| На главную | Контакты | Поиск на текущей странице: "Ctr+F" |


       Содержание библиотеки:

 

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР

 

ПРИКАЗ

от 16 июля 1975 г. N 18

 

О РАБОТЕ С НАРОДНЫМИ ЗАСЕДАТЕЛЯМИ

 

Привлечение трудящихся к судебной деятельности всегда рассматривалось в нашей стране как одно из важных средств воспитания граждан "в деле самостоятельного, быстрого, делового участия их в надзоре за соблюдением законности" (В.И. Ленин), как действенная форма непосредственного участия общественности в решении задач укрепления социалистической законности и правопорядка.

Народными заседателями избираются лучшие представители рабочих, крестьян, служащих и интеллигенции. Жизненный и общественно-политический опыт народных заседателей служит важной предпосылкой высокого уровня осуществления правосудия, всестороннего исследования в судах материалов уголовных и гражданских дел, вынесения законного и справедливого решения или приговора.

Придавая важное значение работе с народными заседателями и руководствуясь постановлениями Партии и Правительства о дальнейшем укреплении социалистической законности, органы юстиции и суды стали больше уделять внимания повышению роли народных заседателей в осуществлении правосудия и предупреждении правонарушений. Они более активно участвуют в подготовке и проведении выборов народных заседателей, организации их учебы.

В большинстве судов созданы советы народных заседателей, призванные содействовать судебным органам в их профилактической деятельности, воспитании граждан в духе неуклонного исполнения советских законов.

Однако еще не все органы юстиции и суды в полной мере используют возможности института народных заседателей для улучшения судебной деятельности, повышения оперативности правосудия и его воспитательно-профилактического воздействия. Некоторые руководители органов юстиции и судов не проявляют должной заботы в создании народным заседателям надлежащих условий для успешного выполнения ими высокого государственного долга, не обеспечивают соблюдение установленных законом срока и очередности их участия в рассмотрении дел в судах, слабо организуют правовую учебу. Часть заседателей не приобщена к участкам работы, связанным с исполнением судебных решений и проведением воспитательно-предупредительных мероприятий в коллективах трудящихся.

В целях дальнейшего повышения роли народных заседателей в отправлении правосудия и профилактической деятельности судебных органов приказываю:

1. Министерствам юстиции, Верховным судам союзных и автономных республик, отделам юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов депутатов трудящихся, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и национальных округов, районным (городским) народным судам, военным трибуналам разработать и осуществить конкретные меры по улучшению организации работы с народными заседателями, рассматривая ее как одну из важнейших задач своей деятельности по повышению уровня правосудия.

2. Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и национальных округов, районным (городским) народным судам, а также военным трибуналам:

- обеспечить строгое соблюдение предусмотренных статьей 31 Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик очередности участия и срока, на который народные заседатели призываются для исполнения своих обязанностей в суде;

- создавать реальные возможности для тщательного изучения заседателями материалов каждого дела, подлежащего рассмотрению с их участием, учитывая, что знание материалов дела является не только непременным условием активного участия заседателей в осуществлении правосудия, но и дополнительной гарантией законности и обоснованности судебных приговоров и решений;

- оказывать народным заседателям необходимую помощь в ходе изучения материалов дел, давать им необходимые разъяснения и консультации;

- шире привлекать народных заседателей к профилактической деятельности судов и особенно к мероприятиям по правовому воспитанию граждан, контролю за перевоспитанием лиц, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, исполнению судебных решений;

- постоянно совершенствовать работу советов народных заседателей в целях повышения их организационно-методического влияния на улучшение всей деятельности народных заседателей;

- оказывать всемерное содействие народным заседателям в организации регулярных выступлений перед избравшими коллективами о проделанной работе в суде, обобщать высказанные избирателями критические замечания и предложения, используя их для устранения недостатков в работе судов;

- при содействии советов народных заседателей наладить систематическую учебу народных заседателей на семинарах, в народных университетах правовых знаний, путем создания тематических лекториев и др. При разработке учебных программ больше уделять внимания разъяснению актуальных вопросов судебной практики, изучению тех отраслей права, знание которых прежде всего необходимо народным заседателям для осуществления судебных функций; предусматривать организацию обмена опытом работы народных заседателей, посещение ими судебных процессов по уголовным и гражданским делам с последующим их обсуждением.

3. Министерствам юстиции союзных и автономных республик, отделам юстиции исполнительных комитетов краевых, областных и городских Советов депутатов трудящихся:

- обеспечить планирование работы с народными заседателями в каждом суде, а также в министерствах юстиции союзных и автономных республик, крайоблисполкомов; отделах юстиции;

- при проверках работы судов и обобщениях судебной практики уделять должное внимание ознакомлению с деятельностью народных заседателей, оказанию судам практической помощи в ее улучшении;

- постоянно анализировать состояние работы с народными заседателями, своевременно обобщать и распространять положительный опыт их деятельности по профилактике правонарушений и исполнению судебных решений;

- осуществлять практические меры по вовлечению народных заседателей в различные формы правового обучения, уделяя особое внимание юридической подготовке вновь избранных народных заседателей;

- разрабатывать примерные планы и методические пособия для занятий с народными заседателями на семинарах и в народных университетах правовых знаний;

- совместно с профсоюзными органами принимать меры к поощрению наиболее активных народных заседателей.

4. Направить рекомендации по вопросам работы с народными заседателями, разработанные Управлением общих судов Министерства юстиции СССР, министерствам юстиции и Верховным судам союзных и автономных республик, отделам юстиции исполнительных комитетов краевых, областных и городских Советов депутатов трудящихся, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и национальных округов, районным (городским) народным судам, а также военным трибуналам для использования в практической деятельности (рекомендации прилагаются).

5. Министрам юстиции и председателям Верховных судов союзных республик о выполнении настоящего Приказа информировать Министерство юстиции СССР в докладных записках по итогам работы за соответствующий год.

 

Министр юстиции СССР

В.И.ТЕРЕБИЛОВ

 

 

 

 

 

Приложение

к Приказу Министра юстиции СССР

от 16 июля 1975 г. N 18

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВОПРОСАМ РАБОТЫ С НАРОДНЫМИ ЗАСЕДАТЕЛЯМИ

 

I

 

Законом установлен двухгодичный срок полномочий народных заседателей районного (городского) народного суда, а в вышестоящих судах - пятилетний срок. Для заседателей районных (городских) народных судов его следует исчислять со дня составления исполнительным комитетом районного (городского) Совета депутатов трудящихся списков избранных народных заседателей. Для народных заседателей, избранных в Верховные суды союзных и автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей и национальных округов, этот срок исчисляется со дня их избрания на сессиях соответствующих Советов депутатов трудящихся.

В целях предотвращения возможности ошибочного привлечения народных заседателей старого состава к рассмотрению дел в суде председателям судов следует в исполнительном комитете Совета депутатов трудящихся своевременно получить списки вновь избранных народных заседателей и провести инструктаж с сотрудниками суда о порядке вызова народных заседателей.

Состав суда признается незаконным, если в него входят народные заседатели, хотя и избранные в установленном порядке, но в другой суд.

Заседатели исполняют свои обязанности в суде не более двух недель в году. Продление этого срока допускается лишь в случаях необходимости окончания рассмотрения дела, начатого с их участием. Каждое дело должно быть рассмотрено в одном и том же составе суда. Если кто-либо из заседателей по болезни или иным уважительным причинам не может продолжать участвовать в судебном заседании, он заменяется другим, и судебное разбирательство дела начинается сначала.

По делу, требующему продолжительного времени для его разбирательства, может быть приглашен запасный народный заседатель, который обязан присутствовать в зале судебного заседания с начала рассмотрения данного дела. В случае необходимости он заменяет выбывшего народного заседателя. Запасный народный заседатель приглашается одновременно с двумя другими заседателями, вместе с ними изучает дело, знакомится с соответствующим законодательством, и о его присутствии в зале судебного заседания сообщается при объявлении состава суда. Ему, как и другим судьям, может быть заявлен отвод, а при наличии оснований он обязан заявить самоотвод. Все действия, связанные с привлечением запасного народного заседателя, фиксируются в протоколе судебного заседания. Однако запасный народный заседатель, присутствуя в зале судебного заседания, не наделяется правом исследования доказательств, а также не может решать по существу вопросы, относящиеся к компетенции судей.

Необходимость привлечения запасных народных заседателей возникает чаще всего в практике краевых, областных, городских судов, Верховных судов союзных и автономных республик при рассмотрении сложных многоэпизодных дел с большим количеством обвиняемых и свидетелей и является не обязанностью, а правом суда.

 

II

 

В соответствии со статьей 31 Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик приглашение народных заседателей для участия в рассмотрении судебных дел производится в порядке очередности. Заседатели приглашаются по списку, составленному для данного суда.

Важно обеспечить, чтобы в период срока полномочий к выполнению своих обязанностей в суде привлекались все избранные народные заседатели. Неправильной является практика, когда формирование состава суда происходит с нарушением очередности по субъективному усмотрению председательствующего по делу судьи или секретаря судебного заседания.

Отступление от очередности вызова заседателей может иметь место только в случаях болезни, отсутствия заседателя в связи с отпуском, командировкой и др., а также в случаях, предусмотренных в соответствующих указаниях Министерства юстиции или Верховного Суда Союза ССР и министерств юстиции или Верховных судов союзных республик.

На основании списка некоторыми судами составляются календарные графики участия народных заседателей с указанием времени работы каждого заседателя для суда в целом или для судьи. График составляется на квартал и доводится до сведения народных заседателей и руководителей предприятий по месту работы заседателей.

Согласно Инструкции по делопроизводству в районном (городском) народном суде вызов народных заседателей возлагается на секретаря судебного заседания. Извещение необходимо направлять заранее с таким расчетом, чтобы заседатели явились в суд не позже чем за 1 - 2 дня до судебного разбирательства дел, подлежащих рассмотрению с их участием. Это позволит им заблаговременно ознакомиться с порядком работы народного суда, необходимым законодательным материалом, изучить дела, в рассмотрении которых им предстоит участвовать, а также получить у судей консультации по правовым вопросам.

О вызове народного заседателя целесообразно сообщить руководителю организации, предприятия, учреждения с таким расчетом, чтобы была реальная возможность заменить народного заседателя на производстве другим работником. Заседателю выдается справка о времени нахождения его в суде со ссылкой на закон о сохранении заработной платы по месту работы. Справка подписывается председателем суда или председательствующим по делу. Следует вести ежедневный учет работы народных заседателей в специальном журнале или картотеке. Выдача справки производится только на основании данных учета.

Председателям судов необходимо следить за выполнением требований закона о своевременном возмещении народным заседателям расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей в суде.

 

III

 

В Конституции СССР закреплен принцип независимости судей и подчинения их только закону. Поэтому народный заседатель, приступая к исполнению обязанности по осуществлению советского правосудия, должен быть осведомлен, что ни органы власти, ни должностные или иные лица не могут давать судьям указания о том, как разрешить то или иное судебное дело.

Народных заседателей следует ознакомить с основаниями и порядком отвода и самоотвода судей и народных заседателей. В связи с тем, что в состав суда не могут входить в качестве судьи и народных заседателей лица, являющиеся между собой родственниками, судебная практика исходит из того, что родственниками в этих случаях признаются лица, состоящие между собой в любой степени родства.

Перед тем, как народный заседатель будет включен в состав суда распорядительного или судебного заседания, ему разъясняются обстоятельства, исключающие возможность участия в рассмотрении дела. При наличии к тому препятствий он обязан заявить об этом председательствующему по делу.

Не исключена возможность заявления отвода судье, народному заседателю или составу суда в целом непосредственно в судебном заседании. Если отвод заявляется председательствующему по делу, то этот вопрос решают сами народные заседатели. Поэтому важно, чтобы до начала судебного заседания председательствующий ознакомил народных заседателей как с порядком разрешения ходатайства об отводе, так и с его процессуальным оформлением. Определение по этому вопросу обязательно излагается в письменной форме и оглашается в зале судебного заседания одним из народных заседателей.

В случаях, когда законом предусмотрено предание суду обвиняемых не единолично судьей, а в распорядительном заседании, народные заседатели принимают участие и в этой стадии уголовного процесса. Для обеспечения активного участия народных заседателей в разрешении всех вопросов в распорядительном заседании необходимо предоставлять им возможность выяснять у докладчика (судьи) все, что интересует их по делу, задавать вопросы прокурору, а также защитнику и обвиняемому, если указанные лица участвуют в этой стадии процесса.

Вместе с тем председательствующему необходимо предостеречь народных заседателей от преждевременной оценки доказательств по делу и признания виновности или невиновности подсудимого, так как предвзятость в решении этих вопросов может повлиять на объективность окончательных выводов по делу.

Осуществление правосудия в СССР предполагает активность народных заседателей в судебном процессе. В связи с этим народному заседателю должны быть созданы реальные возможности для тщательного изучения материалов дела, подлежащего рассмотрению с его участием, ознакомления с планом судебного разбирательства и уяснения возникающих правовых вопросов.

Организация изучения дел проходит под руководством председательствующего в определенной последовательности. Председательствующий разъясняет заседателям общие юридические вопросы, с учетом которых должно быть разрешено дело: состав преступления, предусмотренные законодательством смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, санкцию статьи и другие основные нормы права, которыми нужно руководствоваться при рассмотрении дела. При этом судья не должен давать оценку материалам подлежащего рассмотрению дела, а ограничивается лишь разъяснением текста и сути закона.

Необходимо также разъяснить права народных заседателей, которыми они могут пользоваться в ходе судебного следствия, в совещательной комнате, включая право на особое мнение.

Народным заседателям, призванным к рассмотрению гражданских дел, следует помочь разобраться в существе исковых требований, ознакомить с соответствующим законодательством, разъяснить процессуальные особенности гражданского судопроизводства.

В целях обеспечения всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела заседателю должна быть предоставлена полная возможность тщательно выяснить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, обстоятельства, уличающие и оправдывающие подсудимого, а также смягчающие или отягчающие его вину. Председательствующий исходит из того, что народный заседатель в ходе судебного заседания наравне с судьей имеет право задавать вопросы подсудимому, истцу, ответчику, свидетелю, потерпевшему, эксперту, принимать участие в исследовании вещественных и иных доказательств.

В соответствии с законом стороны вправе приносить замечания на протокол судебного заседания. Если председательствующий не согласен с замечаниями, то они рассматриваются составом суда коллегиально с участием судьи и хотя бы одного из заседателей, участвовавших в рассмотрении дела. Следует создать все условия в судебном заседании, чтобы народные заседатели при желании могли делать записи показаний участников процесса, а при постановлении приговора, решения или определения анализировать доказательства и свободно высказывать свое мнение, основанное на внутреннем убеждении.

В совещательной комнате председательствующий четко формулирует вопросы, которые подлежат обсуждению с тем, чтобы на них мог быть дан определенный утвердительный или отрицательный ответ. При этом народные заседатели должны быть осведомлены, что никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Чтобы народные заседатели свободно высказали мнение, не оказавшись под авторитетным влиянием судьи, недопустимо, чтобы председательствующий подавал свой голос до того, как высказались, проголосовали народные заседатели.

Народный заседатель, не согласившийся с решением остальных судей по тому или иному вопросу, вправе (а по УПК Грузинской и Армянской ССР - обязан) изложить свое особое мнение тут же в совещательной комнате в письменном виде, которое не объявляется при провозглашении приговора, но приобщается к делу. Председательствующий в этом случае может оказать необходимую помощь в оформлении особого мнения народному заседателю путем разъяснения ему процессуальных и иных вопросов.

Периодическое изучение и обобщение дел, в которых имеются особые мнения народных заседателей, может служить важным подспорьем в организации их учебы, средством воспитания высокой ответственности заседателей, умелого использования на практике предоставленных им прав в процессе. Необходимо доводить до сведения народных заседателей результаты обобщений по делам с их особыми мнениями и на конкретных примерах показывать, какую роль в обеспечении законности играет основанная на глубоком знании дела, принципиально отстаиваемая народными заседателями позиция.

Закон требует сохранения тайны совещания судей. Нарушение данного порядка влечет за собой отмену приговора или решения. Народные заседатели должны быть информированы о недопустимости разглашения суждений, имевших место во время совещания. Это создает реальные условия свободного обмена мнениями и вынесения решения по внутреннему убеждению судей.

Народным заседателям может быть предоставлена возможность знакомиться с кассационными жалобами и протестами, а также с определениями вышестоящих судов по делам, рассмотренным с их участием.

 

IV

 

На судей, помимо участия в рассмотрении уголовных и гражданских дел, возложены пропаганда правовых знаний и правовое воспитание населения, контроль за исполнением частных (особых) определений судов, за лицами, условно осужденными, условно-досрочно освобожденными или отбывающими по приговору суда меры наказания, не связанные с лишением свободы; контроль и руководство деятельностью судебных исполнителей по исполнению судебных решений; оказание правовой помощи товарищеским судам и др.

Практика работы судов показывает, что привлечение народных заседателей с их общественным авторитетом и жизненным опытом к осуществлению указанных функций значительно повышает эффективность и воспитательное значение правосудия. Обобщение имеющегося опыта свидетельствует о целесообразности организации этой работы через советы народных заседателей, т.е. добровольные, общественные организации при соответствующем суде.

Конкретные формы и методы работы таких советов могут быть различными, они определяются актуальностью тех или иных проблем, стоящих перед каждым районным (городским) народным судом, областным, краевым судом, судом автономной области и национального округа, а также Верховным судом союзной или автономной республики. Большинство советов строят свою работу по предметному принципу с созданием в его составе секций. В некоторых советах секции создаются по территориальному или производственному принципу. Однако главное состоит в том, чтобы в работе советов участвовала не только их инициативная группа, а подавляющее большинство народных заседателей.

Из итогов проведенных проверок и обобщений видно, что советы народных заседателей могут серьезно содействовать судам в их деятельности по укреплению социалистической законности, предупреждению и искоренению преступлений и иных правонарушений, воспитанию граждан в духе неуклонного исполнения советских законов и уважения правил социалистического общежития.

С учетом накопленного опыта представляется целесообразной организация следующих секций:

повышения уровня юридической подготовки народных заседателей; содействия исполнению судебных решений в части имущественных взысканий; по контролю за выполнением частных (особых) определений; по контролю за перевоспитанием несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также условно осужденных, переданных на перевоспитание в коллективы трудящихся; по содействию организации пропаганды правовых знаний и правового воспитания граждан. В зависимости от объема работы и количества народных заседателей могут создаваться и другие секции.

Имеющийся опыт показывает, что советы народных заседателей по согласованию с председателями судов также могут проводить следующую работу:

- организовывать лекции, семинары, консультации для народных заседателей по вопросам применения советского законодательства, принимать участие в разработке тематики этих занятий, вести учет посещаемости ими занятий в университетах правовых знаний и постоянно действующих семинарах;

- заслушивать сообщения руководителей секций и отдельных народных заседателей об их работе и давать рекомендации по ее улучшению;

- осуществлять обмен положительным опытом работы секций и отдельных народных заседателей;

- осуществлять проверку правильности и своевременности исполнения судебных решений, находящихся на исполнении в бухгалтериях предприятий, учреждений и организаций;

- содействовать проведению выступлений народных заседателей перед избравшими их коллективами.

Работу совета целесообразно проводить по плану, согласованному с председателем суда (судьей) и утвержденному на его заседании.

 

V

 

Своевременное информирование населения о деятельности суда, а также судей и народных заседателей - важная организационно-политическая задача.

Из года в год расширяется участие трудящихся в осуществлении правосудия, повышается их активность. Регулярные выступления народных заседателей перед избравшими их коллективами являются одним из свидетельств демократизма советского суда, его связи с народом и подконтрольности судей народу.

Разумеется, содержание выступления народных заседателей не может не отличаться от отчетов народных судей перед избирателями. Народный заседатель отчитывается только за свою деятельность в суде, поскольку он по характеру возложенных на него обязанностей не в состоянии знать работу суда в целом.

В своих выступлениях народные заседатели обычно информируют избравшие их коллективы о делах, рассмотренных судом с их участием, об их усилиях по профилактике правонарушений и исполнению судебных решений. Такие выступления могут иметь большое воспитательное профилактическое значение, если будут увязываться с некоторыми общими вопросами борьбы за укрепление социалистической законности. В этой связи с учетом уровня общей и юридической подготовки народного заседателя целесообразно вооружить его перед выступлением необходимыми справочными данными о состоянии правопорядка, ориентировать по насущным задачам, стоящим перед общественностью и коллективами трудящихся. Отчетные выступления призваны воспитывать у присутствующих уважение к закону и правилам социалистического общежития, содействовать укреплению трудовой дисциплины на производстве, активизации граждан в борьбе с правонарушениями. При необходимости судья оказывает конкретную помощь заседателям в подготовке выступлений. Заслуживает внимания практика тех народных судов, где в планы учебных мероприятий с новым составом народных заседателей включаются специальные беседы о содержании такого выступления и наиболее целесообразной последовательности его изложения. Немалой помощью является постановка на семинарах сообщений наиболее опытных народных заседателей о своей практике подготовки и проведения выступлений в коллективах трудящихся.

В целях обеспечения должной организации выступления народного заседателя в общественные организации коллектива, где он избран, целесообразно своевременно направить письмо председателя районного (городского) народного суда, в котором кратко сообщить о деятельности народного заседателя и высказать рекомендацию о проведении его выступления перед коллективом. Учет таких выступлений осуществляет суд или совет народных заседателей, что же касается организации собрания (выбор времени и места, извещение избирателей, обеспечение их явки и другие мероприятия), то она осуществляется представителями коллектива, избравшего заседателя. В ряде случаев целесообразно присутствие на таких выступлениях народных судей, особенно, когда может возникнуть необходимость ответить на затруднительные для заседателей вопросы. В принципе является приемлемой и такая практика, когда выступления народных заседателей проводятся по планам, составленным судами совместно с общественными организациями производственных коллективов.

Особое внимание необходимо уделять обобщению предложений и критических замечаний в адрес судов, своевременному реагированию на них, принятию действенных мер к устранению недостатков в судебной работе.

 

VI

 

Народный заседатель, не будучи юристом, нуждается при разрешении уголовных и гражданских дел в определенном минимуме правовых знаний. Прежде всего ему следует дать ясное представление о правах и обязанностях народного заседателя, значении всех процессуальных действий в суде для достижения истины; об основных положениях доказательственного права, недопустимости постановки наводящих вопросов; об обязанности основывать выводы на достоверно установленных фактах и т.п.

В настоящее время правовая подготовка народных заседателей осуществляется, главным образом, в двух формах - непосредственно в суде и в народных университетах правовых знаний. При любой форме учебы важно составить программу занятий, обеспечив целенаправленность и последовательность в овладении основными вопросами законодательства. Наряду с чтением лекций следует предусмотреть проведение семинарских занятий, где изучение нормативного материала более тесно увязывать с применением его на конкретных примерах судебной практики. Шире практиковать посещение судебных процессов по уголовным и гражданским делам с последующим разбором и обсуждением их результатов. В ходе учебы полезно иметь наглядные пособия и методические разработки по тем или иным вопросам советского законодательства или деятельности суда. Например, усвоение правового материала может существенно облегчиться, если будут использованы схемы, демонстрирующие структуру советской судебной системы, ход уголовного и гражданского процесса на всех его стадиях и т.п.

Народных заседателей Верховных, краевых и областных судов, проживающих в различных населенных пунктах, желательно привлекать к занятиям, проводимым народными судами по месту их жительства.

 

* * *

 

Обеспечение активного участия народных заседателей в отправлении правосудия, воспитании граждан в духе глубокого уважения к требованиям правовых норм - важная государственная задача, требующая повседневного внимания со стороны судов и органов юстиции.

 

Управление общих судов

Министерства юстиции СССР

 

 







Яндекс цитирования



Интернет архив законодательства СССР. Более 20000 нормативно-правовых актов.
СССР, Союз Советских Социалистических республик, Советская власть, законодательство СССР, Ленин, Сталин, Маленков, Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев, история СССР.

© LibUSSR.RU, 2011 - 2024