ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 1975 г. N 558
О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Центральный комитет КПСС и Совет
Министров СССР отмечают, что современный этап развития социалистической
экономики и рост масштабов общественного производства предъявляют новые, более
высокие требования к правовому регулированию хозяйственной деятельности.
Хозяйственное законодательство призвано
способствовать дальнейшему росту общественного производства и повышению его
эффективности в решении задач коммунистического строительства в соответствии с
требованиями объективных экономических законов социализма. Оно должно
обеспечивать четкое функционирование всех звеньев хозяйственного механизма,
правильное соотношение прав и ответственности на всех уровнях управления
народным хозяйством, всемерное развитие инициативы министерств и ведомств, а
также объединений, предприятий и других хозяйственных организаций, расширение
хозрасчетных отношений, повышение роли хозяйственных договоров, дальнейшее
укрепление социалистической законности и государственной дисциплины.
В последние годы принят ряд мер по
совершенствованию управления народным хозяйством и улучшению правового
регулирования хозяйственной деятельности.
Советское законодательство значительно
обновилось. Утверждены основы гражданского, земельного, водного
законодательства, законодательства о труде и другие общесоюзные законодательные
акты, имеющие важное народнохозяйственное значение. Приняты
новые положения о министерствах и ведомствах СССР, Общее положение о всесоюзном
и республиканском промышленных объединениях, Положение о социалистическом
государственном производственном предприятии, Положение о производственном
объединении (комбинате) и другие важные решения.
ЦК компартий союзных республик, крайкомы,
обкомы, горкомы и райкомы партии, министерства и ведомства СССР, Советы
Министров союзных и автономных республик, исполкомы краевых и областных Советов
депутатов трудящихся осуществили ряд мероприятий по повышению уровня правовой
работы в народном хозяйстве. Издаются собрания действующего законодательства
СССР и союзных республик.
Вместе с тем хозяйственное законодательство
еще не полностью отвечает задачам развития экономики страны на современном
этапе. Оно состоит из большого количества актов по одним и тем же вопросам,
принятых на различных этапах социалистического строительства. Многие акты
устарели, противоречат друг другу или не увязаны между собой. Неоправданно
велико количество ведомственных нормативных актов. Министерства и ведомства
вносят проекты новых актов, не предусматривая, как правило, предложений об
одновременной отмене или изменении ранее установленных норм, в результате чего
многие акты и отдельные нормы, потерявшие свое значение и фактически не
подлежащие применению, формально не отменены. Нередко законодательные и другие
нормативные акты содержат неоправданные ограничения и мелочное регламентирование,
сковывающие инициативу предприятий и организаций. Ряд важных вопросов
хозяйственной деятельности еще не урегулирован в законодательном порядке. Такое
состояние хозяйственного законодательства затрудняет его применение, не
отвечает задачам дальнейшего укрепления социалистической законности и в конечном счете отрицательно сказывается на повышении
эффективности общественного производства.
Министерства и ведомства СССР и Советы
Министров союзных республик еще не уделяют должного внимания работе по совершенствованию
хозяйственного законодательства и ведомственных нормативных актов, недостаточно
используют правовые средства для укрепления государственной дисциплины,
выполнения плановых заданий и договорных обязательств.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров
СССР постановляют:
1. Признать необходимым
осуществить в ближайшие годы мероприятия по дальнейшему
совершенствованию хозяйственного законодательства, усилению его роли в
повышении эффективности общественного производства и в укреплении
социалистической законности и государственной дисциплины. При проведении этой
работы исходить из того, что первоочередной задачей должно быть устранение
множественности правовых актов по одним и тем же вопросам, имеющихся в них
противоречий, неувязок, необоснованных ограничений и мелочного
регламентирования, стесняющих инициативу предприятий и организаций.
2. Установить, что подготовка предложений
по совершенствованию хозяйственного законодательства и упорядочение
ведомственных нормативных актов являются одной из важных задач министерств и
ведомств СССР.
Совершенствование хозяйственного
законодательства должно проводиться в первую очередь по следующим основным
направлениям: планированию, капитальному строительству, финансированию и
кредитованию народного хозяйства, материально-техническому снабжению.
Поручить министерствам и ведомствам СССР
подготовить предложения о совершенствовании законодательства по указанным
основным направлениям и представить их в Министерство юстиции СССР до 1 января
1976 г.
Министерству
юстиции СССР с участием Госплана СССР, Государственного комитета Совета
Министров СССР по науке и технике, Госстроя СССР, Госснаба СССР, Министерства
финансов СССР, Министерства сельского хозяйства СССР, Государственного
арбитража при Совете Министров СССР, Академии наук СССР и ВЦСПС разработать на
основе предложений министерств и ведомств СССР план подготовки важнейших
законодательных актов и постановлений Правительства СССР на ближайшие 2 - 3
года и представить его в Совет Министров СССР
на утверждение.
Для обеспечения министерств и ведомств
СССР действующим законодательством и материалами, необходимыми при проведении
работ по кодификации хозяйственного законодательства, обязать Министерство
юстиции СССР ускорить подготовку и завершить издание всех разделов Собрания действующего
законодательства СССР в 1976 году.
3. Возложить на
Министерство юстиции СССР подготовку с учетом предложений министерств и
ведомств СССР проектов планов работ по совершенствованию хозяйственного
законодательства, координацию разработки министерствами и ведомствами СССР
предусмотренных планами проектов законодательных и других нормативных актов,
оказание им методической помощи, участие в соответствии с планами в этой работе
и контроль за выполнением министерствами и ведомствами указанных планов.
В целях оказания министерствам и
ведомствам СССР необходимой помощи Министерству юстиции СССР разработать с
участием научных учреждений и утвердить методические правила подготовки
проектов законодательных актов и решений Правительства СССР.
Министерству юстиции СССР совместно с
Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и Государственным комитетом Совета
Министров СССР по вопросам труда и заработной платы внести в Совет Министров
СССР предложения по вопросам, связанным с обеспечением выполнения Министерством
юстиции СССР дополнительно возложенных на него функций.
4. Министерствам и ведомствам СССР и
Советам Министров союзных республик одновременно с внесением в Совет Министров
СССР на рассмотрение проектов новых решений Правительства СССР, как правило,
представлять предложения о признании утратившими силу или изменении ранее
принятых актов.
5. Госплану СССР, Госснабу СССР, Госстрою
СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике,
Министерству финансов СССР, Госбанку СССР, Стройбанку СССР и другим
министерствам и ведомствам СССР, правомочным издавать нормативные акты,
обязательные для других министерств и ведомств:
пересмотреть не позднее 1976 года
изданные ими нормативные акты, имея в виду устранить противоречия в этих актах,
устаревшие нормы, а также объединить изданные в разное время акты по одним и
тем же вопросам, не допуская в дальнейшем их множественности;
установить строгий контроль
за соответствием издаваемых ими актов действующему законодательству,
обеспечивать увязку новых актов с ранее принятыми актами, своевременно вносить
в них изменения, вытекающие из законодательства;
обеспечить систематическое изучение
практики применения утвержденных ими актов и планомерно проводить работу по их
совершенствованию.
Министерствам и ведомствам СССР провести
работу по упорядочению ведомственных нормативных актов и в 1975 - 1976 годах
завершить издание сборников (перечней) действующих приказов, инструкций и
других нормативных актов министерств и ведомств СССР.
Министерству юстиции СССР разработать и
утвердить в 1975 году рекомендации по подготовке нормативных актов министерств
и ведомств СССР.
Государственному
комитету стандартов Совета Министров СССР, Государственному комитету Совета
Министров СССР по науке и технике, Министерству юстиции СССР, Главному
архивному управлению при Совете Министров СССР и Академии наук СССР изучить
вопрос и разработать рекомендации по унификации видов и форм ведомственных
нормативных актов и по вопросам, требующим решения Правительства СССР, внести
предложения в Совет Министров СССР.
6. ЦК компартий и
Советам Министров союзных республик рассмотреть вопрос о совершенствовании
хозяйственного законодательства союзных республик, а также нормативных актов
министерств и ведомств союзных республик и исполнительных комитетов Советов
депутатов трудящихся, имея в виду, в частности, устранить необоснованные
ограничения хозяйственной инициативы предприятий и организаций и мелочное
регламентирование их деятельности; принять меры к ускорению издания
систематических собраний действующего законодательства союзных республик.
7. Признать необходимым
ввести государственный учет нормативных актов СССР и союзных республик,
а также организовать централизованную информацию о таких актах. В этих целях
создать при Всесоюзном научно-исследовательском институте советского
законодательства Министерства юстиции СССР научно-информационный центр,
оснащенный современными техническими средствами для поиска и выдачи информации.
Поручить Министерству юстиции СССР
совместно с Госпланом СССР, Государственным комитетом Совета Министров СССР по
науке и технике, Министерством финансов СССР и Мосгорисполкомом разработать и
представить в Совет Министров СССР предложения по вопросам, связанным с
созданием указанного научно-информационного центра.
8. Прокуратуре СССР усилить надзор за
соблюдением законодательства всеми хозяйственными организациями и за точным
соответствием законодательным актам, постановлениям Совета Министров СССР,
Советов Министров союзных и автономных республик нормативных актов, издаваемых министерствами
и ведомствами.
9. Министерству высшего
и среднего специального образования СССР, Министерству юстиции СССР, Госплану
СССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по науке и технике и
Академии наук СССР с участием Советов Министров союзных республик разработать и
осуществить мероприятия по подготовке в высших учебных заведениях необходимого
количества высококвалифицированных юристов для работы в народном хозяйстве, а
также научно-педагогических кадров по вопросам хозяйственного законодательства.
10. Обязать Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли и
Советы Министров союзных республик осуществлять своевременное издание
необходимыми тиражами справочников и сборников законодательства СССР и союзных
республик и нормативных актов министерств и ведомств СССР, обязательных для
других министерств и ведомств, а также отдельных важнейших актов.
11. В целях широкого
освещения практики применения хозяйственного законодательства, заключения и исполнения
хозяйственных договоров, работы государственных арбитражей и арбитражей
министерств и ведомств, а также обмена опытом правовой работы в народном
хозяйстве признать необходимым приступить в 1976 году к изданию журнала
"Хозяйство и право" Министерства юстиции СССР и Государственного
арбитража при Совете Министров СССР.
Поручить Министерству юстиции СССР и
Государственному арбитражу при Совете Министров СССР внести в ЦК КПСС
согласованные с соответствующими министерствами и ведомствами СССР предложения
по вопросам, связанным с изданием этого журнала.