ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 1959 г. N 218
ОБ УЧАСТИИ ТРУДЯЩИХСЯ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПОРЯДКА В СТРАНЕ
Советский народ добился больших успехов
во всех областях хозяйственного и культурного строительства. Из года в год
неуклонно повышается материальное благосостояние трудящихся. В СССР уже давно ликвидированы безработица и нищета. Благодаря огромной
работе, проводимой Партией, Правительством и общественными организациями по
коммунистическому воспитанию населения, в нашей стране резко сократилась
уголовная преступность и значительно укрепилась социалистическая законность.
Подавляющее большинство советских граждан самоотверженно
трудится на различных участках социалистического строительства, честно
относится к своему общественному долгу, свято соблюдает советские законы и
уважает правила социалистического общежития.
Однако наряду с этим в нашем советском
обществе еще имеются лица, которые не соблюдают норм общественного поведения,
появляются в нетрезвом состоянии в общественных местах, совершают хулиганские
действия и другие проступки. Своим недостойным поведением такие лица мешают
советским людям спокойно жить и трудиться.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР отмечают,
что в борьбе с нарушениями общественного порядка имеются крупные недостатки.
Одним из серьезных упущений является то, что эта борьба ведется главным образом
силами административных и судебных органов, без активного участия населения и
общественных организаций. Неблаговидные поступки отдельных лиц редко
обсуждаются на собраниях рабочих, колхозников, служащих, студентов и учащихся,
не выносятся на суд коллектива. Огромная сила воздействия общественности на нарушителей
порядка в должной мере не используется.
Милиция, прокуратура и суды слабо
проводят профилактическую работу по предупреждению преступности, недостаточно
связаны с общественными организациями, при расследовании и рассмотрении
уголовных дел не уделяют должного внимания выявлению причин и условий,
способствующих совершению преступления, не доводят о них до сведения
соответствующих общественных и хозяйственных организаций. Административные
органы не добились полной раскрываемости преступлений и неотвратимости
наказания за совершенные преступления. Рассмотрение уголовных дел редко
проводится в открытых судебных заседаниях на предприятиях, стройках, в
колхозах, что снижает воспитательное значение судебных процессов. К
рассмотрению дел в суде не привлекаются общественные обвинители. Материалы
судебных процессов мало освещаются в местной печати.
В настоящее время, в обстановке роста
сознательности и политической активности трудящихся и дальнейшего развития
советской демократии, борьба с аморальными, антиобщественными поступками должна
вестись не только административными органами, но главным образом путем широкого
вовлечения трудящихся и общественных организаций в дело охраны общественного
порядка в стране.
В этом отношении заслуживают поощрения
опыт работы молодежных бригад содействия милиции, комсомольских штабов,
добровольных отрядов и другие формы активного участия трудящихся в поддержании
общественного порядка.
Обобщив этот положительный опыт,
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:
1. В целях широкого привлечения
трудящихся в охране общественного порядка принять многочисленные предложения
трудящихся о создании на предприятиях, стройках, транспорте, в учреждениях,
совхозах, колхозах, учебных заведениях и домоуправлениях добровольных народных
дружин по охране общественного порядка.
Установить, что добровольными народными
дружинами по охране общественного порядка руководят районные (городские) штабы,
состоящие из представителей партийных и советских органов, профсоюзных,
комсомольских организаций и отдельных командиров дружин. Дружины и районные
(городские) штабы должны возглавляться, как правило, руководящими работниками
партийных органов. Личный состав дружин комплектуется строго на добровольных
началах из передовых рабочих, служащих, колхозников, студентов, учащихся и
пенсионеров. Добровольные народные дружины и районные (городские) штабы по
охране общественного порядка действуют, руководствуясь утвержденным о них
положением, и работают в контакте с административными органами.
Одобрить проект временного положения о
добровольных народных дружинах по охране общественного порядка и поручить ЦК
компартий и Советам Министров союзных республик с учетом местных условий
утвердить его.
2. Учитывая большое общенародное и
государственное значение привлечения трудящихся к делу охраны общественного
порядка, обязать ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, горкомы и
райкомы партии организовать народные добровольные дружины, районные (городские)
штабы и обеспечить их успешную деятельность по поддержанию общественного
порядка в стране. Провести в этих целях широкую разъяснительную работу среди
населения о важности этого мероприятия и о необходимости активной поддержки
деятельности добровольных народных дружин.
3. Центральному Комитету ВЛКСМ обеспечить
активное участие в добровольных народных дружинах лучшей части комсомольцев и
молодежи.
4. Обязать партийные и советские органы,
профсоюзные и комсомольские организации принять необходимые меры по привитию
учащимся, студентам и молодежи твердых навыков соблюдения дисциплины и правил
поведения в школе, учебном заведении, семье, на улице и в общественных местах;
организовать для них в доступной форме разъяснение советских законов.
5. Учреждениям
внутренних дел, органам прокуратуры, юстиции и суда усилить борьбу с
антиобщественными проявлениями, практиковать проведение открытых судебных
процессов над злостными нарушителями общественного порядка непосредственно на
предприятиях, стройках, в совхозах, колхозах, обеспечив тщательную и умелую
организацию таких процессов в целях усиления их воспитательного значения,
привлекая в необходимых случаях общественных обвинителей; оказывать всемерную
помощь добровольным народным дружинам в их деятельности.
6. Протокольно.
Центральный Комитет КПСС
Совет Министров СССР