МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 15 июля 1970 г. N 480
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ТРАВМАТОЛОГО-ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ СТРАНЫ
Среди различных групп больных
хирургического профиля большой удельный вес составляют больные с повреждениями
и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Постоянное и систематическое
улучшение медицинской помощи этому контингенту больных существенно сказывается
на качестве и исходах лечения, снижении сроков временной нетрудоспособности и
первичной инвалидности вследствие травм и болезней опорно-двигательного
аппарата, что имеет большое социальное и народнохозяйственное значение.
Органы здравоохранения, используя на
практике данные научных исследований и разработок основ травматологии и
ортопедии, провели большую работу по выполнению Приказа Министра
здравоохранения СССР N 125-м от 12 августа 1957 г. "О профилактике
травматизма, улучшении травматологической и ортопедической помощи
населению".
В настоящее время во всех
республиканских, краевых, областных центрах и крупных городах страны
организованы травматологические отделения, как это было предусмотрено Приказом
Министра здравоохранения СССР N 125-м, а количество травматолого-ортопедических
коек в системе здравоохранения за период с 1957 по 1969 год увеличилось более
чем в пять раз. Одновременно с ростом коечной сети более чем в три раза
увеличилось число врачей-травматологов-ортопедов.
Создание кафедр
травматологии и ортопедии в медицинских институтах и институтах
усовершенствования положительно сказалось на уровне подготовки врачей по
травматологии и ортопедии, а разработка и внедрение в практику лечебных
учреждений новых современных и более совершенных методов лечения поражений
опорно-двигательного аппарата, таких как компрессия и дистракция,
различные виды остеосинтеза костей, пластики и пр., повысило уровень лечебной
помощи больным в условиях специализированных травматолого-ортопедических отделений и клиник.
Улучшилось качество медицинской помощи
больным с травмами и заболеваниями костной системы в поликлинических условиях,
чему способствовала организация специализированных травматолого-ортопедических
кабинетов в поликлиниках и круглосуточных травматологических пунктов по
оказанию экстренной травматологической помощи как
взрослым, так и детям.
В ряде республик и областей органы
здравоохранения, решая вопросы приближения и улучшения травматологической
помощи сельскому населению, практикуют организацию стационарной
травматологической помощи для населения ряда близлежащих районов путем
организации травматологического отделения в одной из центральных районных
больниц.
При наличии двух и более хирургов в
центральной районной и районной больницах проводится обязательная подготовка
одного из хирургов по травматологии и ортопедии. Такая практика является
правильной и заслуживает одобрения.
Дальнейшее развитие получила
лечебно-профилактическая помощь детям с заболеваниями и деформациями
опорно-двигательного аппарата. В лечебных учреждениях организовано раннее
выявление и раннее лечение детей с врожденными деформациями, улучшилось
применение диспансерного метода и преемственность в лечении.
В соответствии с Приказом Министра
здравоохранения СССР N 400 от 11 июля 1964 г. во многих городах созданы
межведомственные комиссии по борьбе с детским травматизмом, способствовавшие
снижению травматизма среди детей.
За период 1957 - 1966 гг. почти в три с
половиной раза увеличилось число специализированных санаторных коек для детей.
В детских поликлиниках организовано свыше 300 специализированных травматолого-ортопедических кабинетов. В стране развивается
сеть школ-интернатов для детей, страдающих сколиозом и другими заболеваниями
опорно-двигательного аппарата.
Большую помощь оказывают органам
здравоохранения в деле повышения квалификации травматологов-ортопедов, а также
общих хирургов республиканские, краевые, областные, городские научные
медицинские общества травматологов-ортопедов, на заседаниях, конференциях,
съездах которых обсуждаются вопросы организации травматолого-ортопедической
помощи, новые методы лечения и пр.
Однако, несмотря на значительные успехи,
в организации и оказании медицинской помощи больным с травмами и заболеваниями
опорно-двигательного аппарата еще имеются серьезные недостатки.
В ряде республик (Армянской, Грузинской,
Туркменской, Киргизской ССР), краев и областей РСФСР и УССР (Красноярский край,
Иркутская, Курганская, Винницкая, Житомирская и др. области) коечный фонд для травматолого-ортопедических больных значительно меньше
существующего расчетного показателя 0,6 койки на 1000 населения.
Из общего числа травматолого-ортопедических
коек в стране только около 60% их находятся в составе специализированных
отделений.
Имеется большое количество больниц, в
которых в хирургических отделениях выделены 3 - 5 - 10 коек для госпитализации
травматологических больных (РСФСР, Киргизская, Туркменская, Белорусская,
Армянская ССР). Выделение этих коек носит формальный характер и не обеспечивает
оказание квалифицированной травматологической помощи. Одним из таких примеров
раздробленности фонда травматологических коек может служить Калужская область,
в которой из общего числа 262 травматологических коек 117 находятся в 18
районных больницах.
В ряде городов при наличии в них 2-х и более
хирургических отделений, в которых больные с травмами составляют иногда до 40 -
50% от общего числа хирургических больных, органы здравоохранения еще слишком
медленно решают вопросы концентрации больных в одном из отделений и
перепрофилирования его в травматологическое отделение. Не уделяется должного
внимания укрупнению маломощных травматологических отделений.
Слабо развивается сеть детских травматолого-ортопедических отделений, что сказывается на
качестве и исходах лечения детей с повреждением и заболеванием
опорно-двигательного аппарата.
Во многих союзных республиках
(Туркменская, Армянская, Литовская ССР и др.) и в большинстве областей РСФСР и
УССР слабо организовано лечение ортопедических больных. В то же время
количество инвалидов в связи с заболеваниями костей и органов движения велико и
продолжает увеличиваться за счет людей пожилого возраста, нуждающихся в
ортопедическом лечении. Такое положение явилось результатом недооценки органами
здравоохранения необходимости развития ортопедической помощи населению и
организации отделений ортопедии.
Еще недостаточна в городах сеть
травматологических пунктов для оказания круглосуточной квалифицированной
экстренной травматологической помощи. Имеющееся число специализированных травматолого-ортопедических кабинетов в поликлиниках не
может полностью обеспечить потребность как взрослого,
так и детского населения в этом виде поликлинической помощи.
В работе лечебно-профилактических
учреждений, оказывающих травматолого-ортопедическую
помощь, недостаточно используется диспансерный метод.
Не везде организовано раннее выявление и
раннее лечение детей с врожденными деформациями (Киргизская, Грузинская,
Армянская, Узбекская, Туркменская, Казахская ССР), в результате дети с
врожденным вывихом бедра и другими деформациями опорно-двигательного аппарата в
ряде случаев поступают для оперативного лечения в 10 - 12-летнем возрасте.
В ряде союзных республик не во всех
поликлиниках имеются кабинеты лечебной гимнастики, массажа, гипсовой техники,
физиотерапии. Слабо организована подготовка среднего медицинского персонала для
работы в этих кабинетах.
В некоторых областях (Ростовская,
Калужская, Пермская, Костромская, Воронежская, Житомирская и др.) не созданы
межведомственные комиссии по борьбе с детским травматизмом и не проводится
активная работа по борьбе с травматизмом среди детей.
Не обеспечены специализированным
санаторным лечением дети в ряде республик (Литовской, Молдавской, Таджикской,
Туркменской, Эстонской) и в значительном числе краев и областей РСФСР и УССР. Крайне недостаточна сеть специализированных школ-интернатов
и детских садов для детей с деформациями опорно-двигательного аппарата.
В ряде случаев имеет место неправильное
лечение травматологических больных. Особенно крупные дефекты
имеются в хирургических отделениях (Харьковский научно-исследовательский
институт общей и неотложной хирургии Министерства здравоохранения УССР,
хирургические клиники Иркутского, Витебского и Минского медицинских институтов,
хирургические отделения больниц Калужской области, г. Темир-Тау Карагандинской
области, г. г. Чугуева, Ивалки Харьковской области,
г. Усолье Иркутской области и др.).
К числу ошибок, наблюдаемых во многих
хирургических отделениях, относятся: недостаточная иммобилизация поврежденных
конечностей, неправильное применение скелетного вытяжения, непоказанное
оперативное лечение. Допускаются грубые нарушения принципов производства
первичной хирургической обработки ран при открытых повреждениях костей и
суставов. Необоснованно расширяются показания для металлоостеосинтеза,
особенно костей предплечья, голени, что ведет к развитию тяжелых осложнений и
инвалидности.
Производство ампутаций и реампутации нередко осуществляют врачи-хирурги и
врачи-травматологи-ортопеды, недостаточно знакомые с новыми рациональными
методами ампутаций. Вследствие этого имеются инвалиды с порочными культями
конечностей, своевременное и качественное протезирование которых затруднено.
Анализ исходов лечения показывает, что
среди больных с травмами, лечившихся в хирургических отделениях, первичная
инвалидность в связи с ошибками в лечении в 3 раза выше, чем среди подобных
больных травматологических отделений (хирургические отделения Иркутской,
Карагандинской, Львовской и др. областей).
Во многих больницах и поликлиниках
недостаточно организована преемственность в лечении травматологических больных.
Основными причинами этого являются отсутствие связей между стационарами и
поликлиниками, недостаточно развитая сеть травматолого-ортопедических
кабинетов. В результате значительное число больных, лечившихся в травматолого-ортопедических отделениях больниц, завершают
лечение в хирургических кабинетах, которые не всегда обеспечивают качественное
квалифицированное долечивание больных. Слабо развито оказание помощи на дому
травматологическим больным.
Имеются недостатки и в подготовке врачей
по травматологии и ортопедии. Во многих медицинских институтах не организованы
кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии (РСФСР, Туркменская,
Эстонская, Армянская ССР).
Некоторые кафедры этого профиля в
медицинских институтах РСФСР возглавляют не специалисты травматологи-ортопеды
(Смоленский, Казанский, Краснодарский, Львовский медицинские институты и др.),
что не может не сказаться на уровне подготовки будущих врачей. Недостаточно
проводится циклов специализации хирургов и усовершенствования
врачей-травматологов-ортопедов в институтах усовершенствования врачей. Мало
привлекаются для этих целей институты травматологии и ортопедии. Недостаточно
проводится подготовка и усовершенствование врачей по травматологии и ортопедии
детского возраста.
В ряде республик (БССР, Казахская,
Украинская, Армянская ССР, некоторые области и края РСФСР) экспертиза
отдаленных результатов лечения травматологических больных проводится формально
и не способствует повышению качества лечения.
Положительный опыт
Центрального института травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения
СССР в организации специализированных врачебно-трудовых травматолого-ортопедических
экспертных комиссий, имеющих важное значение в снижении инвалидности от
последствий травм и ортопедических заболеваний, крайне медленно внедряется в
практику (в УССР специализированная экспертная комиссия имеется только в г.
Донецке, в БССР, в Латвийской, Литовской, Казахской ССР таких комиссий нет).
На качестве оказания лечебной помощи
сказывается недостаточное обеспечение лечебных учреждений травматологической и
специальной ортопедической аппаратурой. Из года в год не выполняются заявки
местных органов здравоохранения, вследствие чего ощущается острый недостаток в
балканских рамах, спицах, винтах, в ортопедических столах, шинах Беллера, инструментарии для остеосинтеза и др. Крайне
медленно осваиваются новые, технически более
усовершенствованные аппараты, инструменты, специальное оборудование.
Имеется значительное число жалоб на плохое качество выпускаемого
травматологического оборудования, инструментария и др.
Неудовлетворительно снабжаются травматолого-ортопедические отделения специальным
оборудованием и инструментарием, необходимым для оказания лечебной помощи
детям.
В целях дальнейшего развития и
совершенствования травматолого-ортопедической помощи
населению страны приказываю:
I. Министрам здравоохранения союзных и
автономных республик, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения:
1) До 1 марта 1971 г. разработать
конкретные планы мероприятий по дальнейшему развитию травматолого-ортопедической
помощи для взрослого и детского населения на период 1971 - 1975 гг.,
предусмотрев:
а) организацию травматолого-ортопедических
отделений с числом коек не менее 60 во вновь открываемых больницах;
б) организацию новых и укрупнение существующих
маломощных отделений травматологии-ортопедии, в целях доведения количества коек
в них до 60 и более, за счет перепрофилирования имеющегося коечного фонда и
концентрации травматологических коек хирургических отделений;
в) в целях приближения и улучшения
травматологической помощи сельскому населению организацию стационарной
травматологической помощи для населения ряда районов путем организации
отделения травматологии в одной из центральных районных больниц;
г) организацию в течение 1971 - 1975 гг.
отделений ортопедии с числом коек не менее 60 в республиканских, краевых,
областных центрах, а также в крупных промышленных городах;
д) открытие травматолого-ортопедических
кабинетов (односменных, двухсменных) для взрослого и детского населения в
соответствии с имеющейся потребностью и с учетом, в необходимых случаях,
централизации оказания медицинской помощи травматолого-ортопедическим
больным по группе поликлиник (поликлинических отделений);
е) дальнейшую организацию круглосуточной
экстренной амбулаторной травматологической помощи при больницах или
поликлиниках (поликлинических отделениях), в зависимости от наличия
соответствующих условий для оказания этого вида помощи;
ж) подготовку необходимого количества
травматологов-ортопедов путем специализации, усовершенствования, а также через
клиническую ординатуру, обратив особое внимание на подготовку
травматологов-ортопедов, хирургов и детских хирургов по травматологии и
ортопедии детского возраста;
з) широкое использование институтов
травматологии и ортопедии как баз для специализации и усовершенствования кадров
травматологов-ортопедов, в том числе по травматологии и ортопедии детского
возраста;
и) организацию в течение 1971 - 1975 гг.
кафедр травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии во всех медицинских
институтах, укомплектовывая эти кафедры специалистами
травматологами-ортопедами. Обеспечить замещение должностей заведующих
существующих кафедр травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии
специалистами травматологами-ортопедами;
к) подготовку в достаточном количестве
среднего медицинского персонала по гипсовой технике, массажу, лечебной
гимнастике с учетом потребности в этих кадрах;
л) широкое применение диспансерного
метода, обратив особое внимание на больных с заболеваниями суставов и
позвоночника;
м) внедрение в практику работы
лечебно-профилактических учреждений, оказывающих травматологическую и
ортопедическую помощь детям, рациональных методов своевременного выявления и
лечения в раннем детском возрасте врожденного вывиха бедра и других деформаций
опорно-двигательного аппарата;
н) в родильных домах и родильных
отделениях больниц усиление контроля за соблюдением
обязательной регистрации всех врожденных деформаций у новорожденных, с последующим
извещением главных врачей больниц (заведующих детскими поликлиниками,
консультациями) по месту жительства новорожденного, по установленной форме
учета N 113 (обменная карта, пункт N 13);
о) организацию хирургической помощи
больным, нуждающимся в ампутациях и реампутациях
конечностей в плановом порядке в одном из отделений травматологии (ортопедии)
республики, края, области, где должны быть созданы необходимые условия для экспресс-протезирования. Создание таких условий для лечения
больных с ампутационными культями, чтобы ко дню выписки из стационара больные
были снабжены протезами и обучены пользованию ими;
и) обеспечение постоянного контроля за работой медицинских советов по экспертизе
отдаленных результатов лечения и широкое использование материалов этих советов
для разработки мероприятий по улучшению постановки травматологии-ортопедии в
районе, городе, области, крае, республике;
р) повышение роли и ответственности
главных травматологов-ортопедов за организацию травматолого-ортопедической
помощи в республике, крае, области, обратив особое внимание на:
- проведение ими систематической работы
по выявлению и расследованию причин запущенности и неправильного лечения
повреждений, заболеваний опорно-двигательного аппарата и ортопедических
деформаций. В этих целях ввести обязательное заполнение и направление выписки
из амбулаторной, стационарной карты больного (форма N 27) по месту прежнего
лечения больного на каждый выявленный случай запущенности и неправильного
лечения повреждений, заболеваний и деформаций опорно-двигательного аппарата;
- систематическое обсуждение на врачебных
конференциях лечебно-профилактических учреждений случаев позднего или
неправильного лечения больных, обеспечив при этом присутствие на конференции
врачей (хирургов, детских хирургов, травматологов-ортопедов,
акушеров-гинекологов), допустивших ошибки.
2) При организации
амбулаторно-поликлинических травматолого-ортопедических
структурных подразделений, в том числе круглосуточной экстренной
травматологической помощи при больницах и поликлиниках (поликлинических
отделениях), устанавливать необходимое число врачебных и других должностей,
исходя из имеющейся потребности, в пределах действующих штатных нормативов
соответствующих учреждений с учетом прав, предоставленных руководителям органов
и учреждений здравоохранения.
3) При планировании сети больничных
учреждений исходить из среднесоюзных нормативов
обеспеченности:
- травматологическими койками - 0,5 койки
на 1000 городских и 0,3 койки на 1000 сельских жителей;
- ортопедическими койками - 0,15 койки на
1000 городских и сельских жителей.
Конкретное число коек в
травматологических и ортопедических отделениях определять дифференцированно, в
зависимости от численности и структуры населения, предусматривая, в частности:
а) на 1000
работающих в отраслях промышленности:
- угольной и горнорудной - 2,0 койки для
травматологических больных;
- металлургической - 1,4 койки для
травматологических больных;
- машиностроительной - 1,2 койки для
травматологических больных;
б) на 1000 детей (до 14 лет включительно):
- 0,4 койки в детских отделениях
травматологии-ортопедии;
- 0,25 койки в специализированных
санаториях для детей с заболеваниями и деформациями опорно-двигательного
аппарата.
II. Министрам здравоохранения союзных
республик обязать директоров институтов травматологии и ортопедии:
1) Улучшить работу
организационно-методических отделов институтов травматологии-ортопедии,
организовав их работу в строгом соответствии с Положением о них (Приложение N
3).
2) Обеспечить систематическое внедрение в
практику работы учреждений здравоохранения, оказывающих травматолого-ортопедическую
помощь населению, рациональных методов диагностики и лечения травм, их
последствий и ортопедических заболеваний.
III. Ученым медицинским советам
Министерства здравоохранения СССР и союзных республик при рассмотрении планов
научных исследований институтов и кафедр травматологии и ортопедии обращать
внимание на обеспечение глубокой научной разработки вопросов травматологии и
ортопедии, в том числе совершенствования травматолого-ортопедической
помощи населению, изучение травматизма, распространенности ортопедических
заболеваний, разработку новых методов лечения и пр.
IV. Главному управлению учебных заведений
(тов. Исаков Ю.Ф.) к 1 февраля 1971 г. разработать и направить всем медицинским
институтам единые учебные планы и программы преподавания травматологии,
ортопедии и военно-полевой хирургии.
V. Центральному научно-исследовательскому
институту травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения СССР (тов.
Волков М.В.) до 1 января 1972 г. совместно с Министерством просвещения СССР
разработать проект положения о школах-интернатах и детских садах для детей с
заболеваниями и деформациями опорно-двигательного аппарата; проект штатных
нормативов медицинского персонала для указанных учреждений.
VI. Главному управлению
лечебно-профилактической помощи, Главному управлению лечебно-профилактической
помощи детям и матерям с привлечением Центрального научно-исследовательского
института травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения СССР (тов.
Волков М.В.) до 1 января 1971 г. разработать и представить на утверждение
проекты перечня заболеваний и деформаций опорно-двигательного аппарата, по
поводу которых больные подлежат диспансерному наблюдению у
врачей-травматологов-ортопедов, и инструктивно-методических указаний по
диспансеризации лиц, страдающих заболеваниями и деформациями
опорно-двигательного аппарата.
VII. Министрам здравоохранения союзных
республик ежегодно к 31 марта представлять Министерству здравоохранения СССР
отчеты о ходе выполнения настоящего Приказа, используя материалы утвержденных
статистических отчетов.
VIII. Контроль за
выполнением настоящего Приказа возложить на Главное управление
лечебно-профилактической помощи (тов. Сафонов А.Г.) и Главное управление
лечебно-профилактической помощи детям и матерям (тов. Никитина М.Н.).
IX. Считать утратившими силу:
1. Приказ Министра здравоохранения СССР
от 12 августа 1957 г. N 125-м "О профилактике травматизма, улучшении
травматологической и ортопедической помощи населению".
2. Приказ Министра здравоохранения СССР
от 7 апреля 1970 г. N 207 "О профилизации
институтов травматологии и ортопедии".
3. Временные расчетные нормы нагрузки
врачей на 1 час работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях, утвержденные
Приказом Министра здравоохранения СССР от 20 июля 1960 г. N 321, в части норм
нагрузки врачей по специальности травматологии и ортопедии".
X. Утверждаю:
1. Дополнения к штатным нормативам
медицинского персонала городских поликлиник (поликлинических отделений),
расположенных в городах с населением свыше 25000 человек, утвержденным Приказом
Министра здравоохранения СССР N 340 от 30 апреля 1968 г. (Приложение N 1).
2. Изменения временных (расчетных) норм
нагрузки врачей-травматологов-ортопедов на 1 час работы в поликлинических
учреждениях (Приложение N 2).
3. Положение об
организационно-методическом отделе Института травматологии и ортопедии
(Приложение N 3).
4. Положение о Медицинском совете по
экспертизе отдаленных результатов лечения травматолого-ортопедических
больных (Приложение N 4).
5. Профилизацию
научной тематики институтов травматологии и ортопедии (Приложение N 5).
Министр здравоохранения СССР
Б.ПЕТРОВСКИЙ
Приложение N 1
к Приказу Министра
здравоохранения СССР
от 15 июля 1970 г. N 480
ДОПОЛНЕНИЯ
К ШТАТНЫМ НОРМАТИВАМ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА
ГОРОДСКИХ ПОЛИКЛИНИК, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ГОРОДАХ С
НАСЕЛЕНИЕМ
СВЫШЕ 25 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК, УТВЕРЖДЕННЫМ ПРИКАЗОМ
МИНИСТРА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ОТ 30 АПРЕЛЯ 1968 Г. N 340
Пункт 3 подраздела "I. Врачебный
персонал" раздела "А" приложения N 1 к Приказу Министра
здравоохранения СССР от 30 апреля 1968 г. N 340 дополнить следующим абзацем:
"В городах с
населением от 100 до 200 тысяч человек, не являющихся областными, краевыми и
республиканскими центрами, должности врачей-травматологов-ортопедов для
оказания круглосуточной амбулаторной травматологической помощи взрослым и детям
могут устанавливаться в штате одной из поликлиник города по усмотрению
Министров здравоохранения союзных республик в количестве, определяемом в
зависимости от объема оказываемой помощи, но не более одного круглосуточного
поста".
Начальник
Планово-финансового управления
В.ГОЛОВТЕЕВ
Приложение N 2
к Приказу Министра
здравоохранения СССР
от 15 июля 1970 г. N 480
ВРЕМЕННЫЕ (РАСЧЕТНЫЕ) НОРМЫ
НАГРУЗКИ ВРАЧЕЙ-ТРАВМАТОЛОГОВ-ОРТОПЕДОВ НА 1 ЧАС
РАБОТЫ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
┌────────────────────────────────┬───────────────────────┬───────┐
│ Наименование специальности │В поликлинике на приеме│ По │
│ ├────────────┬──────────┤помощи
│
│ │
взрослые и │ дети │на дому│
│ │
подростки │ │ │
├────────────────────────────────┼────────────┼──────────┼───────┤
│Травматология │7 │6 │1,25 │
│Ортопедия │6 │5 │1,25 │
└────────────────────────────────┴────────────┴──────────┴───────┘
Начальник
Планово-финансового управления
В.ГОЛОВТЕЕВ
Приложение N 3
к Приказу Министра
здравоохранения СССР
от 15 июля 1970 г. N 480
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ
ИНСТИТУТА ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ
I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Для научной разработки вопросов
профилактики травматизма и ортопедических исследований, организации травматолого-ортопедической помощи взрослому и детскому
населению, методического руководства сетью травматолого-ортопедических
отделений, специализированных санаториев, школ-интернатов и детских садов и
оказания им научно-практической помощи при всех институтах травматологии и
ортопедии создаются организационно-методические отделы.
Организационно-методическая работа
является обязательным разделом в деятельности всех научно-исследовательских
институтов травматологии и ортопедии.
В организационно-методической работе
обязан участвовать весь коллектив института.
Основная задача институтов травматологии
и ортопедии в области организационно-методической деятельности - обеспечить
единство науки и практики. В этих целях они должны широко внедрять достижения
науки в практику здравоохранения.
Для достижения этого институты
осуществляют повседневную связь:
а) с органами и учреждениями
здравоохранения, а также просвещения (народного образования) и оказывают им
научно-практическую помощь в организации и улучшении качества травматолого-ортопедической помощи взрослому и детскому
населению;
б) со смежными научно-исследовательскими
институтами, кафедрами медицинских институтов и институтами усовершенствования
врачей, в целях комплексной разработки важнейших вопросов профилактики всех
видов травматизма, ортопедических заболеваний и организации травматолого-ортопедической
помощи;
в) с предприятиями различных министерств
и ведомств по вопросам конструирования и внедрения в производство нового
оснащения, аппаратуры, инструментария и т.д.;
г) с советскими, общественными,
профсоюзными, хозяйственными организациями, участвуя в разработке вопросов
организации и улучшения качества травматологической и ортопедической помощи
населению и проведении мероприятий по борьбе с травматизмом.
II. СТРУКТУРА И
ШТАТЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОТДЕЛОВ
1. Организационно-методические отделы
существуют на правах самостоятельных отделов институтов и подчиняются
непосредственно директору института.
2. Заведующий организационно-методическим
отделом осуществляет руководство организационно-методической деятельностью,
проводимой как работниками организационно-методического отдела, так и всеми
другими сотрудниками института, планирует, инструктирует и контролирует
выполнение сотрудниками института заданий по организационно-методической
работе.
3. Штаты организационно-методических
отделов состоят из заведующего отделом (доктора или кандидата мед. наук), 2-х старших научных
сотрудников (канд. мед. наук), 2-х научных сотрудников и технических
сотрудников (машинистка, статистик, секретарь, техник-оформитель).
Штаты научных работников
организационно-методических отделов укомплектовываются в установленном порядке
из лиц, имеющих квалификацию организаторов здравоохранения и опыт практической
работы по травматологии и ортопедии. Один из сотрудников оргметодотдела
является специалистом по травматологии и ортопедии детского возраста.
III. СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТЫ
Научно-исследовательская
и научно-практическая работа
Организационно-методические отделы ведут
научно-исследовательскую работу и оказывают научно-практическую помощь по
следующим вопросам:
1. Организация
травматологической и ортопедической помощи
взрослому и детскому населению, для чего:
а) изучают формы и методы работы травматолого-ортопедической сети учреждений;
б) разрабатывают рациональные формы и
методы лечебно-профилактической помощи населению;
и) изучают потребность населения в
травматологической и ортопедической помощи и разрабатывают нормативы этого вида
медицинской помощи;
г) разрабатывают научно обоснованные
качественные показатели работы травматологических и ортопедических учреждений;
д) разрабатывают вопросы экспертизы
трудоспособности и профориентации при повреждениях и ортопедических
заболеваниях;
е) разрабатывают рациональные формы
организации труда врачей-травматологов-ортопедов и среднего медперсонала.
2. Борьба с
травматизмом
В этих целях изучают состояние, причины и
характер травматизма:
а) среди рабочих промышленных предприятий
ведущих отраслей промышленности в районе деятельности института;
б) среди взрослого населения -
травматизма, происшедшего вне связи с производством;
в) среди детского населения;
г) при спортивных состязаниях,
физкультурных занятиях и упражнениях на стадионах, в спортклубах, в школах,
детских садах, а также травм, происшедших при физкультурных занятиях в
неорганизованном порядке;
д) разрабатывают формы организации и
методы профилактики всех видов травматизма.
3.
Лечебно-профилактическая помощь инвалидам
Отечественной войны
В этих целях организационно-методические
отделы изучают:
а) деятельность госпиталей для инвалидов
Отечественной войны, оказывают научно-практическую помощь;
б) организацию лечебно-профилактической
помощи инвалидам Отечественной войны в лечебно-профилактических учреждениях и
оказывают им повседневную методическую и научно-практическую помощь в целях
быстрейшего восстановления трудоспособности инвалидов Отечественной войны.
4. Подготовка и
усовершенствование кадров
Организационно-методические отделы
институтов принимают участие в организации усовершенствования и специализации
врачей и средних медицинских работников по травматологии и ортопедии (в том
числе по ортопедии и травматологии детского возраста). В этих целях:
а) изучают потребность
лечебно-профилактических учреждений в районе деятельности института в
медицинском персонале, в подготовке, повышении квалификации врачей и среднего
медицинского персонала (включая инструкторов лечебной физкультуры, гипсовых
техников, массажистов);
б) изучают использование медицинских
кадров травматолого-ортопедической сети и на этой
основе подготавливают предложения по специализации и усовершенствованию врачей
и среднего медицинского персонала, а также других форм повышения квалификации
(организации краткосрочных курсов, декадников, семинаров, рабочих мест и др.);
в) устанавливают тесную связь с
соответствующими медицинскими институтами и институтами усовершенствования
врачей для разрешения организационных вопросов по усовершенствованию и
специализации медицинских работников в области травматологии и ортопедии.
5. Учет и
инструктивные материалы
Организационно-методические отделы
разрабатывают материалы по вопросам организации и качества
лечебно-профилактической помощи взрослому и детскому населению по травматологии
и ортопедии, для чего:
а) анализируют деятельность
лечебно-профилактических учреждений по официальным отчетам;
б) подготавливают для органов
здравоохранения инструктивно-методические материалы по вопросам организации
травматологической и ортопедической помощи взрослому и детскому населению,
снижения травматизма, внедрения в практику здравоохранения результатов научных
исследований, улучшения медицинской помощи инвалидам Отечественной войны и др.
6. Санитарное
просвещение
Организационно-методические отделы
участвуют в планировании и организации санитарно-просветительной работы в
области травматологии и ортопедии. В этих целях:
а) устанавливают тесную связь с домами
санитарного просвещения, Обществом Красного Креста и Красного Полумесяца,
Обществом по распространению политических и научных знаний, телевизионными и
радиоцентрами и другими организациями, осуществляющими санитарную и научную
пропаганду;
б) участвуют в проведении всех видов
научной пропаганды как в институте, так и среди
учреждений здравоохранения в области травматологии и ортопедии.
Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
А.САФОНОВ
Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
детям и матерям
М.НИКИТИНА
Приложение N 4
к Приказу Министра
здравоохранение СССР
от 15 июля 1970 г. N 480
ПОЛОЖЕНИЕ
О МЕДИЦИНСКОМ СОВЕТЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ОТДАЛЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЛЕЧЕНИЯ ТРАВМАТОЛОГО-ОРТОПЕДИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
1. Медицинский совет по экспертизе
отдаленных результатов лечения организуется при республиканских, краевых,
областных, городских больницах, утверждается соответствующими органами
здравоохранения и является их контрольным и консультативным органом в вопросах травматолого-ортопедической помощи.
2. В состав Медицинского совета входят:
- заведующий травматолого-ортопедическим
отделением (председатель);
- врач-травматолог-ортопед отделения
травматологии-ортопедии для взрослых;
- врач-травматолог-ортопед отделения
травматологии-ортопедии для детей;
- инспектор отдела (сектора)
лечебно-профилактической помощи;
- инспектор отдела (сектора)
лечебно-профилактической помощи детям и матерям.
В период работы комиссии в
лечебно-профилактических учреждениях в ее работе обязательно участвуют
представители этих учреждений, заведующий отделением травматологии-ортопедии,
врачи отделения.
3. Работа Медицинского совета проводится
по плану, ежегодно утверждаемому соответствующим отделом здравоохранения.
4. Основные задачи Медицинского совета:
а) изучение исходов лечения больных с
травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
б) выявление недостатков в организации
медицинской помощи травматолого-ортопедическим
больным;
в) анализ врачебных ошибок, допущенных в
лечении больных с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата,
выработка рекомендаций по устранению этих ошибок и повышению качества лечения травматолого-ортопедических больных;
г) оказание практической помощи врачам
путем квалифицированного анализа процесса лечения больных с травмами и заболеваниями
опорно-двигательного аппарата.
5. Экспертизе подлежат лица (взрослые и
дети), лечившиеся в обследуемом лечебно-профилактическом учреждении по поводу
повреждения, заболевания или деформации опорно-двигательного аппарата, не ранее
чем через год после окончания лечения.
Во время экспертизы на основании
тщательного обследования лиц, проходящих экспертизу, изучения их медицинской
документации определяются:
а) исходы лечения;
б) ошибки и осложнения, возникшие в
процессе лечения, и их причины;
в) причины временной или стойкой
инвалидности;
г) потребность в дополнительном лечении и
его характер, а также лечебно-профилактическое учреждение, в котором такое
лечение может быть проведено;
д) изменение профессиональной
деятельности в связи с исходом лечения.
6. Во время экспертизы должно быть
обращено внимание на организацию лечебного процесса травматолого-ортопедических
больных в данном лечебно-профилактическом учреждении, полноту и своевременность
обследования больных, применение современных методов лечения, полноценность
ведения медицинской документации и т.д.
7. Результаты работы Совета в каждом
лечебно-профилактическом учреждении оформляются в виде протокола, в котором
должны быть описательная часть, выводы и мероприятия по улучшению травматолого-ортопедической помощи и выявленных
недостатков.
Копии протокола в течение 10 дней после
заседания Совета должны быть направлены:
а) главному травматологу-ортопеду
соответствующего республиканского, краевого, областного, городского органа
здравоохранения;
б) в соответствующий территориально
прикрепленный институт травматологии и ортопедии;
в) лечебно-профилактическому учреждению,
в котором проводилась экспертиза.
Один экземпляр остается в делах Совета.
8. Медицинский совет не реже 1 раза в год
отчитывается о своей деятельности перед
соответствующим органом здравоохранения.
Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
А.САФОНОВ
Начальник Главного управления
лечебно-профилактической помощи
детям и матерям
М.НИКИТИНА
Приложение N 5
к Приказу Министра
здравоохранения СССР
от 15 июля 1970 г. N 480
ПРОФИЛИЗАЦИЯ
НАУЧНОЙ ТЕМАТИКИ ИНСТИТУТОВ ТРАВМАТОЛОГИИ И
ОРТОПЕДИИ
I. Центральный научно-исследовательский институт
травматологии и ортопедии МЗ СССР
1) Научные основы организации травматолого-ортопедической помощи.
2) Травматизм как социально-гигиеническая
проблема и его профилактика.
3) Патофизиология, клиника и лечение
травм.
4) Профилактика, патофизиология, клиника
и лечение ортопедических заболеваний и деформаций.
5) Консервация и трансплантация органов и
тканей.
6) Костная патология.
II. Ленинградский научно-исследовательский
институт
травматологии и ортопедии им. Р.Р. Вредена МЗ РСФСР
1) Научные основы организации травматолого-ортопедической помощи.
2) Социально-гигиенические факторы
травматизма в различных отраслях промышленности.
3) Теоретический аспект в лечении
переломов и их последствий.
4) Дистрофические и диспластические
процессы в костной ткани.
5) Гомотрансплантация тканей.
Филиал института в г. Кургане -
компрессия и дистракция в травматологии и ортопедии.
III. Ленинградский научно-исследовательский
детский
ортопедический институт им. Г.И. Турнера МЗ РСФСР
1) Научные основы организации
травматологической и ортопедической помощи детям.
2) Профилактика травматизма среди
детского населения. Медицинская реабилитация и профориентация детей с
заболеваниями и деформациями опорно-двигательного аппарата.
3) Дисплазия тазобедренного сустава и
проблема диспластических артрозов.
4) Сколиоз (этиология, патогенез, клиника
и лечение).
5) Церебральные параличи.
IV. Горьковский научно-исследовательский институт
травматологии и ортопедии МЗ РСФСР
1) Профилактика травматизма в
машиностроительной промышленности и непроизводственного травматизма.
2) Комбинированные повреждения (ожоги и
травмы).
3) Кожная пластика.
4) Врожденные деформации
опорно-двигательного аппарата у детей.
5) Поздние осложнения боевых травм у
инвалидов Отечественной войны (патогенез, клиника, лечение).
V. Новосибирский научно-исследовательский
институт
травматологии и ортопедии МЗ РСФСР
1) Травматизм в сельскохозяйственном
производстве. Научные основы организации травматолого-ортопедической
помощи в сельскохозяйственных районах.
2) Заболевания и повреждения позвоночника
(этиология, клиника, лечение).
3) Костная пластика.
4) Разработка новых методов лечения
огнестрельного остеомиелита у инвалидов Отечественной войны.
Филиал института в г. Прокопьевске
1) Профилактика травматизма в угольной
промышленности.
2) Множественные и сочетанные
повреждения.
3) Инвалидность и летальность от травм у
шахтеров.
4) Организация первой помощи в шахтах и
медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации.
VI. Свердловский научно-исследовательский
институт
травматологии и ортопедии МЗ РСФСР
1) Профилактика травматизма в
металлургической промышленности.
2) Инвалидность в результате травм и
ортопедических заболеваний.
3) Дистракция и
компрессия в клинике травматологии и ортопедии.
4) Заболевания и повреждения суставов.
VII. Саратовский научно-исследовательский
институт
травматологии и ортопедии МЗ РСФСР
1) Профилактика травматизма в
сельскохозяйственном производстве.
2) Консервация и трансплантация тканей.
3) Патофизиология травм.
4) Деформация опорно-двигательного
аппарата у детей (этиология, патогенез, разработка методов лечения).
VIII. Иркутский научно-исследовательский институт
травматологии и ортопедии МЗ РСФСР
1) Научные основы организации
травматологической помощи в лесной промышленности и профилактика травматизма в
лесной промышленности.
2) Заболевания и повреждения суставов.
3) Разработка методов лечения поздних
осложнений боевых травм у инвалидов Отечественной войны.
4) Разработка методов лечения
посттравматических ложных суставов и дефектов костей.
IX. Казанский научно-исследовательский институт
травматологии и ортопедии МЗ РСФСР
1) Профилактика травматизма в нефтяной и
химической промышленности.
2) Инвалидность в результате травм и
ортопедических заболеваний.
3) Реактивность организма при травмах.
4) Теоретические основы репаративной регенерации.
5) Врожденные деформации
опорно-двигательного аппарата у детей.
X. Киевский научно-исследовательский институт
ортопедии МЗ Украинской ССР
1) Профилактика травматизма в
сельскохозяйственном производстве и организация травматологической помощи в
сельскохозяйственных районах. Непроизводственный травматизм и его профилактика.
2) Заболевания и повреждения суставов.
3) Генез врожденных ортопедических
заболеваний и деформаций.
4) Консервация и трансплантация тканей.
5) Рациональные методы лечения
огнестрельного остеомиелита и порочных культей у инвалидов Отечественной войны.
XI. Харьковский научно-исследовательский институт
протезирования, ортопедии и травматологии
МЗ Украинской ССР
1) Профилактика травматизма в машиностроительной
и горнорудной промышленности. Автодорожный травматизм.
2) Болезни культи (этиология, разработка
методов лечения).
3) Патология позвоночника и таза.
4) Репаративный
остеосинтез.
5) Конструирование новых функциональных
протезов.
XII. Донецкий научно-исследовательский институт
травматологии и ортопедии МЗ Украинской ССР
1) Научные основы организации
травматологической помощи в районах угольной промышленности и профилактика
травматизма в угольной промышленности.
2) Травматизм среди детского населения
(профилактика и лечение).
3) Тяжелые, множественные и сочетанные
повреждения.
4) Восстановительное лечение последствий
травм и заболеваний крупных суставов.
5) Инвалидность и летальность от травм.
ХIII.
Узбекский научно-исследовательский институт
травматологии и ортопедии
1) Научные основы организации
травматологической и ортопедической помощи населению среднеазиатских республик.
2) Травматизм в сельскохозяйственном
производстве хлопка и его профилактика.
3) Диафизарные
переломы и их лечение.
4) Врожденные ортопедические деформации и
заболевания у детей.
XIV. Рижский научно-исследовательский институт
травматологии и ортопедии МЗ Латвийской ССР
1) Профилактика травматизма на
предприятиях Прибалтийских республик.
2) Травматизм среди детского населения.
3) Ранняя диагностика и лечение
ортопедических и посттравматических деформаций и заболеваний.
4) Артрозы (диагностика, клиника,
лечение).
5) Реабилитация инвалидов Отечественной
войны по поводу огнестрельного остеомиелита.
XV. Ереванский научно-исследовательский институт
травматологии и ортопедии МЗ Армянской ССР
1) Непроизводственный травматизм и его
профилактика.
2) Разработка методов функционального
лечения.
3) Заболевания и повреждения суставов.
4) Анестезиология и реанимация в клинике
травматологии и ортопедии.
5) Лечение заболеваний конечностей
методами регионарной перфузии и длительной инфузии.
XVI. Бакинский научно-исследовательский институт
травматологии и ортопедии МЗ Азербайджанской ССР
1) Травматизм в нефтяной и химической
промышленности и его профилактика.
2) Заболевания и повреждения
позвоночника.
3) Комбинированные повреждения (ожоги-травма).
4) Системные заболевания костей.
5) Консервация и трансплантация тканей.
6) Применение полимеров в клинике
травматологии и ортопедии.
XVII. Тбилисский научно-исследовательский
институт
травматологии и ортопедии МЗ Грузинской ССР
1) Профилактика травматизма в
сельскохозяйственном производстве чая, винограда. Автодорожный травматизм.
2) Разработка методов лечения поздних
осложнений боевых травм у инвалидов Отечественной войны (этиология, патогенез,
профилактика).
3) Лечение переломов костей и репаративная регенерация тканей.
4) Обмен веществ при
заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
5) Ранняя диагностика и раннее лечение
врожденного вывиха бедра.
XVIII. Минский научно-исследовательский институт
травматологии и ортопедии МЗ Белорусской ССР
1) Травматизм в сельскохозяйственных
районах (производственный, непроизводственный среди взрослых и детей).
2) Разработка методов лечения
околосуставных и диафизарных переломов.
3) Ранняя диагностика и разработка
функционально-восстановительных методов лечения сколиоза у детей.
4) Обменные процессы в костной ране.
* * *
Инициативные работы, выдвинутые учеными
советами и отдельными специалистами институтов, а также поисковые исследования
по принципиальным направлениям травматологии и ортопедии должны проводиться в
объеме, составляющем до 30% бюджетных ассигнований и материальных ресурсов от
общего объема всех затрат на научно-исследовательские работы института.
При анализе
деятельности субординированных институтов травматологии и ортопедии учитывать,
в первую очередь, их участие в выполнении заданий народнохозяйственного плана,
тематики, вытекающей из постановлений Центрального Комитета КПСС и Совета
Министров СССР, установленной приказами по Министерству здравоохранения СССР и
решениями Коллегий Министерства здравоохранения СССР и союзных республик, а
также Ученого медицинского совета Министерства здравоохранения СССР.
Председатель
Ученого медицинского совета
Д.ЖДАНОВ