Утверждено
Отделом охраны природы
Минэнерго СССР
15 марта 1991 года
Согласовано
с Главным управлением
научно-технического прогресса
и экологических нормативов
(письмо от 25 февраля 1991 г. N 13/78)
Срок действия установлен
с 1 августа 1991 года
до 1 августа 1999 года
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ВОЗДУХООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ
СТАНЦИЙ И КОТЕЛЬНЫХ
РД 34.02.301-91
Разработано Фирмой по наладке,
совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС.
Согласовано с Главным управлением
научно-технического прогресса и экологических нормативов (письмо от 25.02.91 N
13/78).
Утверждено Отделом охраны природы
Минэнерго СССР 15.03.91.
Главный инженер В.И. Гуща.
Положение обязательно для территориальных
энергетических объединений (ТЭО), министерств энергетики и электрификации
Украинской и Казахской ССР, производственных объединений энергетики и
электрификации (ПОЭиЭ), тепловых электростанций (ТЭС)
и котельных, работающих на органическом топливе.
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.1. Контроль воздухоохранной
деятельности ТЭС и котельных осуществляется в соответствии с Законом СССР об
охране атмосферного воздуха в целях:
- обеспечения требований воздухоохранительного законодательства;
- своевременного и в полном объеме
выполнения работ по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха.
1.2. Воздухоохранная
деятельность ТЭС и котельных подлежит государственному контролю,
осуществляемому местными Советами народных депутатов, республиканскими и
региональными органами Госкомприроды СССР,
санитарно-эпидемиологическими службами (СЭС) Минздрава СССР, ГАИ МВД СССР.
Органы Госкомприроды
СССР осуществляют координацию контролирующей деятельности
других органов государственного контроля охраны атмосферного воздуха:
СЭС Минздрава СССР и ГАИ МВД СССР.
1.3. Воздухоохранная
деятельность ТЭС и котельных подлежит также ведомственному контролю,
осуществляемому подразделениями по охране окружающей среды (или
подразделениями, выполняющими их функции) ТЭС, котельных, ТЭО, ПОЭиЭ, министерств энергетики и электрификации Украинской и
Казахской ССР, отделом охраны природы Минэнерго СССР, а также
специализированными отраслевыми организациями.
1.4. Контроль воздухоохранной
деятельности ТЭС и котельных осуществляется путем:
- периодических проверок непосредственно
на ТЭС и в котельных соблюдения норм выбросов загрязняющих веществ в атмосферу,
правил эксплуатации основного и природоохранного оборудования и приборов контроля за выбросами, выполнения планов, приказов, предписаний
по охране атмосферного воздуха, ведения требуемой технической и отчетной
документации;
- анализа материалов, периодически
поступающих в контролирующие органы в установленном объеме.
2. СТРУКТУРА И
ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
ВОЗДУХООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЭС И КОТЕЛЬНЫХ
2.1. Ведомственный
контроль воздухоохранной деятельности ТЭС и котельных
служит для обеспечения соблюдения установленных норм выбросов в атмосферу,
выполнения плановых заданий по охране атмосферного воздуха, для оказания помощи
ТЭС и котельным в организации контроля выбросов загрязняющих веществ в
атмосферу, выявлении резервов повышения эффективности воздухоохранного
оборудования, реализации новых и прошедших опытно-промышленную проверку на
предприятиях отрасли методом сокращения выбросов.
2.2. Ведомственный контроль воздухоохранной деятельности ТЭС и котельных осуществляется
в рамках существующей структуры подразделений Минэнерго СССР, названных в п.
1.3.
2.3. Подразделение по охране окружающей
среды ТЭС и котельной (либо выделенные для ведения указанных вопросов
специалисты) осуществляет систематический производственный контроль:
- деятельности цехов, служб и иных
подразделений ТЭС и котельной по соблюдению правил технической эксплуатации
оборудования (котлы, золоуловители, золоотвалы,
топливные склады, а также средства измерений) и технологических параметров,
влияющих на количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также по
соблюдению установленных для ТЭС и котельных норм выбросов в атмосферу;
- содержания загрязняющих веществ в
дымовых газах путем инструментальных измерений.
Подразделение по охране окружающей среды
обеспечивает оперативной информацией руководство ТЭС (котельной) и
эксплуатационный персонал о превышении норм выбросов, а также о причинах
установленного нарушения.
2.4. Служба по охране окружающей среды
(либо выполняющие ее функции подразделения) ПОЭиЭ
контролирует воздухоохранную деятельность ТЭС и
котельных в рамках основных функций, определенных "Типовым положением о
подразделении по охране окружающей среды производственного энергетического
объединения (районного энергетического управления), главного производственного
управления энергетики и электрификации. ТП 34-00-001-82" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1982), обеспечивая необходимое
взаимодействие с органами Госкомприроды СССР.
Служба осуществляет:
- периодические (не реже одного раза в
год) проверки воздухоохранной деятельности ТЭС и
котельных непосредственно на ТЭС и в котельных;
- систематический анализ воздухоохранной деятельности ТЭС и котельных на основании
документации, поступающей в установленном порядке;
- методическую и техническую помощь
подразделениям по охране окружающей среды ТЭС и котельных в осуществлении ими
функций производственного контроля;
- подготовку для руководства ПОЭиЭ предложений по поощрению и санкциям по отношению к
персоналу ТЭС и котельных по результатам контроля воздухоохранной
деятельности ТЭС и котельных;
- обеспечение рассмотрения и утверждения
проектов норм выбросов в атмосферу и предложений по их корректировке.
2.5. Специализированная ведомственная
организация осуществляет контроль воздухоохранной
деятельности ТЭС, котельных, ПОЭиЭ в рамках
проведения обследования по соблюдению ими природоохранительного
законодательства. Обследование проводится по поручению Отдела охраны природы
Минэнерго СССР по типовой программе в целях:
- комплексной оценки эффективности
природоохранной деятельности ТЭС, котельных, ПОЭиЭ;
- разработки конкретных мероприятий по
сокращению выбросов в атмосферу с учетом всех аспектов экологической
деятельности ТЭС и котельных.
2.6. Служба по охране окружающей среды
(либо выполняющее ее функции подразделение) ТЭО, министерств энергетики и
электрификации Украинской и Казахской ССР:
- контролирует организационную
деятельность служб по охране окружающей среды ПОЭиЭ,
ТЭС и котельных;
- контролирует ход реализации планов по
охране атмосферного воздуха;
- принимает решения по результатам
комплексного обследования воздухоохранной
деятельности отдельных ТЭС, котельных и ПОЭиЭ.
2.7. Отдел охраны природы Минэнерго СССР
координирует проводимые в отрасли работы по контролю воздухоохранной
деятельности.
3. ПРОВЕДЕНИЕ
ПРОВЕРКИ ВОЗДУХООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЭС И КОТЕЛЬНЫХ <*>
--------------------------------
<1> Далее
в тексте для упрощения вместо ТЭС и котельная принято - ТЭС.
3.1. Проверка производится в следующем
порядке:
3.1.1. Проверяющий (представитель
ведомственной или государственной службы контроля) вправе:
3.1.1.1. Затребовать для ознакомления
необходимые документы и технические материалы, касающиеся режима работы
оборудования ТЭС, материалы отчетности ТЭС.
3.1.1.2. Осуществить непосредственный
осмотр оборудования, щитов управления и средств измерения основного и
газоочистного оборудования в сопровождении лица, специально выделенного
указанием главного инженера ТЭС.
3.1.1.3. Запросить необходимые
разъяснения (устные либо письменные) от руководителя подразделения,
непосредственно отвечающего за контроль выбросов, от других должностных лиц,
связанных с эксплуатацией природоохранного оборудования, а также от главного
инженера ТЭС, ответственного за работы по охране природы.
3.1.1.4. Произвести необходимые измерения
выброса загрязняющих веществ в атмосферу с использованием собственной
аппаратуры и при помощи персонала контролирующей организации либо с
привлечением служб и аппаратуры ТЭС с учетом возможности последней.
3.1.2. После завершения работ по проверке
воздухоохранной деятельности ТЭС проверяющий
информирует руководителя ТЭС о завершении и результатах проведенной работы.
3.1.3. Если при
проверке установлено, что ТЭС превышает нормы выбросов в атмосферу, так как
изменились условия работы ТЭС по сравнению с принятыми при расчете норм,
применяется иная методика расчета выбросов или внедрен новый прибор контроля
выбросов, то проверяющий:
- выявляет причины несвоевременной
подготовки ТЭС предложений по корректировке норм выбросов;
- обязывает ТЭС в установленный срок
разработать предложения по корректировке норм выбросов, а также по ограничению
роста выбросов.
3.1.4. Главный инженер ТЭС (либо лицо,
заменяющее его) обязан провести инструктаж по технике безопасности и организовать
содействие проверяющему в осуществлении функций его на
ТЭС.
3.1.5. Главный инженер ТЭС должен довести
до сведения руководителей подразделений и эксплуатационного персонала
результаты проведенного контроля воздухоохранной
деятельности ТЭС.
3.1.6. После получения заключения
(предписания) по результатам проверки руководство ТЭС обязано:
- рассмотреть пункты заключения
(предписания), касающиеся замены предусмотренных планами воздухоохранных
мероприятий на более эффективные, экономичные и сокращающие сроки достижения
ПДВ, и принять по ним обоснованное решение;
- разработать график выполнения пунктов
заключения (предписания) и назначить ответственных лиц.
3.1.7. Тепловая электрическая станция
вправе обжаловать отдельные пункты предписания, выданного государственной
контролирующей организацией, путем письменного обращения в ПОЭиЭ,
которое направляет при необходимости соответствующие обосновывающие материалы в
местный орган Госкомприроды СССР. При этом основанием
для постановки вопроса о пересмотре пункта предписания могут служить:
3.1.7.1. Требование об отказе от тех или
иных методов определения количества выбросов, рекомендованных отраслевыми
документами, согласованными с Госкомприродой СССР, а
также требование о введении не предусмотренных указанными документами методов
определения количества выбросов.
3.1.7.2. Требование
осуществления дополнительных мероприятий в случаях, когда выполняемые в
соответствии с утвержденными ПОЭиЭ и согласованными с
местными органами Госкомприроды СССР планами
мероприятия обеспечивают соблюдение установленных норм выбросов и согласованное
снижение выбросов в период неблагоприятных метеоусловий.
3.1.7.3. Рекомендации к незамедлительному
началу внедрения методов сокращения выбросов в атмосферу, не прошедших
опытно-промышленную проверку на предприятиях отрасли, по которым отсутствуют
нормативные и методические материалы. Рекомендации по внедрению конкретных
мероприятий при наличии в отрасли других мероприятий с аналогичным эффектом,
более приемлемых для ТЭС.
3.1.7.4. Несоответствие установленных
предписанием сроков выполнения мероприятий реальным финансовым, материальным и
организационным возможностям ТЭС, ПОЭиЭ.
3.1.7.5. Требование об изменении вида и
качества топлива по сравнению с установленными.
3.1.8. Если
используемые ТЭС методы контроля выбросов, разрешенные к применению органами Госкомприроды СССР, не показывают превышение норм выбросов
(устанавливаемых для электростанций с допустимым отклонением +5%), в то время
как инспекционный контроль выявляет превышение указанных норм на величину,
превышающую погрешность прибора или метода, примененного инспекцией, то
электростанция должна организовать проверку правильности используемых ею
приборов и методов с привлечением специализированных отраслевых организаций и
специалистов Госкомприроды СССР.
Если проверка не выявила нарушений
персоналом ТЭС правил применения приборов и методов, то:
1) не устанавливается нарушение
природоохранного законодательства со стороны ТЭС, штрафные санкции к ней не
применяются. Оплата выбросов осуществляется исходя из уточненного объема
выбросов, определяемого в соответствии с предписанием;
2) электростанция в соответствии с
предписанием должна:
- разработать дополнительные мероприятия
по достижению нормативов ПДВ и соответствующий план-график их реализации;
- уточнить предложения по разрешенным
ежегодным выбросам в соответствии с планом-графиком проведения дополнительных
мероприятий.
3.2. Объем ведомственной проверки воздухоохранной деятельности ТЭС включает:
3.2.1. Проверку организации воздухоохранной деятельности, состояния и условий
эксплуатации оборудования, влияющего на выбросы загрязняющих веществ в
атмосферу, документации по охране атмосферного воздуха, в том числе проверку:
3.2.1.1. Соблюдения утвержденных норм
выбросов и разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу или хода
разработки этих норм.
3.2.1.2. Режимов работы предприятия -
фактической нагрузки ТЭС в рассматриваемый период (максимальной кратковременной
и средней за год), расхода и качества потребляемого топлива (вида топлива,
теплоты сгорания, зольности, сернистости, содержания
азота), доли различных видов топлива при максимальной нагрузке ТЭС за
рассматриваемый период.
3.2.1.3. Режимов работы отдельных котлов
- максимальной нагрузки каждого котла и соответствующего расхода топлива, максимального
и общего расхода различных видов топлива за рассматриваемый период, объема
дымовых газов, температуры дымовых газов, избытков воздуха за дымососом и за
топкой.
3.2.1.4. Состояния и режимов эксплуатации
газоочистных установок, журналов учета показателей золоулавливающих установок,
журналов учета дефектов золоуловителей.
3.2.1.5. Наличия и состояния
неорганизованных источников выбросов (вентиляционных систем топливоподачи,
топливных складов, золоотвалов).
3.2.1.6. Изменения состава котельного и
газоочистного оборудования за рассматриваемый период ведущихся работ по
расширению ТЭС.
3.2.1.7. Выполнения планов мероприятий по
охране атмосферного воздуха - хода реализации, эффективности внедренных
мероприятий.
3.2.1.8. Выполнения заданий годовых и
пятилетних планов по охране воздушного бассейна.
3.2.1.9. Выполнения постановлений
директивных органов по охране окружающей среды и рациональному использованию
природных ресурсов СССР и союзных республик, решений местных партийных и
советских органов.
3.2.1.10. Наличия и работоспособности
штатных приборов контроля режима работы котлов, газоочистного оборудования.
3.2.1.11. Наличия на ТЭС подразделения
или специально назначенных лиц, осуществляющих контроль выбросов, и планов их
работы.
3.2.1.12. Гласности природоохранных работ
ТЭС, используемых способов пропаганды и поощрения.
3.2.1.13. Материалов отчетности по форме
2-тп (воздух).
3.2.1.14. Наличия планов мероприятий по
предотвращению аварийных и залповых выбросов.
3.2.1.15. Выполнения предписаний
государственных контролирующих органов, рекомендаций по итогам ведомственных
проверок.
3.2.1.16. Организации контроля выбросов
веществ на ТЭС, ведения журналов измерения, учета выбросов, формы ПОД-2.
3.2.1.17. Учета поступающих
предупреждений об особо неблагоприятных метеоусловиях и проведения
соответствующих мероприятий по кратковременному уменьшению выбросов.
3.2.1.18. Наличия методик определения
выбросов и должностных инструкций для персонала, связанного с эксплуатацией
котлов и газоочистного оборудования.
3.2.2. Проверку выбросов вредных веществ:
3.2.2.1. Проведение измерений
концентраций загрязняющих веществ в дымовых газах и объема дымовых газов.
3.2.2.2. Проведение контрольного
определения выбросов по характеристикам топлива либо по измеренным
концентрациям.
3.2.2.3. Сопоставление полученных данных
по выбросам с установленными для ТЭС контрольными и годовыми нормами выбросов в
атмосферу.
3.2.2.4. Сопоставление полученных данных
с материалами отчетности ТЭС по форме 2-тп (воздух).
3.2.2.5. Сопоставление фактических выбросов
с установленными плановыми заданиями по снижению выбросов.
3.2.2.6. Проверку определения выбросов
вредных веществ при осуществлении ТЭС мероприятий по
кратковременному снижению выбросов по сигналу о наступлении особо
неблагоприятных метеоусловий.
3.2.3. Разработку заключения, которое
должно содержать:
3.2.3.1. Оценку соблюдения установленных
норм выбросов (контрольных и годовых) для ТЭС в целом и для каждого источника
выбросов в отдельности.
3.2.3.2. Оценку качества контроля
выбросов в атмосферу, осуществляемого ТЭС, и достоверности данных
статистической отчетности по форме 2-тп (воздух) ТЭС.
3.2.3.3. Оценку уровня постановки
природоохранных работ на ТЭС с указанием конкретных недостатков.
3.2.3.4. Оценку соблюдения ТЭС
утвержденных планов-графиков работ по обеспечению норм выбросов и оценку
эффективности реализованных мероприятий.
3.2.3.5. Оценку выполнения ТЭС планов
мероприятий по сокращению выбросов при особо неблагоприятных метеоусловиях.
3.2.3.6. Причины превышения установленных
норм выбросов.
3.2.3.7. Недостатки в состоянии и режимах
эксплуатации основного, влияющего на выбросы в атмосферу, и газоочистного
оборудования.
3.2.3.8. Сроки устранения выявленных
недостатков и нарушений.
3.2.3.9. Указание о необходимости
поощрения либо наложения взысканий на конкретных должностных лиц ТЭС.
3.2.3.10. Указания о целесообразности
корректировки норм выбросов.
3.2.3.11. Предложения по
усовершенствованию оборудования и улучшению природоохранной деятельности с
учетом опыта других ТЭС.
3.2.4. Ознакомление с результатами
проведенного контроля руководителей ТЭС.
3.2.5. Проверку, которая может носить
целевой характер. В этом случае объем проверки может быть сокращен проверяющим
лицом в соответствии с задачами проверки.
3.3. При контрольном определении выбросов
следует руководствоваться следующим:
3.3.1. Контрольное определение выбросов
целесообразно производить:
- на ТЭС со значительными сезонными
колебаниями нагрузок - в период осенне-зимнего максимума потребления тепла и
электрической энергии;
- на ТЭС, эксплуатируемых в базовом
режиме, в период, для которого характерно максимальное потребление наиболее
загрязняющих топлив.
3.3.2. Оценка объективных факторов,
влияющих на результаты расчетов выбросов ТЭС и независящих от эксплуатационного
персонала, осуществляется по следующим показателям:
- нагрузке ТЭС и отдельных котлов:
максимальной суточной - по суточным ведомостям работы котлов и ТЭС;
максимальной годовой и среднегодовой - по данным отчетности ТЭС;
- расходу топлива (в том числе топлива
различных видов): максимальному суточному общему расходу топлива по ТЭС и на
отдельных котлах - по суточным ведомостям; максимальному годовому расходу
топлива различных видов, среднегодовому расходу топлива по ТЭС и на отдельные
котлы - по данным отчетности ТЭС;
- качеству топлива (содержанию серы,
азота, пятиокиси ванадия, золы, теплоте сгорания) -
по данным статистической отчетности по форме 6-тп, суточных и пятисуточных
анализов топлива, проводимых ТЭС, данным анализов топлива, выполненных
ведомственными химлабораториями, специализированными
организациями, по справочным данным;
- составу оборудования - по данным
отчетности ТЭС.
Путем сопоставления значений
перечисленных показателей (фактических на момент обследования) со значениями,
принятыми в расчете норм выбросов, устанавливается соответствие фактических
условий работы ТЭС заложенным при разработке норм
выбросов в атмосферу.
3.3.3. Измерение концентрации
загрязняющих веществ в дымовых газах производится при фактических режимах
работы котлов и золоулавливающего оборудования в период проведения проверки.
3.3.4. Измерение концентрации окислов
азота в дымовых газах производится по одной из методик, приведенных в
"Сборнике методик по определению концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах" (Л.: Гидрометеоиздат,
1987).
3.3.5. Измерение концентрации золы в
дымовых газах производится в соответствии с "Методикой определения степени
очистки дымовых газов в золоулавливающих установках (экспресс-метод). РД
34.02.308-89" (М.: СПО Союзтехэнерго, 1989).
3.3.6. Измерение концентрации окиси
углерода в дымовых газах производится с применением хроматографического
газоанализатора или одной из методик, приведенных в "Сборнике методик по
определению концентраций загрязняющих веществ в промышленных
выбросах". В качестве прибора-индикатора, фиксирующего наличие
(отсутствие) окиси углерода, могут использоваться приборы типа индикаторных
трубок.
3.3.7. Определение выбросов аммиака (в
случае ввода его в тракт котельной установки с целью сокращения выбросов
окислов азота, золы) проводится с помощью переносного автоматического
газоанализатора или одной из методик, приведенных в "Сборнике методик по
определению концентрации загрязняющих веществ в промышленных
выбросах".