МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР
ПРИКАЗ
от 1 июля 1975 г. N 14
О РАБОТЕ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ В ОРГАНАХ
И УЧРЕЖДЕНИЯХ ЮСТИЦИИ, СУДАХ, АДВОКАТУРЕ
Обеспечение судов, адвокатуры, органов и
учреждений юстиции квалифицированными, политически зрелыми кадрами - одна из
главных задач органов юстиции. Ее успешное решение во многом зависит от
правильного отбора, расстановки, использования, обучения и воспитания молодых
специалистов, направляемых в распоряжение министерств юстиции союзных
республик.
Выполняя
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1970 г. N 634 "О
мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов" и указания МЮ
СССР, министерства юстиции союзных республик и их органы на местах проделали
значительную работу по обеспечению судов, органов и учреждений юстиции,
адвокатуры молодыми специалистами, их устройству по месту работы и воспитанию.
Улучшилось планирование потребности
органов юстиции и судов в специалистах высшей и средней квалификации. Наряду с
ежегодными заявками министерства и отделы юстиции стали определять потребности
на перспективу в 5 - 10 лет. Это позволило обеспечить большую планомерность
пополнения кадров юстиции выпускниками вузов, добиться некоторого расширения
подготовки специалистов на дневных отделениях юридических вузов и тем самым
заложить основу для более полного удовлетворения потребности в юристах с высшим
образованием в будущем.
В последние годы увеличилось количество
молодых специалистов, выделяемых в распоряжение органов юстиции. В 1975 году
Госпланом СССР выделено Министерству юстиции СССР молодых специалистов в два
раза больше, чем в 1972 году. За это время кадры юстиции пополнились
значительным числом выпускников высших учебных заведений.
Усилилось внимание министерств и отделов
юстиции к отбору выпускников вузов, предварительному изучению их деловых и
личных качеств, к участию в работе комиссий по персональному распределению
молодых специалистов. В результате подавляющее большинство молодых
специалистов, прибывших в систему юстиции, трудятся добросовестно, активно
участвуют в общественной работе.
Накоплен определенный опыт обучения,
воспитания и закрепления на работе молодых специалистов. Проводятся специальные
семинары-совещания, в некоторых республиках организованы Советы молодых
специалистов, практикуется прикрепление наиболее опытных судей, адвокатов,
нотариусов к выпускникам вузов на первые три года их работы. Налаживается последипломное стажирование
молодых специалистов в судах, коллегиях адвокатов, нотариальных конторах и
судебно-экспертных учреждениях.
Проведенная работа позволила укрепить
отдельные участки молодыми подготовленными работниками, положительно сказалась
на улучшении качественного состава кадров судов, адвокатуры и других учреждений
юстиции.
Вместе с тем в работе с молодыми
специалистами в министерствах, отделах и учреждениях юстиции, в судах и
коллегиях адвокатов имеется немало серьезных недостатков.
Во многих республиках низок еще уровень
работы по изучению и определению перспективной потребности в кадрах молодых
специалистов.
В изучении и определении потребности в
кадрах специалистов недостаточно активно участвуют многие учреждения юстиции,
суды и коллегии адвокатов. Нередко министерствами юстиции союзных республик
нарушаются сроки представления ежегодных заявок на молодых специалистов, слабо
мотивируется и обосновывается потребность в них.
Вопреки указаниям МЮ СССР некоторые
министерства юстиции союзных республик запрашивают молодых специалистов в
количестве, требующемся лишь для замещения имеющихся вакансий, и не
предусматривают при этом необходимость обновления состава кадров с целью
улучшения его качества.
В то же время некоторые отделы и
министерства указывают в заявках на молодых специалистов большее количество,
чем требуется в действительности, а затем предлагают прибывшим в их
распоряжение выпускникам учебных заведений не те должности или места работы,
которые указаны в направлении, или совсем отказывают в трудоустройстве.
Некоторые министерства и многие отделы
юстиции до сих пор не наладили постоянной связи с юридическими вузами, плохо
организуют и проводят работу по профессиональной ориентации студентов и
предварительному изучению их деловых и личных качеств. Не всегда обеспечивается
надлежащее представительство в комиссиях по персональному распределению молодых
специалистов, к этой работе не привлекаются представители судов, адвокатуры,
нотариата и других учреждений юстиции. В результате в систему юстиции порой
попадают выпускники со слабой профессиональной подготовкой, не обладающие
необходимыми качествами для выполнения судебной и другой работы.
Часто по вине министерств юстиции союзных
республик учебные заведения с большим опозданием получают сведения о работе,
предоставляемой выпускникам. Эти сведения не всегда содержат конкретные данные
о месте работы, должности, размере заработной платы и т.п. Несвоевременно
высылаются учебным заведениям удостоверения (путевки) о направлении молодых
специалистов на работу, задерживается перечисление денежных средств,
необходимых для оплаты проезда молодых специалистов к местам назначения и
выплаты им установленных законом пособий.
В некоторых республиках крайне мало
уделяется внимания жилищно-бытовому устройству выпускников вузов. В силу этого
значительное число молодых специалистов проживает на частных квартирах.
Особенно неблагополучно в этом отношении обстоит дело в Узбекской,
Азербайджанской, Эстонской ССР, некоторых областях РСФСР, что влечет за собой
текучесть кадров. Например, почти половина выпускников из общего числа
направленных в адвокатуру Узбекской ССР за три последних года перешли на работу
в другие министерства и ведомства. В целом за три последних года из судов,
адвокатуры и учреждений юстиции выбыло 14% молодых специалистов от общего числа
принятых за это же время на работу.
Ненормальное
положение с созданием надлежащих жилищно-бытовых условий во многих случаях
является результатом безынициативности ответственных за это работников
министерств и отделов юстиции, их стремлением оградить себя от дополнительных
усилий и хлопот, формальными ссылками на объективные причины - отсутствие
ведомственного жилья, трудности с обеспечением жилой площадью в том или ином
районе, области, крае, республике и т.п. Между тем
в ряде других республик (Армения, Литва, Латвия) значительное большинство
молодых специалистов живет в нормальных условиях.
Во многих республиках продолжают иметь
место факты нарушений порядка использования молодых специалистов. Нередко
отделы юстиции без согласования с министерством юстиции республики разрешают
перевод молодых специалистов в систему других министерств и ведомств или дают
им возможность устраиваться на работу по своему усмотрению.
Серьезного улучшения требует работа по
воспитанию и повышению квалификации молодых специалистов. Имеющийся в отделах
юстиции, судах, коллегиях адвокатов, нотариальных конторах и судебно-экспертных
учреждениях опыт этой работы в значительной степени бессистемен, мало изучен,
крайне редко получает надлежащее развитие и распространение. Не везде обеспечен
действенный контроль за работой и поведением молодых
специалистов. Руководители отделов юстиции, судов, коллегий адвокатов,
учреждений юстиции в деле воспитания молодых специалистов не всегда опираются
на помощь партийных и комсомольских организаций. Пользуясь бесконтрольностью,
отдельные молодые работники недобросовестно относятся к делу, злоупотребляют
своим служебным положением, совершают аморальные поступки.
Отмеченные и другие недостатки в
планировании, распределении, расстановке и воспитании молодых специалистов
являются следствием того, что эта работа не стоит в центре внимания многих
министерств юстиции союзных республик.
Несмотря на указание МЮ СССР, многие
министерства и отделы юстиции не провели в 1974 году совещаний с молодыми
специалистами, редко специально обсуждают вопросы работы с молодыми
специалистами на коллегиях и оперативных совещаниях, в лучшем случае их
касаются попутно при обсуждении других вопросов работы с кадрами. Также крайне
редко слушаются отчеты руководителей судов, коллегий адвокатов, отделов юстиции
и других учреждений юстиции о состоянии работы с молодыми специалистами и мерах
по ее совершенствованию. Мало уделяется внимания изучению и распространению
положительного опыта работы с молодыми специалистами в органах и учреждениях
юстиции.
В целях улучшения работы с молодыми
специалистами в органах, учреждениях юстиции, судах и адвокатуре приказываю:
1. Министерствам, отделам и учреждениям
юстиции, судам, коллегиям адвокатов принять меры к устранению отмеченных
недостатков в работе с молодыми специалистами. Рассматривать обеспечение судов,
органов и учреждений юстиции, адвокатуры молодыми специалистами, их отбор,
расстановку, использование и воспитание как одну из важнейших задач в работе с
кадрами.
Работу с молодыми специалистами проводить
постоянно, планомерно и целенаправленно на протяжении не менее
трехлетнего срока, в течение которого выпускники высших и средних
специальных учебных заведений являются молодыми специалистами.
Для правильной организации и проведения
этой работы министерствам юстиции ежегодно, начиная с 1975 года, разрабатывать
и утверждать на коллегиях трехлетние планы основных мероприятий,
обеспечивающих:
- профессиональную ориентацию студентов,
предварительное изучение их деловых и личных качеств, надлежащий отбор и
трудоустройство молодых специалистов по месту распределения;
- эффективную организацию и проведение
стажировки молодых специалистов, а также других видов и форм обучения и
воспитания в течение всего следующего за стажировкой периода их трудовой
деятельности;
- закрепление молодых специалистов на
работе по месту распределения, включая создание им нормальных жилищно-бытовых
условий.
2. Для обеспечения планомерности
пополнения молодыми специалистами кадров судов, адвокатуры, нотариата, органов
юстиции и судебно-экспертных учреждений министерствам юстиции союзных республик
повысить уровень работы по изучению и определению перспективной и ежегодной
потребности в кадрах специалистов.
Определять
потребность в молодых специалистах в строгом соответствии с Приказом МЮ СССР от
31 января 1974 г. N 5, добиваясь более тщательного учета при этом необходимости
постоянного улучшения состава кадров по образованию, возрасту и другим
показателям, а также увеличения потребности в кадрах в связи с выборами судов,
происходящим расширением системы органов и учреждений юстиции и т.п.
объективными факторами.
Обеспечить более активное участие судов,
коллегий адвокатов, органов и учреждении юстиции, а
также структурных подразделений министерств в изучении и определении
перспективной и ежегодной потребности в кадрах специалистов.
С учетом того, что Министерство юстиции
СССР обязано в январе каждого года представлять в Госплан СССР заявку на
молодых специалистов, требующихся в следующем году, министерствам юстиции
союзных республик представлять в МЮ СССР свои заявки не позднее чем за месяц до
указанного срока, то есть к 1 декабря текущего года. Заявки сопровождать
письмом, в котором мотивированно обосновывать потребность в молодых
специалистах на очередной год.
3. Учитывая, что качественный состав
пополнения молодых специалистов во многом зависит от уровня работы органов
юстиции по профессиональной ориентации студентов и персональному отбору
кандидатов для направления на работу в систему юстиции, министерствам и отделам
юстиции:
- организовать
регулярное ознакомление студентов с характером предстоящей работы и условиями труда
в органах, учреждениях юстиции, судах и адвокатуре, способствовать проявлению у
них делового интереса к работе судьи, адвоката, нотариуса и др., используя для
этого прохождение студентами ознакомительной и преддипломной практики, лекции,
коллективные и индивидуальные беседы со студентами, их встречи с ветеранами
юстиции и лучшими молодыми работниками, тематические выставки о работе органов и учреждений юстиции и т.д.;
- обеспечить
всестороннее предварительное изучение деловых и личных качеств студентов,
наиболее перспективных из них, подходящих по деловым и личным качествам для
работы в системе юстиции, зачислять в резерв, оказывать им помощь в
целенаправленной подготовке к будущей работе в определенной сфере (нотариате,
адвокатуре, экспертном учреждении и т.п.);
- руководителям
отделов юстиции тех краев и областей, где находятся юридические вузы, в
обязательном порядке проводить работу по отбору специалистов не только для
органов и учреждений юстиции, подведомственных данному отделу, но и для других
отделов и министерств юстиции по согласованию с ними; в необходимых случаях
привлекать к этой работе представителей судов, адвокатуры, нотариата и
судебно-экспертных учреждений;
- по согласованию с
вузами и республиканскими министерствами высшего и среднего специального
(народного) образования обеспечить включение своих представителей или
представителей отделов юстиции тех АССР, краев, и областей, на территории
которых находятся вузы, в комиссии по персональному распределению молодых
специалистов, наделять представителей полномочиями решать касающиеся
министерства вопросы в ходе персонального распределения молодых специалистов,
создавать им необходимые условия для активной работы по персональному отбору выпускников.
4. Обратить внимание руководителей
органов юстиции на необходимость решительного устранения серьезных недостатков
в оформлении документов, связанных с персональным распределением выпускников
вузов, в перечислении денежных средств, необходимых для оплаты проезда молодых
специалистов к местам работы и на выдачу им установленных пособий.
Для повышения
ответственности органов юстиции за своевременное и надлежащее оформление
документов о распределении молодых специалистов возложить на министерства
юстиции союзных республик оформление удостоверений (путевок) о направлении
молодых специалистов на работу в подведомственные министерству органы,
учреждения юстиции, суды и адвокатуру в порядке, утвержденном Приказом Министра
высшего и среднего специального образования СССР от 18 марта 1968 г. N 220. Установить, что удостоверения о направлении на работу молодых
специалистов подписываются Министром юстиции союзной республики или его
заместителем и начальником отдела кадров министерства.
5. В целях повышения ответственности
органов юстиции за правильное использование молодых специалистов в органах,
учреждениях юстиции, судах и адвокатуре:
а) министерствам юстиции союзных
республик усилить контроль за своевременным прибытием
молодых специалистов к местам работы по распределению, строго спрашивать с
руководителей органов и учреждений юстиции, в распоряжение которых направлены
молодые специалисты, за несвоевременное сообщение ими учебным заведениям и
министерствам юстиции о прибытии или неявке каждого молодого специалиста к
месту назначения;
б) предупредить
министров юстиции, председателей судов, президиумов коллегий адвокатов,
руководителей нотариальных контор и судебно-экспертных учреждений, что они
несут персональную ответственность за каждый случай отказа в предоставлении
работы прибывшим по путевкам в их распоряжение молодым специалистам и что они
должны принять все меры к созданию молодым специалистам надлежащих условий в
работе и жилищно-бытовом устройстве;
в) запретить министерствам юстиции АССР,
краевым и областным отделам юстиции, президиумам коллегий адвокатов увольнение
или перевод молодых специалистов в систему других министерств (ведомств) без
разрешения соответствующего министерства юстиции союзной республики.
6. Министерствам юстиции союзных и
автономных республик, руководителям судов, коллегий адвокатов, органов и
учреждений юстиции создавать всем молодым специалистам условия для быстрейшего
приобретения ими практического опыта и повышения квалификации, больше уделять
внимания их идейно-политическому воспитанию. В этих целях:
а) оказывать молодым специалистам
постоянную помощь в повышении квалификации, в полной мере используя для этого
последипломное стажирование, прикрепление к
выпускникам наиболее опытных судей, адвокатов, нотариусов, экспертов и
работников аппарата органов юстиции, проведение специальных семинаров и другие,
оправдавшие себя на практике формы работы с молодыми специалистами;
б) работу по воспитанию и обучению
молодых специалистов проводить в тесном контакте с первичными партийными и
комсомольскими организациями; воспитывать и поощрять стремление молодых
специалистов повседневно совершенствовать свои знания и профессиональное
мастерство; смелее продвигать по службе наиболее способных из них;
в) ежегодно подводить итоги распределения
молодых специалистов и работы с ними с обсуждением этих вопросов на коллегии
или оперативном совещании.
7. Отделу кадров Министерства юстиции
СССР (т. Вышинский М.П.):
- усилить контроль за
работой с молодыми специалистами; систематически в этих целях проверять работу
органов юстиции, судов и адвокатуры, результаты проверок периодически обсуждать
в МЮ СССР;
- больше уделять внимания обобщению и
распространению положительного опыта работы органов юстиции с молодыми
специалистами;
- оказывать министерствам юстиции союзных
республик систематическую помощь в решении вопросов, связанных с планированием
потребности, отбора, использованием и воспитанием выпускников вузов.
8. Планово-финансовому управлению МЮ СССР
(т. Васин А.И.) оказывать министерствам юстиции союзных республик постоянную
помощь:
- в своевременном обеспечении учебных
заведений средствами, необходимыми для установленных выплат выпускникам в связи
с их распределением для работы в органах юстиции;
- в установлении четкого и строгого
порядка возмещения органам юстиции сумм, выплаченных молодым специалистам, в
случаях, предусмотренных "Положением о персональном распределении молодых
специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения
СССР";
- в обеспечении финансирования стажировки
молодых специалистов в соответствии с потребностью в них судов, нотариата,
адвокатуры, судебно-экспертных учреждений и органов юстиции.
9. Управлению общих судов, отделам
адвокатуры, нотариата и ЗАГСов, судебно-экспертных
учреждений МЮ СССР постоянно и активно участвовать в работе с молодыми
специалистами:
- совершенствовать типовые программы
стажировки молодых специалистов с учетом изменений в законодательстве,
достижений науки и передового опыта работы органов и учреждений юстиции;
- при проверках
работы судов, адвокатуры, нотариата, судебно-экспертных учреждений и органов
юстиции в обязательном порядке знакомиться с организацией стажировки молодых
специалистов, лично встречаться и беседовать с ними, интересоваться условиями
работы и быта, выявлять недостатки в работе органов, учреждений юстиции, судов
и адвокатуры по выполнению приказа и принимать оперативные меры по их
устранению, давать рекомендации о совершенствовании работы с молодыми
специалистами и о наиболее
рациональном использовании их; отражать свои выводы о работе с молодыми
специалистами в итоговых документах по результатам проверок;
- выявлять причины текучести кадров
молодых специалистов в подведомственных учреждениях юстиции, судах и
адвокатуре, оказывать министерствам юстиции союзных республик помощь в
закреплении молодых специалистов на работе по месту их распределения;
- совместно с Отделом кадров МЮ СССР
обобщать и распространять положительный опыт работы с молодыми специалистами в
судах, адвокатуре, органах и учреждениях юстиции.
10. Контроль за
исполнением настоящего Приказа возложить на Отдел кадров МЮ СССР.
Министр юстиции СССР
В.И.ТЕРЕБИЛОВ