МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР
ЦИРКУЛЯРНОЕ УКАЗАНИЕ
от 10 июля 1975 г. N 273-ц
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ "ИНСТРУКЦИИ
ПО ОПЛОМБИРОВАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ СПИДОМЕТРОВ И ИХ ПРИВОДОВ
В АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ МИНИСТЕРСТВА
АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР"
В целях наведения должностного порядка в
эксплуатации спидометрового оборудования автомобилей
и ликвидации имеющих место фактов нарушения правил
опломбирования спидометров и их приводов Министерство автомобильного транспорта
РСФСР приказывает:
1. Утвердить и ввести в действие в IV
квартале 1975 года прилагаемую "Инструкцию по опломбированию автомобильных
спидометров и их приводов в автомобильных предприятиях Министерства автомобильного
транспорта РСФСР".
2. Главным управлениям, республиканским
объединениям, транспортным управлениям, автомобильным предприятиям:
2.1. Производить опломбирование спидометрового оборудования автомобилей в соответствии с
данной Инструкцией.
2.2. Установить строгий контроль за наличием и состоянием пломб на спидометровом оборудовании автомобилей.
2.3. Производить тщательную проверку
исправности спидометрового оборудования при
техническом обслуживании автомобилей.
2.4. Привлекать к строгой ответственности
лиц, нарушающих порядок опломбирования и эксплуатации спидометрового
оборудования, установленный данной Инструкцией.
3. Центральному бюро научно-технической
информации обеспечить издание в III квартале 1975 года "Инструкции по
опломбированию автомобильных спидометров и их приводов в автотранспортных
предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР" и рассылку
указанной Инструкции по разнарядке Технического управления.
4. Признать утратившей силу для
автотранспортных предприятий системы Министерства автомобильного транспорта
РСФСР "Инструкцию и схемы по опломбированию гибких валов и спидометров
автомобилей отечественного производства", утвержденную бывшим
Министерством автомобильного транспорта СССР 2 декабря 1952 года.
Заместитель Министра
Н.С.КОРОЛЕВ
Приложение
к циркулярному указанию
Минавтотранса РСФСР
от 10 июля 1975 г. N 273-ц
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОПЛОМБИРОВАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ СПИДОМЕТРОВ
И ИХ ПРИВОДОВ В АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
МИНИСТЕРСТВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Каждый автомобиль должен быть
оборудован исправным и опломбированным спидометровым
оборудованием, к которому относятся:
- спидометр;
- основной редуктор привода спидометра,
установленный на коробке передач автомобиля;
- гибкий вал привода спидометра.
2. Эксплуатация автомобиля с неисправным спидометровым оборудованием, нарушенной пломбировкой
категорически запрещается.
3. Капитальный ремонт спидометрового
оборудования должен производиться:
- на авторемонтных заводах при
капитальном ремонте автомобиля;
- в специализированных мастерских по
ремонту спидометрового оборудования;
- в ремонтных мастерских автотранспортных
предприятий при наличии в них соответствующего технологического оборудования.
4. Текущий ремонт спидометрового
оборудования должен производиться в автотранспортных предприятиях.
5. Новые автомобили в период действия
гарантии и после гарантийного ремонта должны эксплуатироваться с пломбами
завода-изготовителя или мастерской гарантийного ремонта автомобилей.
В случае нарушения заводской пломбировки
в гарантийный период составляется акт совместно с представителем
незаинтересованной организации, в котором должны быть указаны причины переопломбировки и показания спидометра. В этом случае, а
также в случае нарушения заводской пломбировки после истечения срока гарантии, переопломбирование производится согласно настоящей
Инструкции.
6. Клеймо на пломбе должно иметь четкий
оттиск обозначения на одной стороне наименования предприятия, а на другой -
номер клейма и квартала года.
7. Пломба должна быть механически
прочной, надежно обеспечивать зажим проволоки, исключающий снятие и перемещение
ее по проволоке. Проволока для опломбирования должна быть железно-вязальной
диаметром не более 0,5 мм и часто скрученной вдвое. Категорически запрещается
применять проволоку из цветных металлов.
8. При выводе пломбы на щиток приборов
диаметр дополнительных сверлений не должен превышать одного миллиметра.
9. Приказом по автопредприятию должны
быть назначены лица, ответственные за опломбирование спидометрового
оборудования.
10. Хранение пломбиров с пуансонами
соответствующего квартала текущего года, находящихся у ответственных лиц,
производящих опломбирование, должно лично и постоянно контролироваться главным
инженером автопредприятия.
11. Сменные пуансоны пломбиров с указанием
прошедших кварталов текущего года должны храниться только у главного инженера
автопредприятия.
1. ПОРЯДОК
ОПЛОМБИРОВАНИЯ СПИДОМЕТРОВ И ИХ ПРИВОДОВ
1.1. Опломбирование спидометров и
приводов к ним (датчиков) производится с таким расчетом, чтобы исключить доступ
к счетному механизму спидометра, приводу (датчику) с целью самопроизвольного
изменения показаний спидометра.
1.2. Перед опломбированием необходимо
тщательно проверить и убедиться, что спидометр, гибкий вал с накидными гайками
или датчик стандартные и не подвергались каким-либо
переделкам.
Кроме того, необходимо проверить завальцовку справочного кольца, состояние накидных гаек
гибкого вала шпилек и болтов крепления спидометра, отсутствие посторонних
сверлений в корпусе спидометра и прочих нарушений целостности спидометра и
гибкого вала (датчика).
При выявлении каких-либо дефектов в
спидометрах, гибких валах или датчиках производится устранение неисправностей,
а в случае невозможности их устранения - замена дефектных деталей или узлов в
целом.
После ремонта спидометра головки винтов,
крепящие циферблат, должны быть закрашены краской.
1.3. Накидные гайки на обоих концах
оболочки гибкого вала, винты (болты) крепления спидометра к щитку приборов
завертываются "до отказа".
1.4. Проволока должна быть продета через
все отверстия, предназначенные настоящей Инструкцией для опломбирования, и
через отверстия пломбы натянута и с обеих сторон пломбы перекручена два-три
раза. Концы проволоки обрезаются на расстоянии не более 5 мм от пломбы.
1.5. Применяемость спидометра указана в
таблице 1. Опломбирование спидометра и гибких валов в местах их присоединения к
спидометрам производится следующим образом:
- СП-24, СП-24-А,
СП-24-Д2, СП-24-В2, СП-140, СП-118 и СП-201 - проволока должна продеваться
через ушко накидной гайки гибкого вала, отверстие в скобе, крепящей спидометр к
щитку приборов, отверстия в щитке приборов, два отверстия в оправочном
кольце спидометра и отверстия пломбы, которая подвешивается под оправочным кольцом на передней части панели (см. схему N 1
- схемы не приводятся);
- 621/11-СП-17-А2,
СП-20-Б3, СП-24-Г, СП-45, СП-45-А, СП-116, СП-135 - проволока должна быть
продета через ушко накидной гайки гибкого вала, отверстие в скобе, отверстие в
пластине корпуса спидометра, отверстие в щитке приборов, отверстие в оправочном кольце спидометра и отверстия пломбы, которая
подвешивается под оправочным кольцом на передней
части панели (см. схему N 2);
- СП-44-А - продеть проволоку через ушко
накидной гайки гибкого вала, отверстие в приливе корпуса спидометра и отверстия
пломбы (см. схему N 3);
- СП-26 - продеть проволоку через ушко
накидной гайки гибкого вала, отверстия в головках двух винтов крепления задней
крышки спидометра и отверстия пломбы (см. схему N 4);
- СП-104 - продеть проволоку через ушко
накидной гайки, гибкого вала, отверстие в ребре на корпусе спидометра и
отверстия пломбы (см. схему N 5);
- СП-100-Б, СП-119 и СП-134 - продеть
проволоку через отверстия в головках двух винтов крепления задней крышки
спидометра, отверстие, просверленное в щитке приборов, два отверстия,
просверленные в оправочном кольце спидометра, и
отверстия пломбы (см. схему N 6);
- КП213 и КП213-В1, КП214, КП211А, КП216
- продеть проволоку через ушко накидной гайки гибкого вала, ушко на задней
стенке корпуса спидометра и отверстия пломбы (см. схему N 7);
- "Шкода"
- продеть проволоку через просверленные отверстия в накидной гайке гибкого
вала, два отверстия, просверленные в щитке, и отверстия пломбы (схема N 8).
1.6. Привод гибкого вала спидометра опломбируется путем продевания проволоки через отверстие
ушка накидной гайки гибкого вала, отверстие головки болта крепления выходного
редуктора или штуцера привода к коробке передач (раздаточной коробке) и
отверстия пломбы (см. схему N 9).
1.7. Датчик привода электрического
спидометра опломбируется путем продевания проволоки
через отверстие в головке болта крепления редуктора к датчику, отверстие в
головке стяжного винта штепсельного разъема и отверстия пломбы. Соединение
датчика со спидометром необходимо производить экранированным проводом (см.
схему N 10).
Таблица 1
┌───┬──────────────┬───────────────────────────────────────┬──────────────┐
│
N │ Марка │ Марка
автомобиля │ N схемы
│
│п/п│
спидометра │ │опломбирования│
├───┼──────────────┼───────────────────────────────────────┼──────────────┤
│
1 │ 2 │ 3 │ 4
│
├───┼──────────────┼───────────────────────────────────────┼──────────────┤
│1 │СП-20-Б3 │ЗИЛ-158, 158В │2 │
│ │ │ │ │
│2 │СП-24 │ГАЗ-69, 69А, 69М, 69АМ │1 │
│ │ │ │ │
│3 │СП-24-А │ЗИЛ-164, 164А, 164Н, 164АН,
ЗИЛ-164АР, │1 │
│ │ │157, 157В, 157К,
ЗИЛ-157КВ, │ │
│ │ │ЗИЛ-ММЗ-585, 585В, 585Е,
585Н, │ │
│ │ │ЗИЛ-ММЗ-585К, 585Л,
585М, │ │
│ │ │КАЗ-585, 600В, 600АВ,
606А, 601, 606 │ │
│ │ │ │ │
│4 │СП-24-Д2 │УРАЛ-375, 375Д, 375С, 377,
377С │1 │
│ │ │ │ │
│5 │СП-26 │ГАЗ-21А, 21В, 21И, 21Л, 21Р,
21Т, │4 │
│ │ │ГАЗ-21У, 22, 22Б, 22В,
22Д │ │
│ │ │ │ │
│6 │СП-44-А │Москвич 423Н, 424, 430, 432 │3 │
│ │ │ │ │
│7 │СП-45-А │УАЗ-451, 451А, 451В, 451Д,
451М, │2 │
│ │ │УАЗ-541ДМ │ │
│ │ │ │ │
│8 │СП-100-Б │ЛАЗ-695В, 697, 697Е │6 │
│ │ │ │ │
│9 │СП-104 │ГАЗ-24, ГАЗ-24-01,
ГАЗ-24-02 │5 │
│ │ │ │ │
│10
│СП-116 │УАЗ-69, 69А,
450, 450А, 450Д, │2 │
│ │ │УРАЛ-355, 355В, 355М, МА3-501, 502, │ │
│ │ │502А, 529Е, 529В,
МАЗ-529Г, 529Д, │ │
│ │ │КРАЗ-214, 219, 214Б, 221,
221Б, │ │
│ │ │КРАЗ-222, 222Б, 256, 256Б,
257, 258 │ │
│ │ │ │ │
│11
│СП-119 │ЛАЗ-695Б,
695Е, 695Ж, 695М, 695Н, │6 │
│ │ │ЛАЗ-697Е, 697М │ │
│ │ │ │ │
│12
│СП-134 │МА3-500, 503,
503В, 504, 504Б, 509 │6 │
│ │ │ │ │
│13
│СП-135 │ГАЗ-53А,
53Б │2 │
│ │ │ │ │
│14
│СП-201 │ЗИЛ-130,
130Б1, 130Г, 130Б, 131, │1 │
│ │ │ЗИЛ-131В, ЗИЛ-ММЗ-555,
КАЗ-608 │ │
│ │ │ │ │
│15
│КП213 или │Москвич 408,
426, 433, 434, 412, 427, │7 │
│ │КП213-В1 │ЕРАЗ-762, 762А, РАФ-977, 977Д,
977Е, │ │
│ │ │977И │ │
│ │ │ │ │
│16
│ │Шкода-706 │8 │
│ │ │ │ │
│17
│621/11 │Ныса-501,
521 │2 │
│ │
│ │ │
│18
│СП-24-В2 │КАВЗ-651;
651А, 652 │1 │
│ │ │ │ │
│19
│СП-140 │КрАЗ-255В,
255Б, 255Л, 256, 256Б, 257, │1
│
│ │или СП-118 │258 │ │
│ │ │ │ │
│20
│КП211А, │ЗАЗ-695,
695С, 695А, 695АБ, 695АМ, │7 │
│ │КП216 │695АР │ │
│ │ │ │ │
│21
│КП214 │ЗАЗ-966,
966В │7 │
└───┴──────────────┴───────────────────────────────────────┴──────────────┘
2. УЧЕТ И
ОФОРМЛЕНИЕ ОПЛОМБИРОВАНИЯ
СПИДОМЕТРОВ И ГИБКИХ ВАЛОВ ДАТЧИКОВ
2.1. Опломбирование спидометров, гибких
валов, датчиков и приводов к ним должно учитываться в специальных журналах (см.
Приложение N 1, N 2).
Учет выдачи и замены клейм по кварталам
текущего года необходимо производить в отдельном журнале (см. Приложение N 3).
2.2. По всем выявленным случаям нарушения
опломбирования или повреждения спидометрового
оборудования руководители АТП должны производить тщательную проверку и
принимать меры к виновным в установленном законом порядке.
2.3. В случаях, вызывающих необходимость
нарушения опломбирования (ремонт автомобиля, спидометра, других приборов или их
неисправности), дежурным механиком в присутствии водителя составляется акт в
одном экземпляре с обязательным указанием причины срыва пломб, утверждаемый
главным инженером АТП (см. Приложение N 4).
Срок хранения актов на опломбирование - 1
год.
Примечание. Во всех случаях переопломбирования спидометра, связанных с изменением
показаний счетчика, составляется акт в двух
экземплярах. Один экземпляр акта после отметки в журнале по опломбировке и
лицевой карточке автомобиля подшивается в "дело", другой - поступает
в диспетчерскую для проставления в путевом листе новых показаний счетчика перед
выездом.
2.4. При производстве технического
обслуживания автомобилей в объем работ включается обязательная проверка
состояния и опломбирования спидометра, гибкого вала датчика, о чем должна
делаться специальная запись в листке учета технического обслуживания и ремонта
автомобилей.
2.5. В целях контроля и учета
технического состояния и ремонта спидометров и спидометрового
оборудования устанавливается следующая учетная документация:
2.5.1. Журнал по учету опломбирования
гибких валов датчиков и спидометров автомобилей (Приложение N 1 и N 2).
2.5.2. Журнал учета выдачи и замены клейм
(Приложение N 3).
2.5.3. Акт на опломбирование спидометра
(Приложение N 4).
2.5.4. Журнал учета ремонта и замены спидометрового оборудования (Приложение N 5).
2.5.5. Акт о неисправности спидометрового оборудования (Приложение N 6).
2.5.6. Журнал учета спидометров
(Приложение N 7).
2.5.7. Акт на списание спидометров
(Приложение N 8).
2.5.8. Акт о технической неисправности
спидометра (Приложение N 9).
2.5.9. Журнал осмотров спидометров и
регистрации актов на неисправные спидометры (Приложение N 10).
3. ОБЯЗАННОСТИ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И РАБОТНИКОВ,
ПРОВОДЯЩИХ
ОПЛОМБИРОВАНИЕ, ВОДИТЕЛЕЙ И ДРУГИХ ЛИЦ, СВЯЗАННЫХ
С ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ И ОПЛОМБИРОВАНИЕМ
СПИДОМЕТРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
3.1. Лица, ответственные за выпуск
автомобилей на линию, должны ежедневно проверять исправность спидометра,
гибкого вала (датчика), их опломбирование, а также контролировать соответствие
записи в путевых листах с показаниями счетчиков спидометров и таксомоторов.
3.2. Запрещается выпускать на линию
автомобили с неисправными неопломбированными или неправильно опломбированными
спидометрами и гибкими валами (датчиками).
3.3. Водитель обязан следить за
исправностью и состоянием опломбирования спидометра и гибкого вала (датчика).
В случае выхода из строя спидометрового оборудования водитель обязан:
3.3.1. Провести отметку в путевом листе с
указанием, где и когда это произошло, а также записать в путевом листе
показания счетчика спидометра.
3.3.2. При работе в городе доставить
имеющийся груз грузополучателю и возвратиться в автопредприятие.
3.3.3. При междугородной перевозке груза
доставить его до места назначения и совместно с представителями грузовой
автостанции составить акт на неисправность спидометра, загрузиться и вернуться
в автопредприятие.
Водитель несет ответственность:
- за выезд и работу на линии с
неисправным спидометровым оборудованием и нарушенной
пломбировкой за исключением случаев, перечисленных в пунктах 3.3 настоящей
Инструкции;
- за умышленную порчу спидометрового
оборудования, распломбировку отдельных узлов,
нарушение целостности пломб, а также применение различных устройств и
приспособлений, не предусмотренных схемой опломбирования.
Приложение N 1
В журнале пронумеровано
и прошнуровано _____ листов
ЖУРНАЛ
по учету опломбирования гибких
валов (датчиков)
и спидометров
автомобилей
Автотранспортное предприятие N __
Управления ______________________
Ответственный за опломбирование гибких
валов
датчиков и спидометров _________
Начато ____________ 197_ г.
Окончено __________ 197_ г.
Приложение N 2
Форма журнала
Марка автомобиля
________________ Гаражный номер
автомобиля _____
Гос. номер
______________________
Марка спидометра
________________
Фамилии
водителей, закрепленных
за данным
автомобилем и их табельные номера:
т. _______________________ таб. N _____
т. _______________________ таб. N _____
Дата
опломбирования
|
Показания
спидометра
при
опломби-
ровании,
км
|
Основные
причины
переоплом-
бирования
спидометра,
гибкого
вала
(датчика)
|
N акта об
установлении
неисправности
спидометра
или гибкого
вала
(датчика) и
срыва пломбы
|
Фамилия
и N
клейма
лица,
произво-
дившего
опломби-
рование
|
Подпись
лица,
принявшего
автомобиль
после
опломби-
рования
|
Спидо-
метра
|
Гибкого
вала
(датчика)
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 3
Форма журнала
ЖУРНАЛ
учета выдачи и замены клейм
Номер
квартала
|
Наименование
цеха, участ-
ка, авто-
колонны,
филиала
|
Ф.И.О.
ответст-
венного
за
опломби-
рование
|
Номер
клейма
|
Дата
полу-
чения
|
Подпись
ответствен-
ного лица,
получившего
клеймо
|
Подпись
лица,
принявшего
клеймо
прошедшего
квартала
|
Приме-
чание
|
I.
|
|
|
|
|
|
|
|
II.
|
|
|
|
|
|
|
|
III.
|
|
|
|
|
|
|
|
IV.
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 4
АКТ
"____" _____________ 197_ г.
Мы, нижеподписавшиеся: дежурный механик
_______________________________
регулировщик
___________________________________
водитель
_______________________________________
составили
настоящий акт в том, что у автомобиля марки _____________________
гар. N ________________ вследствие
________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Спидометр опломбирован.
На основании Постановления Совета Министров
Союза ССР от 17.09.1947 за
N 3257 за
срыв пломбы и за умышленную поломку спидометра водитель
будет
привлекаться к
судебной ответственности.
Дежурный механик
________________
Регулировщик ____________________
Водитель ________________________
Опломбированный спидометр
принял водитель _______________
Приложение N 5
ЖУРНАЛ
учета ремонта и замены спидометрового
оборудования
Дата
подачи
заявки
|
Гос. номер или
гар. номер
автомобиля
|
Ф.И.О.
водителя
|
Модель
снятого
спидометра
|
Показания
снятого
спидометра
|
Перечень
выявленных
дефектов и объем
выполненных работ
|
Модель и N
установленного
спидометра
|
Показания
установленного
спидометра
|
Время выполнения
заявки
|
Подпись
водителя
|
Ф.И.О.
слесаря,
произво-
дившего
работу
|
Подпись
слесаря,
произво-
дившего
работу
|
начало
|
окончание
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 6
"____" _____________ 197_ г.
час. _________ мин.
________
АКТ
Мы, нижеподписавшиеся: работник
контрольно-ревизионной службы _________
_________________
и механик по спидометровому оборудованию
________________
в присутствии
водителя __________ автомобиля гар. N _____ табельный N ____
составили
настоящий акт о неисправности спидометрового
оборудования.
Заявление водителя
____________________________________________________
___________________________________________________________________________
Проверкой по наружному осмотру установлено:
1. Пломбы
_____________________________________________________________
2. Гибкие валы
________________________________________________________
3. Счетчик ____________________________________________________________
Заключение:
___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
При
разборке спидометрового оборудования
в присутствии водителя
установлено
следующее: ____________________________________________________
___________________________________________________________________________
Работник контрольно-ревизионной службы
________________________________
Механик по спидометровому
оборудованию ________________________________
Водитель
______________________________________________________________
Спидометр N
______
снят с показаниями
|
|
Поставлен
спидометр
N _____ с показаниями
|
|
Работу выполнил слесарь спидометрового
оборудования
___________________________
Проверил
___________________________
Работу принял водитель ___________________________