| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС

 

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 марта 1973 г. N 139

 

О НЕКОТОРЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ

 

(с изм. и доп., внесенными

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР

от 10.06.1974 N 485 - СП СССР, 1974, N 13, ст. 70)

 

В целях дальнейшего совершенствования управления промышленностью, усиления концентрации производства и ускорения технического прогресса Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

1. Обязать министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик обеспечить дальнейшее совершенствование организации управления промышленностью путем укрупнения предприятий, создания производственных объединений (комбинатов), всесоюзных и республиканских промышленных объединений, приближения органов хозяйственного руководства к производству, более четкого разграничения прав и обязанностей между различными звеньями отраслевого управления, повышения оперативности и гибкости в работе управленческого аппарата.

При совершенствовании организации управления промышленностью исходить из необходимости повышения уровня концентрации производства основных видов продукции отрасли, развития научно - технической базы, специализации и кооперирования объединяемых предприятий на основе органического соединения в единых хозяйственных комплексах производства, научно - исследовательских и проектно - конструкторских организаций в целях обеспечения значительного роста производительности труда, повышения качества продукции, снижения ее себестоимости и улучшения других технико - экономических показателей.

2. Обязать министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик устранить многоступенчатость в управлении отраслями (подотраслями) промышленности, с тем чтобы сосредоточить непосредственно на предприятиях, в комбинатах и объединениях решение большинства вопросов производственно - хозяйственной деятельности.

В связи с этим министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить в 1973 - 1975 годах переход в промышленности на следующие системы управления:

а) двухзвенную:

общесоюзное или союзно - республиканское министерство (ведомство) СССР - производственное объединение (комбинат), предприятие;

республиканское министерство (ведомство) союзной республики - производственное объединение (комбинат), предприятие;

б) трехзвенную:

общесоюзное или союзно - республиканское министерство (ведомство) СССР - всесоюзное промышленное объединение - производственное объединение (комбинат), предприятие;

союзно - республиканское министерство (ведомство) СССР - союзно - республиканское министерство (ведомство) союзной республики - производственное объединение (комбинат) предприятие;

республиканское министерство (ведомство) союзной республики - республиканское промышленное объединение - производственное объединение (комбинат), предприятие;

республиканское министерство (ведомство) союзной республики - министерство автономной республики, управление исполкома областного (краевого) Совета депутатов трудящихся - производственное объединение (комбинат), предприятие.

В зависимости от особенностей отрасли (подотрасли) управление промышленностью может осуществляться министерством (ведомством) одновременно по двух- и трехзвенной системам.

В виде исключения, с разрушения Совета Министров СССР, для некоторых отраслей промышленности может быть предусмотрена четырехзвенная система управления: союзно - республиканское министерство (ведомство) СССР - союзно - республиканское министерство (ведомство) союзной республики - республиканское промышленное объединение (министерство автономной республики, управление исполкома областного (краевого) Совета депутатов трудящихся) - производственное объединение (комбинат), предприятие.

Установить, что при переходе в промышленности к управлению по системам, предусмотренным в настоящем пункте, соответствующие главные производственные (отраслевые) управления (управления) министерств (ведомств) упраздняются.

В отдельных случаях, когда это вызывается особенностями производства и управления, могут быть сохранены главные производственные (отраслевые) управления (управления), переведенные в установленном порядке на хозяйственный расчет, в качестве среднего звена управления.

3. Министерствам и ведомствам СССР в 6-месячный срок разработать и представить в Совет Министров СССР на утверждение генеральные схемы управления соответствующими отраслями промышленности с технико - экономическим обоснованием намечаемого улучшения организации управления, укрупнения предприятий, создания производственных объединений (комбинатов), всесоюзных и республиканских промышленных объединений. При этом генеральные схемы управления отраслями промышленности союзно - республиканского подчинения, подлежащие представлению в Совет Министров СССР, согласовываются соответствующими министерствами и ведомствами СССР с Советами Министров союзных республик.

Советам Министров союзных республик разработать и утвердить схемы управления отраслями промышленности по республиканским министерствам и ведомствам.

При разработке генеральных схем (схем) управления отраслями промышленности предусмотреть с учетом опыта работы действующих объединений и комбинатов и отраслевых особенностей оптимальные размеры и специализацию существующих и вновь образуемых объединений и комбинатов, определить перечень производственных объединений (комбинатов), предприятий, научно - исследовательских, конструкторских, проектно - конструкторских, технологических и других организаций, подлежащих подключению в состав всесоюзных и республиканских промышленных объединений. При этом исходить из того, что административные границы и ведомственная подчиненность предприятий и организаций не должны служить препятствием к введению более эффективных форм управления, созданию объединений и комбинатов. Одновременно с генеральными схемами (схемами) управления отраслями промышленности министерства и ведомства разрабатывают и представляют на утверждение в установленном порядке структуру центрального аппарата соответствующего министерства (ведомства).

Госплану СССР в месячный срок подготовить с участием Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Министерства финансов СССР и Академии наук СССР и утвердить указания о порядке разработки генеральных схем (схем) управления отраслями промышленности.

Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик исходить из того, что создание объединений и комбинатов должно быть произведено в пределах численности аппарата управления и расходов на его содержание по соответствующим министерствам и ведомствам.

4. Установить, что в состав производственного объединения (комбината) входят фабрики, заводы, научно - исследовательские, конструкторские, проектно - конструкторские, технологические и другие производственные единицы.

На входящие в состав производственного объединения (комбината) производственные единицы не распространяется действие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии.

 

Абзац третий пункта 4 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

(Абзац четвертый) Входящая в состав производственного объединения (комбината) фабрика, завод, научно - исследовательская организация, производство, филиал или другая производственная единица:

распоряжается закрепленными за ней основными и оборотными средствами, трудовыми и материальными ресурсами, осуществляет свою деятельность на началах хозяйственного расчета в пределах прав, установленных законодательством, а также прав, переданных ей производственным объединением (комбинатом);

заключает от имени производственного объединения (комбината) хозяйственные договоры, ответственность по которым несет производственное объединение (комбинат);

получает в свое распоряжение часть фонда материального поощрения и часть фонда социально - культурных мероприятий и жилищного строительства, определяемые по нормативам, установленным производственным объединением (комбинатом) по показателям деятельности производственной единицы, а также может получать часть фонда развития производства, определяемую производственным объединением (комбинатом);

может иметь отдельный баланс.

Расчеты с бюджетом, с поставщиками и покупателями, кредитные отношения, а также контроль со стороны банков за расходованием фонда заработной платы и хозяйственно - финансовой деятельностью осуществляются по производственному объединению (комбинату) в целом, независимо от места нахождения его производственных единиц.

Производственная единица, расположенная вне места нахождения производственного объединения (комбината), имеет текущий счет в учреждении Госбанка СССР. Такая производственная единица осуществляет расчеты с поставщиками и покупателями в порядке, устанавливаемом Госбанком СССР.

В необходимых случаях, по решению министерства (ведомства), при двухзвенной системе управления производственному объединению (комбинату) могут быть подчинены отдельные самостоятельные предприятия и организации, пользующиеся правами, предусмотренными Положением о социалистическом государственном производственном предприятии.

По производственным объединениям (комбинатам), которым подчинены самостоятельные предприятия и организации, пользующиеся правами, предусмотренными Положением о социалистическом государственном производственном предприятии, расчеты с бюджетом по платежам из прибыли производятся самими предприятиями и организациями или могут производиться производственным объединением (комбинатом) централизованно в порядке, устанавливаемом Министерством финансов СССР по согласованию с соответствующим министерством (ведомством).

Устанавливаемые производственному объединению (комбинату) показатели плана в зависимости от особенностей работы объединения (комбината) по указанию министерства (ведомства) могут рассчитываться исходя из объема производства, исчисленного с учетом внутреннего оборота или без учета этого оборота.

Производственное объединение (комбинат), в состав которого входят производственные единицы, расположенные на территории других районов, городов, областей, краев и республик, обеспечивает представление в статистические органы по указанию ЦСУ СССР отчетности по основным показателям работы каждой производственной единицы.

5. Установить, что отдельным наиболее крупным предприятиям и производственным объединениям (комбинатам) министерства СССР могут, с разрешения Совета Министров СССР, предоставлять полностью или частично права, предусмотренные для всесоюзных промышленных объединений.

6. Производственное объединение (комбинат) возглавляет генеральный директор (директор).

Руководство производственным объединением (комбинатом) осуществляется аппаратом управления головного завода (головной фабрики).

Завод, фабрика, научно - исследовательская организация, производство, филиал или другая производственная единица, входящая в состав производственного объединения (комбината), возглавляется директором (начальником производства). Директор (начальник производства) организует всю работу производственной единицы и несет ответственность за ее деятельность.

7. Установить, что оплата труда руководящих, инженерно - технических работников и служащих аппарата управления головного завода (головной фабрики) производственного объединения (комбината), а также вошедших в его состав заводов, фабрик, производств, филиалов и других производственных единиц осуществляется по схемам должностных окладов и положениям о премировании, действующим в соответствующих отраслях промышленности.

Предоставить генеральному директору (директору) производственного объединения (комбината) право при преобразовании вошедших в состав производственного объединения (комбината) самостоятельных предприятий и организаций в производственные единицы объединения (комбината) сохранять за руководителями и заместителями руководителей этих производственных единиц на время их работы в этих должностях должностные оклады (в случае их снижения), которые они получали по должностям руководителей и заместителей руководителей самостоятельных предприятий и организаций.

8. Министерству финансов СССР установить совместно с Госпланом СССР и ЦСУ СССР порядок компенсации доходов местного бюджета, уменьшающихся в связи с преобразованием самостоятельных предприятий и организаций в производственные единицы производственного объединения (комбината) или с передачей предприятий и организаций из местного подчинения в состав всесоюзных и республиканских промышленных объединений.

 

Пункт 9 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

10. Установить, что всесоюзное или республиканское промышленное объединение является единым производственно - хозяйственным комплексом, состоящим из промышленных предприятий, научно - исследовательских, конструкторских, проектно - конструкторских, технологических организаций и других предприятий и организаций. В состав промышленного объединения могут входить производственные объединения и комбинаты.

Всесоюзное или республиканское промышленное объединение несет ответственность за состояние и развитие производства, научно - технический прогресс и технический уровень производства, качество выпускаемой продукции, наиболее полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в соответствующих видах продукции, эффективное использование капитальных вложений, своевременный ввод в действие и освоение производственных мощностей, соблюдение сметной стоимости строительства и финансовой дисциплины, а также за выполнение заданий государственного плана и обязательств перед бюджетом.

Всесоюзное или республиканское промышленное объединение действует на основе хозяйственного расчета, обеспечивает полное возмещение затрат на производство продукции, включая затраты на проектные, конструкторские и научно - исследовательские работы, на освоение новых изделий и процессов (кроме научно - исследовательских, опытно - конструкторских работ и работ по освоению новой техники, финансируемых в установленном порядке за счет средств вышестоящей организации и государственного бюджета), на содержание аппарата управления, а также обеспечивает получение прибыли, необходимой для расчетов с бюджетом и банками, развития объединения, образования фондов, резервов и для других целей. Полное возмещение затрат на производство продукции и получение прибыли должно обеспечиваться при строгом соблюдении дисциплины ценообразования.

В необходимых случаях всесоюзному или республиканскому промышленному объединению выделяются в установленном порядке капитальные вложения.

Всесоюзное промышленное объединение подчиняется министерству (ведомству) СССР.

Республиканское промышленное объединение подчиняется союзно - республиканскому или республиканскому министерству (ведомству) союзной республик. В отдельных случаях республиканское объединение может быть подчинено Совету Министров союзной республики.

11. Установить, что:

всесоюзное промышленное объединение создается министерством (ведомством) СССР в соответствии с генеральной схемой управления отраслью промышленности и по согласованию с Советами Министров соответствующих союзных республик;

республиканское промышленное объединение, подчиненное союзно - республиканскому министерству (ведомству) союзной республики, создается Советом Министров союзной республики по согласованию с соответствующим министерством (ведомством) СССР;

республиканское промышленное объединение, подчиненное Совету Министров союзной республики, республиканскому министерству (ведомству) союзной республики, создается Советом Министров союзной республики.

12. Установить, что главными задачами всесоюзного или республиканского промышленного объединения являются:

развитие и совершенствование производства и наиболее полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в соответствующих видах продукции;

разработка оптимальных планов, выполнение заданий по производству, прибыли и другим показателям государственного плана, выполнение плана платежей в бюджет и соблюдение государственной дисциплины;

обеспечение технического прогресса, широкое использование достижений науки, техники и передового опыта, организация планирования работ по новой технике;

выпуск продукции высокого качества, освоение производства новой продукции, соответствующей по своим технико - экономическим показателям лучшим отечественным и зарубежным образцам или превосходящей эти образцы и отвечающей требованиям потребителей;

обеспечение высокой производительности труда и эффективности производства, осуществление концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства, обеспечение планомерного и пропорционального развития всего производственно - хозяйственного комплекса, максимальное использование внутренних резервов, всемерная интенсификация производства, обеспечение комплексного использования сырья, систематическое снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности производства;

рациональное использование и повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков и снижение стоимости строительства, обеспечение своевременного ввода в действие и полного использования производственных мощностей;

обеспечение выполнения предприятиями и организациями, входящими в состав объединения, обязательств по поставкам продукции в установленном количестве, в сроки и по номенклатуре (ассортименту) в соответствии с заключенными договорами (принятыми к исполнению нарядами) и заказами - нарядами внешнеторговых организаций;

совершенствование планирования и управления производством, внедрение научной организации труда, повышение роли экономических методов в управлении предприятиями и организациями;

обеспечение всемерного развития социалистического соревнования и широкого участия трудящихся в управлении производством, осуществление мероприятий по социальному развитию коллективов предприятий и организаций, входящих в состав объединения;

улучшение культурно - бытовых и жилищных условий трудящихся, создание наиболее благоприятных и безопасных условий труда.

13. Установить, что:

а) руководство всесоюзным или республиканским промышленным объединением осуществляется управлением объединения, возглавляемым начальником объединения, действующим на основе единоначалия;

б) управление всесоюзного или республиканского промышленного объединения утверждает плановые задания предприятиям и организациям, входящим в состав объединения, организует финансовую работу, проводит мероприятия по укреплению хозяйственного расчета, плановой и договорной дисциплины, увеличению прибыли и повышению рентабельности, по повышению эффективности и рациональному использованию капитальных вложений, направляемых на развитие отрасли, своевременному вводу в действие и быстрейшему освоению проектных мощностей, обеспечивает сохранность, целевое и эффективное использование всех оборотных средств и ускорение их оборачиваемости, своевременное осуществление расчетов с бюджетом, банками и поставщиками, а также с рабочими и служащими по заработной плате;

абзац второй утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.06.1974 N 485;

в) расчеты с государственным бюджетом по платежам из прибыли производятся предприятиями и организациями, входящими в состав объединения, или могут производиться управлением объединения централизованно по результатам производственно - хозяйственной деятельности объединения в целом в порядке, устанавливаемом Министерством финансов СССР по согласованию с соответствующим министерством (ведомством);

г) во всесоюзном или в республиканском промышленном объединении в целях повышения эффективности производства централизуется полностью или частично выполнение отдельных производственно - хозяйственных функций;

д) в управлении всесоюзного или республиканского промышленного объединения могут быть образованы: централизованный фонд развития производства, централизованный фонд материального поощрения, централизованный фонд социально - культурных мероприятий и жилищного строительства, фонд научных исследований, фонд освоения новой техники, централизованный фонд для премирования за создание и внедрение новой техники, фонд развития экспортного производства, фонд содействия внедрению изобретений и рационализаторских предложений, резерв для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям, резерв амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, и другие фонды и резервы в пределах, установленных действующим законодательством для соответствующих министерств и ведомств.

 

Абзац первый пункта 14 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

14. Подпункт "а" утратил силу. - Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.06.1974 N 485.

 

Подпункт "б" пункта 14 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

15. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик определять местонахождение управлений всесоюзных и республиканских промышленных объединений с учетом необходимости территориального приближения их к предприятиям и организациям, входящим в состав соответствующих объединений.

16. В целях сочетания интересов объединения в целом и входящих в его состав предприятий и организаций, а также повышения ответственности предприятий и организаций за результаты хозяйственной деятельности во всесоюзном или в республиканском промышленном объединении создается совет директоров, в состав которого входят начальник объединения, его заместители, руководители производственных объединений (комбинатов), предприятий и организаций и представитель соответствующего профсоюзного органа.

17. В связи с совершенствованием организации управления промышленностью на основе создания и развития производственных объединений (комбинатов), всесоюзных и республиканских промышленных объединений каждое министерство (ведомство) должно сосредоточить усилия на решении коренных вопросов перспективного развития отрасли и повышения эффективности производства, на совершенствовании системы планирования и методов управления, проведении единой технической политики, обеспечении эффективности капитальных вложений, ускорении научно - технического прогресса, повышении качества выпускаемой продукции, лучшей расстановке и использовании специалистов, росте производительности труда и на наиболее полном удовлетворении потребностей страны во всех видах продукции отрасли.

Министерствам и ведомствам принять необходимые меры к улучшению работы их функциональных подразделений для обеспечения успешного выполнения поставленных задач.

 

Пункт 18 не приводится, как не содержащий норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

19. Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик:

а) широко использовать передовой опыт по применению современных форм и методов управления и научной организации труда в деятельности всесоюзных и республиканских промышленных объединений, производственных объединений (комбинатов), принимать меры к оснащению их электронно - вычислительной техникой, с тем чтобы объединения, лучшие по уровню организации, технической оснащенности и эффективности производства и управления, превратить в опорные пункты для отработки типовых систем управления промышленными комплексами и для подготовки квалифицированных кадров;

б) предусматривать при проектировании новых производственных объединений (комбинатов) оптимальную специализацию и рациональное размещение производственных единиц и тесное кооперирование между ними, организацию специализированных заготовительных и вспомогательных производств для обслуживания входящих в состав объединения (комбината) производственных единиц, а также других предприятий и организаций, расположенных в данном районе.

 

Пункты 20 - 22 не приводятся, как не содержащие норм, подлежащих включению в Свод законов СССР.

 

23. ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии обеспечить контроль за осуществлением намеченных настоящим Постановлением мер по совершенствованию управления промышленностью, усилить организаторскую работу в этой области, обратив особое внимание на упрощение структуры управления и сокращение излишних звеньев, улучшение подбора, расстановки и воспитания кадров, повышение их ответственности за порученное дело. При создании объединений исходить из общегосударственных интересов, не допускать узковедомственного и местнического подхода.

 

*         *

*

 

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР выражают твердую уверенность в том, что рабочие, инженерно - технические работники и служащие приложат все силы для широкого и полного использования возможностей дальнейшего роста производительности труда, ускорения технического прогресса, повышения качества продукции и эффективности производства, открывающихся в связи с совершенствованием управления промышленностью.

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024