Утверждено
Приказом
Министерства финансов СССР
от 27 декабря 1974 г. N 305
ПОЛОЖЕНИЕ
О БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТАХ И БАЛАНСАХ УЧРЕЖДЕНИЙ
И ОРГАНИЗАЦИЙ, СОСТОЯЩИХ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ
БЮДЖЕТЕ СССР
I. ОРГАНИЗАЦИЯ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1. Учреждения и
организации <1>, состоящие на союзном бюджете, республиканских, краевых,
областных, окружных, городских и районных бюджетах (кроме учреждений, указанных
в п. 3), а также централизованные бухгалтерии, организованные при
министерствах, ведомствах, исполнительных комитетах Советов депутатов
трудящихся и их отделах (управлениях), центральных городских и районных
больницах и при отдельных учреждениях, обязаны вести учет и составлять
месячные, квартальные, годовые отчеты и балансы в соответствии
с настоящим Положением.
--------------------------------
<1> В
дальнейшем в тексте настоящего Положения эти учреждения и организации будут
именоваться "учреждения".
По учреждениям, не имеющим
самостоятельных бухгалтерий и по условиям работы не обслуживаемым
централизованными бухгалтериями, бухгалтерский учет ведут
и отчетность составляют финансирующие их учреждения.
Учреждения и централизованные бухгалтерии
при ведении бухгалтерского учета должны максимально применять средства механизации как в самих бухгалтериях, так и путем сдачи
документации на механизированную обработку на договорных началах машиносчетным
установкам статистических управлений и других ведомств.
2. Бухгалтерский учет по исполнению смет
расходов по бюджету и смет по специальным средствам, в том числе по подсобным
сельским и учебно-опытным хозяйствам, производственным (учебным) мастерским,
научно-исследовательским работам, выполняемым по хозяйственным договорам, а
также другим внебюджетным средствам должен осуществляться на едином балансе учреждения
(централизованной бухгалтерии).
Учреждения, имеющие крупные подсобные
хозяйства, с разрешения вышестоящей организации, бухгалтерский учет по
подсобным хозяйствам могут вести на отдельном балансе.
В тех случаях,
когда подсобные сельские хозяйства и производственные (учебные) мастерские при
учреждениях переведены на хозяйственный расчет (имеют самостоятельный баланс и
расчетный счет в учреждении Госбанка СССР), эти хозяйства ведут бухгалтерский
учет и составляют отчетность в порядке, предусмотренном Положением о
бухгалтерских отчетах и балансах государственных, кооперативных (кроме
колхозов) и общественных предприятий и организаций.
Капитальные вложения и источники их
финансирования учитываются на едином балансе учреждения, но отражаются в активе
и пассиве баланса в отдельных разделах.
Министерствам и
ведомствам СССР, союзных и автономных республик, отделам (управлениям)
исполнительных комитетов краевых, областных, городских и районных Советов
депутатов трудящихся разрешается для подведомственных им учреждений, состоящих
на бюджете, устанавливать порядок ведения бухгалтерского учета капитальных
вложений по строительству новых зданий, сооружений и других объектов,
расширению и реконструкции действующих учреждений, независимо от объема этих
капитальных вложений, источников их финансирования (бюджетные и внебюджетные средства) и способа производства работ на самостоятельном балансе. В
этом случае бухгалтерский учет операций и отчетность по капитальным вложениям
осуществляются в порядке, установленном для предприятий, строек и хозяйственных
организаций.
3. В исполнительных комитетах сельских,
поселковых и городских (городов районного подчинения) Советов депутатов
трудящихся и организованных при них централизованных бухгалтериях бухгалтерский
учет ведется и отчетность составляется согласно специальным
инструкциям и указаниям, издаваемым Министерством финансов СССР.
По детским садам и яслям, находящимся в
ведении предприятий и хозяйственных организаций, ведение бухгалтерского учета и
составление отчетности осуществляются, как правило, централизованно главными
бухгалтериями этих предприятий и хозяйственных организаций по установленным для
них инструкциям.
Научно-исследовательские учреждения (и
состоящие при них опытные и вспомогательные хозяйства) отдельных министерств и
ведомств СССР и союзных республик по решениям этих министерств и ведомств,
согласованным соответственно с Министерством финансов СССР или министерствами
финансов союзных республик, могут вести бухгалтерский учет и составлять
отчетность в порядке, установленном для предприятий и хозяйственных
организаций.
4. Порядок ведения бухгалтерского учета и
составления отчетности в учреждениях устанавливается Министерством финансов
СССР. Министерство финансов СССР разрабатывает и утверждает инструкции и
методические указания по ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности
по исполнению смет расходов по бюджету и смет по специальным средствам, а также
утверждает план счетов, формы первичных документов, бухгалтерских регистров и
отчетности.
В необходимых случаях, по согласованию с
Министерством финансов СССР, министерства и ведомства СССР и союзных республик
могут издавать свои указания о порядке применения общих положений по
бухгалтерскому учету и отчетности в подведомственных им учреждениях с учетом
специфики деятельности этих учреждений.
5. Бухгалтерский учет исполнения смет
расходов осуществляется учреждениями по мемориально-ордерной форме
бухгалтерского учета в соответствии с Инструкцией Министерства финансов СССР
"По бухгалтерскому учету (по двойной системе) в учреждениях и организациях,
состоящих на государственном бюджете СССР". В исключительных случаях по
разрешению финансового органа учреждения могут вести учет по простой системе.
Министерства и ведомства СССР и союзных
республик могут разрешать крупным учреждениям вести бухгалтерский учет
исполнения смет расходов по журнально-ордерной форме учета при наличии
разработанных и согласованных с Министерством финансов СССР форм регистров и
указаний.
6. Ответственность за организацию и
руководство делом бухгалтерского учета, контроля и отчетности в
подведомственных учреждениях и централизованных бухгалтериях возлагается на
главных распорядителей кредитов и главных бухгалтеров.
7. Главные (старшие) бухгалтеры
учреждений и централизованных бухгалтерий в своей работе руководствуются
Положением о главных (старших) бухгалтерах государственных, кооперативных
(кроме колхозов) и общественных предприятий, организаций и учреждений,
утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 6 ноября 1964 г. N 923.
8. Обеспечение учреждений и
централизованных бухгалтерий инструкциями, регистрами и бланками первичной
документации для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности
осуществляется министерствами и ведомствами СССР и союзных республик или по их
поручению министерствами автономных республик, отделами (управлениями)
исполкомов краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения)
Советов депутатов трудящихся.
II. ПОРЯДОК
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ
БУХГАЛТЕРСКИХ ОТЧЕТОВ И БАЛАНСОВ
9. Учреждения,
состоящие на республиканских бюджетах автономных республик и местных бюджетах,
представляют месячные, квартальные и годовые бухгалтерские отчеты с приложением
балансов к квартальным и годовым отчетам, а состоящие на союзном бюджете и
республиканских бюджетах союзных республик - квартальные и годовые
бухгалтерские отчеты и балансы в сроки и адреса, установленные в п. 10
настоящего Положения.
10. Учреждения,
состоящие на республиканских бюджетах автономных республик, краевых, областных,
окружных, городских (кроме городов районного подчинения) и районных бюджетах,
месячные отчеты, квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы
представляют в соответствующие министерства и ведомства автономных республик и
отделы (управления) исполкомов Советов депутатов трудящихся в установленные ими
сроки.
Министерства и ведомства автономных
республик и отделы (управления) краевых, областных, окружных, городских (кроме
городов районного подчинения) и районных исполкомов - главные распорядители
кредитов представляют сводные месячные отчеты, сводные квартальные и годовые
бухгалтерские отчеты и балансы соответствующим финансовым органам в
установленные последними сроки. Сроки устанавливаются с таким расчетом, чтобы
обеспечить своевременное представление в вышестоящий финансовый орган отчетов
об исполнении соответствующего бюджета.
Учреждения, состоящие на союзном бюджете
и республиканских бюджетах союзных республик, представляют отчетность
вышестоящим учреждениям по подчиненности в сроки, устанавливаемые для них
последними.
Министерства и ведомства СССР, руководители
которых являются главными распорядителями кредитов, представляют в Министерство
финансов СССР сводные квартальные бухгалтерские отчеты и балансы не позднее 35
дней по истечении отчетного периода, а годовые - не позднее 20 марта следующего
за отчетным года. В пределах указанных сроков
Министерство финансов СССР устанавливает дифференцированные сроки представления
министерствами и ведомствами СССР сводных квартальных и годовых бухгалтерских
отчетов и балансов.
Сроки представления сводных квартальных и
годовых бухгалтерских отчетов и балансов главными распорядителями кредитов по
республиканским бюджетам союзных республик устанавливаются министерствами
финансов союзных республик с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное
представление в Министерство финансов СССР квартальных и годовых отчетов об
исполнении государственных бюджетов союзных республик.
11. Датой представления
бухгалтерского отчета и баланса для одногородних
учреждений и централизованных бухгалтерий считается время фактического
представления их по принадлежности, а для иногородних - день высылки отчета и
баланса, обозначенный в штемпеле почтового отправления на конверте. В
случае совпадения срока, установленного для представления отчета, с днем отдыха
отчет представляется накануне дня отдыха.
Учреждения, получающие отчетность от
подведомственных учреждений, должны вести график фактического представления
отчетности.
12. За нарушение сроков представления
месячных отчетов, квартальных и годовых бухгалтерских отчетов и балансов
руководители и главные (старшие) бухгалтеры учреждений и руководители
учреждений, при которых созданы централизованные бухгалтерии, и главные
бухгалтеры этих бухгалтерий привлекаются к дисциплинарной ответственности.
За представление
заведомо неправильных отчетных данных и за систематическое представление
отчетности по неустановленным формам руководители и главные (старшие)
бухгалтеры учреждений и руководители учреждений, при которых созданы
централизованные бухгалтерии, и главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий
привлекаются к дисциплинарной ответственности, если их действия не влекут за
собой ответственности по соответствующим статьям уголовных кодексов союзных
республик.
13. При непредставлении главными распорядителями
кредитов отчетов в установленный срок финансовые органы могут ограничивать, а в
необходимых случаях приостанавливать финансирование из Государственного бюджета
СССР с уведомлением об этом руководителей соответствующих министерств,
ведомств, их управлений, отделов (управлений) исполнительных комитетов Советов
депутатов трудящихся.
Главные распорядители кредитов, в свою
очередь, могут приостанавливать в таких случаях отпуск средств или действие уже
открытых кредитов по бюджетным счетам, а также оплату чеков и других документов
по текущим счетам подведомственных им учреждений.
14. Бухгалтерские отчеты и балансы,
представляемые вышестоящему учреждению по подчиненности, подписываются
руководителем и главным (старшим) бухгалтером учреждения. В централизованных
бухгалтериях, созданных при министерствах, ведомствах, их управлениях, отделах
(управлениях) исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся, при
центральных городских и районных больницах, а также при отдельных учреждениях,
бухгалтерские отчеты и балансы подписываются руководителями учреждений, при
которых они созданы, и главными бухгалтерами централизованных бухгалтерий.
Сводные
бухгалтерские отчеты и балансы главного распорядителя кредитов - министерства,
ведомства, отдела (управления) исполкома, представляемые в финансовые органы,
подписываются соответственно министром (руководителем ведомства) и главным
бухгалтером министерства (ведомства), заведующим отделом (начальником
управления) исполкома и главным (старшим) бухгалтером этого отдела (управления). Без этих подписей отчеты и балансы считаются недействительными.
Кроме того, отчеты о выполнении плана по
сети, штатам и контингентам в министерствах, ведомствах, областных, краевых
отделах (управлениях) подписываются руководителями планово-финансовых служб.
В бухгалтерских отчетах и балансах не
допускаются никакие подчистки и помарки. В случае внесения каких-либо
исправлений делается соответствующая оговорка, подписываемая теми же лицами,
которые подписали отчет и баланс.
Все исправления, внесенные в месячные
отчеты, квартальные и годовые бухгалтерские отчеты и балансы при их проверке и
утверждении вышестоящим учреждением, должны быть в обязательном порядке
сообщены во все адреса, в которые были представлены эти отчеты и балансы.
15. Вышестоящие учреждения рассматривают
и утверждают бухгалтерские отчеты и балансы подведомственных им учреждений, а
также принимают необходимые меры по улучшению их деятельности.
Главные
распорядители кредитов по республиканским бюджетам автономных республик и
местным бюджетам, а также нижестоящие распорядители кредитов по союзному
бюджету и республиканским бюджетам союзных республик рассматривают и утверждают
годовые бухгалтерские отчеты и балансы подведомственных им учреждений не
позднее чем в 15-дневный срок со дня их получения, причем решения по ним в этот
же срок должны быть сообщены соответствующим учреждениям.
Министерства и ведомства СССР и союзных
республик рассматривают и утверждают годовые бухгалтерские отчеты и балансы
подведомственных им учреждений не позднее чем в 20-дневный срок со дня
получения этих отчетов и балансов и сообщают свои решения подведомственным
учреждениям в этот же срок.
16. Министерства, ведомства, их главные
управления и отделы (управления) исполкомов Советов депутатов трудящихся
обязаны оповещать соответствующие финансовые органы о дне рассмотрения годовых
бухгалтерских отчетов и балансов подведомственных им учреждений не позднее чем за два дня до их рассмотрения.
17. Финансовым органам предоставляется
право:
а) требовать от главных распорядителей
кредитов и от подведомственных им учреждений представления, в случае
необходимости, разъяснений по данным, приведенным в бухгалтерской отчетности;
б) рассматривать на месте данные
бухгалтерского учета и отчетности и их документальные обоснования, а также акты
ревизий и материалы обследований учреждений;
в) участвовать в заседаниях по
рассмотрению вышестоящим распорядителем кредитов отчетов и балансов
подведомственных им учреждений.
18. Финансовые органы сообщают свои
замечания и предложения по сводным годовым бухгалтерским отчетам и балансам
министерств, ведомств СССР, союзных и автономных республик, отделов
(управлений) исполкомов Советов депутатов трудящихся не позднее 15 дней со дня
поступления их в соответствующие финансовые органы. В тех случаях, когда в
10-дневный срок со дня получения замечаний и предложений учреждение,
представившее сводный годовой отчет и баланс, не сообщает финансовому органу о
своем несогласии с ними, предложения считаются принятыми.
III. ПРАВИЛА
СОСТАВЛЕНИЯ БАЛАНСОВ
И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ИХ СТАТЕЙ
19. Бухгалтерские отчеты и балансы
учреждений составляются на основе проверенных бухгалтерских записей,
подтвержденных оправдательными документами в порядке, указанном в п. 22 - 51
настоящего Положения. До составления баланса в обязательном порядке
производится сверка оборотов и остатков по аналитическим счетам с оборотами и
остатками по счетам синтетического учета.
20. Министерства и ведомства СССР,
союзных и автономных республик, а также отделы (управления) исполкомов Советов
депутатов трудящихся составляют сводные бухгалтерские отчеты и балансы на
основе проверенных ими бухгалтерских отчетов и балансов подведомственных им
учреждений и отчета по своим операциям.
21. Бухгалтерские отчеты и балансы
учреждений об исполнении сметы расходов составляются в рублях.
Сводные бухгалтерские отчеты и балансы
главными распорядителями кредитов по союзному бюджету и бюджетам союзных
республик составляются в тысячах рублей, а главными распорядителями кредитов по
республиканским бюджетам автономных республик и местным бюджетам - в рублях.
Министерствам финансов союзных республик предоставляется право разрешать
главным распорядителям кредитов по республиканским бюджетам автономных
республик, краевым, областным и городским (кроме городов районного подчинения)
бюджетам составлять сводные отчеты в тысячах рублей
или в тысячах рублей с одним десятичным знаком.
Основные фонды
(средства) и капитальные вложения
22. В составе основных
фондов (средств) <1> учитываются: здания, сооружения, передаточные
устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент,
производственный инвентарь и принадлежности, хозяйственный, столовый и кухонный
инвентарь, рабочий и продуктивный скот (включая мелкий), многолетние насаждения
и прочие основные средства (белье, постельные принадлежности, одежда и обувь,
сценическо-постановочные средства, библиотечные фонды, музейные ценности,
экспонаты животного мира, собаки сторожевые, служебные, охотничьи и ездовые,
кинофильмы, документация по типовому проектированию и др.).
--------------------------------
<1> Основные фонды (средства) в
дальнейшем будут именоваться в настоящем Положении "основные
средства".
К основным средствам также относятся
затраты, производимые за счет капитальных вложений по улучшению земель, не
связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные
средства.
Не относятся к основным средствам:
а) белье, постельные принадлежности,
одежда и обувь, сценическо-постановочные средства при стоимости до 2 руб.
включительно за единицу (комплект);
б) машины и оборудование, транспортные
средства, инструмент, производственный инвентарь и принадлежности,
хозяйственный, столовый и кухонный инвентарь стоимостью до 50 руб. за единицу
(комплект);
в) орудия лова (тралы, неводы, сети,
снасти, мережи и т.п.) независимо от их стоимости и срока службы;
г) птица, кролики, пушные звери и семьи
пчел независимо от их стоимости;
д) многолетние насаждения, выращиваемые в
питомниках в качестве посадочного материала.
Сельскохозяйственные машины и орудия,
взрослый рабочий и продуктивный скот (включая мелкий), библиотечные фонды
относятся к основным средствам независимо от их стоимости.
23. Капитальные затраты
по улучшению земель, относящиеся к затратам неинвентарного характера (не
связанные со строительством сооружений), на культуртехнические
мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного
пользования, производимые за счет капитальных вложений (планировка земельных
участков, корчевка площадей под пашню, очистка полей от камней и валунов,
срезание кочек, расчистка зарослей, очистка водоемов и др.), включаются в
стоимость основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к
принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса
работ.
24. Затраты на землеустроительные,
лесоустроительные и т.п. работы, не связанные со строительством отдельных
объектов, а также другие затраты, не увеличивающие стоимость основных средств,
в состав этих средств не включаются и списываются в конце года за счет
установленного источника финансирования.
25. Основные средства, как действующие,
так и находящиеся в консервации или запасе, показываются в балансе по
первоначальной стоимости, а объекты (предметы), которые переоценивались по
состоянию на 1 января 1973 г., - по восстановительной стоимости.
26. Учреждения, имеющие в наличии
музейные ценности, лабораторное оборудование, приборы, инструменты и другие
предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней или содержащие
драгоценные металлы и драгоценные камни, должны вести, кроме общего учета,
специальный учет, установленный инструкцией Министерства финансов СССР.
27. Законченные постройки и сооружения
включаются в состав основных средств в полной сумме
всех произведенных на них затрат, а вновь приобретенные основные средства - в
сумме их приобретения без учета затрат по их заготовке (наценка, доставка).
Затраты по капитальному ремонту на
увеличение стоимости основных средств не относятся. Эти затраты учитываются в
составе расходов по смете.
28. Амортизационные начисления на
основные средства (независимо от источников их приобретения) в учреждениях не
производятся.
Износ исчисляется ежегодно в порядке,
установленном Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ
СССР 28 июня 1974 г. N АБ-23-Д, и показывается в балансе отдельной статьей.
29. Стоимость основных средств, пришедших
в негодность, списывается с баланса в порядке, установленном Типовой
инструкцией Министерства финансов СССР и Госплана СССР от 16 июня 1962 г. N
161/31-и "О порядке списания пришедших в негодность оборудования, хозяйственного
инвентаря и другого имущества, числящихся в составе основных фондов
(средств)" и изменениями к ней.
Поступившие от ликвидации основных
средств (снос и разборка зданий и сооружений, демонтаж оборудования и т.п.)
материальные ценности приходуются по цене возможного их использования.
Вырученные суммы от реализации материальных ценностей, а также от реализации
излишних основных средств учреждения вносят в доход того бюджета, из которого
финансируется данное учреждение, если решениями Правительства СССР не
установлен иной порядок использования этих средств.
30. Земельные участки, месторождения
ископаемых, лесные и водные угодья, предоставленные учреждениям, в балансе не
отражаются; площадь их показывается в объяснительной записке к годовому
бухгалтерскому отчету.
Малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы
31. К малоценным и
быстроизнашивающимся предметам относятся предметы стоимостью до 50 руб. за
единицу (комплект), за исключением сельскохозяйственных машин и орудий,
взрослого рабочего и продуктивного скота (включая мелкий), многолетних
насаждений, библиотечных фондов, музейных ценностей, экспонатов животного мира,
собак сторожевых, служебных, охотничьих и ездовых, кинофильмов и документации
по типовому проектированию от их стоимости.
В составе малоценных и
быстроизнашивающихся предметов учитываются предметы, перечисленные в подпунктах
"а", "б" и "в" пункта 22 настоящего Положения.
Все малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы, включая и находящиеся на складе (кладовой), показываются в балансе по
стоимости их приобретения.
Выданные в эксплуатацию предметы
стоимостью до 2 руб. за единицу (комплект), кроме предметов белья, постельных
принадлежностей, одежды и обуви, диафильмов в фильмотеках, а также кухонного и
столового инвентаря в учреждениях, имеющих в своем составе столовые и
пищеблоки, списываются в уменьшение фонда малоценных и быстроизнашивающихся
предметов и в балансе не показываются. Их учет ведется материально
ответственными лицами в оперативном порядке. Выданные в эксплуатацию предметы
белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви, а также кухонного и
столового инвентаря в учреждениях, имеющих в своем составе столовые и
пищеблоки, показываются в балансе до списания их по ветхости.
32. Списание пришедших в негодность
малоценных и быстроизнашивающихся предметов и их реализация производятся в
таком же порядке, который установлен п. 29 настоящего Положения для списания
основных средств. Списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов
оформляется общим актом.
Материальные запасы
33. По статье баланса "Изделия
производственных (учебных) мастерских" показываются остатки
нереализованных готовых изделий и продукции по фактической себестоимости.
34. По статье баланса "Продукция
подсобных сельских хозяйств" показываются остатки продукции земледелия и
животноводства производства текущего года до составления годовой отчетной
калькуляции по плановой себестоимости. Переходящие на следующий год запасы
семян и кормов собственного производства показываются в балансе по фактической
себестоимости или по государственным сдаточным ценам в том случае, когда
фактическая себестоимость их выше этих цен.
Отдельные виды кормов, на которые не
установлены сдаточные цены, показываются по фактической себестоимости их, но не
выше плановой себестоимости этих кормов.
35. По статье баланса "Материалы и
продукты питания" показываются материалы, включая ремонтно-строительные,
топливо и горюче-смазочные материалы, корма, фураж, тара, продукты питания и
запчасти для ремонта по стоимости их приобретения.
В тех случаях, когда при приобретении
материальных ценностей через мелкооптовые базы и магазины была предоставлена в
установленном порядке торговая скидка, такие ценности показываются в балансе по
розничным ценам без учета скидки. На сумму полученной скидки уменьшаются
фактические расходы по соответствующей статье сметы.
Затраты по найму транспорта для перевозки
материальных ценностей не относятся на увеличение стоимости приобретенных
ценностей, а списываются на соответствующие статьи расходов за счет
ассигнований, по которым эти ценности приобретались.
36. По статье баланса "Заготовление
и переработка материалов" показывается фактическая стоимость заготовляемых
и находящихся в переработке материалов и продуктов питания.
Материалы, принятые в переработку от
сторонних организаций, показываются за балансом по ценам, предусмотренным в
договорах.
37. Стоимость материальных ценностей,
принятых на ответственное хранение вследствие отказа от акцепта счетов -
платежных требований и других причин, показывается за балансом по ценам,
указанным в соответствующих документах.
38. Отходы производства в учебных
мастерских и подсобных сельских хозяйствах оцениваются по ценам возможного их
использования, утверждаемым в установленном порядке.
Затраты на
производство
39. По статье баланса "Затраты
производственных (учебных) мастерских" показываются затраты на изделия и
продукцию, не завершенные производством, по фактическому расходу, но не выше
затрат, установленных плановой калькуляцией.
40. По статье баланса "Затраты
подсобных сельских хозяйств" показываются затраты под урожай будущего года
в подсобных сельских хозяйствах (озимые посевы, вспашка зяби, подготовка паров,
подготовка парников и теплиц, расходы по садам, ягодникам и виноградникам) по
фактическому расходу.
41. По статье баланса "Затраты на
научно-исследовательские работы по договорам" показываются фактические
расходы на незаконченные научно-исследовательские работы (темы), включая
накладные расходы.
Денежные средства и
расчеты
42. Остатки денежных средств, показанные
в балансе, должны быть согласованы с учреждениями Госбанка. Все разногласия по
ним должны быть устранены до составления баланса. Оставление на балансах
учреждений неурегулированных сумм по этим расчетам рассматривается как
неправильное составление баланса.
Прочие денежные документы показываются на
балансе по их номинальной стоимости.
43. Расчеты с дебиторами и кредиторами
показываются каждой стороной в своем балансе в суммах, вытекающих из
бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.
При наличии разногласий для устранения их
заинтересованная сторона обязана обратиться в органы арбитража или суда либо в
вышестоящий по отношению к должнику орган по принадлежности.
44. Претензии по штрафам, пене и
неустойкам, по которым срок для обжалования истек, а также в части, признанной
плательщиком, присужденной судом, арбитражем или вышестоящим по отношению к
должнику органом, учитываются в балансах получателя и плательщика
соответственно по статьям баланса "Прочие дебиторы" и "Прочие кредиторы".
45. Учреждения по неинкассируемой
через банк дебиторской задолженности в установленные сроки предъявляют иски по
взысканию ее в принудительном порядке.
46. По статье баланса "Расчеты по
недостачам" показываются суммы недостач, растрат и хищений денежных
средств и материальных ценностей, а также суммы потерь от порчи этих ценностей,
отнесенные на счет виновных лиц.
Задолженность по недостачам, растратам и
хищениям ценностей, во взыскании которой отказано судом, а также прочие долги,
признанные учреждением безнадежными к получению, списываются с разрешения
вышестоящей организации.
47. Признанные безнадежными к получению
долги, числящиеся на балансах самих министерств и ведомств СССР, союзных и
автономных республик, списываются с разрешения руководителей этих министерств и
ведомств. Признанные безнадежными к получению долги, числящиеся на балансах
отделов (управлений) исполкомов, - с разрешения соответствующих исполнительных
комитетов Советов депутатов трудящихся.
48. Присужденные долги, по которым
возвращены исполнительные документы с утвержденным судом актом о
несостоятельности ответчика и невозможности обращения взыскания на его
имущество, списываются на уменьшение финансирования с разрешения руководителя
учреждения.
49. Списание задолженности вследствие
неплатежеспособности должников не является полным сложением (аннулированием)
задолженности. Эта задолженность должна показываться на забалансовом
счете в течение пяти лет с момента ее списания для наблюдения
за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения
должников.
50. Суммы кредиторской
и депонентской задолженности, числящейся на балансе, по которой истекла исковая
давность, подлежат взносу в доход бюджета, из которого финансируется
учреждение, не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, в котором истекли
сроки исковой давности.
51. Суммы дебиторской задолженности, по
которой истекла исковая давность, списываются с разрешения руководителя
учреждения на уменьшение финансирования с сообщением об этом в 10-дневный срок
вышестоящей организации, в ведении которой это учреждение находится.
Должностные лица, виновные в пропуске сроков исковой давности, привлекаются к
дисциплинарной ответственности.
IV. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
СТАТЕЙ БАЛАНСА
И ПОРЯДОК СПИСАНИЯ ПОТЕРЬ
52. Учреждения обязаны проводить
инвентаризацию:
а) зданий, сооружений и передаточных
устройств - не менее одного раза в два года;
б) музейных
ценностей (кроме указанных в п. 68 настоящего Положения) - в сроки,
установленные особыми инструкциями;
в) библиотек - в сроки, устанавливаемые
министерствами и ведомствами по подчиненности;
г) других основных средств, малоценных и
быстроизнашивающихся предметов:
в министерствах и ведомствах СССР,
союзных и автономных республик, в исполнительных комитетах краевых, областных,
окружных, городских (кроме городов районного подчинения) и районных Советов
депутатов трудящихся и их отделах (управлениях) - не менее одного раза в два
года;
в остальных учреждениях - не менее одного
раза в год, но не ранее 1 ноября отчетного года. При централизации
бухгалтерского учета инвентаризацию допускается проводить не с 1 ноября, а с 1
сентября отчетного года;
д) капитальных работ инвентарного
характера - не менее одного раза в год, но не ранее 1 декабря отчетного года;
е) молодняка животных, животных на
откорме и в нагуле, птиц, кроликов, зверей, семей пчел - не менее одного раза в
квартал;
ж) готовой продукции, сырья и материалов,
топлива, кормов, фуража и прочих материальных ценностей - не менее одного раза
в год, но не ранее 1 октября отчетного года;
з) капитальных ремонтов - не менее одного
раза в год, но не ранее 1 декабря;
и) продуктов питания - не менее одного
раза в квартал;
к) незавершенного
производства и полуфабрикатов собственной выработки в производственных
(учебных) мастерских и подсобных сельских и учебно-опытных хозяйствах,
незаконченных научно-исследовательских работ, выполняемых по договорам с
предприятиями и другими организациями, - не ранее 1 октября отчетного года, и,
кроме того, периодически в сроки, устанавливаемые министерствами и ведомствами
СССР, союзных и автономных республик для подведомственных им учреждений, а для
учреждений, находящихся в подчинении исполкомов местных Советов, - соответствующими исполнительными комитетами
Советов депутатов трудящихся;
л) денежных средств, ценных бумаг и
документов строгой отчетности и депонентов - не менее одного раза в месяц;
м) расчетов с банками (по бюджетным,
текущим и другим счетам) - по мере получения выписок банков. Кроме
того, в соответствии с действующими инструкциями и указаниями Министерства
финансов СССР распорядители кредитов сверяют с учреждениями Госбанка СССР
отчетные данные о средствах, полученных из союзного и республиканских бюджетов
союзных республик, и с учреждениями Стройбанка СССР и Госбанка СССР - о средствах,
полученных на финансирование капитальных вложений и других мероприятий из
союзного, республиканских и местных бюджетов;
н) расчетов с финансовыми органами по
взносам налогов и другим платежам в бюджет - не менее одного раза в квартал;
о) расчетов учреждения с его вышестоящей
организацией - не менее одного раза в квартал;
п) расчетов с дебиторами и кредиторами -
не менее двух раз в год, расчетов в порядке плановых платежей - не менее одного
раза в месяц;
р) расчетов сумм по поручениям - по
выполнении поручения, но не позднее 31 декабря отчетного года;
с) расчетов по кредитам, полученным из
других бюджетов, - не менее одного раза в квартал.
53. Инвентаризация производится в
установленные сроки и в том случае, если какие-либо ценности уже были ранее
подвергнуты внеплановой проверке в течение отчетного года.
54. Количество инвентаризаций, проводимых
в течение года, а также даты их проведения в необходимых случаях могут быть
изменены руководителями министерств и ведомств СССР, союзных республик по
согласованию с Министерством финансов СССР, или министерствами финансов союзных
республик по принадлежности.
55. Учреждения в случаях, когда для них
специальными решениями Правительства СССР в отношении всех или отдельных видов
ценностей установлены иные сроки проведения инвентаризации, а также иной
порядок ее проведения, проводят инвентаризацию в соответствии с этими
решениями.
56. В сроки, установленные в п. 52
настоящего Положения, подлежат инвентаризации также материальные ценности, не
принадлежащие учреждению, как числящиеся в учете (в арендном пользовании, на
ответственном хранении, полученные для переработки), так и почему-либо
неучтенные.
57. Инвентаризация обязательна:
при смене материально ответственных лиц
на день приемки-сдачи дел;
при передаче учреждения (или его части)
от одного распорядителя кредитов другому на установленную дату передачи. При
передаче учреждения (или части) от одного распорядителя кредитов другому внутри
министерства (ведомства) инвентаризация может не производиться по решению
министерства (ведомства), а в тех случаях, когда передача производится между
министерствами (ведомствами), - по их совместному решению.
58. Руководитель и главный (старший)
бухгалтер учреждения, а по учреждениям, обслуживаемым централизованной
бухгалтерией, руководитель учреждения, при котором она создана, и главный
бухгалтер этой бухгалтерии несут ответственность за правильное и своевременное
проведение инвентаризации, а в обслуживаемых учреждениях ответственность за
своевременное проведение инвентаризации несут также руководители этих
учреждений.
59. Для проведения инвентаризации
приказом руководителя учреждения создается комиссия из числа работников
учреждения при обязательном участии главного (старшего) бухгалтера.
Инвентаризационная комиссия возглавляется руководителем учреждения или его
заместителем. Приказом устанавливаются также порядок, сроки начала и окончания
работы по проведению инвентаризации и отражения ее результатов в учете.
В учреждениях, в которых вследствие
большого объема работ проведение инвентаризации не может быть обеспечено одной
комиссией, создаются, кроме того, местные комиссии, на которые возлагается
непосредственная инвентаризация в отдельных подразделениях этих учреждений. В
состав местной комиссии обязательно включается счетный работник бухгалтерии.
Работа местных комиссий организуется и контролируется центральной комиссией.
60. Проведение инвентаризации в
учреждениях, обслуживаемых централизованной бухгалтерией, оформляется приказом
руководителя учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия, в
части утверждения центральной инвентаризационной комиссии и календарного плана проведения
инвентаризации, а также распределения работников централизованной бухгалтерии
по учреждениям для участия их в местных инвентаризационных комиссиях. На
основании этого приказа руководители учреждений, обслуживаемых централизованной
бухгалтерией, назначают местные инвентаризационные комиссии. В состав
инвентаризационных комиссий, как центральной, так и местных, должны входить
счетные работники централизованной бухгалтерии.
61. Центральная инвентаризационная
комиссия проводит инвентаризацию материальных ценностей и денежных средств,
принадлежащих централизованной бухгалтерии и учреждению, при котором она
создана, а также средств в расчетах и документов
строгой отчетности и руководит работой местных инвентаризационных комиссий.
Местные инвентаризационные комиссии производят снятие фактических остатков
материальных ценностей, сличают наличие указанных ценностей с данными
бухгалтерского учета и составляют свои заключения по выявленным недостачам и
излишкам. Данные бухгалтерского учета, проставляемые в инвентаризационных
описях - сличительных ведомостях, скрепляются подписью работника
централизованной бухгалтерии. Материалы инвентаризации рассматриваются и
утверждаются теми лицами, которыми были назначены комиссии для проведения
инвентаризации.
62. К началу инвентаризации в
бухгалтериях необходимо закончить обработку всех документов по приходу и
расходу ценностей, произвести соответствующие записи в регистрах аналитического
учета и определить остатки на день инвентаризации.
На складах, в кладовых и других местах
хранения материальные ценности должны быть рассортированы и уложены по
наименованиям, сортам, размерам и т.п. На ценностях должны быть вывешены ярлыки
с подробными сведениями, характеризующими эти ценности, с указанием их
качества, количества, веса и меры.
63. У лиц, ответственных за сохранность
вверенных им ценностей, до начала инвентаризации отбирается подписка о том, что
все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию
(централизованную бухгалтерию) и что никаких неоприходованных
или списанных в расход ценностей у них не имеется.
64. Инвентаризация, кроме продуктов
питания и денежных средств, как правило, должна производиться на 1-е число
месяца. Если инвентаризация ценностей по какому-либо месту их хранения не может
быть закончена в один день, она может быть начата раньше и закончена после
первого числа. В этом случае данные инвентаризации должны быть скорректированы
по состоянию на 1-е число месяца.
На время инвентаризации операции по
приему и отпуску ценностей должны быть прекращены. Однако такое прекращение
операций не должно отрицательно отражаться на работе учреждений.
Если инвентаризация, проводимая в
кладовых или других закрытых помещениях, не закончена в тот же день, помещения
должны быть опечатаны при уходе инвентаризационной комиссии. Печать на время
инвентаризации хранится у председателя инвентаризационной комиссии.
65. Инвентаризация основных средств,
материалов, денежных средств и других ценностей проводится по их
местонахождению и ответственным лицам, на хранении у которых эти ценности
находятся. В таком же порядке осуществляется инвентаризация незавершенного
капитального строительства, незаконченного капитального ремонта и
незавершенного производства.
Проверка остатков в натуре членами
комиссии проводится при непременном участии материально ответственных лиц
(кассиров, кладовщиков, завхозов и др.).
Наличие ценностей при инвентаризации
определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и т.п. исходя из
установленных единиц измерения. Определение веса (или объема) навалочных
материалов допускается проводить на основании технических расчетов, о чем в
описях делается соответствующая отметка.
Наименования инвентаризуемых ценностей и
объектов (предметов) и их количество показываются в инвентаризационных описях -
сличительных ведомостях, по субсчетам, номенклатуре и в единицах измерения,
принятых в учете.
66. На ценности, не
принадлежащие учреждению, но находящиеся в его распоряжении, составляются
отдельные инвентаризационные описи - сличительные ведомости с подразделением:
на арендованные, принятые на ответственное хранение и т.п.
67. При проведении инвентаризации
основных средств и других материальных ценностей выявляются все излишние, не
используемые в учреждениях ценности, подлежащие реализации в установленном
порядке.
68. Инвентаризация драгоценных металлов и
драгоценных камней во всех видах производится в порядке, установленном
Министерством финансов СССР.
69. Данные инвентаризации по каждому виду
ценностей записываются в инвентаризационных описях - сличительных ведомостях,
составляемых отдельно по местам нахождения ценностей и лицам, ответственным за
их сохранность.
70. Форма типовой инвентаризационной
описи - сличительной ведомости приведена в приложении N 1 к настоящему
Положению (не приводится).
71. Инвентаризационные описи -
сличительные ведомости подписываются председателем и всеми членами
инвентаризационной комиссии, а материально ответственные лица заполняют на
каждой описи расписку следующего содержания:
"Все ценности, поименованные в
настоящей инвентаризационной описи с N ___ по N ___, комиссией проверены в
натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с
чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в
описи, находятся на моем ответственном хранении" (подпись, дата).
72. В случае смены материально
ответственного лица в инвентаризационных описях - сличительных ведомостях лицо,
принявшее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче.
Инвентаризация
основных средств
73. До начала инвентаризации основных
средств необходимо:
а) проверить наличие и состояние учетных
регистров (карточек и др.);
б) проверить наличие и состояние
технических паспортов и другой технической документации;
в) проверить наличие документов на основные
средства, сданные или принятые учреждением в аренду, на хранение и во временное
пользование. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или
оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей
в бухгалтерском учете или технической документации необходимо в эти документы
внести соответствующие исправления и уточнения.
74. При инвентаризации комиссия в
обязательном порядке производит осмотр объектов в натуре и проверку
соответствия технической документации, записывает в инвентаризационные описи -
сличительные ведомости полное наименование этих объектов и их инвентарные
номера. В случае отсутствия технической документации об этом указывается в
описях по графе "Примечание".
Машины, оборудование и другие объекты
проверяются по заводским номерам и заносятся в инвентаризационные описи -
сличительные ведомости индивидуально с указанием инвентарного номера и
предметной характеристики.
По однородным предметам основных средств
(однородным по цене, типу, размеру и т.п.) данные разрешается заносить в описи
- сличительные ведомости суммарно с указанием количества этих предметов и их
инвентарных номеров.
75. Основные средства записываются в
инвентаризационные описи - сличительные ведомости под наименованием в
соответствии с основным назначением объекта. В тех случаях, когда объект
подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и
вследствие этого изменилось основное его назначение, он вносится в опись под
наименованием, соответствующим новому назначению.
В тех случаях,
когда произведенные капитальные работы (надстройка этажей, пристройка новых
помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных
конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, комиссия должна по
соответствующим документам определить сумму увеличения или уменьшения
балансовой стоимости объекта и привести в инвентаризационной описи -
сличительной ведомости данные о произведенных изменениях. Одновременно с этим комиссия должна установить виновных лиц и
причины, по которым конструктивные изменения объектов не получили отражения в
учете.
76. Отдельные инвентаризационные описи -
сличительные ведомости составляются при инвентаризации садов, виноградников,
ягодников, лесопосадок, прудов, водоемов, ирригационных и мелиоративных сооружений.
Насаждения записываются по культурам, ботаническому сорту с указанием года
закладки, площади, количества деревьев или кустов, по категориям и их
балансовой стоимости. Ирригационные и мелиоративные сооружения записываются в
инвентаризационную опись - сличительную ведомость по видам и роду сооружений с
указанием их размеров, года возведения, балансовой стоимости и других сведений,
характеризующих их назначение и состояние.
77. Взрослый рабочий, продуктивный и
племенной скот заносится в отдельные инвентаризационные описи - сличительные
ведомости, в которых указываются: инвентарный номер (бирка, тавро), кличка
животного, возраст, порода и балансовая стоимость.
78. Присвоенные объектам (предметам)
основных средств инвентарные номера, как правило, не должны изменяться. Замена
номеров может быть произведена в тех случаях, когда объекты ошибочно значатся
не в той группе основных средств, к которой они должны быть отнесены по своему
технико-производственному назначению, а также в случаях установления неправильной
нумерации.
79. Объекты (предметы) основных средств,
которые в момент инвентаризации будут находиться вне учреждения (автомобили,
отбывающие в длительные рейсы, машины и оборудование, подлежащие отправке в
капитальный ремонт, и т.п.), должны быть проинвентаризированы
до момента их временного выбытия из учреждения.
80. При выявлении
объектов (предметов), не числящихся в учете, а также объектов (предметов), по
которым в учете отсутствуют данные, характеризующие их, комиссия должна в
инвентаризационную опись - сличительную ведомость включить недостающие сведения
и технические показатели по этим объектам (предметам), например: по зданиям -
указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по
наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число
этажей, подвалов, полуподвалов и т.п., год постройки и др.
Оценка вновь выявленных и не учтенных с
момента проведения последней инвентаризации объектов должна быть произведена по
современной стоимости их воспроизводства, а износ должен быть установлен по
действительному техническому состоянию объектов с оформлением данных оценки и
износа соответствующими актами. Эта оценка должна быть произведена по
прейскурантам (сметной стоимости), утвержденным в установленном порядке.
81. При выявлении инвентаризационной
комиссией основных средств, пришедших в ветхость или негодность, комиссия
подготавливает для постоянно действующей комиссии предложения на списание этих
основных средств, руководствуясь п. 29 настоящего Положения.
На ненужные или излишние основные
средства составляются дополнительно к инвентаризационной описи - сличительной
ведомости предложения по их использованию.
Инвентаризация
сырья и материалов, продуктов питания
и других материальных запасов
82. Инвентаризация сырья и материалов,
продуктов питания, топлива, продукции подсобных сельских хозяйств и
производственных (учебных) мастерских и других материальных запасов
производится по местам хранения и отдельно по материально ответственным лицам.
Материальные запасы заносятся при
инвентаризации в инвентаризационные описи - сличительные ведомости по каждому
отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, сорта
и количества (счетом, весом или мерой, а в необходимых случаях счетом и весом).
На выявленные при инвентаризации негодные
или испорченные материальные ценности дополнительно составляются
соответствующие акты. В этих актах обязательно указываются характер и степень
порчи, а также причины и виновные лица, допустившие порчу ценностей.
83. На материальные ценности, находящиеся
в пути, составляется отдельный акт, в котором по каждой отдельной отправке
приводятся следующие данные: наименование и количество (согласно документам
бухгалтерского учета), дата отгрузки, а также перечень и номера отгрузочных
документов.
Инвентаризация
молодняка животных
и животных на откорме и в нагуле
84. Молодняк крупного рогатого скота,
племенных лошадей и другого рабочего скота включается в инвентаризационные
описи - сличительные ведомости индивидуально с указанием инвентарных номеров,
кличек, пола, масти, породы и т.п.
Животные на откорме и в нагуле, молодняк
свиней, овец, коз и других видов животных и птицы, учитываемые в групповом
порядке, включаются в инвентаризационные описи - сличительные ведомости по
возрастным и половым группам с указанием количества голов и живого веса по
каждой группе.
Инвентаризация малоценных
и быстроизнашивающихся предметов
85. Малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы инвентаризуются по месту их нахождения и лицам, на ответственном
хранении которых они находятся.
В инвентаризационные описи - сличительные
ведомости малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям
в соответствии с номенклатурными номерами и в единицах измерения, принятых в
бухгалтерском учете.
По малоценным и быстроизнашивающимся
предметам, учитываемым в оперативном порядке согласно п. 31 настоящего
Положения, описи не составляются.
86. На малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы, пришедшие в полную негодность, составляются дополнительно
соответствующие акты. При этом в инвентаризационных описях - сличительных
ведомостях делаются соответствующие примечания о негодности.
Инвентаризация незаконченных
научно-исследовательских работ
87. В бюджетных научно-исследовательских
учреждениях и учебных заведениях инвентаризуются незаконченные работы,
выполняемые по договорам с предприятиями и другими организациями.
Инвентаризация проводится по темам (договорам), причем инвентаризационной
комиссией определяется сметная (договорная) стоимость выполненной части каждой
темы, а бухгалтерией - фактические затраты.
Инвентаризация
незавершенного производства в подсобных
и учебно-опытных сельских хозяйствах
88. В подсобных и учебно-опытных сельских
хозяйствах при учреждениях к незавершенному производству относятся озимые
посевы, вспашка зяби, подготовка паров, подготовка парников и теплиц, расходы
по садам, ягодникам и виноградникам.
Инвентаризация проводится по каждому виду
незаконченных работ, причем инвентаризационной комиссией проверяются
натуральные показатели и фактические затраты. Фактические затраты определяются
путем выборки из первичных документов и учетных регистров (наряды, требования
на семена и материалы, путевые листы и др.).
Инвентаризация
незавершенного производства
производственных (учебных) мастерских
89. В производственных (учебных)
мастерских к незавершенному производству относятся заделы (детали, узлы,
агрегаты) и изделия, обработка и сборка которых еще не закончена; готовые изделия,
не полностью укомплектованные и не сданные на склад (кладовую).
90. Перед началом инвентаризации
необходимо сдать на склады все ненужные для производства материалы, покупные
детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых
на данном этапе закончена.
Находящиеся в мастерских заделы
незавершенного производства и полуфабрикаты должны быть приведены в порядок,
обеспечивающий правильность и удобство подсчета их количества.
91. Проверка остатков заделов
незавершенного производства (деталей, узлов и т.п.) производится путем
фактического подсчета, взвешивания, перемеривания.
Описи составляются отдельно по каждой
мастерской с указанием наименований заделов, стадии или степени их готовности,
количества или объема.
Сырье, материалы и покупные
полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест и не подвергавшиеся обработке, в
описи инвентаризации незавершенного производства не включаются, а
инвентаризуются особо и записываются в отдельных описях.
Обнаруженный при инвентаризации брак деталей оформляется составлением акта о браке.
Инвентаризация
денежных средств, ценностей
и документов строгой отчетности
92. При инвентаризации кассы проверяется
денежное наличие путем полного полистного пересчета всех денежных знаков и
металлической монеты. Одновременно инвентаризуются денежные документы и
ценности, лимитированные чековые книжки и документы строгой отчетности,
хранящиеся в кассе.
Хранение в кассе неоприходованных
наличных денег и других ценностей запрещается.
При подсчете фактического наличия денежных
средств в кассе принимаются к учету наличные деньги.
Никакие документы или расписки в остаток наличности кассы не включаются.
93. Инвентаризация кассы оформляется
отдельным актом. В акте указываются: состав комиссии, проводившей инвентаризацию,
место нахождения проинвентаризированных наличных
денег и других ценностей, остаток в натуре и остаток по данным бухгалтерского
учета на день инвентаризации.
При обнаружении в кассе недостачи или
излишка наличных денег и ценностей в акте указываются суммы недостач или
излишков и обстоятельства их возникновения.
Наличные деньги, не оправданные
приходными кассовыми ордерами, считаются излишком кассы и подлежат в
трехдневный срок взносу в доход соответствующего бюджета.
Инвентаризация
расчетов
94. Инвентаризация бюджетных и текущих
счетов в банках, расчетов с бюджетом, подотчетными лицами, рабочими и
служащими, депонентами и остальными дебиторами и кредиторами заключается в
выявлении по документам и записям в регистрах учета и тщательной проверке
числящихся на соответствующих счетах сумм. Комиссия устанавливает сроки
возникновения задолженности по этим счетам, реальность задолженности и виновных
лиц в случае пропусков сроков исковой давности.
Со всеми дебиторами и кредиторами
учреждения должны обменяться выписками из лицевых счетов. Эти выписки
предъявляются инвентаризационной комиссии для подтверждения реальности
задолженности.
Выписки посылаются
организациями-кредиторами организациям-дебиторам, а последние обязаны в течение
декады со дня их получения подтвердить остаток или сообщить свои возражения.
На счетах расчетов с дебиторами и
кредиторами должны, таким образом, оставаться исключительно согласованные
суммы.
Только в отдельных случаях, если до конца
отчетного периода не удалось устранить возникшие разногласия или невыясненные
расхождения, расчеты с дебиторами и кредиторами показываются каждой стороной в
своем балансе в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею
правильными.
95. Инвентаризационная комиссия путем
документальной проверки должна также установить:
а) тождественность расчетов с банками и с
вышестоящей организацией;
б) предъявлены ли не позднее 30 дней со
дня возникновения дебиторской задолженности иски на ее взыскание в
принудительном порядке;
в) задолженность подотчетных лиц, а также
задолженность по недостачам, растратам и хищениям и меры, принятые ко взысканию этой задолженности;
г) суммы кредиторской и депонентской
задолженности, по которой истекла исковая давность. Указанная задолженность
подлежит внесению в доход бюджета в порядке, изложенном в п. 50 настоящего
Положения;
д) реальность задолженности рабочим и
служащим по заработной плате.
96. Результаты инвентаризации расчетов
должны быть оформлены актом по форме, которая приведена в приложении N 2 к
настоящему Положению (не приводится).
В акте перечисляются наименования проинвентаризированных счетов (субсчетов) и указываются
суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности,
безнадежных долгов, кредиторской и дебиторской задолженности, по которой
истекли сроки исковой давности. По указанным видам задолженности к акту должна
быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и
кредиторов, сумма задолженности, за что числится задолженность, с какого
времени и на основании каких документов.
По суммам дебиторской задолженности, по
которым истекли сроки исковой давности, в справке указываются лица, виновные в
пропуске этих сроков.
Особо должны быть проверены и отражены в
справке суммы дебиторской задолженности, списанные в соответствии с п. 46
настоящего Положения с баланса вследствие несостоятельности ответчиков и
невозможности обращения взыскания на их имущество, как-то:
а) обоснованности списания этой
задолженности;
б) правильности учета списанной
задолженности за балансом;
в) осуществления наблюдения за
возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения
должников.
Инвентаризация
незавершенного капитального строительства
и незаконченных капитальных ремонтов
97. Наличие и объем незавершенного
капитального строительства и незавершенного производства строительно-монтажных
работ устанавливаются при инвентаризации путем проверки их в натуре. В
составляемых актах при этом указываются наименование объекта, описание и объем
выполненных работ по каждому объекту и виду работ, сметная и фактическая
стоимость.
К незавершенному производству по
строительно-монтажным работам относятся работы, выполненные подрядными
организациями, не сданные заказчиками, а при осуществлении строительства
хозяйственным способом - не оформленные актами приемки работ.
98. Инвентаризационная комиссия должна
проверить:
а) не числится ли в составе
незавершенного капитального строительства оборудование, переданное в монтаж, но
фактически не начатое монтажом.
При выявлении такого оборудования
необходимо сделать соответствующие исправления в учете и отчетности;
б) состояние законсервированных и
временно прекращенных строительством объектов. По этим объектам, в частности,
необходимо выявить причины и основания их консервации.
На законченные объекты, почему-либо не
введенные в эксплуатацию, составляются отдельные акты.
На прекращенные строительством объекты, а
также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству,
подлежащие списанию с баланса, составляются отдельные акты, в которых
приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости по смете, с
указанием причин прекращения строительства.
99. Инвентаризация незаконченных
капитальных ремонтов зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических
установок и других объектов производится путем проверки состояния работ в
натуре.
На незаконченный капитальный ремонт
составляется отдельный акт, в котором указываются: название ремонтируемого
объекта, описание и процент выполненных работ, сметная и фактическая стоимость
выполненных работ.
Инвентаризация забалансовых статей
100. Инвентаризация забалансовых
статей производится в порядке, аналогичном установленному
для инвентаризации статей баланса.
Проверка и
оформление результатов инвентаризации
101. По окончании инвентаризации
оформленные инвентаризационные описи - сличительные ведомости сдаются в
бухгалтерию для выявления и отражения в учете результатов инвентаризации.
Для выявления результатов инвентаризации
бухгалтерией тщательно проверяются соответствующие записи в инвентаризационных
описях - сличительных ведомостях. При этом количественные и ценностные
показатели по данным бухгалтерского учета проставляются против соответствующих
данных описи и путем сопоставления выявляются расхождения между данными
инвентаризации и данными учета.
По ценностям, принадлежащим другим
организациям, результаты инвентаризации с приложением копии инвентаризационной
описи - сличительной ведомости сообщаются их владельцам.
102. Обнаруженные бухгалтерией в
инвентаризационных описях - сличительных ведомостях ошибки должны быть
исправлены и оговорены за подписями всех членов комиссии и соответствующих
материально ответственных лиц.
103. По всем недостачам и излишкам, а
равно потерям, связанным с порчей основных средств и других ценностей, а также
пропуском сроков исковой давности на взыскание дебиторской задолженности,
инвентаризационной комиссией должны быть получены письменные объяснения
соответствующих работников. На основании представленных объяснений и материалов
комиссия устанавливает характер выявленных недостач, потерь и порчи ценностей,
а также их излишков и в соответствии с этим определяет порядок регулирования
разниц между данными инвентаризации и данными бухгалтерского учета.
104. Инвентаризационная комиссия
проверяет правильность определения бухгалтерией результатов инвентаризации и
свои заключения и предложения фиксирует в протоколе. В протоколе приводятся
подробные сведения о причинах и виновниках недостач, потерь, а также излишков и
указывается, какие меры приняты по отношению к виновным лицам.
Протоколы инвентаризационной комиссии
утверждаются руководителем учреждения, а в централизованной бухгалтерии
протоколы центральной инвентаризационной комиссии утверждаются руководителем
учреждения, при котором создана централизованная бухгалтерия.
105. Результаты инвентаризации должны
быть отражены в бухгалтерском учете в течение 10 дней после окончания
инвентаризации.
Порядок регулирования
инвентаризационных разниц
106. Выявленные при инвентаризации
расхождения между фактическими остатками и данными бухгалтерского учета
регулируются в следующем порядке:
а) ценности, оказавшиеся в излишке,
подлежат оприходованию с последующим установлением причин возникновения
излишков и виновных лиц;
б) недостача ценностей в пределах
установленных норм естественной убыли списывается на основании распоряжения
руководителя учреждения на уменьшение финансирования. Нормы естественной убыли
могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. Запрещается
производить списание материальных ценностей в пределах норм естественной убыли
до установления факта недостачи.
При отсутствии
утвержденных в установленном порядке норм естественной убыли все недостачи
рассматриваются как недостачи сверх норм;
в) взаимный зачет излишков и недостач в
результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и
тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении
материальных ценностей одного и того же наименования. В том
случае, когда при зачете излишков и недостач от пересортицы стоимость
недостающих ценностей выше оказавшихся в излишке, разница в стоимости должна
быть отнесена на виновных лиц;
г) недостача ценностей сверх норм
естественной убыли, а равно потери от порчи ценностей относятся на виновных лиц
и взыскиваются с них по государственным розничным ценам. По недостачам и
потерям, явившимся следствием злоупотреблений, руководитель учреждения обязан
направить дело в следственные органы и предъявить иск. Если недостачи и потери
ценностей не являются следствием злоупотребления, то руководитель учреждения
обязан не позднее 10 дней после обнаружения недостач и потерь предъявить к
виновным гражданский иск.
107. Недостачи ценностей сверх норм
естественной убыли и потери от порчи, в результате стихийных бедствий
(наводнений, пожаров и т.д.), а также потери от нераскрытых хищений в случаях,
когда конкретные виновники не могут быть установлены, списываются с балансов на
уменьшение финансирования лишь после тщательной проверки действительного
отсутствия виновных лиц и принятия необходимых мер к
недопущению фактов ущерба в дальнейшем в следующем порядке:
по сметам министерств и ведомств СССР и
союзных республик независимо от суммы - с разрешения руководителей министерств,
ведомств СССР и союзных республик;
по сметам других
учреждений, состоящих на союзном бюджете и на республиканских бюджетах союзных
республик, на сумму до 50 руб. по каждому случаю недостачи или порчи ценностей
с разрешения руководителя учреждения, на сумму с 50 руб. до 500 руб. по каждому
случаю недостачи или порчи ценностей - с разрешения руководителей вышестоящих
учреждений, непосредственно подчиненных министерствам или ведомствам, на сумму
500 руб. и выше по каждому случаю недостачи или
порчи - с разрешения руководителей министерств и ведомств;
по сметам министерств и ведомств
автономных республик, по сметам исполнительных комитетов краевых, областных,
окружных, городских (кроме городов районного подчинения) Советов депутатов
трудящихся независимо от суммы - с разрешения руководителей министерств,
ведомств автономных республик, председателей соответствующих исполкомов Советов
депутатов трудящихся;
по сметам других учреждений, состоящих на
республиканских бюджетах автономных республик, краевых, областных, окружных,
городских (кроме городов районного подчинения) и районных бюджетах, на сумму до
500 руб. по каждому случаю недостачи или порчи ценностей - с разрешения
руководителей министерств и ведомств АССР, отделов (управлений) соответствующих
исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся;
по сметам других учреждений, состоящих на
республиканских бюджетах автономных республик и всех местных бюджетах по
каждому случаю недостачи или порчи ценностей на сумму 500 руб. и выше - с
разрешения Советов Министров АССР и исполнительных комитетов краевых,
областных, окружных, городских и районных Советов депутатов трудящихся по
принадлежности;
по сметам сельских, поселковых и
городских (городов районного подчинения) Советов депутатов трудящихся
независимо от суммы - с разрешения председателей исполкомов районных Советов
депутатов трудящихся;
по сметам других
учреждений, состоящих на сельских, поселковых и городских (городов районного
подчинения) бюджетах на сумму до 50 руб. по каждому случаю недостачи или порчи
ценностей - с разрешения соответствующих исполнительных комитетов Советов
депутатов трудящихся, на сумму с 50 руб. до 500 руб. - с разрешения
исполнительных комитетов районных Советов депутатов трудящихся.
Указанный выше порядок списания
применяется за исключением тех случаев, когда решениями Совета Министров СССР
или Советов Министров союзных республик установлен иной порядок списания
недостач и потерь от порчи ценностей.
В документах, представляемых учреждениями
для оформления списания недостач сверх норм естественной убыли и потерь
ценностей, должны быть указаны меры, принятые для устранения таких потерь.
108. Списание с балансов учреждений
потерь по прекращенным стройкам и объектам, включая затраты на проектно-изыскательские
работы по неосуществленному строительству, производится в порядке,
установленном Госстроем СССР.
Оформление списания затрат по
прекращенному строительству, а также затрат на проектно-изыскательские работы
по неосуществленному строительству производится в порядке, установленном
совместными указаниями ЦСУ СССР, Министерства финансов СССР, Стройбанка СССР и
Госбанка СССР, согласованными с Госстроем СССР.
109. Списание с балансов затрат по
прекращенным геологоразведочным работам производится:
по учреждениям, состоящим на союзном
бюджете, - с разрешения руководителей министерств и ведомств СССР. Министерства
и ведомства СССР о произведенных списаниях в последующем порядке сообщают
Министерству финансов СССР;
по учреждениям, состоящим на республиканских
бюджетах союзных и автономных республик, а также на местных бюджетах, - с
разрешения Советов Министров союзных республик.