ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО НАУКЕ И ТЕХНИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 1970 г. N 427
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, КОНСТРУКТОРСКИХ,
ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
В соответствии с поручением Совета
Министров СССР от 30 декабря 1969 г. и Постановлением Совета Министров СССР от
17 февраля 1970 г. N 120 Государственный комитет Совета Министров СССР по науке
и технике постановляет:
Утвердить прилагаемое Общее положение о
научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и
технологических организациях, согласованное с Госпланом СССР, Госстроем СССР,
Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной
платы, Академией наук СССР, Министерством финансов СССР и ВЦСПС.
Утвержденное настоящим Постановлением
Общее положение применяется к научно-исследовательским, конструкторским,
проектно-конструкторским и технологическим организациям добровольных обществ и
творческих союзов СССР в порядке, устанавливаемом центральными органами этих
обществ и союзов в соответствии с действующим законодательством.
Председатель
Государственного комитета Совета
Министров СССР по науке и технике
В.КИРИЛЛИН
Утверждено
Постановлением
Государственного комитета Совета
Министров СССР по науке и технике
от 13 ноября 1970 г. N 427
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, КОНСТРУКТОРСКИХ,
ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Раздел I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1. Научно-исследовательские,
конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации
осуществляют свою деятельность в целях получения новых научных результатов в
соответствующей их профилю области науки и техники, создания экономичных,
прогрессивных изделий и технологических процессов и быстрейшего их освоения в
народном хозяйстве. Их деятельность строится на сочетании централизованного
руководства с самостоятельностью и инициативой организаций.
2. Настоящее Положение
распространяется на научно-исследовательские организации, отнесенные в
установленном порядке к категориям по оплате труда работников науки, включая
комплексные научные организации, на конструкторские, проектно-конструкторские и
технологические организации как бюджетные, так и хозрасчетные, осуществляющие
силами своих коллективов научную или научно-техническую деятельность в
соответствии с установленными планами и пользующиеся правами юридического лица.
3. Научно-исследовательские,
конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации, в
дальнейшем именуемые "организациями", создаются в установленном
порядке и действуют на основе уставов, утверждаемых вышестоящими органами, в
ведении которых эти организации находятся.
4. Устав организации должен содержать:
- наименование организации и ее местонахождение;
- наименование органа, которому
организация непосредственно подчинена (вышестоящего органа);
- область научной или научно-технической
деятельности (профиль, вид, специализация) организации;
- основные задачи, возложенные на организацию;
- указание о том, что организация
действует на основании настоящего Общего положения и является юридическим
лицом;
- наименование должностного лица,
возглавляющего организацию (директор, начальник, управляющий);
- другие положения, связанные с
особенностями деятельности организации.
5. Управление организацией осуществляется
на основе единоначалия.
Для рассмотрения основных вопросов
научной или научно-технической деятельности организации при ее руководителе
может быть образован на правах совещательного органа ученый или
научно-технический (технический) совет (советы).
Совет образуется в составе руководителя
организации (председатель совета), его заместителя по научной работе,
руководителей основных подразделений, ведущих ученых и специалистов, а также
представителей партийной и профсоюзной организаций. В состав Совета могут также
входить ведущие ученые и специалисты, не работающие в данной организации.
Состав Совета утверждается руководителем
организации или вышестоящим органом - по усмотрению министерства (ведомства).
Общественные
организации и весь коллектив работников организации принимают широкое участие в
обсуждении и осуществлении мероприятий по обеспечению выполнения плана
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, повышению
эффективности научных исследований и ускорению использования в народном
хозяйстве достижений науки и техники, организации труда и управления, развитию
и совершенствованию научно-технической и хозяйственной деятельности организации,
улучшению условий труда и быта ее работников.
6. Организации во всей своей деятельности
обязаны соблюдать социалистическую законность и государственную дисциплину.
Предоставленные организациям права должны использоваться в интересах всего
народного хозяйства и коллективов работников организаций.
Вышестоящие органы должны обеспечить
строгое соблюдение прав организаций и контроль за
выполнением ими своих обязанностей.
Раздел II.
ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИЙ
7. Основные и оборотные средства, закрепленные
за организациями, состоящими на хозяйственном расчете, образуют их уставные
фонды, размеры которых отражаются в балансах этих организаций.
Общий размер (норматив) собственных
оборотных средств устанавливается для организаций по их представлению вышестоящими
органами и может быть изменен в течение года лишь в связи с изменением
научно-технического (производственного) плана организаций. Оборотные средства,
закрепленные за организациями в пределах нормативов, не могут быть изъяты
вышестоящими органами. Излишние оборотные средства (сверх норматива) могут быть
изъяты у организаций вышестоящими органами только в порядке перераспределения
по их годовым отчетам или при изменении нормативов собственных оборотных средств в связи с изменением научно-технических (производственных)
планов организаций.
Закрепленные за организациями, состоящими
на государственном бюджете, здания, сооружения, оборудование, установки,
транспортные средства и другое имущество образуют фонд основных средств этих
организаций.
8. Для стимулирования научно-технических
разработок, обеспечивающих получение экономического эффекта в народном
хозяйстве в кратчайшие сроки, в организациях образуются в установленном порядке
накопления (прибыль) по работам, выполняемым на основе хозяйственных договоров
или внутриминистерских заказов.
9. В организациях в установленном порядке
создаются фонды:
- материального поощрения - для
премирования работников, вознаграждения их за годовые итоги работы организации,
а также для оказания единовременной помощи работникам;
- социально-культурных мероприятий и
жилищного строительства - для строительства и капитального ремонта жилых домов
и культурно-бытовых учреждений, а также для улучшения культурно-бытового
обслуживания научных сотрудников, инженерно-технических работников, рабочих и
служащих организаций. Жилая площадь, построенная за счет
этого фонда, используется для удовлетворения нужд работников организаций и
распределяется самими организациями с последующим сообщением соответствующим
исполнительным комитетам Советов депутатов трудящихся;
- развития организации (включая
инвалютную часть фонда), как дополнительный источник финансирования капитальных
вложений, приобретения научного оборудования, приборов, материалов и
финансирования других мероприятий для непрерывного технического оснащения и
улучшения качества работ.
Распределение фонда материального
поощрения и фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства по
указанным направлениям производится руководителями организаций с участием
соответствующей профсоюзной организации.
Неиспользованные остатки указанных фондов
переходят на следующий год и изъятию у организаций не подлежат.
10. Временно не используемые здания и
сооружения, а также производственные, складские и иные помещения, закрепленные
за организациями, могут сдаваться в аренду другим организациям и предприятиям
по действующим в данной местности ставкам арендной платы.
Организации могут также сдавать в аренду
другим организациям и предприятиям временно не используемые оборудование и
транспортные средства. Плата за пользование сдаваемыми в аренду оборудованием и
транспортными средствами взимается в суммах, предусмотренных договором на
аренду данного вида имущества.
11. Организации
предоставляют в бесплатное пользование соответствующим местным комитетам
профессиональных союзов находящиеся на балансе организаций и арендованные ими
здания, помещения, сооружения, сады и парки, предназначенные для ведения
культурно-просветительной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы
среди работников организаций и членов их семей, пионерские лагеря, а также
здания, помещения, сооружения, предназначенные для ведения технической
пропаганды.
Хозяйственное содержание, ремонт, отопление,
освещение, уборка, охрана и оборудование указанных объектов производятся за
счет организаций. В случаях, когда ими пользуются также работники других
организаций или предприятий, эти организации и предприятия привлекаются к
долевому участию в указанных расходах.
Организации предоставляют соответствующим
местным комитетам профессиональных союзов и другим общественным организациям в
бесплатное пользование помещения, необходимые для их работы и проведения
собраний работников, обеспечивают оборудование, отопление, освещение, охрану и
уборку этих помещений, а также предоставляют им в бесплатное пользование
транспортные средства и средства связи.
12. Организации бесплатно предоставляют:
находящимся при них врачебно-санитарным
учреждениям (пунктам) - помещения, с обеспечением отопления, освещения,
водоснабжения, охраны, уборки и ремонта этих помещений;
столовым и иным организациям
общественного питания, находящимся на территории или числящимся на балансе
организаций и обслуживающим коллективы их работников, - помещения с
обеспечением отопления, освещения и водоснабжения этих помещений.
13. Организации могут безвозмездно
предоставлять:
курсам повышения квалификации, на которых
обучаются работники организаций, - помещения для учебных целей, необходимые
оборудование, приборы, инструменты и материалы для учебных лабораторий и
кабинетов, с обеспечением ремонта и хозяйственного обслуживания помещений,
включая снабжение электроэнергией и топливом;
высшим и средним специальным учебным
заведениям - образцы машин, станков, приборов и оборудования, а также снимаемые
с демонстрирования на выставках экспонаты, которые могут быть использованы для
учебных целей.
14. Закрепленные за организациями здания,
сооружения, действующее оборудование и иные основные средства могут передаваться
другим организациям в порядке, установленном законодательством Союза ССР и
союзной республики.
15. Организации
реализуют (с соответствующей в случае необходимости уценкой) устаревшие и
неиспользуемые оборудование, приборы и аппаратуру, а также передают их в
отдельных случаях безвозмездно другим организациям при условии отказа
вышестоящего органа от перераспределения этих материальных ценностей, с
использованием средств, вырученных от их реализации, на приобретение
оборудования, приборов, аппаратуры и материалов для научных целей.
Раздел III.
НАУЧНАЯ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
16. Деятельность организаций определяется
утвержденными в установленном порядке основными научными, научно-техническими
направлениями, перспективными, пятилетними и годовыми планами работ этих
организаций.
17. Научно-исследовательские организации
общенаучного профиля:
а) осуществляют
поисковые и фундаментальные исследования по соответствующим направлениям
естественных, технических или общественных наук, выявляют на базе этих
исследований принципиально новые возможности технического прогресса,
подготавливают рекомендации об использовании результатов научных исследований в
народном хозяйстве, в культурном и государственном строительстве и в идеологической
работе и участвуют во внедрении этих результатов в практику;
б) разрабатывают прогнозы по основным
направлениям развития науки и техники на длительный период (10 - 15 и более
лет), подготавливают предложения об основных направлениях развития научных
исследований в соответствующей области и о научно-технических проблемах на
перспективный период, а также дают предложения и заключения по важнейшим
вопросам прогнозирования развития народного хозяйства;
в) изучают достижения отечественной и
зарубежной науки и подготавливают предложения об их практическом использовании;
г) оказывают научно-методическую помощь
отраслевым организациям и предприятиям, привлекают их в необходимых случаях (на
правах соавторства) к выполнению важнейших научных работ.
Организации общенаучного профиля несут
ответственность за направление и уровень развития соответствующих областей
науки, за научно-технический уровень проводимых ими исследований и за
эффективность использования результатов работ в народном хозяйстве.
18. Научно-исследовательские,
конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации
отраслевого профиля:
а) проводят научные
исследования в соответствующих областях промышленности, сельского, лесного и
водного хозяйства, строительства, архитектуры, транспорта, связи, геологии,
торговли, здравоохранения, просвещения и культуры, в том числе и
фундаментальные, разрабатывают рекомендации, направленные на совершенствование
производства, организации труда и управления, улучшение быта населения,
удовлетворение материальных и духовных потребностей народа; участвуют в
реализации этих рекомендаций;
б) разрабатывают проекты новых
предприятий, проекты реконструкции и модернизации действующих предприятий (в
части технологических процессов, научной организации труда и управления),
разрабатывают принципиально новые виды продукции и процессы, новые машины,
приборы, механизмы и другое оборудование;
в) разрабатывают
научные, научно-технические и экономические прогнозы и предложения по основным
направлениям развития науки и техники в соответствующих областях производства и
научно-техническим проблемам на перспективный период, составляют технико-экономические
доклады для проектирования предприятий и отдельных производств на перспективу
(на 10 - 15 лет), а также разрабатывают новые материалы, конструкции, машины и
оборудование будущего с целью обеспечения необходимого научного и технического
задела для перехода на качественно новые
технологические процессы с существенным повышением производительности труда по
сравнению с достигнутым уровнем;
г) производят систематический анализ
технико-экономического уровня производства и выпускаемой на предприятиях
отрасли продукции, изучают отечественные и зарубежные научно-технические
достижения и передовой опыт и подготавливают предложения об их использовании на
предприятиях отрасли;
д) изучают и обобщают опыт эксплуатации и
использования выпускаемой предприятиями отрасли продукции с целью повышения ее
технико-экономических показателей и разрабатывают мероприятия по улучшению
качества, повышению надежности и долговечности этой продукции;
е) участвуют в отработке на предприятиях
созданных ими новых видов продукции и технологических процессов, в наладке
производства и в освоении технологии изготовления этих видов продукции;
ж) дают рекомендации по показу на
Выставке достижений народного хозяйства СССР, зарубежных выставках и ярмарках
соответствующих изделий, технологических процессов, макетов сооружений и
конструкций;
з) осуществляют авторский надзор за
освоением в производстве новых разработок и технологических процессов.
Научные организации, имеющие в своем
составе производственные подразделения и опытные заводы, кроме функций,
указанных в подпунктах "а" - "з" настоящего пункта:
- разрабатывают
опытные образцы продукции и технологические процессы производства, передают
отработанную техническую и технологическую документацию на новые виды продукции
(в том числе нестандартизированное оборудование) с
технологической оснасткой другим организациям для серийного или массового
производства; осуществляют пусконаладочные работы и оказывают техническую
помощь в освоении промышленного производства этих новых видов продукции и новых
технологических процессов производства.
Организации отраслевого профиля несут
ответственность за ускорение технического прогресса в соответствующих областях
производства, за уровень и эффективность проводимых ими научных исследований,
конструкторских, технологических разработок и за использование их в народном
хозяйстве. При необеспечении в выполненных разработках гарантированных
организациями технико-экономических параметров и показателей, указанных в
договорах и заказах, они обязаны по требованию заказчиков вносить необходимые
исправления за свой счет и своими средствами (из средств фонда развития) в
кратчайший технически возможный срок, согласованный с заказчиками.
19. Организации в установленном порядке:
- осуществляют научно-техническое сотрудничество
с научно-исследовательскими, конструкторскими и проектно-конструкторскими
организациями зарубежных стран в целях решения важнейших комплексных и
отраслевых научных и научно-технических проблем, обеспечивающих ускорение
технического прогресса в отрасли;
- проводят совместные научные
исследования и опытно-конструкторские разработки с организациями-исполнителями
других стран для выполнения научных тем по рабочим планам, а также на основе
договоров (соглашений), заключенных с отдельными странами;
- осуществляют взаимный обмен
научно-производственным опытом, специалистами, научно-технической
документацией, информацией и образцами изделий с соответствующими организациями
стран;
- осуществляют взаимное командирование
специалистов в социалистические страны на основе безвалютного эквивалентного
обмена.
20. Организации
представляют предложения о приобретении иностранных лицензий, обеспечивающих
сокращение сроков и затрат на разработку отдельных научно-технических проблем
или заданий по их решению, и о закупке за границей образцов новых видов
научного оборудования и приборов, материалов и изделий, а также о продаже
лицензий на советские изобретения и открытия и расширении экспорта продукции
предприятий соответствующей отрасли с необходимыми технико-экономическими
обоснованиями и расчетами.
21. Организации в установленном порядке
регистрируют выполняемые научно-исследовательские работы, подготавливают и
представляют научно-техническую информацию и отчеты о выполненных работах в
соответствующие органы информации, обеспечивают наиболее полное и своевременное
использование в своей деятельности научно-информационных материалов.
22. Организации осуществляют
строительство, реконструкцию, а также капитальный ремонт основных фондов в
соответствии с утвержденными планами, титульными списками и проектно-сметной
документацией, обеспечивают быстрейший ввод в действие объектов и
приобретенного оборудования.
23. Организации проводят работу по
изобретательству, обеспечивают своевременное рассмотрение и внедрение
изобретений и рационализаторских предложений, своевременную выплату в
установленном порядке изобретателям и рационализаторам вознаграждения.
Организации
обеспечивают широкое использование достижений отечественной и зарубежной науки
и техники, патентных материалов, проводят изучение имеющихся патентов перед
выбором тем и их осуществлением с целью создания на этой основе новой и
усовершенствования существующей техники, а также обеспечивают защиту приоритета
советских изобретений и открытий путем подачи заявок на выдачу авторских
свидетельств и дипломов в СССР и в необходимых случаях проводят в установленном порядке патентование советских
изобретений за границей.
24. Организации осуществляют оперативную
деятельность по материально-техническому обеспечению научно-исследовательских и
конструкторских работ. С этой целью организации своевременно представляют
обоснованные заявки на распределяемые в плановом порядке материальные ресурсы,
необходимые для выполнения исследовательских и опытно-конструкторских работ,
выполнения плана организационно-технических мероприятий и для
ремонтно-эксплуатационных нужд, реализуют материальные ресурсы, выделенные по
фондам, а также самостоятельно приобретают другие необходимые им материальные
ресурсы.
Организации должны иметь в соответствии с
установленными нормативами запасы сырья, материалов, топлива и других ресурсов,
обеспечивающие бесперебойную и ритмичную работу, не допуская образования
сверхплановых запасов.
25. Организации распоряжаются своими
финансовыми ресурсами, обеспечивая максимальную экономию в расходовании средств
и целевое их использование, а также своевременные расчеты с государственным
бюджетом, учреждениями банка, поставщиками, подрядчиками и другими
организациями.
26. Организации ведут бухгалтерский,
оперативный и статистический учет, внедряют передовые методы и формы учета и
вычислительных работ, составляют отчетность по утвержденным формам и
представляют ее в установленные сроки соответствующим органам.
27. Организации совершенствуют свою
структуру, добиваясь улучшения хода научно-исследовательских и
проектно-конструкторских работ, максимального снижения расходов на содержание
аппарата управления на основе применения наиболее прогрессивных схем
управления, методов исследования и приборов, внедрения современной
вычислительной техники, механизации и автоматизации инженерно-технических и
управленческих работ.
28. Организации создают условия для
высокопроизводительной работы своих сотрудников, добиваясь постоянного
повышения эффективности научных исследований, обеспечивают соблюдение законодательства
о труде, правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной
санитарии, государственного социального страхования, обеспечивают соблюдение
трудовой дисциплины, постоянно совершенствуют организацию труда, проводят в
установленном порядке аттестацию работников. Научно-исследовательские
организации проводят в установленном порядке конкурсы на замещение вакантных
должностей.
29. Организации в установленном порядке
обеспечивают подготовку научных кадров и систематическое повышение научной и
производственной квалификации работников. Оказывают систематическую помощь
молодым специалистам в их работе, заботятся о коммунистическом воспитании
работников в духе патриотизма и преданности интересам советской передовой
науки.
Работникам, обучающимся в аспирантуре и в
учебных заведениях без отрыва от работы, организации создают необходимые
условия для совмещения обучения с работой и предоставляют им льготы,
предусмотренные действующим законодательством.
30. Организации осуществляют мероприятия
по наиболее эффективному использованию установленных для работников систем
оплаты труда как в целях усиления материальной заинтересованности работников в
результатах их личного труда, так и в общих итогах работы организации,
обеспечивают экономное и рациональное расходование фонда заработной платы и
своевременные расчеты с работниками.
31. Организации обеспечивают
систематическое улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников,
организуют строительство жилых домов, детских дошкольных учреждений, больниц и
объектов культурно-бытового назначения и содействуют кооперативному и
индивидуальному жилищному строительству.
32. Организации за успешное выполнение
стоящих перед ними задач поощряются в соответствии с действующим
законодательством и условиями социалистического соревнования.
За достижения в работе и проявление
инициативы работники организаций поощряются почетными грамотами и премиями; им
могут присваиваться почетные звания.
За особо выдающуюся новаторскую
деятельность в области научных исследований и проектно-конструкторских работ и
высокие производственные показатели работники организаций представляются к
награждению орденами и медалями СССР и к присвоению звания Героя
Социалистического Труда.
33. Деятельность организаций не должна
нарушать нормальных условий работы других организаций и предприятий и ухудшать
бытовые условия граждан.
Организации осуществляют все необходимые
мероприятия по охране воздуха, почвы и водоемов от загрязнения хозяйственными
выбросами, сточными водами и отходами, а также по борьбе с шумами и
радиопомехами.
34. Организации, являющиеся головными по
соответствующим отраслям, областям производства, проблемам, основным заданиям
или темам, помимо общих задач и функций организаций:
- осуществляют
координацию научных исследований и технических разработок, контролируют
выполнение заданий по соответствующим научно-техническим направлениям работ в
других учреждениях, организациях и на предприятиях министерства (ведомства), в
систему которого входит головная организация, а также в учреждениях,
организациях и на предприятиях других министерств и ведомств в части заданий,
предусмотренных народнохозяйственными планами и координационными планами работ
по основным научно-техническим проблемам, за решение которых соответствующее министерство или ведомство является ответственным;
- получают от координируемых предприятий,
институтов и организаций проекты планов научно-исследовательских,
проектно-конструкторских и технологических работ, а также важнейших работ по
унификации и типизации изделий и дают рекомендации по этим проектам;
- разрабатывают в установленном порядке
проекты координационных планов работ по решению соответствующих проблем или
отдельных заданий;
- заслушивают сообщения координируемых
организаций и предприятий о проводимых ими научно-исследовательских,
проектно-конструкторских и технологических разработках;
- получают подробную научно-техническую
информацию от всех организаций - исполнителей работ по координационным планам;
- составляют сводные научно-технические
отчеты по координируемым проблемам, заданиям, темам.
35. Оценка научной и научно-технической
деятельности организаций производится вышестоящими органами в установленном
порядке не реже одного раза в три года, и по результатам этой оценки
принимаются соответствующие решения.
Раздел IV. ПРАВА
ОРГАНИЗАЦИЙ
36. Принадлежащие организациям права,
связанные с их научной, научно-технической и хозяйственной деятельностью,
осуществляются директорами (управляющими, начальниками) и по установленному
распределению обязанностей - другими должностными лицами организаций, а в
случаях, предусмотренных действующим законодательством, совместно, по
согласованию или с участием соответствующих местных комитетов профессиональных
союзов.
Отдельные организации в установленном
порядке могут наделяться вышестоящими по отношению к ним органами
дополнительными правами, предоставленными этим органам.
Права в области
планирования
37. Организации:
а) исходя из задач
развития экономики страны и основных направлений развития науки и техники на
перспективный период, разрабатывают при широком участии работников организаций
проекты пятилетних и годовых планов научно-исследовательских, проектно-конструкторских
и технологических работ и использования достижений науки и техники в
производстве, предусматривая в них задания, вытекающие из народнохозяйственных
планов, постановлений Правительства, координационных планов по решению основных
научно-технических проблем, отраслевых и
республиканских планов, задания по подготовке научных кадров,
материально-техническому и финансовому обеспечению планируемых работ, а также
проекты планов по всем другим видам своей деятельности в соответствии с
установленными показателями и представляют в установленном порядке эти проекты
планов на утверждение с соответствующими технико-экономическими обоснованиями;
б) разрабатывают и утверждают тематику
инициативных работ по реализации отдельных научных и технических предложений, а
также тематику поисковых исследований по принципиально новым научным и
техническим направлениям, соответствующим профилю организации.
При разработке планов должны
обеспечиваться новизна и перспективность проводимых исследований,
научно-технических разработок и экономическая эффективность от их использования
в народном хозяйстве, а также повышение технического уровня и
технико-экономических показателей по областям деятельности, соответствующим
профилю организаций.
Вышестоящие органы рассматривают с
привлечением организаций и утверждают им перспективные и годовые планы по
установленным показателям, обеспечивая организации соответствующими
материально-техническими, финансовыми ресурсами и фондом заработной платы,
необходимыми для выполнения плановых заданий и работ.
Все плановые задания доводятся до
организаций только вышестоящими органами.
На основе установленных плановых заданий
и заключенных договоров организации разрабатывают и утверждают развернутые
годовые планы научно-технической и хозяйственной деятельности, в которых
предусматриваются показатели плана по структурным подразделениям и конкретные
сроки выполнения работ.
Права в области
финансов
38. Организации:
а) определяют в
пределах утвержденных сумм затрат на научно-исследовательские,
проектно-конструкторские и технологические работы размеры расходов по статьям
смет, кроме фонда заработной платы, а также утверждают сметы расходов и вносят
в них изменения, в том числе увеличивают расходы на приобретение оборудования и
материалов для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ за счет экономии средств по другим статьям смет, включая
экономию средств по фонду
заработной платы;
б) разрабатывают сметы расходов на
содержание аппарата управления, исходя из необходимости всемерной экономии
средств, в пределах общих фондов заработной платы и ассигнований на содержание
аппарата управления, утверждаемых вышестоящими органами.
Сметы на содержание аппарата управления
утверждаются и изменяются руководителями организаций;
в) определяют нормативы собственных
оборотных средств по элементам затрат в пределах общих нормативов,
установленных вышестоящими органами, исходя из плановых заданий и в
соответствии с нормами расхода и запасов товарно-материальных ценностей.
39. Организации могут пользоваться
банковским кредитом и несут ответственность за целевое использование и
своевременный возврат его.
40. Организации разрабатывают в пределах,
установленных действующим законодательством, сметно-финансовые расчеты и
расчеты окупаемости затрат на проведение мероприятий по созданию и внедрению
новой техники, новых материалов, по механизации и автоматизации производства,
модернизации оборудования, по улучшению технологии опытного производства,
рационализации и интенсификации производственных процессов.
Указанные расчеты утверждаются
руководителями организаций.
41. Организации устанавливают в
соответствии с действующим законодательством цены и тарифы на отдельные виды
продукции (работ, услуг), цены и тарифы на которые не подлежат утверждению
вышестоящими органами. Цены на продукцию и размер оплаты работ и услуг (кроме
предназначенных для внутренних нужд организаций) устанавливаются по
согласованию с заказчиками.
42. Организации имеют право:
а) списывать с балансов морально
устаревшие, изношенные и непригодные для дальнейшего использования
оборудование, транспортные средства, инвентарь и инструмент в случае, когда
восстановление этого имущества невозможно или экономически нецелесообразно
и оно не может быть реализовано;
б) списывать с балансов здания и сооружения,
снесенные в связи со строительством новых объектов, а также пришедшие в ветхое
состояние;
в) списывать в убыток с сообщением об
этом вышестоящим органам:
- дебиторскую задолженность, по которой
истекла исковая давность;
- присужденные долги, по которым
возвращены исполнительные документы с утвержденным судом актом о
несостоятельности ответчика и невозможности обращения взыскания на его
имущество;
- прочие долги, признанные организацией
безнадежными к получению.
43. Организации имеют право, с сообщением
вышестоящим органам, списывать со своих балансов в каждом отдельном случае в
пределах до 100 рублей:
- недостачи ценностей сверх норм убыли, а
также потери от порчи товаров, материалов и продукции в случаях, когда
конкретные виновники не установлены;
- долги по недостачам
товарно-материальных ценностей, во взыскании которых отказано судом вследствие
необоснованности иска.
44. Списание с балансов организаций
убытков, предусмотренных пунктами 42 "в" и 43 настоящего Общего положения,
может производиться лишь после тщательной, с участием общественных организаций,
проверки причин убытков, выявления виновных в этом лиц и после принятия
необходимых мер к взысканию с них утраченных в связи с убытками сумм.
45. Организации могут выделять на
отдельные балансы свои производства и хозяйства; ответственность по
обязательствам, связанным с деятельностью этих производств и хозяйств, несут
организации. Активы и пассивы балансов указанных производств и хозяйств включаются в общие балансы соответствующих организаций.
Права в области
капитального строительства
и капитального ремонта
46. Организации осуществляют капитальное
строительство и реконструкцию основных фондов по договорам подряда, заключаемым
со строительно-монтажными организациями. В случаях, когда производство работ по
капитальному строительству и реконструкции основных фондов подрядным способом
экономически нецелесообразно, выполнение таких работ может осуществляться
хозяйственным способом.
47. Организации заключают с проектными
организациями договоры на разработку проектно-сметной документации. Утверждение
проектно-сметной документации производится в порядке, устанавливаемом Советом
Министров СССР.
Руководителями организаций утверждаются:
- титульные списки на строительство всех
объектов, осуществляемое за счет средств фонда развития организации и фонда
социально-культурных мероприятий и жилищного строительства;
- титульные списки на строительство жилых
домов и объектов культурно-бытового назначения и коммунального хозяйства,
осуществляемое за счет централизованных капитальных вложений, кроме титульных
списков на строительстве клубов в городах, Дворцов культуры и спорта, стадионов
и плавательных бассейнов;
- титульные списки на работы по
обеспечению охраны труда, технике безопасности и по производственной санитарии;
- внутрипостроечные титульные списки по
согласованию с подрядчиком.
Титульные списки на строительство
объектов за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного
строительства, а также титульные списки на работы по обеспечению охраны труда,
технике безопасности и производственной санитарии утверждаются руководителями
организаций по согласованию с соответствующими местными комитетами
профессиональных союзов.
48. Планы капитального ремонта и
соответствующие сметно-финансовые расчеты утверждаются руководителями
организаций. Работы по капитальному ремонту основных средств осуществляются как
хозяйственным, так и подрядным способом.
В случае передачи подрядным организациям
объема работ по капитальному ремонту для выполнения их подрядным способом
организации вправе передать подрядным организациям соответствующие лимиты по
труду, фонды и материалы с последующим сообщением об этом вышестоящим органам.
49. Организации имеют право:
а) передавать по договорам подрядным
организациям, при их согласии, выполнение строительно-монтажных работ и в связи
с этим соответствующие лимиты по труду, фонды и материалы с последующим
сообщением об этом вышестоящим органам;
б) привлекать своих специалистов для
составления проектов реконструкции цехов опытного производства и лабораторий и
для выполнения работ по привязке типовых проектов с оплатой труда привлекаемых
специалистов в порядке, установленном для соответствующих категорий работников
проектных организаций;
в) использовать для строительства детских
дошкольных учреждений часть средств, выделяемых в централизованном порядке на
жилищное строительство. Эти средства используются по
решениям, принятым руководителями организаций совместно с соответствующими
местными комитетами профессиональных союзов;
г) объединять с другими предприятиями и
организациями средства фонда социально-культурных мероприятий и жилищного
строительства и другие средства, находящиеся в их распоряжении, для совместного
(в порядке долевого участия) строительства жилых домов, медицинских и детских
дошкольных учреждений, пионерских лагерей и других объектов культурно-бытового
назначения;
д) утверждать по согласованию с подрядной
организацией единичные расценки на работы, потребность в которых возникает в
ходе строительства, если расценки на эти работы не утверждены в установленном
порядке.
Права организаций Академии наук СССР и
академий наук союзных республик в области капитального строительства и
капитального ремонта осуществляются в порядке, устанавливаемом Президиумами
академий наук в соответствии с действующим законодательством.
Права в области
материально-технического
снабжения и сбыта
50. Организации приобретают необходимые
для их научной, научно-производственной и хозяйственной деятельности оборудование,
сырье, материалы, топливо и другие материальные ценности по договорам поставки,
заключаемым на основании плановых актов распределения продукции (нарядов,
фондовых извещений и др.).
Указанные материальные ценности могут
приобретаться также на основе принятых к исполнению нарядов (или заменяющих их
документов), содержащих все данные, необходимые для осуществления поставки,
если не требуется согласования каких-либо дополнительных условий.
Организации могут приобретать необходимые
предметы материально-технического обеспечения у государственных и кооперативных
организаций по заключаемым с ними договорам на продукцию, реализуемую без
нарядов, а также путем закупок в мелкооптовых, специализированных базах и в
розничных магазинах в порядке, установленном действующим законодательством.
51. Организации имеют право:
а) в соответствии с действующим
законодательством приобретать для проведения исследовательских и опытных работ
приборы, средства автоматизации и лабораторное оборудование за счет оборотных
средств и за счет выделяемых им министерствами (ведомствами) средств на
капитальные вложения;
б) отказаться при заключении договора
поставки от выделенной им излишней и ненужной продукции, с сообщением о таком
отказе поставщикам, фондодержателям и органам, выдавшим
наряды, не позднее 10 дней после получения наряда.
Организации вправе также отказаться по
согласованию с поставщиками от получения предусмотренной договором продукции
при изменении потребностей в ней, с уведомлением об этом в пятидневный срок фондодержателей и органов, выдавших наряды;
в) передавать другим организациям и
предприятиям фонды или выдавать им из своих ресурсов материалы и комплектующие
изделия по установленным нормам для изготовления по договорам необходимой
организациям продукции;
г) поручать (по договорам) реализацию
фондов на материалы, сырье и оборудование другим предприятиям и организациям, с
оплатой связанных с этим расходов по установленным нормам;
д) производить взаимный отпуск приборов,
материалов, полуфабрикатов и готовых изделий для выполнения
научно-исследовательских и опытных работ без согласования с вышестоящими
органами, но с последующим сообщением им.
52. Организации могут заключать договоры
на поставку им оборудования, машин и других материальных ценностей, подлежащих
отнесению к основным фондам организаций, в пределах
имеющихся у них на эти цели средств и за счет банковского кредита.
Права в области
труда и заработной платы
53. Организациям предоставляется право:
а) устанавливать в соответствии с
действующим законодательством сдельную оплату труда для отдельных групп
инженерно-технических работников и служащих и для отдельных групп рабочих -
сдельную, повременную или аккордную оплату труда;
б) определять перечень профессий рабочих,
для которых при повременной оплате труда применяются тарифные ставки
сдельщиков;
в) определять
перечни профессий рабочих и работ, оплачиваемых по тарифным ставкам,
установленным для рабочих, занятых на горячих и тяжелых работах, работах с
вредными условиями труда, работах с особо тяжелыми и вредными условиями труда,
в соответствии с действующими типовыми перечнями этих профессий и работ по
отраслям производства;
г) устанавливать показатели и условия
премирования рабочих на основе действующих типовых положений;
д) устанавливать разряды работ и
присваивать разряды рабочим в соответствии с действующими
тарифно-квалификационными справочниками. Тарификация рабочих
новых профессий производится применительно к характеристикам аналогичных работ,
содержащимся в справочниках, с уведомлением вышестоящих органов;
е) устанавливать для
инженерно-технических работников и служащих опытных (экспериментальных)
производств, цехов, мастерских, участков и установок с учетом конкретных задач,
стоящих перед соответствующими подразделениями организаций, показатели, условия
и размеры премирования, руководствуясь условиями премирования и размерами
премий, установленными типовыми положениями;
ж) относить опытные (экспериментальные)
производства, цехи, участки, мастерские и другие внутренние звенья организаций
к соответствующей группе по оплате труда руководящих, инженерно-технических
работников и служащих, а также переводить их из одной группы в другую в связи с
изменением объема работ, руководствуясь при этом утвержденными в установленном
порядке показателями;
з) устанавливать работникам с
ненормированным рабочим днем продолжительность дополнительного отпуска в
соответствии с трудовым законодательством и перечнем должностей работников с
ненормированным рабочим днем, утвержденным вышестоящим органом;
и) вводить суммированный учет рабочего
времени рабочих и служащих отдельных опытных (экспериментальных) производств,
цехов, участков, мастерских, установок, где невозможно установить рабочий день
нормальной продолжительности;
к) в установленном порядке утверждать
новые и пересматривать действующие нормы выработки и нормы обслуживания;
л) разрешать в случае целесообразности
совмещение профессий рабочих с оплатой в установленном порядке.
Осуществление указанных в подпунктах
"а" - "л" настоящего пункта мероприятий производится
руководителями организаций в пределах фонда заработной платы данной организации
и по согласованию с соответствующими местными комитетами профессиональных
союзов;
м) устанавливать по
согласованию с соответствующими местными комитетами профессиональных союзов на
основе отраслевых норм, утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министров
СССР, перечни работ и профессий, дающих рабочим и служащим право на бесплатное
получение спецодежды, спецобуви и предохранительных
приспособлений, а также утверждать в установленном порядке перечни работ и
профессий, дающих рабочим и служащим право на получение молока в связи с
вредными условиями труда и на получение спецмыла;
н) разрабатывать, утверждать и изменять
структуру и штаты организаций применительно к утвержденным в установленном
порядке типовым структурам и штатам;
о) утверждать и изменять на основе
действующего законодательства оклады заработной платы научных,
инженерно-технических работников, служащих и вспомогательного персонала в
соответствии с действующими схемами должностных окладов, в пределах фонда
заработной платы, исчисленного по средним окладам схемы должностных окладов
данной организации.
Утвержденные руководителями организаций
оклады, штаты, а также сметы расходов на содержание аппарата управления в
финансовых органах не регистрируются;
п) устанавливать не
имеющим ученой степени научным, инженерно-техническим работникам и другим
специалистам надбавки к заработной плате в размере до 30 процентов должностного
оклада в пределах планового фонда заработной платы, используя на эти цели с
разрешения вышестоящего органа до 2 процентов планового фонда заработной платы
организации (без учета фонда заработной платы рабочих).
Указанные надбавки при определении
размера средней заработной платы по штатному расписанию не учитываются;
р) премировать работников в соответствии
с действующими положениями о премировании, установленными для данной
организации.
54. Сверх утвержденного фонда заработной
платы организации вправе устанавливать фонд заработной платы работников,
занятых на строительно-монтажных работах, осуществляемых за счет
нецентрализованных источников финансирования (фонд социально-культурных
мероприятий и жилищного строительства, ссуды Госбанка СССР и другие
предусмотренные законодательством источники), исходя из показателей,
согласованных с вышестоящими органами.
Раздел V.
УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
55. Организации возглавляют директора
(начальники, управляющие). Директора организаций назначаются и освобождаются от
должности вышестоящими органами.
Директора научных учреждений Академии
наук СССР и академий наук союзных республик назначаются и освобождаются от
должности в порядке, установленном Уставом Академии наук СССР и уставами
академий наук союзных республик.
56. Директор организует всю работу
организации и несет полную ответственность за ее состояние и деятельность.
Директор организации без доверенности
действует от имени организации, представляет ее во всех учреждениях и
организациях, распоряжается в соответствии с законом имуществом и средствами
организации, заключает договора, выдает доверенности (в том числе с правом
передоверия), открывает в банках расчетные и другие счета организации.
В пределах своей компетенции директор
издает приказы по организации; в соответствии с трудовым законодательством
принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания
на работников организации.
Директор несет ответственность за
обеспечение в организации сохранения государственной тайны.
57. Заместители директоров, главные
бухгалтеры, начальники отделов технического контроля организаций и ученые
секретари научных учреждений Академии наук СССР и академий наук союзных
республик назначаются и освобождаются от должности по представлению
соответствующих директоров вышестоящими органами, они несут полную
ответственность за вверенный им участок работы.
Заместители директоров организаций в
пределах своей компетенции действуют от имени соответствующей организации,
представляют организацию в других учреждениях и организациях, могут совершать
хозяйственные операции и заключать договора без доверенности, а также выдавать
доверенности работникам организации.
58. Компетенция заместителей директоров и
других руководящих работников организаций устанавливается директором
организации в соответствии с законодательством Союза ССР и союзной республики.
Структурные подразделения действуют в
соответствии с положениями, утверждаемыми директором организации.
59. Администрация организаций совместно с
соответствующими местными комитетами профессиональных союзов:
устанавливает правила внутреннего
трудового распорядка в соответствии с типовыми правилами;
утверждает сметы использования средств фондов
материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного
строительства, премирует и оказывает единовременную помощь из фонда
материального поощрения;
распределяет жилую площадь в домах
организаций, а также жилую площадь, предоставляемую в распоряжение организаций
в других домах.
60. Администрация организаций совместно с
соответствующими местными комитетами профессиональных союзов организует
социалистическое соревнование, подводит итоги и определяет победителей
соревнования, решает вопросы о поощрении передовых коллективов и работников.
61. Администрация организаций докладывает
на заседаниях соответствующих местных комитетов профессиональных союзов о
проектах планов, о результатах научно-производственной и хозяйственной
деятельности, о мероприятиях по улучшению организации и условий труда,
материально-бытовому и культурному обслуживанию работников организаций, об
устранении недостатков в работе.
62. Для широкого привлечения работников
организаций к участию в решении производственных вопросов в организациях и в
крупных их подразделениях действуют производственные совещания. Эти совещания
работают на основании Положения о постоянно действующем производственном
совещании, утвержденного Советом Министров СССР и ВЦСПС.
Администрация организаций всемерно
содействует успешной работе производственных совещаний и организует выполнение
их решений.
63. В целях развития творческой
инициативы трудящихся организации привлекают к разработке перспективных и
текущих планов научно-исследовательских, проектно-конструкторских и
технологических работ и использования достижений науки и техники в
производстве, а также и к выполнению этих планов первичные организации
Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов и научно-технических
обществ. Организации создают необходимые условия для успешной деятельности этих
первичных организаций, обеспечивая их помещениями, технической и справочной
литературой, организуют и проводят вместе с ними смотры, конкурсы и другие
массовые мероприятия, направленные на развитие технического творчества,
изобретательства и рационализации.
64. Администрация организаций совместно с
соответствующими местными комитетами профессиональных союзов регулярно созывает
производственно-технические и экономические конференции и совещания, на которых
обсуждаются вопросы технического прогресса и мероприятия по устранению
недостатков в деятельности организаций и отдельных их подразделений.
65. Собрания работников организаций
обсуждают по докладам администрации проекты производственных планов и итоги выполнения
их, вопросы организации исследовательской работы, бытового и культурного
обслуживания работников и использования фондов организаций. Администрация
организаций докладывает собраниям о мероприятиях, осуществленных во исполнение
решений ранее состоявшихся собраний.
66. В организациях создаются группы и
посты содействия народному контролю, которым администрация организаций обязана
оказывать всемерную помощь в проводимой ими работе, рассматривать их
предложения и принимать необходимые меры к устранению вскрытых недостатков.
67. Проверка деятельности организаций
проводится вышестоящими органами и органами народного контроля.
Ревизия финансово-хозяйственной
деятельности организаций проводится вышестоящими органами с привлечением
заинтересованных организаций комплексно один раз в год.
Раздел VI.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
68. Реорганизация и ликвидация
организаций производится по решению органов, которые правомочны образовывать
соответствующие организации.
69. В случае слияния организаций с
другими организациями все имущественные права и обязанности каждой из них
переходят к организациям, возникшим в результате слияния.
При присоединении одной организации к
другой к этой последней переходят все имущественные права и обязанности
присоединенной организации.
70. В случае разделения организаций к
возникшим в результате этого разделения новым организациям переходят по
разделительному акту, в соответствующих частях, имущественные права и
обязанности реорганизованных организаций.
71. Ликвидация организаций осуществляется
либо ликвидационными комиссиями, назначаемыми вышестоящими органами, либо по
поручению этих органов директорами ликвидируемых организаций.
72. Порядок и срок ликвидации организаций
устанавливаются вышестоящими органами. Теми же органами, без ущерба для
выполнения государственного плана, должен быть разрешен вопрос о порядке
исполнения заключенных договоров.
Срок для заявления кредиторами своих
претензий к ликвидируемым организациям устанавливается органами, по решениям
которых производится ликвидация, но не может быть меньше одного месяца.
73. Ликвидационная комиссия или директора
ликвидируемых организаций помещают в официальном областном, краевом,
республиканском органе печати по месту нахождения организаций публикацию о
ликвидации организаций и о сроке заявления кредиторами претензий. Независимо от
этого ликвидационная комиссия или директора ликвидируемых организаций обязаны
по имеющимся у них материалам выявить все претензии кредиторов организаций и
поставить их в известность о ликвидации организаций.
Претензии к ликвидируемым организациям
удовлетворяются из их имущества, на которое по закону может быть обращено
взыскание.
Претензии, выявленные и заявленные после
истечения срока, установленного для заявления кредиторами своих претензий,
удовлетворяются из остатка указанного имущества, образующегося после
удовлетворения выявленных претензий, а также претензий, заявленных в
установленный срок.
Претензии, не выявленные и не заявленные
в течение срока ликвидации, а также претензии, не удовлетворенные за
недостатком имущества ликвидируемых организаций, считаются погашенными. Равным
образом считаются погашенными полностью либо в соответствующей части претензии,
не признанные ликвидационными комиссиями (директорами ликвидируемых
организаций), если кредиторы в течение двухнедельного срока со дня получения
сообщения о полном или частичном непризнании претензий не предъявят иска об
удовлетворении претензий.
74. Выплата повременных платежей,
причитающихся с ликвидируемых организаций в связи с причинением увечья или
иного повреждения здоровья либо с причинением смерти, обеспечивается в порядке,
установленном действующим законодательством.
Претензии и иски граждан о возмещении
вреда, связанного с повреждением здоровья или с причинением смерти, а также другие не предъявленные по уважительным причинам до
окончания ликвидации претензии и иски граждан могут быть впоследствии
предъявлены в общем порядке к вышестоящим по отношению к ликвидированным
организациям органам. Эти органы могут возложить удовлетворение признанного ими
или удовлетворенного судом требования на подчиненные им организации, получившие
имущество ликвидированных организаций.