ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 1968 г. N 2
О ВЫПОЛНЕНИИ СУДАМИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА
ВЕРХОВНОГО СУДА СССР ОТ 18 ДЕКАБРЯ 1963 Г. "О МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ И ЗАЯВЛЕНИЙ
ГРАЖДАН ПО СУДЕБНЫМ ДЕЛАМ"
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Пленума Верховного Суда СССР от
28.11.1980 N 10)
Заслушав и обсудив
доклады Председателя Верховного Суда Грузинской ССР, заместителя Председателя
Верховного Суда Туркменской ССР и заместителя Председателя Верховного Суда СССР
о ходе выполнения Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18 декабря 1963
года "О мерах по дальнейшему улучшению рассмотрения жалоб и заявлений
граждан по судебным делам", Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что суды
Грузинской ССР и Туркменской ССР, как и суды
других союзных республик, провели определенную работу по выполнению названного
Постановления Пленума Верховного Суда СССР. Жалобы и заявления граждан стали
рассматриваться более внимательно, и решения по ним принимались в более
короткие сроки, меньше стало допускаться ошибок.
Вместе с тем рассмотрение жалоб и
заявлений граждан, поступление которых в суды за последние годы несколько
сократилось, не во всех судах отвечает требованиям своевременного исправления
допущенных ошибок и восстановления нарушенных прав и законных интересов
граждан. Не везде работа с жалобами рассматривается как одна из форм улучшения
деятельности судов по отправлению социалистического правосудия и укреплению
советского правопорядка. Отдельные суды не проверяют состояние работы по
рассмотрению жалоб и заявлений, не изучают причины, порождающие жалобы, и не
выявляют, какими конкретно судами и судьями допускаются ошибки.
В целях повышения качества рассмотрения
жалоб и заявлений граждан и осуществления надлежащего контроля
за их разрешением Пленум Верховного Суда СССР постановляет:
1. Признать необходимым в соответствии с
Постановлением Центрального Комитета КПСС от 29 августа 1967 года "Об
улучшении работы по рассмотрению писем и организации приема трудящихся"
осуществить дополнительные меры, обеспечивающие надлежащее и своевременное
разрешение поступающих в суды жалоб и заявлений граждан и восстановление их
нарушенных прав и охраняемых законом интересов <1>.
--------------------------------
<1> 12 апреля
1968 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ "О порядке
рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного
Совета СССР, 1968, N 17, ст. 144), который в настоящее время действует в
редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г. - Ведомости
Верховного Совета СССР, 1980, N 11, ст. 192.
Всем судам необходимо систематически
анализировать поступающие в суды жалобы и заявления граждан, выявлять причины
допускаемых нарушений и принимать конкретные меры по устранению вскрытых
недостатков в работе. Особое внимание уделять устранению причин, порождающих
повторные жалобы.
2. Председателям
Верховных судов союзных и автономных республик, председателям краевых,
областных, городских и окружных судов, а также председателям районных
(городских) народных судов необходимо добиваться обеспечения во всех судах
объективного и принципиального разрешения жалоб, искоренения фактов формального
и небрежного отношения к ним, не оставляя без реагирования ни одного случая
поверхностного рассмотрения жалоб и заявлений граждан.
3. Утратил силу. - Постановление Пленума
Верховного Суда СССР от 28.11.1980 N 10.
4. Исходя из того, что всякое нарушение
закона должно устраняться немедленно, судам необходимо принимать, не в ущерб
качеству и полноте изучения материалов, все меры для ускорения проверки жалоб и
заявлений, сокращения сроков их разрешения.
В связи с этим обратить внимание судов на
необходимость решительного улучшения кассационной судебной деятельности, имея в
виду, что эта форма проверки законности и обоснованности приговоров и решений
позволяет быстро, еще до исполнения приговоров и решений, устранять допущенные
судами ошибки и нарушения законности, на которые приносятся жалобы.
5. Придавая особое значение приему
посетителей, как одной из важных форм связи судов с населением, считать
необходимым, чтобы личный прием граждан проводился председателями судов, их
заместителями, председателями судебных коллегий, а также членами Верховных,
краевых, областных, городских и окружных судов и народными судьями,
правомочными разрешать жалобы и заявления.
Одобрить введенный отдельными судами
порядок широкого оповещения населения о времени личного приема граждан руководителями
вышестоящих судов через районные (городские) народные суды.
6. Обратить внимание судов на
необходимость вести учет жалоб и заявлений граждан на неисполнение судебных
приговоров и решений, на задержку в рассмотрении судебных дел, выделяя при этом
повторные жалобы, которыми считать:
а) жалобы на решения, принятые
должностными лицами по ранее поданным жалобам;
б) жалобы на несвоевременное рассмотрение
дел и исполнение судебных приговоров и решений, если истекли установленные для
этого сроки.
7. Рекомендовать Верховным судам союзных
и автономных республик, краевым, областным и окружным судам периодически
проводить проверки работы по рассмотрению жалоб и заявлений с обсуждением
материалов проверок и состояния работы с жалобами на заседаниях пленумов и президиумов
судов, принимая конкретные меры по устранению недостатков в этой работе.
8. Верховным судам союзных и автономных
республик, краевым, областным, городским и окружным судам принять меры по
улучшению разъяснения среди населения действующих законов, в частности
трудового и жилищного законодательства.