МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 26 мая 1970 г. N 36
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ДОШКОЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ И ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1. Утвердить прилагаемое Типовое
положение о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи,
согласованное с Министерством здравоохранения СССР.
2. Отбор детей с
нарушениями речи, как и отбор детей с нарушениями слуха, в дошкольные учреждения
проводить медико-педагогическими комиссиями, состав и организация работы
которых определены Положением о республиканской и областной
медико-педагогических комиссиях, утвержденным Министерством просвещения СССР от
12 февраля 1969 года.
Министр просвещения СССР
М.ПРОКОФЬЕВ
Утверждаю
Министр просвещения СССР
М.ПРОКОФЬЕВ
Согласовано
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
А.СЕРЕНКО
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Общие положения
1. Дошкольные учреждения для детей с
нарушениями речи являются государственными учреждениями общественного
воспитания детей дошкольного возраста, страдающих тяжелыми нарушениями речи,
недоразвитием фонетической стороны речи (косноязычием) и заиканием. Эти учреждения
имеют своей целью всестороннее воспитание детей, развитие у них правильной
разговорной речи, правильного произношения и подготовку детей к школе.
2. В соответствии с действующим
Постановлением Совета Министров СССР "О мероприятиях по улучшению дела
обучения и воспитания детей с дефектами умственного и физического
развития" организуются следующие типы дошкольных учреждений для детей с
нарушениями речи:
а) детские сады и ясли-сады с
круглосуточным пребыванием детей;
б) детские сады и ясли-сады с дневным
(12-часовым) пребыванием детей.
Разрешается открывать дошкольные группы
для детей с нарушениями речи при детских садах, яслях-садах, дошкольных детских
домах общего типа и школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи.
3. Дошкольные учреждения и группы для
детей с нарушениями речи открываются министерствами просвещения (народного
образования) союзных республик, не имеющих областного деления, министерствами
просвещения АССР, краевыми, областными отделами народного образования в
пределах показателей народнохозяйственного плана по контингентам детей в
дошкольных учреждениях.
4. Дошкольные учреждения и группы для
детей с нарушениями речи открываются в специально выстроенных или
приспособленных помещениях, отвечающих санитарным нормам и правилам пожарной
безопасности, и имеют огороженный, озелененный участок, оборудованный в
соответствии с требованиями дошкольной педагогики.
5. Оборудование дошкольных учреждений и
групп для детей с нарушениями речи жестким и мягким инвентарем, специальным
оборудованием и пособиями производится в установленном порядке.
6. В своей работе дошкольные учреждения и
группы для детей с нарушениями речи руководствуются настоящим Типовым
положением, программно-методическими документами, утверждаемыми
соответствующими министерствами просвещения (народного образования) союзных
республик, методическими материалами, утверждаемыми министерствами
здравоохранения СССР и союзных республик, и документами, разработанными
Научно-исследовательским институтом дефектологии Академии педагогических наук
СССР и одобренными Министерством просвещения СССР.
7. Питание в дошкольных учреждениях и
группах для детей с нарушениями речи организуется по установленным нормам.
8. Дошкольные учреждения для детей с
нарушениями речи пользуются правами юридического лица и имеют печать со своим
наименованием.
Порядок работы и
структура дошкольных учреждений
для детей с нарушениями речи
9. В дошкольных учреждениях и группах для
детей с нарушениями речи длительность пребывания детей от полугода до 1 года.
Примечание. В случае необходимости срок
пребывания ребенка в дошкольном учреждении с нарушениями речи может быть
продлен.
Вопрос о необходимости продления срока
пребывания ребенка в учреждении решается медико-педагогической комиссией.
10. В дошкольных учреждениях для детей с
нарушениями речи организуются самостоятельные группы для детей, страдающих
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, алалией, дизартрией, ринолалией); для детей, страдающих недоразвитием
фонетической стороны речи (косноязычием); для детей, страдающих заиканием.
Примечание. Дети с общим недоразвитием
речи, страдающие заиканием, принимаются в группы для детей с тяжелыми
нарушениями речи.
11. Все группы для детей с нарушениями
речи комплектуются с учетом возраста и при тщательном подборе по уровню
речевого развития:
а) в группы для детей с тяжелыми
нарушениями речи (с общим недоразвитием речи, алалией, дизартрией, ринолалией) принимаются дети с 4-летнего возраста;
б) в группы для детей, страдающих
недоразвитием фонетической стороны речи (косноязычием), - дети с 5-летнего
возраста;
в) в группы для заикающихся детей - дети
с 2 - 3-летнего возраста.
12. Наполняемость групп для детей с
тяжелыми нарушениями речи и для детей, страдающих заиканием, - 12 человек;
наполняемость групп для детей, страдающих недоразвитием фонетической стороны
речи, - 15 человек.
13. Дети, овладевшие нормальной речью,
успешно закончившие лечение и не достигшие 7-летнего возраста, переводятся в
дошкольные учреждения общего типа.
Порядок направления
и приема в дошкольные учреждения
для детей с нарушениями речи
14. Все дети дошкольного возраста с
нарушениями речи направляются специалистами детских поликлиник в
медико-педагогические комиссии для решения вопроса об их направлении в
дошкольное учреждение для специального воспитания и обучения.
15. Работа медико-педагогических комиссий
организуется согласно Положению о республиканской и
областной медико-педагогических комиссиях, утвержденному Министерством
просвещения СССР 12 февраля 1969 года.
16. Решение о зачислении или об отказе в
зачислении ребенка в дошкольное учреждение выносится медико-педагогической
комиссией только на основании представленных документов, беседы с родителями и
обследования каждого ребенка. Решение комиссии является окончательным.
17. На рассмотрение медико-педагогической
комиссии представляются следующие документы:
а) подробная выписка из историй развития
ребенка с заключениями:
педиатра об общем состоянии здоровья
ребенка;
психоневролога с обоснованным медицинским
диагнозом и характеристикой умственного развития;
отоларинголога с характеристикой
состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи;
логопеда о данных речевого анамнеза,
состояния речи при обследовании ребенка;
б) педагогическая характеристика для
детей, посещающих дошкольное учреждение или логопедический кабинет.
18. Прием детей, отобранных
медико-педагогической комиссией, в дошкольные учреждения и группы для детей с
нарушениями речи производится ежегодно в течение августа до 1 сентября. Прием
детей, зачисленных в дошкольное учреждение на полгода, - с 1 сентября - на
первое полугодие, с 1 февраля - на второе полугодие.
19. Не подлежат приему в дошкольные
учреждения и группы для детей с нарушениями речи:
дети, имеющие снижение слуха (даже
незначительное);
дети, имеющие недоразвитие речи,
обусловленное умственной отсталостью;
дети, больные эпилепсией с частыми
припадками;
дети-инвалиды, не обслуживающие себя и
требующие особого ухода;
дети, речевые нарушения которых могут
быть исправлены на логопедических пунктах;
дети, страдающие заболеваниями, которые
являются противопоказанием для приема в детские сады и ясли-сады общего типа.
20. Если в период
пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с нарушениями
речи выявятся дефекты слуха, олигофрения или другие противопоказания,
перечисленные в пункте 19, то ребенок подлежит обязательному отчислению или,
при наличии учреждений соответствующего профиля (для детей с нарушениями слуха,
для умственно отсталых детей и др.), переводу в них. Вопрос об
отчислении или переводе ребенка в другое дошкольное учреждение решается
медико-педагогической комиссией.
21. Детские сады, ясли-сады для детей с
нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и
яслях-садах общего типа комплектуются непосредственно теми отделами народного
образования, в ведении которых находятся указанные дошкольные учреждения.
Дошкольные группы при школах-интернатах
для детей с тяжелыми нарушениями речи комплектуются министерствами просвещения
(народного образования) союзных республик, не имеющих областного деления,
министерствами просвещения АССР, краевыми, областными отделами народного
образования.
22. Для определения ребенка в дошкольное
учреждение для детей с нарушениями речи представляются следующие документы:
путевка отдела народного образования о
направлении ребенка в данное дошкольное учреждение;
заявление родителей;
заключение медико-педагогической
комиссии;
свидетельство о рождении ребенка
(предъявляется);
справка об отсутствии контакта с инфекционными
больными.
Руководство
дошкольными учреждениями для детей
с нарушениями речи
23. Педагогическое и методическое
руководство работой дошкольных учреждений и групп для детей с нарушениями речи
осуществляют органы народного образования, в непосредственном ведении которых
находятся указанные дошкольные учреждения.
Методическое руководство лечебной работой
осуществляется районным (городским, областным, краевым, республиканским)
психоневрологическим диспансером.
24. Работу дошкольного учреждения и групп
для детей с нарушениями речи возглавляет заведующий детским садом, яслями-садом, а работу дошкольных групп при школе-интернате
для детей с тяжелыми нарушениями речи - директор школы-интерната.
Заведующий дошкольным учреждением для
детей с нарушениями речи отвечает за охрану жизни и здоровья детей, за
правильную постановку воспитания, обучения и лечения детей, за работу
учреждения в целом.
25. На должности заведующих детскими
садами, яслями-садами для детей с нарушениями речи назначаются лица,
закончившие педагогический институт (факультет дошкольной педагогики или
дефектологический) и имеющие стаж работы в дошкольных учреждениях не менее трех
лет.
26. На должности воспитателей групп для
детей с нарушениями речи назначаются лица, закончившие педагогический институт
(факультет дошкольной педагогики) или педагогическое училище и прошедшие
подготовку на курсах по воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями
речи.
27. На должности логопедов назначаются
лица, закончившие педагогический институт (дефектологический факультет -
отделение логопедии, или факультет дошкольной педагогики) и годичные курсы
дефектологов-логопедов при педагогическом институте, имеющем дефектологический
факультет.
28. Музыкальными руководителями
назначаются лица, имеющие музыкальное образование и подготовку на курсах по
обучению детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
29. Назначение и увольнение заведующих,
воспитателей, логопедов, музыкальных руководителей производится теми отделами
народного образования, в непосредственном ведении которых находятся эти
дошкольные учреждения.
30. Права и обязанности административного,
педагогического и обслуживающего персонала дошкольных учреждений для детей с
нарушениями речи определяются правилами внутреннего трудового распорядка.
Финансирование и
отчетность
31. Дошкольные учреждения для детей с
нарушениями речи находятся на местном или республиканском бюджете и имеют
сметы, утверждаемые теми отделами народного образования, в непосредственном
ведении которых они находятся.
32. В сметах детских садов и яслей-садов
для детей с нарушениями речи предусматриваются ассигнования на замену уходящих
в очередной отпуск следующих работников: заведующих, воспитателей, логопедов,
музыкальных руководителей, нянь-уборщиц, работников кухни и прачек.
33. Заведующий детским садом, яслями-садом для детей с нарушениями речи является
распорядителем кредитов III степени.
34. Финансовый и хозяйственный учет, а
также отчетность о работе дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи
ведутся в установленном для дошкольных учреждений общего типа порядке.