СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 1967 г. N 774
О РАБОТЕ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПЕРЕВЕДЕННЫХ НА НОВУЮ
СИСТЕМУ ПЛАНИРОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ,
И МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ ПЕРЕВОДУ
ОТРАСЛЕЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА НОВУЮ СИСТЕМУ
Совет Министров СССР отмечает, что во
исполнение решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС министерства и
ведомства СССР, Советы Министров союзных республик, коллективы предприятий
провели значительную работу по подготовке и переводу предприятий и отраслей
промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования.
На новые методы хозяйствования переведено свыше 5 тысяч предприятий,
выпускающих более 30 процентов всей промышленной продукции.
Первый опыт работы этих предприятий
свидетельствует о том, что в ходе осуществления экономической реформы стали
лучше использоваться резервы производства и основные фонды. Усилилось внимание
к экономике производства, росту производительности труда, повышению качества
выпускаемой продукции. В результате этого большинство предприятий значительно
перевыполнили принятые ими при переходе на новую систему повышенные планы по
производству и реализации продукции, прибыли и другим показателям. В 1966 году
сверх плана реализовано продукции на 600 млн. рублей и получено 250 млн. рублей
сверхплановой прибыли, а в первом полугодии 1967 года сверх плана реализовано
продукции на 1200 млн. рублей и получено около 310 млн. рублей сверхплановой
прибыли.
Успешное выполнение повышенных планов
позволило предприятиям, переведенным на новую систему, образовать фонды
экономического стимулирования, что повысило заинтересованность работников как в результатах своего труда, так и в общих
итогах деятельности предприятия. Выплата премий и вознаграждений за годовые
результаты работы предприятий из фонда материального поощрения содействовала
повышению трудовой дисциплины и снижению текучести кадров.
Вместе с тем в финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, переведенных на новую систему, имеют место и
существенные недостатки. Еще не в полной мере используются возможности новой
системы для повышения темпов развития производства, не уделяется необходимое
внимание вопросам внедрения новой техники и совершенствования технологии,
улучшения организации труда и производства, роста производительности труда и
повышения качества продукции.
На многих предприятиях слабо внедряются
хозрасчетные отношения между цехами, не разработана система премирования из
фонда материального поощрения работников цехов, участков, бригад и других
служб, которые обеспечивали бы повышение материальной заинтересованности
каждого работающего в выполнении конкретных заданий, допускается несоответствие
в размере премий, выплачиваемых рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим.
На ряде предприятий не обеспечивается
правильное соотношение между ростом производительности труда и ростом средней
заработной платы. Отдельными предприятиями нарушаются взаимные обязательства по
кооперированным поставкам продукции, договорная и платежная дисциплина.
Имеют место серьезные недостатки в
планировании и организации материально-технического снабжения. Некоторые
министерства и ведомства излишне регламентируют деятельность подведомственных
им предприятий, вносят в течение года много изменений в их планы, недостаточно
оказывают помощь предприятиям в улучшении внутризаводского планирования и
хозяйственного расчета.
Госплан СССР и Государственный комитет
Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению еще не решили ряда
вопросов, связанных с внедрением новой системы планирования и экономического
стимулирования промышленного производства, предусмотренных Постановлением
Совета Министров СССР от 14 марта 1966 г. N 197.
Указанные недостатки снижают
эффективность действия новой системы планирования и экономического
стимулирования производства.
Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Министерствам и ведомствам СССР и
Советам Министров союзных республик усилить работу на предприятиях по ускорению
научно-технического прогресса, более полному использованию основных фондов и
производственных мощностей, повышению темпов роста производительности труда,
улучшению качества, надежности и долговечности продукции, сокращению трудовых и
материальных затрат в производстве. В этих целях:
организовать эффективное
использование на предприятиях фонда развития производства для внедрения новой
техники, механизации и автоматизации, обновления оборудования и осуществления
других мероприятий, обеспечивающих систематическое наращивание производственных
мощностей с меньшими затратами по сравнению с затратами, необходимыми для
осуществления нового строительства, и на этой основе обеспечить сокращение
потребности в создании новых производственных мощностей за счет
централизованных капитальных вложений;
осуществлять мероприятия по специализации
предприятий и цехов, улучшению технологических процессов, широкому внедрению
научной организации труда, максимальному снижению трудоемкости изделий, а также
по совершенствованию структуры управления производством с тем, чтобы дальнейшее
увеличение производства на действующих предприятиях обеспечивалось главным
образом за счет роста производительности труда;
обеспечить наиболее рациональное
расходование средств фонда материального поощрения, с тем
чтобы усилить заинтересованность всех категорий работников в повышении
рентабельности производства, и не допускать несоответствия в размерах премий,
выплачиваемых рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим;
осуществлять контроль
за правильным использованием фонда социально-культурных мероприятий и
жилищного строительства.
2. Установить, что перевод предприятий
республиканских министерств и ведомств и местного подчинения на новую систему
планирования и экономического стимулирования в 1967 - 1968 годах осуществляется
Советами Министров союзных республик в соответствии с методическими указаниями,
одобренными Междуведомственной комиссией при Госплане СССР, и установленными
этой Комиссией исходными нормами образования фондов экономического
стимулирования.
Организационные планы перевода указанных
предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования
утверждаются Советами Министров союзных республик.
3. Разрешить
министерствам и ведомствам СССР при переводе отраслей промышленности на новую
систему планирования и экономического стимулирования устанавливать по
согласованию с Междуведомственной комиссией при Госплане СССР отраслевые
нормативы отчислений от прибыли в фонды экономического стимулирования и на их
основе групповые нормативы (а в отдельных исключительных случаях индивидуальные
нормативы) отчислений от прибыли в эти фонды. Нормативы отчислений от
прибыли в фонд материального поощрения и фонд социально-культурных мероприятий
и жилищного строительства должны быть согласованы также с соответствующими ЦК
профсоюзов.
4. В дополнение к пунктам 16, 17, 21, 28,
29 и 37 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N
729 установить, что:
а) отчисления от
прибыли в фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и
жилищного строительства и в фонд развития производства производятся
ежеквартально, исходя из данных о выполнении планов по реализации продукции
(прибыли), рентабельности и производству важнейших видов продукции в
натуральном выражении, учитываемых нарастающим итогом с начала работы в данном
году по новой системе (квартал, полугодие, девять месяцев, год);
б) министерства и
ведомства СССР, Советы Министров союзных республик и руководители предприятий
одновременно с проектами годовых планов представляют в соответствующие органы
расчеты намечаемых размеров фонда развития производства и фонда
социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, а также расчеты
необходимых для использования этих фондов материальных ресурсов и объемов
подрядных строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ.
Госплану СССР и Государственному комитету
Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению предусматривать в
проектах народнохозяйственных планов обеспечение материальными ресурсами
мероприятий, осуществляемых за счет средств указанных фондов, а также
предусматривать в планах подрядных и проектно-изыскательских работ
соответствующие задания по строительству и проектированию;
в) министерства и ведомства СССР и Советы
Министров союзных республик могут дифференцировать (увеличивать или уменьшать)
для отдельных предприятий нормативы отчислений от амортизационного фонда в фонд
развития производства в пределах до 50 процентов размера средств,
предусмотренных на эту цель для министерства (ведомства);
г) Госплан СССР и Министерство финансов
СССР могут разрешать в отдельных случаях министерствам и ведомствам СССР и
Советам Министров союзных республик по их просьбам направлять в фонд развития
производства менее 30 процентов амортизационных отчислений, предназначенных для
полного восстановления основных фондов;
д) плата за производственные основные
фонды не взимается со стоимости:
вновь вводимых в эксплуатацию крупных
производственных установок в течение предусмотренного отраслевыми нормативами
срока освоения их мощностей;
основных фондов, законсервированных по
решениям Совета Министров СССР или Советов Министров союзных республик;
сооружений, предназначенных для очистки
водных и воздушных бассейнов от вредных отходов производства;
сооружений и оборудования, обеспечивающих
улучшение охраны труда и промышленной санитарии;
зеленых насаждений, состоящих на балансе
предприятия.
Министерства, ведомства СССР и Советы
Министров союзных республик могут освобождать по согласованию с Министерством
финансов СССР от платы за производственные основные фонды также находящиеся на
балансе предприятий основные фонды опытных производств, осуществляющих работы
для отрасли в целом, научно-исследовательских лабораторий, конструкторских и
проектных бюро, а также основные фонды внешних канализационных сооружений;
е) вознаграждение работникам предприятий
за годовые результаты работы при невыполнении годовых плановых заданий по
реализации продукции (или по прибыли) и рентабельности производства
выплачивается в пониженных размерах, в пределах фонда материального поощрения,
начисленного по установленным нормативам по итогам работы за год, за вычетом
выплат, произведенных в течение года;
ж) фонд материального поощрения может
использоваться на премирование работников по итогам внутризаводского
социалистического соревнования.
5. Установить, что премирование
коллективов предприятий, переведенных на новую систему планирования и
экономического стимулирования, по итогам всесоюзного и республиканского
социалистического соревнования производится за счет сверхплановой прибыли
предприятия, а при недостаточности этих средств - за счет свободного остатка
прибыли предприятия.
6. Установить, что:
а) централизованные
капитальные вложения планово-убыточных, а также малорентабельных предприятий
(прибыль которых не обеспечивает покрытия плановых затрат), переводимых на
новую систему планирования и экономического стимулирования, финансируются за
счет амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления
основных фондов (за исключением части этих отчислений, направляемой в фонд
развития производства), прибыли и других собственных средств предприятия,
объединения, управления, министерства (ведомства), а при недостаточности этих
средств - за счет ассигнований из бюджета;
б) изменения в показатели
народнохозяйственного плана и финансовые планы в связи с принятием
предприятиями (отраслями) при переводе их на новую систему планирования и
экономического стимулирования дополнительных обязательств вносятся
министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик по
согласованию соответственно с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР.
7. Министерствам и ведомствам СССР и
Советам Министров союзных республик:
оказывать предприятиям систематическую
помощь в разработке прогрессивных внутризаводских систем хозяйственного расчета
и оперативно-производственного планирования, широко привлекая к этой работе
научно-исследовательские институты и отраслевые экономические лаборатории;
полностью обеспечивать предприятия при
переводе их на новую систему планирования и экономического стимулирования
оборотными средствами, а по предприятиям, ранее переведенным на новую систему с
недостатком оборотных средств, разработать совместно с ними мероприятия,
обеспечивающие восполнение недостатка оборотных средств, образовавшегося по
причинам, не зависящим от деятельности этих предприятий;
осуществить по переведенным и переводимым
на новую систему предприятиям своевременную замену бюджетных ассигнований,
выделяемых для финансирования централизованных капитальных вложений, собственными
средствами этих предприятий, а в недостающей части - долгосрочным кредитом
банка;
организовать на предприятиях,
переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования,
работу по мобилизации собственных средств, необходимых для строительства, имея
в виду, что в новых условиях собственные средства являются на действующих
предприятиях главным источником финансирования строительства, предусмотренного
по плану за счет централизованных капитальных вложений.
8. Государственному комитету Совета
Министров СССР по материально-техническому снабжению, министерствам и
ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечивать выделение
предприятиям необходимых материальных ресурсов для выпуска сверх плана дефицитных
видов продукции и товаров народного потребления.
9. Министерствам и
ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик разработать и до 1
декабря 1967 г. представить в Госплан СССР предложения о дальнейшем
совершенствовании отраслевого планирования и управления промышленными
предприятиями на базе укрупнения или специализации мелких предприятий,
создания, где это необходимо, производственных объединений, а также внедрения в
объединениях и отраслевых подразделениях министерств хозяйственного расчета.
Госплану СССР
совместно с Министерством финансов СССР, Государственным комитетом Совета
Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Государственным комитетом
Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению обобщить указанные
предложения министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик,
а также опыт работы производственных объединений и отраслевых подразделений
министерств, переведенных на новую систему планирования и экономического
стимулирования, и представить в Совет
Министров СССР соответствующий доклад.
10. Поручить Госплану СССР, Министерству
финансов СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам
труда и заработной платы с участием ВЦСПС провести в
1967 - 1968 годах на предприятиях ряда отраслей промышленности, с учетом их
особенностей, опытную проверку образования фондов экономического стимулирования
путем прямого отчисления от массы полученной прибыли.