мероприятий, разработанных по результатам
профилактического осмотра;
- о достижении экономического эффекта на
промышленных предприятиях за счет снижения трудопотерь
по листкам нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком;
- о возможности создания на базе системы скрининг-диагностики мобильного диагностического центра с
подключением в систему поликлинических и стационарных учреждений детского
здравоохранения.
Опыт внедрения и эксплуатации данной
системы показывает, что для города с детским населением порядка 100 тыс.
человек установка оборудования, обучение персонала и начало эксплуатации
обойдутся порядка 1000000 рублей, включая приобретение вычислительной техники и
необходимой диагностической аппаратуры.
Формализованная анкета первичной
диагностики для отбора
детей группы риска, нуждающихся в
консультации
у врачей-специалистов или в
обследовании
и лечении
в условиях стационара
Фамилия и имя
ребенка _____________________________________________________
Дата рождения
_____________________________________________________________
Школа (класс) и
сад (группа) ______________________________________________
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Анкета предназначена для контроля за состоянием здоровья и развитием
Вашего ребенка.
Убедительная просьба - внимательно прочитайте
анкету и аккуратно ее
заполните, подчеркивая положительные либо отрицательные ответы на вопросы
анкеты.
Примечание:
если Вы не знаете ответа на вопрос анкеты или не имеете
сведений по данному вопросу, или затрудняетесь ответить в силу различных
причин, в этом
случае следует подчеркнуть ответ "?".
Блок "Общие сведения
о ребенке"
01 Возраст ребенка
__________________________________________________ лет
На момент заполнения анкеты
______________________________________ мес.
03 Пол ребенка: 1. Мальчик
_______________________________________________
2. Девочка
_______________________________________________
04 Рост при рождении
__________________________________________________ см
05 Вес при рождении
____________________________________________________ г
06 Число заболеваний за последний год перед
обследованием ________________
07 Общее число дней болезни за последний год
_____________________________
08 Перечислите
заболевания за последний год в порядке их частоты _________
___________________________________________________________________________
Блок "Наблюдения у
специалистов"
Стоит ли Ваш ребенок на
учете у перечисленных специалистов (однократные
консультации во
внимание не принимать):
01 аллерголог (пульмонолог)
_______________________________ "нет" "?" "да"
02 нефролог (уролог)
______________________________________ "нет" "?"
"да"
03 невропатолог (психоневролог)
___________________________ "нет" "?" "да"
04 оториноларинголог (ЛОР-врач) ___________________________ "нет"
"?" "да"
05 ортопед (хирург) _______________________________________
"нет" "?" "да"
06 гастроэнтеролог (проктолог)
____________________________ "нет" "?" "да"
07 дерматолог
_____________________________________________ "нет" "?"
"да"
08 кардиолог (кардиоревматолог)
___________________________ "нет" "?" "да"
09 эндокринолог
___________________________________________ "нет" "?"
"да"
10 офтальмолог (окулист)
__________________________________ "нет" "?" "да"
11 онколог ________________________________________________
"нет" "?" "да"
12 какой-либо другой специалист
___________________________ "нет" "?" "да"
(укажите какой)
________________________________________ "нет" "?"
"да"
13 считаете ли Вы, что Ваш ребенок должен
наблюдаться кем-либо из специалистов
___________________ "нет" "?" "да"
укажите кем
___________________________________________________________
Блок
"Наследственные факторы"
Страдают ли ближайшие
родственники ребенка (отец, мать, братья, сестры,
дедушки, бабушки)
какими-либо
из перечисленных ниже
хронических
заболеваний:
01 бронхиальная астма, астматический бронхит,
поллиноз
_______________________________________________ "нет" "?"
"да"
02 пищевая аллергия, лекарственная аллергия,
крапивница, отек Квинке,
золотуха ______________________ "нет" "?" "да"
03 хронический бронхит, хроническая пневмония,
бронхоэктатическая болезнь
_____________________________ "нет" "?" "да"
04 гломерулонефрит,
наследственный нефрит
интерстициальный
_______________________________________ "нет" "?"
"да"
05 пиелонефрит, хронический цистит, пороки
развития
(аномалии) почек и мочевыводящих путей
_________________ "нет" "?" "да"
06 почечно-каменная
болезнь _______________________________ "нет" "?"
"да"
07 эпилепсия
______________________________________________ "нет" "?"
"да"
08 заболевания нервной системы с постановкой на
учет
и лечением у невропатолога
_____________________________ "нет" "?" "да"
09 психические заболевания с постановкой на учет
и лечением у психиатра
_________________________________ "нет" "?" "да"
10 прогрессирующее нарушение слуха
________________________ "нет" "?" "да"
11 хронический тонзиллит, синуит (гайморит, фронтит,
этмоидит), хронический отит ____________________________ "нет"
"?" "да"
12 хронический гастрит, дуоденит, энтерит,
энтероколит,
колит, язвенная болезнь, хронический
панкреатит ________ "нет" "?" "да"
13 хронические заболевания печени и желчновыводящих путей,
гепатит, цирроз, холецистит, желчекаменная болезнь _____ "нет" "?"
"да"
14 псориаз
________________________________________________ "нет" "?"
"да"
15 экзема, нейродермит
____________________________________ "нет" "?"
"да"
16 инфаркт миокарда, инсульт (кровоизлияния в
мозг),
гипертоническая болезнь, гипотоническая
болезнь ________ "нет" "?" "да"
17 заболевания суставов (артриты, полиартриты)
____________ "нет" "?" "да"
18 ревматизм, красная волчанка, склеродермия
______________ "нет" "?" "да"
19 врожденные пороки сердца
_______________________________ "нет" "?" "да"
20 сахарный диабет
________________________________________ "нет" "?"
"да"
21 болезнь щитовидной железы
______________________________ "нет" "?" "да"
22 болезни надпочечников
__________________________________ "нет" "?" "да"
23 раковые (опухолевые) заболевания, включая
злокачественные заболевания крови и мозга
______________ "нет" "?" "да"
Блок "Анамнестические
сведения. Общие вопросы"
Отмечаются ли у Вашего ребенка:
01 опережение или отставание в росте по
сравнению со
сверстниками:
- в росте
- в весе
- в умственном развитии
- в половом созревании
_________________________________ "нет" "?" "да"
02 длительные подъемы
небольшой температуры (37,0, 37,6)
без явных признаков заболевания
________________________ "нет" "?" "да"
03 недержание мочи:
- во время сна
- если ребенок старше 3-х лет
- во время бодрствования
- если ребенок старше 1,5 лет __________________________
"нет" "?" "да"
04 периодически повторяющиеся набухания
лимфатических узлов
(на шее под челюстями), вызывающие болевые
ощущения ____ "нет" "?" "да"
05 отклонения в лабораторных исследованиях
(мочи, крови)
по неустановленной причине
_____________________________ "нет" "?" "да"
06 плохая переносимость физической нагрузки,
проявляющаяся
в виде:
- быстрой утомляемости
- появления отдышки
____________________________________ "нет" "?"
"да"
07 прогрессирующее понижение остроты зрения,
потребность в очках
____________________________________ "нет" "?"
"да"
08 резкое ухудшение состояния здоровья и
самочувствия
в течение последних месяцев
____________________________ "нет" "?" "да"
Отмечались ли у ребенка за последние 2 года:
09 ОРЗ "5" и более раз в год
______________________________ "нет" "?" "да"
10 ангины "3" и более раз в год
___________________________ "нет" "?" "да"
11 бронхиты "1" и более раз в год
_________________________ "нет" "?" "да"
12 пневмонии "1" и более раз в год
________________________ "нет" "?" "да"
Блок "Скрининг-обследование
аллерголога/пульмонолога"
01 ставились ли ранее ребенку диагнозы:
- астматический бронхит
- обструктивный
бронхит
- обструктивный
синдром
- бронхиальная астма
- хронический бронхит
- хроническая пневмония
________________________________ "нет" "?" "да"
Замечаете ли вы появление у ребенка
насморка, кашля, удушья, зуда глаз,
носа в течение
всей его жизни:
02 при контакте с домашними животными
_____________________ "нет" "?" "да"
03 при пребывании в пыльном помещении
_____________________ "нет" "?" "да"
04 при контакте с пыльцой цветущих растений
_______________ "нет" "?" "да"
Отмечается ли у ребенка в настоящее время:
05 частые повторяющиеся кожные высыпания,
связанные
с употреблением пищевых
продуктов (детский диатез
во внимание не принимать)
______________________________ "нет" "?" "да"
06 проявление аллергии:
- на лекарства
- на прививки
- на введение гамма-глобулина
__________________________ "нет" "?" "да"
Отмечались ли у ребенка за последние 2 года:
07 заболевания, протекающие с затруднением
дыхания
(удушьем)
______________________________________________ "нет" "?"
"да"
08 простудные заболевания, сопровождающиеся
длительным кашлем, а не только насморком
и повышением температуры
_______________________________ "нет" "?" "да"
09 периодически повторяющиеся приступы кашля:
- мучительного, изнуряющего
- сопровождающимся отделением мокроты желтоватого
или зеленоватого оттенка
_______________________________ "нет" "?" "да"
Блок
"Скрининг-обследование нефролога"
01 ставились ли ранее ребенку диагнозы:
- пиелонефрит
- инфекция мочевыводящих путей
- пороки развития (аномалии) почек и
мочевыводящих путей
- гломерулонефрит
______________________________________ "нет" "?"
"да"
02 отмечались ли у матери во время беременности
данным
ребенком токсикоз беременных или
нефропатия, проявляющиеся
в виде:
- повышенного давления
- отеков
- появление белка в моче
_______________________________ "нет" "?" "да"
Отмечается ли у Вашего ребенка:
03 отставание в росте или весе к 2 - 3-м годам
жизни ______ "нет" "?" "да"
04 постоянные или периодические возникающие
нарушения
мочеиспускания - очень частые
мочеиспускания
(чаще, чем 1 раз в час)
________________________________ "нет" "?" "да"
- затруднения при мочеиспускании
- беспокойство до
или во время мочеиспускания
- болезненные ощущения
_________________________________ "нет" "?" "да"
05 периодически возникающие боли в животе,
спине, пояснице,
не связанные:
- с наличием глистов
- с расстройством стула
________________________________ "нет" "?" "да"
06 патология в анализах мочи, т.е. даже при однократном
исследовании:
- наличие белка в моче
- увеличение числа лейкоцитов
- увеличение числа эритроцитов
- появление бактерий
- появление солей
______________________________________ "нет" "?"
"да"
Блок
"Скрининг-обследование невропатолога"
01 Ставились ли раньше
ребенку диагнозы:
- менингит
- эпилепсия
- гидроцефалия, энцефалит, энцефалопатия
-
сотрясение головного мозга
- детский церебральный паралич
_________________________ "нет" "?" "да"
Отмечается ли у Вашего ребенка:
02 нарушение сна:
- плохое засыпание
- ночные страхи
- снохождение
- сноговорение
- недержание мочи во сне
_______________________________ "нет" "?" "да"
03 плаксивость:
- раздражительность
- неуправляемость поведения
- бурная эмоциональная реакция с истерическими
проявлениями
___________________________________________ "нет" "?"
"да"
04 ухудшение памяти, неспособность к
сосредоточению _______ "нет" "?" "да"
05 приступы головокружения, мышечная слабость,
нарушение равновесия
___________________________________ "нет" "?"
"да"
06 затруднение выполнения тонких движений
(дрожание) ______ "нет" "?" "да"
07 наличие насильственных движений, т.е.
подергивание мышц
лица, туловища, рук, ног
_______________________________ "нет" "?" "да"
08 судороги:
- при нормальной температуре
- при повышенной температуре
___________________________ "нет" "?" "да"
09 привычные рвоты в детстве
______________________________ "нет" "?" "да"
10 внезапное обильное потоотделение
_______________________ "нет" "?" "да"
11 кратковременные потери сознания
________________________ "нет" "?" "да"
12 постоянные головные боли, приступообразные
боли со рвотой
_________________________________________ "нет" "?"
"да"
13 укачивание в транспорте
________________________________ "нет" "?" "да"
14 нарушение речи:
- задержка развития речи
- заикание, косноязычие
________________________________ "нет" "?" "да"
Блок
"Скрининг-обследование ЛОР-специалиста"
01 ставились ли раньше ребенку диагнозы:
- хронический ринит
- хронический синуит
- хронический аденоидит
- хронический тонзиллит
- хронический отит
_____________________________________ "нет" "?"
"да"
02 переносил ли ребенок ранее операции на ушах:
- удаление миндалин
- интубацию ____________________________________________
"нет" "?" "да"
Отмечались ли у Вашего ребенка:
03 жалобы на снижение слуха при отсутствии
заболевания ушей
_______________________________________ "нет" "?"
"да"
04 следующие нарушения:
- храп или шумное дыхание во сне
- постоянно открытый рот
- затрудненное дыхание носом
___________________________ "нет" "?" "да"
05 частая или постоянная осиплость голоса
_________________ "нет" "?" "да"
06 частые или продолжительные насморки
с гнойными выделениями
_________________________________ "нет" "?" "да"
07 неоднократно возникающие отиты,
сопровождающиеся
гнойными выделениями из ушей
___________________________ "нет" "?" "да"
08 частые боли в горле при
нормальной или
высокой (невысокой) температуре
________________________ "нет" "?" "да"
Блок "Скрининг-обследование
хирурга (ортопеда)"
01 ставились ли ранее ребенку диагнозы:
- рахит
- остеомиелит, полиомиелит
- аномалия развития скелета, вн. органов
- грыжи
________________________________________________ "нет" "?"
"да"
02 переносил ли ребенок ранее:
- серьезные травмы
- хирургические операции
_______________________________ "нет" "?" "да"
03 отмечались ли ранее специалистами у вашего
ребенка:
наличие врожденных заболеваний,
требующих хирургическое лечение
________________________ "нет" "?" "да"
04 имели ли место осложнения в родах:
- асфикция
(удушье)
- родовая травма
_______________________________________ "нет" "?"
"да"
05 имела ли место задержка развития ребенка,
т.е. ребенок научился:
- держать голову позже 2-х мес.
- ходить позже 9 - 12 мес.
- сидеть позже 6-ти мес. _______________________________
"нет" "?" "да"
Отмечаются ли у Вашего ребенка:
06 нарушение осанки
- искривление позвоночника
- сутулость
- фиксированный наклон головы
__________________________ "нет" "?" "да"
07 ограниченная подвижность суставов ______________________
"нет" "?" "да"
08 необычные образования:
- на коже (опухоли, пятна, язвы)
- под кожей (опухоли)
___________________________________"нет" "?" "да"
09 выпячивание грыжи:
- по средней линии живота в области пупка
- в паховых областях
___________________________________ "нет" "?"
"да"
10 аномалия развития мочеполовых органов
__________________ "нет" "?" "да"
Блок "Скрининг-обследование
гастроэнтеролога"
01 ставились ли ранее ребенку диагнозы:
- гастрит, гастродуоденит
- энтерит, энтероколит, колит
- проктосигмоидит,
проктит
- дискинезия желчных путей
- язвенная болезнь
_____________________________________ "нет" "?"
"да"
02 переносил ли ребенок заболевания
желудочно-кишечного
тракта на первом году жизни
____________________________ "нет" "?" "да"
03 получил ли ребенок искусственное
вскармливание
в первые 3 месяца
своей жизни __________________________ "нет" "?"
"да"
Отмечаются ли у вашего ребенка:
04 часто возникающее ощущение болей в животе
без какой-либо причины
_________________________________ "нет" "?" "да"
05 существенное снижение и повышение
аппетита
_______________________________________________ "нет" "?"
"да"
06 часто возникающее чувство изжоги _______________________
"нет" "?" "да"
07 постоянные приступы тошноты, часто
возникающие рвоты
______________________________________ "нет" "?"
"да"
08 часто возникающие или постоянные нарушения
стула (запоры, поносы)
_________________________________ "нет" "?" "да"
09 частые вздутия живота, чувство распирания,
повышенное
отхождение газов
_______________________________________ "нет" "?"
"да"
10 кровяные выделения в стуле
_____________________________ "нет" "?" "да"
Блок "Скрининг-обследование
дерматолога"
01 ставились ли ранее ребенку диагнозы:
- детская экзема
- псориаз
- фурункулез
- дерматит
- нейродермит
- грибковые заболевания
________________________________ "нет" "?" "да"
Отмечаются ли у Вашего ребенка:
02 наличие участков кожи с измененной окраской:
- покраснение
- обесцвечивание
- нарушение пигментации
________________________________ "нет" "?" "да"
03 появление на поверхности кожи:
- волдырей
- пузырей
- гнойничков, фурункулов
_______________________________ "нет" "?" "да"
04 появление на коже:
- синяков
- отеков отдельных участков кожи, не
связанных
с ушибом
_______________________________________________ "нет" "?"
"да"
05 появление узелков, узлов, утолщений,
возвышающихся
над кожей
______________________________________________ "нет" "?"
"да"
06 наличие измененных участков кожи:
- дряблая кожа
- сухая (пергаментная кожа)
- огрубевшая кожа
- шелушащаяся кожа _____________________________________
"нет" "?" "да"
07 наличие расчесов
_______________________________________ "нет" "?"
"да"
Блок "Скрининг-обследование кардиоревматолога"
01 Ставились ли ранее
ребенку диагнозы:
- ревматизм
- заболевание суставов
- врожденный порок сердца
- шумы в области сердца
- изменения на электрокардиограмме
- повышение артериального давления
_____________________ "нет" "?" "да"
02 Имеются ли у Вашего
ребенка очаги хронической инфекции:
- хронический тонзиллит
- хронический синусит, гайморит
- кариозные зубы
- рецидивирующий отит
__________________________________ "нет" "?" "да"
Отмечаются ли у Вашего ребенка:
03 отеки на ногах и лице
__________________________________ "нет" "?" "да"
04 периодическое посинение кожных покровов, губ
___________ "нет" "?" "да"
05 жалобы на сердцебиение, перебои
в работе сердца
________________________________________ "нет" "?"
"да"
06 боли в области сердца
__________________________________ "нет" "?" "да"
07 боли в костях
голени____________________________________ "нет" "?"
"да"
08 боли в суставах
________________________________________ "нет" "?"
"да"
09 кратковременные потери сознания
________________________ "нет" "?" "да"
10 повышение давления
_____________________________________ "нет" "?"
"да"
11 понижение давления
_____________________________________ "нет" "?"
"да"
12 длительные изменения в анализах крови после
перенесенных заболеваний
_______________________________ "нет" "?" "да"
Блок
"Скрининг-обследование эндокринолога"
01 Ставились ли ранее
ребенку диагнозы:
- заболевания щитовидной
железы (тиреотоксикоз, гипертиреоз,
токсический зоб)
- сахарный диабет
- угрожающий по
диабету ________________________________ "нет" "?"
"да"
Отмечаются ли у Вашего ребенка:
02 резкая потеря веса за последние несколько
месяцев ______ "нет" "?" "да"
03 резкая прибавка в весе за последние
несколько месяцев
______________________________________ "нет" "?"
"да"
04 резкое опережение сверстников в росте
__________________ "нет" "?" "да"
05 повышенная жажда и повышенное мочеотделение
____________ "нет" "?" "да"
06 периодически возникающие приступы:
- повышенная потливость
- сонливость
- мышечной слабости
____________________________________ "нет" "?"
"да"
07 утолщение шеи спереди
__________________________________ "нет" "?" "да"
08 появление избыточного
(для данного возраста) волосяного
покрова на теле, раннее половое созревание
_____________ "нет" "?" "да"
Блок "Скрининг-обследование
врача офтальмолога"
01 были ли у ребенка оперативные вмешательства
или травмы органов зрения
______________________________ "нет" "?" "да"
02 пользуется ли Ваш ребенок очками
_______________________ "нет" "?" "да"
03 отмечаются ли у Вашего ребенка жалобы на
снижение
остроты зрения
_________________________________________ "нет" "?"
"да"
04 отмечаются ли у Вашего ребенка нарушения
сумеречного зрения _____________________________________
"нет" "?" "да"
05 правильно ли различает цвета спектра
___________________ "нет" "?" "да"
06 есть ли у Вашего ребенка привычка щуриться,
смотреть телевизор, рисовать и играть
с близкого расстояния
__________________________________ "нет" "?" "да"
07 отмечается ли периодическое покраснение век
и слизистых оболочек глаза
_____________________________ "нет" "?" "да"
08 испытывает ли периодическое чувство инородного
тела (песка) в глазах
__________________________________ "нет" "?" "да"
Блок
"Скрининг-обследование онколога"
01 ставились ли ранее ребенку диагнозы:
- опухолевые образования или заболевания
крови
и мозга (в том числе врожденные)
доброкачественного
характера
______________________________________________ "нет" "?"
"да"
Укажите какие
_________________________________________________________
02 была ли связана работа родителей в пределах
одного года до зачатия
ребенка с профессиональными вредностями, за
которые
начисляется надбавка к зарплате
________________________ "нет" "?" "да"
Укажите с какими
______________________________________________________
03 болели ли родители ребенка незадолго (за 3 -
4 месяца)
до зачатия ребенка (а мать также во время
беременности),
какими-либо заболеваниями, требующими
приема:
- гормональных препаратов
- анальгетиков
- других лекарственных средств
_________________________ "нет" "?" "да"
04 отмечались ли у матери при всех предыдущих
беременностях:
- токсикозы второй половины
- угроза выкидыша
_____________________________________ "нет" "?"
"да"
05 подвергалась ли мать во время беременности
данным
ребенком рентгенологическим исследованиям
или другим
видам облучения
________________________________________ "нет" "?"
"да"
Если да, укажите область облучения
_____________________ "нет" "?" "да"
06 замечали ли Вы у вашего ребенка появление или
рост
ранее имевшихся необычайных образований,
пятен,
на поверхности или под кожей
___________________________ "нет" "?" "да"
Блок "Данные доврачебного
обследования ребенка"
01 рост см
02 масса тела кг,
сотни г
03 окружность груди см
04 окружность головы см
05 верхнее лицо см
06 длина ноги см
07 частота пульса уд.
в 1 мин.
08 частота дыхания в 1 мин.
09 АД систолическое мм рт. ст.
10 АД диастолическое мм рт. ст.
11 жизненная емкость легких литры, десятки л
Состояние зрения
12 левый глаз "норма" "патология"
13 правый глаз "норма" "патология"
Состояние слуха
14 левое ухо
"норма"
"патология"
15 правое ухо "норма" "патология"
Анализ крови
16 гемоглобин г/л
17 лейкоциты тыс., сотни/л
Анализ мочи
18 лейкоциты "до
10"
"больше"
19 эритроциты "нет" "есть"
20 белок
"нет"
"есть"
21 посев кала на я/гл.
"норма"
"патология"
ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ
БЛАНК
обследования ребенка
врачами-специалистами
(родители заполняют только
первые 3 графы)
___________________________________________________________________________
Фамилия и имя
ребенка _____________________________________________________
Дата рождения
_____________________________________________________________
Школа (класс) и
сад _______________________________________________________
Отоларинголог___________________________
1. Здоров
2. Наблюдение участкового врача
3.
Диспансерное наблюдение
4.
Стационарное лечение
Хирург (ортопед)
_______________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение участкового врача
3.
Диспансерное наблюдение
4.
Стационарное лечение
Невропатолог
___________________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение участкового врача
3.
Наблюдение невропатолога
4. СКП
(неврологический)
5.
Стационарное лечение
Офтальмолог
____________________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение участкового врача
3.
Диспансерное наблюдение
4.
Стационарное лечение
Стоматолог
_____________________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение ортодонта
3.
Хирургическое лечение
4.
Стационарное лечение
Аллерголог
_____________________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение участкового врача
3. С и
П аллергический
4.
Стационарное лечение
Нефролог
_______________________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение участкового педиатра
3. В/в урография
4. СКП
(нефрологический)
5.
Стационарное лечение
Гастроэнтеролог
________________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение участкового врача
3. СКП
(гастроэнтерологический)
4.
Стационарное лечение
Дерматолог
_____________________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение участкового врача
3.
Диспансерное наблюдение
4.
Стационарное наблюдение
Кардиоревматолог _______________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение участкового врача
3.
Диспансерное наблюдение
4.
Стационарное лечение
Эндокринолог
___________________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение участкового врача
3.
Диспансерное наблюдение
4.
Стационарное лечение
Онколог
________________________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение в онкодиспансере
3.
Обследование в онкодиспансере
4.
Стационарное лечение
Заключение
педиатра:
Диагноз
педиатра:
Диагноз
основной: _________________________________________________________
Диагноз
сопутствующий _____________________________________________________
Группа здоровья:
"I", "II", "III", "IV", "V"
Тактика ведения:
0 в медицинском наблюдении не нуждается
1 наблюдение участкового педиатра
2 наблюдение узкого специалиста(ов), какого (каким)
______________________
3 дополнительное обследование в амбулаторных
условиях (каких) ____________
4 обследование в стационаре
Фамилия и имя
ребенка _____________________________________________________
Дата рождения
_____________________________________________________________
Школа (класс) и
сад (группа) ______________________________________________
Отоларинголог___________________________
1. Здоров
2.
Наблюдение участкового врача
3. Диспансерное наблюдение
4.
Стационарное лечение
Хирург (ортопед)
_______________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение участкового врача
3. Диспансерное
наблюдение
4.
Стационарное наблюдение
Невропатолог
___________________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение участкового врача
3. Наблюдение
невропатолога
4. СКП
(неврологический)
5.
Стационарное лечение
Офтальмолог
____________________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение участкового врача
3.
Диспансерное наблюдение
4.
Стационарное наблюдение
Стоматолог
_____________________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение ортодонта
3.
Хирургическое лечение
4.
Стационарное лечение
Аллерголог
_____________________________ 1. Здоров
Д-з: ___________________________________
2. Наблюдение участкового врача
3. СКП
аллергический
4.
Стационарное лечение
Нефролог
_______________________________ 1. Здоров
Д-з: ___________________________________
2. Наблюдение участкового врача
3.
Внутривенная урография
4. СКП
(нефрологический)
5.
Стационарное лечение
Гастроэнтеролог
________________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение участкового врача
3. СКП
(гастроэнтерологический)
4.
Стационарное лечение
Дерматолог
_____________________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение участкового врача
3.
Диспансерное наблюдение
4.
Стационарное лечение
Кардиоревматолог _______________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение участкового врача
3.
Диспансерное наблюдение
4.
Стационарное лечение
Эндокринолог
___________________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение участкового врача
3.
Диспансерное наблюдение
4.
Стационарное наблюдение
Онколог
________________________________ 1. Здоров
Д-з:
___________________________________ 2. Наблюдение в онкодиспансере
3.
Наблюдение в онкоцентре
4.
Стационарное лечение
Заключение
педиатра:
Диагноз
основной: _________________________________________________________
Диагноз
сопутствующий: ____________________________________________________
Группа здоровья:
"I", "II", "III", "IV", "V"
Тактика ведения:
0 в медицинском наблюдении не нуждается
1 наблюдение участкового педиатра
2 наблюдение узкого специалиста(ов), какого (каким)
______________________
3 дополнительное обследование в амбулаторных
условиях (каких) ____________
4 обследование в стационаре