ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РСФСР ПО АРХИТЕКТУРЕ
И СТРОИТЕЛЬСТВУ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 1991 г. N 81
О ПОРЯДКЕ ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ ТЕХНИКО -
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБОСНОВАНИЙ И ПРОЕКТОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
ПРЕДПРИЯТИЙ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР
В целях улучшения
качества и сокращения сроков проектирования, повышения обоснованности
строительства предприятий, зданий и сооружений, в соответствии с
государственной политикой в инвестициях, архитектуре и градостроительстве, а
также во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 27 марта 1991 г. N
174 "Об утверждении Положения о Государственном комитете РСФСР по
архитектуре и строительству" Госкомархстрой
РСФСР постановляет:
Утвердить и ввести в действие прилагаемый
Порядок экспертизы и утверждения технико - экономических
обоснований и проектов на строительство предприятий, зданий и сооружений на
территории РСФСР.
Председатель
Госкомархстроя РСФСР
Б.А.ФУРМАНОВ
Утвержден
Постановлением
Госкомархстроя РСФСР
от 5 апреля 1991 г. N 81
ПОРЯДОК
ЭКСПЕРТИЗЫ И УТВЕРЖДЕНИЯ ТЕХНИКО -
ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ОБОСНОВАНИЙ И ПРОЕКТОВ НА СТРОИТЕЛЬСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ,
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР
Настоящий Порядок
разработан во исполнение Постановлений Совета Министров РСФСР от 30 сентября
1990 г. N 402 "О передаче некоторых вопросов на решение Советов Министров
автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов, Московского и
Ленинградского горисполкомов, министерств и ведомств РСФСР", от 3 декабря
1990 г. N 557 "О государственной экспертизе условий труда РСФСР" и от
27 марта 1991 г. N 174 "Об утверждении Положения о Государственном комитете РСФСР по архитектуре и
строительству".
Порядок направлен на улучшение качества и
сокращение сроков проектирования, повышение обоснованности строительства
<*>, распространяется на все стройки независимо от форм собственности и
подчиненности и устанавливает, что:
--------------------------------
<*> Здесь и далее понятие
"строительство" включает новое строительство, реконструкцию,
расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и
сооружений.
1. Основным документом для принятия
решения о проектировании и строительстве предприятия, здания и сооружения
является технико - экономическое обоснование строительства
(ТЭО), разрабатываемое на основе схем расселения и территориальной организации
производительных сил РСФСР, республик, групп регионов, краев, областей, схем
развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей промышленности,
генеральных планов городов, поселений и их систем, проектов детальной
планировки, целевых научно - технических и комплексных республиканских (РСФСР)
программ, а также утверждаемых в установленном порядке перечней предприятий,
зданий и сооружений, по которым разрабатываются ТЭО.
Технико -
экономические расчеты,
являющиеся разновидностью технико - экономических обоснований, упраздняются.
На основании утвержденного в
установленном порядке ТЭО, как правило, заключается договор (контракт) подряда,
открывается финансирование строительства. Проекты (рабочие проекты)
разрабатываются в случае необходимости для технически сложных объектов и при
сложных природных условиях строительства.
2. По объектам, строительство которых
осуществляется за счет государственных централизованных капитальных вложений,
финансируемых из республиканского бюджета РСФСР и внебюджетных фондов.
2.1. Технико -
экономические обоснования строительства утверждаются:
- по стройкам стоимостью 10 млн. рублей и
выше, а для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, 15 млн.
рублей и выше - Госкомархстроем РСФСР.
Комплексная их экспертиза осуществляется
Главным управлением Государственной вневедомственной экспертизы при Госкомархстрое РСФСР (Главгосэкспертизой
РСФСР) с привлечением экспертизы Госкомприроды РСФСР,
Всероссийской государственной экспертизы условий труда и, при необходимости,
экспертизы заказчиков, а также местных Советов народных депутатов в части
вопросов, относящихся к их компетенции. По особо крупным и сложным предприятиям,
зданиям и сооружениям экспертное заключение Главгосэкспертиза
РСФСР согласовывает с Госкомэкономикой РСФСР;
- по стройкам
стоимостью до 10 млн. рублей, а для районов Крайнего Севера и местностей,
приравненных к ним, до 15 млн. рублей - министерствами и ведомствами РСФСР,
республиканскими государственными объединениями, концернами, союзами и
ассоциациями, Советами Министров республик, входящих в состав РСФСР,
крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами или
в порядке, ими установленном, с обязательным проведением экспертизы,
осуществляемой их экспертными органами, с привлечением экспертизы соответствующих органов Госкомприроды
РСФСР и Государственной экспертизы условий труда РСФСР.
Министерства и
ведомства РСФСР, республиканские государственные объединения, концерны, союзы и
ассоциации утверждают ТЭО по указанным стройкам при наличии положительного
заключения соответствующей территориальной организации государственной
вневедомственной экспертизы в части оценки эксплуатационной и экологической
безопасности строительства, рациональности размещения объекта, использования
природных и трудовых ресурсов, а также других вопросов, относящихся к
компетенции местных Советов народных депутатов.
При утверждении ТЭО утверждающая
инстанция устанавливает необходимость разработки проекта (рабочего проекта) с
учетом технической сложности объекта, природных условий строительства и
рекомендаций экспертизы.
В составе материалов ТЭО, представляемых
на экспертизу и утверждение, заказчик определяет с учетом условий и
особенностей рынка подрядных работ проект договорной цены строительства.
2.2. Базовые и экспериментальные проекты,
утверждаемые министерствами и ведомствами РСФСР, республиканскими
государственными объединениями, концернами, союзами и ассоциациями, подлежат
экспертизе в Главгосэкспертизе РСФСР при Госкомархстрое РСФСР.
2.3. ТЭО и проекты на строительство
объектов управления народным хозяйством в чрезвычайных ситуациях утверждаются Госкомархстроем РСФСР по согласованию с Госкомэкономикой
РСФСР.
Комплексная экспертиза указанной
документации осуществляется Главгосэкспертизой РСФСР
при Госкомархстрое РСФСР независимо от стоимости
строительства.
2.4. Задания на разработку ТЭО и
проектов, проекты (рабочие проекты) на строительство предприятий, зданий и
сооружений утверждаются заказчиками на это строительство.
Экспертиза проектов (рабочих проектов)
осуществляется в порядке, установленном заказчиком.
Главгосэкспертиза РСФСР при Госкомархстрое РСФСР осуществляет
выборочный контроль за качеством проектов (рабочих
проектов), утверждаемых министерствами и ведомствами РСФСР, республиканскими
государственными объединениями, концернами, союзами и ассоциациями, Советами
Министров республик, входящих в состав РСФСР, и исполкомами местных Советов
народных депутатов.
3. По объектам, строительство которых
осуществляется за счет бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, и местных
бюджетов, ТЭО и проекты на строительство, задания на разработку ТЭО и проектов
утверждаются Советами Министров республик, входящих в состав РСФСР, и
исполкомами местных Советов народных депутатов - заказчиками на это
строительство или в порядке, ими установленном.
Комплексная экспертиза ТЭО и проектов по
указанным стройкам производится соответствующими территориальными организациями
государственной вневедомственной экспертизы с участием экспертизы органов Госкомприроды РСФСР и Государственной экспертизы условий
труда РСФСР.
4. ТЭО и проекты на строительство
объектов, осуществляемое за счет собственных финансовых ресурсов и
внутрихозяйственных резервов, заемных и привлеченных финансовых средств
инвесторов и других внебюджетных фондов, утверждаются заказчиками
(инвесторами).
ТЭО по этим стройкам до утверждения
подлежат обязательной экспертизе в соответствующих территориальных организациях
государственной вневедомственной экспертизы в части оценки эксплуатационной и
экологической безопасности намечаемого строительства, рациональности его
размещения, использования природных и трудовых ресурсов, а также других
вопросов, относящихся к компетенции местных Советов народных депутатов.
Организации государственной
вневедомственной экспертизы осуществляют выборочный контроль
за выполнением при дальнейшем проектировании и строительстве
согласованных с местными органами решений.
5. По технически
сложным предприятиям, зданиям и сооружениям, а также при сложных природных
условиях строительства, перечень которых устанавливается Госкомархстроем
РСФСР, ТЭО подлежат рассмотрению в Главгосэкспертизе
РСФСР независимо от источников финансирования, форм собственности и
подчиненности объектов в части соблюдения нормативных требований по надежности,
экологической и эксплуатационной безопасности объекта с учетом долговременных
последствий по намечаемому строительству.
6. При несоблюдении требований настоящего
Порядка строительство и его финансирование не допускаются.