СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 1967 г. N 640
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВАХ СССР
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР
от 02.09.1982 N 816 - СП СССР, 1982, N 25, ст.
130)
Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Общее положение
о министерствах СССР.
2. Поручить министрам СССР, исходя из
утвержденного настоящим Постановлением Общего положения о министерствах СССР,
разработать и представить в Совет Министров СССР проекты положений о
соответствующих министерствах СССР с учетом особенностей их деятельности.
Утверждено
Постановлением
Совета Министров СССР
от 10 июля 1967 г. N 640
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВАХ СССР
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР
от 02.09.1982 N 816 - СП СССР, 1982, N 25, ст.
130)
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ И
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МИНИСТЕРСТВА СССР
1. Министерство СССР является центральным
органом государственного управления, осуществляющим руководство соответствующей
отраслью народного хозяйства.
Министерство СССР несет перед партией,
государством и народом ответственность за состояние и дальнейшее развитие
отрасли, научно-технический прогресс и технический уровень производства,
качество выпускаемой продукции и за наиболее полное удовлетворение потребностей
страны во всех видах продукции отрасли.
2. Главными задачами министерства СССР
являются:
обеспечение всемерного развития
порученной ему отрасли как составной части народного хозяйства страны, высоких
темпов развития производства и роста производительности труда на основе
научно-технического прогресса в целях наиболее полного удовлетворения
потребностей народного хозяйства и обороны страны во всех видах продукции;
выполнение заданий государственного плана
и обеспечение строгого соблюдения государственной дисциплины;
обеспечение при минимальных затратах
общественного труда производства высококачественной продукции, повышение
эффективности производства, улучшение использования основных фондов, трудовых,
материальных и финансовых ресурсов;
проведение единой технической политики в
отрасли, внедрение новейших достижений науки и техники и передового опыта и
обеспечение высоких технико-экономических показателей производства;
рациональное использование капитальных
вложений и повышение их эффективности, снижение стоимости и сокращение сроков
строительства, своевременный ввод в действие производственных мощностей и
основных фондов, а также освоение в короткие сроки производственных мощностей;
внедрение научной организации труда и
управления, обеспечение предприятий, организаций и учреждений системы
министерства квалифицированными кадрами, создание условий для наилучшего
использования знаний и опыта работников, выдвижение на руководящую работу
молодых, хорошо зарекомендовавших себя специалистов;
улучшение жилищных и культурно-бытовых
условий рабочих и служащих, создание безопасных условий труда на производстве.
3. Министерство СССР осуществляет
плановое руководство отраслью на научной основе с учетом требований
комплексного развития народного хозяйства Союза ССР, союзных республик и
экономических районов страны.
4. Министерство СССР обеспечивает
правильное сочетание экономических и административных методов
руководства, наиболее полное использование таких экономических рычагов, как
прибыль, цена, премия и кредит, внедрение эффективных систем управления с
применением электронно-вычислительной техники, совершенствование структуры и
организационных форм управления.
5. Министерство СССР
обеспечивает проведение в жизнь ленинских принципов подбора, выдвижения и
расстановки руководящих хозяйственных, инженерных и научных кадров,
сосредоточивает свое внимание на проверке и контроле за исполнением
руководящими кадрами директив и решений Партии и Правительства, проводит с
участием общественных организаций работу по воспитанию кадров в духе коммунистического
отношения к труду, строгого соблюдения государственных интересов и дисциплины,
обеспечивает правильное сочетание материальных и моральных стимулов
подъема общественного производства и повышение ответственности каждого
работника за порученное ему дело и за общие итоги работы коллектива.
6. В соответствии с Конституцией СССР
министерство СССР является общесоюзным или союзно-республиканским и образуется
Верховным Советом СССР.
Общесоюзное министерство руководит
порученной ему отраслью на всей территории СССР непосредственно или через
создаваемые им органы.
Союзно-республиканское министерство СССР
руководит порученной ему отраслью, как правило, через одноименные министерства
союзных республик и управляет предприятиями, организациями и учреждениями союзного
подчинения непосредственно или через создаваемые им органы.
7. Министерство СССР, одноименные
министерства союзных республик, подчиненные им предприятия, организации и
учреждения составляют единую систему соответствующего министерства.
Союзно-республиканские министерства
союзных республик находятся в подчинении Советов Министров соответствующих
союзных республик и одноименного союзно-республиканского министерства СССР.
Положения о союзно-республиканских министерствах союзных республик, структура и
численность работников центрального аппарата этих министерств утверждаются
Советами Министров союзных республик по согласованию с одноименным
союзно-республиканским министерством СССР.
8. Министерство СССР решает все вопросы
по отрасли в пределах предоставленных ему прав и может поручать решение
отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, одноименным министерствам
союзных республик, а также предприятиям, организациям и учреждениям союзного
подчинения.
Министерство СССР обязано строго
соблюдать права одноименных министерств союзных республик, а также
предусмотренные Положением о социалистическом государственном производственном
предприятии и другими актами действующего законодательства права предприятий,
организаций и учреждений системы министерства и всемерно содействовать развитию
их хозяйственной самостоятельности и инициативы.
Министерство СССР в своей деятельности
осуществляет контакты и деловое сотрудничество с другими министерствами и
ведомствами в разработке и решении межотраслевых вопросов.
9. Министерство СССР, являющееся ведущим
в производстве продукции, выпускаемой предприятиями нескольких министерств,
участвует в планировании выпуска этой продукции предприятиями, не входящими в
его систему, и разрабатывает вопросы, связанные с совершенствованием технического
уровня указанной продукции.
10. Министерство СССР обеспечивает охрану
социалистической государственной собственности на предприятиях, в организациях
и учреждениях системы министерства и бережливое отношение к ней.
11. Министерство СССР обеспечивает
развитие демократических начал в управлении, создает условия для проявления
инициативы и активного участия трудящихся и их общественных организаций в
работе по совершенствованию производства и устранению недостатков в
деятельности министерства и подведомственных ему предприятий, организаций и
учреждений.
Вопросы труда и быта рабочих и служащих
решаются министерством с учетом предложений советских и профсоюзных органов, а
в случаях, предусмотренных действующим законодательством, - совместно или по
согласованию с этими органами.
12. Министерство СССР в своей
деятельности руководствуется законами СССР, указами Президиума Верховного
Совета СССР, постановлениями и распоряжениями Правительства СССР и другими
нормативными актами, настоящим Общим положением, а также Положением о данном
министерстве, утверждаемым Советом Министров СССР, и обеспечивает правильное
применение действующего законодательства на предприятиях, в организациях и
учреждениях системы министерства.
Министерство СССР обобщает практику
применения законодательства в порученной ему отрасли, разрабатывает предложения
по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение Совета Министров СССР.
13. Министерство СССР организует свою
работу на основе сочетания коллегиальности и единоначалия в обсуждении и
решении всех вопросов по руководству отраслью, с установлением точной
ответственности должностных лиц за состояние дел на порученном участке работы и
выполнение определенных заданий.
14. Министерство СССР возглавляет
министр, назначаемый в соответствии с Конституцией СССР Верховным Советом СССР,
а в период между сессиями - Президиумом Верховного Совета СССР с последующим
внесением на утверждение Верховного Совета СССР.
Министр СССР имеет заместителей,
назначаемых Советом Министров СССР. Распределение обязанностей между
заместителями министра производится министром.
15. В министерстве СССР образуется
коллегия в составе министра (председатель) и заместителей министра по
должности, а также других руководящих работников министерства.
Члены коллегии министерства утверждаются
Советом Министров СССР.
16. Министр СССР несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и обязанностей,
устанавливает степень ответственности заместителей министра, начальников
главных управлений и руководителей других подразделений министерства за
деятельность предприятий, организаций и учреждений системы министерства.
17. Министр СССР в пределах компетенции
министерства издает на основании и во исполнение действующих законов, а также
постановлений и распоряжений Совета Министров СССР приказы и инструкции и дает
указания, обязательные для исполнения одноименными министерствами союзных
республик, предприятиями, организациями и учреждениями системы министерства, и
проверяет их исполнение.
Министры СССР в необходимых случаях
издают совместные приказы и инструкции.
18. Коллегия
министерства СССР на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает
основные вопросы развития отрасли и другие вопросы деятельности министерства,
обсуждает вопросы практического руководства предприятиями, организациями и учреждениями,
проверки исполнения, подбора и использования кадров, проекты важнейших приказов
и инструкций, заслушивает доклады министров одноименных министерств союзных
республик, отчеты главных управлений, управлений и отделов министерства,
предприятий, организаций и учреждений системы министерства.
Решения коллегии проводятся в жизнь, как
правило, приказами министра. В случае разногласий между министром и коллегией
министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях
Совету Министров СССР, а члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое
мнение в Совет Министров СССР.
19. Для рассмотрения
предложений по основным направлениям развития науки и техники, определения
научно обоснованной единой технической политики в отрасли, разработки
рекомендаций по использованию и внедрению в производство новейших достижений
отечественной и зарубежной науки, техники и передового опыта в министерстве
СССР создается научно-технический (научный) совет из видных ученых,
высококвалифицированных специалистов, новаторов производства, а также
представителей научно-технических обществ и других организаций.
Состав научно-технического (научного)
совета и положение о нем утверждаются министром.
20. Министерство СССР в установленном
порядке создает, реорганизует и ликвидирует предприятия, объединения,
организации и учреждения.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 02.09.1982 N 816)
21. Министерство СССР образует для
рассмотрения хозяйственных споров между предприятиями, организациями и учреждениями
системы министерства арбитраж. Арбитражу министерства предоставляется право
выдавать приказы на принудительное исполнение выносимых им решений. Положение
об арбитраже утверждается министром.
22. Структура и численность работников
центрального аппарата министерства СССР утверждаются Советом Министров СССР.
Штатное расписание центрального аппарата
министерства, а также положения о главных управлениях, управлениях и отделах
министерства утверждаются министром. В положениях о главных управлениях,
управлениях и отделах определяются их полномочия в пределах компетенции
министерства.
Главные управления, управления и отделы
министерства могут быть переведены министром на хозяйственный расчет.
23. Министерство СССР
созывает в установленном порядке совещания актива с участием общественных
организаций, на которых заслушиваются и обсуждаются доклады о мероприятиях по
выполнению решений Партии и Правительства, важнейшие проблемы развития отрасли,
а также обсуждаются на основе развертывания критики и самокритики вопросы,
связанные с улучшением деятельности министерства и подведомственных ему
предприятий, организаций и учреждений.
24. Министерство СССР организует
своевременное и внимательное рассмотрение писем (заявлений и жалоб) трудящихся,
добиваясь правильного решения поставленных в этих письмах вопросов, а также
принимает меры к устранению сообщаемых в письмах трудящихся недостатков в
деятельности предприятий, организаций и учреждений системы министерства.
ФУНКЦИИ
МИНИСТЕРСТВА СССР
В ОБЛАСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВО СССР:
25. Изучает потребности народного
хозяйства в продукции отрасли и осуществляет планирование развития отрасли по
системе министерства и в территориальном разрезе в соответствии с задачами
развития всего народного хозяйства страны, хозяйства союзных республик и
экономических районов, с учетом специализации и кооперирования производства.
Разрабатывает схемы развития и размещения
промышленности отрасли, направляет их Советам Министров союзных республик и
рассматривает поступившие от них предложения по этим схемам.
26. Обеспечивает рациональное
использование и восстановление природных ресурсов, учитывая при их эксплуатации
интересы других отраслей и народного хозяйства в целом, осуществляет
необходимые мероприятия по охране воздуха, почвы и водоемов от загрязнения
промышленными и хозяйственными выбросами, сточными водами, радиоактивными веществами
и отходами производства, по сохранению растительного и животного мира.
27. Определяет, исходя из контрольных
цифр развития народного хозяйства СССР, и доводит до одноименных министерств
союзных республик, предприятий, организаций и учреждений союзного подчинения
контрольные цифры перспективных и годовых планов.
Разрабатывает на
основе контрольных цифр развития народного хозяйства СССР и проектов планов,
представляемых одноименными министерствами союзных республик, предприятиями,
организациями и учреждениями союзного подчинения, с учетом предложений Советов
Министров союзных республик проекты перспективных и годовых планов по системе
министерства и в территориальном разрезе и представляет их в Совет Министров
СССР и в Госплан СССР.
Рассматривает с участием одноименных
министерств союзных республик, предприятий, организаций и учреждений союзного
подчинения и утверждает им перспективные и годовые планы по установленным
показателям в соответствии с заданиями народнохозяйственного плана, обеспечивая
увязку всех разделов и показателей этих планов.
Контрольные цифры, проекты планов и
утвержденные планы по одноименным министерствам союзных республик,
предприятиям, организациям и учреждениям союзного подчинения (кроме показателей
по производству оборонной продукции) министерство СССР сообщает Советам
Министров союзных республик.
28. Разрабатывает и осуществляет
мероприятия, связанные с реализацией предприятиями системы министерства
производимой ими продукции.
Определяет с учетом предложений
заинтересованных органов объемы производства предприятиями системы министерства
продукции по номенклатуре, не предусмотренной в народнохозяйственном плане.
Принимает меры к развитию рациональных
хозяйственных связей предприятий, организаций и учреждений системы
министерства.
29. Организует работу по составлению
проектов перспективных и годовых планов предприятиями, организациями и
учреждениями системы министерства, разрабатывает методические указания по
подготовке проектов этих планов и утверждает формы техпромфинпланов
предприятий.
30. Обеспечивает выполнение установленных
планов всеми предприятиями, организациями и учреждениями системы министерства.
31. Разрабатывает и утверждает в
установленном порядке технико-экономические нормативы, нормы расхода и запасов
сырья, топлива, материалов и нормы расхода электроэнергии на производственные и
эксплуатационные нужды, устанавливает перечень нормативов и норм, утверждаемых
одноименными министерствами союзных республик, предприятиями, организациями и
учреждениями системы министерства; обеспечивает внедрение утвержденных
нормативов и норм.
32. Утверждает или представляет на
утверждение в соответствии с действующим законодательством цены и тарифы на
продукцию и услуги предприятий и организаций системы министерства; осуществляет
контроль за правильным применением цен и тарифов
предприятиями, организациями и учреждениями системы министерства.
33. Организует первичный учет на
предприятиях, в организациях и учреждениях системы министерства, утверждает для
них формы первичного учета; получает в установленном порядке статистическую и
бухгалтерскую отчетность; проводит мероприятия по централизации учетных работ,
по внедрению прогрессивных методов учета.
В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ МИНИСТЕРСТВО СССР:
34. Проводит систематическую работу по
оценке достигнутого технико-экономического уровня производства и выпускаемой
продукции отрасли, определяет пути наиболее эффективного использования научных
и технических достижений и обеспечивает высокий технический уровень развития
отрасли на основе достижений отечественной и зарубежной науки и техники.
35. Обеспечивает разработку
научно-технических проблем в отрасли от научного поиска до внедрения полученных
результатов в производство, а также выполняет работы, связанные с решением
комплексных межотраслевых научно-технических вопросов.
36. Руководит деятельностью
научно-исследовательских учреждений и проектно-конструкторских организаций
системы министерства и осуществляет мероприятия по совершенствованию
планирования и организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ и повышению их эффективности.
37. Обеспечивает научно-исследовательские
учреждения и проектно-конструкторские организации необходимой
производственно-экспериментальной базой, соответствующей современному
техническому уровню.
38. Обеспечивает разработку и внедрение в
производство новых видов продукции, отвечающих современным достижениям науки и
техники и требованиям народного хозяйства, а также разработку и внедрение
высокоэффективных технологических процессов и методов организации производства,
проводит мероприятия по комплексной механизации и автоматизации производства и
использованию более экономичных материалов и сырья.
Решает по согласованию с соответствующими
министерствами и ведомствами СССР вопросы о снятии с производства устаревшей
продукции.
Изучает опыт эксплуатации и использования
выпускаемой продукции, разрабатывает и принимает меры к устранению выявленных
конструктивных и производственных недостатков продукции, повышению надежности и
увеличению сроков службы изделий.
39. Разрабатывает и представляет на
утверждение проекты государственных стандартов; обеспечивает внедрение
государственных стандартов и современных средств и методов измерений и
испытаний качества продукции, а также контроль за
соблюдением стандартов и состоянием средств измерений и испытаний.
Утверждает на отдельные виды продукции,
на которые не имеется государственных стандартов, нормативно-техническую
документацию отраслевого значения.
40. Организует научную и
научно-техническую информацию, обеспечивает подготовку и издание в
установленном порядке научной и научно-технической литературы по отрасли.
41. Руководит делом развития
изобретательства и рационализации; разрабатывает перспективные и текущие
тематические планы по изобретательству и рационализации; обеспечивает внедрение
изобретений и рационализаторских предложений. Работу по развитию
изобретательства и рационализации министерство ведет совместно с ЦК профсоюза и
Центральным советом Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов.
42. Обеспечивает
широкое изучение и использование отечественных и иностранных патентных
материалов при разработке новой и совершенствовании существующей техники и
технологии и патентоспособность машин, приборов, оборудования и другой
продукции, а также технологических процессов; обеспечивает представление в
установленном порядке предприятиями, научно-исследовательскими и другими
организациями заявок на выдачу авторских свидетельств в СССР и, в случае
целесообразности, на патентование изобретений за границей.
43. Разрабатывает и представляет в
установленном порядке предложения о закупке за границей лицензий на наиболее
прогрессивные в технико-экономическом отношении машины, оборудование, материалы
и технологические процессы, обеспечивает быстрейшее освоение производства продукции
по закупленным лицензиям.
В ОБЛАСТИ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВО
СССР:
44. Осуществляет капитальное
строительство в системе министерства, обеспечивает эффективное использование
капитальных вложений, рациональное размещение нового строительства,
преимущественное развитие прогрессивных производств отрасли, первоочередное
направление капитальных вложений на техническое перевооружение действующих
предприятий, улучшение межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, концентрацию
капитальных вложений на пусковых стройках и сокращение незавершенного
строительства.
Капитальное строительство ведется, как
правило, подрядным способом.
45. Разрабатывает и утверждает в
установленном порядке технико-экономические нормативы и показатели, оптимальные
мощности вновь строящихся, реконструируемых и расширяемых предприятий отрасли и
нормы технологического проектирования.
Обеспечивает разработку и утверждение
технико-экономических обоснований и заданий на проектирование строительства
новых, реконструкции и расширения действующих предприятий, зданий и сооружений
отрасли.
46. Разрабатывает и утверждает в
установленном порядке титульные списки строек, а также титульные списки
проектно-изыскательских работ для строительства будущих лет.
Обеспечивает своевременную разработку,
утверждение и выдачу стройкам необходимой проектной и сметной документации.
Осуществляет контроль
за качеством проектной и сметной документации и соблюдением утвержденной
сметной стоимости строительства, а также технический надзор за качеством строительно-монтажных
работ и оборудования, поставляемого для строящихся объектов; организует
авторский надзор за строительством.
47. Обеспечивает финансирование строек и
снабжение их оборудованием, материалами и изделиями, поставка которых лежит на
обязанности заказчика.
Осуществляет контроль
за размещением подведомственными предприятиями и организациями заказов
на оборудование для капитального строительства в соответствии с выделенными
фондами и ассигнованиями на его приобретение.
Разрабатывает мероприятия по мобилизации
внутренних ресурсов в строительстве и осуществляет контроль
за их выполнением.
48. Обеспечивает своевременный ввод в
действие производственных мощностей и основных фондов, а также освоение в
короткие сроки производственных мощностей.
Назначает в пределах своей компетенции
государственные комиссии для приемки в эксплуатацию законченных строительством
предприятий, зданий и сооружений, утверждает акты о
приемке их и принимает решения о закрытии сводных сметно-финансовых расчетов.
49. Организует капитальный ремонт
основных фондов, обеспечивая модернизацию, повышение технического уровня и
производительности оборудования, а также улучшение технического и
эксплуатационного состояния зданий и сооружений; осуществляет мероприятия по
повышению качества ремонта и его удешевлению.
В ОБЛАСТИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ
МИНИСТЕРСТВО СССР:
50. Определяет потребность предприятий,
организаций и учреждений системы министерства в сырье, топливе, оборудовании и
других материальных ресурсах, распоряжается материальными ресурсами,
выделяемыми министерству, и несет ответственность за материально-техническое
снабжение этих предприятий, организаций и учреждений.
51. Распределяет выделенные министерству
фонды на сырье, топливо, оборудование и другие материальные ресурсы между
одноименными министерствами союзных республик и предприятиями, организациями и
учреждениями союзного подчинения, а также перераспределяет в необходимых
случаях указанные фонды с учетом выполнения и перевыполнения производственной
программы и плана капитального строительства.
52. Разрабатывает и утверждает планы
внутриотраслевых кооперированных поставок продукции с учетом обеспечения
поставки продукции потребителям других отраслей.
53. Осуществляет контроль
за реализацией фондов на сырье, топливо, оборудование и другие
материальные ресурсы, а также за своевременным заключением предприятиями,
организациями и учреждениями системы министерства договоров на поставку
продукции и выполнением договорных обязательств.
54. Обеспечивает правильное хранение и
использование предприятиями, организациями и учреждениями системы министерства
сырья, топлива, оборудования и других материальных ресурсов и принимает меры к
реализации излишних и неиспользуемых материальных ресурсов.
55. Разрабатывает и осуществляет
мероприятия по экономному расходованию материалов, сырья и топлива, сокращению
потерь в производстве, использованию производственных отходов и вторичного
сырья и другие мероприятия, направленные на эффективное использование
материальных ресурсов.
В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА МИНИСТЕРСТВО СССР:
56. Проводит мероприятия по укреплению
хозяйственного расчета, повышению рентабельности и максимальному увеличению
накоплений предприятий и организаций системы министерства, эффективному
использованию основных фондов, оборотных средств и банковских кредитов.
Финансирует в установленном порядке
предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, руководит их
финансовой деятельностью.
Осуществляет контроль
за использованием финансовых ресурсов в системе министерства.
57. Обеспечивает выполнение одноименными
министерствами союзных республик, предприятиями и организациями союзного
подчинения финансовых планов, сохранность собственных оборотных средств,
своевременные расчеты с рабочими и служащими, бюджетом, поставщиками,
подрядчиками, банками, а также перечисление предприятиями и организациями
собственных средств, предназначенных на финансирование капитального
строительства и капитального ремонта и на другие цели, предусмотренные
финансовым планом.
58. Образует в установленном порядке фонд
освоения новой техники, фонд для премирования за создание и внедрение новой техники и другие централизованные фонды, а также резерв для
оказания финансовой помощи предприятиям и организациям союзного подчинения.
59. Организует совместно с учреждениями
банков внедрение наиболее экономичных и прогрессивных форм расчетов, способствующих
ускорению платежей, оборачиваемости оборотных средств и укреплению платежной
дисциплины; участвует в организации и проведении зачетов взаимной задолженности
предприятий, организаций и учреждений системы министерства.
60. Открывает в банках расчетные счета
для перераспределения между предприятиями и организациями союзного подчинения
собственных оборотных средств, прибыли, сумм на образование фонда освоения
новой техники и других средств, а также отдельные счета по хранению средств
резерва для оказания финансовой помощи предприятиям и организациям и средств
резерва амортизационных отчислений на капитальный ремонт.
61. Рассматривает сводные отчеты и
балансы одноименных министерств союзных республик, утверждает отчеты и балансы
главных управлений, управлений и отделов министерства, предприятий, организаций
и учреждений союзного подчинения; составляет сводные отчеты и балансы по видам
деятельности министерства.
62. Организует
контрольно-ревизионную работу в системе министерства, обеспечивает в соответствии
с действующим законодательством о ведомственном контроле регулярное проведение
ревизий, всесторонний анализ состояния экономики, проверку сохранности денежных
средств и материальных ценностей, соблюдение режима экономии; осуществляет
контроль за правильным ведением и достоверностью учета и отчетности в системе
министерства, а также мероприятия по охране государственного имущества и
возмещению причиненного материального ущерба.
В ОБЛАСТИ КАДРОВ, ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
МИНИСТЕРСТВО СССР:
63. Обеспечивает
предприятия, организации и учреждения системы министерства квалифицированными
кадрами работников, организует подготовку кадров и повышение их квалификации;
изучает кадры в системе министерства, обеспечивает сочетание старых опытных
кадров и молодых способных работников, создает условия для выдвижения на
руководящую работу политически зрелых специалистов, хорошо знающих свое дело и
пользующихся авторитетом и доверием в коллективе; принимает меры к
рациональному использованию молодых специалистов и проводит мероприятия,
направленные на создание постоянных кадров в системе министерства.
64. Разрабатывает основные направления
совершенствования научной организации труда в отрасли и руководит работой по
внедрению научной организации труда и управления на предприятиях, в
организациях и учреждениях системы министерства; обеспечивает проведение
мероприятий по дальнейшему улучшению и оздоровлению условий труда и строгому
соблюдению правил по технике безопасности и требований производственной
санитарии.
65. Разрабатывает и вводит в
установленном порядке на предприятиях, в организациях и учреждениях системы
министерства единые и типовые нормы выработки (обслуживания) и нормативы
численности работников, тарифно-квалификационные справочники.
Совместно с ЦК профсоюза организует
работу по пересмотру норм выработки (обслуживания) на предприятиях и в
организациях системы министерства и осуществляет другие мероприятия по
совершенствованию нормирования труда.
66. Утверждает типовые структуры и
типовые штаты предприятий, организаций и учреждений системы министерства.
67. Обеспечивает правильное применение
действующих условий оплаты труда и премирования, а также правильное соотношение
между ростом производительности труда и ростом заработной платы; осуществляет контроль за расходованием фондов заработной платы и
поощрительных фондов.
68. Устанавливает и изменяет должностные
оклады работникам центрального аппарата министерства с соблюдением схем
должностных окладов и в пределах фонда заработной платы, исчисленного по средним
должностным окладам.
69. Разрабатывает и утверждает по
согласованию с ЦК профсоюза или представляет на утверждение отраслевые нормы по
охране труда и правила по технике безопасности и производственной санитарии.
70. Совместно с ЦК профсоюза определяет
основные направления коллективных договоров с учетом конкретных задач развития
отрасли, руководит заключением коллективных договоров и осуществляет контроль за их выполнением.
71. Обеспечивает с участием ЦК профсоюза
улучшение жилищных и культурно-бытовых условий для работников предприятий,
организаций и учреждений системы министерства, а также проведение
оздоровительных мероприятий.
72. Совместно с ЦК профсоюза организует
социалистическое соревнование, утверждает условия всесоюзного соревнования в
системе министерства, учреждает в установленном порядке переходящие Красные
Знамена с денежными премиями, содействует развитию движения за коммунистический
труд, за высокую культуру производства.
Совместно с ЦК профсоюза подводит итоги
социалистического соревнования и присуждает коллективам-победителям переходящие
Красные Знамена и денежные премии, присваивает звания коллективов предприятий и
организаций коммунистического труда, организует изучение, обобщение и
распространение передовых методов труда и передового опыта.
В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ,
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
И КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ
МИНИСТЕРСТВО СССР:
73. Осуществляет в установленном порядке
экономические, научно-технические и культурные связи с зарубежными странами и
обеспечивает выполнение относящихся к отрасли обязательств СССР, вытекающих из
договоров и соглашений, заключенных с иностранными государствами.
74. Разрабатывает мероприятия по
перспективе развития экономического и научно-технического сотрудничества в
области соответствующей отрасли хозяйства СССР и социалистических стран на
принципах взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи.
Подготавливает предложения по координации
планов развития отрасли с планами развития аналогичных отраслей стран - членов
Совета Экономической Взаимопомощи и других заинтересованных социалистических
стран, а также предложения по развитию экономически эффективной устойчивой
межгосударственной специализации и кооперирования по отрасли.
75. Обеспечивает
выполнение заданий по производству продукции для экспорта, отвечающей
требованиям внешнего рынка, принимает меры к расширению производства товаров
для экспорта, реализация которых имеет высокую валютную эффективность,
участвует в разработке и осуществлении мероприятий по вопросам экспорта
продукции отрасли, а также по вопросам импорта товаров, потребность в которых
экономически целесообразно удовлетворять путем закупки их за границей.
* * *
76. Настоящее Общее положение в части,
касающейся взаимоотношений министерства СССР с одноименными министерствами
союзных республик, относится также к одноименным главным управлениям,
управлениям, объединениям союзных республик и к другим союзно-республиканским
органам республик, входящим в систему министерства СССР.
77. Министерство СССР имеет печать с
изображением Государственного герба СССР и со своим наименованием.