КАБИНЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 1991 г. N 507
О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО
КАДАСТРА, МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ И ПРИНЦИПАХ
ПЛАТЫ
ЗА ЗЕМЛЮ В СССР
В соответствии с
Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле,
предусматривающими ведение государственного земельного кадастра и мониторинга
земель по единой для всей страны системе и установление единых принципов платы
за землю, Кабинет Министров СССР постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель в
СССР.
Установить, что работы по ведению
государственного земельного кадастра и мониторинга земель, осуществляемые на
союзном уровне и в республиках, выполняются государственной землеустроительной
службой за счет соответственно союзного бюджета и бюджетов республик.
2. Министерству сельского хозяйства и
продовольствия СССР и правительствам республик:
а) осуществить необходимые мероприятия по
совершенствованию государственного земельного кадастра и обеспечению Советов
народных депутатов, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и
граждан сведениями и документами о правовом режиме земель, распределении их по
категориям, угодьям, землевладельцам и землепользователям, о качественной
характеристике и народнохозяйственной ценности земель;
б) организовать ведение мониторинга
земель для своевременного выявления изменений в состоянии земельного фонда, их
оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов;
в) предусматривать ежегодное выделение
денежных средств и материальных ресурсов, необходимых для ведения
государственного земельного кадастра и мониторинга земель, а также для издания
кадастровой документации.
3. Министерству
сельского хозяйства и продовольствия СССР разработать с участием правительств
республик, Министерства природопользования и охраны окружающей среды СССР и
Министерства финансов СССР и утвердить по согласованию с Государственным комитетом
СССР по статистике в 1991 году состав данных, включаемых в кадастровую
документацию, а также перечень характеристик состояния земельного фонда по
зонам страны, подлежащих систематическому определению при ведении мониторинга
земель, и формы их отражения.
4. Министерству сельского хозяйства и
продовольствия СССР с участием Министерства природопользования и охраны
окружающей среды СССР, других заинтересованных органов государственного
управления в 1991 - 1992 годах:
привести
действующие инструкции и методические указания по ведению государственного
земельного кадастра, тематическому картографированию земельных угодий,
экономической оценке земель, почвенным, геоботаническим и другим обследованиям
и изысканиям, государственной регистрации предоставляемых во владение,
пользование и аренду земель в соответствие с составом данных, включаемых в
земельно - кадастровую документацию;
разработать инструктивно - методическую
документацию по ведению мониторинга земель.
5. Правительствам республик, Министерству
сельского хозяйства и продовольствия СССР с участием Комитета геодезии и
картографии СССР, заинтересованных министерств и других органов
государственного управления СССР:
обеспечить развитие
работ по картографированию земельных угодий, проведению почвенных, геоботанических
и других обследований и изысканий до объемов, необходимых для систематического
и своевременного уточнения, обновления и повышения достоверности данных,
включаемых в государственный земельный кадастр;
организовать систематическое обновление материалов
оценки земель, необходимых для установления размеров платежей за
предоставленные во владение, пользование и аренду земельные участки;
установить по зонам страны периодичность
обновления и детальность планово - картографических материалов, почвенных,
геоботанических и других обследований и изысканий, а также данных оценки
земель;
организовать проведение в 1991 - 1995
годах необходимых картографических и других работ в сельских населенных пунктах
и поселках с целью обеспечения сельских и поселковых Советов народных депутатов
соответствующими материалами.
6. В целях оперативного
обеспечения сведениями о земле Комитету геодезии и картографии СССР и
Министерству сельского хозяйства и продовольствия СССР совместно с
заинтересованными организациями подготовить и представить в 1991 году в Кабинет
Министров СССР предложения по пересмотру действующих ограничений, сдерживающих
выполнение предприятиями и организациями государственной землеустроительной
службы топографо - геодезических и аэросъемочных работ, необходимых для ведения
государственного земельного кадастра, мониторинга земель и
землеустройства, а также издание и распространение картографической земельно -
кадастровой документации.
7. Правительствам республик и
Министерству сельского хозяйства и продовольствия СССР обеспечить координацию
деятельности государственной землеустроительной службы по ведению
государственного земельного кадастра и мониторинга земель, разработке
общесоюзных и межреспубликанских программ по рациональному использованию земель
и их охране, а также организации научных исследований.
8. Установить, что на землях,
предоставленных во владение и пользование Союза ССР, порядок ведения
государственного земельного кадастра и мониторинга земель определяется
Министерством сельского хозяйства и продовольствия СССР по согласованию с
правительствами республик, соответствующими министерствами и другими органами
государственного управления СССР.
9. Утвердить прилагаемые Принципы платы
за землю.
10. Признать утратившим силу
Постановление Совета Министров СССР от 10 июня 1977 г. N 501 "О порядке
ведения государственного земельного кадастра" (СП СССР, 1977, N 19, ст.
119).
Премьер - министр СССР
В.ПАВЛОВ
Управляющий Делами
Кабинета Министров СССР
И.ПРОСТЯКОВ
Утверждено
Постановлением
Кабинета Министров СССР
от 24 июля 1991 г. N 507
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА
И МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ В СССР
1. В соответствии с
Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле ведется
государственный земельный кадастр, содержащий систему необходимых сведений и
документов о правовом режиме земель, их распределении по угодьям,
землевладельцам, землепользователям, категориям земель, о качественной
характеристике и народнохозяйственной ценности земель, а также мониторинг
земель, представляющий собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда
для своевременного выявления происходящих в нем изменений, их оценки,
предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
2. Государственный
земельный кадастр и мониторинг земель ведутся по единой для Союза ССР системе и
обеспечиваются проведением топографо - геодезических, картографических, почвенных,
геоботанических и других обследований и изысканий, регистрацией землевладений и
землепользований, учетом и оценкой земель, использованием комплекса наземных
передвижных, стационарных и дистанционных (аэрокосмических) методов наблюдения
за проявлением процессов эрозии, потери гумуса, засоления, закисления,
заболачивания, переувлажнения, подтопления, опустынивания, загрязнения опасными
веществами, переуплотнения и других природных и антропогенных негативных
изменений качественного состояния земель, а также за динамикой степени окультуренности используемых в сельском хозяйстве земель по
комплексу показателей, характеризующих их плодородие.
Тематическое
картографирование земель и наблюдение за их состоянием, выполняемые
предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их ведомственной
принадлежности, кооперативами и гражданами, ведутся по методикам и программам,
утвержденным в республиканских государственных землеустроительных органах.
3. Министерство сельского хозяйства и
продовольствия СССР совместно с соответствующими государственными органами
республик:
организует работы по регистрации
землевладений и землепользований, картографированию земельных угодий,
проведению почвенных, геоботанических, топографо - геодезических и других
обследований и изысканий, наблюдений за состоянием земель и другие мероприятия,
связанные с ведением государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
разрабатывает с
участием Министерства природопользования и охраны окружающей среды СССР, других
заинтересованных организаций и утверждает методические указания и инструкции по
государственной регистрации землевладений и землепользований, оценке земель,
проведению почвенных (включая почвенно - агрохимические и почвенно -
мелиоративные), геоботанических и других обследований и изысканий,
картографированию земельных угодий, оперативному наблюдению за состоянием
земель, а также по созданию планово - картографических материалов, необходимых
для ведения государственного земельного
кадастра и мониторинга земель;
осуществляет систематическое изучение
спроса и потребности в долгосрочной и оперативной информации о наличии,
состоянии и оценке земельных ресурсов, принимает меры к постоянному
совершенствованию государственного земельного кадастра и мониторинга земель,
включению в них данных, соответствующих возникающим народнохозяйственным и
природоохранным потребностям;
обеспечивает систематизацию, изучение и
хранение данных о земле, а также издание подлежащих опубликованию материалов
государственного земельного кадастра и мониторинга земель.
4. Установить, что земельно - кадастровой
документацией являются:
документы, характеризующие правовой
режим, количество, качественное состояние и местоположение земель,
предоставленных во владение и пользование предприятиям, организациям, учреждениям
и гражданам;
государственная земельно - кадастровая
книга земель, находящихся в ведении сельского, поселкового Совета народных
депутатов;
государственная земельно - кадастровая
книга района, города (кроме городов республиканского подчинения);
государственный земельный кадастр округа,
области, края и города республиканского подчинения;
государственный земельный кадастр
республики;
государственный земельный кадастр СССР.
К земельно - кадастровой документации
относятся также картографические, обследовательские и другие материалы,
содержащие сведения о границах административно - территориальных образований,
правовом положении земель, их количестве, качественном состоянии,
народнохозяйственной ценности и производительной способности по землевладениям
и землепользованиям, населенным пунктам, административным районам, округам,
областям, краям, республикам и стране в целом.
5. В целях уточнения и обновления
кадастровых данных:
а) руководители
всех предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной
подчиненности и граждане, ведущие крестьянское хозяйство, уполномоченные органы
сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) Советов народных
депутатов ежегодно представляют в исполкомы соответствующих районных
(городских) Советов народных депутатов отчеты по установленной форме о
происшедших изменениях в составе земель, находящихся во владении и в
пользовании этих предприятий, организаций, учреждений и граждан, а также в ведении сельских, поселковых, городских (городов районного
подчинения) Советов народных депутатов, по состоянию на 1 января следующего за отчетным года;
б) государственные землеустроительные
органы составляют отчеты о наличии, качественном состоянии и использовании
земель по районам, городам окружного, областного, краевого и республиканского
подчинения, округам, областям, краям и республикам по состоянию на 1 января
следующего за отчетным года с включением в них:
ежегодно - сведений о наличии и
происшедших изменениях в площадях сельскохозяйственных угодий (в том числе
отдельно орошаемых и осушенных земель), распределении их по видам,
землевладельцам и землепользователям, а также сведений об изъятии
неиспользуемых и нерационально используемых земель и о землях, отведенных в
истекшем году предприятиям, организациям и учреждениям для
несельскохозяйственных нужд;
один раз в 5 лет - сведений, необходимых
для взимания платы за предоставленную землю, сведений о наличии земель и
распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам и землепользователям,
происшедших изменениях в площадях угодий, качественном состоянии земель, их
кадастровой оценке и освоенности территории.
Отчеты о наличии, качественном состоянии
и использовании земель рассматриваются и утверждаются в порядке, определяемом
законодательством республик.
6. Результаты мониторинга земель
оформляются в виде текстовых и графических материалов и ежегодно включаются в
отчеты о наличии, качественном состоянии и использовании земель.
7. Государственные органы республик, на
которые возложено ведение земельного кадастра и мониторинга земель, направляют
в Министерство сельского хозяйства и продовольствия СССР данные о наличии,
качественном состоянии и использовании земель (по республикам, краям, областям,
городам и в целом по республике - субъекте Союза ССР) не позднее 1 апреля
следующего за отчетным года.
Министерство
сельского хозяйства и продовольствия СССР не позднее 30 апреля следующего за
отчетным года представляет сводный отчет о наличии, качественном состоянии и
использовании земель (по республикам - субъектам Союза ССР и в целом по СССР)
Кабинету Министров СССР и Государственному комитету СССР по статистике.
Утверждены
Постановлением
Кабинета Министров СССР
от 24 июля 1991 г. N 507
ПРИНЦИПЫ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ
В соответствии с Основами
законодательства Союза ССР и союзных республик о земле устанавливаются
следующие единые для страны принципы платы за землю:
платность всех землевладений и
землепользований, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
стимулирование землевладельцев и
землепользователей за рациональное использование земель, проведение
природоохранных мероприятий, развитие прогрессивных форм хозяйствования,
производство наиболее дефицитных видов продукции;
создание условий для выравнивания
экономических возможностей производства на землях разного качества,
равноправного развития всех форм хозяйствования на земле;
зависимость размера платы за землю от
качества и местоположения земельного участка;
обоснованность ставок налогообложения,
которые могут пересматриваться в случае изменения внешних условий
хозяйствования (устанавливаемых цен, порядка налогообложения, кадастровой
оценки земель и др.);
взимание платы за землю в формах
земельного налога или арендной платы. Ставки земельного налога, порядок и сроки
его уплаты, а также порядок и пределы установления размера арендной платы за
землю определяются законодательством республик;
зависимость земельного налога на земли
сельскохозяйственного назначения от величины дохода, обусловленного
объективными различиями в качестве и местоположении земель. Размер земельного
налога определяется по данным кадастровой оценки земель.
В целях выравнивания экономических
условий хозяйствования по решению соответствующих республиканских органов в
республиках могут взиматься рентные платежи, которые определяются по данным
кадастровой оценки земель с учетом уровня действующих цен;
взимание платы за земли лесного фонда в
составе платы за пользование лесами;
определение платы за земли населенных
пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов) в
соответствии с оценкой их территории исходя из стоимости инженерных
коммуникаций. При оценке территории населенного пункта учитывается также
доступность участка, его близость к центру населенного пункта, архитектурно -
художественная, историческая и ландшафтная ценность застройки и территории,
состояние окружающей среды, микроклиматические и санитарно - гигиенические
условия, подверженность территории разрушительным воздействиям природных сил,
развитость функций культурно - бытового обслуживания населения и т.п.;
приравнивание платы за приусадебные,
садовые и дачные земельные участки на территории населенных пунктов и за их
пределами к размеру средних ставок земельного налога по сельскохозяйственным
угодьям данного района с учетом их местоположения или к земельному налогу,
взимаемому с оцененных земель аналогичного качества;
взимание платы за земли, не относящиеся к
землям сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и населенных пунктов, на
основе ставок земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения
аналогичного качества в данном районе;
налогообложение за землю, занимаемую
объектами общесоюзной собственности на основе соглашений Союза ССР и республик;
сочетание платежей за землю с льготами по
налогообложению, предусмотренными законодательством Союза ССР и республик.
Платежи за землю поступают в бюджеты
местных Советов народных депутатов, могут частично централизоваться в бюджетах
республик и направляются в первую очередь на охрану земель, повышение их
качества, на материальное стимулирование землевладельцев и землепользователей,
в том числе арендаторов, за осуществление этих мероприятий, а также на
землеустройство и социальное развитие территории. Размер централизуемых средств
определяется в соответствии с законодательством республик.