СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 1970 г. N 280
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЗАСТРОЙКИ СЕЛЬСКИХ
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РСФСР
Совет Министров РСФСР постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила застройки
сельских населенных пунктов РСФСР.
Председатель
Совета Министров РСФСР
Г.ВОРОНОВ
Управляющий Делами
Совета Министров РСФСР
И.СМИРНОВ
Утверждены
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 6 мая 1970 г. N 280
ПРАВИЛА
ЗАСТРОЙКИ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ РСФСР
I. Общие положения
1. Правила застройки сельских населенных
пунктов РСФСР устанавливают порядок оформления разрешений на строительство и
производство строительных работ, осуществления строительства и благоустройства,
архитектурно-строительного контроля за строительством
и благоустройством.
2. Правила застройки сельских населенных
пунктов РСФСР являются обязательными для всех государственных, кооперативных и
общественных предприятий, организаций и учреждений, а также для индивидуальных
застройщиков.
3. При застройке сельских населенных
пунктов необходимо исходить из задач постепенного преобразования сел и деревень
в благоустроенные поселки, обеспечивающие наилучшие условия для труда, быта и
отдыха сельского населения и отвечающие высоким санитарно-гигиеническим,
архитектурно-планировочным и экономическим требованиям.
4. Все виды строительства и
благоустройства в сельских населенных пунктах производятся с разрешения
соответствующего исполкома сельского, поселкового и районного (в районных
центрах) Совета депутатов трудящихся.
5. Советами Министров автономных
республик, крайисполкомами и облисполкомами обеспечивается систематический контроль за застройкой сельских населенных пунктов.
6. Руководство благоустройством и
озеленением сельских населенных пунктов осуществляется исполкомами районных,
сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся.
7. Контроль за
выдачей разрешений на производство строительных работ осуществляется
райисполкомами.
8. Капитальные вложения и ассигнования на
строительство в сельских населенных пунктах должны определяться с учетом
очередности и последовательности застройки, обеспечения компактности
первоочередного строительства, создания законченных комплексов жилых и
общественных зданий, обеспечивающих население, проживающее в них, необходимыми
видами коммунального и культурно-бытового обслуживания.
9. Предприятия и организации, ведущие
строительство в сельских населенных пунктах, принимают в установленном порядке
долевое участие в сооружении общих сетей водоснабжения, канализации,
энергоснабжения и других объектов, а также в благоустройстве населенных
пунктов.
Сельские, поселковые Советы депутатов
трудящихся решают по согласованию с колхозами, совхозами, предприятиями и
другими организациями, расположенными на территории Советов, вопросы о
совместном использовании их средств, выделенных на жилищно-коммунальное
строительство и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства, проводят в
необходимых случаях централизацию этих средств.
10. Архитектурно-планировочные
задания на строительство отдельных объектов и их комплексов выдаются, в
зависимости от определяемой Советами Министров автономных республик,
крайисполкомами и облисполкомами сложности и сметной стоимости указанного
строительства, управлениями (отделами) по делам строительства и архитектуры или
районными архитекторами.
11. В соответствии с утвержденным
проектом районной планировки строительство объектов жилищного,
культурно-бытового и производственного назначения осуществляется в
перспективных сельских населенных пунктах, подлежащих дальнейшему укрупнению и
благоустройству.
В сельских населенных пунктах, не имеющих
перспективы дальнейшего развития, осуществление жилищного и культурно-бытового
строительства, как правило, не допускается.
Советами Министров автономных республик,
крайисполкомами и облисполкомами, в виде исключения, может быть разрешено
осуществление в указанных населенных пунктах (с учетом сроков их сселения)
элементарного благоустройства и строительства необходимых зданий, связанных с
культурно-бытовым обслуживанием населения.
12. Для разрешения
вопросов, связанных с планировкой, застройкой, инженерным оборудованием,
благоустройством и озеленением сельских населенных пунктов, при райисполкомах
создаются постоянные комиссии в составе: председателя райисполкома или его
заместителя (председатель комиссии), районного архитектора, главного (старшего)
инженера-землеустроителя, районного инженера-инспектора государственного
архитектурно-строительного контроля, представителей управления сельского
хозяйства и отдела (управления) коммунального хозяйства райисполкома, районной
санитарно-эпидемиологической станции и инспекции пожарного надзора. При
выборе территории под строительство в состав комиссии включается также
представитель проектной организации.
В работе комиссии принимают участие
депутаты районного и сельских, поселковых Советов
депутатов трудящихся, а также руководители и специалисты заинтересованных
предприятий и организаций.
13. Отвод земельных участков
государственным, кооперативным и общественным предприятиям, организациям и
учреждениям, а также индивидуальным застройщикам для строительства в сельских
населенных пунктах производится в установленном порядке.
II. Порядок
оформления разрешений на производство
строительных работ
14. Выдача разрешений на производство
строительных работ, осуществляемых государственными, кооперативными и общественными
предприятиями, организациями и учреждениями, а также индивидуальными
застройщиками, производится районными инженерами-инспекторами государственного
архитектурно-строительного контроля.
15. Для получения разрешения на
производство строительных работ государственные, кооперативные и общественные
предприятия, организации и учреждения обязаны представить:
а) заявление застройщика о выдаче
разрешения на производство строительных работ;
б) решение о предоставлении земельного
участка для строительства объекта;
в) план земельного участка и документ,
удостоверяющий право пользования земельным участком;
г) выкопировки
из проекта планировки и застройки населенного пункта, а в случае его отсутствия
- выкопировки из схемы размещения первоочередного
строительства, согласованные с районным архитектором;
д) проектно-сметную документацию на
строительство, утвержденную в установленном порядке;
е) выписки из приказов строительной
организации и организации застройщика о назначении производителя работ и
работников технического надзора;
ж) регистрационную карту объекта,
подписки производителя работ и работников технического надзора застройщика,
копию утвержденного титульного списка и журнал производства работ.
16. Для получения разрешения на
производство работ по строительству жилых домов и хозяйственных построек
индивидуальные застройщики обязаны представить районному инженеру-инспектору
государственного архитектурно-строительного контроля:
а) заявление застройщика о выдаче
разрешения на производство строительных работ;
б) решение о предоставлении земельного
участка под застройку;
в) типовой или рекомендуемый органами по
делам строительства и архитектуры проект жилого дома;
г) план застройки земельного участка;
д) документ, удостоверяющий право
пользования земельным участком.
Индивидуальные застройщики в процессе
строительства могут вносить изменения в проект жилого дома только с разрешения
районного архитектора, а при увеличении площади застройки - с разрешения
органа, предоставившего земельный участок.
17. Обеспечение индивидуальных
застройщиков проектами и планами застройки приусадебных участков производится
районными архитекторами.
18. При представлении документов,
предусмотренных в пунктах 15 и 16 настоящих Правил, разрешение застройщикам на
производство строительных работ оформляется в 10-дневный срок.
III. Порядок
осуществления строительства и благоустройства
19. Основным направлением в строительстве
сельских населенных пунктов, отнесенных проектами районной планировки к перспективным, является их реконструкция путем уплотнения
существующей застройки и использования свободных площадей в границах этих
населенных пунктов. Развитие сельских населенных пунктов за счет прилегающих к
ним земель допускается в установленном порядке при соответствующем
технико-экономическом обосновании.
Строительство сельского населенного
пункта на новом месте допускается:
а) в районах освоения новых земель и
строительства крупных гидротехнических сооружений;
б) при отсутствии у существующего поселка
территории для перспективного развития или при неблагоприятных для
строительства грунтах и рельефе местности;
в) при залегании в границах существующего
поселка полезных ископаемых, имеющих промышленное значение.
Строительство сельских населенных пунктов
на новом месте в случаях, предусмотренных в подпунктах "б" и
"в" настоящего пункта, осуществляется при условии, если не
представляется возможным разместить объекты нового поселка в близлежащих
населенных пунктах.
20. Выбор территории для строительства
жилой и производственной зон проектируемого сельского населенного пункта
производится одновременно.
21. При выборе территории под
строительство кроме требований действующих строительных норм и правил должны
учитываться специальные требования санитарного и пожарного надзора, а также
технологические нормы проектирования животноводческих и других производственных
комплексов.
Выбранная территория должна:
обеспечить удобное взаимное расположение
жилой и производственной зон, наиболее рациональные и экономичные решения по
инженерной подготовке и инженерному оборудованию ее и создание
необходимых санитарно-защитных зон;
иметь достаточную площадь для размещения
всех видов строительства с учетом перспектив их развития, а также благоприятные
природные условия для строительства и благоустройства сельского населенного
пункта.
22. Строительство зданий и сооружений в
сельских населенных пунктах, включая индивидуальное жилищное строительство,
должно осуществляться, как правило, по типовым проектам, включенным в перечни и
каталоги действующих типовых проектов. Строительство зданий и сооружений по
индивидуальным и экспериментальным проектам осуществляется в установленном
порядке.
23. Основными проектно-планировочными
документами, в соответствии с которыми осуществляется строительство в сельских
населенных пунктах, являются утвержденные в
установленном порядке:
а) проекты планировки отдельных
сельскохозяйственных районов;
б) проекты планировки и застройки
сельских населенных пунктов;
в) проектно-сметные материалы по привязке
к местности отдельных зданий и их комплексов.
24. Строительство в сельских населенных
пунктах должно осуществляться по проектам их планировки и застройки. При
отсутствии проекта планировки и застройки сельского населенного пункта
строительство может осуществляться по схеме размещения первоочередного строительства,
составленной с соблюдением требований действующих строительных норм и правил.
Схема размещения первоочередного
строительства составляется в соответствии с проектом планировки
сельскохозяйственного района, согласовывается с соответствующим управлением
(отделом) по делам строительства и архитектуры и другими заинтересованными
организациями и утверждается райисполкомом.
25. Схема размещения первоочередного
строительства действует до трех лет, в течение которых должен быть разработан
проект планировки и застройки сельского населенного пункта.
26. При застройке сельских населенных
пунктов не допускается необоснованный снос жилых домов, максимально сохраняются
имеющиеся общественные и производственные здания, а также зеленые насаждения.
27. Этажность и типы жилых домов для
строительства, осуществляемого в сельских населенных пунктах за счет
государственных капитальных вложений, определяются Советами Министров
автономных республик, крайисполкомами и облисполкомами.
28. Благоустройство сельских населенных
пунктов следует производить одновременно со строительством жилых, общественных
и производственных зданий.
Ко времени сдачи в эксплуатацию жилых и
общественных комплексов или отдельных зданий и сооружений должны быть выполнены
и сданы в эксплуатацию инженерные сети, подъездные пути и электролинии.
29. На всех застройщиков (в том числе и
на индивидуальных) возлагается обязательное проведение работ по озеленению и
благоустройству участков, устройству тротуаров в пределах занимаемых ими
участков, постоянный уход и содержание в надлежащем порядке
как самих участков, так и прилегающих к ним тротуаров и проездов.
30. Застройка и благоустройство участка,
отведенного индивидуальному застройщику, должны производиться в строгом
соответствии с планом участка, выданным районным архитектором.
31. Помещения для содержания скота и
птицы личного подсобного хозяйства граждан, проживающих в домах секционного
типа в два и более этажей, рекомендуется размещать на
специально отведенных площадках, в стороне от жилой застройки, детских и
спортивных площадок, а также участков, предназначенных под зеленые насаждения
общего пользования, с учетом санитарных и зооветеринарных требований.
Хозяйственные постройки для одноэтажных
блокированных жилых домов и блокированных домов в двух уровнях, а также для
домов индивидуальных застройщиков размещаются в глубине приквартирных
и приусадебных участков.
32. В целях наиболее рационального
использования территории при застройке сельских населенных пунктов, если
позволяют грунтовые условия, рекомендуется устраивать в жилых домах всех типов
подполья или подвалы.
33. Ширина приусадебных участков одно-,
двухквартирных домов и участков блокированных многоквартирных домов по фронту
улиц должна быть, как правило, минимальной, допускаемой противопожарными и
санитарными нормами.
34. Размещение и строительство
производственных комплексов, сельскохозяйственных предприятий и отдельных
производственных построек осуществляются в пределах производственной зоны
сельского населенного пункта с учетом технологических, санитарных и
противопожарных норм.
35. При размещении зданий
производственных комплексов и отдельных сооружений должна предусматриваться
возможность организации единых общепоселковых сетей водоснабжения,
электроснабжения, канализации и дорог.
36. Существующие в жилых районах и
кварталах здания и комплексы вредных в санитарном отношении производств не
подлежат расширению и в дальнейшем должны быть перемещены на другие участки или
обеспечены устройствами по очистке как сточных вод,
так и промышленных выбросов.
37. Запрещается строительство временных
сооружений на участках, отведенных под застройку, без разрешения
соответствующих исполкомов районных, сельских, поселковых Советов депутатов
трудящихся.
Временные здания и сооружения, а также
железнодорожные подъездные пути, возведенные в период строительства, должны
быть после его окончания разобраны организацией, осуществляющей строительство,
а занимаемая ими территория приведена в порядок.
38. В сельских населенных пунктах, в
которых предусматривается устройство централизованной канализации, при
соответствующих благоприятных геологических и гидрогеологических условиях
следует ориентироваться на устройство естественной биологической очистки
сточных вод. Искусственная биологическая очистка должна предусматриваться при
невозможности устройства естественной биологической очистки.
39. Зоны санитарной охраны вокруг
водозаборных сооружений, а также санитарно-защитные зоны очистных сооружений
канализации и центральных котельных создаются в соответствии с санитарными и
строительными нормами.
40. Главные улицы, а также улицы, по
которым предусматривается движение транспортных средств, должны иметь тротуары,
пешеходные переходы и уличное освещение.
41. В сельских населенных пунктах следует
предусматривать, как правило, водосточную сеть открытого типа (водоотводящие
лотки и кюветы).
42. В жилых комплексах с домами в два и более этажей необходимо предусматривать для размещения
мусоросборников площадки с твердым покрытием и удобными подъездами.
Для мусора и жидких нечистот должны
предусматриваться (с соблюдением санитарных требований) места свалок, поля
запахивания и ассенизации.
43. Участки жилых домов, общественных
зданий и производственных комплексов рекомендуется ограждать со стороны улиц и
соседних владений оградами в виде живых изгородей из кустарников.
При устройстве ограждений, выходящих на
улицу, их конструкция и применяемые материалы согласовываются с районным
архитектором.
44. Кладбища и скотомогильники должны
размещаться на сухих, возвышенных участках. Территории для кладбищ и
скотомогильников выбираются специальной комиссией, утверждаемой райисполкомом.
Акт выбора указанных территорий утверждается райисполкомом.
45. Территория сельских населенных
пунктов должна быть озеленена с целью улучшения санитарно-гигиенических условий
для жизни и отдыха населения, защиты строений от пожаров, сильных ветров, а
также шума, пыли и отработанных газов транспорта.
Зеленые насаждения должны служить также
для укрепления берегов водоемов, оврагов, откосов и осушения заболоченных
территорий.
В мероприятиях по озеленению населенного
пункта предусматриваются:
а) озеленение площадей, улиц и проездов;
б) озеленение участков, занимаемых
жилыми, общественными, производственными зданиями и сооружениями, а также
территорий специального назначения (санитарно-защитных, ветрозащитных, водоохранных, противопожарных);
в) создание общественных парков и садов.
46. Санитарно-защитные, ветрозащитные, водоохранные, противопожарные и другие территории при
благоприятных климатических и почвенных условиях следует использовать под
многолетние фруктовые насаждения.
47. Предприятия, организации, учреждения
и отдельные лица, в пользование которых отводятся земельные участки для
строительства, обязаны обеспечить сохранность существующих на этих участках
зеленых насаждений. Вырубка деревьев для освобождения площадок под
строительство зданий и сооружений производится с разрешения органа,
предоставившего земельный участок. В этих случаях застройщики обязаны посадить
не менее 10 деревьев взамен одного вырубленного в местах, определяемых
соответствующими исполкомами районных, сельских, поселковых Советов депутатов
трудящихся.
48. Запрещается строительство на
территории скверов, бульваров и парков зданий, не имеющих отношения к
организации отдыха населения.
49. При наличии на территории сельского
населенного пункта водоемов (реки, озера, пруда) их берега и прибрежные зоны
должны использоваться для устройства парков, садов, пляжей и спортивных
сооружений.
50. Строительство памятников, обелисков,
монументов и мемориальных сооружений осуществляется в сельских населенных
пунктах в установленном порядке.
51. Все виды строительства, проводимые в
непосредственной близости к памятникам культуры, памятным местам и местам
боевой славы, должны быть согласованы в установленном порядке.
IV. Порядок
осуществления архитектурно-строительного
контроля за строительством и благоустройством
52. Районные архитекторы и
инженеры-инспекторы государственного архитектурно-строительного контроля
осуществляют контроль за качеством строительства в
сельских населенных пунктах и несут ответственность за их застройку и
благоустройство в соответствии с утвержденными проектами.
53. Районные архитекторы и инженеры-инспекторы
государственного архитектурно-строительного контроля имеют право:
приостанавливать с разрешения
соответствующего исполкома районного, сельского, поселкового Совета депутатов
трудящихся строительство в случаях нарушения проекта планировки и застройки
сельского населенного пункта или другой проектной документации, по которой
осуществляется строительство, с извещением об этом финансирующего банка;
возбуждать ходатайства о привлечении в
установленном порядке к ответственности лиц, виновных в самовольном
строительстве.
Застройщики, допустившие нарушение
проекта планировки и застройки сельского населенного пункта, схемы размещения
первоочередного строительства и других проектных документов на строительство,
по получении указания районного архитектора или инженера-инспектора
государственного архитектурно-строительного контроля обязаны за свой счет
устранить допущенные нарушения в установленные сроки. Застройщики, допустившие
самовольное строительство, привлекаются к ответственности в установленном
порядке.
54. При строительстве зданий и
сооружений, а также производстве работ по благоустройству площадей, улиц и
проездов должны строго соблюдаться установленные проектами красные линии и
линии регулирования застройки.
Строительные организации, предприятия,
учреждения, а также отдельные граждане, допустившие нарушение красных линий или
линий регулирования застройки, обязаны своими силами и за свой счет устранить
указанные нарушения в сроки, установленные исполкомами районных, сельских,
поселковых Советов депутатов трудящихся.
При невыполнении указанных требований
устранение нарушений обеспечивается исполкомами районных, сельских, поселковых
Советов депутатов трудящихся за счет организаций, предприятий, учреждений и
отдельных граждан, допустивших нарушения.
55. Приемка в эксплуатацию законченных
строительством предприятий, зданий и сооружений в сельских населенных пунктах
производится в установленном порядке.