МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР
ПРИКАЗ
от 6 июля 1971 г. N 16/НН
О МЕРАХ ПО РЕЗКОМУ СОКРАЩЕНИЮ СВЕРХУРОЧНЫХ ЧАСОВ РАБОТЫ
ВОДИТЕЛЕЙ В АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Руководители многих автотранспортных
предприятий Министерства под предлогом производственной необходимости для
обеспечения выполнения плана перевозок грузов и пассажиров систематически
привлекают водителей к сверхурочным работам, грубо нарушая законодательство о
режиме работы и отдыха трудящихся.
Вместо принятия необходимых мер по
улучшению организации автомобильных перевозок и труда водителей, сокращению
потерь рабочего времени сложилась неправильная практика незаконного увеличения
продолжительности рабочего дня водителей и непредоставление
им положенных дней отдыха.
В 1970 году сверхурочная работа водителей
в целом по Министерству составила 9,7% к отработанному ими времени. По многим
транспортным управлениям уровень сверхурочной работы водителей еще выше. В Главленавтотрансе, Волго-Вятском,
Карельском, Московском территориальном транспортном управлении, Московском
управлении пассажирского автотранспорта, Средне-Волжском, Башкирском,
Марийском, Южно-Уральском, Алтайском, Омском, Западно-Сибирском, Тамбовском
транспортных управлениях сверхурочная работа составила 10 - 13%, а в
Пензенском, Чечено-Ингушском, Приволжском, Кемеровском, Хабаровском, Татарском,
Калининградском транспортных управлениях - 13 - 15% к отработанному времени.
Одной из основных причин сверхурочных
работ водителей является привлечение их к выполнению ремонтов и технического
обслуживания автомобилей. Ежедневно по Министерству 35 - 40 тысяч водителей по
этой причине не выезжают на линию и непроизводительно используют в гараже свое
время, которое затем компенсируется сверхурочной работой. В 1970 году на
ремонтные работы водителями было затрачено свыше 76 млн. часов или 7,3% к
отработанному времени, а по ряду транспортных управлений еще больше - 10 - 15%.
Одновременно с непроизводительным использованием
рабочего времени водителей в автотранспортных предприятиях ежедневно не выходит
на линию 10,5 тысяч технически исправных автомобилей "из-за отсутствия
водителей".
Потери рабочего времени, целодневные и
внутрисменные простои водителей также восполняются сверхурочной работой. В Тамбовском транспортном управлении, например, эти потери за год
составили 2,6%, в Чечено-Ингушском - 4% к отработанному времени.
На многих автотранспортных предприятиях
при определении численности работников искусственно завышается средний размер
заработной платы за счет применения сверхурочных работ. Такая практика ведет
также к искажению фактического положения дел с обеспеченностью рабочими
кадрами.
Нарушения трудового законодательства о
продолжительности рабочего времени водителя допускаются в автотранспортных
предприятиях вследствие бесконтрольности и отсутствия должной ответственности
за правильным его использованием. Начальники колонн, службы эксплуатации
рабочее время водителей систематически не контролируют и необходимых изменений
в график работы не вносят.
В целях сокращения сверхурочных часов
работы и производительного использования рабочего времени водителей
Министерство автомобильного транспорта РСФСР приказывает:
1. Начальникам транспортных управлений,
руководителям автотранспортных предприятий:
а) принять неотложные меры к недопущению
использования водителей на ремонте и техническом обслуживании автомобилей и
усилить контроль за исполнением Приказа Министра от 21
декабря 1970 г. N 22 по всем автотранспортным предприятиям.
Учесть, что статьей 14 Основ
законодательства Союза ССР и союзных республик о труде установлен новый порядок
оплаты водителей при переводе их вследствие простоя на работы по ремонту и
техническому обслуживанию автомобилей из расчета тарифной ставки водителей или
среднего заработка;
б) до ноября 1971 года ликвидировать
простой технически исправных автомобилей из-за неявки водителей на работу по
различным причинам (болезнь, отпуск и т.д.), направлять указанные автомобили на
линию под управлением водителей, автомобили которых должны находиться в течение
рабочего дня и более в ремонтной зоне. Объединить, при
целесообразности, водителей в бригады с определенным количеством автомобилей,
возложив на бригады ответственность за техническое содержание их и за выход
всех исправных автомобилей на линию;
в) проверить правильность определения
плановой численности водителей на 1971 год в автотранспортных предприятиях,
пополнить недостающее количество водителей до нормальной потребности для
выполнения плана перевозок без применения сверхурочных часов работы.
Своевременно обеспечивать подготовку необходимого количества водителей и
повысить ответственность руководителей за обеспечение предприятия водительскими
кадрами;
г) ввести в автотранспортных предприятиях
строгую систему контроля за использованием рабочего
времени водителей в течение месяца с тем, чтобы время работы и отдыха у них
соответствовало балансу рабочего времени за данный месяц. Взять под особый
контроль использование рабочего времени водителей на предприятиях с большим
количеством сверхурочных часов;
д) при сокращении и
ликвидации сверхурочных работ обеспечить водителям производительное
использование рабочего времени на перевозках и высокую выработку на час работы
путем повышения использования грузоподъемности подвижного состава, улучшения
организации эксплуатационной и ремонтной службы, расширения совмещения
профессий, перевода с повременной на сдельную оплату труда и применения
наиболее эффективных систем премирования.
2. Начальникам Главного грузового
управления, Главного пассажирского управления, республиканских объединений
автотранспорта, Управления труда, заработной платы и рабочих кадров,
Планово-экономического управления обеспечить систематическую проверку на местах
выполнения настоящего Приказа и оказать транспортным управлениям необходимую
помощь.
3. Установить, что при рассмотрении и
оценке хозяйственной деятельности автотранспортных предприятий, транспортных
управлений и объединений учитывать наличие в автотранспортных предприятиях
сверхурочных часов работы, потерь рабочего времени и текучесть рабочих кадров.
4. Республиканским объединениям
автотранспорта, Главленавтотрансу и Сочинскому
транспортному управлению доложить руководству Министерства о ходе выполнения Приказа
о сокращении сверхурочной работы водителей в октябре 1971 года и феврале 1972
года.
Заместитель Министра
автомобильного
транспорта РСФСР
Н.НИКАНОРОВ