СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 января 1962 г. N 85
ОБ УЛУЧШЕНИИ НОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Совет Министров СССР отмечает, что за
последние годы в связи с ростом производства значительно увеличены оборотные
средства государственных предприятий и организаций. Собственные оборотные
средства предприятий и организаций на 1962 год установлены в сумме 43,2 млрд.
рублей, а общая сумма оборотных средств в народном хозяйстве с учетом
банковских кредитов, предоставляемых под запасы товарно-материальных ценностей,
превышает 80 млрд. рублей. Увеличение оборотных средств положительно сказалось
на финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Реорганизация управления промышленностью и строительством, расширение прав
союзных республик, местных Советов депутатов трудящихся и директоров
предприятий способствовали улучшению использования оборотных средств в народном
хозяйстве.
Вместе с тем практика нормирования
оборотных средств все еще не полностью отвечает
современным условиям хозяйствования. В ряде случаев действующие нормативы
собственных оборотных средств не учитывают в достаточной мере изменений,
происшедших в развитии техники и технологии, в организации производства,
транспортировке товарно-материальных ценностей и в области расчетов. Многие
предприятия и организации не принимают участия в работе по нормированию
оборотных средств, вследствие чего не обеспечивается должная увязка нормативов
собственных оборотных средств с плановыми нормами
расхода и запасов материальных ценностей. В ряде совнархозов у однородных
предприятий, находившихся ранее в ведении разных министерств, действуют
различные нормативы собственных оборотных средств, что создает неравные
финансовые условия для этих предприятий и нарушает принципы хозяйственного
расчета.
Недостатки в нормировании собственных
оборотных средств являются одной из причин образования сверхнормативных запасов
товарно-материальных ценностей у одних предприятий и организаций, в то время
как у других запасы указанных ценностей ниже установленных нормативов оборотных
средств. К началу 1961 года у предприятий и организаций
союзного и республиканского подчинения сверхнормативные запасы
товарно-материальных ценностей (за исключением прокредитованных
Госбанком СССР) составляли 1351,5 млн. рублей при одновременном незаполнении нормативов у другой части этих предприятий и
организаций на сумму 726,4 млн. рублей.
В целях дальнейшего улучшения
нормирования оборотных средств в народном хозяйстве Совет Министров Союза ССР
постановляет:
1. Установить, что при нормировании
оборотных средств государственных предприятий и организаций необходимо исходить
в первую очередь из заданий плана экономического и социального развития и
обеспечения наиболее эффективного использования материальных и финансовых
ресурсов.
Нормирование оборотных средств должно
осуществляться непосредственно на предприятиях и в организациях в соответствии
со сметами затрат на производство (эксплуатационных расходов, издержек
обращения и т.д.), с нормами расхода и запасов товарно-материальных ценностей,
предусмотренными в планах производства, материально-технического снабжения и
сбыта продукции, а также с условиями транспортировки и расчетов.
2. Утвердить прилагаемые Основные
положения о нормировании оборотных средств государственных предприятий и
организаций.
3. Поручить Госплану СССР, Министерству
финансов СССР и Госбанку СССР утвердить в месячный срок типовую инструкцию о
нормировании оборотных средств государственных промышленных предприятий.
4. Обязать министерства
и ведомства согласно приложению (не приводится) разработать в соответствии с
утвержденными настоящим Постановлением Основными положениями о нормировании
оборотных средств и представить к 1 мая 1962 г. в Госплан СССР, Министерство
финансов СССР и Госбанк СССР, а по строительным, проектным и геологическим
организациям также и в Стройбанк СССР проекты инструкций о нормировании
оборотных средств предприятий и организаций соответствующих отраслей
народного хозяйства (по основной деятельности).
Госплану СССР разработать в тот же срок
проекты отраслевых инструкций о нормировании оборотных средств
промышленных предприятий.
5. Предоставить право министерствам и
ведомствам, на которые настоящим Постановлением возложена разработка проектов
инструкций о нормировании оборотных средств, привлекать к разработке этих
инструкций соответствующие совнархозы, организации, учреждения,
научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения.
6. Поручить Госплану СССР, Министерству
финансов СССР и Госбанку СССР, а по строительным, проектным и геологическим
организациям также и Стройбанку СССР утвердить до 1 июля 1962 г. инструкции о
нормировании оборотных средств, предусмотренные в пункте 4 настоящего
Постановления.
7. Обязать Советы
Министров союзных республик, министерства и ведомства СССР разработать и
осуществить мероприятия, обеспечивающие утверждение, начиная с 1963 года, для
каждого предприятия и организации нормативов собственных оборотных средств,
способствующих наиболее рациональному и эффективному использованию материальных
и финансовых ресурсов, ускорению оборачиваемости оборотных средств,
осуществлению бесперебойного процесса производства и реализации продукции и
проведению в установленные сроки расчетов за поставленные товарно-материальные
ценности и оказанные услуги.
Утверждены
Постановлением
Совета Министров СССР
от 30 января 1962 г. N 85
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
О НОРМИРОВАНИИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Главная задача нормирования оборотных
средств состоит в разработке непосредственно на каждом предприятии и в
организации экономически обоснованных нормативов собственных оборотных средств,
обеспечивающих, при минимальном размере средств, бесперебойный процесс
производства и реализации продукции и осуществление расчетов в установленные
сроки.
При разработке нормативов оборотных
средств необходимо исходить в первую очередь из заданий плана экономического и
социального развития и обеспечения наиболее эффективного использования
материальных и финансовых ресурсов.
Нормирование
оборотных средств должно осуществляться в соответствии со сметами затрат на
производство (эксплуатационных расходов, издержек обращения и т.д.) и на
непроизводственные нужды, с нормами расхода и запасов товарно-материальных
ценностей, предусмотренными в планах производства, материально-технического
снабжения и сбыта продукции, с планами организационно-технических мероприятий
по дальнейшему совершенствованию производства, планами реализации продукции,
товарооборота и условиями расчетов.
2. Расчеты нормативов собственных
оборотных средств производятся в соответствии с
настоящими Основными положениями и на основе инструкций о нормировании
оборотных средств, утверждаемых Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и
Госбанком СССР, а по строительным, проектным и геологическим организациям также
и Стройбанком СССР.
3. Нормативы собственных оборотных
средств устанавливаются предприятиям и организациям в размере их минимальной
потребности в средствах для образования необходимых для выполнения планов
производства и реализации продукции запасов сырья, материалов, топлива,
малоценных и быстроизнашивающихся предметов, незавершенного производства,
готовых изделий (товаров), на расходы будущих периодов, а также для
осуществления расчетов в установленные сроки.
Нормативы
собственных оборотных средств должны учитывать потребность предприятий и
организаций в средствах не только для их основной деятельности, но и для
капитального ремонта, осуществляемого хозяйственным способом, для подсобных и
вспомогательных производств, для жилищно-коммунального и других непромышленных
хозяйств, не состоящих на самостоятельном балансе.
4. Заемные оборотные средства
предоставляются предприятиям и организациям в установленном порядке в форме
банковского кредита.
5. Норматив собственных оборотных средств
каждого предприятия и организации определяется:
а) объемом
производства (работ, услуг, реализации товаров), то есть количеством производимой
продукции (реализуемых товаров и т.д.), количеством видов изделий (работ,
услуг), а также видов материальных ценностей, применяемых в производстве;
б) затратами на производство продукции
(работ, услуг), ценой единицы применяемых в производстве материальных
ценностей, транспортными и другими расходами по доставке, хранению и реализации
товарно-материальных ценностей;
в) нормами оборотных средств по отдельным
видам (группам) товарно-материальных ценностей и затрат, выраженными в днях,
процентах или других относительных величинах.
6. Нормы оборотных средств по отдельным
видам (группам) товарно-материальных ценностей и затрат, выраженные в
относительных величинах, определяются следующими условиями работы каждого
предприятия и организации:
а) длительностью периода производства
продукции (работ, услуг, периода реализации) и распределением этого периода
между заготовительными, обрабатывающими и сборочными цехами;
б) периодичностью запуска материалов в
производство;
в) временем, необходимым для придания
материалам свойств (вида), обеспечивающих их нормальное потребление в
производстве (придание товарного вида - в торговле);
г) отдаленностью поставщиков от
потребителей;
д) условиями снабжения и сбыта,
предусмотренными в договорах: частотой, равномерностью и комплектностью
поставок, размером поставляемых партий и качеством материалов;
е) скоростью перевозок и регулярностью
работы транспорта;
ж) системой и формой расчетов, скоростью
документооборота.
7. Нормативы собственных оборотных средств предприятий промышленности разрабатываются по следующим
элементам оборотных средств (применительно к статьям бухгалтерского баланса):
а) сырье, основные материалы, покупные
полуфабрикаты, комплектующие изделия;
б) вспомогательные материалы;
в) топливо;
г) тара;
д) малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы;
е) запасные части;
ж) незавершенное производство и
полуфабрикаты собственного изготовления;
з) расходы будущих периодов;
и) готовые изделия на складе (включая
продукцию, отгруженную, но не оформленную документами в пределах установленного
срока).
В зависимости от специфики производства
на отдельных предприятиях перечень элементов оборотных средств может быть
расширен или сокращен.
Перечень элементов оборотных средств предприятий и организаций других отраслей народного
хозяйства определяется применительно к особенностям этих отраслей.
8. Нормативы собственных оборотных
средств должны обеспечивать систематическое ускорение оборачиваемости оборотных
средств за счет:
а) сокращения норм расхода материальных
ценностей, применения более дешевых материалов, сокращения транспортных и
других расходов, без ухудшения качества и внешнего вида продукции и без
повышения ее себестоимости;
б) сокращения длительности
производственного цикла;
в) ускорения отгрузки и реализации продукции,
а также документооборота.
9. Для разработки норм оборотных средств
на каждом предприятии и в организации создается под председательством директора
(руководителя) предприятия или организации комиссия из руководителей важнейших
отделов (служб) и цехов.
Разработка норм оборотных средств производится методом прямого подсчета по каждому
элементу оборотных средств, исходя из расхода каждого вида товарно-материальных
ценностей, предусмотренного в смете затрат на производство (эксплуатационных
расходов, издержек обращения и т.д.), с учетом условий, указанных в пункте 6
настоящих Основных положений.
10. Нормы оборотных средств
применяются для расчета нормативов собственных оборотных средств в
течение ряда лет, если изменение этих норм не вызывается условиями производства,
снабжения и сбыта продукции.
Нормы оборотных средств уточняются по
отдельным видам материальных ценностей и затрат при составлении годовых
финансовых планов в случаях существенного изменения технологии и организации
производства, номенклатуры изделий, планов материально-технического снабжения и
сбыта продукции и других плановых показателей.
Исходя из норм оборотных средств,
уточненных в указанном выше порядке, в годовых финансовых планах предприятий и
организаций предусматриваются нормативы собственных оборотных средств в денежном выражении.
11. Предложения об уточнении норм
оборотных средств представляются предприятиями и
организациями в вышестоящие организации одновременно с проектом годового
финансового плана.
12. Министерства,
ведомства, исполкомы местных Советов народных депутатов и другие вышестоящие
организации утверждают предприятиям и организациям нормы оборотных средств,
действующие в течение ряда лет, и в соответствии с ними ежегодно устанавливают
общий размер норматива собственных оборотных средств в целом и по укрупненным группам
(производственные запасы, незавершенное производство, готовые изделия)
применительно к особенностям отдельных отраслей народного хозяйства.
В годовых балансах доходов и расходов
предприятий и организаций предусматривается прирост или сокращение оборотных
средств.
13. На основе утвержденного норматива
собственных оборотных средств директор (руководитель) предприятия или
организации утверждает нормативы по элементам
оборотных средств и сообщает их вышестоящей организации, финансовым органам и
банкам.
На предприятиях и в организациях
нормативы оборотных средств доводятся до отдельных подразделений и применяются
для контроля за состоянием и использованием оборотных
средств цехами, отделами (службами) этих предприятий и организаций.
14. Контроль за
использованием предприятиями и организациями оборотных средств осуществляют
министерства, ведомства, исполнительные комитеты местных Советов народных
депутатов и другие вышестоящие организации, в ведении которых имеются
предприятия и организации, состоящие на хозяйственном расчете, а также
финансовые органы и банки.