СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 1964 г. N 817
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О СОВЕТЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА
Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
совете народного хозяйства экономического района.
2. Предоставить территориальным главным
управлениям по строительству права советов народного хозяйства экономических
районов.
3. Признать утратившим силу Положение о
совете народного хозяйства экономического административного района,
утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 26 сентября 1957 г. N
1150.
Председатель
Совета Министров Союза ССР
Н.ХРУЩЕВ
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
Г.СТЕПАНОВ
Утверждено
Постановлением
Совета Министров СССР
от 17 сентября 1964 г. N 817
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОВЕТЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА
I. Общие положения
1. Советы народного хозяйства
экономических районов являются основной организационной формой государственного
управления промышленностью, выражающей ленинский принцип демократического
централизма в руководстве народным хозяйством и соответствующей современному
уровню развития социалистической экономики.
Советы народного хозяйства экономических
районов призваны обеспечивать непрерывный рост производительных сил страны для
создания материально-технической базы коммунизма, используя возможности и
преимущества социалистического строя.
Совет народного хозяйства экономического
района осуществляет руководство и управление промышленностью экономического
района при широком участии трудящихся, в соответствии с Программой КПСС,
директивами Партии, законами СССР и союзной республики, решениями Совета
Министров СССР, ВСНХ СССР, СНХ СССР, Совета Министров союзной республики, а
также настоящим Положением.
2. Совет народного хозяйства
экономического района образуется Советом Министров союзной республики в составе
председателя, заместителей председателя и членов совета народного хозяйства и
подчиняется как Совету Министров союзной республики, так и Совету народного
хозяйства СССР.
В союзных республиках, где образованы
республиканские совнархозы, совет народного хозяйства экономического района
подчиняется как Совету Министров союзной республики, так и республиканскому совнархозу.
3. Совет народного хозяйства
экономического района осуществляет свою деятельность на основе сочетания
коллегиальности в решении вопросов с персональной ответственностью за
исполнение принятых решений. Члены совета народного хозяйства и заместители
председателя совета народного хозяйства персонально отвечают за порученные им
участки работы, а председатель - за работу совнархоза в целом.
Председатель совета народного хозяйства -
по всем оперативным вопросам, а заместители председателя - в рамках, установленных
распределением обязанностей, принимают решения и в необходимых случаях
оформляют их соответствующими распоряжениями.
4. Совет народного хозяйства
экономического района осуществляет руководство подведомственными ему
предприятиями, организациями и учреждениями, образуя для этой цели управления
(главные управления) и отделы.
Отраслевые управления (главные
управления) несут ответственность за хозяйственную деятельность предприятий,
организаций и учреждений и в пределах прав, определяемых советом народного
хозяйства экономического района, решают вопросы, связанные с деятельностью
предприятий, организаций и учреждений.
5. Совет народного хозяйства
экономического района осуществляет свою работу в тесной связи с
соответствующими областными и краевыми комитетами КПСС и ЦК компартии союзной
республики, Советами Министров автономных республик, исполкомами областных
(краевых) Советов депутатов трудящихся и советами профсоюзов.
Совет народного хозяйства экономического
района обсуждает с соответствующими обкомами и крайкомами КПСС и ЦК компартии
союзной республики проекты планов развития промышленного производства, планов
капитального строительства, ход выполнения планов и в случае необходимости
совместно с ними разрабатывает мероприятия по выполнению установленных
совнархозу плановых заданий.
В целях наиболее эффективного
использования природных и трудовых ресурсов и улучшения культурно-бытовых
условий трудящихся совет народного хозяйства экономического района координирует
свою работу с соответствующими Советами Министров автономных республик,
исполкомами областных (краевых) Советов депутатов трудящихся и советами
профсоюзов, а также с плановой комиссией экономического района СССР.
6. Совет народного
хозяйства экономического района руководствуется в своей работе установленными
совнархозу плановыми заданиями и решениями вышестоящих органов и несет
ответственность за выполнение подведомственными ему предприятиями и
организациями установленных планов промышленного производства и строительства,
осуществление технического прогресса, за качество выпускаемой продукции,
правильное использование и сохранность основных фондов и оборотных средств,
максимальное использование производственных мощностей, за выполнение планов
платежей в бюджет, заданий по поставкам продукции и других заданий.
7. Совет народного
хозяйства экономического района в пределах своей компетенции издает
постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов СССР и союзной
республики, решений Совета Министров СССР, ВСНХ СССР, Совета Министров союзной
республики и других вышестоящих органов, проверяет их исполнение и обеспечивает
соблюдение законности во всей деятельности совнархоза и подведомственных ему
предприятий, организаций и учреждений.
8. В целях обеспечения участия трудящихся
в управлении промышленностью при совете народного хозяйства экономического
района создается технико-экономический совет на правах совещательного органа.
Технико-экономический совет образуется
совнархозом из ученых, специалистов различных отраслей народного хозяйства,
представителей плановой комиссии экономического района СССР и
научно-технических обществ, рабочих-новаторов, передовиков производства,
изобретателей и рационализаторов, представителей партийных, советских,
хозяйственных, профсоюзных, комсомольских и других организаций.
Технико-экономический совет действует на
основе положения, утверждаемого советом народного хозяйства экономического
района.
9. Совет народного хозяйства экономического
района совместно с профсоюзными органами созывает совещания актива работников
промышленности для обсуждения вопросов обеспечения выполнения
решений Партии и Правительства, а также отдельных важных вопросов
производственно-хозяйственной деятельности.
10. Штатная численность аппарата совета
народного хозяйства, а также сумма расходов на его содержание (включая
управления и отделы совнархоза) утверждаются Советом Министров союзной
республики.
11. Совет народного хозяйства
экономического района имеет печать с изображением государственного герба
союзной республики и со своим наименованием.
II. Основные задачи
и функции совета народного хозяйства
В области
планирования и организации
промышленного производства
12. Руководство работой по составлению
планов на предприятиях и в организациях.
Разработка
перспективных и текущих планов развития промышленности экономического района на
основе составляемых предприятиями и организациями планов и с учетом
рекомендаций государственных комитетов по отраслям промышленности,
государственного комитета по координации научно-исследовательских работ союзной
республики, а также предложений партийных и профсоюзных организаций, плановой
комиссии экономического района СССР, представление проектов планов в Совет
Министров союзной республики.
13. Обеспечение
выполнения как по совнархозу в целом, так и по каждому предприятию и каждой
организации установленных планов по показателям: выпуску продукции высокого
качества, в заданной номенклатуре и ассортименте, по новой технике и развитию специализации,
вводу в действие производственных мощностей и основных фондов, повышению
производительности труда, снижению себестоимости продукции и издержек
обращения, по накоплениям, платежам в бюджет, взносам собственных средств на
капитальное строительство и по другим показателям, обязательств по поставкам
продукции, предусмотренным планами снабжения и договорами, а также
дополнительных заданий.
14. Обеспечение
наиболее полного и рационального использования производственных мощностей
подведомственных предприятий и организаций, осуществление мер по наращиванию
мощностей как за счет строительства новых и реконструкции действующих
предприятий, так и за счет специализации и улучшения кооперирования
предприятий, внедрения новой техники и технологии, модернизации и обновления
оборудования, устранения узких мест и проведения других
организационно-технических мероприятий.
15. Рациональное использование природных
ресурсов и максимальная мобилизация внутрихозяйственных резервов, обеспечение
наиболее эффективных хозяйственных связей подведомственных предприятий и
организаций как внутри экономического района, так и с предприятиями и
организациями других экономических районов, устранение излишне дальних,
встречных и других нерациональных перевозок.
16. Разработка и представление в Совет
Министров союзной республики или республиканский совнархоз предложений по
крупным экономическим проблемам, имеющим народнохозяйственное значение.
17. Совершенствование
планирования и управления производством, организация учета и отчетности и
контроль за их постановкой на предприятиях, в организациях и учреждениях;
широкое внедрение математических методов и новейших средств
счетно-вычислительной техники в экономику, планирование и учет; обеспечение
своевременного представления предприятиями, организациями и учреждениями
установленной государственной отчетности, организация экономической работы на
подведомственных предприятиях, в организациях и учреждениях.
18. Обеспечение всемерного расширения
производства, повышения качества и снижения себестоимости товаров народного
потребления в целях удовлетворения потребностей населения и укрепления
денежного обращения; постоянное обновление и расширение ассортимента товаров с
учетом спроса населения, а также в соответствии с заказами торгующих
организаций и заключенными договорами.
19. Осуществление мероприятий по
проведению на эксплуатируемых месторождениях геологоразведочных работ,
обеспечивающих горнодобывающие предприятия разведанными и подготовленными к
добыче запасами полезных ископаемых.
20. Разработка по согласованию с основным
заказчиком проектов цен на продукцию, изготовляемую подведомственными
предприятиями, осуществление контроля за правильностью
применения цен на предприятиях и в организациях.
21. Руководство заключением договоров
поставки, подряда на строительство и других договоров, а также контроль за их выполнением.
22. Осуществление мероприятий по
обеспечению противопожарной безопасности и охраны предприятий, организаций и
учреждений совнархоза.
В области
технического прогресса
23. Разработка проектов планов
научно-исследовательских работ и внедрения достижений науки и техники в
производство, обеспечивающих непрерывное повышение технического уровня всех
отраслей промышленности, совершенствование организации и технологии
производства, механизацию и автоматизацию производственных процессов.
Совнархоз осуществляет работу по
ускорению технического прогресса, исходя из единой технической политики,
проводимой государственными комитетами по отраслям промышленности, широко привлекая
научно-технические общества к разработке проектов планов
научно-исследовательских работ и внедрения достижений науки и техники в
производство, а также к выполнению мероприятий, предусмотренных этими планами.
24. Проведение совместно с государственными
комитетами по отраслям промышленности работ по созданию опытно-показательных,
комплексно механизированных и автоматизированных предприятий.
25. Проведение работ по
концентрации производства однотипной продукции на минимальном количестве
предприятий (за счет перераспределения заданий по производству продукции между
действующими предприятиями) и по расширению специализированного производства
сварных конструкций, штамповок, всех видов литья, шестерен, нормалей,
инструмента, изделий из пластмасс, метизов, сварочных электродов и других
изделий и узлов межотраслевого назначения, а также по наращиванию и созданию
новых мощностей специализированных производств; обеспечение потребностей
предприятий совнархоза, прекративших выпуск указанной продукции, за счет производства
ее на специализированных предприятиях.
26. Проведение мероприятий по улучшению
работы опытных цехов и экспериментальных установок в целях быстрейшего освоения
новых технологических процессов, создания более совершенных машин,
оборудования, материалов и других изделий.
27. Внедрение в
производство совместно с государственными комитетами по отраслям промышленности
новых, более совершенных и производительных машин, оборудования, систем
автоматизации, новых видов материалов и изделий; обеспечение увеличения сроков
службы машин и оборудования, а также снятия с производства устаревших машин и
оборудования; осуществление мероприятий по совершенствованию технологии
производства и обеспечению соблюдения технологической дисциплины.
28. Разработка и проведение мероприятий
по организации всех видов ремонта основных фондов и модернизации оборудования,
по организации централизованного ремонта оборудования и производства запасных
частей, узлов и агрегатов, по осуществлению совместно с другими совнархозами
технически сложных ремонтов.
29. Проведение мероприятий по охране
воздуха, почвы и водоемов от загрязнения промышленными и хозяйственными
выбросами, отходами и сточными водами, а также по борьбе с промышленными
шумами.
30. Разработка проектов государственных
стандартов, межреспубликанских и республиканских технических условий, а также
технических условий на выпускаемую предприятиями совнархоза продукцию и
технологических инструкций. Осуществление контроля за
применением государственных стандартов, технических условий и инструкций.
31. Руководство делом развития
изобретательства и рационализации, оказание всемерной помощи изобретателям и
рационализаторам; составление тематических планов по изобретательству и
рационализации, проведение экспертизы на полезность изобретений, установление
целесообразности и порядка их использования, обеспечение внедрения открытий,
изобретений и рационализаторских предложений, определение и выплата в
установленном порядке вознаграждений изобретателям и рационализаторам.
Эту работу совнархоз проводит при широком
участии профсоюзных организаций и организаций Всесоюзного общества
изобретателей и рационализаторов.
32. Обеспечение
создания патентоспособных машин, приборов, оборудования, технологических
процессов, материалов, представления в установленном порядке предприятиями,
организациями и учреждениями заявок на выдачу авторских свидетельств в СССР, а
также патентов за границей, представление в Государственный комитет по делам
изобретений и открытий СССР предложений о патентовании изобретений, покупке и
продаже лицензий, обеспечение патентной чистоты экспортной продукции;
организация научно-технической и патентной информации.
В области
капитального строительства
33. Разработка проектов планов
капитального строительства, обеспечивающих преимущественное развитие
прогрессивных отраслей промышленности и отдельных производств, повышение
эффективности капитальных вложений, рациональное размещение нового
строительства с учетом специализации и кооперирования предприятий, ускорение
ввода в действие производственных мощностей и основных фондов, снижение сметной
стоимости строительства, а также сокращение незавершенного строительства.
Проекты планов капитального
строительства, представляемые совнархозом в вышестоящие органы, предварительно
согласовываются с соответствующими подрядными строительными организациями, а
проекты планов жилищного и культурно-бытового строительства - с
соответствующими советами профсоюзов.
34. Обеспечение
разработки и утверждения заданий на проектирование строительства, реконструкцию
или расширение предприятий, зданий и сооружений, утверждения в установленном
порядке проектов и смет, а также титульных списков; обеспечение строек
финансовыми ресурсами, технической документацией, оборудованием, кабельной
продукцией, специальными материалами и другими изделиями, подлежащими выделению
заказчиком, осуществление технического надзора и контроля за качеством
строительных работ; обеспечение полного соответствия заказов на
оборудование планам капитальных вложений и увязка договоров на поставку
оборудования со средствами, выделенными на его оплату; приемка и ввод в
эксплуатацию в установленном порядке предприятий, зданий и сооружений.
35. Обеспечение совместно с подрядными
организациями ввода в действие производственных мощностей и основных фондов в
установленные сроки. Организация совместно с государственными комитетами по
отраслям промышленности пусконаладочных работ на вводимых в действие
промышленных объектах и обеспечение освоения введенных в действие новых
производственных мощностей в установленные сроки. Укомплектование пусковых
объектов цеховым персоналом.
36. Организация выполнения хозяйственным
способом капитальных работ по совершенствованию технологических процессов,
комплексной механизации и автоматизации производства, по обновлению
действующего парка оборудования, проведению горнокапитальных,
буровых и других работ, обеспечивающих увеличение производственных мощностей на
действующих предприятиях, а также капитального ремонта оборудования, зданий и сооружений.
37. Организация строительства жилых
домов, культурно-бытовых и детских учреждений, осуществляемого как за счет
государственных капитальных вложений, так и за счет средств
предприятий, предназначенных на эти цели.
В области
материально-технического снабжения и сбыта
38. Организация материально-технического
снабжения и сбыта продукции подведомственных предприятий, организаций и
учреждений, развитие и укрепление прямых связей между
предприятиями-поставщиками и потребителями, в том числе между предприятиями и
торгующими организациями; принятие мер к централизации снабжения, ликвидации
излишних звеньев в системе снабжения и к организации комплексного снабжения
строек оборудованием.
39. Обеспечение выполнения предприятиями
и организациями обязательств по поставкам, особенно по межреспубликанским
поставкам, поставкам для общесоюзных нужд (в том числе на экспорт) и в другие
экономические районы, имея в виду, что хозяйственный план предприятий или
организаций считается невыполненным, если не обеспечено выполнение плана
поставок.
40. Организация в установленном порядке
закупок сельскохозяйственного сырья и продуктов, необходимых для обеспечения
выполнения производственных планов подведомственными предприятиями, а также
обеспечение выполнения установленных планов сдачи государству
сельскохозяйственной продукции совхозами, откормочными хозяйствами и другими
подведомственными совнархозу сельскохозяйственными предприятиями.
41. Организация разработки норм расхода
сырья, материалов, топлива и электроэнергии и норм производственных запасов, а
также принятие необходимых мер к внедрению в производство утвержденных норм и
сокращению сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей.
Контроль за использованием материальных ресурсов, разработка и проведение мероприятий
по экономии сырья, материалов, топлива, электроэнергии.
42. Организация снабжения оборудованием и
инвентарем культурно-бытовых и детских дошкольных учреждений, находящихся на
балансе предприятий, организаций и учреждений, подведомственных совнархозу.
В области труда и
заработной платы
43. Разработка и осуществление
мероприятий, обеспечивающих выполнение и перевыполнение установленных заданий
по повышению производительности труда как в целом по совнархозу, так и по
каждому предприятию (организации).
44. Обеспечение установленных планами
соотношений между ростом производительности труда и ростом заработной платы,
между уровнями заработной платы по отраслям промышленности, а также правильных
соотношений в оплате труда различных групп работников; проведение мероприятий
по обеспечению одинакового уровня заработной платы на предприятиях с
одинаковыми условиями производства.
Разработка с участием профсоюзных органов
и осуществление мероприятий по улучшению организации заработной платы рабочих,
инженерно-технических работников и служащих, а по вопросам улучшения систем
заработной платы, требующим решения вышестоящих органов, внесение предложений в
Совет Министров союзной республики и Государственный комитет Совета Министров
СССР по вопросам труда и заработной платы.
Осуществление контроля
за применением на предприятиях, в организациях и учреждениях
установленных условий оплаты труда, правильным расходованием фонда заработной
платы и своевременной выплатой заработной платы рабочим и служащим; принятие
необходимых мер, предупреждающих перерасход фонда заработной платы.
45. Руководство работой по улучшению
организации труда на подведомственных предприятиях, особенно по ликвидации
потерь рабочего времени и сокращению удельного веса ручного труда на
транспортных, погрузочно-разгрузочных и других вспомогательных работах за счет
механизации их, внедрения передовых приемов труда и по уменьшению в связи с
этим численности рабочих, занятых на таких работах.
Принятие мер к совершенствованию и
удешевлению аппарата управления совнархоза и подведомственных ему предприятий,
организаций и учреждений.
46. Руководство работой на
подведомственных предприятиях по улучшению нормирования труда, внедрению
прогрессивных норм выработки; контроль за
своевременной заменой на основе внедрения организационно-технических
мероприятий устаревших норм выработки и норм обслуживания новыми нормами,
обеспечивающими рост производительности труда и на этой основе рост заработной
платы.
47. Разработка и проведение с участием
профсоюзных органов мероприятий по охране труда, технике безопасности,
промышленной санитарии, по сокращению потерь рабочего времени вследствие
временной нетрудоспособности рабочих и служащих.
Контроль за соблюдением на предприятиях трудового законодательства и трудовой
дисциплины.
Руководство совместно с профсоюзными
органами работой по заключению коллективных договоров и проверка их выполнения.
48. Разработка и осуществление
мероприятий по созданию на подведомственных предприятиях и в организациях
постоянных кадров работников, подбору и расстановке руководящих кадров;
обеспечение необходимых производственных и культурно-бытовых условий для
рабочих, инженерно-технических работников и служащих и устранение причин,
вызывающих текучесть кадров; контроль за организацией
подготовки кадров на предприятиях.
Вопросы, связанные с обеспечением рабочих
и служащих подведомственных предприятий, организаций и учреждений жильем,
общественным питанием, детскими, медицинскими и бытовыми учреждениями,
рассматриваются с участием соответствующих советов профсоюзов.
49. Определение текущей и перспективной
потребности в специалистах с высшим и средним специальным образованием,
организация подготовки специалистов в подведомственных учебных заведениях с
учетом потребности других совнархозов, министерств и ведомств, направление
молодых специалистов на предприятия, в организации и учреждения совнархоза и
осуществление контроля за правильным использованием
их.
Определение потребности в
квалифицированных рабочих кадрах, а также разработка планов подготовки их по профессиям
и видам обучения с учетом направления рабочих из профессионально-технических
училищ, средних школ с производственным обучением и подготовки их
непосредственно на производстве.
50. Оказание местным органам
профессионально-технического образования помощи в развитии сети дневных и
вечерних профессионально-технических училищ, школ рабочей молодежи, укреплении
их учебно-материальной базы, выделение этим школам и училищам квалифицированных
мастеров для производственного обучения учащихся.
51. Обеспечение на промышленных
предприятиях и в организациях выделения необходимого количества рабочих мест и
создания новых учебных цехов, пролетов и участков для производственной практики
и производственного обучения учащихся средних школ, профессионально-технических
училищ, а также студентов вузов и техникумов.
52. Проведение в установленном порядке
мероприятий по повышению квалификации руководящих и инженерно-технических
работников с отрывом и без отрыва от производства на курсах, в высших и средних
специальных учебных заведениях, научно-исследовательских институтах и
конструкторских организациях.
53. Контроль за
проведением на подведомственных предприятиях работ по повышению квалификации
рабочих и обучению их смежным профессиям, а также по переквалификации рабочих, высвобождающихся
в связи с развитием техники, изменением структуры и технологии производства;
организация обучения передовым методам труда работников предприятий и
организаций других совнархозов, министерств и ведомств на базе ведущих и
опытно-показательных предприятий, научно-исследовательских институтов и
конструкторских бюро совнархоза.
54. Обеспечение изучения опыта передовых
предприятий и организаций как данного, так и других совнархозов по
совершенствованию производства и достижению наилучших технико-экономических
показателей и внедрения этого опыта на подведомственных предприятиях и в
организациях.
55. Организация совместно с профсоюзными
органами социалистического соревнования, соревнования за коммунистический труд;
широкое распространение и внедрение опыта передовиков производства.
Разработка и утверждение условий
социалистического соревнования предприятий совнархоза и подведение совместно с
советами профсоюзов итогов соревнования.
56. Организация совместно с партийными,
комсомольскими и профсоюзными органами работы по воспитанию рабочих и служащих
в духе коммунистической сознательности, строгого соблюдения трудовой
дисциплины, бережного отношения к социалистической собственности и выполнения
всех требований морального кодекса строителя коммунизма.
57. Развитие совместно
с профсоюзными организациями новых форм участия трудящихся в совершенствовании
производства на общественных началах; создание необходимых условий,
способствующих улучшению работы научно-технических обществ, советов новаторов,
общественных конструкторских и технологических бюро, обществ изобретателей и
рационализаторов, общественных бюро нормирования труда, групп экономического
анализа, бюро технической информации и других форм деятельности по
совершенствованию производства, осуществляемой на общественных началах.
В области финансов
и кредита
58. Обеспечение выполнения предприятиями
и организациями совнархоза планов по себестоимости и накоплениям, производства
своевременных расчетов с государственным бюджетом, поставщиками, покупателями,
банками, а также перечисления подведомственными предприятиями и организациями
собственных средств, предназначенных на капитальное строительство.
59. Осуществление мероприятий по
укреплению хозяйственного расчета, повышению рентабельности, увеличению накоплений
предприятий и организаций, правильному и эффективному использованию основных и
оборотных средств, получению максимального количества продукции с действующих
основных фондов при наименьших затратах на ее производство.
60. Обеспечение финансовыми ресурсами
подведомственных предприятий, организаций и учреждений, осуществление контроля за их финансовой деятельностью, наиболее
рациональным и экономным использованием оборотных средств, ассигнований на
капитальные вложения, научно-исследовательские работы и на другие цели.
61. Составление и представление в Госбанк
СССР и Стройбанк СССР расчетов на необходимый кредит для предприятий и
организаций; организация совместно с учреждениями банков проведения разовых
зачетов взаимной задолженности подведомственных совнархозу предприятий,
организаций и учреждений.
62. Рассмотрение и утверждение
бухгалтерских отчетов и балансов подведомственных предприятий, организаций и
учреждений; составление сводных бухгалтерских отчетов и балансов по видам
деятельности совнархоза и представление их в соответствующие органы; проведение
документальных ревизий подведомственных предприятий, организаций и учреждений,
обеспечение контроля с участием трудящихся за сохранностью социалистической
собственности.
III. Права совета
народного хозяйства
Совет народного хозяйства экономического
района имеет право:
В области
планирования и организации
промышленного производства
63. Утверждать и в случае необходимости
изменять в установленном порядке по подведомственным предприятиям и
организациям задания по производству, капитальным вложениям и другим
показателям в пределах плановых заданий, установленных совнархозу; устанавливать,
в соответствии с действующим законодательством, предприятиям и организациям
совнархоза дополнительные задания.
64. Изменять по
согласованию с заказчиками и главными управлениями по межреспубликанским
поставкам продукции при СНХ СССР объем производства и поставки отдельных видов
продукции, предусмотренный в установленных совнархозу плановых заданиях (за
исключением заданий по новой технике), с внесением соответствующих изменений в
другие показатели плана, без уменьшения плана накоплений и платежей в бюджет в
целом по совнархозу, с последующим сообщением госплану
союзной республики, республиканскому совнархозу (для внесения в
установленном порядке изменений в годовые планы по республике) и органам ЦСУ.
Если главное управление по
межреспубликанским поставкам продукции при СНХ СССР в течение 20 дней с момента
отправления просьбы не известит совнархоз о своем решении, то указанное
изменение производится по согласованию с заказчиком.
65. Вносить по
согласованию с заказчиками изменения в планы производства и поставки продукции
по кварталам в случае перенесения установленных сроков остановки
производственного оборудования на капитальный ремонт, без уменьшения годового
плана и без изменения плана накоплений и взаимоотношений с бюджетом в целом по
совнархозу, с последующим сообщением госплану союзной
республики, республиканскому совнархозу, СНХ СССР и органам ЦСУ.
66. Вносить в планы
производства отдельных видов товаров народного потребления изменения, связанные
с сокращением по предложениям торгующих организаций производства товаров,
которые пользуются ограниченным спросом населения, с соответствующим
увеличением производства товаров, пользующихся повышенным спросом, с внесением
необходимых поправок в другие показатели плана, без уменьшения плана накоплений
и платежей в бюджет в целом по совнархозу, с последующим сообщением госплану союзной республики, республиканскому совнархозу,
СНХ СССР и органам ЦСУ.
67. Принимать от предприятий и
организаций, не подведомственных совнархозу, без ущерба для выполнения заданий
государственного плана, заказы на изготовление продукции, не предусмотренной в
государственном плане, из материалов заказчика, с использованием местного сырья
и топлива и отходов производства.
68. Изменять по просьбе потребителей
годовой объем производства и номенклатуру изделий, планы
производства которых утверждаются непосредственно совнархозом, с
соответствующим изменением планов по труду, себестоимости и накоплениям, без
уменьшения платежей в бюджет, с последующим сообщением госплану
союзной республики, республиканскому совнархозу и органам ЦСУ.
69. Вносить в случае необходимости в
поквартальное распределение плана по себестоимости товарной продукции изменения
в пределах до 1 процента первоначально утвержденной на квартал суммы по
совнархозу, без изменения взаимоотношений с бюджетом в целом за год, с
последующим сообщением госплану и министерству
финансов союзной республики, республиканскому совнархозу и органам ЦСУ.
70. Изменять в пределах годового плана
календарные сроки сдачи предприятиями совнархоза продукции, потребляемой в
системе данного совнархоза.
71. При доведении до предприятий,
организаций и учреждений утвержденных заданий оставлять в своем распоряжении:
а) резерв по численности работников и
фонду заработной платы в размере до 1 процента и устанавливать предприятиям
повышенные задания по производительности труда, снижению себестоимости и по
накоплениям;
б) резерв
капитальных вложений (при условии полного обеспечения финансированием пусковых
объектов, а также объектов, строящихся на базе комплектного импортного
оборудования) по отраслям химической, резинотехнической и нефтеперерабатывающей
промышленности - в пределах до 5 процентов, с использованием этого резерва в
течение года для указанных отраслей, а по другим отраслям промышленности - не
свыше 2 процентов, с использованием этого резерва в течение года независимо от первоначального распределения по отраслям промышленности. Резерв
создается без уменьшения заданий по вводу в действие производственных
мощностей, основных фондов и вводу в эксплуатацию жилой площади;
в) резерв материалов и оборудования в
размере до 1 процента.
72. Вносить вытекающие из решений Совета
Министров СССР, ВСНХ СССР, СНХ СССР и Совета Министров союзной республики изменения в отдельные показатели утвержденных совнархозу
заданий, а также вносить поправки в план по валовой продукции в случае
изменения цен в связи с переходом на производство продукции из более дешевого
сырья, заменителей дорогостоящего, дефицитного и пищевого сырья (при сохранении
качества продукции), без изменения взаимоотношений с бюджетом, с последующим
сообщением госплану союзной республики,
республиканскому совнархозу (для внесения в установленном порядке изменений в
годовые планы по республике) и органам ЦСУ.
73. Вносить изменения в утвержденные
совнархозу планы в связи с передачей организаций и подсобных хозяйств внутри
совнархоза с баланса одного вида хозяйственной деятельности на баланс другого
вида хозяйственной деятельности, без увеличения установленных совнархозу общей
численности работников и фонда заработной платы и без изменения плана по
накоплениям и взаимоотношений с бюджетом.
74. Утверждать в установленном порядке
оптовые и розничные цены на продукцию (работы, услуги).
75. Распределять установленный совнархозу
в государственном плане общий объем геологоразведочных работ по видам работ,
основным районам и месторождениям, без уменьшения предусмотренных в плане
заданий по приросту и переводу запасов полезных ископаемых.
76. Утверждать обязательные для всех
организаций, ведущих геологоразведочные работы на территории экономического
района, кондиции на минеральное сырье, запасы месторождений которого
утверждаются территориальными комиссиями по запасам полезных ископаемых.
77. Утверждать в установленном порядке
для подведомственных вновь строящихся, расширяемых, реконструируемых и
действующих предприятий и топливопотребляющих
установок виды топлива с учетом рациональных зон перевозок.
В области
технического прогресса
78. Утверждать согласованные с
государственными комитетами по отраслям промышленности планы по внедрению новой
техники.
79. Распределять по предприятиям и
организациям совнархоза финансовые и материальные ресурсы, выделяемые
государственными комитетами по отраслям промышленности и государственным
комитетом по координации научно-исследовательских работ республики для
выполнения планов по новой технике.
80. Устанавливать предприятиям задания на
проведение научно-исследовательских работ, создание опытных образцов машин и
оборудования и постановку на производство первых промышленных серий, а также
задания на внедрение в производство новой технологии, механизации и
автоматизации процессов производства.
81. Заключать договоры на выполнение
научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических работ и
внедрение результатов этих работ в производство.
82. Устанавливать порядок рассмотрения и
утверждения технических условий и чертежей на все виды продукции, выпускаемой
предприятиями и организациями совнархоза, за исключением продукции, на которую
устанавливаются государственные стандарты, межреспубликанские или
республиканские технические условия.
83. Создавать фонд освоения новой техники
за счет отчислений подведомственных предприятий от себестоимости продукции в
установленных размерах и использовать средства этого фонда в предусмотренных
действующим законодательством случаях на расходы, связанные с освоением
производства новых видов продукции.
84. Предусматривать в планах по
себестоимости продукции (работ) предприятий и организаций отчисление в
установленном порядке средств на премирование работников за работы по созданию
и внедрению новой техники и средств на проведение научно-исследовательских
работ.
85. Определять размер средств,
оставляемых в распоряжении руководителей предприятий (организаций) для
премирования за создание и внедрение новой техники, в пределах от 25 до 50
процентов отчислений, производимых этими предприятиями (организациями) на
указанные цели, в зависимости от объема работ по новой технике, выполняемых
данным предприятием (организацией).
86. Расходовать на оплату труда
изобретателей и рационализаторов, привлекаемых для участия в осуществлении
работ по внедрению их предложений, средства, предназначенные на
изобретательство и рационализацию по сметам предприятий и организаций, а также
бюджетные ассигнования в пределах общего фонда заработной платы.
В области
капитального строительства
87. Утверждать в соответствии с
действующим порядком проектные задания на строительство объектов. Изменение
основных показателей утвержденных совнархозом проектных заданий производится в
исключительных случаях в установленном порядке.
88. Утверждать титульные списки
переходящих строек производственного назначения в порядке, установленном
Советом Министров СССР.
89. Утверждать
титульные списки на работы по автоматизации, механизации и интенсификации
производственных процессов, замене, модернизации устаревшего оборудования и на
другие работы, связанные с улучшением технико-экономических показателей и
осуществляемые на действующих предприятиях за счет капитальных вложений, при
сметной стоимости этих работ до 0,5 млн. рублей на каждом предприятии, а также
титульные списки на работы по бурению скважин и подключению газовых и нефтяных
месторождений к сетям действующих магистралей и на горнокапитальные
работы на действующих шахтах, разрезах, рудниках, приисках и карьерах для
обеспечения добычи полезных ископаемых при сметной стоимости этих работ до 1,5
млн. рублей.
В сметную стоимость указанных выше горнокапитальных работ, выполняемых для обеспечения добычи
полезных ископаемых на действующем горизонте, не включается сметная стоимость
подготовки новых горизонтов, осуществляемой на этом предприятии одновременно с
указанными работами.
Титульные списки на
работы по подготовке новых горизонтов на действующих предприятиях при сметной
стоимости работ по каждому горизонту до 1,5 млн. рублей утверждаются в
таком же порядке.
90. Утверждать в установленном порядке
годовые внутрипостроечные титульные списки переходящих строек в пределах установленных для этих строек планов ввода в
действие производственных мощностей и основных фондов.
91. Перераспределять в необходимых
случаях по согласованию с подрядными организациями капитальные вложения и
объемы строительно-монтажных работ между стройками одной и той же отрасли,
титульные списки которых утверждаются совнархозом, без изменения плана ввода в
действие производственных мощностей и основных фондов.
92. Перераспределять в необходимых
случаях между отраслями, предприятиями и стройками (без изменения плана ввода в
действие производственных мощностей и основных фондов) капитальные вложения,
выделенные: а) на обновление действующего парка оборудования, реконструкцию и
модернизацию цехов и агрегатов; б) на горнокапитальные
работы на действующих предприятиях, реконструкцию горного хозяйства, развитие
карьеров и проведение других мероприятий по воспроизводству и сохранению фронта
горных работ в угольной, металлургической, химической промышленности,
промышленности строительных материалов и др.; в) на разведочное и
эксплуатационное бурение на действующих нефтепромыслах, газовых и сланцевых
месторождениях; г) на приобретение всех видов технологического и другого
оборудования.
О произведенном перераспределении
капитальных вложений совнархоз сообщает госплану и госстрою союзной республики, республиканскому совнархозу, а
также СНХ СССР.
93. Устанавливать для реконструируемых
предприятий объемы капитальных вложений на модернизацию и замену устаревшего
оборудования в пределах выделенных капитальных вложений по соответствующей
отрасли промышленности, без изменения заданий по вводу в действие
производственных мощностей и основных фондов.
94. Распределять по предприятиям объемы
строительно-монтажных работ, подлежащие выполнению за счет нецентрализованных
источников финансирования.
95. Заключать с подрядными
строительно-монтажными организациями договоры на проведение работ по
капитальному ремонту зданий и сооружений, по строительству объектов,
осуществляемому за счет нецентрализованных источников финансирования, с
передачей подрядным организациям строительных материалов, а также численности
работников и фонда заработной платы в пределах плана по труду, установленного
совнархозу.
96. Заключать с подрядными
строительно-монтажными организациями договоры на изготовление на стройках нестандартизированного оборудования и металлоконструкций с
передачей подрядным организациям соответствующих материалов и изделий.
Стоимость этих работ (без стоимости деталей заводского изготовления) включается
в планы подрядных работ и соответственно в объем выполненных подрядных
строительно-монтажных работ, без увеличения сметной стоимости строительства.
97. Разрешать
директорам строящихся предприятий финансировать строительство отдельных
объектов, стоимость работ по которым (уточненная сметами к рабочим чертежам)
превышает сумму, предусмотренную на этот объект в сводном сметно-финансовом
расчете, в пределах утвержденного общего сметного лимита по стройке в целом,
при условии получения экономии по другому объекту или виду затрат против
ассигнований по сводному сметно-финансовому расчету.
98. Утверждать графики
ввода в действие и ремонта неустановленного оборудования, имеющегося на
предприятиях и в организациях совнархоза, а также изменять сроки сдачи в монтаж
импортного оборудования при условии обеспечения ввода в действие
производственных мощностей в установленные планом сроки и в пределах сроков
гарантий иностранных фирм (за исключением объектов, строительство которых
осуществляется на базе комплектного импортного оборудования).
99. Принимать от
государственных предприятий и организаций, не подведомственных совнархозу, и
выделять им в порядке долевого участия на строительство промышленных,
жилищно-коммунальных и культурно-бытовых объектов, сооружений транспорта, связи
и других объектов необходимые средства, предусмотренные на эти цели
утвержденным планом, передавать этим предприятиям и организациям материалы и
оборудование или фонды на них, а также лимиты по труду, необходимые для
осуществления указанных работ, с последующим сообщением госплану союзной республики и республиканскому совнархозу.
100. Передавать предприятиям и
организациям, не подведомственным совнархозу, а также принимать от них не
законченные строительством здания и сооружения вместе с утвержденными для них
планом финансирования и фондами на материалы и оборудование, с последующим
сообщением госплану союзной республики и
республиканскому совнархозу.
101. Утверждать согласованные с подрядной
организацией дополнительные единичные расценки, потребность в которых возникает
в ходе строительства объектов, и сметные нормы на работы и конструкции, не
предусмотренные в общесоюзных справочниках.
102. Производить в установленном порядке
приемку в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и
сооружений, а также законченных разведкой месторождений полезных ископаемых.
103. Производить в
пределах планов капитальных вложений по соответствующим отраслям, без изменения
заданий по вводу в действие производственных мощностей, централизацию
выделяемых предприятиям средств, предусмотренных в сметах на строительство
складских баз, гаражей, автостоянок, автомастерских, автобаз, объектов
энергоснабжения, ремонтного хозяйства, объектов подчиненного совнархозу
автомобильного и железнодорожного транспорта и других объектов, а также средств
на приобретение автомобильного транспорта и подвижного состава железнодорожного
транспорта, но не свыше ассигнований на эти цели, предусмотренных в
сметно-финансовых расчетах, имея в виду осуществление строительства
объединенных сооружений для групп предприятий вместо строительства мелких
сооружений для каждого предприятия.
104. Создавать аппарат дирекции на вновь
начинаемом строительстве, предусмотренном в плане, при наличии утвержденного
проектного задания.
105. Иметь в строительных организациях,
выполняющих работы хозяйственным способом, производственный персонал
проектировщиков и сметчиков для выполнения проектно-сметных работ, не
предусмотренных планом работ проектных организаций, с отнесением затрат по
содержанию этого персонала за счет накладных расходов в строительстве.
Численность указанного персонала устанавливается в пределах планов по труду в
строительстве и по утвержденной номенклатуре должностей.
106. Передавать другим
совнархозам, исполкомам Советов депутатов трудящихся, министерствам и
ведомствам (или принимать от них) на строительство, расширение и реконструкцию
объектов водоснабжения, канализации, газо- и теплоснабжения, электроснабжения,
транспорта и других инженерных сооружений и сетей капитальные вложения,
предусмотренные на эти цели в сметах на строительство объектов
производственного назначения и в плане соответствующего года.
107. Закрывать в установленном порядке
сводные сметы и сводные сметно-финансовые расчеты на строительство,
реконструкцию и расширение предприятий, зданий и сооружений после ввода их в
постоянную эксплуатацию.
В области
материально-технического снабжения и сбыта
108. Распределять и в необходимых случаях
перераспределять сырье, материалы, топливо, электроэнергию, оборудование,
транспортные средства и другие материально-технические ресурсы между
подведомственными предприятиями, организациями и учреждениями.
Перераспределение оборудования, приборов,
кабельных и других изделий, полученных для строек, комплектуемых союзглавкомплектами при СНХ СССР и другими комплектующими
организациями, производится по согласованию с этими организациями.
Утверждать в установленном порядке нормы
расхода сырья, материалов, топлива и электроэнергии и нормы производственных
запасов.
109. Производить с согласия потребителей поставку
продукции в счет фондов следующего квартала, а в IV квартале - авансом в счет
фондов будущего года за счет перевыполнения плана производства и за счет
фондов, не выбранных другими потребителями.
110. Вносить в утвержденные показатели
плана снабжения уточнения, вытекающие из отдельных решений Совета Министров
СССР, ВСНХ СССР, СНХ СССР и Совета Министров союзной республики об изменении
планов производства и поставок, с последующим сообщением СНХ СССР, госплану союзной республики, республиканскому совнархозу и
органам ЦСУ.
111. Передавать другим совнархозам,
министерствам и ведомствам фонды и материальные ресурсы, необходимые для
изготовления конструкций и деталей по заключенным совнархозом договорам.
112. Устанавливать дифференцированные
планы складского и транзитного оборота по отдельным снабженческо-сбытовым
организациям в пределах общего размера складских и транзитных операций,
предусмотренного планом по совнархозу в целом, а также наценки по отдельным
снабженческо-сбытовым организациям в пределах среднего размера наценки,
установленного по совнархозу.
113. Реализовывать государственным,
общественным и кооперативным предприятиям и организациям излишние для
совнархоза и не используемые им материалы, сырье, оборудование и транспортные
средства, если в течение месячного, а по скоропортящимся продуктам -
трехдневного срока с момента извещения о наличии такой продукции
республиканские органы снабжения и сбыта не выдали нарядов на поставку этой
продукции.
114. Передавать фонды и материальные
ресурсы, необходимые для изготовления изделий по плану кооперированных
поставок, в тех случаях, когда головные заводы находятся в ведении данного
совнархоза, другим совнархозам, министерствам и ведомствам, поставляющим по
кооперации отдельные детали и узлы для головного завода.
115. Использовать при досрочном вводе в
действие промышленных предприятий или цехов (агрегатов) для нужд совнархоза всю
продукцию, произведенную на этих предприятиях или в цехах (агрегатах) за время
их работы до наступления установленного срока ввода их в действие.
В области труда и
заработной платы
116. Устанавливать для
предприятий, руководителям которых не предоставлено право утверждать структуру
и штаты цехов и отделов заводоуправлений, а также для организаций и учреждений
численность административно-управленческого персонала и должностные оклады
работников в пределах утвержденного плана по труду и фонда заработной платы,
руководствуясь при этом типовыми штатами и схемами должностных окладов, установленными
для работников данного предприятия (организации, учреждения).
Должностные оклады указанных работников
утверждаются в пределах средней заработной платы по штатному расписанию.
Штаты и сметы
административно-управленческих расходов предприятий регистрации в финансовых
органах не подлежат.
117. Создавать,
реорганизовывать и ликвидировать предприятия (в том числе производственные
объединения - фирмы), ремонтно-строительные организации, лаборатории,
конструкторские бюро, проектно-технологические организации, учебные комбинаты,
школы по подготовке мастеров, курсы по повышению квалификации и другие
хозяйственные организации в пределах утвержденных совнархозу плана по труду и
бюджетных ассигнований, а средние специальные учебные заведения и другие бюджетные
организации - с разрешения Совета Министров союзной республики.
Комбинаты и тресты, не являющиеся
производственными предприятиями, образуются совнархозом в порядке,
устанавливаемом Советом Министров союзной республики, а
научно-исследовательские организации - по согласованию с Государственным
комитетом по координации научно-исследовательских работ СССР.
118. Утверждать структуру аппарата совета
народного хозяйства (включая его управления, главные управления и отделы), а
также штаты и должностные оклады работников в пределах утвержденной численности
работников и фонда заработной платы аппарата совнархоза, с соблюдением схемы
должностных окладов.
119. Утверждать штаты отдельных
учреждений и организаций, для которых по условиям работы не могут быть применены
типовые штаты.
120. Устанавливать
должностные оклады и условия премирования для работников предприятий и
организаций по вновь вводимым должностям, не предусмотренным в действующих
схемах должностных окладов и положениях о премировании, применительно к должностным
окладам и условиям премирования, утвержденным для соответствующих категорий
работников, по согласованию: по предприятиям - с Государственным комитетом
Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС, а по
хозяйственным и бюджетным организациям и учреждениям - с Министерством
финансов СССР и ВЦСПС.
121. Переводить
подведомственные совнархозу предприятия и организации из одной группы по оплате
труда руководящих и инженерно-технических работников в другую в связи с
изменением объема производства (работ) и относить вновь создаваемые предприятия
и организации к соответствующей группе (категории) по оплате труда руководящих
и инженерно-технических работников, руководствуясь утвержденными показателями
распределения этих предприятий и организаций по группам (категориям) оплаты
труда.
При отсутствии утвержденных показателей
относить вновь создаваемые предприятия и организации к соответствующей группе
(категории): предприятия - по согласованию с Государственным комитетом Совета
Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС, а бюджетные и
хозяйственные организации - по согласованию с Министерством финансов СССР и
ВЦСПС.
122. Устанавливать по
согласованию с советами профсоюзов по подведомственным предприятиям при
утверждении годового плана дифференцированные размеры премий за выполнение и
перевыполнение предусмотренных типовыми положениями показателей премирования
руководящих, инженерно-технических работников и служащих с учетом улучшения
показателей по сравнению с плановыми показателями и показателями других
предприятий или по сравнению с установленными нормативами, при этом премии по
соответствующим показателям не должны превышать максимальных размеров, предусмотренных типовыми положениями о премировании для
данной отрасли.
123. Применять по согласованию с
Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной
платы в виде опыта на отдельных предприятиях и в организациях новые, более
совершенные системы оплаты труда и премирования работников в пределах утвержденного
фонда заработной платы совнархоза.
124. Вводить по согласованию с
Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной
платы для отдельных категорий рабочих при переводе их со сдельной на
повременную систему оплаты труда тарифные ставки, предусмотренные для
рабочих-сдельщиков.
125. Устанавливать для
подведомственных предприятий (производств) показатели качества продукции, за
улучшение которых могут быть премированы руководящие, инженерно-технические
работники и служащие до 15 процентов должностного оклада - в отраслях, где
максимальная сумма премий, выплачиваемая одному работнику по всем показателям,
установлена в размере 40 процентов оклада, и до 20 процентов - в отраслях, где
максимальная сумма премий установлена в размере 60 процентов оклада, в пределах
этих максимальных размеров.
126. Вводить в случаях, когда это
необходимо и экономически целесообразно по условиям производства, совмещение
профессий рабочих с соответствующей доплатой за счет использования части
экономии, получаемой вследствие сокращения численности рабочих по этим
профессиям, согласно перечню профессий, утверждаемому Государственным комитетом
Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы по представлению
совнархоза.
127. Вносить в
отдельных случаях по согласованию с советами профсоюзов по представлению
директоров предприятий в перечень профессий рабочих и работ, оплачиваемых по
повышенным тарифным ставкам (установленным для рабочих, занятых на горячих,
тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда и на работах с особо
тяжелыми и особо вредными условиями труда), дополнительно другие профессии
рабочих и работы, аналогичные по условиям труда профессиям рабочих и
работам, перечисленным в типовом перечне по соответствующей отрасли.
128. Устанавливать,
сверх утвержденного совнархозу плана по труду, численность и фонды заработной
платы работников строительных организаций совнархоза, занятых на
строительно-монтажных работах, осуществляемых хозяйственным способом за счет
специальных источников финансирования, предусмотренных соответствующими
решениями Правительства СССР (фонд предприятия, ссуды Госбанка СССР, премии по
социалистическому соревнованию и др.), в соответствии с утвержденными для
аналогичных строительных организаций показателями по выработке и средней
заработной плате рабочих, занятых в
строительстве.
129. Производить в
пределах общего фонда заработной платы, установленного для совнархоза, выплату
премий работникам предприятий и организаций за выполнение важных заданий помимо
премий, предусмотренных действующими положениями об оплате труда и системами премирования,
и сверх максимальных размеров премий, а также оказывать единовременную помощь,
расходуя на указанные цели не более 0,05 процента общего фонда заработной
платы, установленного для предприятий и организаций совнархоза.
130. Устанавливать работникам аппарата
совнархоза и подведомственных предприятий, организаций и учреждений
персональные оклады в размере до 350 рублей, независимо от размеров должностных
окладов, в пределах утвержденных совнархозу специальных фондов персональных
надбавок к должностным окладам.
131. Расходовать в пределах фонда
заработной платы, утвержденного по смете на содержание аппарата совнархоза, до
1 процента фонда заработной платы на мероприятия по повышению квалификации
работников аппарата совнархоза.
132. Устанавливать по согласованию
с советами профсоюзов режим рабочего времени и отдыха работников отдельных
групп предприятий с соблюдением общей продолжительности рабочего времени,
предусмотренной действующим законодательством, в соответствии с положением о
режиме рабочего времени и отдыха, утверждаемым Государственным комитетом Совета
Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС по представлению
совнархоза.
133. Утверждать по согласованию с
советами профсоюзов перечень должностей работников с ненормированным рабочим
днем, которым продолжительность дополнительных отпусков устанавливается
руководителем предприятия, организации, учреждения совместно с профсоюзной
организацией.
134. Вносить по согласованию с советами
профсоюзов изменения и дополнения в установленные отраслевые нормы спецодежды и
спецобуви в связи с особыми местными
производственными и климатическими условиями, в пределах материальных фондов и
денежных средств, выделенных совнархозу на эти цели.
135. Вносить по согласованию с
Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной
платы, Министерством здравоохранения СССР и ЦК соответствующего профсоюза
изменения и дополнения в списки работ с вредными и тяжелыми условиями труда, к
которым не допускаются женщины и подростки.
136. Совместно с советами профсоюзов:
присуждать коллективам предприятий -
победителям в социалистическом соревновании переходящие Красные Знамена и
денежные премии в соответствии с установленными положениями и присваивать
почетное звание коллектива коммунистического труда;
присваивать звания
"Почетный металлург", "Почетный горняк", "Почетный
шахтер" и другие, награждать знаком "Шахтерская слава" всех
степеней, значком "Отличник социалистического соревнования",
присваивать звание лучшего работника до профессии.
В области
финансирования и кредитования
137. Утверждать в соответствии с
народнохозяйственным планом и бюджетом союзной республики балансы доходов и
расходов (финансовые планы) подведомственных предприятий и организаций, а также
сметы бюджетных учреждений, с последующим сообщением республиканскому
совнархозу и соответствующим финансовым органам.
138. Изменять размеры плановой прибыли,
нормативы оборотных средств и другие показатели финансового плана по
предприятиям и организациям и видам деятельности предприятия или организации в
соответствии с изменением хозяйственных планов, без изменения общей суммы
прибыли, нормативов собственных оборотных средств и взаимоотношений с бюджетом
по совнархозу в целом.
139. Утверждать подведомственным
предприятиям и организациям общий размер (норматив) собственных оборотных средств в целом, с выделением норматива по готовым изделиям.
140. Перераспределять между предприятиями
и организациями излишки собственных оборотных средств по данным годовых
отчетов, а также при изменении нормативов собственных оборотных средств.
141. Создавать резерв для оказания
предприятиям и организациям финансовой помощи:
а) за счет собственных оборотных средств
подведомственных предприятий и организаций (общий размер этой части резерва не
должен превышать 3 процентов норматива собственных оборотных средств
совнархоза);
б) за счет сверхплановой прибыли (в
размерах, установленных действующим законодательством).
Оказывать временную финансовую помощь
предприятиям и организациям и в случае необходимости восполнять им недостаток
оборотных средств до установленных нормативов, а также увеличивать нормативы
отдельным предприятиям и организациям за счет внутренних ресурсов и резерва
совнархоза для оказания финансовой помощи.
142. Разрешать
подведомственным предприятиям и организациям использовать для строительства
жилых домов, детских садов и яслей, пионерских лагерей, зданий
общеобразовательных школ, школ рабочей молодежи, коммунальных сооружений и
больниц дополнительно сверх сумм, отчисляемых в фонд предприятия (организации),
установленную действующим законодательством часть сверхплановой прибыли,
полученной данным предприятием (организацией), а по планово-убыточным
предприятиям - часть сверхплановой экономии от снижения себестоимости
продукции.
143. Открывать в банках расчетные счета
для перераспределения между подведомственными предприятиями и организациями
собственных оборотных средств, сумм на образование фонда освоения новой техники
и других средств, а также расчетные счета по средствам резерва для оказания
финансовой помощи предприятиям и организациям.
144. Увеличивать или уменьшать по
истечении I квартала по согласованию с министерством финансов союзной
республики не более чем на 10 процентов годовые бюджетные ассигнования:
на прирост собственных оборотных средств,
операционные и другие затраты, на финансирование хозяйства - в пределах общей
суммы годовых ассигнований, предусмотренных по бюджету для совнархоза на все
виды указанных расходов в целом;
на расходы по подготовке кадров, на
содержание научно-исследовательских учреждений и на содержание, с учетом
предложений профсоюзных организаций, детских садов, яслей и на другие
мероприятия по просвещению и здравоохранению - в пределах общей суммы годовых
ассигнований, предусмотренных по бюджету для совнархоза на все виды указанных
расходов в целом.
Указанные изменения могут быть
произведены по всем статьям, кроме ассигнований на капитальные вложения,
заработную плату и управленческие расходы.
145. Увеличивать по согласованию с
министерством финансов союзной республики до 10 процентов бюджетные
ассигнования на квартал по совнархозу за счет ассигнований на
те же цели, предусмотренных на следующий квартал.
146. Перераспределять
между подведомственными предприятиями и организациями собственные средства,
предусмотренные по плану на финансирование прироста оборотных средств, на
покрытие плановых убытков, на финансирование капитальных вложений,
научно-исследовательских работ, работ по освоению новой техники и других
мероприятий, с учетом выполнения плана накоплений.
Давать в случае необходимости учреждениям
Госбанка СССР и Стройбанка СССР поручения на бесспорное взыскание указанных средств с расчетных счетов предприятий и организаций, а также
на взыскание средств, полученных предприятиями и организациями в порядке
временной финансовой помощи и не возвращенных в срок.
Устанавливать и производить в необходимых
случаях централизованную оплату счетов поставщиков за оборудование и
транспортные средства.
147. Перераспределять по согласованию с
конторами банков, в соответствии с ходом выполнения хозяйственных планов, между
подведомственными предприятиями и организациями установленные по планам кредиты
под сезонные затраты и материальные ценности.
Перераспределение кредитов производить
без увеличения кредита под сверхнормативные запасы товаров у торгующих
организаций.
148. Оставлять в своем распоряжении
резерв в размере до 5 процентов от сумм кредитов, установленных по кредитным
планам Госбанка СССР и Стройбанка СССР.
149. Утверждать объем финансирования
капитального ремонта по подведомственным предприятиям и организациям.
Перераспределять между предприятиями и
организациями средства амортизационных отчислений, предназначенные на
капитальный ремонт, при условии обеспечения выполнения установленного плана
ремонта, реконструкции и модернизации оборудования, производимых за счет этих
средств.
150. Создавать резерв за счет
амортизационных отчислений на капитальный ремонт (в размере до 2 процентов
общего объема этих отчислений) для оказания помощи отдельным предприятиям в
проведении ремонтов, не предусмотренных планом.
151. Рассматривать и утверждать по итогам
деятельности за год фонды предприятий (организаций) при выполнении условий,
предусмотренных решениями Совета Министров СССР об образовании этих фондов, и
разрешать в отдельных случаях образование фонда полностью или в уменьшенном
размере при частичном невыполнении условий в соответствии с действующими
положениями об этих фондах.
Сокращать размер отчислений в указанный
фонд по предприятиям, допустившим выпуск продукции низкого качества (с
отступлениями от ГОСТов, межреспубликанских или республиканских технических
условий), а также с нарушением условий, предусмотренных договорами.
152. Разрешать списание с балансов
предприятий и организаций затрат по прекращенному строительству и затрат на
проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству в размере до
100 тыс. рублей по каждой стройке, а также расходов на геологоразведочные
работы.
153. Устанавливать в
соответствии с действующим законодательством порядок списания основных фондов
(средств), утративших свое производственное значение, а также устанавливать
порядок списания в лом изношенных и непригодных для дальнейшего использования в
народном хозяйстве оборудования и транспортных средств, изделий, находящихся в
незавершенном производстве, оснастки и инструмента для продукции, снятой с
производства, за исключением тех видов оборудования и других материальных
ценностей, порядок списания которых установлен
решениями вышестоящих органов.
154. Утверждать подведомственным
производственным предприятиям общую сумму административно-управленческих
расходов, а прочим предприятиям и организациям - общую сумму
административно-управленческих расходов с выделением фонда заработной платы.
155. Относить расходы по командировке за
границу работников аппарата совнархоза за счет общей экономии по смете
административно-управленческих расходов, а при отсутствии экономии - за счет
общих ассигнований по балансу доходов и расходов совнархоза.
156. Разрешать, в случае особой
необходимости, по согласованию с конторами Госбанка СССР и Стройбанка СССР
целевые переводы средств предприятиям и организациям
на цели, предусмотренные решениями Правительства СССР.
157. Выдавать Госбанку СССР и Стройбанку
СССР гарантийные обязательства о погашении в установленные сроки ссуд, выданных
на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств,
предприятиями, переводимыми на особый режим кредитования и расчетов, а также в
других случаях, предусмотренных решениями Правительства СССР и правилами
банков.
158. Производить расходы, связанные с
перебазированием производственных предприятий, организаций по бурению нефтяных,
газовых и других скважин, по сметно-финансовым расчетам, согласованным с
республиканской конторой Стройбанка СССР и республиканским совнархозом, за счет
средств, предусмотренных в сметах на строительство и бурение.
159. Передавать безвозмездно с баланса на
баланс:
здания и сооружения, в том числе жилые
дома, - государственным предприятиям и организациям союзного, республиканского
и местного подчинения.
Передача зданий и
сооружений предприятиям и организациям союзного подчинения производится с
согласия Совета Министров союзной республики;
демонтированное, а
также излишние и неиспользуемые оборудование и транспортные средства -
государственным предприятиям и организациям союзного, республиканского и
местного подчинения;
неиспользуемые оборудование и инструмент,
опытные образцы машин и приборов, а также техническую документацию, чертежи и
каталоги этих образцов - научно-исследовательским учреждениям, школам и другим
учебным заведениям для научно-исследовательских и учебных целей.
Оборудование, полученное предприятиями
или организациями для целей комплектования, а также оборудование, числящееся на
балансе капитального строительства, передается за плату;
культурно-просветительные учреждения и
спортивные сооружения с принадлежащим им инвентарем и другим имуществом -
профсоюзным организациям и по согласованию с профсоюзными органами - другим
общественным организациям и исполкомам местных Советов депутатов трудящихся, а
лечебные учреждения - органам здравоохранения;
неиспользуемую литературу из фондов своих
библиотек - библиотекам других организаций.
160. Передавать предприятиям и
организациям, не подведомственным совнархозу, или принимать от них столовые,
магазины и другие торговые предприятия.
161. Дифференцировать в годовых
финансовых планах подведомственных организаций, осуществляющих строительство
хозяйственным способом, размеры накладных расходов, в том числе
административно-хозяйственных расходов, за счет и в пределах плановых
накоплений этих организаций.
162. Централизовать в необходимых случаях
с согласия подведомственных предприятий и организаций их средства, направляемые
на жилищное, культурно-бытовое строительство и строительство детских
учреждений.
* * *
163. Совет народного хозяйства
экономического района имеет право передавать на решение отраслевых управлений
(главных управлений) и отделов, а также производственных объединений (фирм)
вопросы в пределах прав, предоставленных совнархозу настоящим Положением.
164. Совет народного хозяйства
экономического района утверждает положения об отраслевых управлениях (главных
управлениях) и отделах, а также уставы (положения) подведомственных ему
предприятий, организаций и учреждений, положение об арбитраже совнархоза и
порядок рассмотрения споров между подведомственными ему предприятиями и
организациями.
Арбитраж совнархоза имеет право выдавать
приказы на принудительное выполнение выносимых им решений.