МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
ПИСЬМО
от 19 марта 1971 г. N 114-М
О ТИПОВОМ ПОЛОЖЕНИИ О РОДИТЕЛЬСКОМ
КОМИТЕТЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Министерство просвещения РСФСР направляет
для руководства и исполнения Типовое положение о родительском комитете
общеобразовательной школы, одобренное Министерством просвещения СССР 16 декабря
1970 года.
Заместитель Министра
просвещения РСФСР
А.ШУСТОВ
Одобрено
Министерством
просвещения СССР
16 декабря 1970 года
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О РОДИТЕЛЬСКОМ КОМИТЕТЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
I. Задачи
родительских комитетов
1. Родительские комитеты создаются в
целях содействия школе в осуществлении коммунистического воспитания и обучения
детей. Задачами родительских комитетов являются:
всемерное укрепление связи между семьей и
школой в целях установления единства воспитательного влияния на детей
педагогического коллектива и семьи;
привлечение родительской общественности к
активному участию в жизни школы, к организации внеклассной и внешкольной
работы;
помощь школе в осуществлении
обязательного восьмилетнего и всеобщего среднего образования;
участие в организации широкой
педагогической пропаганды среди родителей и населения;
помощь в укреплении хозяйственной и
учебно-материальной базы школы.
II. Организация и
содержание работы родительских комитетов
2. Родительский комитет школы избирается
общешкольным родительским собранием или конференцией в начале каждого учебного
или календарного года сроком на один год. Количество его членов устанавливается
решением общего собрания (конференции) родителей в зависимости от условий
работы школы.
3. Для выполнения текущей работы
родительский комитет школы выбирает из своего состава:
в средних и крупных восьмилетних школах
президиум в составе председателя президиума, заместителя, секретаря и 3 - 5
членов президиума;
в небольших восьмилетних и начальных
школах - председателя, его заместителя и секретаря;
в однокомплектных и двухкомплектных
начальных школах - председателя.
4. Родительский комитет класса избирается
общим собранием родителей класса в составе председателя и 2 - 4 членов.
5. Под руководством членов общешкольного
родительского комитета в каждой школе могут создаваться постоянные или
временные комиссии по отдельным разделам работы (по осуществлению всеобщего
обучения, проведению педагогической пропаганды, по трудовому воспитанию и организации
общественно полезного труда школьников, по культурно-массовой работе,
хозяйственной, спортивно-оздоровительной и др.). Состав комиссий и содержание
их работы определяются родительским комитетом.
6. Родительский комитет организует помощь
школе:
в укреплении связи педагогического
коллектива с родителями учащихся и общественностью;
в осуществлении обязательного
восьмилетнего обучения и перехода к всеобщему среднему образованию;
в создании интернатов при школах и
обеспечении в них надлежащих бытовых условий;
в организации питания школьников;
в создании и использовании фонда
всеобуча;
в создании необходимой материальной базы
для трудового обучения и воспитания;
в привлечении родителей к
непосредственному участию в воспитательной работе с учащимися во внеучебное время;
в работе по профориентации учащихся;
в осуществлении контроля
за выполнением школьниками "Правил для учащихся";
в организации и проведении собраний,
докладов, лекций для родителей, бесед по обмену опытом семейного воспитания;
в осуществлении мероприятий по укреплению
хозяйственной и учебно-материальной базы школы, благоустройству и созданию в
ней нормальных санитарно-гигиенических условий;
в проведении оздоровительной и
культурно-массовой работы с учащимися в период каникул.
7. Родительский комитет школы и классные
родительские комитеты руководствуются в своей работе данным Положением,
рекомендациями директора школы и педагогического совета, планом работы школы и
постановлениями родительских собраний.
Родительский комитет составляет план работы
на полугодие или на год. Его конкретное содержание определяется с учетом
местных условий и задач, стоящих перед данной школой.
8. Родительский комитет школы, его
президиум и классные родительские комитеты вправе принимать свои решения при
наличии на заседании не менее 2/3 его членов.
9. Для обсуждения и решения наиболее
важных вопросов родительский комитет школы созывает собрания или конференции
родителей (классные - не реже четырех раз в год, общешкольные - не реже двух
раз в год). Количество делегатов на конференцию от каждого класса
устанавливается родительским комитетом школы.
На классных родительских собраниях
обязательно присутствие классного руководителя, на общешкольных - директора
школы, классных руководителей и учителей.
Примечание. В сельских средних школах с
большим районом обслуживания проводятся родительские конференции, делегаты
которых избираются на родительских собраниях по месту жительства учащихся.
10. Родительский комитет школы отчитывается о своей работе перед общешкольным родительским
собранием (конференцией), а классный комитет - перед классным родительским
собранием в день выборов нового состава комитета.
11. В случае несогласия директора школы с
мнением большинства родительского комитета спорный вопрос разрешается районным
(городским) отделом народного образования.
12. Отделы народного образования при
инспектировании школы знакомятся с работой родительского комитета и принимают
меры к повышению эффективности его деятельности.
13. Родительские комитеты ведут протоколы
своих заседаний и родительских собраний, которые хранятся в делах школы.
III. Права
родительских комитетов
14. Родительский комитет школы имеет
право:
устанавливать связь с советскими
органами, общественными организациями, шефствующими над школой предприятиями,
совхозами, колхозами и учреждениями по вопросам оказания помощи школе в
проведении воспитательной работы, укрепления ее учебно-материальной базы, а
также об отношении родителей к воспитанию детей;
вносить на рассмотрение директора и
педагогического совета школы предложения по внешкольной и внеклассной работе с
учащимися, по организационно-хозяйственным вопросам, по улучшению работы
педагогического коллектива с родителями учащихся. Директор школы и
педагогический совет обязаны внимательно рассмотреть предложения родительского
комитета и ставить его в известность о принятых решениях;
заслушивать сообщения директора школы о
состоянии и перспективах работы школы и его разъяснения по интересующим
родителей вопросам;
заслушивать отчеты классных родительских
комитетов и принимать решения по улучшению их работы;
созывать родительские собрания и
конференции;
принимать участие в создании фонда
всеобуча и решении вопросов об оказании материальной помощи нуждающимся
учащимся;
привлекать родителей к участию в
различных формах идейно-политического воспитания учащихся, общественно полезной
деятельности детей, работе по профориентации, руководству кружками и другими видами
внеклассной и внешкольной работы;
организовывать дежурства родителей в
школе и в микрорайоне школы.
15. Классные родительские комитеты имеют
право вносить предложения классному руководителю по улучшению внеклассной
работы с учащимися, по улучшению работы с родителями учащихся класса и
заслушивать разъяснения классного руководителя по вопросам, интересующим
родителей.
16. Председатель общешкольного
родительского комитета является членом педагогического совета школы.