СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 1991 г. N 320
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РСФСР
ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ И ЕГО ОРГАНАХ НА
МЕСТАХ
Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
Государственном комитете РСФСР по земельной реформе и его органах на местах.
2. Установить, что центральный аппарат
Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и его органы на местах, а
также мероприятия по землеустройству, земельному кадастру и мониторингу земель
финансируются из республиканского бюджета РСФСР.
Председатель
Совета Министров РСФСР
И.СИЛАЕВ
Управляющий Делами
Совета Министров РСФСР
А.ТРЕТЬЯКОВ
Утверждено
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 11 июня 1991 г. N 320
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РСФСР ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ
И ЕГО ОРГАНАХ НА МЕСТАХ <*>
--------------------------------
<*> Положение о комитетах по
земельной реформе и земельным ресурсам республик, входящих в состав РСФСР,
утверждается в соответствии с законодательством этих республик.
I
1. Государственный комитет РСФСР по
земельной реформе (Госкомзем РСФСР) является
республиканским органом государственного управления по осуществлению земельной
политики и земельной реформы и в своей деятельности подчиняется Совету
Министров РСФСР.
Госкомзем РСФСР осуществляет свои функции во взаимодействии с органами
государственной власти и управления республик, входящих в состав РСФСР, краев,
областей, автономных областей и автономных округов.
2. Основными задачами Госкомзема
РСФСР являются:
проведение земельной реформы, разработка мер экономического стимулирования равноправного развития различных
форм хозяйствования на земле;
создание социально-экономических и организационно-хозяйственных
условий для рационального использования земель, сохранения и воспроизводства
плодородия почв, улучшения природной среды;
государственный контроль
за использованием и охраной земель, ведение мониторинга земель,
землеустройства и государственного земельного кадастра;
подготовка законодательных и других
нормативных актов по вопросам земельной реформы и использования земельных
ресурсов;
содействие предпринимательской
деятельности, связанной с реализацией земельной реформы.
3. Госкомзем
РСФСР в своей деятельности руководствуется законами РСФСР, другими актами,
принятыми Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР,
Президиумом Верховного Совета РСФСР, постановлениями и распоряжениями
Правительства РСФСР, действующим на территории республики законодательством
СССР, а также настоящим Положением.
Госкомзем РСФСР обобщает практику применения законодательства по вопросам,
входящим в его компетенцию, разрабатывает предложения по его совершенствованию
и вносит их на рассмотрение Совета Министров РСФСР.
4. Госкомзем
РСФСР, комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам автономных областей,
автономных округов, краев, областей, районов, городов и подведомственные
предприятия и организации образуют систему Государственного комитета РСФСР по
земельной реформе.
5. Госкомзем
РСФСР в соответствии с возложенными на него задачами:
координирует работу по проведению
земельной реформы, осуществляет научное, кадровое и методическое ее
обеспечение, разрабатывает, финансирует и обеспечивает реализацию
республиканских (РСФСР) и региональных программ проведения земельной реформы;
принимает в пределах своей компетенции
решения по вопросам земельной реформы и другим вопросам, обязательные для
исполнения министерствами и ведомствами РСФСР, предприятиями, организациями,
учреждениями, независимо от их подчиненности;
организует и проводит силами
подведомственных проектных организаций работы по государственному
землеустройству, а также топографо-геодезические, картографические, почвенные,
агрохимические, геоботанические и другие обследовательские и изыскательские
работы;
обеспечивает систематическое выявление
неиспользуемых и нерационально используемых земель и создание специального
земельного фонда для последующего перераспределения;
организует научно-техническую информацию
по вопросам использования и охраны земель, земельной реформы;
разрабатывает предложения по установлению
платы за землю и мерам экономического стимулирования рационального
использования земель;
организует работу по осуществлению
государственного контроля за использованием и охраной
земель по вопросам, входящим в его компетенцию;
принимает меры к устранению нарушений
земельного законодательства при размещении, строительстве, реконструкции или
расширении объектов промышленного и иного назначения, в том числе при
внутрихозяйственном строительстве, проведении геологоразведочных,
изыскательских и других работ;
обеспечивает ведение государственного
земельного кадастра и мониторинга земель, создает государственный фонд землекадастровых карт и других материалов мониторинга
земель;
организует работы по составлению и
изданию тематических карт и атласов состояния и использования земельных
ресурсов;
создает единый для республики банк данных
о состоянии земельных ресурсов;
осуществляет экспертизу программ, схем и
проектов в части развития землевладения, землепользования, землеустройства и
рационального использования земель;
осуществляет функции заказчика и
финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских,
проектно-изыскательских работ республиканского (РСФСР) значения в целях
проведения земельной реформы;
организует работы по техническому
оформлению всех административно-территориальных и
территориально-производственных границ;
составляет ежегодные отчеты: о наличии
земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам,
землепользователям и собственникам земли, о государственном контроле
за использованием и охраной земель, о рекультивации нарушенных земель,
снятии и использовании плодородного слоя почвы;
обеспечивает систематическое
представление информации о ходе земельной реформы;
разрабатывает и вносит в установленном
порядке предложения об установлении цен и расценок на землеустроительные
работы;
осуществляет внешнеэкономические связи и
научно-техническое сотрудничество с органами государственного управления,
научными организациями и фирмами зарубежных стран в сфере организации
использования и охраны земель и по другим вопросам, отнесенным к его
компетенции.
6. Госкомзем
РСФСР имеет право:
заслушивать на своих заседаниях информацию
республиканских и местных органов государственного управления о ходе реализации
Республиканской программы проведения земельной реформы на территории РСФСР,
результатах анализа разработки и реализации мероприятий земельной реформы в
отраслях народного хозяйства и регионах республики;
вносить в установленном порядке
предложения об отмене нормативных актов органов государственного управления и
местных органов по вопросам земельной реформы и использования земельных
ресурсов, противоречащих действующему законодательству;
вносить на
рассмотрение соответствующих Советов народных депутатов представления о
прекращении права собственности на землю, владения и пользования земельными
участками и их аренды по основаниям, предусмотренным статьей 39 Земельного
кодекса РСФСР, а также о приостановлении строительных работ, проведения
мероприятий по созданию охраняемых территорий, освоению и улучшению земель и
других мероприятий, связанных с организацией территории, осуществляемых без
соответствующих проектов или с отступлением от них;
учреждать самостоятельно или совместно с
другими учредителями в установленном порядке предприятия, фонды, ассоциации в
целях осуществления земельной реформы, создавать, реорганизовывать,
ликвидировать предприятия и организации.
7. Госкомзем РСФСР издает приказы, инструкции и другие нормативные акты и дает
указания на основе и во исполнение законов РСФСР и иных актов, принятых Съездом
народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР, Президиумом Верховного
Совета РСФСР, постановлений и распоряжений Совета Министров РСФСР, действующего
на территории республики законодательства СССР, организует и проверяет их
исполнение. Комитет, в необходимых случаях, издает с другими
министерствами и ведомствами РСФСР совместные акты.
8. Госкомзем
РСФСР возглавляет Председатель, назначаемый Верховным Советом РСФСР.
Председатель Госкомзема
РСФСР имеет заместителей, назначаемых Советом Министров РСФСР.
9. Председатель Госкомзема
РСФСР:
руководит деятельностью Комитета и
подчиненных ему учреждений, организаций, предприятий;
несет персональную ответственность за
выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций,
распределяет обязанности между заместителями Председателя, устанавливает
степень ответственности заместителей Председателя и руководителей структурных
подразделений Комитета;
утверждает структуру и штатное расписание
центрального аппарата Комитета;
назначает на должность и освобождает от
должности руководящих работников центрального аппарата Комитета, организации
при Комитете, а также по согласованию с соответствующими Советами народных
депутатов председателей комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам
автономных областей, автономных округов, краев и областей;
утверждает положения о структурных
подразделениях центрального аппарата Комитета, об организациях, создаваемых при
Комитете.
10. В Госкомземе
РСФСР образуется коллегия. В состав коллегии входят Председатель Комитета
(председатель коллегии), его заместители по должности и руководители
структурных подразделений Комитета. В состав коллегии могут включаться
представители других органов и организаций. Персональный состав коллегии
утверждается Советом Министров РСФСР.
11. Коллегия Госкомзема
РСФСР на своих заседаниях рассматривает основные вопросы проведения земельной
реформы, использования земельных ресурсов, сохранения и воспроизводства
плодородия почв, улучшения природной среды, реализации Республиканской
программы проведения земельной реформы на территории РСФСР.
Решения коллегии проводятся в жизнь, как
правило, приказами Председателя Комитета.
12. Для решения вопросов, связанных с
проведением земельной реформы, при Госкомземе РСФСР
создается Республиканский совет по земельной реформе.
Положение о Республиканском совете и его
состав утверждаются Советом Министров РСФСР.
13. Для рассмотрения научно-технических
вопросов осуществления земельной реформы, использования и охраны земельных
ресурсов создается научно-технический совет Госкомзема
РСФСР.
Положение о научно-техническом совете и
его состав утверждаются Председателем Комитета.
14. Государственный комитет РСФСР по
земельной реформе имеет печать с изображением Государственного герба РСФСР и со
своим наименованием.
II
15. Комитет по
земельной реформе и земельным ресурсам автономной области, автономного округа, края,
области является органом государственного управления по осуществлению земельной
политики на местах с целью создания необходимых условий для рационального
использования земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения
природной среды, равноправного развития всех форм хозяйствования на земле и в
своей деятельности подчиняется Государственному комитету РСФСР по земельной
реформе и исполнительному комитету Совета народных депутатов.
16. Основными задачами комитета являются:
осуществление земельной реформы на
территории автономной области, автономного округа, края, области;
организация работы по перестройке системы
землепользования в целях создания условий для развития и укрепления
высокоэффективных форм организации использования земель;
организация работы по государственному контролю за использованием и охраной земель, ведению
мониторинга земель, землеустройству и государственному земельному кадастру;
участие в разработке экономического
механизма рационального использования земли.
17. Для выполнения возложенных на него
задач комитет:
принимает участие в разработке программ
проведения земельной реформы и обеспечивает их реализацию;
координирует работу по проведению
земельной реформы;
разрабатывает предложения по созданию
необходимых социально-экономических и организационно-хозяйственных условий,
направленных на развитие и укрепление высокоэффективных форм организации
использования земельных ресурсов;
участвует в проведении работ по оценке
земель;
принимает участие в разработке
предложений по установлению платы за землю, мер экономического стимулирования
рационального использования земель;
обеспечивает систематическое выявление
неиспользуемых и нерационально используемых земель и создание специального
земельного фонда для последующего перераспределения;
организует и осуществляет государственный
контроль за использованием и охраной земель;
налагает в установленном порядке
административные взыскания за нарушения земельного законодательства;
вносит в установленном порядке
предложения об отмене нормативных актов местных органов государственной власти
и управления по вопросам земельной реформы и использования земельных ресурсов,
противоречащих действующему законодательству;
вносит на
рассмотрение соответствующих Советов народных депутатов представления о
прекращении права собственности на землю, владения и пользования земельными
участками и их аренды по основаниям, предусмотренным статьей 39 Земельного
кодекса РСФСР, а также о приостановлении строительных работ, проведения
мероприятий по созданию охраняемых территорий, освоению и улучшению земель и
других мероприятий, связанных с организацией территории, осуществляемых без
соответствующих проектов или с отступлением от них;
ведет государственный земельный кадастр и
мониторинг земель;
проводит силами проектных организаций
работы по государственному землеустройству, а также топографо-геодезические,
картографические, почвенные, геоботанические и другие обследовательские и
изыскательские работы;
создает единый банк данных о
количественном и качественном состоянии земельных ресурсов и принимает участие
в создании единого для республики банка;
составляет ежегодные отчеты: о наличии
земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам,
землепользователям и собственникам земли, о государственном контроле
за использованием и охраной земель, о рекультивации нарушенных земель,
снятии и использовании плодородного слоя почвы.
18. Комитет возглавляет председатель,
назначаемый по согласованию с соответствующим Советом народных депутатов Госкомземом РСФСР.
19. Председатель комитета:
издает в пределах своей компетенции
приказы, дает указания, организует и проверяет их исполнение;
назначает и освобождает от должности
работников аппарата комитета, председателей комитетов по земельной реформе и
земельным ресурсам районов, городов по согласованию с соответствующими Советами
народных депутатов.
20. В комитете образуется коллегия.
Состав коллегии утверждается исполнительными комитетами соответствующих Советов
народных депутатов.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает
вопросы проведения земельной реформы и использования земельных ресурсов,
заслушивает и обсуждает вопросы о работе подведомственных предприятий,
организаций, проверки исполнения, подбора, расстановки кадров, назначения и
освобождения работников в соответствии с установленной номенклатурой
должностей, проекты важнейших приказов и другие вопросы деятельности комитета.
Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами председателя.
21. Структура и штатное расписание
аппарата комитета утверждаются Госкомземом РСФСР.
22. Комитет является юридическим лицом,
имеет печать с изображением Государственного герба РСФСР и со своим
наименованием.
III
23. Комитет по
земельной реформе и земельным ресурсам в районе и городе (кроме городов
районного подчинения) является органом государственного управления по земельной
реформе, земельным ресурсам, осуществлению земельной политики на местах и в
своей деятельности подчиняется комитету по земельной реформе и земельным
ресурсам автономной области, автономного округа, края, области и
исполнительному комитету районного (городского) Совета народных депутатов.
24. Основными задачами комитета являются:
проведение земельной реформы на
территории района или города;
осуществление работ по перестройке
системы землепользования в целях создания условий для развития и укрепления
высокоэффективных форм организации использования земли;
создание земельного запаса и специального
земельного фонда для последующего перераспределения.
25. Для выполнения возложенных на него
задач комитет:
обеспечивает реализацию программ
проведения земельной реформы;
участвует в проведении инвентаризации
земельного фонда;
вносит предложения по проведению
земельной реформы, созданию необходимых социально-экономических и
организационно-хозяйственных условий, направленных на развитие и укрепление
высокоэффективных форм организации использования земельных ресурсов, и
участвует в подготовке решений Советов народных депутатов и их исполнительных
органов по этим вопросам;
осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель;
проводит оценку земель;
ведет государственный земельный кадастр и
мониторинг земель;
вносит предложения по установлению платы
за землю;
налагает в установленном порядке
административные взыскания за нарушения земельного законодательства;
принимает меры к устранению нарушений
земельного законодательства при размещении, строительстве, реконструкции или
расширении объектов промышленного и иного назначения, в том числе
внутрихозяйственном строительстве, проведении геологоразведочных,
изыскательских и других работ;
осуществляет перерегистрацию всех
земельных участков с учетом фактического использования земли;
вносит на рассмотрение
Советов народных депутатов представления о прекращении права собственности на
землю, владения и пользования земельными участками и их аренды по основаниям,
предусмотренным статьей 39 Земельного кодекса РСФСР, а также о приостановлении
строительных работ, проведения мероприятий по созданию охраняемых территорий,
освоению и улучшению земель и других мероприятий, связанных с организацией
территории, осуществляемых без соответствующих проектов или с отступлением от них;
контролирует и принимает работы по государственному
землеустройству, топографо-геодезическим, картографическим, почвенным,
агрохимическим, геоботаническим, обследовательским и другим изысканиям;
принимает меры по созданию единого банка
данных о количественном и качественном состоянии земельных ресурсов;
создает предприятия, хозрасчетные группы
и другие формирования для выполнения работ, связанных с проведением земельной
реформы;
составляет ежегодные отчеты: о наличии
земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам, землепользователям
и собственникам земли, о государственном контроле за
использованием и охраной земель, о рекультивации нарушенных земель, снятии и
использовании плодородного слоя почвы.
26. Комитет возглавляет председатель,
назначаемый комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам автономной
области, автономного округа, края и области по согласованию с соответствующим
Советом народных депутатов.
27. Председатель комитета:
издает в пределах своей компетенции
приказы, проверяет их исполнение;
назначает и освобождает от должности
работников аппарата комитета.
28. Комитет является юридическим лицом,
имеет печать с изображением Государственного герба РСФСР и со своим
наименованием.
IV
29. Специалист-землеустроитель,
работающий в системе Государственного комитета РСФСР по земельной реформе:
является представителем органа
государственного управления по проведению земельной реформы и использованию
земельных ресурсов;
в своей работе строго руководствуется
действующим законодательством;
при осуществлении политики государства в
области земельных отношений взаимодействует с Советами народных депутатов и их
исполнительными органами, заинтересованными министерствами, ведомствами,
предприятиями, организациями, учреждениями;
обеспечивается жильем, служебным
помещением, автотранспортом и всеми видами социальной защиты.
30. Специалист-землеустроитель обязан:
принимать меры, обеспечивающие
использование земельных участков землевладельцами, землепользователями и
собственниками земли в соответствии с теми целями, для которых эти участки
предоставлены;
выявлять неиспользуемые и нерационально
используемые земли в целях создания земельного запаса и специального фонда
Советов народных депутатов для последующего перераспределения;
осуществлять контроль
за правильным использованием земель и проведением мероприятий по их
охране всеми землевладельцами, землепользователями и собственниками земли;
вести государственный земельный кадастр и
мониторинг земель;
контролировать осуществление проектов
землеустройства и других проектов, связанных с использованием земель, в части
соблюдения требований по охране земель;
рассматривать материалы предварительного согласования места размещения объектов строительства различных сооружений;
вносить предложения по отводу земель;
проводить экспертизу программ и проектов,
связанных с использованием земель;
оказывать необходимую помощь
землевладельцам, землепользователям и собственникам земли в правильном и
рациональном использовании земель;
принимать участие в пропаганде земельного
законодательства.
За неправомерные действия в своей работе
специалист-землеустроитель несет ответственность в соответствии с действующим
законодательством.
31. Специалист-землеустроитель имеет
право:
контролировать соблюдение всеми
участниками земельных отношений действующего законодательства о земле и в
случаях выявления нарушений вносить в соответствующие органы предложения об их
устранении;
давать землевладельцам,
землепользователям и собственникам земли указания по вопросам использования
земельных участков в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены;
приостанавливать агротехнические,
лесомелиоративные и иные работы, если их продолжение может привести к развитию
эрозии, засолению, заболачиванию и другим экологически
опасным процессам, снижающим плодородие почв или нарушающим плодородный слой
земли;
вносить в соответствующие Советы народных
депутатов предложения об изъятии у землевладельцев, землепользователей и
собственников земли земельных участков в случаях систематического нарушения ими
порядка пользования землей, неосвоения в
установленный срок предоставленного земельного участка или использования его не
в соответствии с той целью, для которой он предоставлен;
получать необходимую информацию от всех
землевладельцев, землепользователей и собственников земли для ведения
государственного земельного кадастра и мониторинга земель.
V
32. Органы Государственного комитета
РСФСР по земельной реформе на местах взаимодействуют с соответствующими
Советами народных депутатов, их исполнительными комитетами в вопросах
проведения земельной реформы.
В этих целях специалисты местных органов Госкомзема РСФСР:
готовят предложения об изъятии,
предоставлении и передаче земельных участков в собственность или аренду;
готовят материалы по созданию земельного
фонда соответствующих Советов народных депутатов из земель запаса, а также из
земель, изымаемых в случаях, установленных законодательством, у колхозов,
совхозов и других землепользователей, землевладельцев и собственников земли;
вносят предложения в соответствующие
Советы народных депутатов по вопросам выбора претендентов на создание
крестьянских (фермерских) хозяйств;
готовят материалы о выдаче
государственного акта на право собственности, владения и пользования земельными
участками;
вносят предложения о переводе одних видов
угодий в другие;
представляют отчеты: о наличии земель и
распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам, землепользователям и
собственникам земли, о государственном контроле за
использованием и охраной земель, о рекультивации нарушенных земель, снятии и
использовании плодородного слоя почвы.
33. Органы Государственного комитета
РСФСР по земельной реформе взаимодействуют:
а) с Министерством сельского хозяйства и
продовольствия РСФСР и его органами на местах в части:
разработки и осуществления программ
проведения земельной реформы и использования земельных ресурсов;
обеспечения проведения
проектно-изыскательских и землеустроительных работ по заявкам сельскохозяйственных
предприятий;
разработки предложений по выявлению
неиспользуемых и нерационально используемых земель в колхозах, совхозах и
других сельскохозяйственных предприятиях системы Министерства сельского
хозяйства и продовольствия РСФСР;
подготовки исходных данных для
определения платы за землю;
организации контроля за
правильным применением и соблюдением предприятиями, организациями Министерства
сельского хозяйства и продовольствия РСФСР и местными органами хозяйственного
управления действующего земельного законодательства;
проведения экспертизы проектно-сметной
документации, по вопросам, связанным с использованием земли;
разработки программы кадрового
обеспечения земельной реформы;
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации работников по вопросам земельной реформы и земельного
законодательства;
б) с Государственным комитетом РСФСР по
экологии и природопользованию и его органами на местах в части:
осуществления государственного контроля за охраной земель;
подготовки проектов законодательных и других
нормативных актов по вопросам охраны земель;
сохранения и воспроизводства плодородия
почв и улучшения природной среды;
определения ущерба, нанесенного
уничтожением или ухудшением качественного состояния земель;
разработки и осуществления программ
проведения земельной реформы, использования земельных ресурсов по вопросам,
связанным с соблюдением природоохранных требований;
проведения экспертиз программ, схем и
проектов использования земельных ресурсов в вопросах соблюдения природоохранных
требований;
подготовки предложений по консервации
загрязненных и деградированных земель;
в) с Министерством лесного хозяйства
РСФСР и его органами на местах в части разработки и осуществления программ
проведения земельной реформы и использования земельных ресурсов лесного фонда;
г) с Государственным комитетом РСФСР по
архитектуре и строительству и территориальными архитектурно-градостроительными
органами в части осуществления градостроительной деятельности, связанной с
земельными отношениями, в границах городов, рабочих поселков и сельских
населенных пунктов.