Утверждена
Министерством путей сообщения СССР
12 февраля 1991 г. N ЦП/4840
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ СООРУЖЕНИЙ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА
И ОБЪЕКТОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ К ЛЕДОХОДУ И ПРОПУСКУ
ВЕСЕННИХ И ЛИВНЕВЫХ ВОД
Настоящая Инструкция по подготовке
сооружений путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску
весенних и ливневых вод разработана отделом эксплуатационных обследований и
технологии ремонта инженерных сооружений Проектно-технологическо-конструкторского
бюро по заданию Главного управления пути МПС СССР.
Работа выполнена на основании обобщения
опыта работы железных дорог по подготовке и проведению водоборьбы, а также
анализа разрабатываемых железными дорогами мероприятий по подготовке сооружений
путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и
ливневых вод.
Рассчитана на линейных работников железнодорожного транспорта.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает
основные требования к подготовке сооружений путевого хозяйства и объектов
водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод. В зависимости от
местных условий на железных дорогах могут быть разработаны дополнительные
требования и положения, регламентирующие состав и организацию выполнения
комплекса необходимых мероприятий по подготовке сооружений путевого хозяйства и
объектов водоснабжения к пропуску весенних и ливневых вод <*>, в том
числе и по другим хозяйствам дороги.
--------------------------------
<*> Далее - мероприятия.
1.2. Сооружения
путевого хозяйства (земляное полотно, мосты, трубы, лотки, водоотводы) и
объекты водоснабжения (плотины, водосливы, водозаборные сооружения, насосные
станции и др.) должны обеспечивать нормальный пропуск льда, весенних и ливневых
вод, безопасность и непрерывность движения поездов, бесперебойное снабжение
водой потребителей.
1.3. Подготовка сооружений путевого
хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых
вод обеспечивается:
1) проведением ежегодных укрепительных,
ремонтных и строительных работ по планам текущего содержания, капитального
ремонта и переустройства сооружений;
2) выполнением организационно-технических
мероприятий и неотложных работ на объектах по планам, разрабатываемым ежегодно
на железных дорогах заблаговременно до наступления весеннего и ливневого
периода в соответствии с разд. 2 настоящей Инструкции.
2. МЕРОПРИЯТИЯ,
ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ДО НАСТУПЛЕНИЯ
ПЕРИОДОВ ЛЕДОХОДА, ВЕСЕННИХ И ЛИВНЕВЫХ ВОД
2.1. Начальники дистанций
пути и начальники дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических
устройств отделений дороги ежегодно по результатам осеннего осмотра сооружений
и с учетом опыта прошлых лет обязаны уточнить наличие опасных по размывам мест
и до 1 ноября представить начальникам служб пути, начальникам отделений дороги
и начальникам отелов водоснабжения и санитарно-технических устройств дороги
мероприятия.
При осмотре опасных мест надлежит
обращать особое внимание на следующие объекты и их состояние:
1) насыпи и выемки, подверженные
деформациям;
2) неукрепленные или недостаточно
укрепленные откосы земляного полотна, конуса насыпей у мостов и регуляционные
сооружения;
3) пойменные насыпи в условиях
длительного подтопления и с недостаточным возвышением бровки над горизонтом
высоких вод;
4) мосты и трубы с недостаточным
отверстием и трубы, работающие с подпором;
5) мосты и трубы, находящиеся в стадии
переустройства;
6) временные (временно восстановленные)
мосты и трубы;
7) мосты, имеющие опоры с малой глубиной
заложения фундаментов, не защищенные от подмыва;
8) овраги, образующиеся вблизи
железнодорожного пути и у сооружений;
9) водоотводные устройства земляного
полотна и ливневой канализации;
10) русла искусственных сооружений и их
укрепление (осмотр производить с обязательной очисткой от наносов);
11) барражные стенки и пазухи за ними;
12) селепропускные сооружения;
13) места переходов под железнодорожными
путями различного рода трубопроводов;
14) автомобильные дороги вблизи пути,
которые могут оказать влияние на железнодорожные сооружения при пропуске
весенних и ливневых вод;
15) плотины прудов и различного рода
водохранилищ, прорыв или сброс воды из которых может вызвать повреждения
железнодорожных сооружений;
16) плотины, водосливы, насосные станции,
водозаборные и другие гидротехнические сооружения хозяйства водоснабжения,
которым угрожает подмыв.
В мероприятиях по каждому объекту должны
быть определены работы, подлежащие выполнению до наступления весеннего паводка,
и меры, которые необходимо предпринять в период прохода весенних и ливневых
вод, с указанием потребных для этой цели материалов, инструмента и рабочей
силы. При разработке мероприятий следует учитывать результаты классификации
сооружений по водопропускной способности, гидрометеорологический прогноз,
интенсивность снеготаяния, формирования и прохождения паводка, а также опыт
прошлых лет.
2.2. Начальники служб пути и отделов
водоснабжения и санитарно-технических устройств дороги рассматривают представленные
дистанциями пути и дистанциями (отделами) водоснабжения и санитарно-технических
устройств отделений дорог мероприятия и на их основе разрабатывают дорожный
оперативный план подготовки путевого хозяйства и объектов водоснабжения к
пропуску льда, весенних и ливневых вод. Этот план согласовывается со всеми
причастными службами управления дороги и представляется начальнику дороги на
утверждение.
Мероприятия должны быть утверждены
приказом: до 20 декабря на Закавказской, Среднеазиатской, Одесской, Молдавской
и Львовской дорогах; до 10 февраля на
Восточно-Сибирской, Забайкальской, Байкало-Амурской и Дальневосточной и до 10
января на всех остальных дорогах.
2.3. В мероприятиях, утвержденных
начальниками дорог, должны быть предусмотрены:
1) основные организационно-технические
меры, обеспечивающие непрерывность и безопасность движения поездов в период
интенсивного снеготаяния, пропуска льда, весенних и ливневых вод;
2) перечень особо
опасных объектов с указанием необходимых работ, материалов, сроков подготовки объектов
и лиц, ответственных за обеспечение безопасного пропуска паводка (Приложение,
форма 1);
3) перечень объектов, по которым
предусматривается выполнение до паводка строительных и укрепительных работ
организациями Минтрансстроя СССР или других министерств и ведомств, с указанием
сроков и ответственных лиц; указанный перечень должен быть согласован с
исполнителями работ (см. Приложение, форма 2);
4) план обеспечения дистанций пути и
дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений
дорог противоразмывными материалами, топливом и спецодеждой в соответствии с
ведомостью необходимых материалов для нужд водоборьбы (см. Приложение, форма
3);
5) план формирования противоразмывных
поездов с указанием районов обслуживания, пунктов их стоянки, количества
вагонов и материалов в них (см. Приложение, форма 4); при этом вагоны, занятые
в противоразмывных поездах, необходимо относить к числу изъятых из рабочего
парка;
6) в зависимости от местных условий в
противоразмывные поезда могут быть включены платформы с пролетными строениями и
разгружающими пакетами (см. Приложение, форма 5);
7) перечень мостов, у которых должны
проводиться промеры русел с указанием сроков их проведения (как правило, 2 раза
в год до и после прохождения паводка) (см. Приложение, форма 6);
8) план обеспечения насосных и
фильтровальных станций топливом, реагентами и другими материалами на период
разлива весенних вод;
9) перечень мостовых конструкций, которые
могут быть привлечены из запаса для восстановления сооружений;
10) перечень взятых на учет жилых
поселков, домов и грузов, расположенных в затопляемых зонах, и планы их
эвакуации в случае необходимости.
2.4. Начальники отделений дорог в
соответствии с дорожными планами подготовки путевого хозяйства и объектов
водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и ливневых вод обязаны:
1) утвердить мероприятия отделения и
перечень опасных мест с указанием необходимых работ и материалов, сроков
исполнения, лиц, ответственных по каждому опасному объекту, порядок привлечения
дополнительной рабочей силы от предприятий железной дороги, а также перечень
объектов, требующих устройства телефонной связи, освещения, постоянного
дежурства и других дополнительных мер; предусмотреть в случае необходимости
возможность привлечения на договорных началах рабочей силы с предприятий и
организаций других ведомств;
2) в
предусмотренные планом мероприятий сроки обеспечить за счет имеющегося наличия
и получения по фондам I квартала своевременное снабжение дистанций пути,
дистанций (отделов) и участков водоснабжения и санитарно-технических устройств
материалами, инструментом и спецодеждой, необходимыми для проведения
укрепительных и ремонтных работ и для создания запаса на опасных объектах и в
противоразмывных поездах;
3) осуществлять постоянный контроль за обеспечением дистанций пути и участков
водоснабжения материалами, формированием противоразмывных поездов, ходом
подготовительных работ и выполнением других противопаводковых мероприятий.
2.5. Заместители начальников отделений,
ведающие путевым хозяйством, и начальники дистанций (отделов) водоснабжения и
санитарно-технических устройств отделений дорог обязаны:
1) осуществлять постоянный контроль за ходом подготовительных работ по каждому опасному
объекту, за обеспечением дистанций пути и участков водоснабжения материалами,
формированием противоразмывных поездов и выполнением других предпаводковых
мероприятий;
2) заблаговременно, в период осеннего
осмотра инженерных сооружений совместно с территориальными
организациями-владельцами провести проверку состояния плотин, временных мостов
и земляного полотна автомобильных дорог, а также
магистральных каналов и других объектов системы орошения, прорыв или разрушение
которых может угрожать сохранности или нормальной работе железнодорожных
сооружений. Обнаруженные разрушения и другие неисправности устраняются
незамедлительно.
2.6. Начальники дистанций пути и
дистанций (отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений
дорог отвечают за своевременное выполнение следующих мероприятий:
1) заблаговременное проведение всех
работ, предусмотренных мероприятиями по подготовке к ледоходу и пропуску
весенних и ливневых вод;
2) своевременное получение и доставку к
местам назначения укрепительных материалов, топлива, инструмента и спецодежды;
3) контроль за
ходом и своевременным окончанием строительных и укрепительных работ на
объектах, которые выполняются подрядными строительными организациями;
4) организацию технической учебы и
инструктажа подчиненных работников, связанных с пропуском льда, весенних и
ливневых вод, по подготовке каждого объекта и по порядку действий в период
паводка.
2.7. Начальники дистанций пути обязаны
также:
1) проверить положение работ на
строящихся объектах вторых путей, развития узлов и станций, электрификации и
реконструкции участков, которые не могут быть закончены до весеннего (или
ливневого) паводка, и согласовать с подрядными строительными организациями
перечень необходимых работ, которые должны быть выполнены для обеспечения
безопасного пропуска весенних (ливневых) вод;
2) не допускать развертывания работ,
которые могут создавать угрозу для безопасного пропуска паводка (устройство
котлованов вблизи пути, разборка укреплений русел, конусов и откосов насыпей и
др.);
3) на дистанциях
пути, где должны производиться взрывные работы по дроблению льда, подготовить
склады для хранения взрывчатых материалов, оформить в установленном порядке
разрешение на право производства взрывных работ, на право приобретения и на
право хранения взрывчатых веществ и средств взрывания и своевременно заключить
договоры с организациями, которые будут производить взрывные работы (по
указанию Управления дороги). При
проведении этих работ своими силами принять необходимые меры для подготовки
взрывников и заведующих складами взрывчатых материалов;
4) организовать проведение зимних
промеров русел рек у мостов в соответствии с Указаниями по гидрологическим
наблюдениям на мостовых переходах и Инструкцией по содержанию искусственных
сооружений от 18 января 1986 г. N ЦП/4363 и провести при необходимости
укрепительные работы для предотвращения подмыва опор.
2.8. Начальники служб
пути с учетом предложений отделений дороги должны в соответствии с планом
мероприятий разработать заявки в правительства союзных и автономных республик,
согласованные с облисполкомами, на привлечение в необходимых случаях рабочей
силы и технических средств от территориальных организаций для работ по
обеспечению сохранности железнодорожного пути и сооружений при возникновении
стихийных бедствий и представить их руководству дороги.
3. МЕРОПРИЯТИЯ,
ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПЕРЕД НАЧАЛОМ
ЛЕДОХОДА И ПРОХОДА ВЕСЕННИХ И ЛИВНЕВЫХ ВОД
3.1. Для обеспечения безопасного прохода
льда, весенних и ливневых вод начальники дистанций пути обязаны обеспечить:
1) уборку снега с узлов и станций,
вскрытие и очистку водоотводных устройств;
2) очистку от снега балластной призмы в
местах, подвергающихся разжижению;
3) вскрытие и очистку от снега кюветов,
нагорных и водоотводных канав, водоотводных лотков, труб и мостиков под
переездами; эти работы следует вести от выходных концов сооружений;
4) устройство на откосах высоких насыпей
и глубоких выемок поперечных канав в снегу до поверхности земли;
5) очистку от снега откосов насыпей и
выемок, которые подвержены оползням, сплывам или другим деформациям;
6) устройство прорезей в снеговых валах
для выпуска воды в нагорные канавы или устройство отвода воды вдоль валов в
местах, где за снежными валами у щитов с нагорной стороны может скопиться вода;
7) нормальный отвод воды в местах
незаконченных работ по ремонту земляного полотна, а также недопущение возможной
фильтрации воды через земляное полотно в местах, где в осенне-зимний период
произведены работы по прокладке различного рода трубопроводов (к этим работам -
особое внимание!);
8) расчистку от снега отверстий, входов и
выходов у малых мостов и труб, устройство в снегу по руслу подводящих и
отводящих канав; околку наледей, препятствующих нормальному проходу воды;
9) уборку находящихся вблизи сооружений
материалов, которые при подъеме воды могут закрыть водопропускные отверстия;
10) уборку от отверстий труб щитов,
закрывающих их на зиму;
11) ремонт щитов шандорных искусственных
сооружений и опробование их действия;
12) околку льда у опор больших мостов,
деревянных опор и ледорезов во избежание повреждения их примерзшим льдом при
изменении горизонта ледяного покрова;
13) заготовку материалов для устройства
волнобоев (бревен, старых шпал, фашин и др.) для защиты от размыва пойменных
насыпей и насыпей в зоне водохранилищ, подверженных воздействию волнения воды;
14) подготовку необходимых подмостей и
инструмента (багров) для ликвидации заторов льда под мостами;
15) подготовку лодок, спасательных кругов
и необходимых материалов (веревок, шпагата и др.) для проведения взрывных работ
по дроблению льда;
16) проведение технической учебы и
инструктажа лиц, занятых в подготовке и проведении безопасного пропуска
ледохода и ливневых вод.
3.2. Для нормальной работы объектов
водоснабжения начальники дистанций (отделов) водоснабжения и
санитарно-технических устройств отделений дороги обязаны обеспечить:
1) очистку водозаборных сооружений
насосных станций от утепляющих материалов;
2) околку льда у плотин и водосливов,
свайных кустов, оголовков самотечных линий и галерей и водозаборных колодцев;
3) обваловку зданий, установку резервных
насосных агрегатов, их бесперебойную работу на весь период паводка и укладку
временных всасывающих линий;
4) создание необходимого запаса топлива
(твердого и жидкого) на насосных станциях, подверженных затоплению;
5) очистку нагорных канав в местах
подхода к водопропускным трубам и лоткам.
3.3. Начальники геофизических станций
железных дорог обязаны:
1) не позднее
чем за две недели до наступления весеннего паводка сообщить отделениям дороги и
линейным предприятиям гидрологические прогнозы по рекам и крупным
водохранилищам с указанием дат начала ледохода и прохождения "пика"
паводка, максимальных уровней воды;
2) совместно с начальниками дистанций
пути заблаговременно проверить наличие водомерных реек у крупных сооружений,
где предусмотрено проведение наблюдений, увязать "нули" реек с
отметками реперов (в абсолютных отметках) и организовать регулярную передачу
сведений об уровнях воды и состоянии снежного и ледяного покрова в службу пути.
3.4. Заместители
начальников отделений дороги, ведающие путевым хозяйством, начальники дистанций
(отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дороги и
начальники дистанций пути после получении гидрологических прогнозов должны
уточнить границы зон подтопления железнодорожного пути и сооружений с учетом
ожидаемых максимальных уровней рек и водохранилищ, проанализировать влияние
подтопления на конкретные объекты и участки пути и на основании этого анализа
предусмотреть проведение дополнительных мер для обеспечения безопасного
пропуска льда и паводка, а также для вывоза из зон затопления материалов,
техники и т.д.
3.5. Начальники дистанций пути должны
заблаговременно обеспечить устройство у всех малых мостов и водопропускных труб
самофиксирующих реек для установления наивысшего за время паводка уровня
подъема воды.
3.6. До наступления паводка в управлениях
и отделениях дорог должны быть созданы оперативные группы для руководства
работами по подготовке к водоборьбе, а также для принятия необходимых мер в
период водоборьбы.
3.7. На дистанциях пути приказом должны
быть четко определены:
1) расстановка командного состава на
период водоборьбы;
2) ответственные лица за обеспечение
безопасного пропуска льда и паводка по каждому опасному объекту;
3) объекты, по которым в период паводка
устанавливается дежурство специальных работников или бригад.
Учет хода подготовки сооружений к
пропуску ледохода, весенних, и ливневых вод, накопление материалов при
формировании противоразмывных поездов постоянно ведутся в дистанциях пути в
соответствии с формой 7 Приложения.
3.8. На особо опасных по размывам
объектах, требующих постоянного надзора в период ледохода и паводка и специальных
дежурств, по перечню, утвержденному отделением дороги, должны быть установлены
телефоны (с включением в линейно-путевую, постанционную или перегонную связь).
3.9. При комиссионных осмотрах готовности
путевого хозяйства и объектов водоснабжения к пропуску льда и паводка, которые
должны быть проведены за 15 - 20 дней до начала паводка, на каждой дистанции
пути и в дистанции (отделе) водоснабжения и санитарно-технических устройств
отделения дороги под руководством заместителя начальника (или главного инженера) отделения дороги проверяется выполнение
утвержденных предпаводковых мероприятий, в том числе:
1) подготовка опасных объектов
(выполнение укрепительных и ремонтных работ, состояние укреплений, наличие
запаса противоразмывных материалов);
2) положение с очисткой водоотводных
устройств земляного полотна, подводящих и отводящих русел мостов и труб;
3) состояние работ на строящихся объектах
и готовность к безопасному пропуску весенних (ливневых) вод;
4) наличие, состояние и возможность
отгрузки имеющихся на дистанции пути подвесных рельсовых пакетов и находящихся
в свободном наличии металлических пролетных строений, имеющихся плавсредств и
съемных дрезин;
5) знания работников, которые будут
привлекаться к водоборьбе, по применению наиболее эффективных приемов и методов
предотвращения размывов на конкретных объектах с учетом их особенностей.
3.10. С целью усиления контроля
за состоянием пути и сооружений в весенний и ливневый периоды
управлениями дорог должны быть утверждены:
1) перечень опасных по размывам мест, при
проследовании которых локомотивными бригадами должна проявляться особая
бдительность (см. Приложение, форма 8);
2) порядок надзора за опасными местами в
эти периоды.
Информация об угрозе размыва, о скоплении
воды у пути и других опасных явлениях локомотивными бригадами и дежурными по
станциям передается по действующей системе "Толчок в пути".
Выписки из указанного перечня вручаются
под расписку всем старшим дорожным мастерам, мостовым мастерам, дорожным
мастерам и бригадирам пути, локомотивным бригадам, обходчикам железнодорожного
пути и искусственных сооружений.
4. МЕРОПРИЯТИЯ,
ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ВО ВРЕМЯ ЛЕДОХОДА
И ПРОПУСКА ВЕСЕННИХ И ЛИВНЕВЫХ ВОД
4.1. С началом ледохода
и пропуска весенних и ливневых вод все опасные по размыву объекты, в том числе
железнодорожные плотины и водозаборы, места возможного перелива воды через
путь, выхода селевых потоков, мосты и трубы с недостаточным отверстием, трубы,
работающие с подпором, мосты с опорами мелкого заложения должны находиться под
особо тщательным надзором с установлением специальных обходов или дежурств.
4.2. Контроль за особо опасными и
сложными объектами осуществляется ответственными работниками управления или
отделения дороги, которые, кроме того, оказывают необходимую помощь в
проведении водоборьбы дистанциями пути и дистанциями (отделами) водоснабжения и
санитарно-технических устройств.
4.3. Начальники дистанций пути, дистанций
(отделов) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделений дороги,
проверив выполнение мероприятий, предусмотренных оперативным планом водоборьбы,
должны находиться на наиболее ответственных участках и объектах и принимать все
необходимые меры для обеспечения безопасности движения поездов, сохранности и
бесперебойности работы сооружений.
4.4. Все работники, находящиеся на
объектах водоборьбы, действуют в соответствии с принятым оперативным планом и
конкретной обстановкой, не ожидая распоряжений руководства.
4.5. На период ледохода и пропуска
весенних и ливневых вод в отделениях дорог, службах пути и в Главном управлении
пути МПС при необходимости вводится непрерывное дежурство ответственных
работников для информации о положении дел при ледоходе и паводке и для принятия
надлежащих оперативных мер.
4.6. При проходе весенних и ливневых вод
в целях своевременного обнаружения размывов и деформаций искусственных
сооружений и земляного полотна необходимо:
1) вести наблюдения за изменением уровня
подъема воды, характерными особенностями ее прохода (образование водоворотов,
заторов, косина струй, изменение скорости и направления течения, застой воды);
2) измерять глубину русла у опор мостов,
конусов и регуляционных сооружений (при неглубоком заложении опор, легко
размываемых грунтах);
3) проверять состояние укрепления конусов
и пойменных насыпей, укрепления насыпей в зоне водохранилищ;
4) вести наблюдения за работой
водоотводов земляного полотна (кюветов, нагорных и водоотводных канав, лотков),
за оврагообразованием вблизи пути, подходом к пути селевых потоков, состоянием
неустойчивых откосов насыпей, выемок, склонов косогоров и скально-обвальных
участков;
5) следить за работой искусственных
сооружений, имеющих недостаточное отверстие; труб, работающих в напорном
режиме; временных мостов и труб; сооружений, не законченных переустройством;
6) проверять места прокладки
трубопроводов с целью обнаружения возможной фильтрации воды через тело насыпи.
4.7. Для предупреждения возникновения
деформаций и размывов необходимо учитывать признаки, свидетельствующие о
реальной угрозе сохранности объектов путевого хозяйства. К таким признакам
относятся:
1) протекание воды вдоль земляного
полотна с увеличением скорости течения;
2) насыщение влагой грунта отдельных мест
и откосов выемок земляного полотна с просачиванием воды;
3) образование водоворотов, завихрений,
промоин глубиной более 1 м от обреза фундаментов у малых искусственных
сооружений;
4) уровень подпирания воды ниже бровки
земляного полотна меньше чем на 0,5 м;
5) крупные водовороты у промежуточных
опор с помутнением воды;
6) подъем воды в кюветах и канавах выше
расчетного уровня (менее 0,25 м от бровки кювета);
7) выход жидкой грязи или более мутной
воды из низового конца напорной трубы;
8) промоины в балласте в виде глубоких
прорезей.
4.8. При пропуске льда необходимо:
1) обеспечить нормальный проход льда под
мостами и не допускать образования заторов;
2) организовать наблюдения (в необходимых
случаях) за возможным образованием заторов в верховой и низовой сторонах моста,
в том числе и с применением авиации (по предварительно заключенным договорам с
местными подразделениями гражданской авиации);
3) производить взрывные работы по
дроблению льда и ликвидации заторов в строгом соответствии с действующим
Наставлением по производству взрывных работ при пропуске ледохода у инженерных
сооружений железных дорог и с Едиными правилами безопасности при взрывных
работах.
4.9. Если предотвратить возникновение
размывов и деформаций не удалось, то ответственное на данном объекте лицо
должно в соответствии с оперативным планом водоборьбы и сложившейся обстановкой
принять экстренные меры для обеспечения безопасности движения поездов,
локализации и последующей ликвидации повреждений.
5. МЕРОПРИЯТИЯ,
ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПОСЛЕ ПРОХОДА
ВЕСЕННИХ И ЛИВНЕВЫХ ВОД
5.1. При весеннем
осмотре путевого хозяйства, который проводится начальником дистанции пути, его
заместителем или главным инженером с участием мостового мастера, старшего
дорожного и дорожного мастеров, а по устройству водоснабжения - начальником
дистанции (отдела) водоснабжения и санитарно-технических устройств отделения
дороги с участием мастеров участков водоснабжения, проверкой всех инженерных
сооружений уточняются последствия прохода весенних вод и ледохода.
Одновременно совместно с причастными
территориальными организациями и организациями-владельцами проводится проверка
состояния плотин, временных мостов и земляного полотна
автомобильных дорог, а также магистральных каналов и других объектов системы
орошения.
Проверка искусственных сооружений и
земляного полотна, где спад высоких вод не произошел к моменту весеннего
осмотра, производится дополнительно. Также отдельно проводится осмотр
сооружений в случае повреждений их при проходе ливневых вод.
5.2. По результатам осмотров начальниками
дистанций пути и начальниками дистанций (отделов) водоснабжения и
санитарно-технических устройств отделений дороги разрабатываются и
осуществляются меры для ликвидации последствий прохода весенних и ливневых вод.
В первую очередь выполняются следующие работы:
1) очистка заиленных кюветов, нагорных и
водоотводных канав, пазух за барражными стенками, русел малых мостов и труб;
2) досыпка поврежденных конусов, откосов
насыпей, регуляционных сооружений; досыпка насыпей и подъемка пути в местах
перелива через пути;
3) предупредительные работы по
оврагообразованию;
4) упорядочение поверхностного стока вод
в местах деформации земляного полотна;
5) ремонт поврежденного укрепления
конусов и русел, регуляционных сооружений, откосов и насыпей, берегоукрепления;
6) ремонт быстротоков, очистка и
устранение повреждений водобойных колодцев и других сооружений;
7) очистка, промывка береговых
водоприемных колодцев, самотечных линий и оголовков водозаборов;
8) очистка шахт, установка на место
стационарного оборудования, восстановление автоматизации насосных станций и
другие работы, связанные с переходом на стационарное оборудование.
Все повреждения, которые создают угрозу
сохранности сооружений и земляного полотна или могут вызвать дальнейшее
расстройство укреплений, должны устраняться незамедлительно.
5.3. При больших объемах повреждений, а
также при необходимости привлечения к работам ремонтно-строительных организаций
начальники служб пути и дистанций (отделов) водоснабжения и
санитарно-технических устройств отделений дороги разрабатывают мероприятия для
ликвидации повреждений, причиненных ледоходом или паводком. При этом в случае
необходимости корректируются планы капитального ремонта инженерных сооружений.
Мероприятия утверждаются руководством
железных дорог.
Контроль за выполнением указанных работ осуществляют службы пути, отделения дорог
и отделы водоснабжения и санитарно-технических устройств управлений и отделений
дорог.
Инструкция по подготовке сооружений
путевого хозяйства и объектов водоснабжения к ледоходу и пропуску весенних и
ливневых вод, утвержденная МПС 06.05.75 N ЦП/3230, считается утратившей силу.