ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 14 декабря 1966 г. N 558-VII
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЕ
Президиум Верховного Совета СССР
постановляет:
1. Утвердить Положение о военной
прокуратуре.
2. Часть первую статьи 50 Положения о
прокурорском надзоре в СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 24 мая 1955 года (Ведомости Верховного Совета СССР, 1955, N 9, ст.
222), изложить следующим образом: "При Генеральном Прокуроре СССР,
прокурорах союзных республик и Главном военном прокуроре состоят следователи по
особо важным делам".
3. Признать утратившими силу:
а) Постановление ЦИК и СНК СССР от 20
августа 1926 г. "О введении в действие Положения о военных трибуналах и
военной прокуратуре" (СЗ СССР, 1926, N 57, ст. 412);
б) "Положение о военных трибуналах и
военной прокуратуре" с последующими изменениями и дополнениями (СЗ СССР,
1926, N 57, ст. 413; 1928, N 33, ст. 291; 1929, N 39, ст. 336; 1930, N 47, ст.
485, N 49, ст. 509);
в) пункт 58 Постановления ЦИК СССР от 17
февраля 1927 г. "Об утверждении постановлений, принятых между сессиями
Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и подлежащих, на основании ст.
18 Основного Закона (Конституции) Союза ССР, утверждению 3-й сессией Центрального
Исполнительного Комитета Союза ССР 3-го созыва" (СЗ СССР, 1927, N 12, ст.
128);
г) статью 1 Постановления ЦИК и СНК СССР
от 17 августа 1928 г. "О порядке дисциплинарной ответственности работников
военных трибуналов и военной прокуратуры" (СЗ СССР, 1928, N 52, ст. 460);
д) Постановление ЦИК и СНК СССР от 30
января 1929 г. "Об изменении и дополнении Положения о военных трибуналах и
военной прокуратуре" (СЗ СССР, 1929, N 13, ст. 106);
е) Постановление ЦИК и СНК СССР от 26
октября 1929 г. "Об изменении и дополнении Положения о военных трибуналах
и военной прокуратуре" (СЗ СССР, 1929, N 70, ст. 655);
ж) пункты 72 и 75
Постановления ЦИК СССР от 10 января 1931 г. "Об утверждении постановлений,
принятых в период между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза
ССР и подлежащих, на основании ст. 18 Конституции Союза ССР, утверждению 3-й
сессией Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР 5-го созыва" (СЗ
СССР, 1931, N 5, ст. 65).
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
Н.ПОДГОРНЫЙ
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
М.ГЕОРГАДЗЕ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЕ
Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. В соответствии со статьей 113
Конституции СССР высший надзор за точным исполнением законов в Вооруженных
Силах СССР осуществляет Генеральный Прокурор СССР и подчиненные ему военные
прокуроры, в пределах своей компетенции.
Деятельностью военной прокуратуры
руководит Генеральный Прокурор СССР как непосредственно, так и через Главного
военного прокурора.
Военная прокуратура осуществляет свои функции независимо от каких бы то
ни было местных и военных органов, подчиняясь только Генеральному Прокурору СССР.
Статья 2. В соответствии с Положением о
прокурорском надзоре в СССР военная прокуратура призвана:
а) вести борьбу со
всякими посягательствами на безопасность СССР, боеспособность его Вооруженных
Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения воинской службы,
принимать меры к предупреждению правонарушений и устранению причин, их
порождающих;
б) следить за правильным и единообразным
применением законов СССР, союзных и автономных республик в Вооруженных Силах,
своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких
нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили;
в) охранять права и законные интересы
военнослужащих и их семей, рабочих и служащих Вооруженных Сил и других граждан,
а также воинских частей, учреждений, заведений, предприятий и организаций.
Всей своей деятельностью военная
прокуратура способствует укреплению социалистической законности в Вооруженных
Силах СССР и воспитанию военнослужащих в духе точного и неуклонного исполнения
советских законов, военной присяги, воинских уставов, приказов командиров и
начальников.
Статья 3. Военная прокуратура выполняет
свои функции по укреплению социалистической законности в Вооруженных Силах СССР
в тесном взаимодействии с военным командованием, политическими органами,
армейской и флотской общественностью.
Глава II
ПОЛНОМОЧИЯ ВОЕННЫХ ПРОКУРОРОВ И ВОЕННЫХ
СЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Статья 4. Главный военный прокурор и
подчиненные ему военные прокуроры, в пределах своей компетенции, осуществляют
надзор:
а) за соответствием приказов, инструкций,
положений, наставлений и других актов, издаваемых органами военного управления,
- Конституции и законам СССР, конституциям и законам союзных и автономных
республик, постановлениям Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и
автономных республик;
б) за исполнением законов всеми
военнослужащими, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а
также рабочими и служащими Вооруженных Сил СССР при выполнении ими обязанностей
по службе;
в) за исполнением законов в деятельности
органов дознания Вооруженных Сил СССР, военных следователей, а также
следователей органов государственной безопасности при расследовании ими дел,
подсудных военным трибуналам;
г) за соблюдением законности при
рассмотрении военными трибуналами уголовных и гражданских дел, отнесенных
законом к их ведению;
д) за соблюдением законности содержания
арестованных на гауптвахтах и осужденных, отбывающих наказание в дисциплинарных
частях.
Статья 5. Военные прокуроры, в пределах
своей компетенции, вправе:
а) истребовать приказы, инструкции и
другие акты, издаваемые органами военного управления и должностными лицами, для
проверки соответствия этих актов закону;
б) производить на месте проверку
исполнения законов в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о
нарушении закона, а также требовать от должностных лиц представления
необходимых документов и сведений;
в) в связи с имеющимися данными о
нарушении законов требовать от командиров и начальников производства проверок и
ревизий деятельности подчиненных им воинских частей, военных учреждений,
заведений, предприятий и организаций;
г) требовать от должностных лиц,
военнослужащих и других граждан личных объяснений по поводу нарушений закона.
Статья 6. Военные прокуроры
опротестовывают противоречащие закону приказы, инструкции и другие акты органов
военного управления. Протест на акт, противоречащий закону, вносится издавшему
его или вышестоящему командиру (начальнику).
Протест военного прокурора подлежит
рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок. О принятом по протесту
решении извещается военный прокурор, принесший протест.
Статья 7. Военные прокуроры обязаны
принимать и рассматривать заявления и жалобы на нарушения закона органами
военного управления, должностными лицами, военнослужащими, проверять эти
заявления и жалобы и принимать меры к восстановлению нарушенных прав и защите
законных интересов военнослужащих и других граждан.
Статья 8. Постановления военного
прокурора и военного следователя, вынесенные в соответствии с законом,
обязательны для исполнения органами военного управления, учреждениями,
предприятиями, организациями, военнослужащими и гражданами.
Статья 9. Военные прокуроры вносят
командирам (начальникам) представления об устранении нарушений закона, причин и
условий, способствующих преступлениям и другим нарушениям закона, а также о
принятии мер по укреплению социалистической законности и борьбе с
преступностью.
Военные следователи вносят представления
по расследованным уголовным делам на основаниях и в порядке, установленных
уголовно-процессуальными кодексами союзных республик.
Командиры (начальники) обязаны не позднее
чем в месячный срок рассмотреть представление военного прокурора или военного
следователя и принять необходимые меры по устранению нарушений закона и причин,
способствующих нарушению закона.
Статья 10. Главный военный прокурор на
основании обобщенных данных о состоянии социалистической законности и борьбы с
преступностью в Вооруженных Силах СССР вносит представления Министру обороны
СССР, Начальнику Главного политического управления Советской Армии и
Военно-Морского Флота, Главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командованию и
политическим органам пограничных и внутренних войск.
Главный военный
прокурор участвует в заседаниях Коллегии Министерства обороны СССР, Военных
советов видов Вооруженных Сил при обсуждении вопросов укрепления законности,
воинской дисциплины и борьбы с преступностью, а военные прокуроры видов
Вооруженных Сил, военных округов (фронтов), округов ПВО, групп войск, флотов,
армий, флотилий, соединений и гарнизонов - при обсуждении таких вопросов на
заседаниях соответствующих Военных советов и служебных совещаниях.
Статья 11. Надзор за точным исполнением
законов в деятельности органов дознания военные прокуроры осуществляют в
соответствии со статьями 17 - 21 Положения о прокурорском надзоре в СССР и
статьей 31 Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик.
Военные прокуроры вправе лично участвовать в производстве дознания, давать
органам дознания указания, поручать им выполнение отдельных следственных
действий и розыскных мер по делам, находящимся в производстве военных
следователей.
В соответствии со статьей 30 Основ
уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик военные следователи
по расследуемым ими делам вправе давать органам дознания поручения и указания о
производстве розыскных и следственных действий и требовать от них содействия
при выполнении отдельных следственных действий.
Указания и поручения военного прокурора и
военного следователя, данные в порядке, предусмотренном процессуальным
законодательством, являются для органов дознания обязательными.
О начатом дознании орган дознания
немедленно уведомляет военного прокурора.
Статья 12. Военные следователи расследуют
уголовные дела:
а) о преступлениях, совершенных
военнослужащими Вооруженных Сил СССР, военнообязанными во время прохождения ими
учебных сборов, а также лицами офицерского, сержантского и рядового состава
органов государственной безопасности;
б) о преступлениях, совершенных рабочими
и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в
расположении воинской части, военном учреждении, заведении, предприятии и
военной организации.
В отдельных местностях, в силу
исключительных обстоятельств, расследование всех преступлений может быть
возложено Генеральным Прокурором СССР на военных следователей.
Статья 13. При расследовании дела в
отношении одного лица или группы лиц по обвинению в совершении одного или
нескольких преступлений, если дело об одном из этих лиц или преступлений подследственно военному следователю, а о других -
следователю территориальной прокуратуры или органов охраны общественного
порядка, все дело расследуется военным следователем.
Статья 14. Военная прокуратура ведет учет
(регистрацию) всех преступлений, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил
СССР, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов.
О каждом преступлении, а также
происшествии, повлекшем гибель людей или другие тяжкие последствия, командиры
(начальники) немедленно уведомляют соответствующего военного прокурора.
Глава III
ОРГАНИЗАЦИЯ И КОМПЛЕКТОВАНИЕ ВОЕННЫХ ПРОКУРАТУР
Статья 15. Главная военная прокуратура
образуется в составе Прокуратуры СССР и возглавляется Главным военным
прокурором, назначаемым Президиумом Верховного Совета СССР сроком на пять лет
по представлению Генерального Прокурора СССР, которому Главный военный прокурор
подчинен.
Статья 16. Главный военный прокурор в
соответствии с предоставленными ему Генеральным Прокурором СССР полномочиями
руководит деятельностью военных прокуратур, осуществляет контроль
за их работой, обобщает прокурорскую и следственную практику, принимает
меры по повышению квалификации военных прокуроров и военных следователей,
проводит их аттестование, издает приказы и инструкции
в пределах своей компетенции.
Статья 17. Главный военный прокурор имеет
заместителей, старших помощников и помощников. Заместители и старшие помощники
Главного военного прокурора назначаются Генеральным Прокурором СССР.
В составе Главной военной прокуратуры
создаются отделы и канцелярия. Начальники отделов являются старшими
помощниками, а их заместители и начальник канцелярии - помощниками Главного
военного прокурора.
В составе отделов имеются военные
прокуроры отделов.
Статья 18. В Советской Армии и
Военно-Морском Флоте образуются военные прокуратуры военных округов (фронтов),
округов противовоздушной обороны, групп войск, флотов, армий, флотилий,
соединений и гарнизонов. При необходимости могут создаваться также военные
прокуратуры видов Вооруженных Сил СССР.
Статья 19. Военная прокуратура вида
Вооруженных Сил, военного округа (фронта), округа ПВО, группы войск, флота,
армии, флотилии, соединения и гарнизона возглавляется соответствующим военным
прокурором, который имеет заместителей, старших помощников и помощников.
В военных прокуратурах видов Вооруженных
Сил, военных округов (фронтов), округов ПВО, групп войск, флотов могут
создаваться отделы и канцелярия.
В военных прокуратурах армий, флотилий,
соединений и гарнизонов при необходимости могут создаваться
прокурорско-следственные и следственные участки.
В пределах своей компетенции военные
прокуроры издают приказы.
Военные прокуроры подчиняются
вышестоящему военному прокурору, Главному военному прокурору и Генеральному
Прокурору СССР.
Статья 20. При Главном военном прокуроре
состоят военные следователи по особо важным делам.
В военных прокуратурах видов Вооруженных
Сил, военных округов (фронтов), округов ПВО, групп войск, флотов имеются
старшие военные следователи, а в военных прокуратурах армий, флотилий,
соединений и гарнизонов - старшие военные следователи и военные следователи.
Статья 21. Военные прокуроры видов
Вооруженных Сил, военных округов (фронтов), округов ПВО, групп войск и флотов
назначаются Генеральным Прокурором СССР сроком на пять лет.
Военные прокуроры армий, флотилий,
соединений и гарнизонов назначаются Главным военным прокурором сроком на пять
лет.
Порядок назначения других работников
военных прокуратур и освобождения их от занимаемой должности определяется
Генеральным Прокурором СССР.
На должности военных прокуроров и военных
следователей назначаются офицеры, имеющие высшее юридическое образование.
Статья 22. Перечень штатных должностей
прокурорских и следственных работников военных прокуратур и соответствующих
этим должностям воинских званий утверждается Президиумом Верховного Совета СССР
по совместному представлению Генерального Прокурора СССР и Министра обороны
СССР.
Структура и штаты военных прокуратур
устанавливаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом
Вооруженных Сил СССР.
Статья 23. Генералы, офицеры и сержанты
(старшины) военной прокуратуры состоят на действительной военной службе, входят
в штатную численность Вооруженных Сил СССР, на них распространяются воинские
уставы и положения, определяющие порядок прохождения воинской службы, они
обеспечиваются всеми видами довольствия наравне с личным составом воинских
частей и учреждений Министерства обороны СССР.
Увольнение в запас и в отставку генералов
и офицеров военных прокуратур производится в соответствии с Положением о
прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР.
Статья 24. Присвоение офицерских званий
военнослужащим военных прокуратур производится по представлениям Главного
военного прокурора и военных прокуроров видов Вооруженных Сил, военных округов
(фронтов), округов ПВО, групп войск, флотов в порядке, установленном Положением
о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР.
Воинские звания генералов присваиваются
постановлениями Совета Министров СССР по совместному представлению Генерального
Прокурора СССР и Министра обороны СССР.
Статья 25. Военные прокуроры и военные
следователи поощряются и несут дисциплинарную ответственность по правилам
Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Союза ССР с тем, однако, что правом
поощрения военных прокуроров и военных следователей и наложения на них дисциплинарных
взысканий пользуются только вышестоящие военные прокуроры, Главный военный
прокурор и Генеральный Прокурор СССР.
Статья 26. Назначение и освобождение от
должностей рабочих и служащих военных прокуратур производится соответствующим
военным прокурором.
Статья 27. Материально-техническое
снабжение, финансирование, обеспечение транспортом, средствами связи и хранение
архивных материалов военных прокуратур возлагаются на соответствующие
учреждения Министерства обороны СССР.
Охрана служебных помещений военных
прокуратур, следственно-арестованных, содержащихся на
гауптвахтах, и их конвоирование осуществляются войсковыми частями.
Конвоирование лиц, содержащихся в
следственных изоляторах, тюрьмах и исправительно-трудовых колониях,
осуществляется на общих основаниях конвойной охраной Министерства охраны
общественного порядка СССР.
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
М.ГЕОРГАДЗЕ