СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 1973 г. N 140
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ О
ВСЕСОЮЗНОМ
И РЕСПУБЛИКАНСКОМ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЯХ
(с изм. и доп., внесенными
Постановлениями Совмина СССР
от 04.06.1974 N 464 - СП СССР, 1974, N 13, ст.
72;
от 07.09.1976 N 727 - СП СССР, 1976, N 21, ст.
107;
от 06.05.1977 N 357 - СП СССР, 1977, N 15, ст.
86;
от 17.01.1980 N 49 - СП СССР, 1980, N 5, ст. 39;
от 31.07.1981 N 732 - СП СССР, 1981, N 22, ст.
126;
от 04.12.1981 N 1145 - СП СССР, 1982, N 2, ст. 7;
от 03.08.1984 N 833 - СП СССР, 1984, N 30, ст.
171;
от 11.04.1985 N 299 - СП СССР, 1985, N 13, ст.
54)
Совет Министров СССР постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Общее положение
о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях.
Обязать министерства и ведомства СССР и
Советы Министров союзных республик в месячный срок после образования
соответствующих промышленных объединений обеспечить утверждение положений об
этих объединениях, предусмотрев в указанных положениях:
а) определение прав объединений по
вопросам, которые они согласно настоящему Общему положению решают в пределах
компетенции вышестоящего органа;
б) наделение в случае необходимости в
пределах своей компетенции промышленных объединений дополнительными правами, с
учетом особенностей деятельности объединений и специфики соответствующей
отрасли.
2. Предоставить Советам Министров союзных
республик право решать в необходимых случаях вопрос об организации работы союзно - республиканских и республиканских министерств
(ведомств) союзных республик, все промышленные предприятия которых находятся в
их непосредственном подчинении, на условиях, установленных Общим положением о
всесоюзном и республиканском промышленных объединениях (кроме пунктов 109 -
113).
Указанный вопрос в отношении союзно - республиканских министерств (ведомств) союзных
республик решается Советами Министров союзных республик по согласованию с соответствующими
министерствами (ведомствами) СССР.
Решению вопроса об организации работы
этих министерств (ведомств) союзных республик на указанных условиях должно
предшествовать проведение необходимых мероприятий по усилению концентрации и
развитию специализации производства, совершенствованию организационной
структуры управления, а также по упразднению главных производственных
(отраслевых) управлений (управлений) в соответствующих министерствах
(ведомствах).
Междуведомственной комиссии при Госплане
СССР по вопросам применения новых методов планирования и экономического
стимулирования установить в месячный срок порядок образования и использования
централизованных фондов экономического стимулирования в союзно
- республиканских и республиканских министерствах и ведомствах союзных
республик, осуществляющих свою деятельность на условиях, предусмотренных Общим
положением о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях.
Утверждено
Постановлением
Совета Министров СССР
от 2 марта 1973 г. N 140
ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ВСЕСОЮЗНОМ И РЕСПУБЛИКАНСКОМ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЯХ
(с изм. и доп., внесенными
Постановлениями Совмина СССР
от 04.06.1974 N 464 - СП СССР, 1974, N 13, ст.
72;
от 07.09.1976 N 727 - СП СССР, 1976, N 21, ст.
107;
от 06.05.1977 N 357 - СП СССР, 1977, N 15, ст.
86;
от 17.01.1980 N 49 - СП СССР, 1980, N 5, ст. 39;
от 31.07.1981 N 732 - СП СССР, 1981, N 22, ст.
126;
от 04.12.1981 N 1145 - СП СССР, 1982, N 2, ст. 7;
от 03.08.1984 N 833 - СП СССР, 1984, N 30, ст.
171;
от 11.04.1985 N 299 - СП СССР, 1985, N 13, ст.
54)
I. Общие положения
1. Всесоюзное или республиканское
промышленное объединение является единым производственно - хозяйственным
комплексом, состоящим из промышленных предприятий, научно - исследовательских, конструкторских,
проектно - конструкторских, технологических организаций и других предприятий и
организаций. В состав всесоюзного или республиканского промышленного
объединения могут входить производственные объединения и комбинаты.
Управление
объединения несет ответственность за состояние и развитие производственно -
хозяйственного комплекса, научно - технический прогресс и технический уровень
производства, качество выпускаемой продукции, наиболее полное удовлетворение
потребностей народного хозяйства и населения в соответствующих видах продукции,
эффективное использование капитальных вложений, своевременный ввод в действие и
освоение производственных мощностей, соблюдение сметной стоимости строительства
и финансовой дисциплины, а также за выполнение заданий государственного плана и обязательств перед бюджетом.
2. Деятельность объединения строится на
основе соблюдения интересов народного хозяйства, объединения и входящих в его
состав предприятий и организаций при правильном сочетании централизованного
планового руководства с хозяйственной самостоятельностью и инициативой
объединения, предприятий и организаций.
Объединение
действует на основе хозяйственного расчета, обеспечивает полное возмещение
затрат на производство продукции, включая затраты на проектные, конструкторские
и научно - исследовательские работы, на освоение новых изделий и процессов
(кроме научно - исследовательских, опытно - конструкторских работ и работ по
освоению новой техники, финансируемых в установленном порядке за счет средств
вышестоящей организации и государственного бюджета), на содержание аппарата
управления, а также обеспечивает получение прибыли,
необходимой для расчетов с бюджетом и банками, развития объединения,
образования фондов, резервов и для других целей. Полное возмещение затрат на
производство продукции и получение прибыли должны обеспечиваться при строгом
соблюдении дисциплины ценообразования.
В необходимых случаях объединению
выделяются в установленном порядке капитальные вложения.
3. Настоящее Общее положение распространяется
на всесоюзные и республиканские промышленные объединения, подчиненные
соответственно министерствам (ведомствам) СССР, Советам Министров союзных
республик, министерствам (ведомствам) союзных республик.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 06.05.1977 N 357)
4. Главными задачами объединения
являются:
развитие и совершенствование производства и наиболее полное удовлетворение потребностей
народного хозяйства и населения в соответствующих видах продукции;
разработка оптимальных планов, выполнение
заданий по производству, прибыли и другим показателям государственного плана,
выполнение плана платежей в бюджет и соблюдение государственной дисциплины;
обеспечение технического прогресса,
широкое использование достижений науки, техники и передового опыта, организация
планирования работ по новой технике;
выпуск продукции высокого качества,
освоение производства новой продукции, соответствующей по своим технико - экономическим показателям лучшим отечественным и
зарубежным образцам или превосходящей эти образцы и отвечающей требованиям
потребителей;
обеспечение планомерного и
пропорционального развития всего производственно - хозяйственного комплекса,
всемерное повышение производительности труда и эффективности производства на
основе концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования
производства, максимального использования внутренних резервов, всемерной
интенсификации производства, а также комплексного использования сырья,
систематического снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности
производства;
рациональное использование и повышение
эффективности капитальных вложений, сокращение сроков и снижение стоимости
строительства, обеспечение своевременного ввода в действие и полного
использования производственных мощностей;
обеспечение выполнения предприятиями и
организациями, входящими в состав объединения, обязательств по поставкам
продукции в установленном количестве, в сроки и по номенклатуре (в
ассортименте) в соответствии с заключенными договорами (принятыми к исполнению
нарядами) и заказами - нарядами внешнеторговых организаций;
совершенствование планирования и
управления, внедрение научной организации труда и производства, повышение роли экономических методов в управлении предприятиями и
организациями, входящими в состав объединения;
обеспечение всемерного развития
социалистического соревнования и широкого участия трудящихся в управлении
производством, осуществление мероприятий по социальному развитию коллективов
предприятий и организаций, входящих в состав объединения;
улучшение культурно - бытовых и жилищных
условий трудящихся, создание наиболее благоприятных и безопасных условий труда.
5. Управление объединения руководит
предприятиями и организациями, входящими в состав объединения, и выступает по
отношению к ним как вышестоящий орган, осуществляет хозяйственную деятельность,
имеет самостоятельный баланс, действует на началах хозяйственного расчета,
имеет права и обязанности, связанные с его деятельностью, и является
юридическим лицом.
6. В целях повышения эффективности
производства объединение проводит единую техническую политику, централизует
полностью или частично выполнение отдельных производственно - хозяйственных
функций (научно - исследовательских, проектно - конструкторских и других
работ).
Централизованное осуществление таких
функций может возлагаться на управление объединения, на действующие предприятия
и организации объединения или на специально создаваемые в этих целях предприятия
и организации.
Управление объединения, предприятия и
организации, на которые возложено централизованное выполнение производственно -
хозяйственных функций, несут перед другими предприятиями и организациями,
входящими в состав объединения, имущественную ответственность за неисполнение
или ненадлежащее исполнение связанных с этим обязательств на основаниях,
предусмотренных действующим законодательством или заключенными договорами.
В необходимых
случаях при централизованном выполнении производственно - хозяйственных функций
управление объединения может определять основания и порядок возникновения
обязательств между предприятиями, организациями и управлением объединения и
устанавливать ответственность (включая неустойку, штраф, пеню) за неисполнение
или ненадлежащее исполнение этих обязательств, если основания и порядок
возникновения таких обязательств и ответственность не предусмотрены действующим
законодательством.
7. В состав объединения входят
предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами.
Входящие в состав объединения предприятия
и организации, на которые не распространяется действие Положения о
социалистическом государственном производственном предприятии или другого
утвержденного в установленном порядке положения о предприятиях и организациях
данного вида, руководствуются этим положением, если иное не предусмотрено
настоящим Общим положением и другими решениями Правительства СССР.
Входящие в состав объединения предприятия
и организации, на которые не распространяется действие Положения о социалистическом
государственном производственном предприятии или другого утвержденного в
установленном порядке положения о предприятиях и организациях данного вида,
действуют на основании положений о них, утверждаемых управлением объединения.
8. Управление объединения организует свою
работу на основе сочетания коллегиальности и единоначалия в обсуждении и
решении всех вопросов по руководству объединением, с установлением точной
ответственности должностных лиц за состояние дел на порученном им участке работы.
Общественные организации и коллективы
предприятий и организаций, входящих в состав объединения, принимают широкое
участие в обсуждении и осуществлении мероприятий по обеспечению выполнения
государственного плана, развитию и совершенствованию производственно -
хозяйственной деятельности объединения, организации социалистического
соревнования и взаимопомощи между предприятиями и организациями объединения, по
улучшению труда и быта его работников.
Управление объединения совместно с
соответствующим профсоюзным органом регулярно проводит производственно -
технические и экономические конференции, совещания актива, на которых
обсуждаются важнейшие вопросы деятельности и развития как объединения в целом,
так и предприятий и организаций, входящих в его состав.
9. Объединение может быть всесоюзным или
республиканским.
Всесоюзное объединение подчиняется
министерству (ведомству) СССР.
Республиканское объединение подчиняется союзно - республиканскому или республиканскому министерству
(ведомству) союзной республики. В отдельных случаях республиканское объединение
может быть подчинено Совету Министров союзной республики.
10. Всесоюзное объединение создается
министерством (ведомством) СССР в соответствии с генеральной схемой управления
отраслью промышленности и по согласованию с Советами Министров соответствующих
союзных республик.
Республиканское объединение, подчиненное союзно - республиканскому министерству (ведомству) союзной
республики, создается Советом Министров союзной республики по согласованию с
соответствующим министерством (ведомством) СССР.
Республиканское объединение, подчиненное
Совету Министров союзной республики, республиканскому министерству (ведомству)
союзной республики, создается Советом Министров союзной республики.
11. Всесоюзное или республиканское объединение,
являющееся ведущим в производстве продукции, выпускаемой не входящими в состав
объединения предприятиями (в том числе предприятиями, подчиненными другим
министерствам и ведомствам), участвует в планировании производства этой
продукции, а также в разработке мероприятий, связанных с совершенствованием ее
технического уровня и качества.
12. С разрешения вышестоящего органа
управление объединения может в пределах общего фонда заработной платы и
ассигнований на содержание аппарата управления по объединению в целом создавать
новые и реорганизовывать действующие предприятия и организации (за исключением
случаев, когда для создания предприятий и организаций установлен особый
порядок), предназначенный для:
выполнения работ для потребителей
продукции или оказания им услуг (монтаж, наладка, ремонт и другие работы и
услуги);
централизованного
обслуживания предприятий и организаций объединения (ремонт и восстановление
оборудования, зданий, сооружений, изготовление инструмента, оснастки, запасных
частей, агрегатов и других комплектующих изделий, тары, осуществление научных
исследований, выполнение работ по внедрению научной организации труда,
осуществление счетно - вычислительных, проектно - конструкторских, транспортно
- эксплуатационных и других работ).
Такие предприятия и организации могут
создаваться в указанном порядке также несколькими объединениями на долевых
началах за счет источников, предназначенных для централизованного выполнения
отдельных функций, а также за счет средств централизованного фонда развития
производства.
13. Задания и указания, связанные с
деятельностью предприятий и организаций, входящих в состав объединения, могут
даваться вышестоящими органами только управлению объединения, кроме случаев,
предусмотренных действующим законодательством.
14. В своей деятельности объединение
руководствуется законодательством Союза ССР и союзных республик, настоящим
Общим положением, положением о данном объединении, а также другими нормативными
актами, строго соблюдает социалистическую законность и государственную
дисциплину.
Управление объединения обязано соблюдать
права предприятий и организаций, входящих в состав объединения.
15. В объединении образуются группы и
посты народного контроля, которым управление объединения должно оказывать
всемерную помощь в работе, рассматривать их предложения и принимать необходимые
меры к устранению вскрытых недостатков.
II. Руководство
объединением
16. Руководство объединением осуществляет
управление объединения, возглавляемое начальником объединения, действующим на
основе единоначалия.
17. Начальник объединения назначается на
должность и освобождается от должности вышестоящим органом.
Начальник объединения организует всю
работу объединения и несет полную ответственность за его деятельность.
18. Начальник объединения представляет
интересы объединения на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, в
соответствии с действующим законодательством, настоящим Общим положением и
положением о данном объединении распоряжается имуществом, закрепленным за
управлением объединения, заключает договоры, выдает доверенности (в том числе с
правом передоверия), открывает в банках расчетные и другие счета.
В пределах своей компетенции начальник
объединения издает приказы и инструкции, в соответствии с трудовым
законодательством принимает на работу и увольняет с работы работников
управления объединения, а также по установленной номенклатуре - работников
предприятий и организаций, входящих в состав объединения, применяет к этим
работникам меры поощрения и налагает на них взыскания.
Начальник объединения отменяет приказы
или дает обязательные для исполнения указания об изменении приказов
руководителей предприятий и организаций, входящих в состав объединения, если
эти приказы противоречат действующему законодательству, настоящему Общему
положению, положению о данном объединении и другим нормативным актам.
19. Заместители начальника объединения,
руководители основных структурных подразделений, главный бухгалтер, начальник
юридического отдела (главный юрисконсульт) и руководящие работники предприятий
и организаций, входящих в состав объединения, по номенклатуре должностей,
утверждаемой вышестоящим органом, назначаются на должность и освобождаются от
должности вышестоящим органом по представлению начальника объединения.
20. Компетенция заместителей начальника
объединения и компетенция других руководящих работников управления объединения
определяются начальником объединения.
Заместители начальника объединения в
пределах своей компетенции действуют без доверенности, представляя интересы
объединения на других предприятиях, в учреждениях и организациях, совершая
хозяйственные операции и заключая договоры, а также выдают доверенности
работникам управления объединения, предприятий и организаций, входящих в состав
объединения.
21. Размер расходов на содержание
управления объединения определяется сметой. Предусмотренные сметой расходы
покрываются за счет доходов, получаемых управлением объединения от
централизованного осуществления производственно - хозяйственных функций, а
также за счет отчислений предприятий и организаций, относимых на себестоимость
производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг).
Смета расходов на содержание управления
объединения утверждается и изменяется начальником объединения в пределах общей
суммы ассигнований (с выделением фонда заработной платы), установленной для
этих целей вышестоящим органом.
22. Структура и штатная численность
управления объединения утверждаются вышестоящим органом. Структурные
подразделения и службы управления объединения действуют в соответствии с
положениями о них, утверждаемыми начальником объединения. Штатное расписание
управления объединения утверждается начальником объединения.
Должностные оклады работников управления
объединения устанавливаются и изменяются начальником объединения в соответствии
с действующей схемой должностных окладов и в пределах фонда заработной платы
управления объединения, исчисленного по средним окладам схемы должностных
окладов.
23. При
централизованном выполнении управлением объединения отдельных производственно -
хозяйственных функций численность работников управления объединения, фонд
заработной платы и общий размер расходов на содержание управления объединения,
необходимые для выполнения этих функций, определяются начальником объединения
по согласованию с предприятиями и организациями, входящими в состав
объединения, в пределах и за счет общей суммы ассигнований на содержание
управленческого аппарата и фонда заработной платы по объединению в
целом.
24. В целях сочетания интересов
объединения с интересами предприятий и организаций, входящих в его состав, с
также повышения ответственности предприятий и организаций за результаты
хозяйственной деятельности объединения в целом в объединении создается совет
директоров.
25. В совет директоров
входят начальник объединения, его заместители, генеральные директора
(директора) производственных объединений, комбинатов, директора (управляющие,
начальники) предприятий и руководители организаций, входящих в состав объединения,
а также представитель соответствующего профсоюзного органа.
Председателем совета директоров является
начальник объединения.
К участию в работе совета директоров в
необходимых случаях привлекаются специалисты и руководящие работники
объединения, передовики производства, а также представители других организаций
и учреждений.
26. Совет директоров рассматривает:
проекты перспективных и текущих планов
развития объединения в целом, а также предприятий и организаций, входящих в его
состав;
отчеты о производственно - хозяйственной
деятельности объединения, предприятий и организаций, входящих в его состав, а
также отчеты о выполнении важнейших заданий;
вопросы обеспечения технического
прогресса, повышения качества продукции, а также внедрения стандартов;
проекты планов организационно -
технических мероприятий, направленных на обеспечение специализации и
кооперирования предприятий и организаций, наиболее эффективного использования
производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, на совершенствование
организационной структуры объединения;
вопросы организации
хозяйственных связей объединения с органами снабжения и сбыта и другими
объединениями на основе принципов хозяйственного расчета и системы договоров,
направленных на улучшение организации выпуска и поставок продукции в нужных
народному хозяйству и населению количестве и номенклатуре (ассортименте);
проекты планов изменения цен на
продукцию, выпускаемую предприятиями объединения, с учетом роста
производительности труда, сокращения затрат на производство, а также
необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства
и населения в выпускаемой продукции;
вопросы научной организации труда и
производства, совершенствования управления и хозяйственного расчета;
вопросы подбора и использования кадров;
проекты нормативов образования фондов
экономического стимулирования по предприятиям и организациям, входящим в состав
объединения, вопросы использования централизованных фондов экономического
стимулирования, а также других фондов и резервов объединения;
вопросы о централизации выполнения в
объединении отдельных производственно - хозяйственных функций, о размерах и
источниках ресурсов, необходимых для осуществления этих функций;
вопросы социального развития коллективов
предприятий и организаций, входящих в состав объединения;
другие вопросы деятельности объединения.
27. Решения совета директоров проводятся
в жизнь, как правило, приказами начальника объединения.
При наличии разногласий между начальником
объединения и советом директоров по вопросам, обсуждаемым на заседании совета,
начальник объединения проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших
разногласиях вышестоящему органу. Члены совета директоров, в свою очередь,
могут сообщить свое мнение вышестоящему органу.
28. Для рассмотрения технических и
экономических проблем развития производственно - хозяйственного комплекса,
разработки рекомендаций по использованию и внедрению в производство новейших
достижений отечественной и зарубежной науки, техники, крупных изобретений и
результатов научных открытий, научной организации труда и передового опыта в
объединении может быть создан технико - экономический
совет из высококвалифицированных специалистов, новаторов производства,
представителей научно - исследовательских и других организаций.
Состав технико -
экономического совета и положение о нем утверждаются начальником
объединения.
III. Имущество
объединения
29. Имущество объединения состоит из
основных и оборотных средств, фондов и другого имущества, закрепленного за
предприятиями и организациями, входящими в состав объединения, а также из
основных и оборотных средств, фондов, резервов и другого имущества,
закрепленного за управлением объединения.
Имущество, закрепленное за предприятиями
и организациями, входящими в состав объединения, отражается на их
самостоятельных балансах, а имущество, закрепленное за управлением объединения,
- на самостоятельном балансе управления. Указанные балансы включаются в сводный
баланс объединения.
30. За управлением объединения
закрепляются следующие фонды и резервы:
централизованный фонд развития
производства;
централизованный фонд материального
поощрения;
централизованный фонд социально -
культурных мероприятий и жилищного строительства;
фонд научных исследований;
фонд освоения новой техники;
централизованный фонд для премирования за
создание и внедрение новой техники;
фонд развития экспортного производства;
фонд содействия внедрению изобретений и
рационализаторских предложений;
резерв для оказания финансовой помощи
предприятиям и хозяйственным организациям;
резерв амортизационных отчислений,
предназначенных на капитальный ремонт.
Вопрос об образовании в управлении
всесоюзного объединения резерва для оказания финансовой помощи предприятиям и
хозяйственным организациям, а в управлении республиканского объединения резерва
для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям, фонда
научных исследований и фонда развития экспортного производства решается
вышестоящим органом.
Вышестоящий орган может разрешать
управлению объединения создавать также другие фонды и резервы в пределах фондов
и резервов, установленных действующим законодательством для этого органа.
31. Размеры фондов экономического стимулирования
(фонда развития производства, фонда материального поощрения, фонда социально -
культурных мероприятий и жилищного строительства), а также стабильные нормативы
образования этих фондов по объединению в целом определяются вышестоящим органом
одновременно с утверждением заданий пятилетнего плана.
Размеры и стабильные нормативы
образования фондов экономического стимулирования по предприятиям и
организациям, входящим в состав объединения, определяются управлением
объединения при утверждении заданий пятилетнего плана.
Стабильные нормативы отчислений в фонд
материального поощрения и в фонд социально - культурных мероприятий и жилищного
строительства предприятий и организаций, входящих в состав объединения,
утверждаются управлением объединения по согласованию с профсоюзным органом.
Размеры централизованных фондов
экономического стимулирования определяются управлением объединения в порядке,
устанавливаемом Междуведомственной комиссией при Госплане СССР по вопросам
применения новых методов планирования и экономического стимулирования.
Предусмотренные планом размеры фондов
экономического стимулирования предприятий и организаций и централизованных
фондов экономического стимулирования не должны превышать размеров этих фондов
по объединению в целом, исчисленных по устанавливаемым для него показателям и
нормативам.
Фактический размер фондов экономического
стимулирования (в части, образуемой за счет прибыли) определяется в целом по
объединению, исходя из установленных ему показателей и нормативов отчислений в
эти фонды, в пределах суммы прибыли, полученной по объединению в целом.
32. Средства централизованного фонда
развития производства используются для финансирования нецентрализованных
капитальных вложений, направляемых на осуществление мероприятий по обеспечению
технического прогресса, по специализации и кооперированию предприятий
объединения, развитию производства и внедрению научной организации труда, а
также могут направляться на строительство цехов и других объектов для
расширения производства товаров народного потребления. В отдельных случаях за
счет средств этого фонда может осуществляться строительство новых цехов и
производственных объектов, если такое строительство не связано с общей
реконструкцией (расширением) предприятий, вызывается производственной необходимостью,
обусловленной работой всего объединения, и повышает эффективность производства.
Средства
централизованного фонда материального поощрения используются для премирования
работников предприятий и организаций за выполнение особо важных заданий, для
пополнения фондов материального поощрения отдельных предприятий и организаций в
связи с временным снижением экономических показателей их деятельности по не
зависящим от них причинам, для премирования победителей в социалистическом
соревновании по объединению, а также для премирования работников управления
объединения по результатам работы объединения и для оказания им материальной помощи. Размер средств, выделяемых для
премирования работников управления объединения и оказания им материальной
помощи, определяется по нормативам, утверждаемым вышестоящим органом по
согласованию с соответствующим профсоюзным органом. Средства централизованного
фонда материального поощрения в части, предназначенной для премирования и
других выплат работникам управления, могут также использоваться на погашение
предоставляемых Госбанком СССР кредитов на возмещение недостатка средств на
выплату заработной платы и на уплату процентов по указанным кредитам.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 03.08.1984 N 833)
Средства
централизованного фонда социально - культурных мероприятий и жилищного
строительства используются для пополнения фонда социально - культурных
мероприятий и жилищного строительства отдельных предприятий и организаций,
входящих в состав объединения, в связи с временным снижением экономических
показателей их деятельности по не зависящим от них причинам, для улучшения
жилищных условий и культурно - бытового обслуживания работников управления
объединения. Размер средств,
выделяемых для улучшения жилищных условий и культурно - бытового обслуживания
работников управления объединения, определяется по нормативам, утверждаемым
вышестоящим органом по согласованию с соответствующим профсоюзным органом.
Распределение средств централизованного
фонда материального поощрения и централизованного фонда социально - культурных
мероприятий и жилищного строительства по указанным в настоящем пункте
направлениям производится управлением объединения по согласованию с
соответствующим профсоюзным органом.
33. Фонд освоения новой техники и
централизованный фонд для премирования за создание и внедрение новой техники
образуются в управлении объединения за счет средств, отчисляемых предприятиями
и организациями, входящими в состав объединения, в указанные фонды
соответствующего министерства (ведомства) в размерах, определяемых этим
министерством (ведомством).
Размер фонда развития экспортного
производства, образуемого в управлении объединения, определяется вышестоящим
органом в пределах средств, централизуемых им в установленном порядке.
Резерв для оказания финансовой помощи
предприятиям и хозяйственным организациям создается в управлении объединения за
счет отчислений, производимых в соответствии с действующим порядком
предприятиями и организациями, входящими в состав объединения; в таком случае
эти предприятия и организации не производят отчислений в указанный фонд
министерства (ведомства).
Резерв амортизационных отчислений,
предназначенных на капитальный ремонт, создается управлением объединения за
счет отчислений, передаваемых ему как вышестоящему органу в установленном
размере предприятиями и организациями, входящими в состав объединения.
Средства фондов и резервов, указанных в
настоящем пункте, используются по их целевому назначению в соответствии с
действующим законодательством.
34. При
централизованном осуществлении управлением объединения отдельных
производственно - хозяйственных функций средства и другое имущество,
необходимые для этой деятельности, выделяются за счет соответствующих средств и
другого имущества предприятий и организаций, входящих в состав объединения, а
также за счет средств и другого имущества, закрепленных за управлением
объединения, в порядке и размерах, устанавливаемых начальником объединения по
согласованию с предприятиями и организациями, входящими в состав
объединения.
35. Управление объединения может:
а) осуществлять перераспределение
прибыли, амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления
основных фондов (кроме отчислений, направляемых в фонд развития производства
предприятия или организации), и других средств, которые могут в соответствии с
действующим законодательством перераспределяться по финансовым планам
предприятий и организаций, входящих в состав объединения;
б) изымать у предприятий и организаций,
входящих в состав объединения, излишние (сверх норматива) оборотные средства в
порядке перераспределения их по годовому отчету этих предприятий и организаций
или при изменении норматива собственных оборотных средств в
связи с изменением их производственного плана;
в) перераспределять в установленном
порядке внутри объединения сверхнормативные и неиспользуемые на предприятиях и
в организациях оборудование, транспортные средства, материалы, топливо и другие
материальные ресурсы;
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 31.07.1981 N 732)
г) разрешать
предприятиям и организациям, входящим в состав объединения, реализовать
безвозмездно другим государственным предприятиям, организациям и учреждениям
оборудование, транспортные средства (кроме не зачисленных в состав основных
фондов оборудования и транспортных средств, прокредитованных Госбанком СССР и
Стройбанком СССР либо оплаченных со счетов финансирования) в случае отказа
вышестоящего органа от перераспределения этого имущества в системе
министерства, государственного комитета, ведомства.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 31.07.1981 N 732)
36. Управление объединения отвечает по
своим обязательствам закрепленным за ним имуществом.
Предприятия и организации, входящие в состав объединения, отвечают по своим обязательствам закрепленным за ними имуществом.
Ответственность предприятий и организаций
по обязательствам управления объединения и ответственность управления
объединения по обязательствам предприятий и организаций, входящих в состав
объединения, возникает лишь в случаях, предусмотренных законодательством или
договором.
Управление объединения, предприятия и
организации, входящие в состав объединения, отвечают по своим обязательствам
имуществом, на которое по действующему законодательству может быть обращено
взыскание.
IV. Права и
обязанности объединения
37. Права по руководству и осуществлению
производственно - хозяйственной деятельности объединения, принадлежащие
управлению объединения, осуществляются начальником объединения и по
установленному распределению обязанностей - его заместителями и другими
должностными лицами управления объединения, а в случаях, предусмотренных
настоящим Общим положением и другими нормативными актами, - совместно, по
согласованию или с участием соответствующего профсоюзного органа.
38. Управление объединения может наделять
предприятия и организации, входящие в состав объединения, дополнительными
правами в пределах своей компетенции.
Права и обязанности в области планирования
39. Объединение изучает потребности
народного хозяйства и населения в соответствующих видах продукции, выявляет
структуру спроса и на этой основе, исходя из перспектив научно - технического
прогресса, разрабатывает или участвует в разработке долгосрочных прогнозов
технического и экономического развития данной отрасли (подотрасли).
40. На основе заданий вышестоящего
органа, а также с учетом выявленных потребностей народного хозяйства и
населения в соответствующих видах продукции, хозяйственных договоров и с учетом
перспектив развития отрасли (подотрасли) управление объединения:
а) организует работу по составлению
проектов перспективных и годовых планов на предприятиях и в организациях,
входящих в состав объединения, обеспечивая взаимную увязку всех разделов планов;
б) рассматривает разработанные проекты
планов предприятий, организаций и объединения в целом и представляет в
вышестоящий орган проекты планов по объединению (в соответствующих случаях - в
территориальном разрезе).
41. Задания пятилетних и годовых планов в
пределах системы показателей, установленной для предприятий и организаций,
утверждаются вышестоящим органом по объединению в целом после предварительного
обсуждения с управлением объединения.
Устанавливаемые объединению плановые
задания должны предусматривать полное использование внутренних резервов, а
также должны быть взаимно увязаны и обеспечены материально - техническими и
финансовыми ресурсами и фондом заработной платы, необходимыми для выполнения
этих заданий.
42. На основе утвержденных плановых
заданий, а также с учетом заключенных хозяйственных договоров управление
объединения утверждает входящим в состав объединения предприятиям и
организациям задания пятилетних и годовых планов в пределах установленной
системы показателей, а также разрабатывает и утверждает пятилетние и годовые
планы по объединению в целом.
43. Изменение утвержденных по объединению
в целом плановых заданий может производиться вышестоящим органом по
согласованию с органами, распределяющими соответствующую продукцию, только в исключительных
случаях, после предварительного обсуждения этих изменений с управлением
объединения, в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР.
При изменении вышестоящим органом
плановых заданий одновременно должны вноситься соответствующие изменения во
взаимосвязанные плановые показатели, включая взаимоотношения с бюджетом (без
изменения взаимоотношений вышестоящего органа с бюджетом).
44. Изменения в плановые задания
предприятий и организаций, входящих в состав объединения, могут вноситься управлением
объединения в порядке и в сроки, определяемые Советом Министров СССР, с
уточнением при необходимости других взаимосвязанных показателей, без изменения
взаимоотношений с бюджетом по объединению в целом.
Об утвержденных предприятиям плановых
заданиях по производству продукции, а также об изменениях, вносимых в эти
задания, управление объединения сообщает снабженческо -
сбытовой организации, осуществляющей выдачу нарядов на поставку
соответствующей продукции.
Если в результате этих изменений у предприятий
возникает имущественный ущерб, вопрос об источниках и размерах компенсации
этого ущерба решается управлением объединения.
45. Управление объединения разрабатывает
предложения по развитию и размещению предприятий и организаций, входящих в
состав объединения, и представляет эти предложения на рассмотрение вышестоящего
органа.
46. Управление объединения:
а) разрабатывает в соответствии с
действующим законодательством технико - экономические
нормативы, нормы расхода и запасов сырья, топлива, материалов, нормы расхода
тепловой и электрической энергии на производственные и эксплуатационные нужды;
б) утверждает нормы и нормативы по
перечню, устанавливаемому вышестоящим органом в пределах своей компетенции;
в) устанавливает перечень норм и
нормативов, утверждаемых предприятиями и организациями, входящими в состав
объединения (кроме норм и нормативов, утверждение которых производится
предприятиями и организациями в соответствии с действующим законодательством);
г) обеспечивает внедрение утвержденных
норм и нормативов.
47. В объединении может быть
централизована разработка норм и нормативов для предприятий и организаций,
входящих в состав объединения.
48. Управление
объединения может устанавливать предприятиям и организациям, входящим в состав
объединения, повышенные по сравнению с утвержденными по объединению в целом
плановые задания по объему производства (реализации) промышленной продукции, по
производству отдельных видов продукции в натуральном выражении (за исключением
продукции, выпуск которой сверх плана запрещен) и по прибыли, а также
соответственно по другим показателям. Размеры повышения плановых заданий
определяются вышестоящим органом в пределах, установленных для этого органа.
Установление повышенных плановых заданий
должно сопровождаться проведением дополнительных мероприятий по улучшению
использования производственных мощностей, снижению себестоимости продукции и по
экономии материальных ресурсов.
В случаях, когда
повышенное плановое задание по номенклатуре продукции приводит к увеличению по
сравнению с установленным планом общего количества данного вида продукции в
целом по объединению, об этом ставится в известность соответствующее
министерство (ведомство), которое, в свою очередь, данные о повышении планового
задания в целом по своей системе сообщает органу, распределяющему эту
продукцию.
Права и обязанности в области научно -
технического
прогресса
49. Объединение разрабатывает научно -
технические прогнозы по важнейшим проблемам развития отрасли (подотрасли) или
участвует в их разработке, используя технико - экономические
показатели этих прогнозов для научно - исследовательских, проектных,
конструкторских и технологических работ и работ по стандартизации и унификации.
В соответствии с действующим порядком
управление объединения разрабатывает и утверждает перспективные и годовые планы
научно - исследовательских работ и использования достижений науки и техники по
объединению в целом.
50. В целях всемерного
повышения технического уровня производства и технического уровня выпускаемой
продукции объединение осуществляет своими силами и в порядке кооперации с
другими объединениями и организациями научные исследования, опытно -
конструкторские и технологические разработки, работы по освоению производства и
по выпуску новых видов изделий, материалов, средств механизации и
автоматизации, по совершенствованию техники и технологических процессов, по
внедрению научной организации труда, обеспечивает комплексное решение
научно - технических задач от научных разработок до использования полученных
результатов в производстве, а также создание автоматизированных систем
управления и внедрение современных экономико - математических
методов и вычислительной техники в планирование и управление.
Объединение обеспечивает технико - экономическое обоснование работ по созданию и
использованию новой техники, изобретений, новых материалов, средств механизации
и автоматизации, новой технологии и по внедрению научной организации труда.
Управление объединения решает по согласованию с заказчиками и соответствующими
органами Госснаба СССР или Министерства торговли СССР вопросы о снятии с
производства устаревшей продукции.
51. Управление объединения может
заключать с предприятиями и организациями, не входящими в состав данного
объединения, договоры на комплексное осуществление работ по научно -
техническому прогрессу, включая научные исследования, проектирование,
производство и поставку новых видов изделий, оказание необходимых услуг,
связанных с установкой и использованием этих изделий.
52. Управление объединения систематически
анализирует технический уровень производства и технический уровень выпускаемой
продукции, изучает достижения отечественной и зарубежной науки и техники,
патентные материалы и стандарты по профилю деятельности объединения,
обеспечивает развитие научно - технической информации, а также обобщает опыт
эксплуатации (использования) выпускаемой продукции, принимает меры к улучшению
ее технико - экономических показателей.
53. Объединение проводит систематическую
оценку качества выпускаемой продукции и осуществляет подготовку продукции к
аттестации качества.
54. Управление объединения по
согласованию с заказчиками утверждает в соответствии с действующими положениями
технические задания на проведение научно - исследовательских работ, опытно -
конструкторских и технологических разработок, программы испытаний опытных
образцов продукции и обеспечивает проведение междуведомственных испытаний этих
образцов.
55. Управление объединения обеспечивает
разработку проектов государственных стандартов на продукцию по закрепленной за
объединением номенклатуре и представляет их на утверждение в установленном
порядке, обеспечивает внедрение и соблюдение государственных стандартов,
применение современных средств и методов измерений и испытаний продукции, а
также контроль за состоянием средств измерений и
испытаний.
Управление объединения утверждает в
установленном порядке нормативно - техническую документацию на отдельные виды
продукции по перечню, утверждаемому вышестоящим органом.
56. Управление объединения проводит
мероприятия по унификации изделий, выпускаемых входящими в состав объединения
предприятиями и организациями, а также потребляемых ими сырья, материалов и
других ресурсов.
57. Объединение обеспечивает развитие работы
по изобретательству и рационализации, разрабатывает перспективные и текущие
тематические планы, осуществляет контроль за
соблюдением сроков внедрения изобретений и рационализаторских предложений,
организует обмен опытом, проводит соревнования, конкурсы и смотры по
изобретательству и рационализаторству совместно с соответствующим профсоюзным
органом и организациями Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов.
58. Управление объединения организует
работу по выявлению технических решений, выполненных на уровне изобретений, и
обеспечивает в соответствии с действующим законодательством представление
предприятиями и организациями, входящими в состав объединения, заявок на выдачу
авторских свидетельств в СССР.
59. В объединении могут быть централизованы
полностью или частично научные исследования, проектно - конструкторские и
технологические разработки, работы по технической информации, обобщению
передового опыта, патентно - лицензионные работы и
другие виды деятельности, обеспечивающие научно - технический прогресс.
60. Управление объединения осуществляет
мероприятия по повышению эффективности работы научно - исследовательских,
проектно - конструкторских и технологических организаций, принимает меры к
созданию необходимой производственно - экспериментальной базы, а также
обеспечивает согласно утвержденным планам проведение (в пределах
предоставленных прав) работ по научно - техническому сотрудничеству с
зарубежными странами.
Права и обязанности в области капитального
строительства
61. Объединение осуществляет капитальное
строительство, обеспечивает наиболее эффективное использование капитальных
вложений, преимущественное развитие прогрессивных производств, первоочередное
направление капитальных вложений на техническое перевооружение действующих
предприятий, улучшение внутриотраслевых пропорций, концентрацию средств на
пусковых стройках, сокращение объема незавершенного строительства.
Капитальное строительство ведется, как
правило, подрядным способом.
62. Управление объединения утверждает
проектно - сметную документацию, титульные списки строек производственного
назначения, осуществляемых за счет централизованных капитальных вложений (кроме
титульных списков, право утверждения которых в
соответствии с действующим законодательством предоставлено предприятиям), и
титульные списки проектно - изыскательских работ на строительство будущих лет в
порядке, устанавливаемом министерством (ведомством) СССР или Советом Министров
союзной республики в пределах их компетенции по утверждению проектно - сметной
документации и титульных списков.
Проектно - сметная документация и
титульные списки на расширение (реконструкцию) действующих объектов
производственного назначения, осуществляемое за счет средств централизованного
фонда развития производства, утверждаются и переутверждаются управлением
объединения независимо от сметной стоимости расширения (реконструкции)
объектов.
По вновь начинаемому строительству
объектов производственного назначения, осуществляемому за счет средств
централизованного фонда развития производства, проектно - сметная документация
и титульные списки утверждаются в порядке, устанавливаемом министерством
(ведомством) СССР или Советом Министров союзной республики.
63. Объединение может осуществлять
строительство жилых домов, строительство и расширение объектов коммунального
хозяйства и культурно - бытового назначения, средних специальных учебных
заведений и профессионально - технических училищ совместно (в порядке долевого
участия) с другими объединениями, предприятиями и организациями за счет
капитальных вложений, предусмотренных объединению планом соответственно на эти
цели.
64. Управление объединения может
разрешать предприятиям и организациям, входящим в состав объединения,
передавать в порядке долевого участия в строительстве, расширении и
реконструкции объектов водоснабжения, канализации, газо- и теплоснабжения,
связи, подъездных дорог и других объектов совместного пользования средства,
предусмотренные на эти цели в сводных сметах (сводных сметно
- финансовых расчетах) на строительство объектов производственного
назначения и в планах капитальных вложений.
65. Управление объединения принимает меры
к сокращению сроков, повышению качества и снижению стоимости строительства, а
также обеспечивает соблюдение установленных норм продолжительности
строительства и сроков ввода в действие производственных мощностей и основных
фондов.
66. Управление
объединения может увеличивать в случае необходимости в течение года с
соблюдением установленного порядка планы финансирования капитальных вложений по
стройкам и объектам, перевыполняющим планы, за счет уменьшения планов
финансирования по стройкам и объектам, не выполняющим планов, без уменьшения
годовых объемов капитальных вложений и заданий по вводу в действие мощностей,
объектов и основных фондов по объединению в целом.
67. Управление объединения может
дифференцировать размер затрат на содержание дирекций строящихся предприятий по
годам строительства, в пределах установленного сметой лимита этих затрат.
68. Управление объединения в порядке,
определяемом вышестоящим органом в пределах его компетенции, назначает
государственные приемочные комиссии по приемке в эксплуатацию законченных
строительством предприятий, зданий и сооружений, закрывает сводные сметы
(сводные сметно - финансовые расчеты) на строительство
предприятий, зданий и сооружений после ввода их в эксплуатацию.
69. Объединение обеспечивает освоение
вновь введенных в действие производственных мощностей в сроки, предусмотренные
нормами продолжительности их освоения.
70. Управление объединения может
разрешать предприятиям и организациям, входящим в состав объединения,
осуществлять по единичным расценкам (без смет) финансирование капитального
ремонта объектов стоимостью до 10 тыс. рублей.
71. Управление объединения может
разрешать предприятиям и организациям, входящим в состав объединения, проводить
работы по благоустройству жилых домов (включая подводку газа), по реконструкции
и расширению объектов коммунального хозяйства и культурно - бытового
назначения, здравоохранения, просвещения и связи за счет средств,
предназначенных на капитальный ремонт этих объектов.
72. Управление объединения может
разрешать предприятиям и организациям, входящим в состав объединения, списывать
с баланса затраты по прекращенному строительству, затраты на проектно - изыскательские
работы по неосуществленному строительству и расходы на геологоразведочные,
научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы в размерах,
установленных вышестоящим органом в пределах его компетенции.
73. В объединении могут централизованно
выполняться функции заказчика по капитальному строительству, осуществляемому
для предприятий и организаций, входящих в состав объединения.
Права и обязанности в области
материально - технического снабжения и сбыта
74. Управление объединения с учетом действующей
в стране общегосударственной системы снабжения и сбыта организует и
обеспечивает материально - техническое снабжение производственно -
хозяйственного комплекса.
75. Управление объединения распределяет
между предприятиями и организациями, входящими в состав объединения, выделенные
объединению фонды на материальные ресурсы, а также перераспределяет в
необходимых случаях эти фонды с учетом выполнения и перевыполнения
производственной программы и плана капитального строительства.
При распределении выделенных объединению
фондов управление объединения может образовывать резерв по сырью, топливу,
оборудованию и другим материальным ресурсам. Размер резерва определяется
вышестоящим органом в пределах резерва, установленного для этого органа.
Управление объединения
осуществляет контроль за реализацией фондов, выделенных предприятиям и
организациям, входящим в состав объединения, и за заключением договоров на
поставку продукции, несет ответственность за правильное хранение и эффективное
использование материальных ресурсов, обеспечивает выполнение плановых заданий и
обязательств по поставкам продукции по количеству, номенклатуре (ассортименту),
качеству, срокам поставки и по другим показателям.
76. Управление объединения принимает меры
к своевременной установке и вводу в действие оборудования на предприятиях и в
организациях, входящих в состав объединения, к недопущению образования
сверхнормативных остатков материальных ценностей, а также к реализации в
установленном порядке излишних и неиспользуемых материальных ресурсов,
имеющихся в объединении.
77. Управление объединения вправе
передавать предприятиям и организациям, не входящим в состав данного
объединения, фонды и материальные ресурсы, необходимые для изготовления
продукции или выполнения работ для объединения в целом или для предприятий и
организаций, входящих в его состав.
78. Управление
объединения утверждает в установленном порядке номенклатуру и технические
характеристики промышленных отходов, подлежащих использованию в производстве на
предприятиях и в организациях, входящих в состав объединения, за исключением
отходов, распределяемых Госснабом СССР, и принимает в случаях, предусмотренных
действующим законодательством, решение о реализации промышленных отходов в
первую очередь объединениям, предприятиям и организациям системы министерства
(ведомства), а при невозможности этого реализует их другим предприятиям
и организациям.
79. Управление
объединения (с учетом действующей в стране общегосударственной системы
снабжения и сбыта) организует сбыт продукции, производимой предприятиями и
организациями, входящими в состав объединения, принимает меры к установлению
наиболее рациональных хозяйственных связей, осуществляет мероприятия по рекламе
выпускаемой объединением продукции, издает проспекты и каталоги, дает
рекомендации по повышению эффективности использования изделий и осуществляет
другие мероприятия, связанные с организацией сбыта продукции.
В объединении может быть осуществлена по
согласованию с Госснабом СССР или в соответствующих случаях с органами
материально - технического снабжения союзных республик полная или частичная
централизация работы по материально - техническому снабжению предприятий и
организаций, входящих в состав объединения, и по сбыту производимой ими
продукции.
80. Управление объединения для выполнения
возложенных на него функций может заключать с управлениями других объединений,
с предприятиями, хозрасчетными снабженческо - сбытовыми,
а также оптовыми торгующими организациями соглашения (договоры), как правило
долгосрочные, о специализации и кооперировании производства, об организации
хозяйственных связей, о проведении совместных хозяйственных мероприятий, об
установлении порядка и сроков представления сводных перспективных и годовых
заказов и заявок на продукцию, о количестве и групповом ассортименте
(номенклатуре) продукции, подлежащей изготовлению предприятиями и
организациями, входящими в состав объединения.
Порядок организации хозяйственных связей
и представления заказов и заявок на продукцию, распределяемую в плановом
порядке, устанавливается в соглашениях (договорах) в соответствии с действующим
законодательством. Последствия нарушения условий такого соглашения (договора),
в том числе имущественная ответственность, определяются действующим
законодательством и соглашением (договором) сторон.
Права и обязанности в области кадров, труда
и заработной платы
81. Управление
объединения осуществляет подбор и расстановку входящих в номенклатуру
объединения руководящих кадров предприятий и организаций, а также управления
объединения, разрабатывает и осуществляет мероприятия по созданию и подготовке
на предприятиях и в организациях резерва кадров для выдвижения на руководящие
должности, определяет текущую и перспективную потребность предприятий и
организаций в специалистах с высшим и средним специальным образованием и в
квалифицированных рабочих, организует подготовку квалифицированных
рабочих для работы на предприятиях и в организациях, входящих в состав
объединения.
82. Управление объединения осуществляет
мероприятия по укреплению учебно - материальной базы профессионально -
технических учебных заведений, организованных на базе предприятий объединения,
обеспечивает своевременную подготовку предприятий и организаций к приему выпускников
общеобразовательных школ и молодых рабочих, оканчивающих профессионально -
технические учебные заведения, а также обеспечивает создание им необходимых
условий для работы.
83. Управление объединения обеспечивает
на предприятиях и в организациях, входящих в его состав, разработку и
проведение мероприятий по повышению производительности труда, внедрению научной
организации труда и производства, совершенствованию форм, методов и структуры
управления; обеспечивает проведение работ по нормированию труда, пересмотру
норм выработки (времени), нормативов численности и норм обслуживания, по
внедрению типовых проектов организации рабочих мест, осуществляет мероприятия
по технике безопасности, улучшению и оздоровлению условий труда.
Управление
объединения обеспечивает правильное применение действующих условий оплаты труда
и премирования на предприятиях и в организациях, входящих в состав объединения,
и правильное соотношение между ростом производительности труда и ростом средней
заработной платы, а также осуществляет контроль за расходованием фонда
заработной платы, фонда материального поощрения и других поощрительных фондов
на предприятиях и в организациях, входящих в состав объединения.
В управлении объединения может
образовываться резерв по фонду заработной платы. Размер резерва определяется
вышестоящим органом в пределах резерва, установленного для этого органа.
84. Управление объединения может давать
предприятиям и организациям, входящим в состав объединения, разрешения на
покрытие допущенного перерасхода фонда заработной платы (по основной
деятельности и капитальному строительству) за счет резерва по фонду заработной
платы текущего года, а также за счет абсолютной экономии фонда заработной
платы, полученной объединением в целом за год.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 07.09.1976 N 727)
85. Управление
объединения может разрешать входящим в его состав предприятиям и организациям,
на которые распространяется действие Положения о социалистическом
государственном производственном предприятии, а также научно -
исследовательским, конструкторским, технологическим, проектным, изыскательским
организациям и вычислительным центрам использовать установленную решениями
Правительства СССР часть планового фонда заработной платы этих предприятий,
организаций и центров для установления отдельным категориям работников
(предусмотренных действующим законодательством) надбавок к заработной плате
в размере до 30 процентов их должностных окладов.
86. Управление
объединения может разрешать в отдельных случаях предприятиям, входящим в состав
объединения, устанавливать высококвалифицированным рабочим, занятым на особо
важных и ответственных работах, взамен тарифных ставок оклады в размере до 200
рублей в месяц (но не выше должностных окладов мастеров с учетом 30-процентной
надбавки) в пределах планового фонда заработной платы предприятия, расходуя на
указанные цели не более 0,2 процента этого фонда.
87. Управление
объединения может сохранять в отдельных случаях за квалифицированными рабочими
и инженерно - техническими работниками предприятий и организаций, входящих в
состав объединения, при переводе их на вновь вводимые в действие предприятия
или цехи предприятий объединения среднюю заработную плату на период освоения
производства, но не более чем на 6 месяцев, если заработная плата на новом
месте работы ниже их заработка, получаемого по прежнему месту работы, а
также сохранять действующие условия оплаты труда за работниками отдельных
предприятий и организаций, временно направляемыми в установленном порядке на
другие предприятия или в организации объединения для выполнения специальных
работ, но не более чем на 6 месяцев.
88. Управление объединения устанавливает
по согласованию с профсоюзным органом показатели и условия премирования
руководящих работников предприятий и организаций, входящих в состав
объединения, размеры премий и разрешает выплату указанным работникам премий и
вознаграждений за общие результаты работы по итогам за год в соответствии с
действующими положениями о премировании и выплате вознаграждения.
89. Управление объединения:
а) утверждает расчеты годового
экономического эффекта от внедрения новой техники (включая научную организацию
труда) и устанавливает предприятиям и организациям, входящим в состав
объединения, суммы единовременных премий за создание и внедрение новой техники,
выплачиваемых за счет средств централизованного фонда, образуемого в
объединении для этой цели;
б) производит премирование и дает
предприятиям и организациям, входящим в состав объединения, разрешение на
выплату премий за создание и внедрение новой техники, за исключением случаев,
когда в соответствии с действующим законодательством такое премирование
осуществляется предприятиями и организациями самостоятельно.
90. Управление объединения выплачивает в
порядке, установленном действующим законодательством, вознаграждение за
изобретения и рационализаторские предложения и премии за содействие внедрению
изобретений и рационализаторских предложений.
91. Начальник объединения может разрешать
работникам управления объединения, а также работникам предприятий и организаций,
входящих в состав объединения, командировки в порядке, установленном
действующим законодательством.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 17.01.1980 N 49)
92. Управление объединения утверждает
предприятиям и организациям, входящим в состав объединения, предельные
ассигнования на содержание аппарата управления в пределах ассигнований,
установленных на эти цели вышестоящим органом по объединению в целом.
93. Управление объединения по
предприятиям и организациям, которые входят в состав объединения и на которые
не распространяется действие Положения о социалистическом государственном
производственном предприятии:
а) утверждает
структуру и штаты предприятий и организаций в соответствии с типовыми
структурами и штатами, в пределах установленных объединению фонда заработной
платы и предельных ассигнований на содержание аппарата управления, с
соблюдением схем должностных окладов и в пределах фонда заработной платы
соответствующих предприятий и организаций, исчисленного по средним ставкам схем
должностных окладов.
Сметы расходов на содержание аппарата
управления и штатные расписания предприятий и организаций подлежат последующей
регистрации в соответствующих финансовых органах, за исключением предприятий и
организаций, освобожденных от такой регистрации в соответствии с решениями
Правительства СССР;
б) устанавливает и изменяет должностные
оклады (ставки) отдельных работников предприятий и организаций, с соблюдением
схем должностных окладов и в пределах фонда заработной платы данного предприятия
(организации), исчисленного по средним ставкам схем должностных окладов;
в) утратил силу. - Постановление Совмина
СССР от 04.12.1981 N 1145.
94. Управление объединения может
утверждать по согласованию с профсоюзным органом единые нормы выработки (времени),
нормативы численности и нормы обслуживания для применения в установленном
порядке на предприятиях и в организациях, входящих в состав объединения, при
отсутствии аналогичных отраслевых и межотраслевых норм и нормативов.
95. Управление
объединения организует совместно с профсоюзной и другими общественными
организациями работу по широкому привлечению трудящихся к управлению
производством, развитию социалистического соревнования и движения за
коммунистический труд, по осуществлению планов социального развития коллективов
предприятий и организаций, входящих в состав объединения, по заключению
коллективных договоров и контролю за ходом выполнения принятых в них
обязательств.
96. В объединении могут осуществляться
централизованно работы по научной организации труда и другие работы в области
труда и заработной платы.
Права и обязанности в области финансов, кредита,
учета и отчетности
97. Управление
объединения организует на предприятиях и в организациях, входящих в состав
объединения, финансовую работу, проводит мероприятия по укреплению
хозяйственного расчета, повышению рентабельности, обеспечивает сохранность,
целевое и эффективное использование всех оборотных средств и ускорение их
оборачиваемости, своевременное осуществление расчетов с бюджетом, банками и
поставщиками, а также с рабочими и служащими по заработной плате.
98. Расчеты с государственным бюджетом по
платежам из прибыли производятся предприятиями и организациями, входящими в
состав объединения, или могут производиться управлением объединения централизованно
по результатам производственно - хозяйственной деятельности объединения в целом
в порядке, устанавливаемом Министерством финансов СССР по согласованию с
соответствующим министерством (ведомством).
99. В объединении могут централизованно
осуществляться финансовые операции предприятий и организаций, входящих в состав
объединения, включая расчеты с поставщиками и покупателями за продукцию, а
также за выполненные работы и оказанные услуги.
100. Управление объединения открывает в
установленном порядке в учреждениях банков расчетные и другие счета и совершает
по ним соответствующие операции.
101. Управление
объединения может давать учреждениям Госбанка СССР и Стройбанка СССР поручения
на бесспорное списание со счетов предприятий и организаций, входящих в состав
объединения, средств, подлежащих перечислению управлению объединения, средств,
предусмотренных к изъятию в порядке перераспределения по финансовым планам,
излишков собственных оборотных средств по годовым отчетам или образовавшихся
при изменении норматива собственных оборотных средств в связи с изменением
производственного плана, а также средств, полученных предприятиями и
организациями из централизованных фондов и резервов на условиях возврата и не
возвращенных в установленные сроки.
102. Управление объединения:
а) возмещает
недостаток собственных оборотных средств по объединению в целом в результате
невыполнения плана прибыли и осуществления сверхплановых расходов,
финансируемых из прибыли, в течение трех лет за счет выполнения устанавливаемых
министерствами и ведомствами заданий по получению дополнительной прибыли от
проведения организационно - технических мероприятий, а также за счет части
сверхплановой прибыли, подлежащей направлению на эту цель в установленном
порядке, и уменьшения отчислений от
прибыли в фонды экономического стимулирования в размере 30 процентов;
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 04.06.1974 N 464)
б) проверяет с участием представителей
финансовых органов и учреждений банков работу входящих в состав объединения
предприятий и организаций, переведенных на особый режим кредитования, и по
результатам этих проверок принимает неотложные меры к улучшению хозяйственно -
финансовой деятельности этих предприятий и организаций.
103. Управление объединения представляет
в установленном порядке в учреждения Госбанка СССР и Стройбанка СССР, а также
вышестоящему органу заявки на необходимые объединению кредиты и оставляет в
своем распоряжении резерв от суммы кредитов, установленных кредитными планами.
Размер резерва определяется вышестоящим органом в пределах резерва,
установленного для этого органа.
Управление объединения может пользоваться
банковским кредитом по централизованно осуществляемым в объединении
мероприятиям и несет ответственность за целевое использование кредита и
своевременный возврат его.
Управление объединения может выдавать
учреждениям Госбанка СССР и Стройбанка СССР гарантии по кредитным
обязательствам предприятий и организаций, входящих в состав объединения.
104. Управление объединения обеспечивает
разработку проектов оптовых цен и тарифов, утверждает в порядке, установленном
действующим законодательством, оптовые цены и тарифы на отдельные виды
продукции (работы, услуги, отходы производства), производимой предприятиями и
организациями, входящими в состав объединения, несет ответственность за
соблюдение этими предприятиями и организациями государственной дисциплины цен.
105. Управление объединения может
списывать со своего баланса здания, сооружения, машины, оборудование,
транспортные средства и другое имущество, относящееся к основным средствам, до
истечения амортизационного срока их службы в тех случаях, когда они пришли в
негодность вследствие аварий или стихийных бедствий.
В иных случаях списание с баланса
управления объединения имущества, указанного в абзаце первом настоящего пункта,
производится с разрешения министерства (ведомства).
Управление объединения может разрешать
входящим в его состав объединениям, предприятиям и организациям списывать
имущество, относящееся к основным средствам, в случаях, когда такое право им не
предоставлено.
(с изм. и доп., внесенными Постановлением
Совмина СССР от 11.04.1985 N 299)
106. Управление
объединения ведет в порядке, устанавливаемом Министерством финансов СССР и ЦСУ
СССР, бухгалтерский и статистический учет и составляет отчетность, представляет
соответствующим органам в установленные сроки сводные отчеты и балансы по всем
видам производственно - хозяйственной деятельности объединения в целом,
организует и контролирует бухгалтерский и статистический учет, составление и
своевременное представление предприятиями и организациями, входящими в состав
объединения, отчетности по утвержденным формам и показателям и
обеспечивает ее достоверность, получает бухгалтерскую и статистическую
отчетность, проводит мероприятия по дальнейшему совершенствованию первичной
документации и первичного учета, по механизации счетно - вычислительных работ и
внедрению прогрессивных методов учета.
107. Управление объединения рассматривает
и утверждает бухгалтерские отчеты и балансы предприятий и организаций, входящих
в состав объединения.
108. В объединении могут централизованно
осуществляться счетно - вычислительные работы, бухгалтерский и статистический
учет и организация отчетности.
В объединении может быть создан
объединенный архив для хранения документальных материалов предприятий и
организаций, входящих в состав объединения.
Права и обязанности всесоюзного промышленного
объединения
в области внешнеэкономической деятельности
109. Управление всесоюзного промышленного
объединения:
а) подготовляет и представляет в
соответствующее министерство (ведомство) СССР предложения о сотрудничестве с
организациями стран - членов СЭВ в области специализации и кооперирования
производства продукции по номенклатуре объединения;
б) с разрешения
соответствующего министерства (ведомства) СССР и по согласованию с
Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике осуществляет
научно - технические связи с организациями зарубежных стран и заключает с ними
соглашения о проведении научно - исследовательских и проектно - конструкторских
работ, об использовании результатов научных исследований и технических
разработок, обмене технической документацией и опытом;
в) с разрешения в каждом отдельном случае
Совета Министров СССР по представлению соответствующего министерства
(ведомства) СССР вступает в переговоры об участии в международных хозяйственных
организациях стран - членов СЭВ и заключает соответствующие соглашения.
Управление всесоюзного промышленного
объединения обеспечивает выполнение принятых на себя обязательств, вытекающих
из соглашений, заключенных им с зарубежными организациями, и несет
имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих
обязательств.
110. Управление всесоюзного промышленного
объединения:
а) подготовляет и
вносит в соответствующее министерство (ведомство) СССР предложения о поставке
для экспорта продукции, производимой предприятиями и организациями, входящими в
состав объединения, о расширении выпуска данной продукции и специализации для
этих целей отдельных предприятий объединения, об импорте специализируемой
продукции по номенклатуре объединения для обеспечения нужд народного хозяйства,
а также об импорте товаров, необходимых для производственной деятельности
объединения;
б) рассматривает заявки предприятий и
организаций, входящих в состав объединения, на закупку за границей товаров за
счет полученных ими в установленном порядке валютных отчислений, представляет
внешнеторговым организациям обобщенное поручение на импорт таких товаров,
осуществляет в централизованном порядке расчеты, связанные с импортом их;
в) подготовляет для внешнеторговых
организаций исходные материалы в целях рекламы продукции, производимой для
экспорта предприятиями и организациями, входящими в состав объединения;
г) принимает участие в работе созданных
во внешнеторговых организациях советов по вопросам экспорта товаров <*>;
--------------------------------
<*> См. Постановление Совмина СССР
от 31.05.1978 N 416.
д) обеспечивает в установленном порядке
разработку необходимой технической документации на поставляемые за границу
машины, оборудование и приборы, поставку запасных частей к ним, оснащение
организуемых за границей станций технического обслуживания, складов запасных
частей, мастерских по ремонту и учебных центров необходимым оборудованием;
обеспечивает работу школ, курсов и учебных центров, организуемых в СССР для обучения иностранных специалистов правилам
эксплуатации, технического обслуживания и ремонта машин, оборудования и
приборов.
111. Управление всесоюзного промышленного
объединения несет ответственность:
а) за выполнение
плана производства продукции для экспорта и за поставку ее в соответствии с
заказами - нарядами внешнеторговых организаций и министерств (ведомств) -
генеральных поставщиков, выдаваемыми в установленном порядке управлению
объединения или предприятиям и организациям, входящим в состав объединения (по
специализируемой продукции заказы - наряды выдаются на основании заключенных
внешнеторговых контрактов), а также за обеспечение патентной чистоты экспортной
продукции;
б) за своевременную выдачу внешнеторговым
организациям в соответствии с действующим законодательством поручений на импорт
товаров для предприятий и организаций, входящих в состав объединения, в тех
случаях, когда управление объединения является заказчиком товаров;
в) за своевременное и высококачественное
выполнение проектно - конструкторских работ (в частности по
нестандартизированному оборудованию), осуществляемых предприятиями и
организациями, входящими в состав объединения, и подготовку соответствующей
проектно - конструкторской документации для реализации за рубежом;
г) за своевременный подбор и
командирование за границу по заявкам внешнеторговых организаций и министерств
(ведомств) генеральных поставщиков советских специалистов для оказания
технического содействия и организации технического обслуживания машин,
оборудования и приборов.
112. Управление всесоюзного промышленного
объединения в установленном порядке:
а) осуществляет работу, связанную с
патентованием изобретений и промышленных образцов и регистрацией товарных
знаков за границей, а также контролирует проведение этой работы предприятиями и
организациями, входящими в состав объединения;
б) подготовляет и с разрешения
соответствующего министерства (ведомства) СССР
представляет предложения о продаже за границу лицензий и технической
документации, несет перед внешнеторговыми организациями имущественную
ответственность за ненадлежащее качество и отсутствие патентной чистоты
предмета проданной лицензии, а также за невыполнение относящихся к объединению
обязательств по лицензионным соглашениям;
в) подготовляет и представляет в
соответствующее министерство (ведомство) СССР предложения о приобретении лицензий
у иностранных организаций.
Представители объединения совместно с
внешнеторговыми организациями принимают участие в переговорах с иностранными
организациями и фирмами о продаже и закупке лицензий.
113. Управление всесоюзного промышленного
объединения при оказании Советским Союзом технического содействия зарубежным
странам в строительстве и эксплуатации промышленных и иных объектов
осуществляет в установленном порядке функции поставщика продукции по
номенклатуре объединения по заказам - нарядам внешнеторговых организаций и
министерств (ведомств) - генеральных поставщиков.
V. Контроль,
проверка и ревизия деятельности
объединения
114. Проверка и ревизия деятельности
объединения производятся вышестоящим органом и другими органами в порядке,
установленном действующим законодательством.
115. Управление объединения осуществляет
систематический контроль за всеми сторонами
производственной и финансово - хозяйственной деятельности предприятий и
организаций, входящих в состав объединения.
Управление объединения осуществляет
проверку и регулярно проводит ревизии производственной и финансово -
хозяйственной деятельности предприятий и организаций, входящих в состав
объединения, обеспечивает всесторонний анализ их хозяйственной деятельности,
сохранность денежных средств и материальных ценностей, соблюдение режима
экономии.
VI. Реорганизация и
ликвидация объединения
116. Реорганизация (слияние,
присоединение, разделение и выделение) и ликвидация объединения производятся по
решению органа, правомочного создавать соответствующее объединение.
117. В случае слияния объединений фонды,
резервы и другое имущество, закрепленные за управлениями объединений, переходят
к управлению нового объединения, возникшего в результате слияния.
При присоединении одного объединения к
другому к управлению последнего переходят фонды, резервы и другое имущество,
закрепленные за управлением присоединяемого объединения.
118. В случае разделения объединения к
управлениям возникших в результате этого разделения новых объединений переходят
по разделительному акту (в соответствующих частях) фонды, резервы и другое
имущество, закрепленные за управлением реорганизованного объединения.
При выделении из объединения одного или
нескольких новых объединений к управлениям выделяющихся объединений переходят
по разделительному акту (в соответствующих частях) фонды, резервы и другое
имущество, закрепленные за управлением реорганизованного объединения.
Разделительный акт утверждается
вышестоящим органом.
119. При передаче отдельных предприятий и
организаций, входящих в состав объединения, другим объединениям или
организациям передаются также по разделительному акту (в соответствующих
частях) фонды, резервы и другое имущество, закрепленные за управлением
объединения.
Разделительный акт утверждается
соответствующими вышестоящими органами.
120. В случае ликвидации объединения закрепленные за управлением объединения фонды,
резервы и другое имущество передаются организациям по указанию соответствующего
вышестоящего органа.
* *
*
121. Управление объединения имеет печать
с изображением Государственного герба СССР (или Государственного герба союзной
республики) и со своим наименованием.