СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 1959 г. N 2027
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ О ВОСЬМИЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ,
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБУЧЕНИЕМ И ВЕЧЕРНЕЙ (СМЕННОЙ)
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Совет Министров РСФСР постановляет:
1. Утвердить представленные Министерством
просвещения РСФСР прилагаемые положения о восьмилетней школе, средней
общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением
и вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе.
2. Поручить Министерству юстиции РСФСР
совместно с Министерством просвещения РСФСР представить в двухмесячный срок в
Совет Министров РСФСР предложения об изменении или признании утратившими силу
решений Правительства РСФСР в связи с принятием настоящего Постановления.
Председатель
Совета Министров РСФСР
Д.ПОЛЯНСКИЙ
Управляющий Делами
Совета Министров РСФСР
И.ГРУЗДЕВ
Утверждено
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 29 декабря 1959 г. N 2027
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВОСЬМИЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ
I. Цели и задачи
школы
1. Восьмилетняя школа является неполной
средней общеобразовательной трудовой политехнической школой и осуществляет
обязательное совместное обучение всех детей (мальчиков и девочек) в возрасте от
7 до 15 - 16 лет включительно.
Восьмилетняя школа, выполняя задачи
коммунистического воспитания, дает учащимся прочные основы общеобразовательных
и политехнических знаний, воспитывает у них любовь к труду и готовит к
общественно полезной деятельности, осуществляет нравственное, физическое и
эстетическое воспитание детей.
Восьмилетняя школа, осуществляя тесную
связь обучения с жизнью, готовит учащихся к различным видам трудовой
деятельности и к продолжению среднего образования на основе соединения его с
общественно полезным производительным трудом.
Окончившие восьмилетнюю школу могут,
работая на предприятиях, в колхозах, совхозах, учреждениях, одновременно с этим
продолжать обучение в вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах или
поступить в средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с
производственным обучением, в городские и сельские профессионально-технические
училища, в техникумы и другие средние специальные учебные заведения, а также на
заочные отделения при средних общеобразовательных трудовых политехнических
школах с производственным обучением и вечерних (сменных) общеобразовательных
школах.
II. Порядок
организации и структура школы
2. Восьмилетние школы открываются по
решениям исполнительных комитетов районных (городских) Советов депутатов
трудящихся по согласованию с соответствующими министерствами просвещения
автономных республик, краевыми и областными отделами народного образования.
Восьмилетние школы находятся в ведении районных (городских) отделов народного
образования.
3. Восьмилетняя школа имеет классы с I по
VIII включительно. При наличии достаточного количества учащихся в ней могут
создаваться параллельные классы.
Количество учащихся не должно превышать
40 человек в каждом классе.
В небольших населенных пунктах
сохраняются начальные школы в составе I - IV классов. Окончившие эти школы
переводятся в 5 класс ближайшей восьмилетней или средней школы.
4. В соответствии с Законом "Об
укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного
образования в РСФСР" ответственность за осуществление всеобщеобязательного
восьмилетнего обучения детей возлагается на Советы Министров автономных
республик, исполнительные комитеты краевых, областных, окружных, городских,
районных, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся.
5. В целях осуществления
всеобщеобязательного восьмилетнего обучения и создания условий для успешного
обучения детей:
а) за каждой восьмилетней школой, а также
средней общеобразовательной трудовой политехнической школой с производственным
обучением, имеющей в своем составе I - VIII классы, районным (городским)
отделом народного образования закрепляется определенный район обслуживания, и
школа принимает меры к осуществлению полного охвата обучением всех детей своего
района, подлежащих обязательному обучению;
б) для учащихся, проживающих на
расстоянии свыше 3 километров от школы, местными Советами депутатов трудящихся
организуется регулярный подвоз их в школу и из школы или создается при школе
интернат, действующий на основании положения, утверждаемого Министерством
просвещения РСФСР;
в) в школах организуется горячее питание
детей: в городах - трестами общественного питания, в сельской местности -
организациями потребительской кооперации с участием родительского комитета и с
помощью профсоюзов, колхозов и других общественных организаций;
г) по желанию родителей в школе создаются
группы продленного дня в первую очередь для детей, родители которых заняты на
работе. В случае необходимости может быть организована школа продленного дня.
Количество этих групп и школ и число учащихся в них определяются установленным
району (городу) планом по контингентам учащихся;
д) для оказания материальной помощи
нуждающимся учащимся (бесплатное питание, обеспечение обувью, одеждой, учебниками
и другими видами материальной помощи) при восьмилетних школах, а также при
средних школах с производственным обучением, в составе которых имеются I - VIII
классы, создается фонд всеобуча в порядке, установленном Положением об этом
фонде.
6. Родители или лица, их заменяющие,
несут ответственность за своевременное определение детей в школу и посещение
ими школы до окончания курса. Те из них, которые не обеспечивают посещения
детьми школы, привлекаются к административной ответственности в порядке, устанавливаемом
постановлениями Советов Министров автономных республик и решениями
исполнительных комитетов краевых, областных Советов депутатов трудящихся.
7. Промышленные предприятия, колхозы,
совхозы или учреждения, шефствующие над школами, оказывают им помощь в
оборудовании, в организации воспитательной работы и трудовой подготовки
учащихся.
III.
Учебно-воспитательная работа школы
8. Обучение и воспитание в восьмилетней
школе осуществляется по учебным планам и программам, утверждаемым Министерством
просвещения РСФСР. Министерствам просвещения автономных республик, краевым и
областным отделам народного образования предоставляется право по согласованию с
Министерством просвещения РСФСР вносить необходимые изменения в учебный план и
программы восьмилетней школы с учетом местных условий в пределах количества
часов, установленного для каждого класса учебным планом.
Примечание:
Программы по родному языку и родной
литературе для национальных школ утверждаются министерствами просвещения
автономных республик.
9. Учебные занятия в восьмилетних школах
начинаются с 1 сентября и заканчиваются в I - IV классах - 31 мая, в V - VII
классах - 10 июня и в VIII классе - 25 июня (включая экзамены).
Осенние каникулы в школах устанавливаются
с 5 по 9 ноября включительно, зимние - с 30 декабря по 10 января включительно и
весенние - с 24 по 31 марта включительно. Весенние каникулы, с сохранением их
продолжительности, могут быть по решениям исполнительных комитетов районных
(городских) Советов депутатов трудящихся перенесены на другие сроки, исходя из
местных условий.
Учебный год делится на четверти: первая
четверть - с 1 сентября по 4 ноября; вторая четверть - с 10 ноября по 29
декабря; третья четверть - с 11 января по 23 марта и четвертая четверть - с 1
апреля до окончания учебного года.
10. Продолжительность урока в I - VIII
классах - 45 минут; в I классе при наличии соответствующих условий по решению
педагогического совета школы может быть установлена продолжительность урока в
35 минут.
Перерывы между уроками устанавливаются по
10 минут, кроме большой перемены после второго или третьего урока,
продолжительность которой должна быть не менее 30 минут. В зависимости от
местных условий, вместо одной большой перемены могут быть две: одна - после
второго урока и другая - после третьего урока, продолжительностью каждая 20
минут.
11. Обучение в школе осуществляется на
родном языке учащихся. В автономных республиках, автономных областях,
национальных округах, где обучение ведется на разных языках, родителям
предоставляется право решать вопрос о выборе школы с тем или иным языком
обучения.
В школах, в которых обучение ведется на
языке автономной республики, автономной области или национального округа,
русский язык изучается по желанию учащихся, так же, как в русских школах
учащиеся по желанию могут изучать язык автономной республики, автономной
области или национального округа.
12. Изучение основ наук, политехническое
и трудовое обучение в восьмилетней школе проводятся на основе тесной связи с
жизнью, с практикой коммунистического строительства, с посильным участием детей
в различных видах общественно полезного труда.
13. Основной формой организации учебной
работы в школе является урок под руководством учителя, в определенном классе с
постоянным составом учащихся в нем. Наряду с уроками в классе, проводятся
экскурсии, занятия в мастерских и на школьном учебно-опытном участке. В учебном
процессе для выполнения учебных заданий допускаются и такие формы организации
учащихся, как бригады, группы и индивидуальная работа с учащимися.
В учебной работе школ творчески должны
применяться разнообразные методы обучения, обеспечивающие сознательное, прочное
усвоение знаний учащимися, побуждающие их к активной деятельности,
способствующие выработке навыков самостоятельной работы и умения применять полученные
знания на практике.
Знания учащихся оцениваются по цифровой
пятибалльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2
(плохо), 1 (очень плохо).
14. Воспитание учащихся осуществляется
учителями и классными руководителями в процессе обучения, трудовой
деятельности, проведения внеклассных мероприятий, а также через пионерскую и
ученическую организации. Учащимся прививается любовь к знаниям, к труду,
уважение к людям труда; у них формируется коммунистическое мировоззрение;
школьники воспитываются в духе правдивости и честности, стремления и готовности
прийти на помощь товарищу, ребенку, больному, старику, воспитываются в духе
коллективизма, коммунистической морали, беззаветной преданности Родине и
народу, в духе пролетарского интернационализма.
Эстетическое воспитание учащихся
проводится на уроках литературы, пения, рисования и других учебных предметов, а
также путем организации разнообразной по содержанию и формам внеклассной работы
(хор, кружки, беседы, экскурсии в музеи, коллективное посещение театров,
выставок, просмотры кинокартин и др.) и должно быть направлено на развитие у
детей хорошего художественного вкуса, чувства прекрасного, на воспитание
культуры поведения.
Физическое воспитание учащихся
осуществляется на уроках физической культуры, во внеклассной
спортивно-физкультурной работе и путем правильной организации труда и отдыха
учащихся.
15. В процессе учебно-воспитательной
работы школа знакомит учащихся с разнообразными видами труда в нашем обществе,
помогает школьникам выявить имеющиеся у них склонности и сознательно выбрать
будущую профессию.
16. Перевод учащихся из класса в класс
производится по годовым оценкам знаний. При этом по постановлению
педагогического совета школы для учащихся, не успевающих по одному или двум
предметам, могут организовываться по окончании учебного года дополнительные
занятия в течение двух недель, после чего решается вопрос о возможности
перевода их в следующий класс или этим учащимся даются учебные задания на лето
и вопрос о переводе их в следующий класс решается перед началом нового учебного
года в зависимости от результатов выполнения ими полученных на лето заданий.
Экзамены и выпуск учащихся из VIII класса
проводятся в соответствии с Инструкцией Министерства просвещения РСФСР.
Каждый учащийся VIII класса представляет
в конце учебного года зачетную работу, выполненную им в мастерских по заданию
учителя.
17. Окончившие восьмилетнюю школу
получают свидетельство установленного образца.
IV. Педагогический
персонал и другие работники школы
18. Штат работников восьмилетней школы
(административный, педагогический, учебно-вспомогательный и обслуживающий
персонал) определяется в установленном порядке штатным расписанием.
19. Восьмилетнюю школу возглавляет
директор, отвечающий за состояние и работу школы.
Директор восьмилетней школы назначается
районным (городским) отделом народного образования из числа лучших учителей,
обладающих организаторскими способностями, имеющих высшее педагогическое
образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет.
Начальную школу возглавляет заведующий,
назначаемый районным (городским) отделом народного образования из лиц, имеющих,
как минимум, среднее педагогическое образование. Заведующий начальной школой
отвечает за состояние и работу вверенной ему школы.
Директор школы обеспечивает правильную
расстановку педагогических кадров, принимает меры к созданию необходимых
материальных условий для работы школы; осуществляет руководство коллективом
учителей, повышением их квалификации; комплектует школу учащимися и направляет
деятельность коллектива учащихся и ученических организаций, всячески содействуя
развитию их инициативы и творчества; отвечает за осуществление
всеобщеобязательного восьмилетнего обучения детей в районе, обслуживаемом
школой, за выполнение учебного плана и программ, воспитательной работы школы и
трудовой подготовки учащихся, за соблюдение санитарии, охраны труда и техники
безопасности; применяет меры воздействия к нарушителям трудовой дисциплины;
совместно с общественными организациями школы представляет работников к поощрениям.
Директор руководит школой на основе
сочетания единоначалия с коллегиальностью, опираясь на педагогический совет, на
партийную, комсомольскую и профсоюзную организации, всемерно привлекая в помощь
школе родителей учащихся, шефствующие предприятия и учреждения.
20. Заведующий учебной частью школы
назначается районным (городским) отделом народного образования из лиц, имеющих
высшее педагогическое образование и проявивших себя хорошими организаторами и
методистами.
Заведующий учебной частью отвечает за
организацию и постановку учебно-воспитательной и методической работы школы и
работы учителей и классных руководителей.
21. Мастер школьных учебных мастерских
(заведующий межшкольными учебными мастерскими) назначается районным (городским)
отделом народного образования из лиц, имеющих специальное образование. Он
принимает меры к оборудованию и снабжению материалами учебных мастерских,
обеспечивает правильную постановку работы в них, отвечает за соблюдение правил
охраны труда и техники безопасности и несет ответственность за сохранность
вверенных ему материальных ценностей.
22. Учитель биологии, на которого
директором школы возлагается заведование учебно-опытным участком, составляет
план практических работ на участке для всех классов в соответствии с учебной программой,
обеспечивает выполнение этого плана, обращая особое внимание на осуществление
проводимых опытов и добиваясь, чтобы учебно-опытный участок был образцом
агрономической культуры для окружающего населения.
23. Помощник директора школы по
хозяйственной части (или заведующий хозяйством) назначается директором школы и
несет ответственность за состояние хозяйства школы, за обеспечение школы
учебным оборудованием, сохранность имущества школы, нормальную эксплуатацию
здания и за содержание его в должном санитарном и противопожарном состоянии.
24. Учителя восьмилетней школы
назначаются районным (городским) отделом народного образования.
Учителями I - IV классов восьмилетней
школы назначаются лица, имеющие, как минимум, среднее педагогическое
образование, а учителями V - VIII классов - высшее образование.
Учителя отвечают за выполнение учебного
плана и учебных программ, за правильное применение наиболее рациональных
методов обучения, соответствующих возрасту детей, за уровень знаний и навыков
учащихся и их правильную оценку, за перевод учащихся в следующий класс и выпуск
из школы, за воспитание их в соответствии с требованиями советской школы.
Учителя обязаны сочетать уважение и внимание к детям с разумной
требовательностью к ним, учитывая психологию детей, их возрастные особенности.
Учителя должны постоянно повышать свой
идейно-политический уровень, теоретическую и профессиональную подготовку.
25. Трудовое обучение учащихся в учебных
мастерских осуществляется учителями трудового обучения, назначаемыми районными
(городскими) отделами народного образования из лиц, имеющих специальную
профессиональную подготовку.
Учителя трудового обучения обязаны
обеспечить выполнение программ по труду, соблюдение правил техники безопасности
и производственной санитарии и отвечают за охрану жизни и здоровья учащихся в
процессе занятий в учебных мастерских, при проведении производственных
экскурсий и учебно-производственной практики.
26. Классные руководители назначаются
директором школы из учителей, работающих в данном классе. Классный руководитель
ведет повседневную воспитательную работу с учащимися своего класса, наблюдает
за их поведением и успеваемостью и принимает меры к неуклонному выполнению ими
Правил для учащихся, добивается совместно с учителями, работающими в данном
классе, сплочения учащихся в дружный, дисциплинированный, работоспособный
ученический коллектив; оказывает помощь пионерскому отряду своего класса и
организует внеклассную воспитательную работу с детьми; поддерживает постоянную
связь с родителями и привлекает их к проведению мероприятий по воспитанию
детей; осуществляет педагогическое руководство соцсоревнованием учащихся в
самообслуживании, общественно полезных делах и спортивной работе.
27. Для организации работы с детьми во
внеурочное время в группах и школах продленного дня устанавливается должность
педагога-воспитателя. Педагог-воспитатель назначается районным (городским)
отделом народного образования и организует внеклассную работу детей, их отдых и
подготовку домашних заданий.
28. Старшие пионерские вожатые
назначаются районным (городским) отделом народного образования по согласованию
с райкомом (горкомом) комсомола из числа комсомольцев или коммунистов в
возрасте не моложе 18 лет, имеющих среднее или высшее образование и призвание к
работе с детьми.
Старший пионерский вожатый работает на
основании Положения о старшем пионерском вожатом дружины Всесоюзной пионерской
организации имени В.И. Ленина, утвержденного ЦК ВЛКСМ.
29. Директор школы возлагает заведование
учебными кабинетами на учителей соответствующих специальностей.
Заведующие учебными кабинетами в
соответствии со сметными ассигнованиями обеспечивают их оборудованием,
необходимым для выполнения предусмотренных учебными программами лабораторных и
практических работ, и несут ответственность за сохранность вверенных им
материальных ценностей.
30. Библиотекарь школы назначается
директором школы из лиц, имеющих соответствующую подготовку.
Библиотекарь организует регулярную работу
библиотеки и совместно с учителями помогает учащимся в выборе книг для
внеклассного чтения, учит их пользоваться книгой, ведет работу по прочитанным
книгам; обеспечивает пополнение библиотеки книгами, несет ответственность за
сохранность книжного фонда.
31. Медицинское обслуживание школ
осуществляется районным (городским) отделом здравоохранения.
Медицинские работники, обслуживающие
школы, проводят в них санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические
мероприятия, содействующие сохранению здоровья, физическому развитию, успешному
обучению и воспитанию учащихся. В своей работе они руководствуются указаниями
Министерства здравоохранения РСФСР и Министерства просвещения РСФСР.
32. Педагогический коллектив школы
систематически проводит педагогическую пропаганду и принимает участие в
распространении научных и политических знаний среди населения.
V. Педагогический
совет
33. Для обсуждения и решения основных
вопросов обучения и воспитания учащихся в школе создается педагогический совет.
В состав педагогического совета входят:
директор школы (председатель), заведующий учебной частью, учителя
общеобразовательных предметов и трудового обучения, библиотекарь, старший
пионерский вожатый, школьный врач, председатель родительского комитета,
представитель шефствующего предприятия или учреждения.
Педагогический совет обсуждает вопросы
связи школы с жизнью, повышения уровня общего и политехнического образования и
трудового обучения учащихся, усовершенствования методов обучения и воспитания,
опыт лучших учителей и других школ; утверждает планы работы школы, отчеты директора
и заведующего учебной частью об итогах учебно-воспитательной работы; решает
вопросы перевода учащихся из класса в класс и выпуска их из школы; заслушивает
отчеты учителей, классных руководителей, пионервожатых, школьного врача и
других работников школы.
Педагогический совет работает на
основании положения, утверждаемого Министерством просвещения РСФСР.
VI. Родительский
комитет
34. В целях обеспечения постоянной и
тесной связи школы с родителями учащихся в школе создается родительский
комитет, избираемый на общем собрании родителей. Председатель родительского
комитета избирается из состава его членов.
Родительский комитет привлекает родителей
к активному участию в жизни школы, оказывает помощь в учебно-воспитательной
работе, в осуществлении всеобщего обязательного обучения детей, в организации
самообслуживания учащихся, их общественно полезного труда и внеклассной работы,
в проведении оздоровительной работы среди детей, в проведении педагогической
пропаганды среди населения, в осуществлении мероприятий по укреплению
хозяйственной и учебно-материальной базы школы.
Участие родителей в работе школы
определяется положением о работе родительского комитета, утверждаемым
Министерством просвещения РСФСР.
VII. Учащиеся
35. В первый класс восьмилетней школы
принимаются дети, проживающие в районе, обслуживаемом школой, которым к моменту
поступления в школу - на 1 сентября - исполнилось 7 лет.
36. Прием детей в школу производится
директором школы с 1 июня по 25 августа.
От родителей или лиц, их заменяющих, при
приеме детей в первый класс школы требуется представление заявления о приеме в
школу, документа о возрасте ребенка, справки установленного образца о состоянии
здоровья; при приеме в остальные классы, кроме того, - справки школы, где
учащийся ранее учился.
Прием учащихся во все классы школы
производится без экзаменов.
37. Школьники обязаны выполнять
установленные правила для учащихся, быть дисциплинированными, строго соблюдать
нормы поведения в школе, в семье, на улице, в общественных местах.
В школе применяются меры поощрения и
наказания, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями
Министерства просвещения РСФСР.
За особые проступки (проявление
хулиганства, оскорбление педагогического персонала, упорное неподчинение
указаниям учителей и распоряжениям администрации школы) учащийся решением
педагогического совета может быть исключен из школы.
Решение педагогического совета об исключении
учащегося из школы подлежит утверждению районным (городским) отделом народного
образования, который совместно с родителями принимает меры к продолжению
образования учащегося или его трудоустройству.
38. Все учащиеся восьмилетней школы
составляют единый коллектив, принимающий активное участие в жизни школы.
Для оказания помощи директору,
педагогическому коллективу школы и совету пионерской дружины в воспитании у
учащихся сознательного отношения к своим обязанностям, привитии им навыков
культурного поведения, укреплении школьной дисциплины, развитии инициативы и
самодеятельности учащихся, организации социалистического соревнования в
общественно полезных делах и спортивной работе в восьмилетней школе может
создаваться ученический комитет (старостат).
Ученический комитет (старостат) работает
на основании положения, утверждаемого Министерством просвещения РСФСР.
39. В восьмилетней школе создается
пионерская организация, а при наличии среди учащихся членов ВЛКСМ в школе
создается первичная организация ВЛКСМ.
Всесторонняя помощь пионерской и
комсомольской организациям школы, направленная на развитие самодеятельности и
инициативы пионеров и комсомольцев, является одной из важнейших задач
педагогического коллектива школы.
40. Ученический коллектив восьмилетней
школы участвует в различных видах общественно полезной, культурно-массовой,
физкультурно-спортивной и кружковой работы, а также в проводимых в стране
общественно-политических кампаниях.
Одним из важных видов общественно
полезного и доступного для учащихся труда является работа по самообслуживанию,
имеющая своею целью привитие детям наиболее распространенных трудовых навыков,
необходимых в жизни. Работа по самообслуживанию проводится под руководством
учителей и при участии родительского комитета с соблюдением
санитарно-гигиенических требований и необходимых мер предосторожности без
ущерба для учебной работы и здоровья учащихся и не должна приводить к их
перегрузке.
VIII.
Учебно-материальная база школы
41. Для организации учебно-воспитательной
работы и трудовой деятельности учащихся каждая восьмилетняя школа должна иметь,
кроме соответствующих помещений для учебных занятий, учебный кабинет физики и
химии, учебный кабинет биологии, учебные мастерские по дереву и металлу,
помещение и оборудование для занятий по домоводству, учебно-опытный участок,
физкультурный зал и спортивную площадку, библиотеку, пионерскую комнату,
столовую или буфет и другие помещения, а также учебное оборудование в
соответствии с нормативами, утвержденными в установленном порядке.
По решениям исполнительных комитетов
районных (городских) Советов депутатов трудящихся могут создаваться межшкольные
учебные мастерские и учебно-опытные участки. Трудовая деятельность учащихся V -
VIII классов может проводиться в ближайших промышленных предприятиях,
ремонтно-технических станциях, в совхозах и колхозах.
IX. Финансирование
и отчетность
42. Восьмилетняя школа финансируется за
счет средств районных (городских), сельских (поселковых) бюджетов в соответствии
с утвержденными сметами.
43. Восьмилетняя школа ведет
делопроизводство по установленной форме, архив, финансовую и статистическую
отчетность и отчитывается о работе перед районным (городским) отделом народного
образования.
44. Восьмилетняя школа является
юридическим лицом и имеет печать установленного Министерством просвещения РСФСР
образца.
* * *
45. Начальная школа действует на
основании соответствующих пунктов настоящего Положения.
Утверждено
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 29 декабря 1959 г. N 2027
ПОЛОЖЕНИЕ
О СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ С ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОБУЧЕНИЕМ
I. Цели и задачи
школы
1. Средняя общеобразовательная трудовая
политехническая школа с производственным обучением имеет своей целью
подготовить воспитанных в духе идей коммунизма, всесторонне развитых людей,
хорошо знающих основы наук и, вместе с тем, способных к систематическому
физическому труду.
Средняя общеобразовательная трудовая
политехническая школа с производственным обучением дает полное среднее общее и
политехническое образование и профессиональную подготовку для работы в одной из
отраслей народного хозяйства или культуры на основе соединения обучения с
общественно полезным производительным трудом учащихся.
Окончание средней общеобразовательной
трудовой политехнической школы с производственным обучением дает возможность
юношам и девушкам работать по избранной профессии и право на поступление в
высшие учебные заведения.
II. Порядок
организации и структура школы
2. Средние общеобразовательные трудовые
политехнические школы с производственным обучением открываются по
постановлениям Советов Министров автономных республик и решениям исполнительных
комитетов краевых, областных, городских (г. г. Москвы и Ленинграда) Советов депутатов
трудящихся в пределах установленного автономной республике, краю, области,
городу плана по контингентам учащихся.
Открытие средних общеобразовательных
трудовых политехнических школ с производственным обучением может производиться
только при наличии соответствующих школьных помещений, базы для
производственного обучения и производительного труда учащихся, обеспеченности
учебным и хозяйственным оборудованием и возможности укомплектовать вновь
открываемые школы учительскими и руководящими кадрами с высшим образованием.
Средние общеобразовательные трудовые
политехнические школы с производственным обучением находятся в ведении районных
(городских) отделов народного образования.
3. Средняя общеобразовательная трудовая
политехническая школа с производственным обучением может создаваться как
отдельно от восьмилетней школы в составе IX - XI классов, так и совместно с
восьмилетней школой. Средняя школа с производственным обучением, организуемая
отдельно от восьмилетней школы, должна иметь не менее девяти классов. Срок
обучения в старших классах средней школы с производственным обучением 3 года.
4. Советы Министров автономных республик,
крайисполкомы, облисполкомы могут при наличии не менее 100 заочников открывать
при средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с
производственным обучением заочные отделения для завершения среднего
образования работающей молодежью.
Заочные отделения при средних
общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным
обучением действуют на основании пункта 6 Положения о вечерних (сменных)
средних общеобразовательных школах.
5. Определение профессий, по которым
должна осуществляться профессиональная подготовка учащихся в средних
общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным обучением,
производится Советами Министров автономных республик, исполнительными
комитетами краевых, областных, окружных, районных и городских Советов депутатов
трудящихся исходя из наличия производственной базы и потребности в кадрах для
народного хозяйства.
При определении профессий должны
учитываться особенности работы городских и сельских школ и труда девушек.
6. Количество учащихся в каждом классе в
средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным
обучением (IX - XI классы) не должно превышать 35 человек.
7. При средних общеобразовательных
трудовых политехнических школах с производственным обучением для учащихся I -
VIII классов, далеко проживающих от школы, в случае необходимости организуется
регулярный подвоз их к школе и из школы или создается интернат, действующий на
основании положения, утверждаемого Министерством просвещения РСФСР. Интернат
при школе может быть создан и для учащихся IX - XI классов.
III. Школа и
производство
8. Для профессионального обучения и
производительного труда учащихся средней общеобразовательной трудовой
политехнической школы с производственным обучением постановлениями Советов
Министров автономных республик, решениями исполнительных комитетов краевых,
областных, городских (г. г. Москвы и Ленинграда) Советов депутатов трудящихся
каждая школа прикрепляется к одному или нескольким ближайшим промышленным предприятиям,
строительным объектам, предприятиям по бытовому обслуживанию населения,
совхозам, ремонтно-техническим станциям, колхозам и т.д.
Руководители предприятий, строек,
совхозов, ремонтно-технических станций несут ответственность за создание надлежащих
условий для осуществления профессионального обучения и производительного труда
учащихся и обязаны:
создавать для профессионального обучения
учащихся учебные цехи на предприятиях или выделять постоянные рабочие места в
общих цехах;
разрабатывать совместно с директором
школы планы и программы профессиональной подготовки учащихся;
выделять инженерно-технический,
агрономический персонал и квалифицированных рабочих для производственного
обучения учащихся, а также предоставлять необходимые материалы и инструменты;
после первоначальной профессиональной
подготовки и получения учащимися соответствующей квалификации предоставлять им
возможность работать на производстве и совершенствовать свою квалификацию;
обеспечивать соблюдение правил охраны
труда и техники безопасности.
Производственное обучение учащихся в
колхозах производится в ученических бригадах, учебно-опытных хозяйствах и
колхозных бригадах. Колхозам рекомендуется создавать необходимые условия для
производственного обучения учащихся, выделять агрономический и технический
персонал.
Инженерно-технические работники,
агрономический персонал и другие работники предприятий, строек, совхозов,
ремонтно-технических станций, колхозов привлекаются к проведению широкой
пропаганды производственно-технических знаний в школе, ознакомлению коллектива
школы с достижениями передовых людей - новаторов производства.
Школы оказывают помощь предприятиям,
стройкам, совхозам и колхозам в проведении работы по распространению научных и
политических знаний среди рабочих, служащих и колхозников.
IV.
Учебно-воспитательная работа
9. Обучение и воспитание в средней
общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением
осуществляется по учебным планам и программам, утверждаемым Министерством
просвещения РСФСР. Министерствам просвещения автономных республик, краевым,
областным отделам народного образования предоставляется право вносить по
согласованию с Министерством просвещения РСФСР изменения в учебные планы и
программы, обусловленные местными особенностями, в пределах количества часов,
установленного для каждого класса учебным планом.
Примечание. Программы по родному языку и
родной литературе для национальных школ утверждаются министерствами просвещения
автономных республик.
10. Учебные занятия в средних общеобразовательных
трудовых политехнических школах с производственным обучением начинаются с 1
сентября и заканчиваются 25 июня (включая экзамены в выпускном классе). Советам
Министров автономных республик, исполнительным комитетам краевых, областных
Советов депутатов трудящихся предоставляется право изменять сроки начала и
окончания учебных занятий в средних общеобразовательных трудовых
политехнических школах с производственным обучением в сельской местности с
учетом сезонности сельскохозяйственных работ, без уменьшения общей
продолжительности учебного года.
Учебный год в средних общеобразовательных
трудовых политехнических школах с производственным обучением (для IX - XI
классов) делится на два полугодия: первое - с 1 сентября по 29 декабря; второе
- с 11 января до окончания учебного года.
В учебном году для учащихся
устанавливаются каникулы: осенние - с 5 по 9 ноября включительно; зимние - с 30
декабря по 10 января включительно, весенние - с 24 по 31 марта включительно.
Весенние каникулы с сохранением установленной продолжительности могут быть
перенесены с учетом местных условий на другие сроки решениями исполнительных
комитетов районных (городских) Советов депутатов трудящихся.
Продолжительность урока в IX, X и XI
классах - 45 минут. Перерывы между уроками устанавливаются в 10 минут, кроме
большой перемены после второго или третьего урока, продолжительность которой
должна быть 30 минут.
11. Для подготовки учащихся к жизни,
общественно полезному производительному труду в IX, X и XI классах две трети
учебного времени в году отводятся на изучение общеобразовательных и
политехнических предметов и одна треть - на производственное обучение и
производительный труд учащихся; при этом в IX классе учащиеся, как правило, по
большинству специальностей получают первоначальную профессиональную подготовку
с тем, чтобы в X и XI классах они могли заниматься общественно полезным
производительным трудом и продолжать совершенствовать профессиональную
подготовку.
12. Изучение общеобразовательных и
политехнических предметов в средних общеобразовательных трудовых
политехнических школах с производственным обучением должно осуществляться на
основе тесной связи с жизнью, с практикой коммунистического строительства и
давать учащимся прочные знания основ наук, широкий общий и политехнический
кругозор, научное понимание закономерностей развития природы и общества, умение
применять полученные знания на практике.
Изучение физики, химии, биологии,
математики, черчения должно быть поставлено так, чтобы оно помогало учащимся
понимать естественнонаучные основы техники и технологии производства, в том
числе производства, на котором они работают.
Педагогические советы школ с разрешения
министерств просвещения автономных республик, краевых, областных отделов
народного образования могут вносить изменения в программы учебных предметов,
необходимые для понимания данного производства, сохраняя при этом общий уровень
знаний, предусмотренных программой средней школы.
13. Профессиональная подготовка учащихся
в средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным
обучением осуществляется путем теоретического и практического производственного
обучения, направленного на приобретение учащимися прочных знаний и навыков по
избранной ими специальности.
После окончания первоначальной
профессиональной подготовки учащимся присваивается в установленном порядке, при
участии школы, квалификация, соответствующий тарифный разряд или класс, и после
этого учащиеся могут быть допущены к самостоятельной работе согласно полученной
квалификации. Заработная плата или трудодни таким учащимся начисляются по
установленным ставкам и нормам в зависимости от выработанной продукции. В
дальнейшем по мере совершенствования профессиональной подготовки и повышения
производительности труда эти разряды или классы квалификационными комиссиями
пересматриваются и окончательно устанавливаются при выпуске учащихся из школы.
В процессе производственного обучения и
производительного труда у учащихся воспитываются качества, необходимые в
современном социалистическом производстве: высокая культура труда и
сознательная трудовая дисциплина, творческий подход к делу, стремление к
неуклонному росту количественных и качественных показателей, умение трудиться в
коллективе и добиваться поставленной цели.
14. Методы обучения, применяемые в
средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным
обучением, должны способствовать сознательному и прочному усвоению основ наук,
развитию самодеятельности, инициативы учащихся; приучать школьников к
самостоятельному теоретическому и практическому решению разнообразных задач,
систематическим наблюдениям, проведению опытов в лабораториях, в природе и на
производстве; умению пользоваться счетными и измерительными приборами,
справочниками, словарями, таблицами, каталогами.
Особое внимание должно обращаться также
на применение наглядности в обучении, широкое использование кино, телевидения.
Урок в классе является основной формой
организации учебной работы по изучению основ наук. Наряду с этим, широко
проводятся экскурсии, занятия в мастерских, лабораториях, связанные с
техническим изобретательством, созданием новых приборов, моделей и технических
устройств, а также сельскохозяйственное опытничество. В профессиональной
подготовке применяются методы группового и индивидуального обучения.
Знания, умения и навыки учащихся
систематически проверяются путем устного опроса, проведения письменных и
лабораторных работ, а также в форме индивидуальных зачетов по законченным
разделам и темам программ и оцениваются по пятибалльной системе.
15. Воспитание учащихся в средней
общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением
осуществляется в процессе изучения основ наук, производительного и общественно
полезного труда и проведения внеклассных мероприятий, а также в работе
комсомольской и ученической организаций. Учащимся прививается любовь к знаниям,
к труду, уважение к людям труда, у них формируется коммунистическое
мировоззрение; школьники воспитываются в духе коллективизма, коммунистической
морали, беззаветной преданности Родине и народу, в духе пролетарского
интернационализма.
Эстетическое воспитание учащихся в IX -
XI классах проводится на уроках литературы и других учебных предметов, а также
путем организации факультативных курсов по разным видам искусства и во
внеклассной работе и должно быть направлено на развитие у молодежи хорошего
художественного вкуса, чувства прекрасного, на воспитание культуры поведения.
Физическое воспитание осуществляется на
уроках физической культуры, во внеклассной физкультурной работе, а также путем
правильной организации труда и отдыха учащихся.
В школе практикуются такие формы работы,
как туристические и краеведческие походы. Учащиеся вовлекаются в массовые
мероприятия и в работу секций добровольных спортивных обществ.
16. Перевод учащихся из класса в класс в
средних общеобразовательных трудовых политехнических школах с производственным
обучением производится на основании годовых отметок по всем предметам и оценок
производственной практики. По окончании учащимися XI класса проводятся
выпускные экзамены в соответствии с Инструкцией Министерства просвещения РСФСР.
Лица, выдержавшие выпускные экзамены и выполнившие квалификационную пробную
работу, получают соответственно аттестат установленного образца об окончании
средней школы и свидетельство о присвоении квалификации по избранной ими
профессии.
17. Советы Министров автономных
республик, исполнительные комитеты краевых, областных, городских и районных
Советов депутатов трудящихся обеспечивают окончившим среднюю
общеобразовательную трудовую политехническую школу с производственным обучением
работу в той или иной области народного хозяйства или культуры в соответствии с
полученной ими квалификацией.
V. Педагогический
персонал и другие работники школы
18. Штат работников средней общеобразовательной
трудовой политехнической школы с производственным обучением (административный,
педагогический, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал) определяется
штатным расписанием в установленном порядке.
19. Среднюю общеобразовательную трудовую
политехническую школу с производственным обучением возглавляет директор,
отвечающий за состояние и работу школы.
Директор средней школы назначается
министерством просвещения автономной республики, краевым, областным отделом
народного образования из числа лучших учителей, обладающих организаторскими
способностями, имеющих высшее педагогическое образование и стаж педагогической
работы не менее 3 лет.
Директор осуществляет руководство школой.
Он обеспечивает правильную расстановку педагогических кадров и комплектование
школы учащимися; принимает меры к созданию необходимых материальных условий для
работы школы; отвечает за организацию воспитательной работы школы,
общеобразовательную, политехническую и профессиональную подготовку учащихся, за
выполнение учебных планов и программ, соблюдение правил охраны труда и техники
безопасности; осуществляет руководство коллективом учителей, повышением их
квалификации; направляет деятельность коллектива учащихся и работу ученических
организаций, всячески содействуя развитию их инициативы и творчества; применяет
меры воздействия к нарушителям трудовой дисциплины; совместно с общественными
организациями школы представляет работников к поощрениям.
Директор руководит школой на основе
сочетания единоначалия с коллегиальностью, опираясь на педагогический совет, на
партийную, комсомольскую и профсоюзную организации школы; организует в помощь
школе родителей учащихся, привлекает к учебно-воспитательной работе
общественность предприятий, колхозов, совхозов, ремонтно-технических станций, в
которых учащиеся занимаются производительным трудом.
20. Заведующий учебной частью школы
назначается районным (городским) отделом народного образования из числа
учителей, имеющих высшее педагогическое образование и проявивших себя хорошими
организаторами-методистами.
Заведующий учебной частью отвечает за
организацию и постановку учебно-воспитательной и методической работы школы,
работы учителей и классных руководителей.
21. Заведующий учебной частью по
производственному обучению назначается районным (городским) отделом народного
образования из лиц, имеющих высшее специальное образование и опыт работы на
производстве. Он отвечает за правильную организацию и проведение
производственного обучения и производительного труда учащихся.
22. Заведующий учебно-производственными
мастерскими и заведующий учебно-опытным хозяйством назначаются районным
(городским) отделом народного образования из лиц, имеющих высшее или среднее
специальное образование и опыт работы на производстве. Они обеспечивают
правильную постановку работы в учебно-производственных мастерских, в
учебно-опытном хозяйстве, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности
и несут ответственность за сохранность вверенных им материальных ценностей.
23. Помощник директора школы по
хозяйственной части (или заведующий хозяйством) назначается директором школы и
несет ответственность за состояние хозяйства школы, за обеспечение школы
хозяйственным и учебным оборудованием, сохранность имущества школы, нормальную
эксплуатацию школьных помещений, содержание их в надлежащем санитарном и
противопожарном состоянии.
24. Учителя IX - XI классов школ
назначаются районным (городским) отделом народного образования из числа лиц,
имеющих высшее образование.
Учителя отвечают за воспитание и обучение
учащихся в соответствии с требованиями советской школы, за выполнение учебного
плана и программ, за применение наиболее рациональных методов учебной работы,
за уровень знаний и навыков учащихся, их правильную оценку, перевод учащихся в
следующий класс и выпуск их из школы. Учителя обязаны сочетать уважение и
внимание к учащимся с разумной требовательностью к ним, учитывая их возрастные
особенности.
Учителя должны постоянно повышать свой
идейно-политический уровень, теоретическую и профессиональную подготовку.
25. Мастера производственного обучения
учебно-производственных мастерских назначаются районным (городским) отделом
народного образования из лиц, имеющих необходимую специальную подготовку и
производственный опыт.
Мастер отвечает за производственное
обучение, организацию производительного труда прикрепленных к нему учащихся и
за соблюдение в процессе занятий с ними правил охраны труда и техники
безопасности.
26. Классные руководители назначаются
директором школы из числа учителей данного класса. В их обязанности входит:
осуществление общего педагогического руководства классом, сплочение учащихся в
дружный работоспособный и дисциплинированный коллектив, изучение индивидуальных
особенностей учащихся и содействие развитию их активности, самостоятельности,
ответственного отношения к учению, трудолюбия, их индивидуальных способностей и
интересов, оказание помощи в рациональной организации учебного и общественно
полезного труда учащихся.
Эти обязанности классный руководитель
осуществляет, опираясь на школьную комсомольскую организацию, поддерживая
постоянные связи с учителями, родителями, с общественными организациями и
учреждениями, где работают родители, с производством, где осуществляется
общественно полезный труд учащихся.
27. Библиотекарь школы назначается
директором школы из лиц, имеющих образование не ниже среднего.
Библиотекарь совместно с учителями
руководит внеклассным чтением учащихся, обеспечивает пополнение библиотеки
книгами и несет ответственность за сохранность вверенного ему книжного фонда.
28. Директор школы возлагает заведование
учебными кабинетами на учителей соответствующей специальности. Заведующие
учебными кабинетами в соответствии со сметными ассигнованиями обеспечивают их
оборудованием, необходимым для выполнения предусмотренных учебными программами
лабораторных и практических работ, и несут ответственность за сохранность
вверенных им материальных ценностей.
Лаборанты учебных кабинетов назначаются
директором школы и работают под руководством заведующих соответствующими
учебными кабинетами.
29. Медицинское обслуживание школ
осуществляется районным (городским) отделом здравоохранения.
Медицинские работники, обслуживающие
школы, проводят в них санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические
мероприятия, содействующие сохранению здоровья, физическому развитию, успешному
обучению и воспитанию учащихся. В своей работе они руководствуются указаниями
Министерства здравоохранения РСФСР и Министерства просвещения РСФСР.
VI. Педагогический
совет школы
30. Для обсуждения и решения основных
вопросов обучения и воспитания учащихся в средней общеобразовательной трудовой
политехнической школе с производственным обучением организуется педагогический
совет.
В состав педагогического совета входят:
директор школы (председатель), заведующий учебной частью, заведующий учебной
частью по производственному обучению, заведующий учебно-производственными
мастерскими, заведующий учебно-опытным хозяйством, учителя школы, старший
пионервожатый, мастера производственного обучения, библиотекарь, школьный врач,
представитель предприятия или колхоза, председатель родительского комитета.
На заседания педагогического совета, как
правило, приглашаются секретарь комитета ВЛКСМ школы и председатель
ученического комитета.
Педагогический совет рассматривает
вопросы связи обучения с жизнью и производством, повышения уровня общего и
политехнического образования и профессиональной подготовки учащихся,
совершенствования методов обучения и воспитания, опыт лучших учителей и других
школ; утверждает планы работы школы, отчеты директора и заведующего учебной
частью об итогах учебно-воспитательной работы; решает вопросы перевода из
класса в класс и выпуска учащихся; заслушивает отчеты преподавателей о
выполнении программ, классных руководителей - о состоянии учебной и воспитательной
работы и дисциплины учащихся, школьного врача - о состоянии здоровья учащихся и
мероприятиях по его укреплению и другие вопросы.
Педагогический совет школы работает на
основании положения, утверждаемого Министерством просвещения РСФСР.
VII. Родительский
комитет школы
31. В целях обеспечения постоянной и
тесной связи с родителями учащихся в школе создается родительский комитет,
избираемый на общем собрании родителей. Председатель родительского комитета
выбирается из состава его членов.
Родительский комитет привлекает родителей
к активному участию в жизни школы, оказывает помощь в учебно-воспитательной
работе, в организации производственного обучения, производительного и
общественно полезного труда учащихся и внеклассной работы, в осуществлении
мероприятий по укреплению хозяйственной и учебно-материальной базы школы, в
проведении самообслуживания учащихся и оздоровительной работы среди них.
Участие родителей в работе школы
определяется положением о работе родительского комитета, утверждаемым
Министерством просвещения РСФСР.
VIII. Учащиеся
32. В среднюю общеобразовательную
трудовую политехническую школу с производственным обучением (в IX класс)
принимаются без экзамена лица, окончившие восьмилетнюю школу и изъявившие
желание получить вместе со средним образованием определенную профессию, по
которой проводится подготовка в данной школе.
33. Прием заявлений от лиц, поступающих в
IX класс средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с
производственным обучением, и их зачисление в число учащихся проводится с 1
июля по 25 августа. Поступающие представляют заявление, свидетельство об
окончании восьмилетней школы и медицинскую справку о пригодности по состоянию
здоровья к работе по данной специальности.
34. Учащиеся обязаны быть дисциплинированными,
соблюдать правила внутреннего распорядка и техники безопасности на
производстве, соблюдать нормы культурного поведения в школе, на производстве, в
семье, на улице и в общественных местах.
В школе применяются меры поощрения и
наказания учащихся, предусмотренные соответствующими правилами, утверждаемыми
Министерством просвещения РСФСР.
За особые проступки (проявление
хулиганства, оскорбление педагогического персонала, упорное неподчинение
указаниям учителей и распоряжениям администрации школы и предприятия) учащийся
решением педагогического совета исключается из школы. Решение педагогического
совета об исключении учащегося из школы подлежит утверждению районным
(городским) отделом народного образования, который вместе с родителями
принимает меры к его трудоустройству.
35. Для объединения учащихся в дружный и
работоспособный коллектив, помогающий администрации и учителям в осуществлении
задач коммунистического воспитания учащихся в школе, создается ученический
комитет (старостат), избираемый общим собранием учащихся. Ученический комитет
(старостат) работает в соответствии с положением об ученических организациях,
утверждаемым Министерством просвещения РСФСР.
36. В средней общеобразовательной
трудовой политехнической школе с производственным обучением создается
комсомольская организация.
37. Участие коллектива учащихся в
различных видах общественно полезной, культурно-массовой,
физкультурно-спортивной работы, организованной в школе и на производстве, а
также в проводимых в стране общественно-политических кампаниях осуществляется
под руководством директора школы и учителей на основе развития творческой
инициативы и самодеятельности учащихся, широкого применения метода
социалистического соревнования.
Одним из видов общественно полезной
деятельности учащихся, имеющей большое значение для трудового воспитания
молодежи и развития у нее трудовых навыков, необходимых в жизни, является
самообслуживание. Оно организуется школой без ущерба для учебной работы
учащихся, в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими
требованиями, с соблюдением необходимых мер предосторожности и не должно
создавать перегрузки учащихся.
IX.
Учебно-материальная база
38. В средних общеобразовательных
трудовых политехнических школах с производственным обучением организуются
следующие кабинеты: физики и электротехники, химии, биологии, черчения, основ
промышленного производства (в городской школе) и основ сельскохозяйственного
производства (в сельской школе), а также в необходимых случаях -
учебно-производственные мастерские в соответствии с производственным профилем
школы. Кроме того, в школе выделяется специальное помещение для занятий по
домоводству.
Все кабинеты должны быть оборудованы в
соответствии с нормативами, утвержденными в установленном порядке.
Школа должна иметь актовый и
физкультурный залы, спортплощадку, библиотеку с читальным залом, столовую и
другие помещения.
39. Школьные и межшкольные
учебно-производственные мастерские создаются по постановлениям Советов
Министров автономных республик, решениям исполнительных комитетов краевых,
областных Советов депутатов трудящихся в тех случаях, когда школа не имеет
возможности организовать производственное обучение и производительный труд
учащихся IX - XI классов на предприятиях. Они финансируются за счет специальных
средств или находятся на хозрасчете и должны быть оснащены оборудованием,
необходимым для организации производительного труда.
X. Финансирование и
отчетность школы
40. Средние общеобразовательные трудовые
политехнические школы с производственным обучением финансируются за счет
средств районных, городских и поселковых бюджетов в соответствии с
утвержденными сметами.
41. Средние общеобразовательные трудовые
политехнические школы с производственным обучением ведут делопроизводство по
установленной форме, архив, финансовую и статистическую отчетность и
отчитываются о работе перед районным (городским) отделом народного образования.
42. Средняя общеобразовательная трудовая
политехническая школа с производственным обучением пользуется правами
юридического лица и имеет свою печать установленного Министерством просвещения
РСФСР образца.
* * *
43. I - VIII классы средней
общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением
работают на основании Положения о восьмилетней школе.
Утверждено
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 29 декабря 1959 г. N 2027
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВЕЧЕРНЕЙ (СМЕННОЙ) СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
I. Цели и задачи
школы
1. Вечерняя (сменная) средняя
общеобразовательная школа призвана давать лицам, окончившим восьмилетнюю школу
и работающим в различных отраслях народного хозяйства и культуры, полное
среднее образование и повышать их профессиональную квалификацию.
Обучение в вечерней (сменной) средней
общеобразовательной школе осуществляется без отрыва от производства. В
зависимости от конкретных условий работы учащихся на производстве (сменность,
сезонный характер работы и т.д.) учебные занятия в этой школе могут проводиться
как в вечернее, так и в дневное время (сменная школа) или могут быть
сосредоточены в период, свободный от работы на производстве (сезонная школа в
сельской местности, на предприятиях речного флота и в других отраслях
хозяйства).
Изучение общеобразовательных,
политехнических и специальных предметов в вечерних (сменных) средних
общеобразовательных школах должно опираться на производственный опыт учащихся и
способствовать их культурному росту, повышению производственной квалификации и
общественно-политической активности.
II. Порядок
организации и структура школы
2. Вечерние (сменные) средние
общеобразовательные школы открываются в городах, рабочих поселках и в сельской
местности по постановлениям Советов Министров автономных республик, решениям
исполнительных комитетов краевых, областных, Московского и Ленинградского
городских Советов депутатов трудящихся в пределах установленного автономной
республике, краю, области, городу плана по контингентам учащихся.
Вечерние (сменные) средние
общеобразовательные школы находятся в ведении районных (городских) отделов
народного образования.
3. При наличии достаточного количества
учащихся вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы могут
организовываться при промышленных и транспортных предприятиях, стройках, совхозах,
ремонтно-технических станциях, колхозах. Они могут создаваться также для
обучения молодежи ряда предприятий, учреждений, колхозов, совхозов; в этих
случаях район обслуживания каждой вечерней (сменной) средней школы
устанавливается районным (городским) отделом народного образования.
4. Вечерние (сменные) средние
общеобразовательные школы имеют IX, X и XI классы. Срок обучения в них 3 года.
Для работающей молодежи, не имеющей
восьмилетнего образования, эти школы могут иметь все классы, начиная с третьего.
Третьи - восьмые классы могут открываться
также и при восьмилетней школе.
Третьи - пятые классы открываются при
наличии 25 учащихся в классе, а девятые классы при наличии 20 учащихся в
классе.
В отдельных исключительных случаях
открытие девятых классов в сельской местности может производиться при наличии
15 учащихся.
5. Вечерние (сменные) средние
общеобразовательные школы открываются при наличии не менее трех классов.
При недостатке контингентов учащихся для
открытия отдельной самостоятельной вечерней (сменной) средней
общеобразовательной школы могут создаваться для обучения работающей молодежи
без отрыва от производства отдельные классы при средних общеобразовательных
трудовых политехнических школах с производственным обучением.
6. В случае необходимости, для
предоставления возможности получить среднее образование лицам, которые не могут
посещать занятия, создаются заочные отделения при вечерних (сменных) средних
общеобразовательных школах.
Заочные отделения при вечерних (сменных)
средних общеобразовательных школах открываются по постановлениям Советов
Министров автономных республик и решениям исполнительных комитетов краевых,
областных, Московского и Ленинградского городских Советов депутатов трудящихся
при наличии не менее 100 заочников.
Вечерние (сменные) средние
общеобразовательные школы, имеющие заочные отделения, организуют на территории
обслуживаемого района учебно-консультационные пункты для учащихся при наличии
не менее 60 заочников. При меньшем количестве заочников они прикрепляются к
ближайшей вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе или средней
общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением
для получения консультационной помощи и сдачи зачетов.
Консультационные пункты работают в
соответствии с положением о них, утверждаемым Министерством просвещения РСФСР.
III. Производство и
школа
7. Руководители предприятий, строек,
совхозов, ремонтно-технических станций, учреждений обязаны создавать вечерним
(сменным) средним общеобразовательным школам и учащимся этих школ необходимые
условия для их успешной работы:
а) обеспечивать в необходимых случаях
школы помещениями, пригодными для учебных целей, оборудованием, отоплением,
производить текущий и капитальный ремонт учебных зданий, выделять
инженерно-технический и агрономический персонал для преподавания в школах
специальных дисциплин, изучение которых способствует повышению профессиональной
квалификации учащихся;
б) совместно с органами народного образования
составлять перспективные планы охвата обучением молодежи, нуждающейся в
завершении среднего образования, организовывать разъяснительную работу среди
этой молодежи по вовлечению ее в вечерние (сменные) средние общеобразовательные
школы и создавать ей условия для бесперебойного посещения учебных занятий.
Колхозам также рекомендуется создавать
колхозной молодежи необходимые условия для обучения в вечерних (сменных)
средних общеобразовательных школах без отрыва от производства.
8. Для оказания систематической помощи
педагогическим коллективам вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ
в организации обучения молодежи без отрыва от производства при районном
(городском) отделе народного образования создается постоянная комиссия
содействия, в состав которой входят директора школ и представители
администрации, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций предприятий,
учреждений, совхозов, ремонтно-технических станций и колхозов. Комиссия
содействия работает под руководством заведующего районным (городским) отделом
народного образования.
В тех случаях, когда в вечерней (сменной)
средней общеобразовательной школе обучаются рабочие и служащие одного
предприятия, комиссия содействия может быть создана при данном предприятии.
Такая комиссия работает под руководством директора этого предприятия или лица,
им выделенного.
9. Для успешно обучающихся учащихся IX -
XI классов вечерних (сменных, сезонных) и заочных средних общеобразовательных
школ устанавливается в период учебного года сокращенная рабочая неделя или
сокращенный рабочий день с сохранением за время освобождения от работы 50
процентов средней заработной платы по основному месту работы, но не ниже
установленного минимального размера заработной платы.
Предоставление сокращенной рабочей недели
или сокращенного рабочего дня учащимся вечерних (сменных, сезонных) и заочных
средних общеобразовательных школ, а также дополнительного отпуска на период
выпускных экзаменов в XI классе продолжительностью 20 рабочих дней, с
сохранением заработной платы по основному месту работы из расчета тарифной
ставки или оклада, производится в соответствии с Постановлением Совета
Министров СССР от 5 ноября 1959 г. N 1233.
10. Педагогическим советам вечерних
(сменных) средних общеобразовательных школ предоставляется право, при наличии
уважительных причин, изменять сроки сдачи экзаменов отдельным учащимся.
11. Директора и учителя вечерних
(сменных) средних общеобразовательных школ поддерживают постоянную связь с
предприятиями, учреждениями, совхозами и колхозами, где работают их учащиеся,
знакомятся с условиями работы учащейся молодежи, принимают активное участие в
проведении культурно-просветительной и другой массовой работы среди рабочих,
служащих и колхозников.
IV.
Учебно-воспитательная работа
12. Обучение в вечерних (сменных) средних
общеобразовательных школах осуществляется в соответствии с учебными планами и
программами, утверждаемыми Министерством просвещения РСФСР. Министерствам
просвещения автономных республик, краевым, областным отделам народного
образования предоставляется право по согласованию с Министерством просвещения
РСФСР вносить изменения в учебные планы и программы вечерней (сменной) средней
общеобразовательной школы с учетом местных особенностей и в пределах количества
часов, установленного учебным планом для каждого класса, не допуская снижения
уровня знаний.
Примечание. Программы по родному языку и
родной литературе для национальных вечерних (сменных) средних
общеобразовательных школ утверждаются министерствами просвещения автономных
республик.
13. Продолжительность учебного года в
вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах устанавливается в 36
недель.
Учебный год в вечерних (сменных) средних
общеобразовательных школах начинается 1 сентября и заканчивается в III - VII,
IX и X классах 25 мая, в VIII классе - 10 июня, в XI классе - 20 июня.
Сроки начала и окончания учебного года в
сезонных средних общеобразовательных школах определяются министерствами
просвещения автономных республик, краевыми, областными отделами народного
образования в зависимости от конкретных условий работы учащихся на
производстве, при сохранении установленной продолжительности учебного года.
Учебный год в вечерних (сменных) средних
общеобразовательных школах делится на два полугодия, зимние каникулы
устанавливаются продолжительностью в 10 дней.
Продолжительность уроков во всех классах
- 45 минут. Перерывы между уроками устанавливаются по 10 минут, кроме большой
перемены после второго или третьего урока, продолжительность которой должна
быть не менее 20 минут.
14. В вечерних (сменных) средних
общеобразовательных школах обучаются лица, работающие в разных отраслях
народного хозяйства и культуры. Учебно-воспитательная работа в этих школах
должна организовываться таким образом, чтобы она опиралась на производственный
опыт учащихся и способствовала повышению их производственной квалификации,
общественно-политической активности и культурному росту.
Изучение в вечерней (сменной) средней
школе таких учебных предметов, как физика, математика, химия, биология,
черчение, должно помогать учащимся глубже понять естественнонаучные основы
техники и технологии, прежде всего, своего производства и применять полученные
ими знания на практике.
15. Для повышения профессиональной
квалификации учащихся учебными планами вечерних (сменных) средних
общеобразовательных школ предусматривается изучение в факультативном порядке
общетехнических и технологических вопросов или вопросов сельскохозяйственного
производства, характерных для данного предприятия, совхоза, колхоза или группы
предприятий, обслуживаемых той или иной школой.
16. Вечерняя (сменная) средняя
общеобразовательная школа должна формировать у учащихся коммунистическое
мировоззрение, воспитывать их в духе коллективизма, коммунистической морали,
беззаветной преданности Родине и народу, в духе пролетарского
интернационализма, прививать им коммунистическое отношение к труду, к своим
обязанностям.
Школа должна вовлекать учащихся в
активную общественно-политическую, культурную и спортивную работу, проводимую
на предприятиях, в колхозах, в учреждениях, а также организовывать для учащихся
лекции и доклады по различным вопросам науки, техники, культуры, искусства,
привлекать их в число активных читателей книг в библиотеках.
17. В вечерних (сменных) средних
общеобразовательных школах применяются разнообразные методы учебной работы с
учетом жизненного и производственного опыта учащихся, что будет способствовать
сознательному и прочному усвоению учащимися знаний, развитию их познавательных
способностей и активной деятельности, выработке у них навыков самообразования и
умения применять полученные знания на производстве. В соответствии с этим
значительное место должно отводиться вводным и обзорным лекциям, практическим
занятиям в учебных кабинетах и лабораториях. Помимо уроков, необходимо
систематически проводить групповые и индивидуальные консультации для учащихся,
использовать такие формы учебно-воспитательной работы, как экскурсии и
конференции.
Знания, умения и навыки учащихся в
вечерних (сменных) средних общеобразовательных школах систематически
проверяются путем устного опроса, проведения классных письменных и лабораторных
работ, а также в форме индивидуальных зачетов по пройденным разделам программы
и оцениваются по пятибалльной системе.
18. Перевод учащихся в следующий класс,
экзамены в восьмом и одиннадцатом классах вечерних (сменных) средних
общеобразовательных школ проводятся в соответствии с инструкцией, утверждаемой
Министерством просвещения РСФСР.
19. Лица, окончившие очно или заочно
восьмой класс вечерней (сменной) средней общеобразовательной школы, получают
свидетельство, дающее им право на поступление в средние специальные учебные
заведения или на продолжение образования в средней общеобразовательной школе, а
окончившие одиннадцатый класс получают аттестат о среднем образовании, дающий
право на поступление в высшие учебные заведения.
V. Педагогический
персонал и другие работники школы
20. Штат работников вечерней (сменной)
средней общеобразовательной школы (административный, педагогический,
учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал) определяется в установленном
порядке штатным расписанием.
21. Вечернюю (сменную) среднюю
общеобразовательную школу возглавляет директор, назначаемый министерством
просвещения автономной республики, краевым, областным отделом народного
образования из лиц, обладающих организаторскими способностями, имеющих высшее
педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее 3 лет.
Директор осуществляет руководство школой.
Он несет ответственность за выполнение плана по контингентам учащихся, учебного
плана и программ, за постановку учебно-воспитательной работы школы;
обеспечивает нормальные материальные условия для работы школы; принимает меры к
правильному комплектованию школы педагогическими кадрами; руководит коллективом
учителей, содействует развитию их творческой инициативы и повышению
педагогической квалификации; направляет деятельность коллектива учащихся.
Директор руководит школой на основе
сочетания единоначалия с коллегиальностью, ведет свою работу в тесном контакте
с администрацией, партийными, профсоюзными и комсомольскими организациями
предприятий, учреждений, совхозов, колхозов, обслуживаемых школой.
22. Заведующий учебной частью вечерней
(сменной) средней общеобразовательной школы и заведующий заочным отделением при
вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе назначаются районным
(городским) отделом народного образования из лиц, имеющих высшее педагогическое
образование и проявивших себя хорошими организаторами и методистами.
Заведующий учебной частью отвечает за
состояние учебной, воспитательной и методической работы школы и осуществляет
контроль и руководство работой учителей.
23. Заведующий заочным отделением отвечает
за организацию и состояние всей учебно-воспитательной работы заочного отделения
и его учебно-консультационных пунктов, осуществляет непосредственный контроль
за выполнением учебного плана и программ, проверяет работу учителей и качество
знаний учащихся, изучает и внедряет положительный опыт заочного обучения,
составляет расписание учебных занятий.
24. Методист заочного отделения при
вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе назначается районным
(городским) отделом народного образования из числа учителей, имеющих высшее
педагогическое образование.
Методист организует и контролирует
учебно-воспитательную и методическую работу на учебно-консультационных пунктах
и работу с учащимися, прикрепленными к восьмилетним и средним школам для
получения консультаций и сдачи зачетов в индивидуальном порядке, оказывает
методическую помощь заведующим учебно-консультационными пунктами и отдельным
учителям.
25. Учителя вечерних (сменных) средних
общеобразовательных школ назначаются районным (городским) отделом народного
образования из лиц, имеющих среднее педагогическое образование - для III - IV
классов и высшее педагогическое образование - для V - XI классов.
Учитель несет ответственность за качество
обучения и воспитания учащихся, за выполнение учебного плана и программ по
своему предмету.
Учитывая особенности вечерних (сменных)
средних общеобразовательных школ, учитель применяет наиболее рациональные
методы обучения, осуществляя обучение и воспитание учащихся в тесном контакте с
общественными организациями предприятий, совхозов, колхозов, учреждений, где
работают учащиеся.
Чтобы обеспечить успешное выполнение
своих обязанностей, учителя должны систематически повышать свой
идейно-политический уровень и знать окружающее школу производство.
26. В каждый класс вечерней (сменной)
средней общеобразовательной школы, начиная с пятого, директор школы назначает
классного руководителя из числа учителей. Обязанности классного руководителя
определяются положением о классном руководителе вечерней (сменной) средней
общеобразовательной школы, утверждаемым Министерством просвещения РСФСР.
27. Помощник директора по хозяйственной
части (заведующий хозяйством) назначается директором школы и несет
ответственность за состояние хозяйства школы, материальное обеспечение учебного
процесса, сохранность имущества школы, нормальную эксплуатацию школьных
помещений, содержание их в необходимом санитарном и противопожарном состоянии.
28. Директор школы возлагает заведование
учебными кабинетами на учителей соответствующей специальности.
Заведующие учебными кабинетами
обеспечивают их оборудованием, необходимым для выполнения предусмотренных
учебными программами лабораторных и практических работ, и несут ответственность
за сохранность вверенных им материальных ценностей.
29. Библиотекарь школы назначается
директором школы. Библиотекарь ведет с помощью учителей работу по организации
внеклассного чтения учащихся, обеспечивает пополнение библиотеки книгами и
несет ответственность за сохранность книжного фонда.
30. Директор вечерней (сменной) средней
общеобразовательной школы, имеющей заочное отделение, назначает заведующих
учебно-консультационными пунктами в соответствии со штатным расписанием.
VI. Педагогический
совет
31. Для обсуждения и решения основных
вопросов учебно-воспитательной работы в вечерней (сменной) средней
общеобразовательной школе организуется педагогический совет.
В состав педагогического совета входят:
директор школы (председатель), заведующий учебной частью, учителя,
библиотекарь, представитель старостата, а также представители от общественных
организаций предприятий, колхозов, совхозов и учреждений, обслуживаемых школой.
В школах, имеющих заочные отделения, в
состав педагогического совета входят, кроме того, заведующий заочным
отделением, методисты и заведующие учебно-консультационными пунктами.
Педагогический совет рассматривает
вопросы связи школы с жизнью, с производством, меры по повышению качества
обучения и воспитания учащихся, повышению их производственной квалификации,
обобщению и внедрению лучшего педагогического опыта; обсуждает и утверждает
планы работы школы, отчеты директора или заведующего учебной частью об итогах
учебно-воспитательной работы, отчеты учителей о выполнении программ, состоянии
успеваемости и дисциплины учащихся, решает вопросы перевода из класса в класс и
выпуска учащихся.
Педагогический совет школы работает на
основании положения, утверждаемого Министерством просвещения РСФСР.
VII. Учащиеся
32. В IX класс вечерних (сменных) средних
общеобразовательных школ принимаются лица, окончившие восьмилетнюю школу, а в X
и XI классы - окончившие соответственно IX и X класс средней школы и работающие
на производстве или в учреждениях.
В III, IV, V, VI, VII и VIII классы
принимаются лица, имеющие документ о соответствующем образовании и работающие на
производстве или в учреждениях.
Все поступающие в вечерние (сменные)
средние общеобразовательные школы предъявляют документ об образовании и справку
с места работы.
В случае отсутствия документа об
образовании зачисление поступающих в соответствующий класс производится после
предварительной проверки их знаний по русскому (родному) языку и математике.
33. Прием заявлений от лиц, поступающих в
вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы, и их зачисление в число
учащихся производится с 15 мая по 25 августа.
34. Учащиеся вечерних (сменных) средних
общеобразовательных школ обязаны аккуратно посещать учебные занятия, прилежно и
настойчиво овладевать знаниями, выполнять требования администрации и учителей
школы, строго соблюдать правила социалистического общежития и быть примерными в
работе на производстве.
Учащиеся, систематически пропускающие
занятия без уважительных причин, нерадиво относящиеся к учению, по решению
педагогического совета школы отчисляются из школы с уведомлением об этом
администрации и общественных организаций тех предприятий, учреждений, совхозов,
колхозов, где они работают.
35. В связи с тем, что учащиеся вечерних
(сменных) средних общеобразовательных школ состоят на учете в партийных,
профсоюзных и комсомольских организациях предприятий, учреждений, совхозов и
колхозов по месту работы, указанные организации в этих школах не создаются.
36. В вечерней (сменной) средней
общеобразовательной школе в целях объединения учащихся в дружный
работоспособный коллектив и направления его деятельности на улучшение работы
школы создается старостат, в который входят учащиеся - представители от каждого
класса.
VIII.
Учебно-материальная база школы
37. Вечерние (сменные) средние
общеобразовательные школы размещаются в учебных зданиях, отвечающих требованиям
учебных заведений.
При отсутствии специальных учебных зданий
эти школы размещаются в помещениях, выделяемых исполнительными комитетами
районных (городских), сельских (поселковых) Советов депутатов трудящихся, предприятиями,
совхозами и колхозами, при условии пригодности их для учебных целей. Вечерние
(сменные) школы могут размещаться и в зданиях восьмилетних или средних
общеобразовательных трудовых политехнических школ с производственным обучением.
38. Для проведения теоретических занятий
и практических работ учащихся в вечерних (сменных) средних общеобразовательных
школах, если они размещены в отдельных зданиях, создаются кабинеты физики,
химии и черчения, а также кабинет основ промышленного производства в городских
школах и кабинет основ сельского хозяйства в сельских школах.
Вечерние (сменные) средние
общеобразовательные школы имеют по всем учебным предметам необходимое
оборудование и материалы, предусмотренные нормативами, утвержденными в
установленном порядке.
IX. Финансирование
и отчетность школы
39. Вечерние (сменные) средние
общеобразовательные школы и заочные отделения финансируются за счет средств
городских, районных и поселковых бюджетов в соответствии с утвержденными
сметами.
40. Вечерние (сменные) средние
общеобразовательные школы ведут делопроизводство по установленной форме, архив,
финансовую и статистическую отчетность и периодически отчитываются о своей
работе перед районным (городским), краевым, областным отделом народного
образования, министерством просвещения автономной республики по подчиненности.
41. Вечерние (сменные) средние
общеобразовательные школы пользуются правами юридического лица и имеют печать
установленного Министерством просвещения РСФСР образца.