СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 1961 г. N 727
О МЕРАХ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ФАКТОВ ОБМАНА ГОСУДАРСТВА
И ПО УСИЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА ДОСТОВЕРНОСТЬЮ
ОТЧЕТОВ
О ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Совет Министров РСФСР отмечает, что
указанные в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 мая 1961 г. N
440 антигосударственные действия отдельных руководителей колхозов, совхозов,
заготовительных организаций, выражающиеся в приписках, прямом подлоге и других
искажениях в государственной отчетности по сельскому хозяйству и заготовкам,
имели место и в РСФСР. Приписки и другие факты обмана государства имели место
также в промышленности, строительстве, в органах снабжения, в торговле и других
отраслях хозяйства РСФСР.
Отдельные руководители колхозов,
совхозов, заготовительных организаций, промышленных предприятий, строительных
организаций, органов снабжения и торговли в целях прикрытия бездеятельности и
сокрытия от партии и народа последствий своей неудовлетворительной работы
приукрашивали в карьеристских целях действительное положение с выполнением
планов и обязательств, встали на преступный путь обмана государства, прибегая к
припискам и очковтирательству.
Так, например, работники Верховинской конторы "Заготскот"
Кировской области в марте 1961 г. выписали трем колхозам Верховинского
района квитанции на принятый от них скот весом 182 центнера, который в
действительности государству не сдавался. Эти бестоварные квитанции были
включены в отчетность о выполнении плана государственных закупок мяса, что дало
возможность руководителям Верховинского района
показать выполнение плана по закупкам мяса на 105,3%, при фактическом
выполнении - на 93,3%.
Старо-Юрьевская контора "Заготскот" Тамбовского совнархоза в марте 1961 г.
выписала совхозу имени Ленина Тамбовской области бестоварные квитанции на 108
центнеров скота. Путем такого обмана руководители совхоза отчитались
о выполнении плана сдачи скота, хотя фактически скот государству не
сдавался.
Руководители Тульского завода
железнодорожного машиностроения Тульского совнархоза в отчетные данные о
выполнении плана за январь 1961 г. приписали фактически не произведенную
продукцию на 411 тыс. рублей, или на 17% к плану.
В строительном тресте N 116 Марийского
совнархоза в марте 1961 г. в отчетные данные о выполнении плана по вводу в
действие жилой площади было приписано 1698 кв. метров не законченного
строительством жилья.
Позорные явления обмана государства стали
возможными потому, что некоторые советские и хозяйственные органы на местах не
вели должной борьбы с этими явлениями, не обеспечили развертывания самокритики
и критики имеющихся недостатков в работе и не давали им острую политическую
оценку. Отдельные руководители этих органов не только не реагировали на критические
сигналы со стороны общественности, зажимая тем самым критику, но и сами встали
на путь обмана государства и понуждали к этому работников хозяйственных и
заготовительных организаций и статистических органов.
Наличие фактов
приписок и других искажений в отчетности во многом объясняется также и тем, что
отдельные руководители совнархозов, министерств, ведомств РСФСР, хозяйственных
организаций и финансовых органов значительно ослабили работу по укреплению
отчетной дисциплины на предприятиях, стройках, в колхозах, совхозах и в других
организациях, по обеспечению достоверности отчетных данных, не проверяли
состояние учета и отчетности, не обеспечивали ревизии их деятельности и должным образом не реагировали на сигналы об очковтирательстве
и приписках в отчетности, допускаемых работниками предприятий и организаций.
ЦСУ РСФСР,
республиканские (АССР) и местные статистические органы неудовлетворительно вели
работу и допускали грубые ошибки при проверке достоверности получаемых ими
отчетных данных, не вскрывали, а в ряде случаев замазывали факты приписок и
очковтирательства, не добивались принятия эффективных мер к пресечению таких
антигосударственных действий и привлечению к строгой ответственности лиц,
виновных в обмане государства.
Некоторые советские органы, а также
руководители хозяйственных организаций значительно ослабили внимание к вопросам
бухгалтерского учета, имеющего важнейшее значение в социалистическом
общественном хозяйстве. На ряде предприятий, строек, а также в колхозах,
совхозах, торговых и заготовительных организациях учет хозяйственной
деятельности оказался запущенным, что создавало условия для приписок и обмана
государства. Во многих случаях принижается роль главных (старших) бухгалтеров в
осуществлении ими функций государственных контролеров.
На предприятиях и в организациях РСФСР
слабо осуществляется общественный контроль за
выполнением планов и обязательств, за правильностью представляемой отчетности.
Многие советские и хозяйственные органы
недооценивают той опасности, которую представляют очковтирательство
и приписки, не видят, что это зло наносит большой ущерб народному хозяйству,
разлагающе действует на кадры, снижает их ответственность за порученное дело.
Во исполнение Постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 19 мая 1961 г. N 440 Совет Министров РСФСР
постановляет:
1. Обязать Советы Министров автономных
республик, исполкомы краевых, областных, городских и районных Советов народных
депутатов, Всероссийский Совет народного хозяйства, совнархозы, министерства и
ведомства РСФСР:
а) принять необходимые меры к искоренению
фактов приписок и других искажений в отчетности, рассматривая эти действия как
преступления перед партией и народом. Лиц, виновных в совершении указанных
преступлений и понуждающих к ним, снимать с занимаемых постов и привлекать к
строгой ответственности вплоть до предания суду. Обеспечить острую критику и
самокритику в работе, усилить борьбу со всякого рода попытками зажима критики,
создавая тем самым обстановку нетерпимости в отношении лиц, обманывающих
государство;
б) немедленно принять меры к усилению контроля за состоянием учета и отчетности в колхозах,
совхозах, на предприятиях, стройках, в снабженческих, заготовительных, торговых
и других организациях, обеспечить соблюдение государственной дисциплины и
повышение ответственности руководителей предприятий и организаций за
своевременность представления и достоверность данных государственной
отчетности;
в) систематически заслушивать доклады
руководителей подведомственных предприятий и организаций о состоянии учета и отчетности
и о мерах, принимаемых к обеспечению достоверности отчетных данных;
г) коренным образом улучшить постановку
бухгалтерского учета на предприятиях, стройках, в колхозах, совхозах,
заготовительных и других организациях, имея в виду, что отчетность должна
составляться на основе достоверных первичных документов и соответствующих
бухгалтерских записей;
д) усилить ревизионную работу на
предприятиях, стройках, в колхозах, совхозах и в организациях и систематически
тщательно проверять достоверность их отчетных данных;
е) навести надлежащий порядок в
рассмотрении писем и заявлений трудящихся, тщательно разбирать критические
сигналы и принимать по ним соответствующие меры.
2. Обязать ЦСУ РСФСР:
а) принять необходимые меры к устранению
имеющихся недостатков, значительному улучшению работы статистических органов и
усилению контроля за достоверностью получаемых
статистическими органами отчетных данных и к недопущению приписок и других
искажений в отчетности и строгому соблюдению предприятиями и организациями установленного
порядка учета выполнения плана во всех отраслях народного хозяйства;
б) повысить ответственность районных
инспекторов государственной статистики, начальников городских, областных,
краевых и республиканских (АССР) статистических управлений за правильность
представляемых ими данных государственной отчетности, воспитывая работников
статистических органов в духе правдивости и непримиримости ко всяким фактам
искажения отчетности;
в) систематически докладывать Совету
Министров РСФСР о результатах проводимых проверок достоверности отчетных
данных.
3. Обязать Министерство заготовок РСФСР, Роспотребсоюз и совнархозы навести строгий порядок в приеме
и учете сельскохозяйственных продуктов подведомственными организациями и
предприятиями с тем, чтобы исключить всякую возможность злоупотреблений и
обмана государства.
О принятых мерах доложить Совету
Министров РСФСР до 1 августа 1961 г.
4. Обязать Министерство финансов РСФСР и
Российскую республиканскую контору Госбанка СССР усилить контроль
за правильностью данных, на основании которых производится
финансирование отраслей народного хозяйства и кредитование предприятий и
организаций, а также усилить контрольно-ревизионную работу.
5. Обязать Комиссию советского контроля
Совета Министров РСФСР усилить контроль за выполнением
решений Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР по пресечению приписок и
других искажений в государственной отчетности.
6. Поручить Госплану
РСФСР совместно с Всероссийским Советом народного хозяйства, Министерством
совхозов РСФСР, Министерством заготовок РСФСР, Министерством финансов РСФСР и
ЦСУ РСФСР подготовить и представить к 1 июля 1961 г. в Совет Министров РСФСР
предложения об упорядочении отчетности о выполнении народнохозяйственного плана
и заслушивании отчетов о работе советских и хозяйственных органов в вышестоящих
организациях.
Пункт 7 не приводится, как
воспроизводящий нормы Постановления Совета Министров СССР от 19 мая 1961 г. N
440 "О мерах по предотвращению фактов обмана государства и по усилению контроля за достоверностью отчетов о выполнении планов и
обязательств".