ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 1974 года
О МЕРАХ ПО ЗАВЕРШЕНИЮ ПЕРЕХОДА
КО ВСЕОБЩЕМУ СРЕДНЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ В РСФСР
Верховный Совет РСФСР отмечает, что
рабочие, колхозники и интеллигенция Российской Советской Федеративной
Социалистической Республики, вместе со всем советским народом, самоотверженно
трудятся над претворением в жизнь решений XXIV съезда КПСС, вносят достойный
вклад в общие достижения и дальнейшее развитие народного хозяйства, культуры,
науки и образования.
В развитом социалистическом обществе
обеспечен неуклонный рост материального благосостояния и культурного уровня
советского народа. Подлинно демократическая система просвещения гарантирует
гражданам всех национальностей реальную возможность получения среднего и
высшего образования.
В Российской Федерации, как и во всех
союзных республиках, в соответствии с решениями XXIV съезда КПСС,
постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР осуществляется переход ко всеобщему среднему образованию молодежи, что является
одной из важнейших предпосылок дальнейшего социально-политического и
экономического развития нашего общества по пути к коммунизму.
Министерство просвещения
РСФСР, Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР,
Государственный комитет Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому
образованию, Советы Министров автономных республик, местные Советы депутатов
трудящихся и их исполнительные комитеты, органы народного и
профессионально-технического образования проводят большую организаторскую
работу по повышению уровня руководства учебными заведениями, совершенствованию
учебного процесса, формированию у учащихся марксистско-ленинского
мировоззрения, воспитанию у них высоких моральных качеств, социалистического интернационализма, советского патриотизма. Принимаются меры к
улучшению качественного состава руководящих и педагогических кадров, укреплению
учебно-материальной базы общеобразовательных школ, профессионально-технических
училищ и средних специальных учебных заведений.
В результате повышения уровня
учебно-воспитательного процесса ежегодно улучшаются основные показатели,
характеризующие работу общеобразовательных школ, профессионально-технических
училищ и средних специальных учебных заведений. Число выпускников восьмых
классов, поступающих в средние учебные заведения, возросло за три года
пятилетки с 74 до 87 процентов. За эти годы среднее образование получили 5
миллионов 426 тысяч юношей и девушек.
Коммунистическая партия, Советское
государство последовательно претворяют в жизнь ленинские заветы об учителе.
Возрастают роль и авторитет учителя, созданы благоприятные условия для его
почетной и ответственной деятельности. Среди работников народного образования
РСФСР 46 Героев Социалистического Труда, 198 тысяч человек награждены орденами
и медалями Советского Союза, 15 тысячам присвоены почетные звания
"Заслуженный учитель школы РСФСР" и "Заслуженный учитель
профессионально-технического образования РСФСР". За минувшие годы
пятилетки в педагогические коллективы школ, профессионально-технических училищ
и средних специальных учебных заведений влилось 200 тысяч специалистов с высшим
образованием.
В настоящее время в РСФСР действует более
22 тысяч средних общеобразовательных школ, около 2,5 тысяч средних специальных
учебных заведений. В последние годы высокими темпами развивается сеть
профессионально-технических училищ, в которых молодежь наряду с
профессиональной подготовкой завершает среднее образование.
В общеобразовательных школах проводится
значительная работа по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации
учащихся. Ежегодно большое количество выпускников средних школ вливается в
трудовые коллективы промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строек, в
сферу культурного и бытового обслуживания населения. В 1973/74 учебном году
свыше 400 тыс. учащихся 9 - 10 классов сельских школ обучались работе на
тракторах, комбайнах и других сельскохозяйственных машинах. Хорошо
зарекомендовали себя ученические производственные бригады как одна из важных
форм трудового обучения и профессиональной ориентации сельских школьников.
За три с половиной года девятой пятилетки
построено общеобразовательных школ на 2,2 млн. ученических мест, в том числе на
1 млн. мест в сельской местности, учебных зданий для
профессионально-технических училищ на 190 тыс. мест и для средних специальных
учебных заведений площадью 765 тыс. кв. метров.
Вместе с тем Верховный Совет РСФСР
отмечает, что имеющиеся возможности для дальнейшего совершенствования обучения
и улучшения воспитательной работы с учащимися, завершения перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи используются не
полностью.
В общеобразовательных школах
Дагестанской, Якутской и Чечено-Ингушской автономных республик, Архангельской,
Иркутской, Пермской, Читинской и некоторых других областей все еще значительное
количество учащихся не получает прочных знаний по основам наук, что приводит к
неуспеваемости, второгодничеству и выбытию подростков и молодежи из школ.
Во многих средних специальных учебных
заведениях не ведется настойчивой работы по улучшению учебно-воспитательного
процесса. В профессионально-технических училищах, дающих среднее образование,
преподавание общеобразовательных дисциплин не всегда отвечает предъявляемым
требованиям. Министерства и ведомства РСФСР недостаточно вникают в содержание
работы подведомственных средних специальных и профессионально-технических
учебных заведений.
Имеются серьезные недостатки в
организации вечернего и заочного образования работающей молодежи. Ряд
министерств и ведомств РСФСР, Советов Министров автономных республик,
исполнительных комитетов местных Советов депутатов трудящихся не придают
должного значения повышению общеобразовательного уровня работающей молодежи и не
заботятся о создании ей необходимых условий для получения среднего образования
без отрыва от производства.
Некоторые Советы
Министров автономных республик, исполкомы местных Советов депутатов трудящихся,
органы народного и профессионально-технического образования не уделяют
достаточного внимания подбору, расстановке и закреплению педагогических и
руководящих кадров учебных заведений в сельской местности, созданию надлежащих
жилищно-бытовых условий учителям и преподавателям, а также учащимся, проживающим
в интернатах при школах, общежитиях средних специальных учебных заведений и
профессионально-технических училищ, организации подвоза сельских школьников,
улучшению питания и медицинского обслуживания
учащихся.
Несмотря на то, что в последние годы
многое сделано по укреплению материально-технической базы учебных заведений, в
городах, рабочих поселках и сельских районах условия работы отдельных школ,
профессионально-технических училищ и техникумов не отвечают требованиям
современного учебного процесса.
Не устранена многосменность занятий в школах. Не все школы, средние
специальные и профессионально-технические учебные заведения имеют
соответствующие помещения для организации учебных кабинетов, мастерских,
спортивных залов, столовых и общежитий (интернатов) для учащихся. Медленно
улучшается учебно-материальная база вечерних и заочных средних учебных
заведений.
В то же время задания по строительству
школ, интернатов при школах и жилых домов для учителей в ряде мест не
выполняются. В 1972, 1973 годах не выполнены планы ввода школьных зданий
Челябинским, Читинским облисполкомами и Советом Министров Тувинской АССР.
Неудовлетворительно осуществляют строительство зданий
профессионально-технических училищ Министерство мелиорации и водного хозяйства
РСФСР, Министерство топливной промышленности РСФСР, Министерство автомобильного
транспорта РСФСР, Министерство пищевой промышленности РСФСР и Россельхозтехника. План ввода зданий для средних
специальных учебных заведений многими министерствами и ведомствами РСФСР
ежегодно не выполняется.
Министерство просвещения РСФСР, Министерство
высшего и среднего специального образования РСФСР, Государственный комитет
Совета Министров РСФСР по профессионально-техническому образованию,
министерства и ведомства РСФСР еще не устранили недостатки в руководстве
подведомственными учебными заведениями, не приняли всех необходимых мер к
повышению качества обучения и улучшения воспитания учащихся.
Верховный Совет Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики постановляет:
1. Считать важнейшей государственной
задачей Министерства просвещения РСФСР, Министерства высшего и среднего
специального образования РСФСР, Государственного комитета Совета Министров
РСФСР по профессионально-техническому образованию, министерств и ведомств
РСФСР, Советов Министров автономных республик, местных Советов депутатов
трудящихся и их исполнительных комитетов, руководителей учреждений,
организаций, предприятий, совхозов и колхозов завершение к концу девятой
пятилетки перехода ко всеобщему среднему образованию.
2. Госплану РСФСР, Министерству
просвещения РСФСР, Министерству высшего и среднего специального образования
РСФСР, Государственному комитету Совета Министров РСФСР по
профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам РСФСР,
имеющим средние специальные учебные заведения, Советам Министров автономных
республик, местным Советам депутатов трудящихся и их исполнительным комитетам:
осуществить последовательное проведение в
жизнь мероприятий по завершению перехода в текущем пятилетии ко
всеобщему среднему образованию, установить постоянный контроль за их
исполнением;
повысить
ответственность органов народного и профессионально-технического образования,
руководителей и педагогических коллективов общеобразовательных школ,
профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений за полный
охват молодежи средним образованием, дальнейшее совершенствование
учебно-воспитательного процесса, повышение теоретического и
идейно-политического уровня преподавания и получение учащимися глубоких и
прочных знаний основ наук, соответствующих требованиям научно-технического
прогресса, и сохранение контингентов учащихся до окончания ими учебных
заведений;
усилить работу по коммунистическому
воспитанию учащихся. Обратить особое внимание на трудовое воспитание молодежи,
укрепление содружества учебного заведения, семьи и общественности в воспитании
детей и подростков;
обеспечить выполнение единых планов
приема выпускников восьмых классов в девятые классы общеобразовательных школ,
профессионально-технические училища, дающие среднее образование, и средние специальные
учебные заведения с учетом потребности народного хозяйства в квалифицированных
кадрах и завершения перехода ко всеобщему среднему
образованию;
добиться выполнения предприятиями,
учреждениями, стройками, совхозами и колхозами ежегодных плановых заданий по
охвату работающей молодежи обучением в вечерних и заочных средних учебных
заведениях и создания ей необходимых условий для завершения среднего
образования без отрыва от производства. Расширять и закреплять практику
продолжения общего образования учащимися профессионально-технических училищ с
одно- и двухгодичным сроком обучения;
принять меры к укомплектованию сельских
общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ педагогическими
кадрами с высшим образованием, проявлять постоянную заботу о закреплении
учительских кадров и создании им необходимых условий для успешной работы и
систематического повышения квалификации;
разработать и осуществить меры по
улучшению бытовых условий учащихся, проживающих в общежитиях
профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений,
интернатах при сельских школах, усилить контроль за
организацией их питания и регулярным бесплатным подвозом сельских школьников.
3. Госплану РСФСР, Министерству
просвещения РСФСР, Министерству высшего и среднего специального образования
РСФСР, Государственному комитету Совета Министров РСФСР по
профессионально-техническому образованию, Министерству сельского хозяйства
РСФСР, Министерству совхозов РСФСР, министерствам и ведомствам РСФСР, имеющим
учебные заведения, Советам Министров автономных республик, местным Советам
депутатов трудящихся и их исполнительным комитетам:
обеспечить
безусловное решение задач по дальнейшему развитию школьного образования на
селе, вытекающих из Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 июля
1973 г. N 471 "О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской
общеобразовательной школы" и от 20 марта 1974 г. N 206 "О мерах по
дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР" (СП РСФСР,
1974, N 9, ст. 39);
развивать и совершенствовать среднее
образование на селе, размещая учебные заведения с учетом перспективы развития
отраслей сельского хозяйства и создания благоприятных условий для получения
среднего образования всеми подростками и молодежью, проживающими в сельской
местности;
строго контролировать соблюдение
установленных законодательством льгот и преимуществ для
учителей и других педагогических работников сельских общеобразовательных школ и
профессионально-технических училищ.
4. Министерству просвещения РСФСР,
Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР,
Государственному комитету Совета Министров РСФСР по
профессионально-техническому образованию, Советам Министров автономных
республик, исполкомам краевых, областных, Московского и Ленинградского
городских Советов депутатов трудящихся:
расширить подготовку учителей,
преподавателей и мастеров производственного обучения в педагогических
институтах, университетах и других высших и средних специальных учебных
заведениях, обратив особое внимание на повышение научно-методического уровня
обучения и воспитания молодых специалистов для работы в учебных заведениях
сельской местности;
постоянно изучать, обобщать и внедрять в
практику работы передовой опыт лучших учителей, преподавателей и мастеров производственного
обучения, педагогических коллективов и руководителей общеобразовательных школ,
средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ,
обеспечивающих глубокие знания учащихся и высокий уровень их воспитанности.
5. Министерству просвещения РСФСР,
Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР,
Государственному комитету Совета Министров РСФСР по
профессионально-техническому образованию, министерствам и ведомствам РСФСР,
имеющим средние учебные заведения, Советам Министров автономных республик,
местным Советам депутатов трудящихся и их исполнительным комитетам:
улучшить работу по профессиональной
ориентации учащихся, шире использовать для трудового воспитания учащихся
общеобразовательных школ учебно-производственные комбинаты и цехи, школьные и
межшкольные мастерские, ученические производственные бригады и лесничества.
Обеспечить все сельские средние общеобразовательные школы необходимой техникой
для обучения учащихся сельскохозяйственному труду;
развивать и совершенствовать внеклассную
и внешкольную работу, техническое творчество, опытничество,
активнее привлекать к этой работе с учащимися ученых, высококвалифицированных
специалистов народного хозяйства, передовиков труда, работников творческих
союзов;
принять меры к дальнейшему расширению
сети внешкольных учреждений и улучшению воспитательной работы с детьми и
подростками по месту их жительства, широко используя в этих целях возможности
трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, колхозов и совхозов.
6. Министерству высшего и среднего
специального образования РСФСР:
усилить учебно-методическое руководство и
контроль за работой средних специальных учебных
заведений в РСФСР, независимо от их ведомственной подчиненности;
укрепить базовые техникумы (училища), как
центры по обобщению и распространению положительного опыта организации
идейно-воспитательной и учебно-методической работы средних специальных учебных
заведений.
7. Министерствам и ведомствам РСФСР,
руководителям предприятий, организаций и учреждений:
повысить роль производственных
коллективов в воспитании учащихся профессионально-технических училищ, развивать
шефство над учебными группами и индивидуальное наставничество, предоставлять
учащимся на период производственной практики рабочие места в составе лучших
производственных бригад и создавать им необходимые условия для выполнения
учебной программы, изучения новой техники, технологии производства и передовых
методов труда;
обеспечить выделение
профессионально-техническим училищам необходимого количества современных
станков, машин, приборов, инструмента и материалов.
8. Госплану РСФСР,
Министерству просвещения РСФСР, Министерству высшего и среднего специального
образования РСФСР, Министерству сельского строительства РСФСР, Министерству
сельского хозяйства РСФСР, Министерству совхозов РСФСР, Министерству мелиорации
и водного хозяйства РСФСР, Государственному комитету Совета Министров РСФСР по
профессионально-техническому образованию, Всероссийскому объединению "Россельхозтехника" Совета Министров РСФСР,
министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик,
местным Советам депутатов трудящихся и их исполнительным комитетам:
усилить контроль за
своевременным выполнением планов строительства и ввода к началу учебного года
общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, средних
специальных учебных заведений и общежитий при них;
осуществить
программу укрепления учебно-материальной базы учебных заведений, размещенных в
сельской местности, обратив особое внимание на безусловное выполнение заданий
по строительству общеобразовательных школ-интернатов при сельских школах и
жилых домов для учителей, а также общежитий при педагогических институтах и
училищах, установленных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2
июля 1973 г. N 471 "О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы";
обеспечить выполнение разработанных
мероприятий по дальнейшему развитию и укреплению учебно-материальной базы
учебных заведений в автономных республиках и областях Нечерноземной зоны РСФСР.
9. Поручить Совету Министров РСФСР
рассмотреть предложения и замечания, высказанные депутатами Верховного Совета
РСФСР на данной сессии Верховного Совета РСФСР при обсуждении вопроса о мерах
по завершению перехода ко всеобщему среднему
образованию в РСФСР, и принять по ним соответствующие решения.
* * *
Верховный Совет РСФСР выражает твердую
уверенность в том, что министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров
автономных республик, местные Советы депутатов трудящихся и их исполнительные
комитеты, педагогические коллективы учебных заведений при активном участии
общественности, коллективов промышленных предприятий, учреждений, организаций,
колхозов и совхозов сделают все необходимое для успешного выполнения решений
XXIV съезда КПСС о завершении в текущем пятилетии перехода ко
всеобщему среднему образованию в РСФСР, повышения качества обучения и
коммунистического воспитания учащихся, подготовки их к высокопроизводительному
труду и активному участию в общественной жизни страны.