| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

 

ПРИКАЗ

от 26 июня 1973 г. N 484

 

О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ РАБОТЫ АПТЕК

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

За последние годы лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений значительно улучшилось, увеличилось число аптек, укрепилась их материальная база, значительно возрос объем продукции, выпускаемой медицинской промышленностью, в том числе выпуск медикаментов в виде готовых лекарственных форм.

В связи с расширением сети больниц, их укрупнением, организацией многочисленных специализированных отделений, развитием центров реанимации и палат интенсивной терапии, широким внедрением в практику высокоэффективных лекарственных средств неизмеримо возросла роль аптек в работе больниц, в постановке и уровне лечебно-диагностического процесса.

В настоящее время число аптек в составе больничных учреждений составляет 4084.

Министерством здравоохранения СССР в 1971 - 1972 гг. была проверена работа аптек лечебно-профилактических учреждений ряда областей РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Казахской ССР, а также Литовской, Латвийской, Молдавской, Киргизской союзных республик.

Проверкой установлено, что в работе аптек лечебно-профилактических учреждений за последние годы произошли некоторые качественные сдвиги, несколько улучшилось оснащение их мебелью, оборудованием.

Во всех республиканских и областных аптекоуправлениях соблюдается принцип первоочередного обеспечения лечебно-профилактических учреждений медикаментами и другими товарами аптечного ассортимента, независимо от наличия аптек в этих учреждениях.

Значительная работа по совершенствованию деятельности аптек лечебно-профилактических учреждений и улучшению качества лекарственного обеспечения стационарных больных проводится Министерством здравоохранения Украинской ССР, его Главным аптечным управлением и местными органами здравоохранения.

Областные отделы здравоохранения и аптечные управления Украинской ССР проводят большую работу по оснащению указанных аптек мебелью и оборудованием; значительно выросла сеть межбольничных аптек.

Развитию сети аптек лечебно-профилактических учреждений и улучшению их работы уделяют внимание органы здравоохранения и аптечные управления отдельных краев и областей других союзных республик.

Вместе с тем в работе аптек лечебно-профилактических учреждений ряда союзных и автономных республик, краев и областей имеется еще много существенных недостатков, аптечные управления и главные врачи ряда лечебно-профилактических учреждений мало вникают в деятельность этих аптек и не уделяют должного внимания их работе.

Площади большинства аптек не соответствуют утвержденным нормативам и объему выполняемых работ.

В Молдавской, Казахской, Киргизской союзных республиках, Сумской области УССР при проверке установлено, что нет ни одной аптеки лечебно-профилактического учреждения, площади которой соответствовали бы действующим нормативам.

В Белорусской ССР соответствовали нормативам площади лишь 3 аптек из 172; в Латвийской ССР 3 из 39; в Литовской ССР 5 из 53. В Азербайджанской ССР большинство аптек также размещено в помещениях, не отвечающих нормативам.

При увеличении мощности лечебно-профилактических учреждений за счет строительства новых корпусов объем работы аптек значительно увеличивается, однако площади, занимаемые аптеками, в большинстве случаев остаются неизменными.

Зачастую аптеки расположены в непригодных для эксплуатации помещениях. В то же время в таких аптеках нерегулярно проводится капитальный и текущий ремонт помещений.

Во многих аптеках лечебно-профилактических учреждений проверкой выявлены грубые нарушения инструкций по изготовлению и контролю лекарств, о порядке хранения, учета, прописывания, отпуска и применения ядовитых, наркотических и сильнодействующих веществ, о порядке изготовления и контроля качества инъекционных растворов и дистиллированной воды и др. инструкций, утвержденных приказами Министерства здравоохранения СССР. Это является следствием отсутствия должного контроля за работой больничных аптек со стороны аптечных управлений.

В большинстве проверенных аптек отсутствовали надлежащие условия для правильного хранения медикаментов. Плохо поставлен контроль за своевременным использованием препаратов с ограниченным сроком годности. Еще не во всех аптеках созданы необходимые условия для сохранности ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств.

Оформление результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей в ряде проверенных аптек Латвийской ССР проводилось некачественно, с нарушением "Основных положений по инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов" Министерства финансов СССР.

Органы здравоохранения и руководители аптечных управлений мало внимания уделяют вопросам повышения квалификации и усовершенствованию знаний фармацевтических работников больничных аптек.

В работе больничных аптек слабо используются достижения передовых коллективов, аптек-школ передового опыта.

Наличие серьезных недостатков в работе аптек лечебно-профилактических учреждений объясняется тем, что главные врачи отдельных лечебно-профилактических учреждений не придают должного значения работе этих аптек и их роли в организации лечебного процесса, а руководители органов здравоохранения не принимают должных мер по ликвидации грубейших недостатков, имеющих место в работе аптек.

Санитарно-эпидемиологические станции недостаточно осуществляют контроль за санитарным состоянием и размещением больничных аптек, нерегулярно проводят выборочный бактериологический контроль дистиллированной воды для инъекций; инъекционных растворов и других лекарств, подлежащих такому контролю в соответствии с Приказом по Министерству здравоохранения СССР N 573 от 30.11.1962.

Республиканские, краевые, областные аптечные управления также ослабили контроль за работой аптек лечебно-профилактических учреждений и качеством приготовляемых в них лекарств; явно недостаточно принимают меры, направленные на ликвидацию имеющихся серьезных недостатков, слабо оказывают этим аптекам методическую помощь по наведению должного фармацевтического порядка, улучшению их деятельности и повышению культуры производства.

Министерства здравоохранения Молдавской, Латвийской, Белорусской и некоторых других союзных республик не рассматривали на заседаниях коллегии вопросы, касающиеся состояния и деятельности аптек лечебно-профилактических учреждений, перспектив улучшения лекарственного обеспечения стационарных больных.

Улучшению лекарственного обеспечения стационарных больных способствовала организация межбольничных аптек. Однако развитие сети этих аптек идет медленно. В Узбекской, Белорусской, Казахской, Киргизской, Азербайджанской, Эстонской, Молдавской, Латвийской, Армянской союзных республиках открыто лишь по 1 - 2 межбольничной аптеки, а в Грузинской, Литовской, Туркменской союзных республиках до настоящего времени эти аптеки не организованы.

В целях улучшения деятельности аптек лечебно-профилактических учреждений приказываю:

I. Министрам здравоохранения союзных республик:

1. В течение 1973 - 1974 гг. привести все аптеки лечебно-профилактических учреждений в надлежащее состояние, для чего выделить под эти аптеки помещения в соответствии с действующими нормативами и создать нормальные условия для приготовления, хранения и отпуска лекарств, оснастив необходимым оборудованием, мебелью, аппаратами, приборами, средствами малой механизации.

В лечебно-профилактических учреждениях, где отсутствуют возможности расширения производственных площадей и создания нормальных условий для работы по приготовлению, хранению и отпуску лекарств, аптеки закрыть, прикрепив эти лечебно-профилактические учреждения к близлежащим аптекам лечебно-профилактических учреждений или хозрасчетным аптекам.

2. Повысить ответственность руководителей органов, учреждений здравоохранения и аптечных управлений за создание надлежащих условий для приготовления лекарств в аптеках лечебно-профилактических учреждений и усилить контроль за их деятельностью.

Обязать главных специалистов и инспекторов министерств здравоохранения союзных и автономных республик, краевых, областных (городских) отделов здравоохранения при проверке деятельности лечебно-профилактических учреждений обращать внимание на полноту лекарственного обеспечения стационарных больных и состояние аптек лечебно-профилактических учреждений.

3. В течение 1973 - 1974 гг. расширить сеть межбольничных аптек и одновременно рассмотреть вопрос о целесообразности, в зависимости от местных условий, существования маломощных аптек лечебно-профилактических учреждений, имеющих 200 и менее коек.

4. В целях повышения качества лекарственных форм для инъекций в течение 1973 - 1974 гг. организовать на фармацевтических фабриках аптечных управлений участки по изготовлению инъекционных растворов, широко применяемых в медицинской практике (натрия хлорида, новокаина хлористоводородного, глюкозы и других) в расфасовке по 100 - 500 мл для централизованного обеспечения ими лечебно-профилактических учреждений.

5. Обязать руководителей органов и учреждений здравоохранения:

а) принять строгие меры к устранению имеющихся недостатков в работе аптек лечебно-профилактических учреждений и обеспечить постоянный контроль за санитарным состоянием аптек и их производственной деятельностью;

б) усилить контроль за сохранностью и правильностью использования лекарственных средств в лечебном процессе. Учет, отпуск из аптек лечебно-профилактических учреждений в отделения больниц и поликлиник медикаментов, перевязочных средств и других медицинских изделий, а также проведение инвентаризаций осуществлять в строгом соответствии с действующими инструкциями;

в) обеспечить своевременное выполнение предложений аптечных управлений и санитарно-эпидемиологических станций по устранению недостатков в работе аптек лечебно-профилактических учреждений;

г) запретить открытие новых аптек лечебно-профилактических учреждений в помещениях, не отвечающих строительным нормам и правилам (СНиП II-Л.9-70). Открытие новых аптек лечебно-профилактических учреждений согласовывать с аптечными управлениями;

д) при проектировании и строительстве лечебно-профилактических учреждений предусматривать помещения под хозрасчетные аптеки для лекарственного обеспечения амбулаторных и стационарных больных;

е) в заданиях на разработку всех индивидуальных проектов лечебно-профилактических учреждений предусматривать помещения для аптек в соответствии с требованиями СНиПа;

ж) обеспечить строгое соблюдение в отделениях и кабинетах лечебно-профилактических учреждений правил хранения лекарств, обратив особое внимание на препараты, содержащие ядовитые, наркотические и сильнодействующие вещества, инъекционные растворы, глазные капли, а также своевременное использование препаратов в пределах установленных сроков их годности;

з) запретить в отделениях лечебно-профилактических учреждений всякое приготовление лекарств, а также их расфасовку, замену этикеток, перекладывание лекарств из одной упаковки в другую; хранение лекарств осуществлять только в оригинальной (заводской, фабричной или аптечной) упаковке;

и) в целях повышения квалификации регулярно проводить аттестацию провизоров, работающих в аптеках лечебно-профилактических учреждений.

6. Обязать заведующих аптеками лечебно-профилактических учреждений и хозрасчетными аптеками, на снабжении которых находятся лечебно-профилактические учреждения, не реже одного раза в квартал проверять в отделениях и кабинетах лечебно-профилактических учреждений правильность хранения, отпуска и учета лекарств, в том числе ядовитых, наркотических и сильнодействующих препаратов.

II. Начальникам главных аптечных управлений министерств здравоохранения союзных республик, руководителям областных (краевых, АССР, городских) аптечных управлений:

1. Усилить контроль за фармацевтической деятельностью аптек лечебно-профилактических учреждений, для чего систематически, не реже 2 раз в год, проводить обследования работы аптек лечебно-профилактических учреждений и хранения медикаментов в их отделениях; шире практиковать проведение целевых проверок различных сторон деятельности аптек.

Обратить особое внимание на качество приготовляемых лекарств, для чего контрольно-аналитическим лабораториям ежемесячно проводить изъятие лекарств на анализ.

Материалы по результатам проверок аптек лечебно-профилактических учреждений ежегодно докладывать на заседаниях медицинских Советов областных (краевых, городских) отделов здравоохранения или коллегии министерства здравоохранения союзной, автономной республики.

2. Улучшить организационно-методическое руководство аптеками лечебно-профилактических учреждений. Совместно с органами здравоохранения регулярно направлять в сеть методические письма по дальнейшему улучшению их деятельности, повышению культуры производства.

3. Совместно с органами здравоохранения ежегодно разрабатывать и проводить мероприятия по повышению деловой квалификации и усовершенствованию знаний фармацевтов аптек лечебно-профилактических учреждений, в том числе тематические семинары по всем вопросам деятельности этих аптек.

4. Шире распространять и внедрять в работу аптек лечебно-профилактических учреждений передовой опыт лучших коллективов; на базе лучших аптек организовать школы передового опыта.

III. Министрам здравоохранения союзных и автономных республик, заведующим областными (краевыми, городскими) отделами здравоохранения, руководителям аптечных управлений и лечебно-профилактических учреждений в 1973 - 1974 гг.: провести работу по максимальному сокращению номенклатуры лекарств, изготовляемых в аптеках, за счет широкого применения в медицинской практике готовых лекарственных средств.

IV. Планово-финансовому управлению (т. Головтеев В.В.), Главному аптечному управлению (т. Клюев М.А.) и Центральному аптечному научно-исследовательскому институту (доктор фарм. наук Тенцова А.И.) в течение 1973 года разработать инструктивно-методические указания о порядке передачи больничных аптек в ведение аптечных управлений с переводом их на хозяйственный расчет.

V. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Главное управление лечебно-профилактической помощи (т. Сафонов А.Г.) и Главное аптечное управление Министерства здравоохранения СССР (т. Клюев М.А.).

VI. Считать утратившими силу:

1. Приказ Министра здравоохранения СССР от 17 июня 1952 г. N 513 "О серьезных нарушениях правил хранения, изготовления, отпуска и применения лекарств".

2. Приказ по Министерству здравоохранения СССР от 3 января 1951 г. N 11.

 

Министр здравоохранения СССР

Б.ПЕТРОВСКИЙ

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024