КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 3 апреля 1991 г. N 17 (2-28)
О НОРМАТИВНЫХ АКТАХ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ДЛЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Комитет
конституционного надзора СССР, рассмотрев по предложению Верховного Совета
РСФСР и по собственной инициативе вопрос о соответствии Конституции СССР Указа
Президента СССР от 29 января 1991 года "О взаимодействии милиции и
подразделений Вооруженных Сил СССР при обеспечении правопорядка и борьбе с
преступностью", положений Устава внутренней службы Вооруженных Сил СССР,
Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил СССР, утвержденных Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 30 июля 1975
года, и других нормативных актов об использовании военнослужащих Советской
Армии и Военно - Морского Флота для охраны
общественного порядка, установил, что содержащиеся в Заявлении Комитета от 13
февраля 1991 года предложения об устранении недостатков в правовом
регулировании отношений в этой сфере учтены в принятых, а также в проектах
законодательных актов по соответствующим вопросам.
6 марта 1991 года Верховный Совет СССР
принял Закон СССР "О советской милиции". В статье 9 этого Закона
определены основания и порядок привлечения военнослужащих для охраны
общественного порядка. Предусмотрено, что меры по охране общественного порядка
с привлечением военнослужащих согласовываются с республиками. На
военнослужащих, участвующих в охране общественного порядка, распространены
положения о правах, обязанностях и гарантиях правовой и социальной защищенности
работников милиции. Эти положения в полной мере распространяются на совместное
патрулирование милиции и военнослужащих, предусмотренное Указом Президента СССР
от 29 января 1991 года "О взаимодействии милиции и подразделений
Вооруженных Сил СССР при обеспечении правопорядка и борьбе с
преступностью" и другими нормативными актами.
По сообщению Председателя Верховного
Совета СССР, на пятой сессии Верховного Совета СССР будут рассмотрены вопросы
общей концепции военной реформы и связанные с ней проекты законодательных
актов. В них должны также найти отражение проблемы использования военнослужащих
для охраны общественного порядка.
Вместе с тем существует необходимость еще
до полного пересмотра законодательства о Вооруженных Силах СССР устранить из
него явно устаревшие и противоречащие Конституции СССР правовые нормы. К ним
относятся, в частности, положения воинских уставов, которые в противоречии со
статьями 6 и 7 Конституции СССР предусматривают обязанность командиров
(начальников) проводить в жизнь политику Коммунистической партии и разрешать
вопросы, связанные с воинской службой, совместно с партийными органами.
На основании изложенного и руководствуясь
статьей 124 Конституции СССР, статьями 18, 21 и 23 Закона СССР "О
конституционном надзоре в СССР", Комитет конституционного надзора СССР
пришел к заключению:
1. В связи с
установлением в Законе СССР "О советской милиции" оснований и порядка
привлечения военнослужащих к охране общественного порядка рассмотрение вопроса
о соответствии Конституции СССР и законам СССР Указа Президента СССР от 29
января 1991 года "О взаимодействии милиции и подразделений Вооруженных Сил
СССР при обеспечении правопорядка и борьбе с преступностью" считать
завершенным.
2. Принять к сведению
сообщение Председателя Верховного Совета СССР о том, что на пятой сессии
Верховного Совета СССР будут рассмотрены вопросы общей концепции военной
реформы и связанные с ней проекты законодательных актов о Вооруженных Силах
СССР, в которых найдут свое отражение предложения Комитета конституционного
надзора СССР, содержащиеся в его Заявлении от 13 февраля 1991 года.
3. Статья 48 Устава
внутренней службы Вооруженных Сил СССР, утвержденного Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 30 июля 1975 года, в части, требующей от командиров
(начальников) проводить в жизнь политику не только Советского правительства, но
и Коммунистической партии, и статья 20 Устава гарнизонной и караульной служб
Вооруженных Сил СССР, утвержденного тем же Указом, в части, обязывающей
начальника гарнизона разрешать вопросы, связанные с гарнизонной службой
и проведением совместных мероприятий, не только с советскими, но и с партийными
органами на местах, противоречат статьям 6 и 7 Конституции СССР и приостанавливают
свое действие с момента принятия настоящего Заключения до устранения
отмеченного несоответствия.
Председатель Комитета
конституционного надзора СССР
С.АЛЕКСЕЕВ