МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РСФСР
6 сентября 1965 г. N 32/735
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РСФСР
9 сентября 1965 г. N 08/977
ПИСЬМО
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИИ СРЕДСТВ
НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ РАБОТНИКАМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Согласно
Постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 г. N 620
"О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения,
жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других
отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население"
перевод на новые условия оплаты труда указанных работников производится в
пределах средств, предусмотренных в народнохозяйственном плане и в
государственном бюджете на эти цели.
В связи с этим органы здравоохранения на
местах должны провести конкретные мероприятия по изысканию внутренних ресурсов,
обеспечивающих введение новых условий оплаты труда в пределах фонда заработной
платы, предусмотренного в бюджете на 1965 год.
Министерство здравоохранения РСФСР и Министерство
финансов РСФСР письмом от 21 - 22 мая 1965 г. N 32-435/08/647 направили органам
здравоохранения и финансовым органам рекомендации по изысканию экономии средств
на заработную плату работников здравоохранения путем упорядочения работы
медицинских работников в соответствии с действующим законодательством.
Однако, как показала проверка, в
отдельных АССР, краях и областях эти рекомендации были восприняты как
категорические указания на проведение перечисленных в письме мероприятий без
учета конкретных условий работы отдельных учреждений и их структурных
подразделений. В некоторых районах и учреждениях были отменены полностью
совместительства врачей, прекращена замена всех лиц, ушедших в отпуск, платными
заместителями, включая и постовой персонал и т.д.
В некоторых учреждениях изыскания
источников экономии фонда заработной платы и проведение соответствующих
мероприятий осуществлялось без участия профсоюзных организаций, а также без
проведения соответствующей разъяснительной работы среди медицинского персонала.
Учитывая изложенное, а также в связи с
поступающими с мест запросами, Министерство здравоохранения РСФСР и
Министерство финансов РСФСР рекомендуют руководствоваться при проведении работы
по изысканию экономии фонда заработной платы следующим:
1. Продолжить, с учетом местных условий,
работу по объединению и укрупнению мелких учреждений здравоохранения и
структурных подразделений.
2. Вакантные должности могут замещаться
только при наличии для них фонда заработной платы в данном учреждении. Из
штатных расписаний эти должности не исключаются.
3. Упорядочить работу врачей по
совместительству с оплатой этой работы только за фактически отработанное время,
в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10 декабря 1959 г. N
1367.
Не допускать совместительства
медицинского персонала в том же учреждении при работе этого учреждения в одну
смену.
Работу врачам по совместительству в общей
сложности до 2-х ставок предоставлять, как правило, на станциях (пунктах)
скорой неотложной помощи, в сельских участковых больницах, в комиссиях ТЭКа и
на преподавательских должностях в медицинских училищах в пределах лимита,
установленного по количеству физических лиц, Министерством здравоохранения
РСФСР.
4. Сократить сверхурочные работы. В
случаях острой необходимости в таких работах должно быть обеспечено строгое
соблюдение установленного Кодексом законов о труде лимита не более 120 часов в
год на одного работающего.
5. Пересмотреть в сторону сокращения
штатные расписания медицинского персонала инфекционных больниц и родильных
домов, установив их в соответствии с новыми штатными нормативами.
6. Обслуживание больных в вечернее и
ночное время производить, как правило, наличным составом штатных врачей в
пределах месячной нормы их рабочего времени и с учетом занимаемых должностей
(основных и по совместительству).
При этом, кроме
врачей-ординаторов отделений и заведующих отделениями, к дежурствам могут
привлекаться и другие врачи, ведущие лечебную работу.
В счет месячной нормы рабочего времени,
без дополнительной работы, т.е. за счет некоторого сокращения продолжительности
ежедневного рабочего дня, ординатор стационара должен нести 2 дежурства,
ординатор родильного дома 4 дежурства, ординатор поликлиники несет 1 дежурство,
при условии фактической недогрузки его по работе в поликлинике.
При этом следует иметь в виду, что
продолжительность работы (смены) не должна превышать 12 часов подряд, включая
работу в ночное время, а продолжительность перерыва между сменами должна
устанавливаться не менее двойной продолжительности
работы (дежурства) в предшествующую смену.
Поэтому каждый врач ординатор стационара должен
выполнить дежурства в счет своей месячной нормы рабочего времени в объеме 24
часов, врач ординатор родильного дома, соответственно, 48 часов.
Указанное количество дежурств
устанавливается в том случае, если число обслуживаемых ординатором коек (штатных)
не превышает норму, установленную действующими штатными нормативами:
- фтизиатрия, дерматовенерология - 30 коек
- терапия, хирургия, ушные,
глазные - 25 коек
- педиатрия, неврология, урология - 20 коек
- нейрохирургия, радиология - 15 коек
- акушерство (родильный дом или родильное
отделение) - 15 коек
- отделение полиомиелита - 13 коек
- легочная хирургия - 12 коек.
При нагрузке, превышающей установленную штатными нормативами, число дежурств снижается
и, наоборот, при условии неполной нагрузки, число дежурств увеличивается.
В зависимости от длительности дежурств,
предусмотренных графиком работы (например, 6 час., 12
час.) конкретное количество дежурств на одного врача-ординатора стационара,
врача-ординатора родильного дома, врача поликлиники в месяц устанавливается
путем деления общего количества часов на дежурства в счет месячной нормы рабочего
времени на длительность одного дежурства.
Пример: Врач-ординатор стационара
больницы дежурит в вечернее время с 15 час. до 21 час. Продолжительность 1 дежурства составляет 6 часов,
следовательно, этот врач должен иметь 4 дежурства в месяц по 6 часов (24 час., 6 час.).
При отсутствии возможности обеспечить
врачебные дежурства имеющимся составом врачей в пределах месячной нормы их
рабочего времени оплата за дополнительные дежурства без занятия штатной
должности должна производиться этим врачам за счет специально предусмотренного
фонда или в пределах общего фонда заработной платы, утвержденного по смете
лечебного учреждения.
Несение таких дежурств без занятия
штатной должности не считается работой по совместительству и может выполняться
врачами сверх работы на 1,5 ставки.
7. В случае,
если для обеспечения круглосуточных постов число должностей медицинского
персонала рассчитано с учетом предоставления каждому работнику отпуска, вопрос
о дополнительных расходах на замену лиц, уходящих в отпуск, не возникает.
Для учреждений здравоохранения, которые
не имеют необходимой численности работников, обеспечивающей замены лиц,
уходящих в отпуск, в фонде заработной платы должны предусматриваться
соответствующие ассигнования.
В стационарах нагрузка на одну врачебную должность
нередко установлена из расчета минимальной нормы. На время отпусков она может
быть повышена до максимальной нормы.
Практика показывает, что в отдельных
больницах в летнее время по различным причинам койки используются не полностью,
а также снижается число посещений в поликлиниках.
В этих случаях следует пересматривать
расстановку медицинского персонала с учетом доведения нагрузки до существующих
норм.
Пример: В терапевтическом отделении
больницы на 100 коек установлено по штатному расписанию 5 должностей
врачей-ординаторов. В связи с капитальным ремонтом в отделении закрыта часть
палат и в отделении находится в среднем 75 больных, для обслуживания которых
необходимо 3 врача-ординатора (по максимальной норме нагрузки). Один ординатор
в этом случае может быть отпущен в отпуск, а другой направлен в поликлинику для
замены участкового врача, ушедшего в очередной отпуск.
В тех случаях, когда при полной нагрузке
имеющегося персонала не может быть обеспечена замена лиц, уходящих в отпуск,
оплата за замещение должна производиться за фактически отработанное время.
Необходимо иметь в виду, что при
осуществлении мероприятий по изысканию экономии фонда заработной платы не
должно быть допущено ухудшение медицинского обслуживания населения, увеличение
объема работы медицинского персонала, сверх максимальных норм нагрузки, и
продолжительности рабочего дня, установленных действующим трудовым
законодательством и соответствующими приказами Министерства здравоохранения
СССР.
В связи с изданием настоящего письма
письмо Министерства здравоохранения РСФСР и Министерства финансов РСФСР N
32-435/08/647 от 21 - 22 мая 1965 года считать утратившим силу.
Министр здравоохранения РСФСР
В.ТРОФИМОВ
Министр финансов РСФСР
И.ФАДЕЕВ
Согласовано
с ЦК профсоюза
медицинских работников
Н.ГРИГОРЬЕВА
3 сентября 1965 года