ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 1973 г. N 250
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Государственный комитет Совета Министров
СССР по делам строительства постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие с 1
марта 1974 г. согласованное со Стройбанком СССР прилагаемое Положение об
экспериментальном проектировании и строительстве.
2. Признать утратившими силу с 1 марта
1974 г.:
Приказ Госстроя СССР от 16 февраля 1967
г. N 20 "Об утверждении Временного положения о проектировании и
строительстве экспериментальных зданий и сооружений промышленного и
сельскохозяйственного назначения";
Приказ Госстроя СССР от 6 ноября 1967 г.
N 184 "Об утверждении Временного положения о проектировании и
строительстве экспериментальных зданий и сооружений гражданского
назначения";
Положение о порядке составления и
рассмотрения научно-технических отчетов по результатам экспериментального
строительства, утвержденное Госстроем СССР 8 мая 1969 г.;
письмо Госстроя СССР от 19 апреля 1971 г.
N МЧ-1155-15 "Об определении резерва на непредвиденные работы и затраты по
экспериментальному строительству".
Председатель Госстроя СССР
И.НОВИКОВ
Утверждено
Постановлением Госстроя СССР
от 27 декабря 1973 г. N 250
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Экспериментальное
строительство имеет своей целью отработку в производственных условиях для
внедрения в массовое строительство на основе результатов
научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ: новых экономичных и
отвечающих высоким эксплуатационным требованиям зданий и сооружений
(промышленного, энергетического, транспортного, жилищно-гражданского,
сельскохозяйственного и водохозяйственного назначения, связи), их отдельных
конструктивных решений, инженерного оборудования, новых строительных изделий и
материалов; новых приемов планировки и застройки
городов, поселков, промышленных районов и предприятий, промышленных узлов;
передовых методов организации строительства и производства работ,
обеспечивающих высокий технический и архитектурный уровень строительства,
совершенствование нормативных документов и государственных стандартов.
I. Проектирование
1. Проектами для
экспериментального строительства должны предусматриваться новые конструктивные,
объемно-планировочные и другие решения, новое инженерное оборудование, а также
прогрессивные методы организации строительного производства и технологии
изготовления строительных материалов и конструкций, широкое применение которых
должно обеспечить сокращение сроков и снижение стоимости строительства,
сокращение трудовых затрат, уменьшение веса, повышение степени долговечности,
эксплуатационных и архитектурных качеств зданий и сооружений.
Новые строительные материалы и
конструкции, предусматриваемые в проектах для экспериментального строительства,
должны быть предварительно испытаны в лабораторных условиях.
2. Задание на проектирование объектов
экспериментального строительства составляется и утверждается в порядке,
установленном пунктами 3.1 и 3.2 Временной инструкции по разработке проектов и
смет для промышленного строительства (СН 202-69) и пунктами 1.20 и 1.23
Временной инструкции по разработке проектов и смет для жилищно-гражданского
строительства (СН 401-69).
3. При разработке проектно-сметной
документации на экспериментальное строительство следует руководствоваться
результатами научно-исследовательских работ в области строительства и
требованиями строительных норм и правил.
4. Проектно-сметная документация на
экспериментальное строительство разрабатывается в порядке, предусмотренном
Временной инструкцией по разработке проектов и смет для жилищно-гражданского
строительства (СН 401-69) и Временной инструкцией по разработке проектов и смет
для промышленного строительства (СН 202-69), и утверждается в соответствии с
действующим законодательством.
5. Проектно-сметная документация на
экспериментальное строительство разрабатывается за счет средств
государственного бюджета в соответствии с планами научно-исследовательских,
проектных и экспериментальных работ и за счет капитальных вложений для
конкретных объектов строительства, принимаемых заказчиком в основные фонды.
6. Проектные и научно-исследовательские
организации, разрабатывающие проекты для экспериментального строительства,
составляют и согласовывают с подрядными строительно-монтажными организациями
программы работ для осуществления эксперимента и руководства при составлении научно-технических
отчетов по результатам строительства.
В программе работ указываются:
организации, выполняющие научные
исследования в ходе строительства зданий и сооружений в соответствии с целью
эксперимента;
организации, оказывающие техническую
помощь строительным и монтажным организациям в осуществлении проекта, а также в
организации учета материальных и трудовых затрат на строительство
экспериментальных объектов;
организации, осуществляющие авторский
надзор за строительством экспериментальных объектов и контроль
за соблюдением цели эксперимента;
организации, наблюдающие за состоянием
эксплуатируемых экспериментальных объектов;
организации, составляющие сводный научно-технический
отчет и его отдельные части.
В необходимых случаях проектные и
научно-исследовательские организации разрабатывают рекомендации по
осуществлению строительства и эксплуатации экспериментальных объектов, по
испытаниям проверяемых элементов и конструкций зданий и сооружений, которые
входят в состав утверждаемой проектной документации.
7. В сметы на экспериментальное
строительство включаются все единовременные затраты, вызываемые проведением
эксперимента, в том числе стоимость оснастки, приспособлений, средств монтажа,
специальных строительных и монтажных работ с расшифровкой стоимости по видам
работ.
В тех случаях,
когда для экспериментального строительства предусмотрено применение новых видов
материалов, изделий и нетиповых конструкций, на которые отсутствуют
утвержденные оптовые цены, стоимость их определяется на основе цен, близких по
технической характеристике материалов, изделий и конструкций, а при отсутствии
таких цен - по калькуляциям, утверждаемым в установленном порядке в качестве
временных отпускных цен, с учетом единовременных затрат, связанных с
изготовлением этих материалов,
изделий и конструкций. Сметная стоимость экспериментального строительства
определяется с учетом стоимости новых видов материалов, изделий и конструкций,
исчисляемой по ценам, определенным в указанном порядке.
8. В сводных сметах следует
предусматривать следующие предельные размеры резерва средств на непредвиденные
работы и затраты (в процентах от сметной стоимости строительства
экспериментального объекта):
┌──────────────────────────────┬───────────────┬─────────────────┐
│ Наименование предприятия, │К техническим │ К техно-рабочим │
│ на котором
осуществляется │проектам на │
проектам на │
│ строительство │строительство,
│ строительство, │
│ экспериментального объекта, │осуществляемое
│ осуществляемое
│
│ или отдельного │по индивидуаль-│по индивидуальным│
│ экспериментального объекта │ным
проектам │ проектам │
├──────────────────────────────┼───────────────┼─────────────────┤
│Горно-обогатительные
комбина- │10 │6 │
│ты,
железорудные шахты и │ │ │
│карьеры,
горнорудные предприя-│ │ │
│тия цветной металлургии, │ │ │
│угольные
шахты и разрезы, │ │ │
│объекты
обустройства нефтяных │ │ │
│и
газовых промыслов, гидро- │ │ │
│электростанции,
атомные элек- │ │ │
│тростанции, метрополитены, │ │ │
│тоннели
различного назначения │
│ │
│и
крупные мосты с опорами глу-│ │ │
│бокого заложения на сваях-обо-│ │ │
│лочках и буровых сваях, а так-│ │ │
│же
мосты с пролетными строени-│ │ │
│ями металлическими длиной бо- │
│ │
│лее
100 метров и железобетон- │
│ │
│ными длиной более 80 метров │ │ │
│ │ │ │
│Металлургические
и химические │8 │4,5 │
│комбинаты
и заводы, химикофар-│ │ │
│мацевтические заводы, нефтепе-│ │ │
│рерабатывающие и газоперераба-│ │ │
│тывающие заводы, обогатитель- │ │ │
│ные фабрики, объекты мелиора- │ │ │
│тивного строительства, пред- │ │ │
│приятия
микробиологической
│ │ │
│промышленности,
морские гидро-│ │ │
│технические сооружения (прича-│ │ │
│лы, молы и волноломы на глуби-│ │ │
│не
13 метров и более) │ │ │
│ │ │ │
│Остальные
предприятия и соору-│6 │4 │
│жения промышленности, транс- │ │ │
│порта
и связи, а также живот- │
│ │
│новодческие комплексы, птице- │ │ │
│фабрики
и другие предприятия │ │ │
│сельского
хозяйства │ │ │
│ │ │ │
│Уникальные
технически сложные │10 │- │
│общественные
здания и сооруже-│ │ │
│ния │ │ │
│ │ │ │
│Общественные
здания и сооруже-│6 │6 │
│ния и другие объекты непроиз- │ │ │
│водственного назначения │ │ │
│ │ │ │
│Жилые
дома │4 │3 │
└──────────────────────────────┴───────────────┴─────────────────┘
Указанный размер резерва средств на
непредвиденные работы и затраты устанавливается на строительство
экспериментальных объектов, предусматриваемых в народно-хозяйственных планах
СССР и союзных республик.
9. Расходы научно-исследовательских
организаций, связанные с проведением в процессе строительства исследований,
необходимых для выполнения работ на объектах экспериментального строительства,
предусматриваются в планах научно-исследовательских работ этих организаций за
счет средств государственного бюджета.
II. Строительство
10. Экспериментальное строительство
осуществляется в соответствии с народно-хозяйственными планами СССР и союзных
республик.
11. Продолжительность строительства
экспериментальных объектов устанавливается проектом организации строительства
применительно к нормативным срокам соответствующих объектов строительства.
12. Строительство экспериментальных
объектов финансируется за счет средств, выделяемых на капитальное
строительство.
13. Проектные организации в процессе
проведения авторского надзора за строительством осуществляют также контроль за соблюдением цели эксперимента.
14. Объекты экспериментального
строительства принимаются в эксплуатацию государственными приемочными
комиссиями в установленном порядке. В актах приемочных комиссий должны быть
отражены рекомендации по эксплуатации зданий и сооружений, определяемые
задачами эксперимента.
III. Использование
результатов экспериментального
строительства
15. По объектам экспериментального
строительства, введенным в эксплуатацию, составляют в соответствии с программой
научно-технические отчеты, в которых указываются все особенности
объемно-планировочных и конструктивных решений, технология изготовления
конструкций, фактические технико-экономические показатели, на основании которых
дается оценка степени прогрессивности проектных решений, и вносятся предложения
о дальнейшем использовании результатов эксперимента.
16. Проектные и научно-исследовательские
организации, на которые возлагается составление научно-технических отчетов по
объектам экспериментального строительства, а также сроки представления отчетов
определяются народно-хозяйственными планами; проектная или
научно-исследовательская организация, указанная в народно-хозяйственном плане
первой, составляет сводный отчет.
Строительные организации и промышленные
предприятия строительной индустрии, участвующие в выполнении заданий по
экспериментальному строительству, также составляют отчеты по относящимся к ним
разделам, установленным программой работ, и передают их проектной или
научно-исследовательской организации, указанной в плане первой, для включения в
сводный научно-технический отчет по экспериментальному строительству.
17. Сводные научно-технические отчеты
составляются на основании изучения результатов строительства и материалов
исследований, выполненных в соответствии с программами проведения
экспериментальных работ. В зависимости от цели, определенной программой
эксперимента, они должны содержать:
подробные
характеристики объемно-планировочных, архитектурных и конструктивных решений зданий
и сооружений, а также инженерного оборудования с указанием преимуществ экспериментируемых зданий, сооружений и конструкций по
сравнению с наиболее прогрессивными решениями, применяемыми в отечественной и
зарубежной практике, технико-экономические показатели строительства, показатели
расхода основных строительных материалов, использования механизмов, трудовых
затрат на строительство зданий и сооружений по проектным решениям для
экспериментального строительства и аналогичным типовым решениям, сметной и фактической стоимости, нормативных и фактических
сроков строительства;
описание примененных методов производства
строительно-монтажных работ, перечень использованных монтажных механизмов,
оборудования и приспособлений;
результаты обследований зданий, сооружений
(отдельных частей, конструкций), инженерного оборудования в период эксплуатации
с указанием эксплуатационных преимуществ и недостатков;
оценку степени прогрессивности
проверенных в экспериментальном строительстве проектных решений, с учетом
эксплуатационных показателей, с предложениями о дальнейшем использовании этих
решений и рекомендациями по их улучшению.
В составе сводных научно-технических
отчетов должны быть проектные материалы и фотодокументы, характеризующие
проведенный эксперимент.
18. Сводные научно-технические отчеты
должны быть рассмотрены Учеными (научно-техническими, техническими) советами
научно-исследовательских и проектных организаций, указанных в плане
экспериментального строительства в числе исполнителей первыми. К рассмотрению
результатов эксперимента должны привлекаться строительные организации,
осуществлявшие строительство, и промышленные предприятия, изготовлявшие
экспериментальные материалы и конструкции, а также представители заказчика и
Госстроя союзной республики. По рассмотренным сводным отчетам советы должны
выработать рекомендации об использовании результатов эксперимента, оформив их
протоколами.
19. Проектные и научно-исследовательские
организации представляют сводные научно-технические отчеты с протоколами их
рассмотрения по объектам, предусмотренным в народнохозяйственном плане СССР:
по планировке и застройке промышленных
районов и промышленных узлов - в Госстрой СССР;
по объектам промышленного и специальных
видов строительства, осуществляемого организациями Миннефтегазстроя
и Минтрансстроя, - в эти министерства;
по объектам промышленного и специальных
видов строительства, осуществляемого организациями, входящими в систему
союзно-республиканских министерств: Минтяжстроя СССР,
Минпромстроя СССР, Минстроя СССР, Минэнерго СССР, Минсельстроя СССР, Минводхоза СССР, Минмонтажспецстроя
СССР, - в эти министерства по подведомственности подрядных организаций;
по объектам сельского строительства
производственного назначения - в Минсельстрой СССР,
Минсельхоз СССР по подведомственности генподрядных организаций, осуществляющих
строительство;
по объектам строительства предприятий для
хранения и переработки зерна (элеваторы, мельницы, комбикормовые заводы и др.)
в Минзаг СССР и Минсельстрой
СССР;
по объектам
жилищно-гражданского строительства, включая строящиеся на селе, - в Госгражданстрой и союзно-республиканские министерства СССР
по подведомственности генподрядных организаций, осуществляющих строительство, а
при выполнении жилищно-гражданского строительства в городах Москве, Ленинграде,
Киеве, Ташкенте и Московской области организациями, подведомственными
Главмосстрою и Главмоспромстрою при Мосгорисполкоме, Главмособлстрою при Мособлисполкоме, Главленинградстрою
при Ленгорисполкоме, Главкиевгорстрою
при Киевском горисполкоме, Главташкентстрою Совета
Министров Узбекской ССР, - в эти главные управления.
Проектные и научно-исследовательские
организации представляют сводные научно-технические отчеты с протоколами их
рассмотрения по объектам экспериментального строительства всех видов в Госстрой
союзной республики (по месту строительства объектов).
20. Министерства и ведомства СССР и госстрои союзных республик в месячный срок рассматривают
сводные научно-технические отчеты, учтя заключения заказчиков, и подготавливают
предложения по использованию результатов эксперимента подведомственными
организациями.
Протоколы
рассмотрения сводных научно-технических отчетов и мероприятия по внедрению
результатов эксперимента представляются министерствами и ведомствами СССР и госстроями союзных республик в Управление
научно-исследовательских работ и новой техники Госстроя СССР по всем видам
строительства, кроме того, в Главпромстройпроект
Госстроя СССР - по объектам промышленного строительства, в экспериментальной
проверке которых принимали участие институты, подчиненные Главпромстройпроекту,
и в Госгражданстрой - по объектам
жилищно-гражданского строительства.
21. Сводный научно-технический отчет по
экспериментальному объекту считается принятым, если по нему вынесено решение о
возможности дальнейшего его использования: Отделом планировки
и застройки промышленных узлов Госстроя СССР - по планировке и застройке
промышленных районов и промышленных узлов; Главпромстройпроектом
Госстроя СССР - по строительству промышленных объектов, в экспериментальной
проверке которых принимали участие институты, подчиненные Главпромстройпроекту;
министерствами-подрядчиками по согласованию с министерствами-заказчиками - по
строительству промышленных объектов, в экспериментальной проверке которых не
участвовали институты, подчиненные Главпромстройпроекту;
Госгражданстроем - по жилищно-гражданскому строительству; Минсельстроем
СССР по согласованию с Минсельхозом СССР и Минзагом
СССР - по производственным объектам сельскохозяйственного назначения и объектам
хранения и переработки зерна; Минэнерго СССР и Минводхозом СССР - по
энергетическому и водохозяйственному строительству; Миннефтегазстроем
и Минтрансстроем по согласованию с соответствующими
министерствами-заказчиками - по специальным объектам, строительство которых
осуществляется организациями указанных строительных министерств; Минмонтажспецстроем СССР по согласованию с министерствами -
генеральными подрядчиками и министерствами - заказчиками - по специальным
объектам, строительство которых осуществляется организациями Минмонтажспецстроя СССР.
22. Контроль за
своевременной подготовкой предложений об использовании при проектировании и в
строительстве результатов экспериментального строительства, осуществленного в
соответствии с народнохозяйственным планом СССР, выполняется:
Главпромстройпроектом Госстроя СССР - по объектам промышленного назначения, в составлении
отчетов по которым принимали участие институты, подчиненные Главпромстройпроекту;
Отделом планировки и застройки
промышленных узлов Госстроя СССР - по планировке и застройке промышленных
районов и промышленных узлов;
Госгражданстроем - по объектам жилищно-гражданского назначения;
Управлением научно-исследовательских
работ и новой техники Госстроя СССР - по остальным объектам.
23. Составление научно-технических
отчетов по результатам экспериментального строительства, осуществляемого в
соответствии с народнохозяйственными планами, утверждаемыми Советами Министров
союзных республик, производится в порядке, установленном в пунктах 15, 16, 17
настоящего Положения.
Проектные и научно-исследовательские
организации представляют научно-технические отчеты с протоколами их
рассмотрения:
в госстрои
союзных республик - по месту строительства объектов;
в республиканские министерства союзных республик
или Главмосстрой и Главмоспромстрой при
Мосгорисполкоме, Главмособлстрой при Мособлисполкоме,
Главленинградстрой при Ленгорисполкоме,
Главкиевгосстрой при Киевском горисполкоме, Главташкентстрой Совета Министров Узбекской ССР - по
подчиненности генподрядных организаций, осуществляющих строительство.
Госстрои союзных республик совместно с заинтересованными организациями в
месячный срок рассматривают научно-технические отчеты. Принятые
решения по результатам экспериментального строительства сообщаются в Управление
научно-исследовательских работ и новой техники Госстроя СССР - по всем видам
строительства, кроме того, в Отдел планировки и застройки промышленных узлов
Госстроя СССР - по планировке и застройке промышленных районов и промышленных
узлов; в Главпромстройпроект Госстроя СССР - по
объектам промышленного строительства, в составлении отчетов по которым
участвовали институты, подчиненные Главпромстройпроекту;
в Госгражданстрой - по объектам жилищно-гражданского
строительства.
24. Расходы научно-исследовательских
организаций, связанные с составлением научно-технических отчетов по объектам
экспериментального строительства, предусматриваются указанным организациям за
счет средств государственного бюджета в годовых планах научно-исследовательских
работ, утверждаемых министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся
научно-исследовательские организации.
Финансирование работ по составлению
проектными организациями научно-технических отчетов производится за счет
средств государственного бюджета, выделяемых министерствам и ведомствам СССР и
Советам Министров союзных республик на обобщение отечественного и зарубежного
опыта проектирования и строительства по планам, утверждаемым Госстроем СССР.