СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 1959 г. N 930
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ
ПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ И ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ
Совет Министров РСФСР постановляет:
Утвердить и ввести в действие с 1 августа
1959 года прилагаемые Положение о порядке пользования автомобильными дорогами и
Правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений.
Председатель
Совета Министров РСФСР
Д.ПОЛЯНСКИЙ
Управляющий Делами
Совета Министров РСФСР
И.ГРУЗДЕВ
Утверждено
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 9 июня 1959 г. N 930
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ
1. Настоящее Положение распространяется
на все организации и граждан, пользующихся автомобильными дорогами
общегосударственного, республиканского и областного значения, пролегающими на
территории РСФСР, и выполнение его является для них обязательным.
2. Порядок пользования местными
автомобильными дорогами, находящимися в ведении колхозов, совхозов,
промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и организаций,
устанавливается Советами Министров автономных республик и исполнительными
комитетами краевых и областных Советов депутатов трудящихся.
3. Обязанностью всех пользователей дорог,
дорожных органов, органов контроля и регулирования движения является создание
свободного потока движения при обеспечении его безопасности.
4. Движение на дорогах
общего пользования должно производиться с соблюдением настоящего Положения и
правил уличного движения, устанавливаемых Советами Министров автономных
республик и исполнительными комитетами краевых и областных Советов депутатов
трудящихся применительно к Основным положениям правил движения транспорта и
пешеходов по улицам городов, населенных пунктов и дорогам РСФСР, разработанным
Министерством внутренних дел РСФСР.
5. Водители всех видов транспортных
средств и самодвижущихся строительных, дорожных и других машин при движении по
автомобильной дороге должны знать настоящее Положение и иметь при себе
удостоверение на право управления машиной данного типа.
6. На автомобильных дорогах допускается
движение только исправных транспортных средств, обеспечивающих безопасность
движения и сохранность дороги.
7. На автомобильных дорогах запрещается:
а) проезд транспортных средств, общая
высота которых с грузом превышает указанные на дорожно - сигнальных знаках
габариты;
б) провоз грузов,
выступающих по ширине за габариты транспортных средств, установленные
стандартом или техническими условиями, а также грузов, выступающих за задний
борт более чем на 2 метра или волочащихся по дороге;
в) проезд всех видов транспортных средств
с нагрузками на ось, превышающими нормы, установленные ГОСТами, или указанные
на дорожно - сигнальных знаках;
г) загрязнение проезжей части и обочин
дороги, а также отверстий мостов, труб, канав и дренажных устройств, провоз без
соответствующей упаковки материалов и грузов, засоряющих дорогу и полосу
отвода;
д) заграждение или загромождение дорог и
дорожных сооружений какими-либо предметами, сушка на дороге
сельскохозяйственных продуктов (зерна, льна, сена и т.п.), а также устройство
складов материалов, свалок мусора, снега;
е) выполнение работ, связанных с
возможностью проливания бензина и керосина, а также погрузка и выгрузка грузов
на проезжей части. Эти операции производятся при необходимости на обочинах
дороги, а при наличии поблизости съездов с дороги - на полосе отвода.
Остающийся после этого мусор, материалы и другие предметы должны быть убраны
водителем транспортных средств за пределы дороги;
ж) прогон скота, а также выпас его в
полосе отвода. Прогон скота через дорогу разрешается только в специально
установленных местах, согласованных с дорожными органами;
з) проведение спортивных соревнований
(кроссы, авто-, мото-,
велогонки и другие массовые мероприятия) без разрешения дорожных органов и
органов милиции.
8. Движение транспортных средств
осуществляется по проезжей части дороги. Заезд на обочину разрешается лишь при
необходимости разъезда на узких дорогах или для кратковременной стоянки.
9. В случае остановки
транспортные средства или специальные машины (трактора, тягачи и др.) должны
быть отведены на правую (по ходу движения) обочину, а при длительной остановке
или ночлеге - выведены на полосу отвода.
При стоянке на обочине в условиях плохой
видимости должны быть включены подфарники и габаритные сигналы, а специальные
машины - оборудованы сигнальными огнями (фонари и др.).
10. Переход пешеходов через дорогу в
населенных пунктах разрешается только по специально обозначенным пешеходным
дорожкам или на перекрестках дорог после того, как пешеход убедится в
безопасности перехода.
11. Все водители грузовых автомобилей, а
в случае особой необходимости и водители легковых автомобилей, обязаны
бесплатно перевозить при попутном движении по предъявлении служебного
удостоверения работников дорожных органов, поездки которых связаны с
выполнением служебных обязанностей на обслуживаемом ими дорожном участке.
12. Животноводческие и птицеводческие
хозяйства, земли которых граничат с полосой отвода, обязаны установить вдоль
ферм этих хозяйств изгороди или заборы, исключающие возможность прохода
животных и птиц на полосу отвода и проезжую часть дороги.
13. Все водители транспортных средств и
граждане, обнаружившие на дороге или искусственных сооружениях неисправности,
угрожающие безопасности движения, обязаны немедленно сообщать об этом ближайшим
дорожным органам и органам милиции.
14. В целях обеспечения безопасности
движения транспортных средств по автомобильным дорогам дорожные органы обязаны:
а) содержать дороги и искусственные
сооружения в чистоте и исправности, постоянно обеспечивать ровность дорожных
покрытий, своевременно очищать дороги от снега и принимать меры,
предотвращающие скольжение при гололедице;
б) определять местоположение и
производить установку на дорогах сигнальных и путевых дорожных знаков в
соответствии с ГОСТом, а также обозначать пешеходные переходы.
Регулирование движения, в том числе и
ограничение скорости движения транспортных средств производится путем расстановки
сигнальных дорожных знаков и разметки проезжей части;
в) ограждать тумбами, надолбами или
парапетами опасные для движения участки дороги;
г) обеспечивать ограждение мест
производства дорожно - ремонтных работ сигнальными знаками и указателями, хорошо
видимыми в дневное и ночное время.
Убирать с проезжей части дорог на ночь
неработающие дорожные машины;
д) устраивать на участках дорог с
интенсивным движением автомобилей шероховатые покрытия;
е) устраивать объезды ремонтируемых
участков дорог и искусственных сооружений, обставлять их необходимыми
указательными знаками и содержать в исправном состоянии;
ж) производить работы по уширению
проезжей части дорог в местах остановок автобусов;
з) изучать причины дорожных происшествий
и принимать необходимые меры к обеспечению безопасности движения путем
устройства островков безопасности и разделения потоков движения на перекрестках
(клумбы и пр.) и осуществления других технических мероприятий.
Работа дорожно - эксплуатационной службы
в части обеспечения безопасности движения должна осуществляться в постоянном
контакте с органами милиции.
15. Материалы о дорожных происшествиях
оформляются органами милиции с привлечением в необходимых случаях представителя
дорожных органов.
16. За нарушение настоящего Положения на
лиц, пользующихся дорогами, налагается штраф в зависимости от характера
нарушения в порядке и размерах, установленных пунктами 10 - 16 Правил по охране
автомобильных дорог и дорожных сооружений.
17. Надзор за выполнением настоящего
Положения возлагается на дорожные органы Министерства автомобильного транспорта
и шоссейных дорог РСФСР и органы милиции.
Утверждены
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 9 июня 1959 г. N 930
ПРАВИЛА
ПО ОХРАНЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И ДОРОЖНЫХ СООРУЖЕНИЙ
1. Настоящие Правила распространяются на
автомобильные дороги общегосударственного, республиканского и областного
значения, пролегающие на территории РСФСР.
2. Автомобильные дороги со всеми
входящими в их состав сооружениями (мостами, трубами, переправами, зданиями
линейно - эксплуатационной службы и автотранспортными сооружениями, зелеными
насаждениями, снегозащитными и путевыми ограждениями, укрепительными
устройствами и дорожными знаками) являются социалистической государственной
собственностью и предназначены для общего пользования.
3. Все пользователи дорог, дорожные
органы и органы милиции обязаны обеспечивать сохранность автомобильных дорог и
дорожных сооружений.
4. На участках дорог, подверженных пучинообразованиям, движение грузовых автомобилей может
быть ограничено на срок до 45 дней. Характер ограничения и его
продолжительность устанавливаются решениями Советов Министров автономных
республик, исполнительных комитетов краевых и областных Советов депутатов
трудящихся по представлениям дорожных органов.
О предстоящем ограничении движения, а
также рекомендуемых путях объезда заблаговременно объявляется в местных
газетах, а крупным автохозяйствам данного района, кроме того, рассылаются
извещения.
5. Не разрешается движение по проезжей
части дорог и обочинам специальных машин на гусеницах или с металлическими
шпорами на колесах. Эти машины должны двигаться по полосе отвода или по
специальным летним и тракторным путям.
При необходимости следования через мосты,
дамбы, а также по участкам дорог, пролегающих в заболоченных и других местах,
где объездов нет, движение указанных машин по дорожному покрытию может быть
допущено с письменного разрешения дорожных органов.
В этом случае лица, ответственные за
перегон машин с металлическими шпорами на колесах или гусеницах, обязаны в
соответствии с полученными указаниями дорожных органов принять меры,
исключающие повреждение дорожных покрытий.
6. Все дороги, примыкающие к
магистральным автомобильным дорогам общегосударственного и республиканского
значения, должны иметь твердое покрытие на протяжении не менее 100 метров от
основной дороги и дорожный сигнальный знак "Основная дорога". Устройство
твердого покрытия на примыкающих дорогах в пределах полосы отвода основной
дороги осуществляется дорожной организацией, ведающей этой дорогой, а за
пределами полосы отвода основной дороги организациями, в ведении которых
находятся примыкающие дороги, под техническим контролем дорожной службы
основной дороги.
7. На полосе отвода автомобильной дороги
запрещается без согласования с дорожными органами:
а) производство работ по прокладке
подземных коммуникаций, устройство и установка каких-либо наземных сооружений,
включая дорожные знаки и плакаты, производство геолого -
разведочных работ;
б) распашка полосы, отвода, покос травы,
порубка насаждений и выемка грунта;
в) установка приспособлений (столбов,
досок и т.п.) для развешивания плакатов, объявлений и вывесок;
г) спуск канализационных, промышленных,
мелиоративных и сточных вод в водоотводные сооружения и резервы.
8. На автомобильных дорогах запрещается:
а) разведение огня на полосе отвода и
ближе 100 метров от деревянных мостов;
б) курение на деревянных мостах и мостах
с деревянными настилами;
в) повреждение дорожных сооружений и
знаков, зеленых насаждений, снегозащитных устройств и прочего дорожного
имущества.
9. Землепользователи участков,
прилегающих к полосе отвода дорог обязаны:
а) в пределах населенных пунктов
устраивать и ремонтировать тротуары или пешеходные дорожки в границах,
закрепленных за ними участков;
б) содержать в технически исправном
состоянии выезды с закрепленных участков или подъездных путей на дорогу общего
пользования, включая переездные мостики.
Возведение зданий на границе полосы
отвода, устройство заборов, столбовых линий и разработка карьеров могут
производиться только с согласия дорожных органов.
10. За нарушение настоящих Правил на
виновных налагается штраф в размере до 100 рублей в зависимости от характера
нарушения. Если нарушение является уголовно - наказуемым и наносит материальный
ущерб дорожному хозяйству, виновные привлекаются к уголовной и материальной
ответственности в установленном порядке.
11. Право наложения штрафа предоставляется:
а) до 100 рублей - начальникам,
заместителям начальников, главным инженерам территориальных управлений и отделов шоссейных дорог и линейных управлений дорог Гушосдора Министерства автомобильного транспорта и
шоссейных дорог РСФСР, а также начальникам и главным инженерам республиканских
(АССР), краевых и областных управлений автомобильного транспорта и шоссейных
дорог;
б) до 50 рублей - начальникам и главным
инженерам дорожных участков и дорожных строительно - эксплуатационных районов.
12. Военнослужащие Советской Армии и Военно - Морского Флота СССР, нарушившие правила, штрафу не
подвергаются. О допущенном ими нарушении сообщается в соответствующую воинскую
часть для привлечения к дисциплинарной или уголовной ответственности.
13. Нарушителю при уплате им штрафа
выдается должностным лицом, наложившим штраф, квитанция, образец которой
устанавливается Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР
по согласованию с Министерством финансов РСФСР.
14. При отказе нарушителя от уплаты
штрафа на месте составляется постановление о наложении штрафа. Один экземпляр
постановления выдается нарушителю, а другой направляется в органы милиции для
взыскания штрафа в принудительном порядке.
15. Наложение штрафа может быть
обжаловано нарушителем в 15-дневный срок с момента уплаты штрафа или вручения
постановления о наложении штрафа. Жалоба подается начальнику вышестоящего
дорожного органа. Подача жалобы не приостанавливает взыскания штрафа.
16. Взыскание суммы штрафов вносятся в
доход республиканского бюджета РСФСР.
17. Контроль за
выполнением настоящих Правил возлагается на дорожные органы Министерства
автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР.