МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 6 августа 1968 г. N 608
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
И УПОРЯДОЧЕНИЮ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Во исполнение Постановления Совета
Министров СССР от 05.11.1961 N 987 и Приказа Министра здравоохранения СССР от
23.12.1961 N 570 "Об улучшении обслуживания населения скорой и неотложной
медицинской помощью" местными органами и учреждениями здравоохранения
осуществлен ряд мероприятий по дальнейшему улучшению оказания скорой и
неотложной медицинской помощи населению.
За последние 6
лет расширилась сеть учреждений, оказывающих скорую медицинскую помощь. За эти
годы развернуто 600 станций и отделений скорой медицинской помощи. Численность
должностей медицинского персонала в учреждениях (отделениях) скорой медицинской
помощи увеличилась: врачей на 6 тысяч должностей и среднего медицинского
персонала на 17 тысяч. Количество санитарных автомобилей в этих учреждениях
увеличилось на 4 тысячи.
Во многих городах построены по типовым
проектам новые здания станций скорой медицинской помощи или станции переведены
в более приспособленные помещения: Киев, Минск, Баку,
Тбилиси, Душанбе, Донецк, Днепропетровск, Иркутск и многие другие.
В ряде городов (Москва, Киев, Ленинград,
Вильнюс, Душанбе, Фрунзе, Магнитогорск, Брянск, Гомель и др.) созданы единые
гаражи для санитарного автотранспорта учреждений скорой медицинской помощи и
других учреждений здравоохранения с авторемонтными мастерскими.
Во многих крупных городах и промышленных
центрах организована двухсторонняя радиосвязь между станциями скорой
медицинской помощи и санитарными автомобилями.
Несколько улучшено за эти годы оснащение
станций и отделений скорой помощи диагностической и лечебной аппаратурой и
снабжение медикаментами.
Улучшение оснащенности бригад скорой
медицинской помощи значительно расширило возможность своевременной диагностики
и наиболее эффективного оказания квалифицированной медицинской помощи больным и
пострадавшим на месте и во время транспортировки в лечебные учреждения.
Успешная работа организованных за
последние годы в составе крупных станций скорой медицинской помощи
специализированных бригад (инфарктных, противошоковых, реанимационных,
токсикологических, педиатрических и др.) способствовала общему подъему уровня
оказания скорой медицинской помощи населению, повышению ее качества и позволила
расширить показания к госпитализации больных, в том числе ранее считавшихся
нетранспортабельными. Например, в г. Краснодаре
госпитализация с инфарктами миокарда возросла с 60% в 1963 г. до 90% в 1967 г.;
в г. Одессе соответственно с 19,7 в 1964 году до 82,6% в 1967 году.
Терапия, проводимая больным с инфарктами
миокарда специализированными бригадами скорой медицинской помощи в первые часы
заболевания, и ранняя госпитализация этих больных привели к снижению больничной
летальности при инфаркте миокарда, несмотря на утяжеление состава
госпитализируемых больных.
Улучшено оказание скорой медицинской
помощи сельскому населению: расширена сеть станций и отделений скорой
медицинской помощи в сельских районах, в большинстве центральных районных
больниц организованы круглосуточные фельдшерские посты для оказания скорой
медицинской помощи населению.
Однако, несмотря на некоторые положительные
сдвиги и успехи, в деятельности учреждений скорой медицинской помощи имеются
еще серьезные недостатки, а уровень оказания скорой медицинской помощи,
особенно в сельской местности, не в полной мере отвечает требованиям населения
и соответствует развитию медицинской науки и техники.
Одним из серьезных недостатков является
крайне неудовлетворительная укомплектованность и большая текучесть, а также
недостаточная специальная подготовка врачебных кадров учреждений скорой
медицинской помощи, что в большей степени связано с оторванностью их от других
лечебно-профилактических учреждений.
Учреждения скорой медицинской помощи еще
слабо оснащены диагностической и лечебной аппаратурой, отсутствуют или
недостаточно внедряются в практику работы бригад скорой медицинской помощи
методы экспресс-диагностики.
Объем оказываемой медицинской помощи во
многих случаях является совершенно недостаточным, сведен к минимуму и
ограничивается подкожными инъекциями, простейшими манипуляциями и
транспортировкой больного в стационар.
Наличие в крупных городах, наряду со
станциями скорой медицинской помощи, отделений неотложной медицинской помощи в
поликлиниках приводит к распылению сил и средств, дублированию в оказании
скорой медицинской помощи населению. Кроме того, такое разделение в оказании
скорой медицинской помощи в значительной степени затрудняет обращение за
медицинской помощью населения, нередко приводит к несвоевременному оказанию
скорой медицинской помощи, что нередко вызывает жалобы населения.
В целом ряде городов станции скорой
помощи выполняют несвойственные им функции, обслуживая больных по помощи на
дому даже в часы работы поликлиник.
Серьезные недостатки имеются в оказании
скорой медицинской помощи детям. Медицинский персонал бригад скорой помощи во
многих случаях недостаточно знаком с особенностями течения заболеваний у детей,
особенно раннего возраста; в ряде мест не налажена преемственность в оказании
скорой медицинской помощи детям между персоналом скорой медицинской помощи и
детских поликлиник.
Научно-исследовательские институты скорой
медицинской помощи: Московский, Ленинградский, Харьковский и другие отраслевые
научно-исследовательские институты еще мало внимания уделяют разработке
актуальных и неотложных проблем скорой медицинской помощи.
До настоящего
времени большинство станций скорой медицинской помощи не имеют специальных
зданий и размещены в приспособленных помещениях, часто малопригодных к
дальнейшей эксплуатации.
Прямая телефонная связь между станциями
скорой медицинской помощи с подстанциями и лечебными учреждениями (в том числе
с отделениями неотложной помощи) в большинстве станций совершенно не
обеспечена.
На ряде станций обычная телефонная связь
ограничена, имеются всего по 2 - 3 ввода, что затрудняет поступление вызовов от
населения и своевременное оказание скорой медицинской помощи больным.
В Узбекской, Казахской, Грузинской,
Армянской и других республиках во многих городах не установлена радиосвязь на
автомобилях скорой медицинской помощи.
Во многих городах еще не созданы
централизованные гаражи для санитарных автомобилей скорой медицинской помощи, в
связи с чем главные врачи станций скорой медицинской
помощи вынуждены заниматься разрешением вопросов, связанных с ремонтом машин,
получением запасных частей и резины и выполнением других несвойственных им
функций.
В целях дальнейшего улучшения и
совершенствования оказания скорой медицинской помощи населению приказываю:
I. Министрам здравоохранения союзных и
автономных республик, заведующим областными (краевыми) и городскими отделами
здравоохранения:
1) В течение 1968 года провести проверку
состояния скорой медицинской помощи населению и разработать конкретный план
мероприятий по устранению имеющихся недостатков и дальнейшему развитию и
совершенствованию оказания скорой медицинской помощи населению.
До 01.01.1969
довести до сведения Советов Министров республик, областных, краевых, городских
исполкомов Советов депутатов трудящихся о состоянии скорой медицинской помощи в
республике, крае, области, городе, с целью разрешения вопросов, которые не
могут быть осуществлены органами здравоохранения (в первую очередь
строительство станций, организация централизованных гаражей, радио- и
телефонной связи, строительство газозарядных
станций).
2) Реорганизовать в течение 1968 - 1969
гг. в крупных городах по одной из больниц в больницу скорой медицинской помощи,
соответственно изменив ее структуру применительно к новым функциям и задачам.
Объединить в
течение 1968 - 1971 гг. станции скорой медицинской помощи с организованными
больницами скорой медицинской помощи, обеспечив работу этих объединений как
единого учреждения, имея в виду привлечь к оказанию скорой медицинской помощи
населению квалифицированных специалистов стационара, а также предоставить
врачам станций скорой медицинской помощи возможность успешно совершенствовать
свои знания в стационаре по одной из клинических специальностей.
3) В течение 1968 - 1970 гг. осуществить
мероприятия по упорядочению оказания скорой и неотложной медицинской помощи
населению, для чего:
а) сосредоточить оказание всех видов
экстренной внебольничной медицинской помощи в вечернее и ночное время на
станциях скорой медицинской помощи с установлением в их штате должностей
медицинского персонала в соответствии с Приказом Министра здравоохранения СССР
от 23 декабря 1961 г. N 570 (приложение N 3);
б) организовать единые диспетчерские
пункты для вызова в вечернее и ночное время бригад скорой медицинской помощи и
дежурных врачей поликлиник.
4) Оснастить в ближайшие 2 - 3 года
учреждения скорой медицинской помощи оборудованием и аппаратурой,
руководствуясь перечнями, утвержденными Приказом Министра здравоохранения СССР
N 570 от 23.12.1961 (приложения N 1 и 2), а также обеспечить бесперебойное
снабжение учреждений скорой медицинской помощи необходимыми лекарственными
средствами.
5) В целях
улучшения оказания скорой медицинской помощи сельскому населению обязать
местные органы здравоохранения там, где это целесообразно, усилить отделения
скорой медицинской помощи центральных районных больниц путем организации
дополнительных бригад, в том числе врачебных, в пределах общей численности
медицинского персонала, предусмотренного для этих больниц действующими штатными
нормативами, обеспечив укомплектование этих учреждений опытными медицинскими
кадрами, и оснащение их соответствующей медицинской аппаратурой и санитарным транспортом.
6) Предусмотреть первоочередное
укомплектование лечебных учреждений, оказывающих населению скорую медицинскую
помощь, квалифицированными врачебными и средними медицинскими кадрами.
7) Обеспечить большую преемственность в
лечении больных, доставляемых бригадами скорой медицинской помощи, в
стационары, предусмотрев, в частности, организацию в крупных многопрофильных
больницах специальных палат и отделений анестезиологии-реанимации для
госпитализации в них больных с инфарктом миокарда, травматическим шоком,
острыми отравлениями и т.д. Укомплектовать эти отделения (в пределах общей
численности, предусмотренной действующими штатными нормативами медицинского
персонала этих учреждений) наиболее квалифицированными врачебными и средними
медицинскими кадрами. Оснастить эти палаты и отделения необходимой аппаратурой
и специальным оборудованием.
8) Обеспечить дальнейшее улучшение
оказания скорой и неотложной медицинской помощи детям, для чего:
а) на станциях
скорой медицинской помощи в республиканских, краевых, областных центрах
организовать педиатрические бригады, укомплектовав их врачами-педиатрами,
получившими специальную подготовку по оказанию скорой медицинской помощи детям;
в других городах и в сельских районах обеспечить повышение квалификации по
педиатрии - всех врачей службы скорой медицинской помощи на базе городских,
областных и центральных районных больниц;
б) обеспечить преемственность в оказании
медицинской помощи детям между бригадами скорой медицинской помощи и врачами
детских поликлиник и больниц.
9) Обеспечить со стороны соответствующих
научно-исследовательских, медицинских институтов и институтов усовершенствования
врачей оказание практической помощи местным органам здравоохранения и
непосредственно учреждениям скорой медицинской помощи по дальнейшему
совершенствованию оказания скорой медицинской помощи населению, повышению
квалификации персонала и изучению эффективных методов диагностики и лечения.
II. Министерству здравоохранения РСФСР
(тов. Трофимов В.В.) поручить Московскому научно-исследовательскому институту
скорой помощи им. Склифосовского и Ленинградскому институту скорой медицинской
помощи им. Джанелидзе в течение 1969 года:
1) Обобщить передовой опыт работы
отдельных станций скорой медицинской помощи и подготовить
инструктивно-методическое письмо по этому вопросу.
2) Пересмотреть и дополнительно
разработать инструкции о порядке оказания населению скорой медицинской помощи
при несчастных случаях и внезапных заболеваниях.
3) До 01.01.1969 подготовить предложения
об организации и проведении циклов специализации врачей скорой помощи на базах
указанных институтов в соответствии с утвержденными программами.
III. Главному Управлению учебных
заведений (тов. Исаков Ю.Ф.) во II полугодии 1968 года рассмотреть и утвердить
программы специализации и усовершенствования врачей учреждений скорой
медицинской помощи, обеспечив возможность начать по ним обучение врачей в ЦОЛИУ
и ГИДУВах с 1969 года по заявкам министерств здравоохранения союзных республик.
IV. Управлению по внедрению новых
лекарственных средств и медицинской техники (тов. Бабаян Э.А.):
1) Обеспечить в
1968 - 1970 гг. разработку конструкций с последующим внедрением в производство
различного оборудования, аппаратуры и инструментария, необходимых для
учреждений скорой медицинской помощи, в соответствии с номенклатурой,
разработанной совместно с Главным Управлением лечебно-профилактической помощи и
Главным Управлением лечебно-профилактической помощи детям и матерям (электростимулирующая, дыхательная и наркозная аппаратура,
универсальные носилки, средства иммобилизации и др.).
2) Обеспечить контроль
за разработкой и созданием новых, более совершенных образцов санитарных
автомобилей для учреждений скорой медицинской помощи, производство которых
должно быть осуществлено в ближайшие годы.
3) Принять меры для изготовления опытных
образцов и проведения испытаний специальных аппаратов связи для учреждений
скорой медицинской помощи, с последующим их серийным производством.
V. Управлению проектирования и
капитального строительства (тов. Кутепов Е.Ф.) и Гипроздраву (тов. Богданов А.Н.) обеспечить проектирование
типового проекта больницы скорой медицинской помощи на 800 коек с окончанием
разработки его к 1 июня 1969 года.
VI. Главному Управлению лечебно-профилактической
помощи (тов. Сафонов А.Г.):
1) В целях обмена опытом работы органов
здравоохранения и учреждений скорой медицинской помощи, а также обсуждения ряда
проблемных вопросов совместно с Главным Управлением лечебно-профилактической
помощи детям и матерям (тов. Скорнякова Л.К.) провести во II полугодии 1969
года Всесоюзное совещание по вопросам скорой медицинской помощи.
2) В течение I полугодия 1969 года
подготовить проект "Положения о больнице скорой медицинской помощи".
3) Совместно с Планово-финансовым
Управлением (тов. Головтеев В.В.) изучить до 1 апреля
1969 года состояние финансирования станций и отделений скорой медицинской
помощи.
VII. Отделу медицинской статистики (тов. Роменский А.А.) в течение 1969 года пересмотреть
действующую учетную документацию для учреждений скорой медицинской помощи и
разработать предложения в ЦСУ СССР по изменению существующей отчетности этой
службы.
VIII. Ученому Медицинскому Совету (проф.
Жданов Д.А.):
1) Поручить соответствующим
подведомственным институтам экспериментально-клинического профиля в течение
ближайших двух-трех лет разработать для учреждений скорой медицинской помощи
средства и методы экспресс-диагностики.
2) Включать в проблемно-тематические
планы проведение в большем объеме научных исследований по вопросам тактики
обследования и лечения в условиях оказания скорой медицинской помощи.
IX. Всесоюзному научно-исследовательскому
институту социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко
(тов. Богатырев И.Д.) включить в план научно-исследовательской работы на 1969
год тему: "Нормативы потребности городского населения в экстренной
внебольничной медицинской помощи" и подготовить соответствующие
предложения к концу 1971 года.
Считать утратившим силу Приказ Министра
здравоохранения СССР от 23.12.1961 N 570, за исключением пунктов об утверждении
"Положения о городской станции скорой медицинской помощи",
"Положения о специализированных машинах станции скорой медицинской
помощи" и "Временных штатных нормативах медицинского персонала
станций скорой медицинской помощи".
Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на начальника Главного
Управления лечебно-профилактической помощи тов. Сафонова А.Г.
Министр здравоохранения СССР
Б.ПЕТРОВСКИЙ