МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
ПИСЬМО
от 2 сентября 1974 г. N 76-М
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ УМСТВЕННО
ОТСТАЛЫХ
ДЕТЕЙ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)
Направляем для руководства Типовое
положение о дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей (для детей с
нарушением интеллекта), одобренное решением коллегии Министерства просвещения
СССР.
Рекомендуем отбор умственно отсталых
детей в дошкольные учреждения проводить медико-педагогическими комиссиями,
состав и организация которых определены Положением о республиканской
и областной медико-педагогических комиссиях, утвержденным Министерством
просвещения СССР от 12 февраля 1969 года.
Просим довести указанное Положение до
областных отделов народного образования и принять меры к расширению сети
дошкольных учреждений для указанного контингента детей.
Заместитель Министра
Н.ЖУРАВЛЕВА
Утверждаю
Министр просвещения СССР
М.ПРОКОФЬЕВ
1974 год
Согласовано
Заместитель Министра
здравоохранения СССР
Е.НОВИКОВА
1974 год
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ УМСТВЕННО
ОТСТАЛЫХ
ДЕТЕЙ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)
Общие положения
1. Дошкольные учреждения для умственно
отсталых детей являются государственными учреждениями общественного воспитания
детей с нарушением интеллекта в возрасте от 3 - 4 до 7 - 8 лет. Эти учреждения
имеют целью воспитание, лечение и возможное восстановление нервно-психической
деятельности детей и подготовку их к обучению в школе.
2. В соответствии с Номенклатурой
дошкольных учреждений для аномальных детей системы Министерства просвещения
СССР, утвержденной Приказом Министра просвещения СССР от 21 ноября 1972 г. N
125, организуются следующие типы дошкольных учреждений для умственно отсталых
детей:
- детские сады с круглосуточным и дневным
(12-часовым) пребыванием детей;
- детские дома для детей дошкольного
возраста с круглогодичным пребыванием детей. Детские дома могут быть
республиканского, краевого, областного или межобластного подчинения.
В случае необходимости и при наличии
соответствующих условий разрешается открытие дошкольных групп при школах-интернатах с особым режимом для умственно отсталых детей
в счет планов по контингентам и бюджетных ассигнований на дошкольные
учреждения.
3. Дошкольные учреждения для умственно
отсталых детей открываются с разрешения исполнительных комитетов Советов
депутатов трудящихся министерствами просвещения (народного образования) союзных
республик, не имеющих областного деления, министерствами просвещения АССР,
краевыми, областными, городскими отделами народного образования при наличии
соответствующего контингента в пределах показателей народнохозяйственного плана
по контингентам детей в дошкольных учреждениях.
4. Дошкольные учреждения для умственно
отсталых детей в своей работе руководствуются настоящим Типовым положением,
Уставом детского сада, Уставом детского дома, программно-методическими
документами, утвержденными соответствующими министерствами просвещения
(народного образования), министерствами здравоохранения союзных республик и
документами, разработанными научно-исследовательскими институтами Академий
педагогических и медицинских наук СССР и одобренными министерствами просвещения
и здравоохранения СССР.
5. Дошкольные учреждения для умственно
отсталых детей организуются в помещениях, отвечающих педагогическим,
лечебно-профилактическим, санитарно-гигиеническим требованиям и правилам
пожарной безопасности.
Участок дошкольного учреждения,
озелененный и оборудованный для прогулок, физкультурных занятий и игр, должен
отвечать требованиям Государственной санитарной инспекции Министерства
здравоохранения СССР, вытекающим из специфических условий работы дошкольных
учреждений указанных типов.
6. Дошкольные учреждения для умственно
отсталых детей оснащаются жестким и мягким инвентарем, медицинским
оборудованием, пособиями для физического воспитания, игрушками и
педагогическими пособиями в установленном порядке, а также комплектом
специальных учебных пособий, инструментов, аппаратуры, в том числе необходимой
дли восстановительного лечения.
7. Питание в дошкольных учреждениях для
умственно отсталых детей организуется по установленным нормам.
8. Дошкольные учреждения для умственно
отсталых детей пользуются правами юридического лица и имеют печать со своим
наименованием.
Структура
дошкольных учреждений
для умственно отсталых детей
9. Основным типом дошкольного учреждения
для умственно отсталых детей является детский сад или детский дом для детей
дошкольного возраста на 8 - 10 групп с круглосуточным
или круглогодичным пребыванием детей.
Могут быть организованы дошкольные
учреждения указанного типа на большее или меньшее количество групп в
зависимости от существующей потребности.
10. Все дошкольные группы комплектуются с
учетом возраста детей следующим образом:
младшая группа - дети в возрасте от 3 - 4
до 4 - 5 лет;
средняя группа - дети в возрасте от 4 - 5
до 5 - 6 лет;
старшая группа - дети в возрасте от 5 до
6 лет;
подготовительная к школе группа - дети в
возрасте от 6 до 7 - 8 лет.
11. Наполняемость всех дошкольных групп в
дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей, независимо от степени
нарушения интеллекта, - 10 - 12 человек.
Порядок направления
и приема детей
в дошкольные учреждения
12. Умственно отсталые дети дошкольного
возраста направляются специалистами (психоневрологами, невропатологами) детских
поликлиник и психиатрами психоневрологических диспансеров в
медико-педагогические комиссии для решения вопросов об их направлении в
дошкольное учреждение для воспитания и восстановительного лечения.
13. Отбор детей в дошкольные учреждения
проводится медико-педагогическими комиссиями.
Решение комиссии является окончательным.
Примечание: Перечень документов, предоставляемых
в медико-педагогическую комиссию, определен п. п. 3, 4 приложения к Положению о
республиканской (областной) медико-педагогической комиссии, утвержденному
Министерством просвещения СССР от 12 февраля 1969 года.
14. Приему в дошкольные учреждения для
умственно отсталых детей подлежат дети с диагнозом олигофрения в степени
дебильности.
В детские сады принимаются дети,
проживающие в данном населенном пункте.
В детские дома для детей дошкольного
возраста и в дошкольные группы школ-интернатов с особым режимом для умственно
отсталых детей принимаются дети из городов, краев (областей) и всей республики
- в зависимости от подчиненности учреждения.
15. Не подлежат приему в дошкольные
учреждения указанного типа дети:
- с олигофренией в степени имбецильности и идиотии;
- глухие, слабослышащие;
- слепые, слабовидящие;
- с нарушением функций
опорно-двигательного аппарата, требующие
индивидуального ухода;
- с интеллектуальной недостаточностью в резидуальной стадии, т.е. ранее чем
через 1 год после перенесенных менингоэнцефалитов и
энцефалитов и других заболеваний нервной системы;
- страдающие психопатоподобным
поведением, судорожными припадками, а также дети с шизофренией, эндокринными,
психическими и другими заболеваниями, требующими активного лечения;
- с временной задержкой умственного
развития при нормальном интеллекте;
- дети, страдающие заболеваниями, которые
являются противопоказаниями для приема в детские сады и ясли-сады общего типа.
Примечание: дети, не подлежащие воспитанию
в дошкольных учреждениях указанного типа, направляются в другие типы учреждений
(в соответствии с действующей Номенклатурой дошкольных учреждений для
аномальных детей системы Министерства просвещения СССР).
16. Для определения ребенка в дошкольное
учреждение представляются следующие документы:
- путевка соответствующего министерства
просвещения (народного образования) союзной республики, министерства
просвещения АССР, краевого, областного, городского отдела народного образования
о направлении ребенка в указанное учреждение;
- заявление родителей;
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- заключение медико-педагогической
комиссии с указанием диагноза и рекомендациями по лечению и воспитанию;
- выписка из истории развития и болезни
ребенка с заключениями врачей-специалистов;
- справка об отсутствии контакта с
инфекционными больными.
17. Прием умственно отсталых детей в
дошкольное учреждение производится ежегодно, как и во всех типах дошкольных
учреждений, с 1 августа по 1 сентября по представлении
документов, перечисленных в п. 16.
Примечание: в тех случаях, когда
окончательный диагноз ребенку можно установить в процессе длительного
наблюдения в воспитательной работе, дети принимаются в дошкольное учреждение
условно на один год.
18. В период пребывания ребенка в
дошкольном учреждении, в соответствии с уточнением диагноза и на основании
решения медико-педагогической комиссии, возможен вывод детей, не подлежащих
воспитанию в дошкольном учреждении, в детский сад общего типа или специального
назначения.
19. Длительность
пребывания детей в дошкольных учреждениях для умственно отсталых
устанавливается от поступления до семи-, восьмилетнего возраста.
20. Дошкольные учреждения для умственно
отсталых детей комплектуются теми отделами народного образования, в
непосредственном ведении которых они находятся.
Руководство
дошкольным учреждением
для детей с нарушением интеллекта
21. Общее руководство работой дошкольных
учреждений и контроль за организацией педагогической и
методической работы осуществляют органы народного образования, в
непосредственном ведении которых находятся указанные дошкольные учреждения.
Медицинскую помощь и лечение умственно
отсталых детей осуществляют поликлиники, в районе деятельности которых
находятся данные учреждения.
Методическое руководство и контроль за организацией лечебно-профилактической работы и
восстановительного лечения умственно отсталых детей осуществляют районные, городские,
областные (краевые), республиканские психоневрологические диспансеры, кафедры
психиатрии медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей, а
также профильные научно-исследовательские институты.
22. Работу дошкольного учреждения для
умственно отсталых детей возглавляет заведующий детским садом, директор
детского дома.
Заведующий (директор) дошкольным
учреждением несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей, за
правильную постановку воспитания, за четкую организацию работы педагогического,
медицинского, обслуживающего персонала, за работу учреждения в целом.
23. На должность заведующего (директора)
дошкольным учреждением для умственно отсталых детей назначаются лица,
закончившие педагогический институт (факультет дошкольной педагогики или
дефектологический) и имеющие стаж педагогической работы в дошкольных
учреждениях не менее трех лет.
24. На должность воспитателя назначаются
лица, закончившие педагогический институт (факультет дошкольной педагогики или
дефектологический), или лица, закончившие дошкольное педагогическое училище и
имеющие стаж педагогической работы в дошкольных учреждениях не менее двух лет.
Воспитатель работает в тесном контакте с
учителем-дефектологом (или учителем-логопедом), организует быт детей, проводит
групповые занятия в соответствии с программой воспитания, прививает навыки
самообслуживания, развивает разговорную речь детей в повседневной жизни.
25. На должность учителя-дефектолога (или
учителя-логопеда) назначаются лица, закончившие педагогический институт (дефектологический
факультет), или лица, имеющие высшее педагогическое образование и закончившие
годичные курсы дефектологов при МГПИ им. В.И. Ленина.
Учитель-дефектолог (или учитель-логопед)
проводит всю учебно-коррекционную работу по умственному и речевому развитию
детей, работает в тесном контакте с врачом-психоневрологом, воспитателями
групп, проводит с детьми индивидуальные и групповые занятия, обобщает опыт
работы, ведет соответствующую документацию.
26. На должность музыкального
руководителя назначаются лица, имеющие специальное музыкальное образование и
стаж педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Музыкальный руководитель проводит
музыкальные занятия, организует праздничные мероприятия,
коррекционно-восстановительные занятия по развитию координации движений и
ритмике.
27. Медицинский персонал, обслуживающий
дошкольные учреждения указанных типов, в своей работе руководствуется
Инструкцией "О работе медицинского персонала детской поликлиники по
оказанию лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях",
утвержденной Приказом Министра здравоохранения СССР от 30 марта 1973 г. N 240,
и работает в тесном контакте с заведующим (директором) дошкольным учреждением.
Врач-психоневролог
медицинского учреждения, в районе деятельности которого находится дошкольное
учреждение для умственно отсталых детей, проводит обследование, индивидуальное
изучение каждого ребенка, назначает лечение его по показаниям, ведет контроль
за проведением лечения каждого ребенка, наблюдает за эффективностью проводимого
лечения, а также совместно с медицинским персоналом и педагогическими
работниками разрабатывает план лечебно-профилактических мероприятий в
дошкольном учреждении, консультирует педагогов и воспитателей по вопросам
психофизического развития детей и индивидуального
подхода к каждому ребенку.
28. Права и обязанности
административного, педагогического, медицинского и обслуживающего персонала
дошкольных учреждений для умственно отсталых детей определяются правилами
внутреннего трудового распорядка, утвержденными министерствами просвещения
(народного образования) союзных республик.
Финансирование и
отчетность
29. Дошкольные учреждения для умственно
отсталых детей находятся на местном или республиканском бюджете и имеют сметы,
утверждаемые теми отделами народного образования, в непосредственном ведении
которых они находятся.
30. В сметах дошкольных учреждений
указанного типа предусматриваются ассигнования на замену уходящих в очередной
отпуск следующих сотрудников: заведующих (директоров), где нет должности
заместителя директора по учебно-воспитательной работе, воспитателей,
медицинских сестер, нянь-уборщиц, ночных нянь, работников кухни и прачек.
31. Заведующий (директор) дошкольным
учреждением является распорядителем кредитов.
32. Финансовый и хозяйственный учет, а
также отчетность о работе дошкольных учреждений указанного типа ведутся в
порядке, установленном для дошкольных учреждений общего типа.