| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 1970 г. N 11

 

О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ

ОБ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

 

Обсудив судебную практику по делам о преступном нарушении правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспортных или городских электротранспортных средств, тракторов или иных самоходных машин, Пленум Верховного Суда СССР отмечает, что большинство этих дел судами разрешается в соответствии с требованиями закона. Вместе с тем, как показало изучение судебной практики, в деятельности судов по рассмотрению дел указанной категории все еще имеют место недостатки и допускаются ошибки.

Некоторые суды не выясняют, какие конкретно правила безопасности движения и эксплуатации транспортных средств нарушены, не всегда правильно устанавливают последствия допущенного нарушения, размер материального ущерба. Нередки случаи осуждения лиц при отсутствии причинной связи между нарушением правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств и наступившими последствиями.

Отдельные суды не уделяют надлежащего внимания выяснению всех обстоятельств преступления и лиц, помимо подсудимого, виновных в преступлении или своими действиями способствовавших его совершению (водителей другого транспортного средства, пешеходов, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и правильную их эксплуатацию и др.).

Меры наказания виновным в преступном нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств в ряде случаев судами назначаются, исходя лишь из наступивших последствий, без учета мотивов и характера нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Не всегда обсуждается вопрос о применении к виновным дополнительной меры наказания в виде лишения права управлять транспортными средствами.

По-разному в судебной практике решаются вопросы об ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, а также о круге лиц, ответственных за выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств и иные грубые нарушения правил их эксплуатации.

В целях устранения имеющихся в судебной практике недостатков и ошибок по делам об автотранспортных преступлениях Пленум Верховного Суда СССР постановляет:

1. Обратить внимание судов на необходимость дальнейшего улучшения их деятельности по рассмотрению дел о преступном нарушении правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспортных и городских электротранспортных средств, тракторов или иных самоходных машин.

2. В целях повышения качества судебного разбирательства уголовных дел о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспортных или городских электротранспортных средств, тракторов или иных самоходных машин рекомендовать Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, окружным и районным (городским) народным судам организовывать рассмотрение наиболее сложных дел в судах первой инстанции под председательством, а в кассационной инстанции - по докладу судей, имеющих наибольший опыт в рассмотрении таких дел.

С учетом особенностей дел этой категории целесообразно в судах первой инстанции рассматривать их с участием народных заседателей, знакомых с правилами и условиями работы на транспортных средствах.

3. Имея в виду, что автотранспортные преступления наносят значительный ущерб народному хозяйству, причиняют вред здоровью большого числа граждан, а иногда и влекут их гибель, судам следует тщательно выяснять причины и условия, способствовавшие совершению этих преступлений. В установленном законом порядке реагировать на факты неудовлетворительного технического состояния автопарка, низкой трудовой дисциплины и слабой воспитательной работы в автохозяйствах и других предприятиях, эксплуатирующих транспортные средства, ненадлежащего содержания дорог, обеспечив при этом контроль за своевременным и правильным рассмотрением выносимых частных (особых) определений.

4. Указать судам на необходимость строгого соблюдения требований ст. 32 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик об индивидуализации наказания. При назначении наказания суды должны исходить не только из наступивших последствий, но учитывать характер и мотивы допущенного нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, отношение виновного к этим нарушениям, его поведение после совершения преступления (принятие мер к предотвращению вредных последствий, оказание помощи пострадавшему), а также личность виновного и иные обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

С учетом указанных обстоятельств судам также надлежит тщательно обсуждать вопрос о целесообразности применения или неприменения к виновному дополнительной меры наказания - лишения права управлять транспортными средствами.

5. Разъяснить судам, что в соответствии со ст. ст. 8 и 9 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик преступления, предусмотренные ст. ст. 211, 211.2, 213, 252 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, должны рассматриваться как совершенные по неосторожности, поскольку субъективную сторону этих деяний определяет неосторожное отношение лица к возможности наступления общественно опасных последствий при нарушении им правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

Если по делу установлено, что причинение смерти или телесных повреждений потерпевшему либо причинение материального ущерба охватывалось умыслом виновного, содеянное следует рассматривать как умышленное преступление против жизни и здоровья граждан либо государственного, общественного или личного имущества.

В тех случаях, когда виновным последовательно совершены два самостоятельных преступления, одно из которых являлось автотранспортным, а другое - против жизни и здоровья личности либо государственного, общественного или личного имущества граждан, его действия надлежит квалифицировать по совокупности указанных преступлений.

6. Ответственность по ст. ст. 211, 211.1 либо ст. 252 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, например: на шоссе, улице, железнодорожном переезде, во дворе, на полевых дорогах, при движении по территории предприятия.

7. Разъяснить судам, что под "иной самоходной машиной", указанной в ст. ст. 211, 211.1, 211.2, 212.1 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, следует понимать любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т.п.).

8. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта лицом, управляющим автомототранспортным или городским электротранспортным средством, трактором или иной самоходной машиной, повлекшее наступление последствий, предусмотренных несколькими частями ст. 211 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, но составляющих одно преступление, надлежит квалифицировать по той части, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкие из наступивших последствий.

По совокупности преступлений деяния с указанными различными последствиями должны квалифицироваться в тех случаях, когда они совершены в разное время и наступившие последствия являлись результатом нескольких взаимно не связанных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

9. При рассмотрении дел об автотранспортных преступлениях, квалифицированных по ч. 1 ст. 211 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик в связи с причинением существенного материального ущерба, порчей или гибелью транспортных средств, сооружений, грузов и т.д., суды должны не ограничиваться в приговорах общей ссылкой на то, что виновным причинен существенный материальный ущерб, а указывать конкретный размер ущерба и мотивы, по которым он признан существенным.

10. Действия водителя, виновного в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшем причинение потерпевшему телесных повреждений, и заведомо оставившего без помощи потерпевшего, находящегося в опасном для жизни состоянии, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 211 и ч. 2 ст. 127 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик.

Если водитель не был виновен в преступном нарушении указанных правил, но жизнь или здоровье потерпевшего были поставлены под угрозу в результате происшествия с управляемым им автотранспортным средством, то невыполнение водителем обязанности по оказанию помощи потерпевшему влечет ответственность по ч. 2 ст. 127 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

11. Обратить внимание судов на то, что по ст. 211.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения лицо может быть привлечено к уголовной ответственности лишь в том случае, когда в каждом из совершенных им проступков содержатся признаки административного нарушения, причем за первое из них оно законно и обоснованно было лишено водительских прав, а не имевшее их - в течение года подвергалось иным мерам административного взыскания.

Судам в связи с этим надлежит внимательно подходить к рассмотрению таких дел в судебном заседании, всесторонне, полно и объективно исследовать все материалы дела. Если у суда возникли сомнения в обоснованности привлечения лица к административной ответственности за первое нарушение, должны исследоваться все обстоятельства, относящиеся к этому нарушению, в том числе и материалы административного производства о первом случае управления транспортным средством в состоянии опьянения.

Когда в судебном заседании не представляется возможным выяснить возникшие по делу сомнения, суд выносит определение о направлении дела на дополнительное расследование.

Если в судебном заседании будет установлена необоснованность привлечения лица к административной ответственности за первое нарушение, то наряду с принятым судом решением по существу рассматриваемого дела председательствующий ставит в установленном порядке вопрос об отмене постановления о применении меры административного взыскания.

12. Лицо, лишенное права управлять транспортными средствами не за административное нарушение, а по приговору суда за преступление, предусмотренное ст. 211 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, и после этого вновь допустившее управление транспортным средством в состоянии опьянения, подлежит административной ответственности за нарушение правил движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам и правил пользования транспортными средствами.

В случае совершения лицом, ранее привлекавшимся к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, преступления, предусмотренного ст. 211 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, также при управлении транспортным средством в состоянии опьянения, дополнительной квалификации содеянного по ст. 211.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик не требуется.

13. Если к лицу, допустившему управление транспортным средством в состоянии опьянения, были применены меры общественного воздействия товарищеским судом, общественной организацией, коллективом трудящихся, то повторное управление таким лицом транспортным средством в состоянии опьянения, поскольку иное не предусмотрено законом, не может служить основанием для привлечения его к уголовной ответственности по ст. 211.1 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

14. Судам при решении вопроса, управляло ли лицо транспортным средством в состоянии опьянения, надлежит иметь в виду, что под опьянением следует понимать не только алкогольное, но также и наркотическое опьянение.

Во всех случаях судам надлежит тщательно выяснять обоснованность материалов, подтверждающих наличие у водителя состояния опьянения в момент управления транспортным средством.

15. К "иному грубому нарушению" правил эксплуатации транспортных средств, предусмотренному в диспозиции ст. 211.2 УК РСФСР и соответствующих статей УК других союзных республик, следует относить: допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения или не имеющего либо лишенного водительских прав, грубое нарушение режима работы водителя, невыполнение других требований, направленных на обеспечение безопасности эксплуатации транспорта лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств.

Судам следует учитывать, что по ст. 211.2 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик уголовная ответственность наступает лишь в том случае, когда выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств либо иное грубое нарушение правил их эксплуатации находились в причинной связи с предусмотренными в законе последствиями, возможность наступления которых виновный предвидел, но легкомысленно рассчитывал на их устранение, либо не предвидел, хотя должен был и мог предвидеть.

16. Разъяснить судам, что по смыслу закона ответственность по ст. 211.2 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик могут нести как работники государственных и общественных организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, так и владельцы либо водители индивидуальных транспортных средств, разрешившие другому лицу эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства.

17. Водитель либо владелец транспортного средства, в нарушение действующих, правил передавший управление транспортным средством лицу, заведомо для него находящемуся в опьяненном состоянии, а также лицу, лишенному водительских прав, или вообще их не имеющему, либо не имеющему прав, требуемых для управления данным видом транспорта, если в результате этих действий наступили указанные в законе последствия, несет ответственность по ст. 211.2 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик (если иное не предусмотрено законодательством этих республик), а лицо, фактически управлявшее в этом случае транспортным средством, - по ст. 211 УК РСФСР и соответствующим статьям УК других союзных республик.

Если в нарушение действующих правил управление транспортным средством было передано должностному лицу, от которого водитель зависим по службе, это не освобождает водителя от ответственности, но должно учитываться при назначении наказания.

Водитель за подобные действия не несет уголовной ответственности в том случае, если надлежащим должностным лицом, находящимся при исполнении служебных обязанностей (непосредственный начальник, работник Госавтоинспекции и др.), он был отстранен от управления или распоряжения транспортным средством.

18. Разъяснить судам, что субъектом преступления, предусмотренного ст. 213 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик, могут быть признаны пешеходы, велосипедисты, погонщики скота, а равно иные лица, не перечисленные в статьях 211, 211.1, 211.2, 212.1, 85, 252 УК РСФСР и соответствующих статьях УК других союзных республик, если нарушение ими действующих на транспорте правил об охране порядка и безопасности движения повлекло указанные в законе последствия.

19. Рекомендовать Верховным судам союзных республик привести постановления пленумов Верховных судов союзных республик в соответствие с настоящим Постановлением.

20. В связи с изданием настоящего Постановления считать утратившими силу Постановление Пленума Верховного Суда СССР N 2 от 3 апреля 1965 г. "О судебной практике по делам, связанным с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта или городского электротранспорта" и п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда СССР N 9 от 12 сентября 1969 г. "О внесении изменений в Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 9 апреля 1965 г. N 2 и от 31 июля 1962 г. N 9".

 

Председатель

Верховного Суда СССР

А.ГОРКИН

 

Секретарь Пленума

Верховного Суда СССР

А.ЕФАНОВ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024