СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ВСЕСОЮЗНЫЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 1973 г. N 341
О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА
В решениях XXIV съезда КПСС указано, что
важнейшим фактором дальнейшего подъема материального и культурного уровня жизни
советского народа является ускорение роста производительности труда.
Одним из необходимых условий повышения
производительности труда в общественном производстве в настоящее время должно
быть коренное улучшение нормирования труда в народном хозяйстве.
За последние годы проведена определенная
работа по совершенствованию нормирования труда, расширению сферы его
применения, разработке прогрессивных нормативов, позволяющих устанавливать
технически обоснованные нормы трудовых затрат для многих категорий работников.
В угольной и текстильной промышленности, в основных производствах черной и
цветной металлургии, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, а также в
строительстве широко применяются единые, типовые и другие технически
обоснованные нормы выработки и нормы обслуживания, разработанные с учетом более
эффективного использования техники и передового опыта в области улучшения
организации труда.
Опыт передовых
предприятий, в частности Горьковского автомобильного завода, Ленинградского
оптико-механического объединения, Магнитогорского металлургического и Щекинского химического комбинатов, Клинского комбината
химического волокна, объединения "Башнефтехимзаводы",
Тираспольской швейной и Калининской шелкоткацкой фабрик и других, показывает,
что внедрение технически обоснованных норм трудовых затрат в сочетании с
совершенствованием организации и оплаты труда, усилением материального и
морального стимулирования работников обеспечивает более высокие темпы роста
производительности труда, лучшее
использование оборудования и производственных мощностей, сокращение сроков
освоения производства новой продукции.
Вместе с тем в нормировании труда имеются
серьезные недостатки.
На многих предприятиях, особенно на
вспомогательных работах, все еще широко применяются нормы, рассчитанные по
устаревшим нормативам, или опытно-статистические нормы, которые, как правило,
значительно перевыполняются. Вследствие применения этих заниженных норм
имеющиеся недостатки в организации труда и производства своевременно не
вскрываются, не полностью используются ресурсы и возможности предприятий и
организаций, снижается роль тарифной системы в государственном регулировании
заработной платы, порождаются уравниловка и разнобой в оплате труда.
Крайне недостаточно осуществляется нормирование труда в отношении рабочих-повременщиков,
а также служащих и инженерно-технических работников.
Крупные недостатки имеются в практике
пересмотра норм. На многих предприятиях не разрабатываются календарные планы
пересмотра норм и эта работа не увязывается с
проведением организационно-технических мероприятий, обеспечивающих повышение
производительности труда. В результате нередко нормы, несмотря на совершенствование
технологии, улучшение организации труда и производства, внедрение нового, более
производительного оборудования, не пересматриваются в течение длительного
времени. Вместе с тем имеют место и такие факты, когда нормы выработки
повышаются механически, без достаточного основания.
Еще мало участвуют в разработке и
проведении мероприятий по совершенствованию нормирования труда рабочие,
мастера, технологи. Недостаточно привлекаются к этой работе соответствующие
общественные организации.
Министерства и
ведомства СССР, Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда
и заработной платы, Госстрой СССР, центральные комитеты, республиканские,
краевые и областные советы профсоюзов ослабили контроль за работой по
совершенствованию нормирования труда, не уделяют должного внимания
осуществлению эффективных мер по планомерному улучшению нормирования труда,
устранению существенных различий в уровне норм, применяемых в одинаковых
производственных условиях, более широкому внедрению прогрессивных межотраслевых и отраслевых нормативов по труду, разработанных в
централизованном порядке.
Недостатки в нормировании труда являются
одной из причин перерасхода фонда заработной платы и нарушения правильных
соотношений между ростом производительности труда и ростом заработной платы на
предприятиях и в организациях.
Придавая большое значение дальнейшему
улучшению нормирования труда в отраслях народного хозяйства, Совет Министров
СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов постановляют:
1. Считать одной из
важнейших задач министерств и ведомств, предприятий и организаций, центральных
комитетов, советов, фабрично-заводских и местных комитетов профсоюзов
дальнейшее улучшение нормирования труда, широкое применение на каждом
предприятии и в организации технически обоснованных норм трудовых затрат,
являющихся действенным средством использования резервов производства и
дальнейшего повышения его эффективности, ускорения научно-технического
прогресса, обеспечения выполнения предусмотренных народнохозяйственными планами
заданий по росту производительности труда.
Технически обоснованные нормы должны на
деле стать основой планирования производства, средством наиболее полного
претворения в жизнь социалистического принципа оплаты по труду.
2. Обязать руководителей предприятий и
организаций обеспечить совместно с комитетами профсоюзов:
значительное увеличение на предприятиях и
в организациях удельного веса технически обоснованных норм выработки и
обслуживания и нормированных заданий, рассчитанных на основе межотраслевых,
отраслевых и других, более прогрессивных нормативов по труду, обратив особое
внимание на расширение технического нормирования труда рабочих-повременщиков, а
также наиболее массовых категорий инженерно-технических работников и служащих;
своевременную замену норм выработки и
обслуживания новыми нормами по мере проведения организационно-технических
мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда; систематическую
проверку действующих норм с целью выявления и пересмотра ошибочно
установленных, а также устаревших норм выработки и обслуживания на работах,
трудоемкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации
производства и труда, увеличения объема производства, роста профессионального
мастерства и совершенствования производственных навыков рабочих и служащих;
принятие в коллективных договорах
взаимных обязательств администрации и рабочих и служащих по снижению
трудоемкости продукции, повышению уровня нормирования и производительности
труда, включение в техпромфинпланы (стройфинпланы) предприятий и организаций
согласованных с профсоюзными органами календарных планов пересмотра норм труда
с учетом осуществления организационно-технических мероприятий, результатов
проверки действующих норм и обеспечения выполнения установленных в годовых и
пятилетнем планах заданий по росту производительности труда;
материальное стимулирование
перехода на работу по технически обоснованным нормам выработки, времени и
обслуживания путем премирования рабочих, мастеров и других
инженерно-технических работников за снижение нормированной трудоемкости
изделий, за выполнение и перевыполнение технически обоснованных норм выработки,
а также путем более широкого применения дополнительной оплаты труда при
освоении новых норм выработки, времени и обслуживания в соответствии с
действующим порядком; развитие
коллективных форм организации и оплаты труда по конечным результатам работы;
систематическое
повышение квалификации рабочих и служащих и обучение их передовым приемам и
методам труда, создание необходимых условий для выполнения установленных норм
выработки и норм обслуживания всеми рабочими и служащими, дальнейшего
расширения многостаночного обслуживания и совмещения профессий; повышение роли
и ответственности мастера и технолога в деле разработки, внедрения, пересмотра
и освоения норм выработки;
усиление работы по
разъяснению значения улучшения нормирования труда для ускорения темпов роста
производительности его и дальнейшего подъема материального благосостояния
народа; широкое привлечение к участию в работе по разработке, внедрению и
освоению технически обоснованных норм труда профсоюзного актива, передовиков и
новаторов производства, систематическое обсуждение этих вопросов на рабочих
собраниях и производственных совещаниях.
Руководителям
предприятий и организаций совместно с комитетами профсоюзов принять необходимые
меры к тому, чтобы при повышении в соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС
минимального размера заработной платы рабочих и служащих с одновременным
увеличением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий
работников на каждом предприятии и в организации были разработаны и
осуществлены мероприятия по коренному улучшению нормирования и максимальному
ускорению роста производительности
труда.
3. Министерствам и ведомствам СССР,
Советам Министров союзных республик, Государственному комитету Совета Министров
СССР по вопросам труда и заработной платы, центральным комитетам,
республиканским, краевым и областным советам профсоюзов:
разработать и осуществить систему мер по
усилению контроля за состоянием нормирования труда и
своевременным пересмотром норм на предприятиях и в организациях, добиваться
широкого внедрения технически обоснованных норм и нормативов, обеспечить более
прогрессивный их уровень, обобщать практику пересмотра норм выработки на
передовых предприятиях и в организациях и распространять их опыт;
осуществлять систематический контроль за
внедрением на предприятиях и в организациях
разработанных в централизованном порядке нормативов и норм, добиваясь на этой
основе единого уровня норм на аналогичных работах при одинаковых
производственных условиях;
учитывать при подведении итогов
социалистического соревнования выполнение заданий по снижению нормированной
трудоемкости изделий и мероприятий по улучшению нормирования труда;
совершенствовать порядок утверждения
нормативов по труду, систему обеспечения этими нормативами и обязательного
применения их, принять меры к дальнейшему развитию научной и
нормативно-исследовательской работы в области организации и нормирования труда,
улучшить структуру сети соответствующих межотраслевых и отраслевых
нормативно-исследовательских организаций, планирование и координацию их
деятельности;
укрепить нормативно-исследовательские
организации по труду, а также предприятия и организации квалифицированными
кадрами нормировщиков.
4. Министерствам и ведомствам СССР и
Советам Министров союзных республик:
завершить в 1973 году с учетом опыта
передовых предприятий и организаций разработку отраслевых нормативов
численности инженерно-технических работников и служащих для предприятий и
организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и
связи, с тем чтобы перейти начиная с 1974 года к
определению численности указанных работников и расходов на их содержание на
основе нормативов;
шире применять научно обоснованные
нормативы трудовых затрат при планировании фонда заработной платы по
предприятиям и организациям;
повысить ответственность руководящих
работников предприятий и организаций за состояние нормирования труда, лишать их
полностью или частично премий за невыполнение календарных планов пересмотра
норм и предусмотренных в коллективных договорах обязательств администрации по
снижению нормированной трудоемкости изделий, повышению уровня нормирования и
производительности труда.
5. В целях создания
необходимых условий для постоянного совершенствования нормирования и оплаты труда
Госплану СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам
труда и заработной платы, Министерству финансов СССР и Госстрою СССР совместно
с ВЦСПС предусматривать при разработке проектов пятилетних народнохозяйственных
планов размеры, порядок и сроки изменения тарифных условий оплаты труда в
соответствии с планируемым ростом заработной платы, с тем чтобы не
допускать уменьшения удельного веса тарифа в заработной плате рабочих и
занижения норм выработки.
6. Обязать Госстрой СССР совместно с
соответствующими министерствами и ведомствами:
усилить контроль за
работой научно-исследовательских институтов, проектных и
нормативно-исследовательских организаций по совершенствованию организации,
нормирования и оплаты труда в строительстве;
разработать с учетом совершенствования
организации строительного производства, достижений науки и техники
прогрессивные нормативы численности (нормы обслуживания) рабочих-повременщиков,
занятых на вспомогательных работах и в подсобных производствах строительных организаций;
обеспечить с участием соответствующих
профсоюзных органов систематическую проверку, уточнение и пересмотр единых,
ведомственных и местных норм выработки, своевременную разработку технически
обоснованных норм на новые виды работ в строительстве.
7. Министерству высшего и среднего
специального образования СССР, другим министерствам и ведомствам СССР и Советам
Министров союзных республик:
расширить
подготовку в высших и средних специальных учебных заведениях специалистов по
экономике и организации труда и производства, исходя из рассчитанной совместно
с Госпланом СССР потребности в этих специалистах, предусмотрев их специализацию
по организации и нормированию труда для различных отраслей народного хозяйства;
расширить в учебных программах подготовки
инженеров и техников всех специальностей курс по изучению вопросов организации
и нормирования труда;
увеличить прием специалистов предприятий
и организаций на факультеты повышения квалификации при высших
учебных заведениях в целях переподготовки их для работы по организации и
нормированию труда. Переподготовку указанных специалистов производить в
порядке, установленном Постановлением Совета Министров СССР от 6 июня 1967 г. N
515.
Государственному
комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с
Министерством высшего и среднего специального образования СССР и другими
министерствами и ведомствами СССР разработать для отраслевых институтов и
курсов систему повышения квалификации руководителей служб и специалистов по
организации и нормированию труда, предусматривающую рациональные формы, методы
и периодичность обучения.
8. ЦСУ СССР по согласованию с
Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной
платы, Госстроем СССР и ВЦСПС внести необходимые изменения в действующую
отчетность о выполнении норм выработки и ввести уточненную отчетность с 1974
года.
9. Государственному комитету Совета
Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли расширить
выпуск учебной, научной, справочной и популярной литературы по вопросам
организации, нормирования и оплаты труда.
Министерствам и ведомствам СССР принять
меры к более широкому освещению в отраслевой периодической печати передового
опыта по внедрению научной организации труда и технически обоснованных норм
выработки и норм обслуживания, практики пересмотра этих норм и применения более
эффективных систем оплаты труда.
10. Госплану СССР и Государственному
комитету Совета Министров СССР по науке и технике совместно с министерствами и
ведомствами СССР предусматривать в планах проектирование и производство в
необходимых количествах приборов, аппаратуры и средств вычислительной техники для
изучения трудовых процессов и расчета технически обоснованных норм трудовых
затрат.
Государственному
комитету Совету Министров СССР по вопросам труда и заработной платы в
3-месячный срок определить перечень указанных приборов, аппаратуры и средств
вычислительной техники, выявить на основе заявок министерств и ведомств
потребность народного хозяйства в них на 1974 - 1975 годы и представить
предложения о проектировании и изготовлении их в Госплан СССР и Государственный
комитет Совета Министров СССР по науке и технике.
11. Государственному
комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Академии
наук СССР и Министерству здравоохранения СССР совместно с ВЦСПС и с
привлечением соответствующих министерств и ведомств в целях повышения уровня
научного обоснования норм трудовых затрат в условиях научно-технического
прогресса обеспечить расширение научных исследований в области
организационно-технических, физиологических и психологических основ
нормирования труда и разработку методов их практического применения.
Председатель
Совета Министров СССР
А.КОСЫГИН
Председатель ВЦСПС
А.ШЕЛЕПИН