ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 1971 г. N 338
ОБ УЛУЧШЕНИИ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННОГО
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
В целях улучшения работы и дальнейшего
развития промышленного железнодорожного транспорта Центральный Комитет КПСС и
Совет Министров Союза ССР постановляют:
1. Обязать министерства и ведомства СССР
и Советы Министров союзных республик:
а) разработать мероприятия по устранению
в 1971 - 1972 годах недостатков в работе промышленного железнодорожного
транспорта, имея в виду в первую очередь повышение технического оснащения этого
транспорта и улучшение использования локомотивов, вагонов,
погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, а также дальнейшее сокращение
простоя вагонов и обеспечение сохранности вагонного парка;
б) обеспечить в 1971 - 1972 годах
первоочередную поставку промышленным предприятиям, стройкам и организациям
материалов верхнего строения пути для ремонта железнодорожных подъездных путей,
передаваемых Министерству путей сообщения;
в) выделять целевым назначением
капитальные вложения и материально-технические ресурсы в объемах, необходимых
для развития промышленного железнодорожного транспорта, в пределах
ассигнований, предусмотренных по соответствующим отраслям народного хозяйства.
2. Считать важнейшей
задачей министерств и ведомств СССР и Советов Министров союзных республик на
1971 - 1975 годы ускорение технической реконструкции промышленного железнодорожного
транспорта и повышение эффективности его работы на основе завершения в основном
замены паровой тяги электрической и тепловозной тягой, оснащения промышленного
железнодорожного транспорта специализированными вагонами повышенной
грузоподъемности, усиления мощности путевого хозяйства и внедрения комплекса
машин и механизмов для ликвидации тяжелого физического труда на
погрузочно-разгрузочных и путевых ремонтных работах, более широкого применения
средств автоматики и вычислительной техники и всемерного расширения
контейнерных и пакетных перевозок грузов.
В связи с этим министерствам и ведомствам
СССР и Советам Министров союзных республик выделять, начиная с 1972 года, в
планах в самостоятельный раздел вопросы технической
реконструкции промышленного железнодорожного транспорта, предусмотрев в этом
разделе задания:
а) по переводу промышленного
железнодорожного транспорта на новые виды тяги, и в первую очередь
железнодорожных подъездных путей с тяжелым профилем и большими грузопотоками,
примыкающих к магистральным железнодорожным линиям, обслуживаемым новыми видами
тяги; по доведению к концу 1975 года количества электровозов
и тепловозов в парке локомотивов предприятий угольной промышленности, черной
металлургии, энергетики и электрификации до 80 процентов, промышленности
строительных материалов до 75 процентов, цветной металлургии до 90 процентов,
лесной и деревообрабатывающей промышленности до 78 процентов, а также в парке
локомотивов межотраслевых объединенных транспортных хозяйств союзных республик
до 82 процентов и по увеличению к концу 1975 года по сравнению с 1970
годом количества электровозов и тепловозов в общем парке локомотивов
промышленных предприятий остальных отраслей промышленности в 1,3 раза, имея в
виду, что в 1971 - 1975 годах будет поставлено промышленному железнодорожному
транспорту 6500 - 7000 тепловозов и 350 - 400 электровозов широкой колеи;
б) по развитию погрузочно-разгрузочных
фронтов с учетом обеспечения приема тяжеловесных маршрутов, складского
хозяйства, и в первую очередь складов для создания запасов сырья и топлива на
зимний период, весового хозяйства с внедрением устройств по взвешиванию груза в
процессе его погрузки в вагоны; по внедрению комплекса устройств, машин,
механизмов и специального железнодорожного подвижного состава для повышения
уровня комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, обеспечения
полной очистки вагонов одновременно с выгрузкой; по увеличению объема перевозок
грузов в контейнерах, пакетах и на поддонах, с внедрением механизмов для
переработки контейнеров весом брутто 20 и 30 тонн;
в) по модернизации, а в необходимых
случаях по замене транспортных устройств, с тем чтобы обеспечить работу с восьмиосными грузовыми вагонами, в первую очередь на
предприятиях Урала, Кузбасса и Донбасса;
г) по усилению путевого
хозяйства, приведению его в соответствие с используемым для перевозок подвижным
составом и установленными скоростями движения поездов, имея в виду, что в 1971
- 1975 годах будет поставлено промышленному железнодорожному транспорту на
ремонтно-эксплуатационные нужды 1800 - 1900 тыс. тонн рельсов, в том числе 600
- 650 тыс. тонн новых, а также по повышению уровня механизации ремонтно-путевых
работ;
д) по обеспечению к
1976 году внутренних технологических перевозок на промышленном железнодорожном
транспорте собственным парком специальных и универсальных вагонов в полном
объеме, имея в виду, что в 1971 - 1975 годах будет поставлено промышленному
железнодорожному транспорту 20 - 25 тысяч новых магистральных вагонов, 10 - 11
тысяч специальных промышленных вагонов, 17 - 18 тысяч думпкаров и 25 - 30 тысяч
грузовых магистральных вагонов из парка
Министерства путей сообщения;
е) по внедрению современных средств
механизации станционной работы, средств автоматики и связи, и в первую очередь
электрической централизации стрелок и сигналов, переездной сигнализации;
ж) по развитию ремонтной базы с учетом
долевого участия промышленных предприятий, строек и организаций в строительстве
и реконструкции межотраслевых ремонтных баз;
з) по снижению
удельного веса перевозок грузов промышленным железнодорожным транспортом за
счет применения при реконструкции действующих и строительстве новых предприятий
эффективных систем непрерывного транспорта, обеспечивающих транспортировку
материалов без промежуточных перегрузок, отвечающих условиям автоматизации
транспортных процессов и погрузочно-разгрузочных работ, позволяющих резко
повысить производительность труда и снизить себестоимость перевозок, и в
частности за счет применения:
конвейерного транспорта для перемещения
массовых сыпучих грузов в добывающей промышленности с карьеров и шахт на
обогатительные фабрики, заводы и в отвалы, а также на предприятиях черной и
цветной металлургии, промышленности строительных материалов, угольной и
химической промышленности от пунктов перегрузки с железнодорожного транспорта
непосредственно до производственных агрегатов;
канатно-подвесного транспорта в условиях
горно-пересеченной местности для транспортирования руды, угля, известняка,
щебня и других материалов от мест их добычи или переработки к местам
потребления или перегрузки на другие виды транспорта;
гидравлического транспорта в случаях
органической связи его с технологическим процессом при гидродобыче песка, угля,
гравия, мокром обогащении сырья и строительстве намывных сооружений;
пневматического транспорта для
внутрицехового и межцехового перемещения различных пылевидных и мелкозернистых
материалов.
3. Госстрою СССР с участием Советов
Министров союзных республик, министерств и ведомств СССР:
а) разработать:
основные
направления комплексного развития промышленного транспорта на 1975 и 1980 годы,
подготовив в 1971 - 1972 годах схему размещения отраслевых и межотраслевых баз
деповского ремонта подвижного состава и в 1972 - 1973 годах схему размещения
межотраслевых баз централизованного заводского ремонта дизелей различных типов,
путевых машин, грузоподъемных кранов, экскаваторов, бульдозеров,
автопогрузчиков и других погрузочно-разгрузочных механизмов;
в 1971 - 1975 годах генеральные схемы
комплексного развития транспорта промышленных предприятий, строек и организаций
по основным промышленным районам страны;
методические указания по определению
экономической целесообразности строительства подъездных путей для перевозок
грузов железнодорожным транспортом по сравнению с возможным использованием
других видов транспорта. Госстрою СССР утвердить в 1972 году эти методические
указания;
в 1972 году единые строительные нормы и
правила проектирования всех видов промышленного транспорта в соответствии с современным
уровнем развития техники;
типовые проекты на изготовление
железобетонных шпал для промышленного железнодорожного транспорта. Госстрою
СССР утвердить в 1972 году указанные типовые проекты.
Работы, предусмотренные в подпункте
"а" настоящего пункта, осуществить за счет бюджетных ассигнований;
б) осуществлять проектирование и
строительство железнодорожных подъездных путей в увязке с генеральными схемами
комплексного развития транспорта промышленных районов страны.
Установить, что в проектно-сметной документации
на строительство и реконструкцию предприятий затраты на строительство и
реконструкцию объектов промышленного транспорта должны указываться отдельной
строкой.
4. Министерствам и ведомствам СССР и
Советам Министров союзных республик ввести, начиная с 1972 года, в планы
развития отраслей народного хозяйства следующие
показатели по промышленному железнодорожному транспорту:
объемы капитальных вложений и
материально-технических ресурсов на техническое оснащение, строительство и
реконструкцию объектов производственного назначения промышленного
железнодорожного транспорта;
объем перевозок грузов (в тоннах), в том
числе объем внутренних перевозок;
себестоимость одной тонны груза,
перевозимого промышленным железнодорожным транспортом.
5. Утвердить на 1971 - 1975 годы
мероприятия по развитию и техническому перевооружению промышленного
железнодорожного транспорта угольной промышленности, энергетики и
электрификации, черной и цветной металлургии, промышленности строительных
материалов, лесной и деревообрабатывающей промышленности и межотраслевых
объединенных транспортных хозяйств Министерства автомобильного транспорта РСФСР
согласно приложению.
Госплану СССР предусматривать в проекте
пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1971 - 1975 годы и в годовых
планах производство и поставку подвижного состава, материалов, машин и
механизмов, необходимых для выполнения указанных мероприятий.
6. Государственному комитету Совета
Министров СССР по науке и технике по представлению заинтересованных министерств
и ведомств СССР предусматривать, начиная с 1972 года, в координационных планах:
развитие прогрессивных видов транспорта,
в том числе многоприводных конвейеров новых
конструкций и канатно-подвесных дорог, создание оборудования для
гидравлического и пневматического транспорта с автоматическим управлением;
разработку высокопроизводительных
погрузочно-разгрузочных систем в комплексе с конструкциями подвижного состава,
исключающих применение тяжелого ручного труда, решающих проблему
транспортировки смерзающихся и слеживающихся сыпучих грузов, а также
обеспечивающих взвешивание вагонов в процессе погрузки и полную очистку вагонов
одновременно с выгрузкой.
7. Министерству
тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения обеспечить в 1971 -
1975 годах реконструкцию Людиновского
тепловозостроительного завода, с доведением к 1976 году выпуска маневровых
тепловозов до 800 единиц в год, и реконструкцию Калужского завода транспортного
машиностроения и Истьинского машиностроительного
завода для увеличения выпуска путевых машин и механизмов на этих заводах в 2 -
2,5 раза по сравнению с 1970 годом.
8. Министерству путей сообщения:
обеспечить поставку для нужд
промышленного железнодорожного транспорта вагонов из парка железных дорог, а
также отремонтированных старогодних рельсов со
скреплениями в соответствии с устанавливаемыми заданиями;
предусмотреть в проекте пятилетнего плана
на 1971 - 1975 годы увеличение мощностей заводов по ремонту железнодорожного
подвижного состава, а также мощностей заводов по производству стрелочных
переводов, средств автоматизации, сигнализации, телемеханики, связи и нестандартизированного оборудования, применяемого при
периодическом ремонте тепловозов и электровозов, для удовлетворения
потребностей промышленного железнодорожного транспорта.
Заинтересованные министерства и ведомства
принимают долевое участие в работах по увеличению мощностей указанных заводов в
объемах, согласованных с Министерством путей сообщения;
осуществлять в 1971 - 1975 годах, до
создания межотраслевых ремонтных баз, техническую помощь промышленному
железнодорожному транспорту в подъемочном,
периодических и профилактических ремонтах локомотивов, путевых машин, кранов на
железнодорожном ходу, а также ремонт пути силами
путевых машинных станций, имея в виду, что возмещение расходов по производству
указанных работ должно производиться предприятием-заказчиком;
совместно с
заинтересованными министерствами и ведомствами в 1971 - 1972 годах пересмотреть
действующие и в необходимых случаях разработать новые единые технологические процессы
работы железнодорожных подъездных путей промышленных предприятий, строек,
организаций и железнодорожных станций с учетом обеспечения ритмичной работы их,
улучшения использования подвижного состава, выгрузочных возможностей
предприятий, строек и организаций, кооперирования в использовании маневровых
средств, погрузочно-разгрузочных машин и железнодорожных путей;
производить, начиная с 1971 года, для
министерств и ведомств СССР и союзных республик, которым выделяются фонды на
шпалы, переводные и мостовые брусья, пропитку их на шпалопропиточных заводах.
Министерству путей сообщения с участием
Госснаба СССР, заинтересованных министерств и ведомств СССР и Советов Министров
союзных республик определить до 1 января 1972 г. порядок организации пропитки
шпал, переводных и мостовых брусьев для промышленного железнодорожного
транспорта.
9. Установить, что создание хозрасчетных
объединенных транспортных хозяйств на базе транспортных цехов промышленных
предприятий, строек и организаций, независимо от их ведомственной
подчиненности, производится Советами Министров союзных республик.
В связи с этим разрешить министерствам и
ведомствам СССР передавать в ведение соответствующих органов союзных республик
транспортные цехи промышленных предприятий, строек и организаций для создания
на их базе хозрасчетных объединенных транспортных хозяйств.
10. Советам Министров
союзных республик, министерствам и ведомствам СССР рассмотреть вопрос о
создании объединенных транспортных хозяйств на базе существующих и вновь
создаваемых транспортных цехов промышленных предприятий, строек и организаций и
обеспечить в 1971 - 1972 годах и в последующие годы организацию хозрасчетных
межотраслевых объединенных транспортных хозяйств и объединенных транспортных
хозяйств при головных предприятиях министерств и ведомств.
11. Советам Министров
союзных республик в соответствии со схемами размещения межотраслевых баз по
ремонту подвижного состава, разработанными Госстроем СССР, обеспечить в 1971 -
1975 годах совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами СССР
создание и развитие межотраслевых баз по ремонту подвижного состава
промышленного железнодорожного транспорта при долевом участии в этих работах
заинтересованных министерств и ведомств СССР.
12. Установить, что ликвидация
железнодорожных транспортных объектов и сокращение погрузочно-разгрузочных
фронтов на железнодорожных подъездных путях предприятий и организаций может
производиться только по согласованию с Министерством путей сообщения или по его
поручению с начальником железной дороги.
13. Министерству высшего и среднего
специального образования СССР при разработке планов подготовки
инженерно-технических работников для народного хозяйства предусмотреть
расширение подготовки специалистов по специальности "Промышленный
транспорт" для удовлетворения потребностей промышленного железнодорожного
транспорта.
14. Комитету по печати при Совете
Министров СССР:
возобновить с 1 января 1972 г. издание
ежемесячного научно-технического журнала "Промышленный транспорт" как
органа Госстроя СССР;
расширить издание научно-технической
литературы по вопросам промышленного железнодорожного транспорта.
* * *
Центральный Комитет КПСС и Совет
Министров СССР обязывают ЦК компартий союзных республик, крайкомы и обкомы
партии, Советы Министров союзных и автономных республик, крайисполкомы и
облисполкомы обеспечить систематический контроль за
выполнением заданий по развитию промышленного железнодорожного транспорта,
улучшению использования его технических средств, снижению транспортных затрат.
Центральный Комитет
КПСС и Совет Министров СССР, считая развитие промышленного железнодорожного
транспорта одной из важных народнохозяйственных задач, выражают уверенность в
том, что рабочие и служащие при широком содействии партийных, советских и
хозяйственных организаций проявят настойчивость и творческую инициативу и с
честью выполнят стоящие перед ними задачи по дальнейшему развитию и улучшению
работы промышленного железнодорожного транспорта.