КОМИТЕТ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА СССР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 3 апреля 1991 г. N 19 (2-25)
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СССР
ПРАВА ОБВИНЯЕМОГО НА ЗАЩИТУ
Комитет конституционного надзора СССР,
рассмотрев по собственной инициативе в связи с обращением Всесоюзной
конференции Союза адвокатов СССР вопрос о соответствии Конституции СССР и
международным актам положений законодательства о праве обвиняемого на защиту,
установил следующее.
10 апреля 1990 года Верховный Совет СССР
принял Закон СССР "О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного
судопроизводства Союза ССР и союзных республик", изменивший редакцию
статей 13, 22, 23 Основ в части определения содержания, оснований и порядка
реализации конституционного принципа обеспечения обвиняемому права на защиту.
Этим Законом предусмотрена возможность допущения защитника к участию в
уголовном процессе по всем категориям уголовных дел (независимо от формы предварительного
расследования) с момента предъявления обвинения, а в случае задержания
подозреваемого - с момента объявления ему протокола задержания. Защитнику
предоставлено также не ограничиваемое усмотрением следователя право участвовать в следственных действиях, производимых с
участием подозреваемого или обвиняемого. Таким образом, сделаны важные шаги по
пути развития состязательности в уголовном процессе, расширены возможности
защиты по уголовным делам, укреплены гарантии прав обвиняемого.
Вместе с тем установленная
Законом СССР от 10 апреля 1990 года новая редакция статьи 23 Основ уголовного
судопроизводства изменила объем ряда прав, которые предоставлялись ранее
защитнику в случае его допущения к участию в деле с момента предъявления
обвинения (по делам несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц,
которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами
осуществлять свое право на защиту, а
также по всем другим делам - по постановлению прокурора).
Защитник, участвующий в процессе по
такого рода делам, может теперь осуществлять свое право на ознакомление с
материалами уголовного дела лишь после окончания дознания или предварительного
следствия, а не с момента предъявления обвинения, как было ранее. Произошли
изменения и в регламентации свидания защитника с подзащитным, которое в
соответствии с новым Законом предоставляется уже не с момента допущения к
участию в деле, а лишь после первого допроса обвиняемого.
Указанные изменения в законодательстве
наиболее существенно сказываются на положении в уголовном процессе именно тех
лиц, которые испытывают наибольшие трудности в восприятии и оценке юридически
значимой информации, не способны правильно ориентироваться в ходе процесса,
активно пользоваться своими процессуальными правами.
Таким образом, новые нормы вступают в
противоречие с общим направлением развития советского законодательства по пути
расширения и обогащения содержания прав и свобод граждан, закрепленным в статье
39 Конституции СССР и подтвержденным Постановлением первого Съезда народных
депутатов СССР. Они не вполне согласуются также с пунктом 2
статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, обязывающим
законодателя повышать уровень обеспеченности прав человека, с пунктом 24
Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению
СБСЕ, положениями других внутригосударственных и международных актов,
признающих незыблемость и неотъемлемость основных прав и свобод человека,
недопустимость какого-либо их ущемления.
С учетом изложенного, а также исходя из
того, что только неуклонное проведение в жизнь конституционного принципа
обеспечения обвиняемому права на защиту может гарантировать законное,
обоснованное и справедливое разрешение уголовных дел;
признавая, что законотворчество в демократическом обществе должно иметь своим следствием
расширение прав и свобод личности, и считая недопустимым какое бы то ни было
ограничение прав человека и их гарантий, если реализация этих прав не наносит
ущерба правам других граждан, а также интересам общества и государства;
исходя из непреложного принципа, согласно
которому борьба с преступностью должна вестись исключительно законными
средствами;
учитывая работу по подготовке общей
реформы советского уголовно - процессуального законодательства;
руководствуясь статьей 124 Конституции
СССР, статьями 12, 18 и 23 Закона СССР "О конституционном надзоре в
СССР", Комитет конституционного надзора СССР пришел к заключению:
Снижение ранее достигнутого уровня
обеспечения конституционных прав и свобод хотя бы некоторых категорий граждан
не согласуется с положениями статьи 39 Конституции СССР, Постановлением первого
Съезда народных депутатов СССР "Об основных направлениях внутренней и
внешней политики СССР" и международно - правовыми обязательствами СССР и
потому недопустимо.
Этому принципу не
соответствуют отдельные положения статьи 2 Закона СССР от 10 апреля 1990 года
"О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства
Союза ССР и союзных республик", ограничившие по сравнению с ранее
действовавшим законодательством правомочия защитника по делам
несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые вследствие
своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свою
защиту, а равно по иным делам, по которым
защитник мог быть допущен в процесс по постановлению прокурора с момента
предъявления обвинения. Считать необходимым, чтобы это несоответствие было
устранено путем внесения изменений и дополнений в Основы уголовного
судопроизводства Союза ССР и союзных республик.
Председатель Комитета
конституционного надзора СССР
С.АЛЕКСЕЕВ