| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

Утверждаю

Заместитель Министра

здравоохранения РСФСР

Н.ИЗМЕРОВ

 

Заместитель Министра

просвещения РСФСР

М.КАШИН

 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО РАБОТЕ С РТУТЬЮ В ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ

ЛАБОРАТОРИЯХ ВОСЬМИЛЕТНИХ И СРЕДНИХ ШКОЛ

 

Программами восьмилетних и средних школ предусмотрено проведение практических занятий и демонстраций по физике и химии с применением металлической ртути, которая при неправильном обращении может явиться причиной отравления учащихся и преподавателей. В связи с этим при проведении демонстраций и лабораторных работ с применением металлической ртути необходимо обеспечить соблюдение следующих требований.

 

I. Устройство и оборудование физических

и химических лабораторий

 

1. Всякого рода работы с металлической ртутью должны производиться только в физических и химических лабораториях.

Работа со ртутью в других помещениях не разрешается.

2. Полы в лаборатории должны быть ровными, с гладкой поверхностью, без щелей, непроницаемые для капель ртути. Панели стен, окна, двери покрываются масляной краской на натуральной олифе.

3. Температура в лаборатории должна быть не выше 16 - 18°. Поверхность отопительных приборов должна быть гладкой, доступной для очистки. Отопительные приборы оборудуются регуляторами нагрева (при печном отоплении топка производится из коридора).

4. Окна лабораторий оборудуются фрамугами для проветривания.

5. В лабораториях химии и физики оборудуются вытяжные шкафы. Внутренняя поверхность шкафа покрывается масляной краской на натуральной олифе. Для лучшего стекания ртути плоскость рабочей поверхности следует устраивать с уклоном в сторону приемника для ртути. Приемники следует по окончании работы освободить от ртути.

Примечание. При отсутствии вытяжных шкафов в физических лабораториях подготовку физических приборов, содержащих ртуть (заполнение ртутью и слив ртути после опыта), производить в вытяжном шкафе химической лаборатории.

 

6. Лаборатории оборудуются умывальниками с холодной и горячей водой.

7. Лаборатории оборудуются мебелью, имеющей гладкую поверхность, с ножками не менее 20 см высоты от пола. Оборудование мягкой мебелью не допускается.

8. Должен быть выделен отдельный инвентарь для уборки лаборатории (щетка, совок, тряпки, ведро) и т.п.

 

II. Организация работ учащихся со ртутью,

правила хранения ртути и аппаратуры

 

9. Работы со ртутью в лабораториях допускаются только в пределах, предусмотренных программами по физике и химии.

Демонстрационные опыты со ртутью проводятся только преподавателем при условии выполнения всех требований, определенных настоящей Инструкцией.

Лабораторные и практические работы со ртутью проводятся учащимися под непосредственным и особо внимательным наблюдением преподавателя. Перед выполнением лабораторных работ учащиеся должны быть проинструктированы о мерах предосторожности при работе со ртутью.

10. Ртуть объемом не более 500 куб. см хранится под слоем воды в толстостенной стеклянной посуде с притертой или резиновой пробкой на предохранительной эмалированной или пластмассовой ванночке с высокими бортиками в недоступном для учащихся месте.

11. Ртутные термометры хранят в стеклянной или эмалированной банке, дно которой проложено ватой и заполнено водой, чтобы при случайном разбивании конца термометра предупредить ее разлив.

12. В процессе работ необходимо предупреждать соприкосновение ртути с металлами, которые могут образовать в ней амальгаму.

13. Места работы со ртутью и хранения ее не должны располагаться вблизи отопительных приборов или других нагревающихся поверхностей.

14. Все демонстрации и лабораторные работы со ртутью проводятся на эмалированных или пластмассовых ваннах с высокими бортиками. Проведение работ со ртутью без предохранительных ванночек не разрешается.

 

III. Содержание лабораторий

 

15. Ежедневно как в процессе работы, так и по окончании ее лаборант должен произвести тщательную очистку рабочего места и аппаратуры от всех мельчайших капель ртути.

При всяком случайном разливе ртути следует немедленно удалить из лаборатории учащихся и собрать ртуть. Собирание капель ртути должно начинаться с периферии загрязненного участка пола. Для ее собирания может быть использован следующий способ:

собирание ртути при помощи амальгамированных пластинок или кисточек из белой жести. Амальгамирование достигается натиранием этих кисточек ртутью. Приставшие к амальгамированным поверхностям капли ртути отряхивают в сосуд с водой, закрывающийся резиновыми пробками. Собранная ртуть при дальнейшем ее употреблении подвергается очистке от амальгамы. Амальгамированные пластинки и кисточки хранят в закрытом резиновой пробкой сосуде под слоем воды.

16. Выливание ртути в канализацию не допускается.

17. Ежедневно до начала работы и по окончании уроков необходимо производить проветривание помещения с влажной уборкой полов и влажным обтиранием мебели и оборудования.

18. На протяжении всего периода работы со ртутью один раз в неделю проводится генеральная уборка помещений с промыванием мыльной горячей водой щетками всей мебели, оконных стекол, рам, подоконников, дверей, стен, окрашенных масляной краской, радиаторов, оборудования и т.д.

19. По окончании занятий аппаратуру, содержащую ртуть с открытой поверхностью, надлежит освободить от последней и промыть сначала холодной водой в фарфоровой посуде (с целью удаления капелек ртути, прилипших к стенкам приборов), а затем тщательно вымыть горячей водой.

Собранную в фарфоровой посуде ртуть сливают в стеклянную банку с пробкой для хранения.

Длительное (более одного-двух дней) сохранение ртути в приборах после их демонстрации категорически запрещается.

20. При разливе ртути, а также с целью профилактики не реже одного раза в год необходимо проводить демеркуризацию (обезртучивание) лабораторий одним из следующих способов:

а) подкисленным раствором марганцевокислого калия (на 1 литр воды 1 грамм марганцевокислого калия и 5 куб. см соляной кислоты, полностью 1,192 куб. см).

Марганцевокислый калий предварительно растирают в небольшом объеме горячей воды, а затем переливают в бутыль с водой и добавляют указанное количество соляной кислоты.

После равномерного перемешивания раствор для демеркуризации готов. Этим раствором покрывают равномерным слоем с помощью гидропульта пол, стены, плинтусы и оборудование. Через час раствор обтирают с помощью тряпок или концов;

б) 20% водным раствором хлорного железа.

Раствор хлорного железа рекомендуется применять при демеркуризации окрашенных поверхностей линолеума и плиток. После высыхания растворов, нанесенных на обрабатываемые поверхности, последние должны быть обмыты водой.

По окончании демеркуризации помещение тщательно проветривается. Неокрашенные деревянные изделия, штукатурка, а также металлические поверхности обрабатывать раствором хлорного железа категорически запрещается, так как металл под действием указанного раствора разрушается, а на деревянных изделиях остаются желтые пятна.

21. Качество проведенной демеркуризации проверяется работниками городских (районных) санэпидстанций путем исследования проб воздуха и смывов с оборудования на содержание ртути.

Качественную проверку воздуха на содержание паров ртути может провести учитель химии или физики с помощью реактивных бумажек, приготавливаемых самостоятельно по указанному в приложении (не приводится) к настоящей Инструкции способу.

22. При повторном обнаружении паров ртути в воздухе нужно провести более серьезные мероприятия, а именно: вскрытие полов, очистку их, снятие слоя штукатурки и т.д.

 

IV. Меры личной профилактики при работе со ртутью

 

23. По окончании работы со ртутью и перед едой надлежит тщательно вымыть руки и лицо теплой водой с мылом и прополоскать рот слабым раствором марганцевокислого калия.

24. Ответственность за выполнение указанных требований по работе учащихся с металлической ртутью в лабораториях возлагается на директоров школ и преподавателей физики и химии.

25. Контроль за соблюдением мероприятий по профилактике отравления парами ртути при работе в школьных физических и химических лабораториях осуществляют медицинские работники школ и санэпидстанций.

 

Начальник

Программно-методического управления

Министерства просвещения РСФСР

СТРЕЗИКОЗИН

20 ноября 1962 г. N 277-М

 

Начальник Главного санэпидуправления

Министерства здравоохранения РСФСР

ТИТКОВ

20 ноября 1962 г. N 08 С/Д-1-1337

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024