МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР
ПРИКАЗ
от 11 ноября 1971 г. N 810
ОБ УЛУЧШЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ МЕДИЦИНСКИХ
И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
В ИНСТИТУТАХ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ И ДРУГИХ
СООТВЕТСТВУЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Директивами XXIV съезда КПСС по
пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 - 1975 годы
предусмотрено осуществить меры, направленные на повышение качества
специализированной медицинской помощи и уровня подготовки медицинского
персонала.
Основами законодательства Союза ССР и
союзных республик о здравоохранении на органы здравоохранения возложена
разработка и проведение мероприятий по специализации и совершенствованию
профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников.
В нашей стране для специализации и
совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических
работников с высшим образованием <*> создана единая государственная
система подготовки в институтах усовершенствования врачей, на факультетах
усовершенствования и специализации врачей (провизоров) при медицинских
(фармацевтических) высших учебных заведениях и университетах, а также на курсах
усовершенствования и специализации при медицинских (фармацевтических) высших
учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях и крупных учреждениях
здравоохранения <**>.
--------------------------------
<*> В дальнейшем для краткости
вместо "специализация и совершенствование профессиональных знаний
медицинских и фармацевтических кадров с высшим образованием" будет
употребляться "специализация и совершенствование знаний" или
"специализация и повышение квалификации".
<**> В дальнейшем для краткости
вместо "в институтах усовершенствования врачей, на факультетах
усовершенствования и специализации врачей (провизоров) при медицинских
(фармацевтических) высших учебных заведениях и научно-исследовательских
учреждениях и крупных учреждениях здравоохранения" будет употребляться
"институты, факультеты, курсы усовершенствования".
Существующая система специализации и
совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических кадров
с высшим образованием органически связана с другими системами подготовки кадров
здравоохранения (интернатура, клиническая ординатура, аспирантура). Все эти
системы носят характер последипломной подготовки.
Важную роль в совершенствовании системы
специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и
фармацевтических работников с высшим образованием сыграла передача всех
институтов усовершенствования врачей в непосредственное подчинение Министерства
здравоохранения СССР, что позволило увеличить контингент врачей и провизоров,
проходящих специализацию и повышение квалификации, во всех союзных республиках,
сконцентрировать в одном или нескольких институтах подготовку по отдельным
специальностям или дисциплинам (радиология, гигиена и токсикология химических
веществ, геронтология и гериатрия, аллергология, медицинская генетика и др.), расширить
межреспубликанский обмен курсантами с целью всестороннего обмена передовым
опытом.
В 1965 году прошли специализацию и
совершенствование знаний 47830 врачей и провизоров, в 1969 году - 68183, в том
числе за этот период увеличилось число врачей и провизоров, прошедших
специализацию и совершенствование знаний в следующих союзных республиках: в
РСФСР - с 22852 до 38089, в Украинской ССР - с 9913 до 15010, в Белорусской ССР
- с 1809 до 2203, в Грузинской ССР - с 1242 до 1958 и т.д. Значительно расширялся
межреспубликанский обмен врачами-курсантами. Так, если в 1965 году в
Алма-Атинском институте усовершенствования врачей проходили специализацию и
совершенствование знаний только врачи Казахской ССР, то в 1971 году прошли
подготовку в этом институте врачи из 5 союзных республик, в Киевском институте
усовершенствования врачей в 1965 году прошли специализацию и совершенствование
знаний врачи из 11 союзных республик, в 1971 году - из всех союзных республик,
в Казанском институте усовершенствования врачей в 1965 году проходили
подготовку врачи только из РСФСР, а в 1971 году прошли подготовку врачи из 6
союзных республик.
Имеющие высшее образование медицинские и
фармацевтические работники всех союзных республик получили возможность
совершенствовать свои профессиональные знания в наиболее крупных научных и
культурных центрах страны (Москва, Ленинград, Киев и др.).
Центральный ордена Ленина институт
усовершенствования врачей, который и в прежние годы проводил совершенствование
знаний врачей всех союзных республик, за последние годы, благодаря улучшению
планирования, получил возможность увеличить число мест, выделяемых различным
союзным республикам.
Так, только за период 1965 - 1969 гг.
число выделенных мест увеличилось для РСФСР на 40%, для Украинской ССР - на
40%, для Белорусской ССР - на 30%, для Узбекской ССР - на 60% и т.д.
В институтах (факультетах)
усовершенствования врачей улучшилось качество учебного процесса и его
оснащенность необходимыми оборудованием, аппаратурой, пособиями.
Профессорско-преподавательский состав указанных институтов и факультетов
постоянно совершенствует свое педагогическое мастерство, расширяет и углубляет
научную подготовку. Улучшилось качество учебно-производственных планов
институтов (факультетов) усовершенствования. Теснее стали контакты между
институтами и факультетами усовершенствования в вопросах учебной,
научно-методической и научно-исследовательской работы.
Получила всеобщее признание и твердо
вошла в практику работы институтов и факультетов усовершенствования подготовка
врачей и провизоров в виде циклов (комплексная многопрофильная подготовка).
Дальнейшее развитие получила подготовка в виде курсов совершенствования знаний
и навыков (однопрофильная подготовка).
Вместе с тем, наряду с отмеченными
успехами в деле планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию
профессиональных знаний и навыков медицинских и фармацевтических работников с
высшим образованием продолжают иметь место недостатки:
- неравномерный охват специализацией и
повышением квалификации медицинских и фармацевтических работников с высшим
образованием различных специальностей;
- недостаточно строгое соблюдение
принципа дифференцированной подготовки в зависимости от стажа, места работы и
занимаемой должности;
- невыполнение по отдельным циклам планов
направления на специализацию и повышение квалификации, а также учебно-производственных
планов специализации и совершенствования знаний;
- несогласованность деятельности
институтов усовершенствования и органов здравоохранения в вопросах планирования
и направления врачей и провизоров на подготовку;
- недостаточно активное участие главных
специалистов органов здравоохранения в разработке планов специализации и
совершенствования знаний и навыков;
- неравномерное распределение
учебно-производственной нагрузки между отдельными кафедрами институтов
усовершенствования врачей;
- учебные планы и программы ряда циклов
перегружены общими вопросами и не всегда полно отражают проблемы, решение
которых способствует внедрению в практику достижений науки и техники, глубокому
научному подходу, широкому клиническому мышлению и т.д.;
- проверка знаний и навыков работы
нередко носит формальный характер.
В целях улучшения планирования, повышения
качества и эффективности специализации и совершенствования профессиональных
знаний и навыков работы медицинских и фармацевтических работников с высшим
образованием:
I. Утверждаю:
1. Положение о специализации и
совершенствовании профессиональных знаний и навыков работы медицинских и
фармацевтических работников с высшим образованием (Приложение N 1).
2. Перечень профилей и дисциплин, по
которым может проводиться специализация и повышение квалификации медицинских и
фармацевтических работников с высшим образованием (Приложение N 2).
3. Инструкцию о порядке организации
специализации и совершенствования профессиональных знаний и навыков медицинских
и фармацевтических работников с высшим образованием (Приложение N 3).
4. Образцы форм составления заявок,
планов направления, учебно-производственных планов специализации и повышения
квалификации, личных карточек курсантов и курсантских билетов, протоколов
экзаменационной комиссии (Приложение N 4).
II. Приказываю:
1. Министрам здравоохранения союзных
республик, главным управлениям, управлениям и отделам Министерства
здравоохранения СССР, руководителям органов и учреждений здравоохранения,
ректорам институтов усовершенствования врачей, медицинских институтов, при
которых имеются факультеты усовершенствования, руководителям учреждений
здравоохранения, осуществляющих повышение квалификации врачей и провизоров:
а) принять утвержденные настоящим
Приказом Приложения N 1 - 4 к руководству и исполнению;
б) осуществлять планирование
специализации и повышения квалификации медицинских и фармацевтических
работников с высшим образованием, исходя из того, чтобы каждый врач, провизор и
др. имели возможность пройти тот или иной вид подготовки на учебной базе
союзного, республиканского или местного подчинения 1 раз в 5 лет;
в) направлять врачей и провизоров на
специализацию и повышение квалификации в строгом соответствии с разнарядкой
мест, учитывающей территориальную близость учреждений здравоохранения
соответствующей области (края, авт. республики) к учебной базе;
г) повысить требовательность к главным
специалистам органов здравоохранения в целях активного их участия в разработке
планов всех видов подготовки;
д) обязать отделы кадров органов, учреждений
здравоохранения улучшить учет и отбор контингента для специализации и повышения
квалификации врачей и провизоров; при направлении врачей и провизоров на
специализацию и повышение квалификации точно выполнять установленный
Министерством здравоохранения СССР порядок;
е) обязать органы и учреждения
здравоохранения учитывать возможности различных учебных баз с точки зрения
организации и проведения на них различных циклов и курсов для того, чтобы
заявки на подготовку, планы подготовки и учебно-производственные планы были
максимально скоординированы;
ж) оказывать институтам (факультетам)
усовершенствования помощь в привлечении высококвалифицированных специалистов к
работе на кафедрах институтов;
з) врачей, окончивших
санитарно-гигиенические, стоматологические и педиатрические факультеты,
направлять на специализацию и повышение квалификации по специальности, не
относящейся к профилю, по которому эти врачи окончили вуз, только в виде
исключения и по разрешению Центральных аттестационных комиссий в соответствии с
порядком, установленным Приказом Министра здравоохранения СССР от 14.07.1970 N
472;
и) республиканские и межреспубликанские
курсы повышения квалификации, семинары, декадники организовывать и проводить по
согласованию с ГУУЗом Минздрава СССР (согласовывать тематику и распределение
мест);
к) рассмотреть и представить в ГУУЗ
Минздрава СССР до 1 января 1973 г. предложения о целесообразности сохранения
специализации врачей на курсах усовершенствования и специализации при крупных
учреждениях здравоохранения ("местных базах").
3. Ректорам институтов усовершенствования
врачей, ректорам медицинских и фармацевтических институтов, при которых имеются
факультеты и курсы усовершенствования врачей и провизоров:
а) принять необходимые меры к
совершенствованию учебно-методической и воспитательной работы, широкому
внедрению в учебный процесс достижений науки и техники, современных средств и
методов обучения и проверки знаний и навыков;
б) повысить уровень организационной
работы на основе четкого текущего и перспективного планирования, обеспечения
безусловного выполнения запланированных мероприятий, правильного распределения
обязанностей и функций, четкого и оперативного выполнения приказов и
распоряжений вышестоящих органов здравоохранения;
в) шире привлекать к составлению и
рецензированию учебных планов и программ крупных ученых и специалистов, а также
практиковать коллективные обсуждения планов и программ на заседаниях научных
медицинских и фармацевтических обществ;
г) анализировать совместно с
руководителями органов здравоохранения все случаи неприбытия врачей и
провизоров на циклы и принимать согласованные меры. По вопросам, требующим
компетенции Министерства здравоохранения СССР, информировать Главное управление
учебных заведений Министерства здравоохранения СССР.
4. Ректору Центрального ордена Ленина
института усовершенствования врачей (тов. Ковригиной М.Д.):
а) обеспечить разработку новых учебных
планов и программ специализации и повышения квалификации в соответствии с
Приложениями N 1, N 2, N 3 (раздел III) к настоящему Приказу и представить их
на утверждение в ГУУЗ в течение 1972 - 1973 гг.;
б) разработать совместно с другими
институтами (факультетами) усовершенствования врачей (провизоров) мероприятия и
предложения по улучшению обеспечения всех видов подготовки едиными (типовыми)
учебными планами и программами и представить их в ГУУЗ в течение II квартала
1972 г.
5. Начальнику Главного управления учебных
заведений Министерства здравоохранения СССР (тов. Исакову Ю.Ф.):
а) в течение 1971 - 1972 гг. разработать
и представить на утверждение проект Положения о факультетах специализации и
усовершенствования врачей и провизоров системы Министерства здравоохранения
СССР;
б) каждые три года, начиная с 1972 года,
определять направления и проблематику институтов усовершенствования врачей для
планирования и проведения циклов тематического усовершенствования и курсов с
целью информации;
в) планировать систематическое проведение
мероприятий по обмену опытом учебно-методической работы между институтами,
факультетами и курсами усовершенствования врачей и провизоров в Центральном
ордена Ленина институте усовершенствования врачей.
6. Приказы по Министерству
здравоохранения СССР от 30.11.1954 N 454, Министра здравоохранения СССР от
26.12.1966 N 974, от 25.06.1968 N 501, от 05.07.1968 N 529 (п. п. 3, 5 - 9)
считать утратившими силу.
7. Контроль за выполнением Приказа
возложить на заместителя Министра здравоохранения СССР (тов. Венедиктова Д.Д.).
Министр
Б.В.ПЕТРОВСКИЙ
Приложение N 1
к Приказу Министра
здравоохранения СССР
от 11 ноября 1971 г. N 810
ПОЛОЖЕНИЕ
О СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Специализация и совершенствование
профессиональных знаний и навыков врачей и провизоров имеют целью
последипломную подготовку специалистов практического здравоохранения на основе
марксистско-ленинской теории, достижений отечественной и зарубежной науки и
техники.
2. Специализация и повышение квалификации
медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием осуществляется
в соответствии с действующими нормативными актами о специализации и
совершенствовании профессиональных знаний (повышении квалификации) врачей,
провизоров.
3. Специализация и повышение квалификации
проводится путем периодической подготовки (обучения) в институтах, факультетах,
курсах усовершенствования.
4. Специализация является комплексной
подготовкой; повышение квалификации может быть комплексным или простым
(однопрофильным).
Примечание: Комплексная подготовка -
систематическое изучение теоретических и практических вопросов специальности
или ее разделов, а также философских вопросов биологии и медицины, вопросов
медицинской службы гражданской обороны и военно-медицинского
усовершенствования.
Простая подготовка - изучение отдельных
актуальных теоретических вопросов или приобретение практических навыков по
определенной специальности.
5. Комплексная подготовка организуется в
форме циклов специализации и усовершенствования в институтах усовершенствования
врачей, на факультетах усовершенствования врачей и провизоров.
Простая подготовка организуется в форме
курсов с целью информации и стажировки, а также в форме конференций, семинаров,
симпозиумов и т.д. при высших учебных заведениях, научно-исследовательских
учреждениях и крупных учреждениях здравоохранения.
6. Учебные планы и программы циклов
специализации и повышения квалификации определяют цели и задачи циклов и
утверждаются Министерством здравоохранения СССР.
Учебные планы и программы курсов с целью
информации или стажировки утверждаются Министерством здравоохранения СССР или
союзной республики, в подчинении которого находится соответствующая учебная
база.
Продолжительность обучения каждого
отдельного цикла (курса) определяется учебным планом и программой в
соответствии с Приложением N 2 к настоящему Приказу.
Порядок разработки учебных планов и
программ изложен в Приложении N 3 к настоящему Приказу.
7. Контингент приема слушателей в
институты (факультеты) и на курсы устанавливается министерством
здравоохранения, в подчинении которого находятся учреждения, проводящие специализацию
и повышение квалификации, на основе заявок учреждений и органов
здравоохранения.
8. Ответственность за направление врачей,
провизоров на циклы и курсы специализации и повышения квалификации несут
руководители органов и учреждений здравоохранения.
9. Цикл специализации, усовершенствования
считается оконченным после успешной сдачи экзаменов по определенным дисциплинам
специальности в соответствии с утвержденным учебным планом и программой.
Курс с целью информации или стажировки
считается оконченным после представления письменного отчета о результатах
прохождения курса и получения зачета.
10. Лица, окончившие циклы специализации
и усовершенствования, получают удостоверение установленного образца (см.
Приложение N 3 к настоящему Приказу) и имеют право на работу по своей
специальности.
Лица, окончившие курсы с целью информации
или стажировки, получают соответствующую справку, указывающую на повышение
квалификации по специальности (см. Приложение N 3 к настоящему Приказу).
11. Лица, прошедшие специализацию, должны
использоваться на работе по соответствующей специальности.
12. Учреждение, выдавшее документ о
прохождении специализации и повышении квалификации, несет полную
ответственность за качество проведенной подготовки.
Раздел II
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА)
13. Цель специализации - приобретение
высокого уровня знаний, умений и навыков, требуемых для работы в должности
специалиста.
14. Специализация проводится в
институтах, факультетах усовершенствования по специальностям, предусмотренным действующей
номенклатурой врачебных и фармацевтических специальностей, утверждаемой
Министерством здравоохранения СССР.
Примечание: врачи, прошедшие подготовку в
интернатуре, могут быть направлены на специализацию в институты, факультеты
усовершенствования по любой специальности, кроме тех специальностей, которые
предусмотрены для специализации в интернатуре.
15. Специализация в институтах,
факультетах усовершенствования осуществляется в два этапа: первый - работа не
менее 1 года в профильном специализированном отделении (отделе, лаборатории и
т.д.), второй - обучение на цикле специализации в институте, факультете
усовершенствования.
Раздел III
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ (КОМПЛЕКСНАЯ И ПРОСТАЯ
ПОДГОТОВКА)
А.
Усовершенствование (комплексная подготовка)
16. Цель усовершенствования (общего или
тематического) - дальнейшее разностороннее совершенствование теоретических
знаний, практических навыков и профессионального подхода к работе для
поддержания высокого современного уровня подготовки по определенной
специальности.
17. Общее усовершенствование организуется
преимущественно для специалистов, работающих в сельском районном звене
(центральная районная больница, районная больница и т.д.).
18. Тематическое усовершенствование
организуется для всех специалистов, и в первую очередь для специалистов,
работающих в республиканских, краевых, областных и городских органах и учреждениях
здравоохранения.
19. К общему усовершенствованию
допускаются специалисты не ранее чем через 3 года после завершения
специализации или не проходившие специализацию, но имеющие стаж работы по
специальности не менее 5 лет.
К тематическому усовершенствованию
допускаются специалисты не чаще 1 раза в 2 года.
Б. Курсы информации
и стажировки (простая подготовка)
20. Цель курсов для информации -
поддержание высокого научного уровня профессиональных знаний и развитие
способности научного подхода к решению практических задач.
21. Курсы для информации организуются для
врачей и провизоров, нуждающихся в специальных знаниях по определенным
дисциплинам (проблемам).
22. Врачи и провизоры могут быть
направлены на такие курсы не чаще 1 раза в год.
23. Цель курсов для стажировки -
поддержание высокого современного уровня профессиональной подготовки на основе
овладения определенными умениями и навыками самостоятельной работы в различных
областях здравоохранения.
24. Курсы для стажировки организуются для
врачей и провизоров, нуждающихся в приобретении определенных умений и навыков
работы в соответствии с занимаемой должностью.
25. Врачи и провизоры могут быть
направлены на такие курсы не чаще 1 раза в год, если продолжительность
стажировки до 1 месяца, и не чаще 1 раза в 3 года, если продолжительность
стажировки свыше 1 месяца.
Приложение N 2
к Приказу Министра
здравоохранения СССР
от 11 ноября 1971 г. N 810
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРОФИЛЕЙ И ДИСЦИПЛИН, ПО КОТОРЫМ МОЖЕТ
ПРОВОДИТЬСЯ
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
┌───────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│
Перечень специальностей, │ Вид и продолжительность очного │
│ должностей и отдельных │ обучения (в месяцах) │
│ дисциплин ├──────┬───────────────┬──────┬──────┤
│ │специ-│усовершенствов.│курсы
│курсы │
│ │ализа-├──────┬────────┤для │для
│
│ │ция │общее │темати- │инфор-│стажи-│
│ │<*> │
│ческое │мации │ровки
│
├───────────────────────────┼──────┼──────┼────────┼──────┼──────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├───────────────────────────┴──────┴──────┴────────┴──────┴──────┤
│ I. Организационный профиль, минимальное
число курсантов │
│ в учебной группе - 10
чел. │
├───────────────────────────┬──────┬──────┬────────┬──────┬──────┤
│1.
Социальная гигиена и │5 │до 4 │до 2
│до 1 │до 1 │
│организация
здравоохранения│ │ │ │ │ │
│2.
Санитарная статистика │3 │2 │до 2 │до 1
│до 1 │
│3.
Санитарное просвещение │ │ │до 2 │до 1
│до 1 │
│4.
Экономика и организация │5 │4 │до 2,5 │до 1
│до 1 │
│фармацевтического
дела │ │ │ │ │ │
│5.
Организация контроля │ │ │до 2,5 │до 1
│до 1 │
│качества
лекарственных │ │ │ │ │ │
│средств │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────┴──────┴──────┴────────┴──────┴──────┤
│ II. Терапевтический профиль, минимальное
число курсантов │
│ в учебной группе - 7
чел. │
├───────────────────────────┬──────┬──────┬────────┬──────┬──────┤
│1.
Аллергология │- │- │до 2,5 │до 1
│до 1 │
│2.
Гастроэнтерология │4 │3
│до 2 │до 1
│до 1 │
│3.
Гематология │4 │3 │до 2 │до 1
│до 2 │
│4.
Генетика медицинская │- │- │до 2,5 │до 1
│до 3 │
│5.
Геронтология и гериатрия│- │- │до 2,5 │до 1
│до 1 │
│6.
Дерматовенерология │5
│4 │до 2 │до 1
│до 1 │
│7.
Диетология │3 │2 │до 2 │до 1
│до 2 │
│8.
Кардиоревматология │4 │3 │до 2 │до 1
│до 1 │
│9.
Инфекционные болезни │5 │4 │до 2 │до 1
│до 4 │
│10.
Лечебная физкультура и │4 │3 │до 2 │до 1
│до 3 │
│врачебный
контроль │ │ │ │ │ │
│11.
Невропатология │5 │4 │до 2,5 │до 1
│до 4 │
│12.
Нефрология │4 │2,5 │до 2 │до 1
│до 1 │
│13.
Онкология │5 │4 │до 2,5 │до 1
│до 1 │
│14.
Психиатрия │5 │4 │до 2 │до 1
│до 4 │
│15.
Пульмонология │- │- │до 2,5 │до 1
│до 1 │
│16.
Радиология │5 │4 │до 2 │до 1
│до 1 │
│17.
Реабилитация │- │- │до 3 │до 1
│до 2 │
│18.
Терапия │5 │4 │до 2,5 │до 1
│до 4 │
│19.
Токсикология клиничес- │4 │3 │до 2 │до 1
│до 3 │
│кая │ │ │ │ │ │
│20.
Физиотерапия │5 │3 │до 2 │до 1
│до 3 │
│21.
Фтизиатрия │5 │4 │до 2,5 │до 1
│до 4 │
│22.
Эндокринология │4 │3 │до 2 │до 1
│до 1 │
│23.
Врач общей практики │5 │4 │до 2,5 │до 1
│до 4 │
│(врач
здравпункта, скорой и│ │ │ │ │ │
│неотложной
медицинской │ │ │ │ │ │
│помощи,
приемного покоя, │ │ │ │ │ │
│станции
санитарной авиации,│ │ │ │ │ │
│судовой
врач и др.) │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────┴──────┴──────┴────────┴──────┴──────┤
│ III. Педиатрический профиль, минимальное
число курсантов │
│ в учебной группе - 5
чел. │
├───────────────────────────┬──────┬──────┬────────┬──────┬──────┤
│1.
Педиатрия │5 │4 │до 2,5 │до 1
│до 4 │
│2.
Детская анестезиология и│- │- │до 3 │до 1
│до 2,5│
│реаниматология │ │ │ │ │ │
│3.
Детская гематология │- │- │до 3 │до 1
│до 2 │
│4.
Детская дерматология │- │- │до 3 │до 1
│до 3 │
│5.
Детская гастроэнтероло- │- │- │до 2 │до 1
│до 3 │
│гия
(диетотерапия) │ │ │ │ │ │
│6.
Детские инфекционные │- │- │до 3 │до 1
│до 3 │
│болезни │ │ │ │ │ │
│7.
Детская лечебная │-
│- │до 2 │до 1
│до 3 │
│физкультура
и врачебный │ │ │ │ │ │
│контроль │ │ │ │ │ │
│8.
Детская невропатология │- │- │до 4 │до 1
│до 3 │
│9.
Детская нефрология │- │- │до 2,5 │до 1
│до 2 │
│10.
Детская онкология │- │- │до 4 │до 1
│до 1 │
│11.
Детская оториноларинго-│- │- │до 3 │до 1
│до 2 │
│логия │ │ │ │ │ │
│12.
Детская офтальмология │4 │3 │до 2 │до 1
│до 3 │
│13.
Детская патанатомия │- │- │до 2 │до 1
│до 3 │
│14.
Детская психиатрия │- │- │до 3 │до 1
│до 3 │
│15.
Детская пульмонология │- │- │до 3 │до 1
│до 2 │
│16.
Детская рентгенология │- │- │до 3 │до 1
│до 3 │
│17.
Детская кардиоревмато- │- │- │до 3 │до 1
│до 3 │
│логия │ │ │ │ │ │
│18.
Детская стоматология │- │- │до 3 │до 1
│до 3 │
│19.
Детская травматология и│- │- │до 3 │до 1
│до 4 │
│ортопедия │ │ │ │ │ │
│20.
Детская урология │- │- │до 2 │до 1
│до 2 │
│21.
Детская физиотерапия │- │-
│до 2 │до 1 │до 3
│
│22.
Детская фтизиатрия │- │- │до 3 │до 1
│до 3 │
│23.
Детская функциональная │- │- │до 3 │до 1
│до 3 │
│диагностика │ │ │ │ │ │
│24.
Детская хирургия │4 │3 │до 2 │до 1
│до 3 │
│25.
Детская эндокринология │- │- │до 3 │до 1
│до 3 │
├───────────────────────────┴──────┴──────┴────────┴──────┴──────┤
│ IV. Хирургический профиль, минимальное
число курсантов │
│ в учебной группе - 5
чел. │
├───────────────────────────┬──────┬──────┬────────┬──────┬──────┤
│1.
Анестезиология и реани- │5 │4 │до 2 │до 1
│до 4 │
│матология │ │ │ │ │ │
│2.
Акушерство и гинекология│5 │4 │до 2 │до 1
│до 4 │
│3.
Нейрохирургия │5 │4 │до 2,5 │до 1
│до 1 │
│4.
Офтальмология │5 │4 │до 2 │до 1
│до 4 │
│5.
Оториноларингология │5 │4 │до 2 │до 1
│до 4 │
│6.
Ортодонтия │- │- │до 3 │до 1
│до 3 │
│7.
Онкология хирургическая │5 │4 │до 2 │до 1
│до 3 │
│8.
Онкология гинекологичес-│4 │3 │до 2 │до 1
│до 3 │
│кая │ │ │ │ │ │
│9.
Онкология отоларинголо- │4 │3 │до 2 │до 1
│до 3 │
│гическая │ │ │ │ │ │
│10.
Трансфузиология │- │- │до 2 │до 1
│до 2 │
│11.
Стоматология │4 │3 │до 2 │до 1
│до 3 │
│12.
Стоматология хирурги- │4 │3 │до 2 │до 1
│до 2 │
│ческая │ │ │ │ │ │
│13.
Стоматология ортопеди- │4 │3 │до 2 │до 1
│до 2 │
│ческая │ │ │ │ │ │
│14.
Сердечно-сосудистая │4 │3 │до 2 │до 1
│до 3 │
│хирургия │ │ │ │ │ │
│15.
Травматология и ортопе-│5 │4 │до 2 │до 1
│до 1 │
│дия │ │ │ │ │ │
│16.
Торакохирургия │5 │4 │до 2 │до 1
│до 1 │
│17.
Урология │5 │4 │до 2 │до 1
│до 3 │
│18.
Хирургия │5 │4 │до 3 │до 1
│до 4 │
│19.
Челюстно-лицевая │- │- │до 3 │до 1
│до 3 │
│хирургия │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────┴──────┴──────┴────────┴──────┴──────┤
│ V. Лабораторно-диагностический и
экспертный профиль, │
│ минимальное число курсантов в учебной
группе - 6 чел. │
├───────────────────────────┬──────┬──────┬────────┬──────┬──────┤
│1.
Врачебно-трудовая │- │- │до 2,5 │до 1
│- │
│экспертиза
│ │ │ │ │ │
│2.
Клиническая биохимия │- │- │до 3 │до 1
│до 3 │
│3.
Клиническая лабораторная│5 │4 │до 2 │до 1
│до 4 │
│диагностика │ │ │ │ │ │
│4.
Патанатомия │5 │4 │до 2 │до 1
│до 1 │
│5.
Рентгенодиагностика │5 │4 │до 2,5 │до 1
│до 1 │
│6.
Судебная медицина │5 │4 │до 2,5 │до 1
│до 4 │
│7.
Судебно-психиатрическая │- │- │до 3 │до 1
│до 3 │
│экспертиза │ │ │ │ │ │
│8.
Токсикология │4 │3 │до 2 │до 1
│до 3 │
│9.
Функциональная диагнос- │4 │3 │до 2 │до 1
│до 3 │
│тика
(клиническая физиоло- │ │ │ │ │ │
│гия) │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────┴──────┴──────┴────────┴──────┴──────┤
│ VI. Санитарно-гигиенический профиль -
7 чел. │
├───────────────────────────┬──────┬──────┬────────┬──────┬──────┤
│1.
Бактериология │4 │3 │до 2 │до 1
│до 3 │
│2.
Вирусология │- │- │до 3 │до 1
│до 2,5│
│3.
Микология │- │- │до 3 │до 1
│до 2,5│
│4.
Паразитология │- │- │до 3 │до 1
│до 3 │
│5.
Энтомология │- │- │до 3 │до 1
│до 2,5│
│6.
Эпидемиология │4 │3 │до 2 │до 1
│до 3 │
│7.
Гигиена коммунальная │4 │3 │до 2 │до 1
│до 1 │
│8.
Гигиена радиационная │3 │- │до 2 │до 1
│до 3 │
│9.
Гигиена труда │4 │3 │до 2 │до 1
│до 1 │
│10.
Гигиена питания │4 │3 │до 2 │до 1
│до 1 │
│11.
Гигиена детей и │4 │3 │до 2 │до 1
│до 1 │
│подростков │ │ │ │ │ │
│12.
Аналитическая химия │- │- │до 2 │до 1
│до 2 │
│13.
Дезинфекционное дело │- │- │до 2,5 │до 1
│до 2 │
│14.
Гигиена общая │4 │3 │до 2 │до 1
│до 1 │
├───────────────────────────┴──────┴──────┴────────┴──────┴──────┤
│ VII. Фармацевтический профиль - 8
чел. │
├───────────────────────────┬──────┬──────┬────────┬──────┬──────┤
│1.
Технология лекарственных│4 │3 │до 2 │до 1
│до 3 │
│средств │ │ │ │ │ │
│2.
Фармацевтическая химия │4 │3 │до 2 │до 1
│до 3 │
│3.
Фармацевтическое товаро-│- │- │до 3 │до 1
│до 1 │
│ведение │ │ │ │ │ │
├───────────────────────────┴──────┴──────┴────────┴──────┴──────┤
│ VIII. Языковый профиль - 5
чел. │
├───────────────────────────┬──────┬──────┬────────┬──────┬──────┤
│1.
Иностранный язык для │- │- │- │- │8 │
│врачей-специалистов,
на- │ │ │ │ │ │
│правляемых
на работу в ле- │ │ │ │ │ │
│чебные
учреждения за рубеж │ │ │ │ │ │
│2.
Иностранный язык для │- │- │- │- │12 │
│врачей-преподавателей, │ │ │ │ │ │
│направляемых
на работу в │ │ │ │ │ │
│высшие
и средние учебные │ │ │ │ │ │
│заведения
за рубеж │ │ │ │ │ │
└───────────────────────────┴──────┴──────┴────────┴──────┴──────┘
--------------------------------
<*> Перечень специальностей для
специализации составлен в соответствии с Приказами Министра здравоохранения
СССР от 04.05.1970 N 280 "О номенклатуре врачебных специальностей и
номенклатуре врачебных должностей в учреждениях здравоохранения" и от
26.02.1965 N 125 "Об аттестации провизоров-специалистов".
Примечание: 1. Минимальная
продолжительность обучения:
- на циклах тематического
усовершенствования - 1 мес.;
- на информационных курсах и курсах
стажировки - 10 дней (для прерывистых курсов учитывается суммарное количество
дней учебы).
2. Минимальное число курсантов в учебной
группе, в порядке исключения:
- на курсах ВОЗ - 6 чел.;
- на циклах для рентгенологов и
радиологов - 5 чел.;
- на лабораторных занятиях врачей
санитарно-эпидемиологических учреждений - 6 чел.
3. Для проведения семинарских занятий
разрешается объединять учебные группы, но не более двух.
Приложение N 3
к Приказу Министра
здравоохранения СССР
от 11 ноября 1971 г. N 810
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ МЕДИЦИНСКИХ И
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
Успешное проведение мероприятий по
специализации и повышению квалификации зависит от правильного планирования этих
мероприятий и четкого соблюдения порядка направления и зачисления врачей и
провизоров в институты, факультеты, курсы усовершенствования, разработки
учебных планов и программ и проверки знаний и навыков.
Раздел I
ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ
В целях соблюдения порядка и сроков
планирования необходимо руководствоваться следующим:
1. Целью планирования специализации и
повышения квалификации является установление задания на обучение определенного
числа лиц, работающих в учреждениях здравоохранения, по определенным
специальностям, дисциплинам и видам подготовки (специализация, общее и
тематическое усовершенствование, курсы с целью информации и стажировки) и
обеспечение их обучения.
2. Планирование предусматривает:
- изучение потребности в специализации и
повышении квалификации на основе учета специалистов, соответствия уровня их
квалификации занимаемой должности, перспективы новых направлений в работе;
- изучение возможностей различных учебных
баз (союзного, республиканского и местного подчинения);
- отбор конкретных лиц (контингентов) и
учебных баз для подготовки;
- составление учебно-производственных
планов институтами усовершенствования врачей и другими учреждениями,
проводящими специализацию и повышение квалификации врачей и провизоров;
- составление разнарядки мест на
специализацию и повышение квалификации для подчиненных органов и учреждений
здравоохранения;
- составление планов направления на
подготовку;
- разработка мероприятий, обеспечивающих
обязательное направление врачей, провизоров на плановую подготовку.
3. В процессе планирования
разрабатываются следующие основные документы:
- проспекты учебно-производственных
планов подготовки (разрабатывают институты усовершенствования врачей и другие
учреждения);
- заявки на подготовку (местные органы и
учреждения здравоохранения, министерства здравоохранения союзных республик,
отраслевые управления Министерства здравоохранения СССР);
- учебно-производственные планы
подготовки (институты усовершенствования врачей и другие учреждения, проводящие
последипломную подготовку);
- разнарядки мест на подготовку (Главное
управление учебных заведений Министерства здравоохранения СССР, соответствующие
управления и отделы министерств здравоохранения союзных республик);
- планы направления на подготовку
(учреждения и органы здравоохранения).
4. Планирование всех видов подготовки
осуществляется ежегодно по следующим этапам:
- институты усовершенствования врачей и
другие соответствующие учреждения здравоохранения направляют с целью информации
местным органам и учреждениям здравоохранения, министерствам здравоохранения
союзных республик проспекты учебно-производственных планов подготовки врачей,
провизоров (к 15 февраля каждого года);
- учреждения здравоохранения направляют
заявку на потребное число мест для подготовки в органы здравоохранения по
подчиненности;
- министерства здравоохранения автономных
республик, местные органы здравоохранения направляют сводную заявку в
соответствующие министерства здравоохранения союзных республик и в копии
институтам усовершенствования врачей и другим соответствующим учреждениям по
своему усмотрению для учета планирования тематического усовершенствования,
информационных курсов и курсов стажировки (см. форму N 1);
- министерства здравоохранения союзных
республик представляют в ГУУЗ Министерства здравоохранения СССР к 15 мая
каждого года сводную заявку на предоставление мест на специализацию и повышение
квалификации по республике в целом (форма N 1) на базе учреждений союзного
подчинения за подписью одного из руководителей министерства здравоохранения
союзной республики. Кроме этого, представляют копию плана направления на специализацию
и повышение квалификации врачей и провизоров по республике в целом не позднее
чем через 10 дней после утверждения народно-хозяйственного плана (см. форму N
2);
- Главное управление учебных заведении МЗ
СССР не позднее чем через 10 дней после утверждения народно-хозяйственного
плана утверждает учебно-производственные планы институтов усовершенствования
врачей и факультетов усовершенствования союзного подчинения и на их основе
рассматривает и удовлетворяет полученные заявки. В заключение составляется разнарядка
мест на подготовку в разрезе министерств здравоохранения союзных республик и
других министерств и ведомств, план рассылки путевок в разрезе институтов
усовершенствования врачей и других соответствующих учреждений союзного
подчинения;
- министерства здравоохранения союзных
республик, имеющих краевое и областное деление, направляют местным органам и
учреждениям здравоохранения республики разнарядку мест на специализацию и
повышение квалификации врачей, провизоров на различных учебных базах;
- министерства здравоохранения союзных
республик, имеющих краевое и областное деление, направляют соответствующим
институтам усовершенствования врачей копию разнарядки мест на подготовку в
разрезе областей, краев республики для рассылки путевок непосредственно в адрес
местных органов здравоохранения;
- в соответствии с планом рассылки
путевок на подготовку институты усовершенствования врачей и другие
соответствующие учреждения высылают не позднее чем за 2 месяца до начала цикла
путевки.
При планировании информационных курсов и
курсов стажировки рассмотрение заявок и на их основании направление заданий
соответствующим органам и учреждениям здравоохранения производится минздравами
союзных республик. При планировании, в необходимых случаях, республиканских и
межреспубликанских курсовых мероприятий направляется соответствующая заявка в
ГУУЗ МЗ СССР для обеспечения подготовки на соответствующей базе союзного или
республиканского подчинения.
5. Институты усовершенствования врачей и
другие учреждения, проводящие специализацию и повышение квалификации,
направляют ежегодно до 15 октября в органы здравоохранения календарные планы
проведения циклов, один раз в квартал - сведения о недоездах врачей и
провизоров на конкретные циклы (курсы).
6. При разработке заявок на подготовку, планов
направления на подготовку и учебно-производственных планов подготовки
необходимо придерживаться принятых понятий и терминов, а также установленных
форм разработки названных документов.
7. Наименование мероприятий (циклов,
курсов), включаемых в заявки и планы, должно содержать данные о предмете
преподавания и контингенте врачей, провизоров, для которых планируется каждое
отдельное мероприятие (занимаемая должность, стаж работы по специальности,
специальность).
Примеры наименования циклов:
а) циклы специализации - "Терапия
(подготовка из выпускников лечебных факультетов со стажем работы в
терапевтическом отделении не менее 1 года)" или "Кардиоревматология
(подготовка из терапевтов со стажем работы в кардиологических отделениях не
менее 1 года)", "Гигиена труда (подготовка из выпускников
санитарно-гигиенических факультетов со стажем работы в отделениях гигиены труда
не менее 1 года)", "Экономика и организация фармацевтического дела
(подготовка из выпускников фармацевтических факультетов со стажем работы организатором
аптечного дела не менее 1 года)";
б) циклы общего усовершенствования -
"Терапия (для врачей терапевтических отделений районных больниц и
поликлиник со стажем работы по терапии не менее 3 - 5 лет)" или
"Кардиоревматология (для врачей кардиологических отделений городских
больниц и поликлиник со стажем работы по кардиологии 3 - 5 лет)",
"Гигиена труда (для санитарных врачей городских и районных
санитарно-эпидемиологических станций со стажем работы по гигиене труда 3 - 5
лет)", "Экономика и организация фармацевтического дела и избранные
главы фармации для управляющих аптеками IV - VI категорий со стажем работы 3 -
5 лет)";
в) циклы тематического усовершенствования
- "Заболевания сердечно-сосудистой системы и почек (для врачей
терапевтических отделений республиканских, краевых, областных больниц и
поликлиник со стажем работы по терапии не менее 5 лет)" или
"Актуальные вопросы терапии (для заведующих терапевтическими
отделениями)", "Избранные вопросы <*> дерматовенерологии, социальной
гигиены и организации здравоохранения (для главных врачей
кожно-венерологических диспансеров)", "Промышленная гигиена (для
санитарных врачей республиканских, краевых, областных
санитарно-эпидемиологических станций со стажем работы по гигиене труда не менее
5 лет)", "Социальная гигиена и организация здравоохранения (для
врачей-инспекторов краевых, областных и городских отделов здравоохранения со
стажем работы 1 - 2 года)", "Избранные вопросы экономики и
организации фармацевтического дела для управляющих аптеками I - II категорий со
стажем работы более 5 лет)".
--------------------------------
<*> В учебно-производственных
планах указываются 2 - 3 основных вопроса, раскрывающие принципиальное
содержание курса.
8. Примеры наименования курсов информации
и курсов стажировки:
а) "Биохимия и физиология
эндокринных органов и обмена веществ в организме (для эндокринологов)",
"Новые методы и средства лечения в педиатрии (для педиатров)",
"Физико-химические и физиологические основы воздействия различных факторов
внешней среды на организм человека (для санитарных врачей)", "Вопросы
строительства аптечных учреждений и трудового законодательства (для управляющих
аптеками)";
б) "Актуальные проблемы и задачи
клинической лабораторной диагностики (для врачей и лаборантов с высшим
образованием)", "Актуальные проблемы, задачи и
организационно-методические вопросы участковой службы (для участковых
врачей)", "Вопросы ранней диагностики злокачественных новообразований
(для врачей поликлиник и онкодиспансеров)", "Ошибки в диагностике и
лечении некоторых заболеваний (для врачей-специалистов больниц и
поликлиник)", "Актуальные проблемы и задачи защиты внешней среды от
загрязнений (для санитарных врачей)", "Учет и отчетность в аптечных
учреждениях (для управляющих аптеками)";
в) "Инструментальные методы
исследования в хирургии (для врачей хирургических отделений больниц и
поликлиник)", "Физико-химические методы исследования в коммунальной
гигиене (для санитарных врачей по коммунальной гигиене)",
"Анестезиологическая практика в легочной хирургии (для анестезиологов
профильных отделений больниц)", "Лабораторная практика в
эпидемиологии (для врачей-бактериологов эпидемиологических отделений
санитарно-эпидемиологических станций)", "Новые методы химического
анализа по X изданию Госфармакопеи (для химиков-аналитиков)".
Раздел II
ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАЧИСЛЕНИЯ ВРАЧЕЙ И
ПРОВИЗОРОВ
В ИНСТИТУТЫ, ФАКУЛЬТЕТЫ, КУРСЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Для обеспечения строгой периодичности и
последовательности в деле отбора, направления и зачисления врачей и провизоров
на подготовку необходимо руководствоваться следующим.
1. Направление врачей и провизоров на
циклы (курсы) специализации и повышения квалификации производится органами и
учреждениями здравоохранения в соответствии с планами направления врачей и
провизоров на специализацию и повышение квалификации.
2. Путевки установленного образца (см.
форму N 4) высылаются институтами усовершенствования врачей и другими
учреждениями здравоохранения, проводящими подготовку, в соответствии с
разнарядкой мест и планом рассылки путевок на специализацию и повышение
квалификации не позднее чем за 2 месяца до начала цикла (курса).
При направлении врачей, провизоров на
циклы (курсы) органы и учреждения здравоохранения должны учитывать целевую
установку цикла (курса), указанную в полученной путевке.
3. По получении путевки руководитель
органа, учреждения, в котором работает командируемый на цикл (курс), издает
приказ о командировании врача или провизора на специализацию, повышение
квалификации.
Приказ своевременно доводится до сведения
командируемого.
4. В случае невозможности использования
путевки руководитель учреждения должен не позднее чем в 3-дневный срок после
получения путевки вернуть ее в местный орган здравоохранения для реализации.
5. Органы и учреждения здравоохранения,
командирующие врачей, провизоров на циклы (курсы), выдают им на руки следующее:
- путевку, полученную от института или
другого соответствующего учреждения, с включением данных о командируемом;
- командировочное удостоверение;
- справку о размере получаемой заработной
платы по основной должности за подписью руководителя учреждения и главного
(старшего) бухгалтера;
- деньги на проезд к месту учебы и
обратно, суточные за время пребывания в пути в размере, установленном для
служебных командировок.
6. Курсант, прибывший на цикл (курс)
специализации или повышение квалификации, предъявляет:
- документы, указанные в п. 5, а также
- диплом или заверенную нотариально копию
диплома об окончании высшего учебного заведения;
- удостоверение или заверенную
нотариально копию удостоверения о прохождении специализации или повышения
квалификации.
7. По прибытии на цикл (курс) курсант
заполняет личную карточку установленного образца, данные которой сверяются с
предъявленными документами и служат в последующем вместе с данными путевок для
учета обучаемых и составления отчета о специализации и повышении квалификации.
8. Зачисление врачей, провизоров на циклы
(курсы) оформляется приказом по институту усовершенствования врачей или другому
соответствующему учреждению.
9. На циклы специализации, общего и
тематического усовершенствования, курсы с целью информации или стажировки
зачисляются <*> врачи, провизоры и лица, приравненные к ним по оплате
труда, имеющие законченное высшее образование, а также стаж работы в
соответствующей должности и предшествующую подготовку в соответствии с целевой
установкой цикла (курса).
--------------------------------
<*> Лица, не зачисленные на цикл
(курс), обязаны вернуться к месту своей основной работы, и им выдается справка
с указанием причин отказа в зачислении.
Примечание:
профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники, аспиранты,
клинические ординаторы проходят подготовку в институтах (факультетах)
усовершенствования в порядке, установленном соответствующими нормативными
актами.
10. Иногородние курсанты обеспечиваются
стипендией на период обучения в порядке, установленном действующим
законодательством.
11. Курсантам, зачисленным на цикл
(курс), выдается курсантский билет установленного образца.
Раздел III
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ
И ПРОГРАММ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
1. Учебный план и программа - это
методический документ, определяющий для преподавателя цели и задачи обучения,
содержание, последовательность, основные формы и методические принципы
организации и проведения учебного процесса; для курсанта - объем теоретической
информации и практические навыки, которыми он должен овладеть, и рекомендуемую
литературу, которую он должен изучить, а также перечень навыков, которыми он
должен владеть по окончании цикла.
2. Учебный план и программа включают в
себя:
а) титульный лист с указанием, кем и
когда утверждены учебный план и программа;
б) объяснительную записку к учебному
плану и программе;
в) учебный план (последовательный
перечень дисциплин, разделов дисциплин и количество часов, отведенных на них);
г) программу (коротко изложенное
содержание перечисленных дисциплин и разделов дисциплин учебного плана и задачи
по их усвоению);
е) список рекомендуемой литературы;
д) перечень навыков, которыми должен
владеть курсант по окончании цикла (курса).
В учебном плане из общего количества
учебных часов определяются часы, необходимые для изложения лекционного курса,
проведения семинарских и др. занятий. При определении тематики, содержания того
или иного раздела программы необходимо исходить из общей цели обучения на
данном цикле (курсе) и современного уровня профессиональных требований к
врачам, провизорам.
При определении количества учебных часов,
необходимых для изучения той или иной темы, нужно исходить из значения данной
темы для общей цели обучения, с учетом трудностей ее восприятия и технических
возможностей организации учебного процесса по данной теме.
3. Учебные планы должны разрабатываться с
учетом действующей системы непрерывной последовательной подготовки врачей,
провизоров (от медицинского института к специализации, общему усовершенствованию
и тематическому усовершенствованию или стажировке, информационному курсу). При
составлении учебного плана для очередного этапа подготовки необходимо исходить
из учебного плана предыдущего этапа.
В учебных планах для специализации и
общего усовершенствования перечень изучаемых дисциплин (разделов дисциплин)
может быть одинаков. При тематическом же усовершенствовании преподавание
посвящено какому-то одному разделу (теме) учебного плана специализации или
общего усовершенствования.
Существенной особенностью системы
специализации и повышения квалификации врачей, провизоров и др. является именно
то, что с каждым последующим этапом содержание обучения углубляется и,
следовательно, изменяется количественное соотношение различного рода информации
(повторной и новой).
Общая тенденция выразится в том, что с
каждым последующим этапом повышения квалификации повторная информация будет
уменьшаться, а новая, естественно, увеличиваться.
При составлении учебной программы
необходимо в виде конкретных задач отразить повторную (базисную) и новую
информацию.
Базисной (повторной) информацией
считается та, которая уже излагалась в программе предыдущего этапа подготовки,
новой - которая дается впервые (например, новые методы диагностики и лечения,
современные взгляды на патогенез и т.п., изложенные в новом аспекте уже
известных проблем, и т.д.).
Объем (в часах) новой и повторной
информации устанавливается для каждого цикла (курса) отдельно.
Учебный план цикла (курса) составляется
по следующему образцу:
Учебный план цикла
(курса) ________________ по ___________________
(вид
подготовки) (наименование цикла)
для
_____________________. Продолжительность: ___________ месяцев;
_______ учебных
часов, в том числе новая информация ________ час.,
повторная
информация _______ час.
Тематика
(дисциплины,
разделы дисциплин)
|
Число учебных
часов
(по формам учебных занятий) <*>
|
Лекции
|
Практич.
занятия
|
Лаборат.
занятия
|
Семинары
|
Итого
|
|
|
|
|
|
|
--------------------------------
<*> Проведение зачетов и экзаменов
входит в учебную нагрузку кафедры, проводящей данные зачеты и экзамены.
В названии цикла (курса) должно быть
указано, по какой специальности, дисциплине или по какому их разделу (для
тематических циклов) проводится обучение и для какой категории (по занимаемой
должности или по специальности) врачей, провизоров и др. предназначен цикл.
4. Кроме тематики по основной
(собственной) специальности в учебные планы включается также:
специальная подготовка - начиная с
2-месячных циклов - 36 час. (из которых 6 часов - частные вопросы военной
дисциплины по основной кафедре); начиная с 4-месячных циклов - 54 часа (из
которых 12 час. - частные вопросы военной дисциплины по основной кафедре);
подготовка по МСГО - начиная с 2-месячных
циклов - 12 часов;
подготовка по проблеме
"марксистско-ленинская философия и медицина" - начиная с 3-месячных
циклов - 12 часов, более 3 месяцев - 24 часа.
5. К учебному плану составляется
объяснительная записка, в которой определяются цель и задачи обучения. В ней
расшифровываются также конкретные задачи теоретического и практического
разделов цикла (курса) и основных видов учебных занятий, применяемых на данном
цикле (курсе), формы контроля приобретенных курсантами знаний (в конце каждого
раздела, темы учебного плана и по окончании курса), излагаются принципиальные
моменты методики преподавания на данном цикле (курсе).
Примечание: на циклах усовершенствования
при необходимости зав. кафедрой по согласованию с деканатом имеет право
предоставлять возможность курсантам заниматься по индивидуальному плану,
который должен быть рассчитан не более чем на 10% от общего лимита времени для
данного цикла.
6. Программа ставит конкретные задачи по
теоретической и практической подготовке на соответствующем цикле (курсе).
В каждом разделе программы выделяется
соответственно учебному плану содержание практической части подготовки.
Каждая тематика должна представлять собою
законченный отрезок программы, в котором перечисляются основные вопросы,
главным образом, новые по отношению к программе предыдущего этапа повышения
квалификации.
В том случае, если ряд проблем излагается
по одинаковой схеме, то для исключения повторений необходимо дать схему в
начале, перечислив далее проблемы, которые будут излагаться по указанной схеме.
Программа заканчивается перечислением
практических навыков, которыми должен владеть курсант по окончании цикла
(курса).
7. Рекомендуемая литература должна быть
представлена двумя списками. В первом дается перечень обязательной литературы,
которую курсант должен проработать за время своего обучения на цикле (курсе),
во втором - перечисляется литература, которую курсант может прочитать во время
обучения или по прибытии на место работы после окончания цикла (курса).
Оба списка составляются в алфавитном
порядке с указанием места и года издания.
8. В представляемых на утверждение
учебных планах и программах должны быть указаны (на внутренней стороне
титульного листа) авторы и рецензенты этих документов.
Раздел IV
ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ У КУРСАНТОВ
1. В соответствии с Положением о
специализации и совершенствовании профессиональных знаний и навыков медицинских
и фармацевтических работников с высшим образованием в конце циклов
специализации и усовершенствования проводятся экзамены, а в ходе названных циклов
и в конце курсов информации и стажировки - зачеты.
2. Заключительные экзамены и зачеты имеют
целью:
а) на циклах специализации - проверить
наличие необходимых знаний, умений и навыков для квалифицированной работы врача
или провизора в должности специалиста;
б) на циклах усовершенствования -
проверить наличие знания современных фактов, терминов, концепций, принципов,
законов, методов профилактики, диагностики и лечения, а также навыков работы с
использованием различного лабораторного оборудования, медицинской аппаратуры и
инструментов;
в) на курсах информации и стажировки -
проверить наличие современных научных профессиональных знаний и навыков.
3. Экзамены и зачеты проводятся в строгом
соответствии с утвержденными Министерством здравоохранения СССР учебными
планами и программами.
4. Курсанты допускаются к экзамену или
зачету при условии выполнения и сдачи установленных учебных заданий,
контрольных работ, протоколов практических и лабораторных занятий, рефератов
литературных источников, докладов, отчетов и других работ по учебным планам и
программам данного цикла (курса).
5. Место проведения экзаменов
определяется экзаменационной комиссией совместно с заинтересованными кафедрами
по согласованию с деканатом соответствующего факультета.
6. Экзамены включают оценку теоретической
и практической подготовки, профессионального подхода к работе.
7. Оценка знаний, умений и навыков
курсантов производится экзаменационной комиссией с учетом:
а) ответа курсанта на вопросы
экзаменационной комиссии;
б) заключения преподавателя учебной
группы о практической подготовке каждого курсанта;
в) результатов сдачи зачетов, заданий и
т.д.
8. Зачеты по отдельным дисциплинам,
лекционным курсам, практическим и лабораторным работам проводятся
непосредственно вслед за завершением соответствующего раздела программы.
Зачеты принимают лица, непосредственно
проводившие занятия по соответствующему разделу учебного плана и программы.
9. Экзамены и зачеты проводятся в форме
программированного контроля знаний, умений и навыков, а также в устной форме.
10. Курсантам, полностью выполнившим
учебный план и программу и сдавшим все зачеты, заключительный экзамен, выдается
документ установленного образца об окончании цикла (курса).
Организация
проведения экзаменов в институтах (факультетах)
усовершенствования врачей (провизоров)
1. Для проведения заключительных
экзаменов в институтах (факультетах) усовершенствования врачей (провизоров)
организуются экзаменационные комиссии.
Как правило, экзаменационные комиссии
организуются по специальностям. При наличии большого числа окончивших циклы
специализации, усовершенствования может быть организовано две экзаменационные
комиссии по одной специальности.
2. В круг деятельности комиссий входит
проверка научно-теоретической, лабораторной, клинической, практической
подготовки выпускников циклов специализации и усовершенствования, заключение о
степени подготовленности выпускников циклов специализации к квалифицированной
работе по определенной специальности, правильности овладения знаниями, умениями
и навыками выпускниками циклов усовершенствования, рекомендация о выдаче
удостоверения об окончании циклов, разработка предложений, направленных на
дальнейшее улучшение качества специализации и усовершенствования.
3. Экзаменационная комиссия создается в
составе председателя и членов комиссии.
Председатель экзаменационной комиссии
назначается из числа заведующих профильными кафедрами.
В состав экзаменационной комиссии на
правах ее членов входят представитель деканата соответствующего факультета,
заведующие кафедрами, профессора, доценты и другие наиболее опытные
преподаватели основной и смежных кафедр.
4. Председатель и члены комиссии
утверждаются ректором института.
5. Расписание работы экзаменационных
комиссий утверждается ректором института и доводится до общего сведения не
позднее чем за десять дней до начала сдачи экзаменов.
6. Решение об оценке и рекомендация о
выдаче удостоверения принимается экзаменационной комиссией на закрытом
заседании.
7. Все заседания экзаменационной комиссии
протоколируются по установленной форме (см. форму N 7).
Протоколы хранятся в делах института
(факультета) усовершенствования врачей (провизоров).
8. По окончании работы экзаменационной комиссии
в ректорат представляется отчет.
В отчете должны быть проанализированы
уровень подготовки, целенаправленность и качество проведения отдельных циклов,
даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию работы соответствующих
кафедр. В частности, по уточнению круга отдельных вопросов, по которым должна
вестись подготовка и проверка на экзаменах.
Раздел V
ПОРЯДОК ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ЗАПОЛНЕНИЯ И ВЫДАЧИ
ДОКУМЕНТОВ ЛИЦАМ, ОКОНЧИВШИМ ЦИКЛЫ (КУРСЫ)
I. Окончившим циклы специализации
выдается удостоверение следующего образца:
Удостоверение представляет собой книжку
размером 16 x 11 см, коричневого цвета, на лицевой стороне которой посередине
типографским способом напечатано слово "УДОСТОВЕРЕНИЕ".
Текст печатается на правой и левой
внутренних сторонах листов на русском языке.
Типографским способом печатается
следующий текст:
на левой стороне листа:
Сверху черной краской -
"УДОСТОВЕРЕНИЕ", ниже обычным шрифтом:
"Настоящее
удостоверение выдано __________________________________
(фамилия,
имя, отчество)
в том, что он
(она) с "________" 197_ г. по "__________" 197_ года
окончил(а) цикл
специализации по _________________________________
(наименование специальности)
__________________________________________________________________
(наименование учебной базы)
на правой стороне:
Тов.
___________________________________ проработал(а) все темы по
(фамилия, инициалы)
указанному циклу
в соответствии с учебным планом и программой,
утвержденной
ГУУЗом МЗ СССР "__" __________
197_ года, овладел(а)
знаниями и
навыками в соответствии с указанным учебным
планом и
программой,
сдал(а) установленные экзамены с оценкой ____________.
Решением экзаменационной комиссии от
_________________ 19__ г.
тов.
_____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
присвоена
квалификация ___________________________________________
(наименование
специальности)
Председатель экзаменационной
комиссии
(подпись)
Ректор
(подпись)
М.П.
Город ______________ "__" ___________
197_ г.
Регистрационный N ___________
II. Окончившим циклы общего и
тематического усовершенствования выдается удостоверение следующего образца:
Удостоверение представляет собой книжку
размером 10 x 6 см, на лицевой стороне которой посередине типографским способом
напечатано слово "УДОСТОВЕРЕНИЕ".
Текст печатается на правой и левой
внутренних сторонах листов на русском языке, а в институтах и факультетах
республиканского подчинения - на двух языках: русском и языке соответствующей
союзной республики.
Типографским способом печатается
следующий текст:
на лицевой стороне листа:
Сверху черной краской -
"УДОСТОВЕРЕНИЕ", ниже обычным шрифтом:
"Настоящее удостоверение выдано
______________________________
(фамилия, имя,
отчество)
в том, что он
(она) с "__________" 197_ г. по "__________" 197_ г.
повышал(а) свою
квалификацию на базе _____________________________
(наименование учебной базы)
по циклу
_________________________________________________________
(наименование
цикла)
на правой стороне:
Тов.
_______________________________________ овладел(а) знаниями и
(фамилия, инициалы)
навыками в
соответствии с утвержденным учебным планом и программой
и сдал(а)
установленные экзамены с оценкой ______________________.
Председатель экзаменационной (подпись)
комиссии
Ректор (подпись)
М.П.
Город _______________ "__" ___________
19__ г.
Регистрационный N ___________
III. Окончившим информационные курсы и
курсы стажировки выдается справка следующего образца:
СПРАВКА
Дана врачу
(провизору) ___________________________________________
(фамилия, имя,
отчество)
в том, что он(а)
с _________________ по ________________ 19__ года
находился(лась)
на курсах ________________________________________
(название и
характер курса)
при
______________________________________________________________
(название учреждения)
Тов.
____________________________ овладел(а) знаниями и навыками в
соответствии с
учебной программой, сдал(а)
письменный отчет о
результатах
прохождения курса и получил(а) зачет.
IV. Порядок заполнения, выдачи и хранения
удостоверений является следующим:
1. Заполнение бланков удостоверений
производится учебным заведением в строгом соответствии с утвержденным текстом,
от руки, черной тушью (разборчиво).
С правой стороны на отведенном месте
ставится гербовая печать учебного заведения.
2. Удостоверение выдается лично владельцу
по предъявлению паспорта или доверенности, оформленной в установленном порядке,
или высылается по почте ценным пакетом с обратной распиской.
3. Для регистрации выдаваемых
удостоверений в каждом соответствующем заведении, где проводится специализация
и повышение квалификации, заводится специальная книга, в которой заносятся
следующие данные:
а) порядковый регистрационный номер;
б) дата выдачи удостоверений;
в) фамилия, имя, отчество лица,
получившего удостоверение;
г) подпись руководителя учебного
заведения, выдавшего удостоверение;
д) расписка лица, получившего
удостоверение.
Примечание: книга для регистрации
выданных удостоверений пронумеровывается и хранится у ректора института
усовершенствования врачей или декана факультета повышения квалификации.
4. Испорченные бланки удостоверений
подлежат уничтожению, для чего создается комиссия под председательством ректора
института, декана факультета. В комиссию входят также представители учебной
части и бухгалтерии. Комиссия составляет акт в 2-х экземплярах. В акте
указывается количество уничтожаемых бланков удостоверений, количество бланков
указывается прописью.
5. Бланки удостоверений хранятся как
бланки строгой отчетности.
Приложение N 4
к Приказу Министра
здравоохранения СССР
от 11 ноября 1971 г. N 810
ОБРАЗЦЫ ФОРМ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАЯВОК, ПЛАНОВ
НАПРАВЛЕНИЯ,
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПЛАНОВ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ И
ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ И ЗАПОЛНЕНИЯ ПУТЕВОК НА
СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ
И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, ЛИЧНЫХ КАРТОЧЕК
КУРСАНТОВ
И КУРСАНТСКИХ БИЛЕТОВ, ПРОТОКОЛОВ
ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ
Форма N 1
ЗАЯВКА НА ПОДГОТОВКУ
(предоставление мест для специализации и
повышения
квалификации врачей, провизоров на учебных базах
союзного подчинения)
Вид подготовки
(специа-
лизация, общее и темати-
ческое усовершенствова-
ние, курсы информации и
курсы стажировки) и наз-
вание циклов и курсов
|
Число требуемых
мест на учебных базах
союзного подчинения
|
институты
усовершен-
ствования
врачей
|
медвузы (вклю-
чая факультеты
усовершенство-
вания)
|
научно-иссле-
довательские
институты
|
|
|
|
|
Примечание: 1. Образцы формулировок
названия циклов и курсов приведены в Приложении N 3.
2. Заявка на предоставление мест для
подготовки врачей, провизоров на базах республиканского и местного подчинения
может составляться по аналогичной форме.
3. Направляется всеми органами и
учреждениями здравоохранения по подчиненности. Срок представления заявки в
Министерство здравоохранения СССР от министерств здравоохранения союзных
республик 15 мая каждого года.
Форма N 2
ПЛАН
направления врачей, провизоров на специализацию
и повышение квалификации на различных учебных
базах
по ______________________________ республике
(краю,
области и т.д.) на _____ год
Наиме-
нование
меро-
приятий
(цик-
лов,
курсов)
|
Число врачей,
провизоров, направляемых на подготовку
|
учебные базы
союзного
подчинения
|
учебные базы
республиканского
подчинения
|
учебные
базы
област-
ного
подчи-
нения
|
инсти-
туты
усовер-
шенст-
вования
врачей
|
медвузы
(включая
факуль-
теты
усовер-
шенство-
вания)
|
научно-
иссле-
дова-
тель-
ские
инсти-
туты
|
медвузы
(включая
факуль-
теты
усовер-
шенст-
вования)
|
научно-
иссле-
дова-
тель-
ские
инсти-
туты
|
учреж-
дения
здра-
воох-
ран.
|
учреж-
дения
здраво-
охране-
ния
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: копия данного сводного плана
по республике представляется ежегодно министерствами здравоохранения союзных
республик в Главное управление учебных заведений МЗ СССР не позднее чем через
10 дней после утверждения народно-хозяйственного плана.
Форма N 3
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
специализации и повышения квалификации
врачей, провизоров
_________________________________________________________
(наименование учебной базы)
на ____________ год
┌──────────────────────────────┬────────────┬──────────┬─────────┐
│Наимено-
\ Виды подготовки │Сроки прове-│Количество│Продолжи-│
│вание
цик-\ (специализация, │дения циклов│курсантов │тельность│
│лов
(кур- \общее усовершенст.│(курсов) │ │обучения │
│сов) \
и т.д.) │ │ │ │
├──────────────────────────────┼────────────┼──────────┼─────────┤
│ │ │ │ │
└──────────────────────────────┴────────────┴──────────┴─────────┘
Примечание: 1. При необходимости, органы
и учреждения здравоохранения могут внести в данную форму изменения и
дополнения, учитывающие специфику конкретных учебных баз и вида подготовки.
2. Представляется учебно-производственный
план учебными базами органам здравоохранения по подчиненности; учебными базами
союзного подчинения в Главное управление учебных заведений Министерства
здравоохранения СССР к 15 мая каждого года.
Форма N 4
Лицевая сторона
Министерство здравоохранения
СССР
__________________________________________________________________
(наименование учебной базы)
Почтовый адрес
___________________________________________________
Проезд
___________________________________________________________
Телефон
__________________________________________________________
Город _____________
Оборотная сторона
ПУТЕВКА N __________
Дана
_____________________________________________________________
(наименование органа
здравоохранения)
для направления
на цикл __________________________________________
(наименование
цикла, курса)
__________________________________________________________________
Целевая
установка цикла (курса) __________________________________
__________________________________________________________________
Срок проведения
с __________________ по __________________ 197_ г.
Срок явки к
месту учебы __________________________________________
По
настоящей путевке командируются лица,
строго
соответствующие
целевой установке данного цикла (курса).
М.П. Нач. учебной части
__________________________________
"__" __________________ 197_
г.
На цикл командируется
________________________________________
(фамилия,
имя, отчество)
__________________________________________________________________
(занимаемая должность и стаж работы по
специальн.)
М.П. Подпись руководителя учреждения
(органа),
командирующего врача или провизора
_______________
Лицевая сторона
ПАМЯТКА
1. Место в общежитии предоставляется
только на время обучения, включая один день до начала цикла.
Примечание: члены семей курсантов в
общежитие не принимаются.
2. Отметка в командировочном
удостоверении о прибытии в институт делается в соответствии с фактическим
сроком явки к месту учебы. Отметка о выбытии из института датируется сроком не
позднее следующего дня после окончания цикла.
Примечание: опоздавшие на цикл
зачисляются с разрешения ректора института.
3. Стипендией в институте обеспечиваются
иногородние врачи и провизоры. Стипендия врачам выплачивается в размере 40
рублей (провизорам 30 рублей) в месяц при зарплате до 100 рублей. Получающим
зарплату свыше 100 руб. до 140 руб. (провизорам - свыше 100 до 130 руб.)
стипендия выплачивается в таком размере, чтобы стипендия и зарплата не
превышали 140 руб. (соответственно 130 руб.) в месяц.
4. За всеми командированными на
специализацию и повышение квалификации полностью сохраняется получаемая ими к
моменту командирования заработная плата по основной должности.
Кроме того, командирующее учреждение
выплачивает стоимость проезда в оба конца и суточные за время пребывания в пути
в размере, установленном для служебных командировок.
Необходимо при себе иметь:
1. Данную путевку.
2. Командировочное удостоверение и паспорт.
3. Диплом об окончании вуза,
удостоверение о специализации, повышении квалификации или их копии, заверенные
нотариально.
4. Военный билет.
5. Для лиц, имеющих право на стипендию, -
справку о получаемой заработной плате.
6. Два медицинских халата и две шапочки.
Форма N 5
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА КУРСАНТА
1. Название
цикла ________________________________________________
2. Фамилия, имя,
отчество ________________________________________
3. Год рождения
__________________________________________________
4. Наименование
вуза (факультета) и год его окончания
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Диплом
(копия) N ________________ дата выдачи _________________
6. Занимаемая
должность __________________________________________
7. Место работы
__________________________________________________
(область,
город)
__________________________________________________________________
(учреждение)
8. Стаж работы
по специальности __________________________________
9. Стаж работы в
последней должности _____________________________
10. Где, когда
и по какому
циклу (курсу) проходил(а)
специализацию и
повышение квалификации ___________________________
__________________________________________________________________
11. Получаемая
заработная плата по основной должности
12. Адрес
постоянного места жительства ___________________________
13. Адрес места
жительства в период обучения на цикле ____________
__________________________________________________________________
14. Дата
прибытия в институт _____________________________________
Форма N 6
Лицевая сторона
Министерство здравоохранения
СССР
_______________________________
институт усовершенствования врачей
БИЛЕТ КУРСАНТА
г. _____________
Оборотная сторона
Фамилия, имя,
отчество ___________________________________________
Зачислен(а)
курсантом цикла ______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
с
_________________ по ___________________ 197_ года
Предоставлено
общежитие __________________________________________
(адрес
общежития)
__________________________________________________________________
(проезд к месту общежития)
М.П.
Зав. учебной частью института
________________________
Лицевая сторона
ПАМЯТКА
1. Билет курсанта сохраняется до конца
цикла и сдается в учебную часть института.
Билет является пропуском в общежитие, в
библиотеку и на кафедры института.
2. Место в общежитии предоставляется
только на время обучения в соответствии со сроком, указанным в путевке.
3. Проживающие в общежитии обязаны
выполнять правила внутреннего распорядка.
4. Личные вещи, не требующие
повседневного пользования, сдаются в камеру хранения общежития, работающую
_____________
5. Стипендия курсантам выдается по
предъявлению паспорта. Время и место выдачи стипендии _______________________
6. Командировочное удостоверение о
выбытии из института отмечается учебной частью не позднее следующего дня после
окончания цикла.
7. Без отметки в курсантском билете
коменданта общежития, бухгалтерии, кафедры и библиотеки командировочное
удостоверение не отмечается.
ПЕРЕДАЧА БИЛЕТА ДРУГИМ ЛИЦАМ НЕ
ДОПУСКАЕТСЯ.
Отметка кафедры
______________________________________________
Отметка библиотеки
___________________________________________
Отметка коменданта общежития
_________________________________
Отметка бухгалтерии
__________________________________________
Проезд
_______________________________________________________
Телефон ректората _____________ телефон
общежития ____________
Адрес библиотеки института
___________________________________
Часы работы __________________ Выходные дни
__________________
Филиалы библиотеки
___________________________________________
(адрес и часы
работы)
Форма N 7
ПРОТОКОЛ N ___________
заседания
экзаменационной комиссии _______________________________
_____________________________________
института усовершенствования
врачей
(факультета) от "__" ______________ 197_ г.
О сдаче заключительного экзамена на цикле
____________________
_____________________________________________________,
проведенном
в соответствии
с учебным планом
и программой, утвержденными
Главным управлением учебных
заведений Министерства
здравоохранения
СССР "__" _____________ 19__ г.
N
п/п
|
Фамилия, имя,
отчество
|
Стаж работы по
специальности
|
Место работы,
должность
|
Оценка
|
|
|
|
|
|
Заключение и предложения по экзамену:
Председатель экзаменационной комиссии
(подпись)
Члены экзаменационной комиссии
(подпись)
Виза лица, составляющего протокол